пролей каши тетюшского района
Команда Кочующие
Командный раздел
Марий Эл
Татарстан
Регионы
Окно в природу
Блог от Лоцмана
Последние комментарии
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Деревня Пролей Каша (Волга)
В этом месте заканчиваются Тетюшенские горы, и уже дальше вниз по течению идут Щучьи горы, которые на границе с Ульяновской областью переходят в Ундорские горы. По разным источникам – Щучьи горы считаются частью Тетюшенских гор, а сами Тетюшенские горы называют также Зольными горами (за их белёсый цвет из-за известняковых отложений).
За красоту, крутизну склонов и высоту – Тетюшенские горы называют Малыми Жигулями, и, действительно, эти места живописны и немноголюдны.
Тут на берегу Волги расположены живописные леса, рощи и луга, есть несколько родников, один из которых оборудован и по рассказам местных жителей примечателен наличием минеральных веществ.
Уже на подъезде к берегу открываются обширные волжские просторы – Волга превращается в настоящее море, а чуть ниже по течению, около Ундор, расположено самое широкое на Волге место.
Такое вот замечательное место нашел Штурман Арчи для празднования 19-летия Команды Кочующих!
Информация про деревню Пролей Каша
Пролей Каша (чуваш. Кив ял) — деревня в Тетюшском районе Татарстана.
Административный центр Ивановского сельского поселения.
Координаты: 54°48′19″ с. ш. 48°47′01″ в. д. / 54.805278° с. ш. 48.783611° в. д. (G) (O) (Я).
Климат умеренно континентальный с продолжительной холодной зимой и тёплым летом.
Деревня впервые была упомянута в 1611 году, эта дата и считается датой основания деревни.
Уроженцы Пролей Каша
Историческая справка про этот край
Хотя с избрания Михаила Федоровича Романова на престол и прекратилось междуцарствие, но далеко еще не прекратились смуты; это особенно следует отнести к Поволжью, где находилось не мало воровских шаек, которые по-прежнему продолжали опустошать край. Понятно, какие чувства такие опустошения возбуждали здесь в русских людях и в тех инородцах, которые склонны были к мирному земледельческому труду, каковыми преимущественнее других были Чуваши и Мордва: они покидают свою родину, где не находят безопасности, и с небольшим имуществом отправляются в отдаленные отсель места. Здесь они выбирают для поселения место, не только удобное для земледелия, но вместе с тем обладавшее и другими выгодами, которыми они дорожили в это время: они селятся подле Волги в местах пустынных и незаметных с реки, где вследствие этого меньше всего можно было ждать нападения шаек, шнырявших по Волге.
При подобных условиях произошло основание и заселение Чувашской деревни Пролей-Каша.
В 1611 году несколько Чуваш Свияжского уезда пришли в Тетюшский уезд и на юге от Тетюш в 15 верстах от города облюбовали «дикое поле»; поле это лежало недалеко от засеки подле Черного леса, к которому «прилегли татарские отчины бортыя угодья». Место было выбрано поселенцами очень удачно: у деревни протекала речка Черемшанка, впадающая в Волгу; вблизи находилось озеро Крестовое, соединявшееся с Волгою, а около прилегла «дикая степь» со стенными покосами. Это место, богатое всякими угодьями, лежало подле самой Волги, но было закрыто и незаметно со стороны реки. Эти выгоды привлекли сюда Чувашей не только из соседнего Свияжского, но и из других уезда; в один лишь 1615 год в Пролей-Кашинскую деревню прибыло до 15 человек, семеро из Свияжского уезда. В 1618 году, когда деревню описывал Матвей Пальчиков, она вся состояла из 39 дворов Чувашских, среди которых было 34 двора крестьянских и 5 дв. бобыльских.
