прошу принять меня на работу на должность бухгалтера
Заявление о приёме на работу
Закон не предусматривает при устройстве на работу заявления по единому строго установленному образцу. Более того, законодательство вообще не предъявляет к работникам требования в обязательном порядке писать заявление о приеме на работу – сегодня этот документ вполне может заменить заключение трудового договора. Однако сложившаяся действительность диктует свои правила.
В первую очередь факт написания такого заявления фиксирует добровольное волеизъявление человека, что в свою очередь помогает в дальнейшем уберечь работодателя и подчиненного от взаимных претензий и выяснения отношений в суде.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Как правильно оформить заявление
При трудоустройстве писать такое заявление можно в свободной форме. Правда, стоит отметить, что иногда крупные организации разрабатывают свои унифицированные бланки, но это скорее исключение, нежели правило.
Для оформления заявления на трудоустройство следует взять лист формата А4. Заполнить его можно как от руки, так и на компьютере в единственном экземпляре, главное, чтобы внизу готового документа стояла «живая» личная подпись. В заявлении обязательно нужно указать название компании, в которой планирует работать человек, а также дату, с которой он имеет желание приступить к своим рабочим обязанностям.
К заявлению прикладываем несколько документов, без которых трудоустройство не может состояться. Это:
Инструкция по оформлению заявления на трудоустройство
Стандарт заявления о приеме на работу по правилам делопроизводства не имеет никаких особенностей.
Справа в верхнем углу пишут:
Далее вписываются фамилия, имя и отчество претендующего на ту или иную должность человека.
Чуть ниже, посередине листа следует написать название документа, в данном случае это будет слово «заявление» с прописной (маленькой) буквы и поставить точку.
Затем пишут то, ради чего собственно и создается документ: просьба о приеме на работу. Здесь указываем:
В завершение нужно поставить подпись и дату составления документа.
Следует помнить о том, что такая расписка автоматически перекладывает ответственность за все, что происходит во время рабочего процесса с работодателя на сотрудника.
В некоторых случаях к обычному тексту заявления специалисты кадровых служб просят сделать приписку о том, что будущий работник был проинформирован о своих правах и обязанностях на рабочем месте, а также проинструктирован по технике безопасности и противопожарной безопасности и ознакомлен с коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
Действия после написания заявления
После того, как заявление составлено, его необходимо передать специалисту кадрового отдела. Он в свою очередь представит его на рассмотрение руководителю, и если того устроит кандидатура соискателя, то заявление будет подписано и проштамповано. Обычно на этом этапе никаких непредвиденных заминок не происходит, поскольку до написания заявления дело доходит, как правило, только тогда, когда соискатель успешно проходит все предыдущие уровни.
Поэтому в качестве резолюции начальник обычно пишет «Принять на работу» и указывает дату, с которой новый подчиненный может приступить к своим должностным обязанностям.
Завершающий этап после оформления заявления – издание на основании него соответствующего приказа, который также уходит на подпись руководителю. После подписания приказа сотруднику присваивается индивидуальный табельный номер, сведения о нем вносятся в личную карточку, а также соответствующая запись о приеме на работу указывается в трудовой книжке.
Заявление о приеме на работу иностранного гражданина
При установлении трудовых отношений с подданным другого государства все документы следует заполнять на русском языке. Порядок трудоустройства иностранцев и перечень необходимых документов содержится в соответствующих нормативных документах. Бланки для регистрации в РФ, уведомления о прибытии, заявления о выдаче патента на работу, а также уведомления ФФОМС о принятии на работу иностранного гражданина являются типовыми, утвержденными специальными приказами и постановлениями. Главное, правильно их заполнить, а еще проверить наличие всей необходимой для трудоустройства документации, особенно патента или разрешения на работу.
Заявление о приеме на работу – по закону не обязательный элемент оформления сотрудника, ТК не обязывает работодателя иметь этот документ, рано как и требовать его при проверках соответствующими органами. Но отечественная практика трудоустройства сделала написание заявления привычной нормой. которая соблюдается практически повсеместно.
Для иностранца оно будет таким же, как и для российского работника, по форме заявления принципиально не различаются.
Писать его следует от руки, на обычном листе формата А-4. Как и другие заявления, оно должно содержать обязательные элементы:
Генеральному директору
ООО «Аплодисменты»
Р.В. Марченковскому
от Антонио Лионелло,
гражданина Евросоюза (Италия)
Прошу принять меня на работу в ООО «Аплодисменты» на должность режиссера-постановщика с 10 марта 2017 года.
