пролей каша тетюшский район фото

Команда Кочующие

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:

Деревня Пролей Каша (Волга)

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

В этом месте заканчиваются Тетюшенские горы, и уже дальше вниз по течению идут Щучьи горы, которые на границе с Ульяновской областью переходят в Ундорские горы. По разным источникам – Щучьи горы считаются частью Тетюшенских гор, а сами Тетюшенские горы называют также Зольными горами (за их белёсый цвет из-за известняковых отложений).

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

За красоту, крутизну склонов и высоту – Тетюшенские горы называют Малыми Жигулями, и, действительно, эти места живописны и немноголюдны.

Тут на берегу Волги расположены живописные леса, рощи и луга, есть несколько родников, один из которых оборудован и по рассказам местных жителей примечателен наличием минеральных веществ.

Уже на подъезде к берегу открываются обширные волжские просторы – Волга превращается в настоящее море, а чуть ниже по течению, около Ундор, расположено самое широкое на Волге место.

Такое вот замечательное место нашел Штурман Арчи для празднования 19-летия Команды Кочующих!

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

Информация про деревню Пролей Каша

Пролей Каша (чуваш. Кив ял) — деревня в Тетюшском районе Татарстана.

Административный центр Ивановского сельского поселения.

Координаты: 54°48′19″ с. ш. 48°47′01″ в. д. / 54.805278° с. ш. 48.783611° в. д. (G) (O) (Я).

Климат умеренно континентальный с продолжительной холодной зимой и тёплым летом.

Деревня впервые была упомянута в 1611 году, эта дата и считается датой основания деревни.

Уроженцы Пролей Каша

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

Историческая справка про этот край

Хотя с избрания Михаила Федоровича Романова на престол и прекратилось междуцарствие, но далеко еще не прекратились смуты; это особенно следует отнести к Поволжью, где находилось не мало воровских шаек, которые по-прежнему продолжали опустошать край. Понятно, какие чувства такие опустошения возбуждали здесь в русских людях и в тех инородцах, которые склонны были к мирному земледельческому труду, каковыми преимущественнее других были Чуваши и Мордва: они покидают свою родину, где не находят безопасности, и с небольшим имуществом отправляются в отдаленные отсель места. Здесь они выбирают для поселения место, не только удобное для земледелия, но вместе с тем обладавшее и другими выгодами, которыми они дорожили в это время: они селятся подле Волги в местах пустынных и незаметных с реки, где вследствие этого меньше всего можно было ждать нападения шаек, шнырявших по Волге.

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

При подобных условиях произошло основание и заселение Чувашской деревни Пролей-Каша.

В 1611 году несколько Чуваш Свияжского уезда пришли в Тетюшский уезд и на юге от Тетюш в 15 верстах от города облюбовали «дикое поле»; поле это лежало недалеко от засеки подле Черного леса, к которому «прилегли татарские отчины бортыя угодья». Место было выбрано поселенцами очень удачно: у деревни протекала речка Черемшанка, впадающая в Волгу; вблизи находилось озеро Крестовое, соединявшееся с Волгою, а около прилегла «дикая степь» со стенными покосами. Это место, богатое всякими угодьями, лежало подле самой Волги, но было закрыто и незаметно со стороны реки. Эти выгоды привлекли сюда Чувашей не только из соседнего Свияжского, но и из других уезда; в один лишь 1615 год в Пролей-Кашинскую деревню прибыло до 15 человек, семеро из Свияжского уезда. В 1618 году, когда деревню описывал Матвей Пальчиков, она вся состояла из 39 дворов Чувашских, среди которых было 34 двора крестьянских и 5 дв. бобыльских.