Все Чуваши-переселенцы правой нагорной стороны Волги. Более всего, как и следовало ожидать, было переселенцев в Пролей-Каши из соседнего Свияжского уезда – 19 дворов; затем соседний Свияжскому и выше его лежащий по Волге Цивильский уезд выслола в деревню 10 дворов; уезд соседний с Цивильским, по Волге, Чебоксарский, выслал сюда 7 дворов; Курмышский уезд, выше Чебоксарского, выслали лишь 2 переселенцев, и наконец из Кадомского уезда, лежащего в стороне от Волги, во всей деревне был только один переселенец. Пахотной земли у переселенцев, семь лет спустя, было еще немного: всего 10 четвертей в каждом поле или 15 десятин; но зато среди угодий значатся: «3 мельницы мутовки, на р. Черемшан, которые были за ними на оброк, да кроме того, озеро Крестовое и сама речка Черемшанка.
По всей вероятности, к этим же годам относится выселение и других «уездных людей Свияжского и Цивильского уездов», которые селились от Тетюш на расстоянии 5, 6, 10, 20 и больше верст. Предполагаем это потому, что в 1619 году, по дозорным книгам, в таком именно расстоянии от Тетюш земли заселены были крестьянами, ясачными татарами, Чувашами, Черемисами и Мордвою Свияжского и Цивильского уездов. Подобный наплыв переселенцев из уездов верхнего Поволжья не мог остаться без влияния в частности на отдельные поселки в Тетюшском уезде. И действительно, если мы обратимся снова к селу Федоровскому и сравним его прежнее состояние с тем, каким оно являлось вскоре после междуцарствия, то увидим, что в нем в 1616 году вместо прежних 18 дворов крестьянских и 7 дворов бобыльских, находится уже 60 дворов крестьянских нельготных и 47 дворов таких крестьян, которые жили на льготе; бобылей в селе в то время было 26 дворов. Кроме того теперь к селу Федоровскому тянет Тинчюрине починке, который появился в соседстве и вероятно, при содействии общины села Федоровского; в Тинчюрине починке в это время состояло 34 двора крестьянских и 3 двора бобыльских. Но не один лишь русский починок тянул к селу Федоровскому – к нему были приписаны еще две мордовские деревни – починки, из которых в одном находилось 19 дворов, а в других 9.
Тетюшский уезд, подобно иным Поволжскими уездам, был посещаем в смутное время воровскими шайками; поэтому Казанские воеводы считали необходимым посылать служилых людей на ряду с другими Поволжскими городами и «под Тетюши». Но мы могли видеть уже по заселенно чувашской деревни Пролей-Каша, что в смутное время некоторые люди уходили в Тетюшский уезд из других Поволжских уездов и селились здесь на пустых и удобных местах, спасаясь от бурь междуцарствия. Судя по быстрому росту населения в деревне Пролей-Каша и в селе Федоровском, следует предположить, что небольшой Тетюшский увзд мог скоро восстановить убыль своего населения и оправиться от разорения эпохи смут. Чем же, однако, обусловливается сильное движение населения в Тетюшский уезд? По всей вероятности, обилие свободной плодородной земли и всякого рода угодий влекло сюда как предприимчивого русского человека, так и инородца. Некоторые факты, с которыми мы встречаемся в поселениях Тетюшского уезда в начале царствования Михаила Федоровича, могут подкрепить высказанное предположение.
Спустя год после описи деревни Пролей-Каша, население ее осложняется новым пришлым элементом, сообщившим ей новый характер. В 1619 году в дозорных Тетюшских книгах эта деревня именуется уже не просто чувашскою, а «чувашскою и латышскою»; в другой раз здесь же при упоминовении о Крестовом озере, которым, как было сказано, прежде владели из оброка Чуваши деревни Пролей-Каша, говорится, что этим озером «владеют Пролей-Кашинские Латыши и Чуваша». Отсюда можно вывести, что вряд ли это был один или два Латыша, попавшие случайно в чувашскую деревню; по всей вероятности, их было более, ибо иначе трудно допустить ту общую окраску значительной чувашской деревни, которую делают служилые люди, Тетюшские старожилы, называя ее «чувашскою и латышскою». О чрезвычайном изобилии угодий в здешних местах может отчасти свидетельствовать следующее: Мордва деревни Кулунчи, тянувшая к селу Федоровскому, владела в это время «сенными покосы без дачи на диком поле по татарскому городищу и за городище» на 15 верст; сами крестьяне дворцового села Федоровскаго, «что под Тетюшами, владеют сенными покосы на диком поле до р. Брусянки, а от Брусянки до старого татарского городища без дачи на 15 верст и большие в длину».
Кто пролил кашу четыре века назад
Опубликовано: 02.04.2019 14:45
Среди населённых пунктов юго-западной части Татарстана есть немало сёл и деревень, названия которых вызывают желание узнать их происхождение, а в иных случаях даже улыбку. Особенно много их в Тетюшском районе. К примеру, село Кошки-Новотимбаево. Или деревенька с ямщицким названием Вожжи. Интерес у проезжающих может вызвать село с прямо-таки лермонтовским названием – Тарханы (Большие, Верхние, Нижние и даже Красные) и с довольно мрачным именем Большая Турма. А чего стоят Лаптевка, Сюндюково, Нечасово, Иоково, Чикилдым, Тюкаши…
Но и в этом списке село Пролей-Каша стоит особняком, привлекая внимание многочисленных автолюбителей. Раскинулось оно по обе стороны от оживленной трассы, ведущей от города Тетюши на Ульяновск. Глядя на дорожный указатель, и водители, и пассажиры ломают головы: что это за каша такая, и кто её пролил. Впрочем, название этого старинного чувашского села – далеко не единственная из загадок, которые связаны с его историей.
ТАЙНА ДРЕВНЕГО КУРГАНА
Село Пролей-Каша действительно очень древнее – впервые оно упоминается в официальных старинных документах 1611 года. Но люди жили здесь и раньше, о чём свидетельствуют остатки древнего кургана у развилки дорог к северо-востоку от села.
Про эту рукотворную насыпь, сделанную несколько столетий назад древними воинами над захоронением их погибшего вождя, местные жители знали давно. Ещё до революции, в 1909 году, курган у села Пролей-Каша обследовал известный казанский археолог Гайнетдин Ахмаров. Говорят, что старики-чуваши, проживавшие в селе, не раз предупреждали молодежь о том, что трогать курган и тревожить покой захороненного под ним воина крайне опасно. Иначе большую беду накличешь! Однако в годы печально известной безбожной пятилетки подобные высказывания вызывали у сельских комсомольцев лишь презрительные усмешки. В конце тридцатых годов захоронение было вскрыто местными колхозниками. А вскоре грянула Великая Отечественная война, и о раскопанном кургане забыли.
Сами жители Пролей-Каши утверждают, что село их обязано своим названием крестьянам из соседнего села Богдашкино, возвращавшимся на лошадях домой с Тетюшской ярмарки с крупными барышами. Якобы, не доехав до родного села, остановились они на вынужденную ночёвку – у одной из телег оглобля сломалась. Пока искали подходящую жердину в соседней рощице, пока мастерили из неё новую оглоблю, сгустились сумерки. И, чтобы не заблудиться, решили мужики заночевать прямо в поле у дороги. Развели костёр, стали кашу в котле варить…
Позже, уже в 1949 году, казанские археологи здесь зафиксировали следы, оставленные заступами «чёрных» копателей, – полутораметровая яма, прорытая кладоискателями в самом центре кургана. Как уверяли археологов жители села, никаких находок тогда доморощенные искатели древних сокровищ не обнаружили. Впрочем, полностью верить этим заявлениям нельзя. Возможно, часть находок мародёры припрятали, а менее ценные, с их точки зрения, вещи – обломки ритуальных глиняных сосудов, кости скелета и прочее – могли быть попросту выброшены ими за ненадобностью.
Как бы то ни было, но до сих пор в научных исторических справочниках курган у села Пролей-Каша значится как древний памятник неизвестной эпохи. Из-за самочинных раскопок гробокопателей современным историкам, похоже, уже так никогда и не удастся установить, каким именно из многочисленных кочевых народов был оставлен седой курган у старинного села на берегу речки Кильны…
ТРУСЛИВЫЕ КАШЕВАРЫ И МНИМЫЕ РАЗБОЙНИКИ
Вернемся, однако, к названию села, о котором, кстати, упоминал ещё в XVII веке в своих путевых записках известный немецкий путешественник, географ и математик Адам Олеарий. В первой половине XVII столетия он в составе посольства проезжал через Московию в Персию. Для этого ему пришлось спускаться вниз по Волге. Проплывая на корабле мимо берега, находившегося всего в полутора верстах от поселения Пролей-Каша, путешественник оставил в своём дневнике запись о волжском острове с таким же названием. Остров сей, по словам Олеария, назван так потому, что когда-то здесь несколько холопов убили своего господина, а чтобы скрыть свое чёрное дело, засыпали его труп… крупой. Версия довольно мрачная и к тому же не совсем понятная. Возможно, Олеарий не совсем точно перевёл и изложил эту легенду в своих записках. Так или иначе, острова Пролей-Каша на Волге уже нет – после строительства Куйбышевской ГЭС в 1956 году он навсегда ушёл под воду.
Подробные письменные упоминания о селе Пролей-Каша встречаются и в так называемой «Дозорной книге» Матвея Пальчикова. | |
Из записей, датируемых 1618 годом, следует, что в Пролей-Каше на тот момент насчитывалось всего-навсего 26 дворов и проживали 87 мужчин и 78 женщин – казённые или государевы крестьяне. В отличие от помещичьих крестьян, они были лично свободны, хотя и прикреплялись к земле царскими указами. Местные жители, помимо хлебопашества, разводили скот – для его выпаса использовали пойменные луга. Занимались также рыболовством. |
А вот сами жители Пролей-Каши утверждают, что село их обязано своим названием крестьянам из соседнего села Богдашкино, возвращавшимся на лошадях домой с Тетюшской ярмарки с крупными барышами. Якобы, не доехав до родного села, остановились они на вынужденную ночёвку – у одной из телег оглобля сломалась. Пока искали подходящую жердину в соседней рощице, пока мастерили из неё новую оглоблю, сгустились сумерки. И, чтобы не заблудиться, решили мужики заночевать прямо в поле у дороги. Развели костёр, стали кашу в котле варить. Вдруг слышат: скачет кто-то прямо на них из темноты на лошадях – копыта стучат, кони ржут, всадники какие-то между собой перекликаются… Испугались мужики – думали, разбойники. Бросили свою кашу и – ходу к лесу! А вслед им кричат: «Эй, куда бежите, у вас тут каша бурлит, через край котла проливается!» Остановились беглецы, глядь – а это никакие не разбойники вовсе, а крестьяне из соседней деревни. Тоже с ярмарки припозднились. Обрадовались незадачливые кашевары, пригласили земляков к своему костру, угостили кашей. Выпили, само собой, о делах переговорили. Ну а потом, когда на месте стоянки село возникло, его так и назвали Пролей-Каша – в память о том самом случае…
Правда это или нет, сейчас уже никто достоверно не подтвердит. Однако доля истины есть в каждой легенде. Неслучайно село Пролей-Каша возникло на заре века, который вошёл в историю России как «бунташный». Именно в XVII столетии вспыхнуло восстание Разина, войска которого проходили недалеко от этих мест. Да и после Разина, и до него немало разбойничьих шаек гуляло по окрестным лесам, грабя мирных путников на ночных дорогах. Так что история с мнимыми разбойниками не лишена оснований.
А что говорят по данному поводу лингвисты? Некоторые из них полагают, что поскольку в этой местности проживали финно-угорские племена, то название села может происходить от трёх мордовских слов «пря лей косо». В переводе на русский это означает: «где главная река». Под главной рекой, по всей видимости, подразумевалась Волга. Хотя до волжского берега от села не так уж и близко – целых полторы версты. Выходит, что и эта версия тоже сомнительна.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС ИХ ИСПОРТИЛ…
Подробные письменные упоминания о селе Пролей-Каша встречаются и в так называемой «Дозорной книге» Матвея Пальчикова, которая хранится в Центральном государственном архиве. Из записей, датируемых 1618 годом, следует, что в Пролей-Каше на тот момент насчитывалось всего-навсего 26 дворов и проживали 87 мужчин и 78 женщин – казённые или государевы крестьяне. В отличие от помещичьих крестьян, они были лично свободны, хотя и прикреплялись к земле царскими указами. Местные жители, помимо хлебопашества, разводили скот – для его выпаса использовали пойменные луга. Занимались также рыболовством, благо Волга была под боком. Многие нанимались к тетюшским хлеботорговцам – бурлачили, тянули лямкой по Волге-матушке купеческие баржи с зерном.
К концу XIX столетия в Пролей-Каше проживали уже более 1700 человек. В селе было целых девять ветряных мельниц, две красильни, мелочная и винная лавки. В 1906 году в селе построили Христо-Рождественскую однопрестольную церковь, а при ней – церковно-приходскую школу.
Неслучайно село Пролей-Каша возникло на заре века, который вошёл в историю России как «бунташный». Именно в XVII столетии вспыхнуло восстание Разина, войска которого проходили недалеко от этих мест. Да и после Разина, и до него немало разбойничьих шаек гуляло по окрестным лесам, грабя мирных путников на ночных дорогах
Село росло, но особо не богатело, ведь в отличие от крестьянских семей, где порой насчитывалось до десятка детишек, земельные наделы не увеличивались. А между тем земли крестьян полукольцом охватывали поля, принадлежавшие помещику Еремееву, имение которого находилось в десяти верстах от Пролей-Каши в селе Жуково. Более того, Еремеев самовольно захватил спорный участок земли, протянувшийся вдоль волжского берега, объявив его собственностью. На богатых травостоем лугах, где раньше крестьяне косили сено и пасли своих коров и овечек, стали дежурить барские сторожа. По приказу помещика они забирали крестьянский скот, который забредал сюда в поисках корма. Не раз между барскими холопами и крестьянами вспыхивали стычки, которые часто заканчивались драками с побоями и увечьями. Всё это вызывало ненависть у крестьян, которые смотрели на помещика, как на хищника.
Не улучшилась ситуация и после продажи проблемного участка другому барину – помещику Гайнуллину, который вскоре также перепродал землю очередному временщику. В конце концов после ряда махинаций земля эта отошла двум мелкопоместным дворянам – Санину и Лапаеву, которые владели участком вплоть до февраля 1917 года.
НИ ЗА КРАСНЫХ, НИ ЗА БЕЛЫХ, А ЗА СВОЁ КРОВНОЕ…
Весть о революции в глухое провинциальное село Пролей-Каша принесли вернувшиеся с Первой мировой фронтовики. Настроены они были весьма решительно и ещё до наступления весеннего сева, несмотря на протесты эмиссаров Временного правительства, сразу же провели захват помещичьих земель, попутно разграбив барские усадьбы в соседних сёлах.
А вскоре вспыхнула Гражданская война, и Пролей-Каша оказалась в центре боевых действий. Несмотря на объявленную мобилизацию, воевать у крестьян не было никакого желания ни за красных, ни за белых. Они всячески уклонялись от явки на призывные пункты или попросту сбегали оттуда, скрываясь в лесах или на Волге. Это стало одной из причин того, что белогвардейские батальоны, захватившие летом 1918 года Симбирск, уже в августе практически без боя заняли Тетюши, а затем и Казань.
К концу XIX столетия в Пролей-Каше проживали уже более 1700 человек. В селе было целых девять ветряных мельниц, две красильни, мелочная и винная лавки. В 1906 году в селе построили Христо-Рождественскую однопрестольную церковь, а при ней – церковно-приходскую школу.
Позже их расстреляли, сбросив тела в Волгу…
Сейчас о грозных событиях времен Гражданской войны напоминает установленный в селе памятник с фамилиями тех, кто стал жертвой братоубийственной войны на заре жестокого прошлого века.
Сегодня в старинном селе, которое недавно разменяло свой пятый век, проживают без малого триста человек. Овевают крыши его стареньких бревенчатых избёнок вольные ветра, дующие с красавицы Волги. Теребят они листву молоденьких берёзок, растущих вдоль автотрассы, в ухоженных палисадниках сельчан, над памятником погибшим повстанцам… Клонятся под их порывами густо разросшиеся травы над старинным курганом – там, где когда-то поблизости заварили мужики кашу, которая едва не пролилась в придорожную пыль. И, знать, была та каша очень вкусна и навариста, если помнят о ней местные даже четыреста с лишним лет спустя…