07.03.2017 г. /Лионелло/ А. Лионелло
Заявление о приёме на работу с испытательным сроком
Законодательство РФ требует обязательного упоминания об установлении испытаний при приеме на работу в тексте договора при заключении трудовых отношений. Это значит, что сотрудник с самого начала проинформирован об условиях испытательного срока и согласен с ними. Логично, чтобы при написании заявления об этом существенном обстоятельстве в нем было упомянуто, хотя ТК Российской Федерации и не обязывает этого делать, как и вообще писать заявление о трудоустройстве. Однако, сложившаяся практика предусматривает написание такого документа и его устоявшуюся форму.
Помимо обязательных элементов в таком заявлении правомерно указать:
Генеральному директору
ООО «Констанция»
П.Р. Зарубинскому
от Нарышкиной Александры Павловны
Прошу принять меня с 12.10.2016 года в ООО «Констанция» на должность администратора с должностным окладом в 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в месяц с испытательным сроком длительностью 3 (три) месяца.
11.10.2016 г. /Нарышкина/ А.П. Нарышкина
Заявление о приеме на работу в порядке перевода
Сотрудник может переводиться на другую должность как внутри своей организации, так и к другому работодателю. Для этого он сначала пишет заявление на увольнение, прилагая к нему запрос с нового места работы, а затем оформляется на новое место, также начиная с заявления. Форма такого заявления обычна и лишь дополнительно содержит сведения об особом порядке трудоустройства сотрудника. Лучше, если в тексте заявления будет четкое указание о месте предыдущей занятости, откуда осуществляется перевод. Если перевод происходит с должности на должность у одного и того же работодателя, можно указать причины такой инициативы.
Образец заявления о переводе к другому работодателю
Генеральному директору
ООО «Бегония»
Р.П. Дмитренковой
от Цыбулевской Валентины Николаевны
Прошу принять меня с 17.12.2017 г. на работу в ООО «Бегония» в отдел обслуживания на должность специалиста по работе с клиентами 1 категории в порядке перевода из общества с ограниченной ответственностью «Магнолия».
15.12.2017 г. /Цыбулевская/ В.Н. Цыбулевская
Образец заявления о переводе внутри организации
Генеральному директору
ООО «Рододендрон»
И. И. Крамарскому
от Пантоланского Романа Георгиевича
Прошу перевести меня с 17.12.2017 г. на должность старшего специалиста в отдел снабжения с 25.02.2017 г. в связи с наличием вакантного места и соответствием моей квалификации и опыта для ее занятия.
22.02.2017 г. /Пантоланский/ Р.Г. Пантоланский
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Составляем заявление о приеме на работу
Заявление о приеме на работу — это документ, который не является обязательным согласно законодательству. Однако редко находятся работодатели, которые не просят будущего сотрудника подписать такую бумагу. Разберёмся, зачем нужно заявление и какие есть нюансы при его оформлении.
Необходим ли этот документ
Документы, которые обязательно требуются при оформлении, перечислены в статье 65 ТК РФ. Но в этот исчерпывающий список заявление о приеме на работу не входит. К обязательным бумагам относятся:
Для отдельных должностей, на которые не допускаются лица с судимостью или административными наказаниями за потребление наркотиков, потребуются справки об отсутствии судимости или административного наказания. При устройстве на работу впервые работодатель сам оформит новому сотруднику СНИЛС и трудовую книжку.
Почему тогда при трудоустройстве практически всегда подается заявление? Просто потому, что это удобно при ведении кадрового документооборота. На этой бумаге делаются пометки сотрудником отдела кадров, например, о том, что документы от соискателя приняты, там же ставится резолюция руководителя организации: принять на должность или отказать. Это промежуточное соглашение между руководителем и будущим работником, в котором прописаны некоторые нюансы оформляемых трудовых отношений — такие, например, как:
Оформлять или нет эту бумагу, в каждой организации решают по-своему, но, в любом случае, основные условия трудовых отношений прописываются в трудовом договоре: должность, обязанности и права, оклад, режим труда и отдыха и прочие важные моменты. И только на основании трудового договора, согласно статье 68 ТК РФ, издается приказ о трудоустройстве.
На что обратить внимание
Федеральными законами определены случаи, когда заявление на работу необходимо подавать обязательно — такое правило действует при трудоустройстве:
В остальных случаях работнику вовсе не обязательно писать такую бумагу, так как это его право, а не обязанность. Но сложно найти основания для подобного отказа, да и зачем: подписание документа не займет много времени. Во многих компаниях созданы шаблоны, куда остается только занести сведения, дату и поставить подпись.
Структурно бумага выглядит так:
Можно написать текст полностью от руки, или подставить нужные сведения в шаблон, или набрать его на компьютере, распечатать и собственноручно подписать — допускается любой вариант.
При устройстве на работу к ИП, а не в организацию, вид документа меняется незначительно. В правом верхнем углу вместо надписи «Генеральному директору (директору)» пишут «Индивидуальному предпринимателю».
При оформлении в порядке перевода укажите, из какой организации и с какой должности происходит перевод (эти сведения потребуются кадровому работнику для внесения записи в трудовую книжку).
При трудоустройстве по совместительству указывают его вид: внутреннее или внешнее.
Пример заполнения бланка заявления
Нельзя предоставить подходящий для всех случаев образец, бумага пишется произвольно. Приведем наиболее универсальный вариант, без указания каких-либо особых нюансов.
Кто подписывает заявление
Документ, кроме самого соискателя, подписывает руководитель, на имя которого оно составлено. Указание об исполнении документа оформляется на той же бумаге в виде письменной резолюции. Располагается обычно такая надпись в левом верхнем углу листа.
Одной фразой руководитель подводит итог и оставляет ее на документе. Например,:
Около резолюции директор ставит подпись и число.
Для работника пометка и подпись директора на заявлении служит гарантией трудоустройства и защитой от необоснованного отказа в приеме на должность. Хотя этот документ, повторим, формально не имеет юридической силы, определяют трудовые отношения трудовой договор и приказ.
Вот такой вариант с резолюцией руководителя пригодится как образцом:
Отличается ли образец заявления для иностранного гражданина
Заявление иностранца ничем не отличается от обычного бланка, который подписывает российский гражданин. Все та же произвольная форма, все те же сведения о работодателе и данные о сотруднике. Наличие или отсутствие гражданства никак не влияет на оформление этого документа.
Заявление от несовершеннолетнего
Особенностям заключения трудовых договоров с несовершеннолетними посвящена статья 63 ТК РФ, она определяет возраст, с которого разрешено заключать такие соглашения.
В соответствии с законом детям младше 15 лет для оформления на работу требуется согласие родителей и органа опеки. В этом случае документ от соискателя о приеме отличается от стандартного. Свое согласие родитель или попечитель выражает как в форме отдельного документа (он так и назван «Согласие»), так и в виде дополнения к заявлению. Приведем 2 примера написания заявления о приеме несовершеннолетнего, включающие согласие родителя:
Текст в первом случае выглядит с таким примером:
Прошу принять меня на работу в ООО «Камелия» на должность помощника секретаря на период летних каникул с 1 июля 2020 года по 31 августа 2020 года
(дата, подпись, расшифровка)
Я, Морозова Ирина Борисовна, согласна на прием моей дочери, Морозовой Татьяны Ивановны, в ООО «Камелия» на должность помощника секретаря на период летних каникул с 1 июля 2020 года по 31 августа 2020 года. С правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями ребенка и условиями труда ознакомлена.
(дата, подпись, расшифровка)
Прошу принять моего сына, Мальцева Юрия Викторовича, в ООО «Синема» на должность актера второго плана с 17 апреля 2020 года. С правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями ребенка и условиями труда ознакомлена. Даю свое согласие на трудоустройство моего сына, Мальцева Юрия Викторовича, в ООО «Синема» на должность актера второго плана для выполнения легкого труда, не препятствующего обучению и не наносящего вред здоровью.
(дата, подпись, расшифровка)
Срок хранения документа о приеме на работу
Время хранения документов в архиве определено в Перечне типовых архивных документов, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. Бланк о приеме на работу попадает в разряд документов по кадровому обеспечению и, согласно пункту 656 раздела 8 Перечня, хранится в организации 75 лет.
Бланк заявления о приеме на работу
Трудовые отношения между работником и работодателем оформляются трудовым договором и приказом о приеме на работу. Ст. 65 ТК РФ приводит закрытый перечень документов, которые работодатель вправе требовать от работника.