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

Все Чуваши-переселенцы правой нагорной стороны Волги. Более всего, как и следовало ожидать, было переселенцев в Пролей-Каши из соседнего Свияжского уезда – 19 дворов; затем соседний Свияжскому и выше его лежащий по Волге Цивильский уезд выслола в деревню 10 дворов; уезд соседний с Цивильским, по Волге, Чебоксарский, выслал сюда 7 дворов; Курмышский уезд, выше Чебоксарского, выслали лишь 2 переселенцев, и наконец из Кадомского уезда, лежащего в стороне от Волги, во всей деревне был только один переселенец. Пахотной земли у переселенцев, семь лет спустя, было еще немного: всего 10 четвертей в каждом поле или 15 десятин; но зато среди угодий значатся: «3 мельницы мутовки, на р. Черемшан, которые были за ними на оброк, да кроме того, озеро Крестовое и сама речка Черемшанка.

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

По всей вероятности, к этим же годам относится выселение и других «уездных людей Свияжского и Цивильского уездов», которые селились от Тетюш на расстоянии 5, 6, 10, 20 и больше верст. Предполагаем это потому, что в 1619 году, по дозорным книгам, в таком именно расстоянии от Тетюш земли заселены были крестьянами, ясачными татарами, Чувашами, Черемисами и Мордвою Свияжского и Цивильского уездов. Подобный наплыв переселенцев из уездов верхнего Поволжья не мог остаться без влияния в частности на отдельные поселки в Тетюшском уезде. И действительно, если мы обратимся снова к селу Федоровскому и сравним его прежнее состояние с тем, каким оно являлось вскоре после междуцарствия, то увидим, что в нем в 1616 году вместо прежних 18 дворов крестьянских и 7 дворов бобыльских, находится уже 60 дворов крестьянских нельготных и 47 дворов таких крестьян, которые жили на льготе; бобылей в селе в то время было 26 дворов. Кроме того теперь к селу Федоровскому тянет Тинчюрине починке, который появился в соседстве и вероятно, при содействии общины села Федоровского; в Тинчюрине починке в это время состояло 34 двора крестьянских и 3 двора бобыльских. Но не один лишь русский починок тянул к селу Федоровскому – к нему были приписаны еще две мордовские деревни – починки, из которых в одном находилось 19 дворов, а в других 9.

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

Тетюшский уезд, подобно иным Поволжскими уездам, был посещаем в смутное время воровскими шайками; поэтому Казанские воеводы считали необходимым посылать служилых людей на ряду с другими Поволжскими городами и «под Тетюши». Но мы могли видеть уже по заселенно чувашской деревни Пролей-Каша, что в смутное время некоторые люди уходили в Тетюшский уезд из других Поволжских уездов и селились здесь на пустых и удобных местах, спасаясь от бурь междуцарствия. Судя по быстрому росту населения в деревне Пролей-Каша и в селе Федоровском, следует предположить, что небольшой Тетюшский увзд мог скоро восстановить убыль своего населения и оправиться от разорения эпохи смут. Чем же, однако, обусловливается сильное движение населения в Тетюшский уезд? По всей вероятности, обилие свободной плодородной земли и всякого рода угодий влекло сюда как предприимчивого русского человека, так и инородца. Некоторые факты, с которыми мы встречаемся в поселениях Тетюшского уезда в начале царствования Михаила Федоровича, могут подкрепить высказанное предположение.

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

Спустя год после описи деревни Пролей-Каша, население ее осложняется новым пришлым элементом, сообщившим ей новый характер. В 1619 году в дозорных Тетюшских книгах эта деревня именуется уже не просто чувашскою, а «чувашскою и латышскою»; в другой раз здесь же при упоминовении о Крестовом озере, которым, как было сказано, прежде владели из оброка Чуваши деревни Пролей-Каша, говорится, что этим озером «владеют Пролей-Кашинские Латыши и Чуваша». Отсюда можно вывести, что вряд ли это был один или два Латыша, попавшие случайно в чувашскую деревню; по всей вероятности, их было более, ибо иначе трудно допустить ту общую окраску значительной чувашской деревни, которую делают служилые люди, Тетюшские старожилы, называя ее «чувашскою и латышскою». О чрезвычайном изобилии угодий в здешних местах может отчасти свидетельствовать следующее: Мордва деревни Кулунчи, тянувшая к селу Федоровскому, владела в это время «сенными покосы без дачи на диком поле по татарскому городищу и за городище» на 15 верст; сами крестьяне дворцового села Федоровскаго, «что под Тетюшами, владеют сенными покосы на диком поле до р. Брусянки, а от Брусянки до старого татарского городища без дачи на 15 верст и большие в длину».

