проезжая мимо сей станции у меня слетела шляпа
Жалобная книга (Чехов)
Точность | Выборочно проверено |
Дата создания: 1884, опубл.: юмористический журнал «Осколки», 1884, № 10, 10 марта (ценз. разр. 9 марта), с. 6, с подзаголовком: (Копия). Подпись: А. Чехонте.. Источник: http://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/sp2/sp2-358-.htm (приводится по: Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 2. [Рассказы. Юморески], 1883—1884. — М.: Наука, 1975. — С. 358—359) |
Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
«Милостивый государь! Проба пера!?»
Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».
«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».
«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим… (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки… (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».
«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».
«Господа! Тельцовский шуллер!»
«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»
«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».
«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».
«Катинька, я вас люблю безумно!»
«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».
«Хоть ты и седьмой, а дурак».
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Общественное достояние Общественное достояние false false
Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа
«Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа» –
именно с этой фразы, представляющей пример грамматической ошибки, обычно я начинаю объяснения о правильном употреблении деепричастного оборота. Фраза эта была в записной книжке Антона Павловича Чехова, который очень чутко и бережно относился к русскому языку и боролся за его чистоту. А что же здесь неправильно? Да получается, что шляпа подъезжала к станции самостоятельно, а потом слетела.
Обращая внимание на повышение грамотности, нужно изучать не только орфографические и пунктуационные правила. Чтобы не извратить подлинный смысл данной фразы, можно по-другому построить предложение, даже не одним способом. Способ первый. Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа. Способ второй. Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
Правила грамматики гласят: деепричастие, которое отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? и ЧТО СДЕЛАВ?, должно находиться в предложении ОБЯЗАТЕЛЬНО в сочетании со сказуемым (именно от сказуемого ставятся указанные вопросы). Поэтому и сказуемое, и деепричастие обозначают действия одного лица или лиц.
Слово «подъезжая» является деепричастием, а деепричастие – это добавочное действие, которое употребляется в предложении ТОЛЬКО вместе с основным действием, выраженным глаголом-сказуемым.
Подобные задания включены в тесты ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Далеко не всегда ученики выбирают правильный вариант из четырех предложенных.
Предлагаю вам проверить себя: насколько правильно вы употребляете деепричастные обороты. Поучаствовав в этом задании, вы узнаете, каково сдавать ЕГЭ по русскому языку, так как это один из вопросов первой, тестовой, части экзамена.
Задание №1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Став заведующим литературно-критической частью журнала «Современник»,
А) Белинскому многое прощали.
Б) здоровье Белинского стало ухудшаться.
В) Белинским были критически разобраны многие произведения Герцена и Тургенева.
Г) Белинский опубликовал в нем ряд замечательных статей.
Задание №2. Укажите грамматически НЕправильное продолжение предложения.
Внимательно изучив правила,
А) Приступайте к выполнению упражнений.
Б) Андрей написал диктант без ошибок.
В) нужно закрепить полученные знания.
Г) этот текст не вызовет у вас затруднений.
Чтобы проверить, насколько вам понятно данное правило грамматики, кликните на слово ПРОВЕРИТЬ.
Жалобная книга. А. П. Чехов
«Жалобная книга» Чехова с иллюстрациями А. М. Григорьева
Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги.
Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
«Милостивый государь! Проба пера!?»
Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками.
Под рожицей написано:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».
«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».
«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка. (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим. (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки. (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».
«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».
«Господа! Тельцовский шуллер!»
«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»
«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».
«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».
«Катинька, я вас люблю безумно!»
«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».
Анаколуф (пополняемое)
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».
(А.П.Чехов)
«Единожды солгавши, кто тебе поверит?«
(Козьма Прутков)
Более известно нам в виде: «Проезжая мимо станции с меня слетела шляпа».
«Мне совестно, как честный офицер».
(А.С.Грибоедов)
В полной уверенности, что детей внутри нет, дверь закрылась.
Находясь в больнице после операции, мне снился любопытный сон.
Находясь на вершине, велик соблазн остановиться. (из рекламы)
Моясь этим мылом, кожа выглядеть стала лучше.
Вчера вечером выходя их кафе, у меня вырвали сумку.
Глядя на вас, у меня перехватило дыхание.