Полный перечень таких документов для всех возможных на практике ситуаций приема на работу, а также необходимые для этого бланки и образцы вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям экспертов.
Заявления о приеме на работу в данном списке нет. Поэтому оформлять такое заявление не обязательно. Но многие фирмы по старинке перед началом трудовых отношений просят сотрудника составить заявление на работу (образец которого не утвержден). Бланк документа может быть разработан организацией по своему усмотрению. Обязательно отражение следующих данных:
Могут указываться и дополнительные сведения: оклад, условия труда (длительность рабочего дня, возможность совмещения).
Любой образец заявления о приеме на работу предполагает обращение с просьбой принять на вакантную должность на имя руководителя с указанием названия организации или может быть адресован индивидуальному предпринимателю.
Трудовым кодексом не закреплено, что подача заявления о приеме на работу является обязательной процедурой трудоустройства. Исключение составляет процедура трудоустройства в государственные (подп. 1 п. 2 ст. 26 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) и муниципальные структуры (подп. 1 п. 3 ст. 16 закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Последующее оформление сопровождается приказом и заключением трудового договора. Заявление о приеме на работу хранится в личном деле сотрудника не менее 75 лет.
Прочую информацию о документе, регулирующем отношения между сотрудником и работодателем, см. в материале «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».
До оформления на работу директора проверьте, нет ли его в списке дисквалифицированных лиц. Подробнее – в материале «Кандидата на пост директора проверьте на дисквалификацию».
Пример заявления о приеме на работу
Документ может быть составлен работником в произвольной форме. Пример заполнения можно найти на нашем сайте.
Перед тем как составлять документ о предстоящем трудоустройстве, соискатели, как правило, проходят собеседование. При его удачном завершении будущие сотрудники передают в кадровый отдел личные документы или их копии (паспортные данные, документа о регистрации в системе персучета ПФР, справки о зарплате с предыдущих мест работы).
В чем опасность хранения копий личных документов в личных делах сотрудников, узнайте здесь.
Дополнительную информацию о проведении собеседования можно узнать из материала «Вопросы для собеседования при приеме на работу».
Учитывая факт, что нет единой формы образца заявления о приеме на работу, допускается его оформление как на бумажных носителях, так и при помощи оргтехники. При этом подпись сотрудника должна проставляться лично.
Образец заявления о приеме на работу можно скачать на нашем сайте по ссылке ниже:
Если вам нужно принять на работу совместителя, образец заявления о приеме вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал.
Итоги
Заявление о приеме на работу нового сотрудника служит дополнительным основанием для издания приказа, в котором содержатся сведения о занимаемой должности, начале исполнения трудовых обязанностей. По требованию законодательства (ст. 68 ТК РФ) с приказом работник должен быть ознакомлен под расписку не позднее 3 дней с момента трудоустройства.
Какие требования нужно соблюдать при оформлении иностранца на работу, читайте в статье «Прием на работу иностранных граждан (нюансы)».
Как правильно оформить сотрудника на работу
Кто вам сказал, что если заплатить налоги, то можно спать спокойно? Кто бы это ни был, этот человек вас обманул. Точнее, сказал не всю правду. Кроме уплаты налогов, у предпринимателя есть обязанности соблюдать и другие законы. Например, правильно оформлять сотрудников. В этой статье мы научим, как это сделать.
“Генеральному директору ООО “Иванов и партнеры” Иванову Ивану Ивановичу от Петрова Петра Петровича.
Прошу принять меня на работу на должность менеджера по продажам”.
Для прохождения медицинской комиссии вы должны выдать будущему сотруднику направление. Утвержденной формы для него нет, но есть перечень требований к этому документу. Согласно приказу Минсоцразвития № 302н в направлении должны быть указаны:
По данным, указанным в направлении на осмотр, врачи решат, каких специалистов должен пройти соискатель и какие сдать анализы. После успешного прохождения осмотра на руки сотруднику выдается справка с заключением о пригодности к работе.
Примечание. В российском законодательстве есть понятие “Специальная оценка условий труда”. Любой предприниматель обязан пригласить специализированную организацию для того, чтобы те исследовали все рабочие места и дали заключение о состоянии рабочих мест и специфике деятельности. Именно на основании этого заключения решается, нужны сотрудникам медосмотры или нет.
В приказе указывается наименование организации, ФИО руководителя, порядковый номер документа. Текст следующий:
“Принять на работу Иванова Ивана Ивановича на должность менеджера по продажам с такого-то числа”
Иногда трудовой распорядок указывается в инструкциях, которые работник читает после подписания трудового договора. А потом, после сдачи экзаменов, расписывается за них. Так вот, получается, что сотрудник не ознакомлен с трудовым распорядком под роспись сразу. В нашей практике был случай, когда один из менеджеров, отработав первый день, пропал с радаров на две недели. После чего появился, как ни в чем не бывало и был уволен за прогулы.
А потом началось самое интересное. Хитроумный сотрудник обратился в суд с исковым требованием о восстановлении в должности. В заявлении он указал, что не знал о том, что должен ходить на работу каждый день. И при изучении документов суд не нашел ни одного опровержения его словам. Не было ни одной бумажки, в которой сотрудник расписался бы о знании режима работы. Формально его действительно не известили, что он должен работать каждый день с 9 до 18. Соответственно, не было и прогулов, и причины для увольнения. Суд восстановил работника в должности.
Если у сотрудника уже есть заполненная трудовая, нужно просто внести туда новую запись. Это делает инспектор отдела кадров или уполномоченное лицо. Это может быть сам индивидуальный предприниматель. Запись предельно проста:
“Принят на работу в ООО “ХХХ” на должность менеджера по продажам в отдел продаж с такого-то числа такого-то месяца на основании приказа № 1”.
Дата, подпись инспектора или должностного лица, печать организации. Или отдела кадров, если он у вас есть.
Первая страница заполняется разборчивым почерком, без помарок и исправлений. Этот документ останется с работником на всю жизнь и понадобится при оформлении пенсии. Также на титульный лист ставится печать организации.
Уведомляем государство о статусе работодателя, начинаем платить отчисления
Для начала немного отвлечемся и порассуждаем о глобальном. В нашей стране есть пенсионное обеспечение, медицинское страхование и прочие блага от государства. Для этого есть специальные фонды: пенсионный, фонд социального страхования и налоговая инспекция. Именно оттуда государство берет средства на пенсии по старости, лечение и реабилитацию профзаболеваний и другие нужды.
Становясь работодателем, вы обязаны отчислять во все эти фонды деньги. Это основа социального благополучия населения. Коротко расскажем, как это работает:
Резюмируем. Для того, чтобы не было проблем с госведомствами, вы должны оплачивать страховые, пенсионный взносы и налоги на каждого работника. Для этого нужно подать уведомление в фонд социального страхования. На это дается 30 дней после приема сотрудника на работу. После этого делайте перечисления в налоговую и ФСС, а в пенсионный фонд носите ежемесячные отчеты об уплате взносов.
Гражданско-правовой договор
Что делать, если работники нужны раз от разу?
Горькая правда жизни вместо вывода
А теперь давайте считать. Знаете, какой штраф грозит индивидуальному предпринимателю, если он не оформляет работников как положено? От 5 тысяч рублей. Если не вдаваться в математику, то примерно столько же взносов в фонды нужно платить на каждого работника каждый месяц. И это при минимальном размере оплаты труда.
Тесты и вопросы на собеседовании бухгалтера при приеме на работу
Автор: Светлана Новикова Старший менеджер по персоналу
Тесты и вопросы на собеседовании бухгалтера при приеме на работу
Автор: Светлана Новикова
Старший менеджер по персоналу
Что нужно знать бухгалтеру
Конечно, это обусловлено тем, какой именно участок работы включает в себя вакансия бухгалтера. Если вы ищете узкого специалиста, который должен только начислять амортизацию, не совсем логично предъявлять к нему требования, как к «универсальному солдату» бухгалтерии.
В любом случае нужно учитывать, что к вам в компанию устраивается прежде всего человек, а не функция. Поэтому необходимо оценивать не только компетенции и профессиональные навыки собеседника, но и его личные особенности, природные способности. Именно от последних зависит, в какой мере обнаружится его мастерство, как бухгалтера, в определенных ситуациях.
С апреля 2019 года начал действовать новый профстандарт «Бухгалтер», утвержденный Минтрудом. Несмотря на рекомендательный характер квалификационных требований, указанных в документе, по факту многие работодатели руководствуются стандартом при поиске хорошего бухгалтера.
Очевидно, что последовательность ключевых навыков по важности опять-таки зависит от конкретной вакансии и категории соискателя. Но, как правило, сотрудник бухгалтерии должен уметь:
Правильно, если прием на работу бухгалтера будет включать проверку знаний не только основ законодательства о бухучете, налогах и сборах, пенсионном обеспечении, социальном и медстраховании, но также гражданского и трудового права.
От того, насколько уверенно кандидат оперирует знаниями трудового законодательства, напрямую зависит безопасность компании. К примеру, трудовые инспекторы практически всегда находят нарушение статьи 236 ТК РФ, где говорится об ответственности работодателя за задержку заработной платы: организации не выплачивают сотрудникам компенсацию за задержку причитающихся им выплат. Более того – зачастую делают это неосознанно, то есть бухгалтер даже не знал, что совершает правонарушение, не начислив компенсацию за незначительное опоздание заработной платы или отпускных.
Хорошо, если интервьюер узнает, насколько соискатель соблюдает нюансы Трудового кодекса РФ в нештатных ситуациях. Так, нередко сотрудники срочно просят очередной ежегодный отпуск в связи с личными чрезвычайными обстоятельствами. Идя на встречу работнику, организация априори не может выполнить требования статьи 136 ТК РФ, в которой говорится, что отпускные выплачиваются за три дня до начала отпуска. Тот факт, что сотрудник сам поспешил уйти в отпуск, не отменяет обязанность работодателя выплатить денежную компенсацию, предусмотренную уже упомянутой статьей 236 ТК РФ.
После того, как компанию привлекут к административной ответственности, в лучшем случае начинается «разбор полетов». Поиск виновных может затянуться, если бухгалтер будет перекладывать ответственность на кадровика. Поэтому, чтобы такого не случилось, лучше сразу понять, насколько уровень знаний соискателя соответствует действующей в вашей компании системе оплаты труда.
Как проводить собеседование на должность бухгалтера
На собеседовании важно оценить не только профессионализм претендента, но и его врожденные способности – например, умение логично излагать свои мысли, дружелюбие, способность к командной работе и все то, что, на ваш взгляд, понадобится специалисту для успешного выполнения своих функций в вашей компании.
Так как два основных качества для любого бухгалтера – это наличие логики и внимательность, то закономерно будет на первом этапе собеседования предложить соискателю пройти соответствующие тесты.
Параллельно с этим менеджер по персоналу 1С-WiseAdvice, например, проверяет, насколько клиентоориентированными окажутся потенциальные коллеги. Выявить это на первой встрече достаточно сложно, однако мы знаем, на что именно обратить внимание, чтобы понять, насколько в принципе доброжелателен человек. Для нас очень важна степень интеллигентности бухгалтера – ведь ему придется напрямую общаться с клиентом через почту и телефон.
От того, насколько вам удастся раскрыть в собеседнике качества, необходимые для работы именно в вашей компании, будет зависеть, впишется ли он в ваш коллектив как специалист.
На первой встрече соискатель тоже оценивает потенциального работодателя, поэтому ошибочно полагать, что собеседование на прием бухгалтера – это допрос. Общение принесет свои плоды, если пройдет в форме переговоров, оба участника которых будут вести себя естественно. Только в располагающей обстановке собеседник будет отвечать на вопросы максимально честно, не пытаясь ввести в заблуждение интервьюера в ответ на его напор и бестактность.
Виды интервью
Существует несколько видов интервью. Кто именно их будет проводить – менеджер по персоналу или руководитель, или сначала один, а потом второй, – зависит от особенностей конкретной компании.
Биографическое интервью поможет проявить претендента в различных ситуациях. Люди любят рассказывать о себе заинтересованному собеседнику. Поэтому лучше начать беседу, например, фразой «Меня заинтересовало ваше резюме. Я внимательно с ним ознакомился и хотел бы, чтобы вы рассказали мне кое о чем более подробно», а не «Итак, давайте по порядку…». Однако, делать выводы о профессиональной компетенции во время такого разговора рано. Рассказ претендента о своей профессиональной биографии только прелюдия перед поведенческим интервью.
Основной тест на проверку личных качеств бухгалтера – его реакция на конкретные вопросы. В процессе поведенческого интервью или детальной беседы по компетенциям соискатель подробно опишет реальные рабочие ситуации, с которыми сталкивался в прошлом, свое отношение к конкретным обстоятельствам и особенностям поведения коллег.
Опытные hr-специалисты следят и за невербальными жестами собеседников. Например, о неискренности кандидата могут свидетельствовать следующие признаки:
Следующий вид интервью – ситуационное – демонстрирует представление специалиста о правильном поведении в той или иной возможной ситуации. Например, всем соискателям на вакантную должность можно дать возможность проанализировать свои действия в условиях одних и тех же гипотетических обстоятельствах, а затем сравнить предложенные варианты практических решений, а заодно находчивость, их жизненные ценности и модели поведения.
Какие вопросы задать на собеседовании бухгалтеру
Основные вопросы при собеседовании, как и гипотетические ответы на них, продумывают не только менеджеры по персоналу, но и соискатели. Поэтому полезно использовать так называемые проектные методики: вопросы на собеседовании бухгалтеру задаются в режиме ограниченного времени и построены так, что отвечающий в первую очередь оценивает не себя, а других людей.
Соискатель должен озвучить первый пришедший на ум ответ – поэтому вероятность социально-желательных ответов стремится к нулю. Объясняя действия и побуждения других людей, рассказывая о прошлом, кандидат дает интерпретации, актуальные для него в данное время.
С помощью подобных ответов интервьюер сможет сделать выводы о претенденте по следующим пунктам:
Например, чтобы понять, насколько честен в работе потенциальный коллега, ему можно задать вопрос: «Почему в одних компаниях люди воруют, а в других – нет?». Или, желая понять, насколько компетентен и ответственен сотрудник в конкретной сфере, спросите его, например, о том, кто и почему виноват, что компания вступила в сделку с недобросовестным контрагентом, а затем не смогла компенсировать НДС?
Важно использовать открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы. В этом случае вопросительные слова «кто», «почему», «зачем», «где» и пр. используются без намеков на возможные ответы.
Имейте в виду, что традиционные вопросы, ориентированные на прошлый опыт кандидата, постепенно «выходят из моды». Крупные успешные компании предпочитают обсуждать с соискателями будущее своей компании в сложившихся на данный момент условиях. Поэтому не стоит исключать и вопросы-кейсы. Например, вы можете обсудить, как организовывать систему хранения и обработки «первички», чтобы в любое время можно было найти необходимый документ.
Пример тестов на собеседование для бухгалтера
Тестирование на собеседовании бухгалтера является обязательным этапом собеседования в 1С-WiseAdvice, и у большинства работодателей – тоже.
Как и говорилось выше, тесты при устройстве на работу в нашу компанию включают прежде всего проверку личных качеств – внимательности и развитой логики. И, уже отталкиваясь от этих результатов, мы проверяем навыки и компетенции соискателя.
Как правило, общее тестирование не должно занимать меньше нескольких часов – ведь бухгалтер должен быть готов к самостоятельной и длительной работе.
Задания должны касаться фронта работы, которую специалист будет выполнять на практике. Не стоит пытаться сделать тесты всеохватывающими – вы же хотите оценить конкретные навыки кандидата, а не его общую эрудированность. Иногда узкие специалисты приносят куда больше пользы, чем универсалы.
Хорошо, если экспресс-вопросы (Что означает бухгалтерская проводка Дт 91.02 Кт 69?) чередуются с ситуационными заданиями. Например, чтобы отсеять кандидатов, всецело полагающихся в расчетах только на специальные программы, включите задачу на умение читать бухгалтерские счета и знать последовательность их закрытия. Таким образом, вы заранее выясните, сможет ли заметить специалист в случае чего ошибку, допущенную системой, и не будет ли снимать с себя ответственности фразой «так посчитала программа».
Клиентов 1С-WiseAdvice обслуживают лучшие бухгалтеры на рынке. В нашей компании сформирован специальный отдел, специализирующийся на оценке личных и профессиональных качеств соискателей в HR-Департаменте. Являясь экспертами в своей области, они собирают в нашей команде таких же, только лучших специалистов в своей отрасли.
Собеседование у нас проходит в три этапа – кроме hr-менеджеров в подборе персонала участвуют несколько руководителей, отвечающих за определенный участок работы. Мы сделаем за вас всю работу по поиску и приему на работу специалистов, которые идеально подойдут именно вашей компании. Передавая нам на аутсорсинг свою бухгалтерию, вы можете быть уверенными, что интересы вашего бизнеса отстаивают проверенные и лучшие в своем деле профессионалы.