Источник

Пролей каша тетюшский район фото

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

Тетюши. ТАССР. запись закреплена

Происхождение названия «Пролей Каша».

1. На парижской карте 1659 года отмечен остров Пролейкаша (Proleikarva).

2. Согласно дозорной переписи, деревня Пролейкаша возникла в 1611 году.

3. Адам Олеарий проплывал мимо острова Пролейкаша в 1636 г («А чуть дальше за Тетюшами подплыли к острову Пролей-Каша «). Олеарий так объясняет название острова: «…здесь несколько слуг, как говорят, убили своего господина и засыпали его труп крупой».)

В связи с этим можно предположить, что деревня была названа по названию острова, ныне затопленного. Поскольку в этой местности проживали финно-угорские племена, имеется версия происхождения названия «Пролей-Каша» от мордовского «пря лей косо» («где главная река»).

В 1611 году несколько чуваш Свияжского уезда пришли в Тетюшский уезд и на юге от Тетюш в 15 верстах от города облюбовали «дикое поле»; поле это лежало недалеко от засеки подле Чёрного леса, к которому «прилегли татарские отчины бортыя угодья». Место было выбрано поселенцами очень удачно: у деревни протекала речка Черемшанка, впадающая в Волгу; вблизи находилось озеро Крестовое, соединявшееся с Волгою, а около прилегла «дикая степь» со стенными покосами. Это место, богатое всякими угодьями, лежало подле самой Волги, но было закрыто и незаметно со стороны реки. Эти выгоды привлекли сюда чувашей не только из соседнего Свияжского, но и из других уездов; в один лишь 1615 год в Пролей-Кашинскую деревню прибыло до 15 человек, семеро из Свияжского уезда. В 1618 году, когда деревню описывал Матвей Пальчиков, она вся состояла из 39 дворов чувашских, среди которых было 34 двора крестьянских и 5 дв. бобыльских.

Источник

Кто пролил кашу четыре века назад

Опубликовано: 02.04.2019 14:45

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

Среди населённых пунктов юго-западной части Татарстана есть немало сёл и деревень, названия которых вызывают желание узнать их происхождение, а в иных случаях даже улыбку. Особенно много их в Тетюшском районе. К примеру, село Кошки-Новотимбаево. Или деревенька с ямщицким названием Вожжи. Интерес у проезжающих может вызвать село с прямо-таки лермонтовским названием – Тарханы (Большие, Верхние, Нижние и даже Красные) и с довольно мрачным именем Большая Турма. А чего стоят Лаптевка, Сюндюково, Нечасово, Иоково, Чикилдым, Тюкаши…

Но и в этом списке село Пролей-Каша стоит особняком, привлекая внимание многочисленных автолюбителей. Раскинулось оно по обе стороны от оживленной трассы, ведущей от города Тетюши на Ульяновск. Глядя на дорожный указатель, и водители, и пассажиры ломают головы: что это за каша такая, и кто её пролил. Впрочем, название этого старинного чувашского села – далеко не единственная из загадок, которые связаны с его историей.

ТАЙНА ДРЕВНЕГО КУРГАНА

Село Пролей-Каша действительно очень древнее – впервые оно упоминается в официальных старинных документах 1611 года. Но люди жили здесь и раньше, о чём свидетельствуют остатки древнего кургана у развилки дорог к северо-востоку от села.