Выставляя теги к роману, поиск предложил уже существующий тег.
«Как я провел этим летом» (название фильма)
Рисуя мокрым карандашом по сухой бумаге, цвет получается очень насыщенным. Опробовав их дома, они мне очень понравились. (Аж два подряд!)
Естественно, выкуривая по 60 сигарет в день, ритуалом у меня было все.
Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Наблюдая природу, на улице шел дождь.
Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.
Задевая обои остаются белые штрихи от краски, приходиться постоянно подкрашивать стены.
читая книги, меня интересует сюжет и герои.читая книги, меня интересует сюжет и герои.
читая книги, меня интересует сюжет и герои.
Авторы, обратившись ко мне, ваши тексты преобразятся в глазах читателей
Говорите и пишите по русски правильно (27 стр.)
«Подъезжая к сией станции. у меня слетела шляпа»
Исправляя подобные предложения (а они встречаются достаточно часто: «Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне. «; «Возвращаясь домой, меня застиг дождь»), деепричастные обороты следует заменять придаточными обстоятельственными (например: Когда я прощался с друзьями, один из них. ).
Не используются деепричастные обороты в безличных предложениях типа «Подходя к лесу, мне стало холодно» (в этом предложении нет грамматического подлежащего, которому можно было бы приписать действие, выраженное деепричастием). Такие предложения, встречающиеся в русской классической литературе, с точки зрения современной нормы следует рассматривать как устарелые: . Убедившись, что понять этого он не сможет, ему стало скучно (Л. Толстой); Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет (М. Горький).
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределённой форме глагола: Выполняя это упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведёнными в задании.
«Умерщвление произошло по причине утонутия»
Этот заголовок придуман не нами. Это А.П. Чехов в одном из рассказов спародировал канцелярский стиль с его пристрастием к использованию отглагольных существительных, нередко искусственно образуемых. Увы, но в литературе, в различных документах нередко встречаются фразы типа «Разутие ноги оказалось делом нелёгким»; «Мальчик добился пересиления чувства страха».
Особенно часто отглагольные существительные встречаются в текстах различных инструкций, распоряжений, объявлений. В абсолютном большинстве случаев «увлечение» такими канцеляризмами неоправданно. Например, в обращении к жильцам без них явно можно обойтись: «Жильцам запрещается содержание в квартире домашних птиц и животных, за исключением собак и кошек, содержание которых разрешается с общего согласия жильцов квартиры, при условии недопущения владельцами загрязнения собаками и кошками квартиры и лестничной клетки и невхождения их в места общего пользования».
Писатели, особенно в XIX в., часто использовали подобные конструкции для стилизации или пародии: . без какового соглашения оная свинья никоим бы образом не могла быть допущенною к утащению бумаги (Н. Гоголь); Равным образом воспрещается выколотие глаза, откушение носа. отнятие головы (М. Салтыков-Щедрин); Губернское правление, получив этот рапорт, вошло в такого рода рассуждение: так как влетение и разбитие стёкол вороною показывает явную небрежность со стороны лиц, смотрению которых непосредственно подлежат присутственные места, то израсходованную сумму возложить на виновных. (А. Писемский).
Сравните также отрывки из современной пародии на неудачную литературоведческую статью, в которой приёмы и средства канцелярского стиля были использованы применительно к чуждому этому стилю материалу.
Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии её отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Не менее важна реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте.
(Пример приведён К. Чуковским.)
НЕ ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ЕДИНОЙ.
Можно полагать, что очень немногие из вас станут литераторами. Но с полной уверенностью можно сказать, что в любой области вашей будущей деятельности умение говорить выразительно, живо, убедительно сослужит вам хорошую службу.
«Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» содержит в себе неисчерпаемые стилистические богатства, овладеть которыми в большей или меньшей степени по силам каждому. В этом вам очень поможет внимательное чтение произведений разных стилей и жанров, изучение языка образцовых писателей. Если мы определим стилистику как учение об изобразительно-выразительных возможностях языка, то будем близки к истине.
Части речи? ― не так уж скучно
Мальчишки, лавки, фонари.
. Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несётся чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри.
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
В то же время перечисление предметов позволяет нарисовать статичную картину, на которой тщательно выписываются детали единого целого.
На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов.