проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой
Проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой
10 ноября 2017 года — Иван Бунин получил Нобелевскую премию
Иван Бунин. Непревзойденный стилист, аристократ в русской литературе, мастер слова и стиля.
Психолог, давал точные, меткие и даже хлесткие портреты своих коллег.
Бунин был не капризен и неуживчив, он был умен.
Надо сказать, что гениальный писатель и выдающийся стилист был невысокого мнения о своих соратниках по литературе. Судите сами:
1. Владимир Владимирович Маяковский — «самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства».
2. Исаак Бабель — «один из наиболее мерзких богохульников».
3. Марина Ивановна Цветаева — «с ее непрекращающимся всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах».
4. Сергей Александрович Есенин — «проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой!»
5. Анатолий Борисович Мариенгоф — «пройдоха и величайший негодяй».
6. Максим Горький — «чудовищный графоман».
7. Александр Александрович Блок — «нестерпимо поэтичный поэт. Дурачит публику галиматьей».
8. Валерий Яковлевич Брюсов — «морфинист и садистический эротоман».
9. Андрей Белый — «про его обезьяньи неистовства и говорить нечего».
10. Владимир Набоков — «мошенник и словоблуд (часто просто косноязычный)».
11. Константин Дмитриевич Бальмонт — «буйнейший пьяница, незадолго до смерти впавший в свирепое эротичское помешательство».
12. Максимилиан Волошин — «толстый и кудрявый эстет».
13. Михаил Кузмин — «педераст с полуголым черепом и гробовым лицом, раскрашенным как труп проститутки».
14. Леонид Андреев — «запойный трагик».
15. Зинаида Гиппиус — «необыкновенно противная душонка».
16. Велимир Хлебников — «довольно мрачный малый, молчаливый, не то хмельной, не то притворяющийся хмельным».
А что, Толстой, в своих дневниках не писал про других, ещё ядовитее? А Горький, по свидетельствам близких, не говорил непечатное?
К примеру, Л. Толстой не выносил творчество Шекспира и называл его ничтожным, Бродский терпеть не мог Евтушенко, Достоевский презирал Тургенева и называл его дрянным человеком, а Тургенев в свою очередь, именовал Достоевского прыщом на носу литературы, деликатный Чехов высказался о том, что его смущает нескромность в произведениях Достоевского, а Набоков уничижительно заклеймил столько писателей, что устанешь перечислять, назову только двоих: самое безобидное, что он сказал о Достоевском — полное отсутствие вкуса и о Горьком — потрясающая посредственность. Ахматова и Цветаева были, мягко говоря, друг — другу несимпатичны, но Цветаева публично это не показывала и даже делала подарки Ахматовой, которая демонстративно их выбрасывала. Маяковский был в конфронтации со всеми — упомяну только Есенина и Булгакова. Стоит почитать дневники писателей, их прижизненные заметки и записки и тогда многим не пришлось бы возмущаться и негодовать, открыв для себя «Америку.»
Раздать Нобелевскую премию — это поступок. Высказывался не анонимно из-за угла, а прямо. А Некрасов, выигрывавший состояния за один вечер, мог бы выйти к крестьянам — «Вот парадный подъезд…» и дать, хотя бы по пятёрке иль червонцу на брата. Нет. Стишок проще
Собственное мнение может и должен иметь каждый, даже если это мнение субъективно.
Иван Бунин о современниках
10 ноября 1917 года — Иван Бунин получил Нобелевскую премию
Иван Бунин. Непревзойденный стилист, аристократ в русской литературе, мастер слова и стиля.
Психолог, давал точные, меткие и даже хлесткие портреты своих коллег.
Бунин был не капризен и неуживчив, он был умен.
Надо сказать, что гениальный писатель и выдающийся стилист был невысокого мнения о своих соратниках по литературе. Судите сами:
1. Владимир Владимирович Маяковский — «самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства».
2. Исаак Бабель — «один из наиболее мерзких богохульников».
3. Марина Ивановна Цветаева — «с ее непрекращающимся всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах».
4. Сергей Александрович Есенин — «проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой!»
5. Анатолий Борисович Мариенгоф — «пройдоха и величайший негодяй».
6. Максим Горький — «чудовищный графоман».
7. Александр Александрович Блок — «нестерпимо поэтичный поэт. Дурачит публику галиматьей».
8. Валерий Яковлевич Брюсов — «морфинист и садистический эротоман».
9. Андрей Белый — «про его обезьяньи неистовства и говорить нечего».
10. Владимир Набоков — «мошенник и словоблуд (часто просто косноязычный)».
11. Константин Дмитриевич Бальмонт — «буйнейший пьяница, незадолго до смерти впавший в свирепое эротичское помешательство».
12. Максимилиан Волошин — «толстый и кудрявый эстет».
13. Михаил Кузмин — «педераст с полуголым черепом и гробовым лицом, раскрашенным как труп проститутки».
14. Леонид Андреев — «запойный трагик».
15. Зинаида Гиппиус — «необыкновенно противная душонка».
16. Велимир Хлебников — «довольно мрачный малый, молчаливый, не то хмельной, не то притворяющийся хмельным».
А что, Толстой, в своих дневниках не писал про других, ещё ядовитее? А Горький, по свидетельствам близких, не говорил непечатное?
К примеру, Л. Толстой не выносил творчество Шекспира и называл его ничтожным, Бродский терпеть не мог Евтушенко, Достоевский презирал Тургенева и называл его дрянным человеком, а Тургенев в свою очередь, именовал Достоевского прыщом на носу литературы, деликатный Чехов высказался о том, что его смущает нескромность в произведениях Достоевского, а Набоков уничижительно заклеймил столько писателей, что устанешь перечислять, назову только двоих: самое безобидное, что он сказал о Достоевском — полное отсутствие вкуса и о Горьком — потрясающая посредственность. Ахматова и Цветаева были, мягко говоря, друг — другу несимпатичны, но Цветаева публично это не показывала и даже делала подарки Ахматовой, которая демонстративно их выбрасывала. Маяковский был в конфронтации со всеми — упомяну только Есенина и Булгакова. Стоит почитать дневники писателей, их прижизненные заметки и записки и тогда многим не пришлось бы возмущаться и негодовать, открыв для себя «Америку.»
Раздать Нобелевскую премию — это поступок. Высказывался не анонимно из-за угла, а прямо. А Некрасов, выигрывавший состояния за один вечер, мог бы выйти к крестьянам — «Вот парадный подъезд…» и дать, хотя бы по пятёрке иль червонцу на брата. Нет. Стишок проще
Собственное мнение может и должен иметь каждый, даже если это мнение субъективно.
Иван Бунин
высказывания нобелевского лауреата Бунина о соратниках:
1. Владимир Владимирович Маяковский — «самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства»
2. Исаак Бабель — «один из наиболее мерзких богохульников»
3. Марина Ивановна Цветаева — «Цветаева с её непрекращающимися всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах»
4. Сергей Иванович Есенин — «проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой!»
5. Анатолий Борисович Мариенгоф — «пройдоха и величайший негодяй»
6. Максим Горький — «чудовищный графоман»
7. Александр Александрович Блок — «нестерпимо поэтичный поэт. Дурачит публику галиматьей»
8. Валерий Яковлевич Брюсов — «морфинист и садистический эротоман»
9. Андрей Белый — «про его обезъяньи неистовства и говорить нечего»
10. Владимир Набоков — «мошенник и словоблуд (часто просто косноязычный)»
11. Константин Дмитриевич Бальмонт — «буйнейший пьяница, незадолго до смерти впавший в свирепое эротичское помешательство»
12. Максимилиан Волошин — «толстый и кудрявый эстет»
13. Михаил Кузмин — «педераст с полуголым черепом и гробовым лицом, раскрашенным как труп проститутки»
14. Леонид Андреев — «запойный трагик»
15. Зинаида Гиппиус — «необыкновенно противная душонка»
16. Велимир Хлебников — «Довольно мрачный малый, молчаливый, не то хмельной, не то притворяющийся хмельным»
Когда-то давно был популярен такой анекдот, который, как говорят, был любимым анекдотом Ивана Алексеевича Бунина.
В одном купе поезда оказались мужчина и семейная пара. Как только все уселись, жена начала беспрестанно изводить своего мужа замечаниями, упреками, колкостями и обвинениями. Муж все это терпел, а их попутчик молча наблюдал за происходящим. Через час-другой мужчины вышли в тамбур покурить. — Боже мой! — воскликнул нечаянный свидетель проявлений семейных отношений. — Совершенно очевидно, что ваша жена невротична и нуждается в помощи. Знаете, у меня в Таганроге есть знакомый психотерапевт; я могу вам его порекомендовать. Он берет двести рублей за сеанс. — Благодарю вас, сударь, за любезное предложение, — вежливо ответил муж. — Мы едем в Тамбов: там ее убьют всего за сто.
Каждый рассказ Бунина кажется написанным так, словно он единственный, другого не было и не будет
«Тихая, мимолётная и всегда нежно-красивая грусть, грациозная, задумчивая любовь, меланхолическая, но лёгкая, ясная «печаль минувших дней» и, в особенности, таинственное очарование природы, прелесть её красок, цветов, запахов – вот главнейшие мотивы поэзии г. Бунина. И надо отдать справедливость талантливому поэту, он с редкой художественной тонкостью умеет своеобразными, ему одному свойственными приёмами передавать своё настроение, что заставляет впоследствии и читателя проникнуться этим настроением поэта и пережить, перечувствовать его».. И. Куприн
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой
Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя. Душа успокаивается и начинает находить хорошее там, где совсем этого не ожидала.
«Памяти»
Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель
Бегут кресты — раскинутые руки.
Я слушаю задумчивую ель —
Певучий звон… Все — только мысль и звуки!
То, что лежит в могиле, разве ты?
Разлуками, печалью был отмечен
Твой трудный путь. Теперь их нет. Кресты
Хранят лишь прах. Теперь ты мысль. Ты вечен
Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,
Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.
Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.
… показать весь текст …
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой
Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: разлюбила — и стал ей чужой.
Люди постоянно ждут чего-нибудь счастливого, интересного, мечтают о какой-нибудь радости, о каком-нибудь событии. Этим влечет и дорога. Потом воля, простор… новизна, которая всегда празднична, повышает чувство жизни, а ведь все мы только этого и хотим, ищем во всяком сильном чувстве. Жизнь и должна быть восхищением …
— Куда идешь? — Иду к врачу.
— И что несешь? — Свою мочу!
— А ты куда идешь, чудак? — И я к врачу, несу коньяк.
Себя вопросом озадачь: Кому скорей поможет врач?! 😉
—
Уходит старый врач, оставляя практиканта. Через некоторое время возвращается
— Что происходило в мое отсутствие?
— Все прошло хорошо. Троих вылечил.
— А если подробнее.
— Первый со сломанной ногой пришел, ходить, говорит, вообще не могу.
— А ты?
— А я ему пургена дал. Hу он сначала ковылял, ковылял, потом костыли отбросил и как…
… показать весь текст …
« Всё и все, кого мы любим, есть наша мука,-чего стоит один этот вечный страх потери любимого!»
Октябрьский рассвет
Осень.
Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст, и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне —
… показать весь текст …
Шла сиротка пыльной дорогой,
На степи боялась заблудиться.
Встретился прохожий, глянул строго,
К мачехе велел ей воротиться.
Долгими лугами шла сиротка,
Плакала, боялась темной ночи.
Повстречался ангел, глянул кротко
И потупил ангельские очи.
По пригоркам шла сиротка, стала
Подниматься тропочкой неровной.
Встретился Господь у перевала,
Глянул милосердно и любовно.
… показать весь текст …
Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за всё, что ты дала мне на земле.
Когда кого-то любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что тебя может не любить тот, кого любишь ты.
Женщина очень похожа на человека и живёт рядом с ним.
&
Итак, высказывания нобелевского лауреата Бунина о соратниках:
1. Владимир Владимирович Маяковский — «самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства»
2. Исаак Бабель — «один из наиболее мерзких богохульников»
3. Марина Ивановна Цветаева — «Цветаева с её непрекращающимися всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах»
4. Сергей Иванович Есенин — «проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой!»
5. Анатолий Борисович Мариенгоф — «пройдоха и величайший негодяй»
6…
… показать весь текст …
«Белый олень»
Едет стрелок в зеленые луга,
В тех ли лугах осока да куга,
В тех ли лугах все чемер да цветы,
Вешней водою низы налиты.
— Белый Олень, 3олотые Рога!
Ты не топчи заливные луга.
Прянул Олень, увидавши стрелка,
Конь богатырский шатнулся слегка,
Плеткой стрелок по Оленю стебнул,
Крепкой рукой самострел натянул,
Да опустилась на гриву рука:
Белый Олень, погубил ты стрелка!
— Ты не стебай, не стреляй, молодец,
… показать весь текст …
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
… показать весь текст …
Песня
Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза.
Помню, помню нежный,
Безмятежный лен.
Да далеко где-то
Зацветает он.
Помню, помню чистый
И лучистый взгляд.
Да поднять ресницы
Люди не велят.
… показать весь текст …
Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных —
И зал плывет, плывет в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный —
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
У нас нет чувства своего начала и конца. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился.
Если бы не сказали, я бы теперь и понятия не имел о своем возрасте, — тем более, что я еще совсем не ощущаю его бремени, — и, значит, был бы избавлен от мысли, что мне будто бы полагается лет через десять или двадцать умереть.
За что Бунин ненавидел Есенина (ЖЖ «Угасшие звезды»)
Источник https: //ygashae-zvezdu.livejournal.com
ЗА ЧТО БУНИН НЕНАВИДЕЛ ЕСЕНИНА
Иван Бунин (1870-1953), один из великих писателей земли Русской.
Это сейчас. А при жизни Бунину все время приходилось доказывать, что он входит в первый ряд литераторов.
Любовь читателя к Бунину была тихой, без нервной экспрессии завалить цветами. Для Бунина оказалась недосягаемой прижизненная слава Горького, Леонида Андреева, Куприна, это бы ладно, но даже Арцыбашева приветствовали шумнее, о Вербицкой говорили больше. Представляете момент, когда Бунин согласился выступить вместо заболевшего звездной болезнью писателя Юшкевича, а публика устремилась из зала сдавать билеты. А ведь было.
Бунин не вписывался в ситуацию Серебряного века, когда литература смыкалась с эстрадой и в раскрутке писателей все чаще звучали слова: «Скандал», «Запрещено цензурой-дурой», «Принимаю поклонниц по будням с 2-х до 5-ти». Молча улыбаться несправедливой, как он чувствовал, славе, Бунин не собирался, выбрав тактику нападения. Один из последних писателей, чей талант успели признать гиганты Лев Толстой и Чехов, объявил себя хранителем нравов классической литературы, костеря успешных модернистов огулом.
По верному замечанию Корнея Чуковского, Бунин ощущал себя единственным праведником, очутившимся среди преуспевающих грешников.
Особенно уязвимым был Иван Алексеевич в плане поэзии. Книги рассказов расходились, а получивший Пушкинскую премию сборник стихов «Листопад» валялся нераспроданным на фоне разлетающихся тиражей Бальмонта, Блока, Брюсова.
С годами желчь Бунина прогрессировала, а уж когда писатель оказался в эмиграции во враги попала масса литераторов, принявших революцию. Бунин исходил злобой на Блока за «Двенадцать», на Брюсова за сотрудничество с властями, на Бабеля и Пильняка, Маяковского и Есенина.
Вот на неприятии Буниным Есенина остановимся подробней.
Если встреч с Ахматовой Есенин добивался, то встреч с Буниным не искал. Правильная, холодная, академическая, лишенная шока и трепета «деревенская» поэзия Бунина не интересовала рязанского Леля решительно. Насмотревшись в Суриковском кружке на замшелых певцов родной земли, он сделал решительную ставку на модерн.
Бунин тоже долго не замечал Есенина. Создается впечатление, что он зафиксировался на Сергее Александровиче только после заграничного вояжа последнего, ошалев от газетных публикаций не о поэзии самородка, а о трактирном поведении его.
Лучше всего претензии старшего товарища сформулированы в стихотворении Дона Аминадо, которое Бунин процитировал в статье «Самородки».
Но все это позже, а пока Бунин недобро упомянет Есенина в рассказе «Несрочная весна» (1923). Герой рассказа, столкнувшись со старыми стихами:
— «долго стоял очарованный: какой ритм и какая прелесть, грация, танцующий перелив чувств! Теперь, когда от славы и чести Державы Российской остались только «пупки», пишут иначе: «Солнце, как лужа кобыльей мочи. ».
Здесь явный отсыл к строке Есенина из поэмы «Кобыльи корабли»: «Даже солнце мерзнет, как лужа, которую напрудил мерин».
Осенью 1925 года, к годовщине смерти Алексея Константиновича Толстого, Бунин написал статью «Инония и Китеж», где всячески превознося Толстого, лягал Есенина. Прицепившись к строчкам: «Проклинаю дыхание Китежа, обещаю вам Инонию…» Бунин доказывал, что мессианство Есенина смехотворно.
«Я обещаю вам Инонию!» — Но ничего ты, братец, обещать не можешь, ибо у тебя за душой гроша ломаного нет, и поди-ка ты лучше проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой! А главное, все-то ты врешь, холоп, в угоду своему новому барину!»
ЕСЕНИН С ДУНКАН ЗА ГРАНИЦЕЙ
«…с посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность. …все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить».
«Самородки» он заорал, призывая всех опомниться:
«Вот в Москве было нанесено тягчайшее оскорбление памяти Пушкина (— вокруг его памятника обнесли тело Есенина, — то есть оскорбление всей русской культуре). А как отнеслась к этому русская эмиграция? Отнеслась как к делу должному, оскорбления никакого не усмотрела. Большинство пошло даже гораздо дальше: стало лить горчайшие слезы по «безвременно погибшей белой березке», в каковую превратило оно Есенина, произведя этого маляра (правда, от природы весьма способного) чуть не в великого художника…»
Памятуя, что Есенин теперь в глазах эмигрантов становится, помимо всего прочего, жертвой Советской власти, Бунин пытается его от Советов отделить, мол, «сам дурак».
«Большевистской власти, конечно, было очень приятно, что Есенин был такой хам и хулиган, каких даже на Руси мало, что «наш национальный поэт» был друг-приятель и собутыльник чекистов. …Но что ж с того, что большевикам все это было приятно? Тем хуже для Есенина. Он талант, трагическая натура, и посему ему все прощается? Но талант у него был вовсе не такой, чтобы ему все прощать, а «трагедия» его стара, как кабаки и полицейские участки. Ведь и до Есенина … пели: «Я мою хорошую в морду калошею», и во веки веков процветала на Руси белая горячка, в припадках которой и вешаются, и режутся. И думаю, что всё это отлично знают все проливающие слезы над «погибшей белой березой».
Даже через десятилетия после смерти Есенина Бунин не мог успокоиться. Как прикажете быть спокойным, если имя ненавистного самородка никак не поглотит Лета? В «Автобиографических заметках» Бунин попытался проехаться и по стихам.
Дело происходит в мае, в саду, — откуда же взялась полынь, запах которой, как известно, сухой, острый, а вовсе не липкий, а если бы и был липкий, то не мог бы «веять»?
Здесь Бунин прокололся, слишком много поведав о себе. В неправильности Есенина бьет музыка ушедших усадеб, а в ботанически безошибочных стихах Бунина музыки часто нет. У Есенина черемуха, у его оппонента гербарий.
Когда журналист Александров, покоробленный «Автобиографическими заметками», попробовал защитить Есенина, Бунин опубликовал отповедь: «Мы не позволим», где опять нудел: «Память, которую оставил по себе Есенин как человек, далеко не светла».
И не остановившись на этом, прислал редактору газеты «Новое русское слово», напечатавшую статью Александрова, письмо, где похвалился, что может загнуть, как Есенин:
«Я нынче тоже написал, как именно Есенин возвращается к маме и папе — написал a la Есенин.