Про эту рукотворную насыпь, сделанную несколько столетий назад древними воинами над захоронением их погибшего вождя, местные жители знали давно. Ещё до революции, в 1909 году, курган у села Пролей-Каша обследовал известный казанский археолог Гайнетдин Ахмаров. Говорят, что старики-чуваши, проживавшие в селе, не раз предупреждали молодежь о том, что трогать курган и тревожить покой захороненного под ним воина крайне опасно. Иначе большую беду накличешь! Однако в годы печально известной безбожной пятилетки подобные высказывания вызывали у сельских комсомольцев лишь презрительные усмешки. В конце тридцатых годов захоронение было вскрыто местными колхозниками. А вскоре грянула Великая Отечественная война, и о раскопанном кургане забыли.

Сами жители Пролей-Каши утверждают, что село их обязано своим названием крестьянам из соседнего села Богдашкино, возвращавшимся на лошадях домой с Тетюшской ярмарки с крупными барышами. Якобы, не доехав до родного села, остановились они на вынужденную ночёвку – у одной из телег оглобля сломалась. Пока искали подходящую жердину в соседней рощице, пока мастерили из неё новую оглоблю, сгустились сумерки. И, чтобы не заблудиться, решили мужики заночевать прямо в поле у дороги. Развели костёр, стали кашу в котле варить…

Позже, уже в 1949 году, казанские археологи здесь зафиксировали следы, оставленные заступами «чёрных» копателей, – полутораметровая яма, прорытая кладоискателями в самом центре кургана. Как уверяли археологов жители села, никаких находок тогда доморощенные искатели древних сокровищ не обнаружили. Впрочем, полностью верить этим заявлениям нельзя. Возможно, часть находок мародёры припрятали, а менее ценные, с их точки зрения, вещи – обломки ритуальных глиняных сосудов, кости скелета и прочее – могли быть попросту выброшены ими за ненадобностью.

Как бы то ни было, но до сих пор в научных исторических справочниках курган у села Пролей-Каша значится как древний памятник неизвестной эпохи. Из-за самочинных раскопок гробокопателей современным историкам, похоже, уже так никогда и не удастся установить, каким именно из многочисленных кочевых народов был оставлен седой курган у старинного села на берегу речки Кильны…

ТРУСЛИВЫЕ КАШЕВАРЫ И МНИМЫЕ РАЗБОЙНИКИ

Вернемся, однако, к названию села, о котором, кстати, упоминал ещё в XVII веке в своих путевых записках известный немецкий путешественник, географ и математик Адам Олеарий. В первой половине XVII столетия он в составе посольства проезжал через Московию в Персию. Для этого ему пришлось спускаться вниз по Волге. Проплывая на корабле мимо берега, находившегося всего в полутора верстах от поселения Пролей-Каша, путешественник оставил в своём дневнике запись о волжском острове с таким же названием. Остров сей, по словам Олеария, назван так потому, что когда-то здесь несколько холопов убили своего господина, а чтобы скрыть свое чёрное дело, засыпали его труп… крупой. Версия довольно мрачная и к тому же не совсем понятная. Возможно, Олеарий не совсем точно перевёл и изложил эту легенду в своих записках. Так или иначе, острова Пролей-Каша на Волге уже нет – после строительства Куйбышевской ГЭС в 1956 году он навсегда ушёл под воду.

Подробные письменные упоминания о селе Пролей-Каша встречаются и в так называемой «Дозорной книге» Матвея Пальчикова.
Из записей, датируемых 1618 годом, следует, что в Пролей-Каше на тот момент насчитывалось всего-навсего 26 дворов и проживали 87 мужчин и 78 женщин – казённые или государевы крестьяне. В отличие от помещичьих крестьян, они были лично свободны, хотя и прикреплялись к земле царскими указами. Местные жители, помимо хлебопашества, разводили скот – для его выпаса использовали пойменные луга. Занимались также рыболовством.

А вот сами жители Пролей-Каши утверждают, что село их обязано своим названием крестьянам из соседнего села Богдашкино, возвращавшимся на лошадях домой с Тетюшской ярмарки с крупными барышами. Якобы, не доехав до родного села, остановились они на вынужденную ночёвку – у одной из телег оглобля сломалась. Пока искали подходящую жердину в соседней рощице, пока мастерили из неё новую оглоблю, сгустились сумерки. И, чтобы не заблудиться, решили мужики заночевать прямо в поле у дороги. Развели костёр, стали кашу в котле варить. Вдруг слышат: скачет кто-то прямо на них из темноты на лошадях – копыта стучат, кони ржут, всадники какие-то между собой перекликаются… Испугались мужики – думали, разбойники. Бросили свою кашу и – ходу к лесу! А вслед им кричат: «Эй, куда бежите, у вас тут каша бурлит, через край котла проливается!» Остановились беглецы, глядь – а это никакие не разбойники вовсе, а крестьяне из соседней деревни. Тоже с ярмарки припозднились. Обрадовались незадачливые кашевары, пригласили земляков к своему костру, угостили кашей. Выпили, само собой, о делах переговорили. Ну а потом, когда на месте стоянки село возникло, его так и назвали Пролей-Каша – в память о том самом случае…

Правда это или нет, сейчас уже никто достоверно не подтвердит. Однако доля истины есть в каждой легенде. Неслучайно село Пролей-Каша возникло на заре века, который вошёл в историю России как «бунташный». Именно в XVII столетии вспыхнуло восстание Разина, войска которого проходили недалеко от этих мест. Да и после Разина, и до него немало разбойничьих шаек гуляло по окрестным лесам, грабя мирных путников на ночных дорогах. Так что история с мнимыми разбойниками не лишена оснований.

А что говорят по данному поводу лингвисты? Некоторые из них полагают, что поскольку в этой местности проживали финно-угорские племена, то название села может происходить от трёх мордовских слов «пря лей косо». В переводе на русский это означает: «где главная река». Под главной рекой, по всей видимости, подразумевалась Волга. Хотя до волжского берега от села не так уж и близко – целых полторы версты. Выходит, что и эта версия тоже сомнительна.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС ИХ ИСПОРТИЛ…

Подробные письменные упоминания о селе Пролей-Каша встречаются и в так называемой «Дозорной книге» Матвея Пальчикова, которая хранится в Центральном государственном архиве. Из записей, датируемых 1618 годом, следует, что в Пролей-Каше на тот момент насчитывалось всего-навсего 26 дворов и проживали 87 мужчин и 78 женщин – казённые или государевы крестьяне. В отличие от помещичьих крестьян, они были лично свободны, хотя и прикреплялись к земле царскими указами. Местные жители, помимо хлебопашества, разводили скот – для его выпаса использовали пойменные луга. Занимались также рыболовством, благо Волга была под боком. Многие нанимались к тетюшским хлеботорговцам – бурлачили, тянули лямкой по Волге-матушке купеческие баржи с зерном.

К концу XIX столетия в Пролей-Каше проживали уже более 1700 человек. В селе было целых девять ветряных мельниц, две красильни, мелочная и винная лавки. В 1906 году в селе построили Христо-Рождественскую однопрестольную церковь, а при ней – церковно-приходскую школу.

Неслучайно село Пролей-Каша возникло на заре века, который вошёл в историю России как «бунташный». Именно в XVII столетии вспыхнуло восстание Разина, войска которого проходили недалеко от этих мест. Да и после Разина, и до него немало разбойничьих шаек гуляло по окрестным лесам, грабя мирных путников на ночных дорогах

Село росло, но особо не богатело, ведь в отличие от крестьянских семей, где порой насчитывалось до десятка детишек, земельные наделы не увеличивались. А между тем земли крестьян полукольцом охватывали поля, принадлежавшие помещику Еремееву, имение которого находилось в десяти верстах от Пролей-Каши в селе Жуково. Более того, Еремеев самовольно захватил спорный участок земли, протянувшийся вдоль волжского берега, объявив его собственностью. На богатых травостоем лугах, где раньше крестьяне косили сено и пасли своих коров и овечек, стали дежурить барские сторожа. По приказу помещика они забирали крестьянский скот, который забредал сюда в поисках корма. Не раз между барскими холопами и крестьянами вспыхивали стычки, которые часто заканчивались драками с побоями и увечьями. Всё это вызывало ненависть у крестьян, которые смотрели на помещика, как на хищника.

Не улучшилась ситуация и после продажи проблемного участка другому барину – помещику Гайнуллину, который вскоре также перепродал землю очередному временщику. В конце концов после ряда махинаций земля эта отошла двум мелкопоместным дворянам – Санину и Лапаеву, которые владели участком вплоть до февраля 1917 года.

НИ ЗА КРАСНЫХ, НИ ЗА БЕЛЫХ, А ЗА СВОЁ КРОВНОЕ…

Весть о революции в глухое провинциальное село Пролей-Каша принесли вернувшиеся с Первой мировой фронтовики. Настроены они были весьма решительно и ещё до наступления весеннего сева, несмотря на протесты эмиссаров Временного правительства, сразу же провели захват помещичьих земель, попутно разграбив барские усадьбы в соседних сёлах.

А вскоре вспыхнула Гражданская война, и Пролей-Каша оказалась в центре боевых действий. Несмотря на объявленную мобилизацию, воевать у крестьян не было никакого желания ни за красных, ни за белых. Они всячески уклонялись от явки на призывные пункты или попросту сбегали оттуда, скрываясь в лесах или на Волге. Это стало одной из причин того, что белогвардейские батальоны, захватившие летом 1918 года Симбирск, уже в августе практически без боя заняли Тетюши, а затем и Казань.

К концу XIX столетия в Пролей-Каше проживали уже более 1700 человек. В селе было целых девять ветряных мельниц, две красильни, мелочная и винная лавки. В 1906 году в селе построили Христо-Рождественскую однопрестольную церковь, а при ней – церковно-приходскую школу.

Позже их расстреляли, сбросив тела в Волгу…

Сейчас о грозных событиях времен Гражданской войны напоминает установленный в селе памятник с фамилиями тех, кто стал жертвой братоубийственной войны на заре жестокого прошлого века.

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

Сегодня в старинном селе, которое недавно разменяло свой пятый век, проживают без малого триста человек. Овевают крыши его стареньких бревенчатых избёнок вольные ветра, дующие с красавицы Волги. Теребят они листву молоденьких берёзок, растущих вдоль автотрассы, в ухоженных палисадниках сельчан, над памятником погибшим повстанцам… Клонятся под их порывами густо разросшиеся травы над старинным курганом – там, где когда-то поблизости заварили мужики кашу, которая едва не пролилась в придорожную пыль. И, знать, была та каша очень вкусна и навариста, если помнят о ней местные даже четыреста с лишним лет спустя…

Источник

Пролей каша тетюшский район фото

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

пролей каша тетюшский район фото. Смотреть фото пролей каша тетюшский район фото. Смотреть картинку пролей каша тетюшский район фото. Картинка про пролей каша тетюшский район фото. Фото пролей каша тетюшский район фото

Тетюши. ТАССР. запись закреплена

ПРОЕКТ «Исчезнувшие деревни» Тетюшского района

Руководитель проектной группы Прыткова Галина Николаевна, заместитель директора по ВР.

Поисково-исследовательская работа по деревне Долиновка Тетюшского района.

На берегу р.Волги раскинулся красивый уголок природы, который назывется Долиновка. До 1954 года там стояла красивая деревня, которое так и называлась Долиновка. Место выбора деревни неслучайно, археологические находки показывают, что здесь жили ещё в древние времена. Люди именьковских племён, ананьевских племён. Во времена Булгарского государства там жили Булгары.

Схема расположения домов д. Долиновка.

План деревни Долиновка. Составлен по материалам горизонтальной съемки 1944 г. и горизонтальной съемки 1927 г., прокорректированной в 1952 г.

Вэрце курэ /Верхняя улица/

7.Колсанова Мария умерла, муж погиб в Вов, есть дочери и сын умер в Ульяновске.

8.Гурьянова Просковья Н. Умерла в Подгорье, сыновья: Елисей и Аркадий умерли.

9.Пашков Егор вернулся раненый в ногу, дочь Тамара в Подгорье, есть сыновья.

Ю.Князькина Мария, муж погиб на войне, сыновья: Николай, Нестер, Иван умерли, дочь Вера.

11.Ежкова Донна, муж погиб на войне, сыновья: Федор умер, Нестер, Николай, и дочь Наталья.

12Христофорова Мария Серг. Муж погиб на войне, сын иосиф умер, дочери: Ольга умерла, Вера.

П.Бурова Мария умерла, муж погиб на войне, сын Иван, Василий и дочь Нида.

15.Таньков Евдоким Егорович умер в Урюме, жена Вера жива живёт в Урюме, Анатолий, Галина, Слава, Николай.

16.Даричева Пелагея Умерла, муж погиб на войне. Сын Аркадий в Подгорье.

П.Деменьтьев Иван Николаевич умер Н.Челнах, похоронен в Урюме.

Ётксе курэ. /средняя улица/

1.Терентьев Федор Ник. Умер в тетюшах, участник войны, ране в руку.

Дочь Ирина умерла В тетюшах, Елисей, Петр, Николай, Аркадий, Катя, Вера, Галя, Валя.

2.Таньков Федор Григорьевич участник войны, умер в с.Урюм, жена Мария Николаевна умерла, Анастасия в Ереване, Николай участник войны умер в Москве, Пимен в Белоруссии, Петр погиб в ФЗО под Москвой, Иван умер в Сердобске, Гриша в Челябинске, Георгий в Урюме, Юлия в Урюме, Аркадий умер в Урюме.

З.Бородин Прокопий Дмитриевич участник войны умер в Подгорье, жена Фёкла умерла.

4.Бардин Егор участник войны погиб, жена Анастасия, сын Николай погиб на войне, Дуся в Рыбёжке, Рая, Виктор, Аркадий умер.

5.Танькова Марфа умерла в Ульяновске, муж погиб на войне, Ольга, Вера, Николай, Василий.

б.Колсанов Пётр Павлович участник войны умер в Урюме, жена Анастасия умерла, Алексей и Фаина в Урюме. Анатолий в Ташкенте, Юрий и Николай умерли.

7Кильганов Иван Алексеевич умер в Долиновке, участник войны, жена мария умерла, Татьяна в Кильдюшеве, Ольга и Алена в Самаре, 8.Кильганов Федор Алексеевич умерли, участник войны, Леонид умер в Ульяновске, Павел участник войны жив, Виктор умер.

9.Кильганова Татьяна Николаевна умерла в Шереметьево, муж Тихон погиб на войне, Олимпиада жива.

Ю.Серкин Федор Филиппович участник войны умер в Подгорье, жена Анна умерла, Юрий и Галина.

11.Малькин Семён Ефимович участник войны умер в Урюме, Маланья умерла в Урюме, Данил участник войны умер, Леонид в Урюме.

12.Радионова Ольга Артемьевна муж умер после войны, дочери Рая в Урюме, Тоня в Кильдюшеве,Иван умер.

13.Рожков Ларион Максимович участник войны умер в Урюме, жена Наталья умерла в Урюме. Акулина, Таисия, Лев.

Н.Ишелева Надежда муж погиб на войне, 2 сына погибли на войне,

15.Кильганов Василий участник войны, умер в Урюме. Михаил умер, Ольга.

16.Колсанов Иван Кузьмич участник войны умер, Агрепина умерла, сын Иван.

17.Дёгтев Сергей Сергеевич участник войны кавалер трех орденов, Евдокия, Виктор в Подгорье.

18.Колсанов Константин Павлович участник войны умер в Подгорье,Ирина умерла, Иван, Раиса, Виталий, Валентина.

19.Христофоров Илья Кириллович погиб на войне.

2О.Князькин Лаврентий участник войны, жена Мария умерли в Подгорье, Вадим, Вячеслав, Ольга, Николай.

23.Буравов Фёдор, Пётр /ладр/ участники войны. Дочь Клавдия в Кильдюшеве, Тамара на Украине.

Алце курэ (нижняя улица)

1.Тюголев умер в Долиновке.

2.Барашков Степан умер в долиновке, дети: Иван, Прокопий, Агрепина, Серафима.

4.Тюголева Анна, муж погиб на войне, Николай, Евгений, Тамара, Зоя.

5.Бородин Дмитрий и Груша в Подгорье, Пётр, Оксе, Зоя, Юля.

6. Долинин Егор умер в Долиновке, жена Татьяна умерла в Подгорье.

Павел, Нестер, Алексей, Ольга, Вера.

7.Христофоров Фёдор Осипович участник войны, умер в Подгорье, жена Анна умерла. Сын Николай умер.

8.Пашков Кузьма Александрович участник войны, жена Анастасия умерли в Урюме. Яков погиб на войне, дочь Зоя в Подгорье.

9.Терентьев Филипп Николаевич погиб на войне. Александра погибла в Киеве, Катя в Яблоневом овраге, Иван умер в Самаре.

Ю.Пиашкин Ефим умер в Долиновке после войны, жена Просковья умерла в Подгорье, Николай умер в Самаре, Раиса и Елена живы.

11.Буравов Борис /Боша/ погиб на войне, жена Мария умерла в Подгорье, Николай, Иван умерли, Зоя и Наталья умерли, Вера жива.

12.Буравова Елена муж погиб на войне, сын Николай жив.

13.Колсанова Татьяна умерла в Подгорье, Лев умер, Лида жива.

Вот все жители деревни Долиновка. Очень многие переехали жить в Подгорье это прямо через Волгу на другой берег.

Колхоз назывался «Красный Буксир». Председателями были:

-Козлов Григорий во время войны;

-Кильганов Андрей Макарович после войны;

-Таньков Федор Егорович до войны;

-Неваем Николай Прохорович после войны;

-Буравов Пётр Фёдорович /работал всего 4 месяца/.

Жители работали в колхозе, был там рыбзавод /погреба/ принимали рыбу, ловили рыбу больше жители Пролей-Каш, а жители Долиновки больше ловили для себя.

Была у них школа 4 класса, учителями были:

-Сумбаева Варвара Сергеевна из с.Урюм;

-Кудашова Мария Фёдоровна из п. Пищемары;

-Анна Яковлевна из Кульметевки;

-Солдаткина Клавдия Ивановна из с. Богдашкино;

-Морозов Павел Алексеевич из с. Кильдюшево.

Был в деревне свой магазин, продавцом работала Князькина Мария Николаевна /девичья фамилия Дементьева/.

Так же был в деревне куст артель «Знамени труда» где изготовлялись дровни, телеги, обручи для бочек, лопаты деревянные, лодки и др. Управлял этим Таньков Фёдор Егорович.

Занимались охотой. Очень удобен для охоты Лабаев Овраг, который был богат живостью.

Большинство домов были покрыты соломой, только домов 5 или 6 покрыты тёсом. Жители держали коров, птицу, и др. домашних животных.

И сегодня остаётся это место самым красивым местом нашего края. Сюда приезжают и дети и взрослые отдыхать, любоваться красотой этих мест.

Сейчас там образовалось очень красивое озеро. Мы с учениками ходим туда на экскурсию. Осенью мы только спустились туда, как не далеко от залива увидели маленькую косулю, а в озере много рыбок и щук. Вода прозрачная и все очень хорошо видно. Мы катались на лодке и наблюдали за жителями озера. /Свои рисунки ребята приложили/.

С учениками очень много интересного находят в этих местах. /Фотография прилагаются/. Всё это хранится у нас в музее.

Нам были память и любовь даны, Чтобы сердцам ушедшим поклониться, И, может статься, будут неполны Без этих строк истории страницы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *