проект званый ужин джуди чикаго

Званый ужин: 39 выдающихся женщин за столом истории

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

Американская художница Джуди Чикаго более полувека боролась с мужским «высокомерием» в мире искусства. В 70-80-х годах она была яркой представительницей «феминистского искусства», памятным мемориалом которого стала ее арт-композиция «Званый ужин». Это театральное, смелое и определенно феминистское произведение, поражающее своим символизмом и научной деталировкой, было посвящено выдающимся женщинам разных эпох, от доисторических времен до современности.

Джудит Сильвия Коэн родилась в 1939 году в Чикаго (штат Иллинойс). Её отец, Артур Коэн, был из давней династии раввинов, но в отличие от своих предков, стал профсоюзным деятелем и марксистом. Его либеральные взгляды на роль женщины и поддержка прав рабочих сильно повлияли на мышление и дальнейшие убеждения дочери. В свою очередь, мать девочки любила искусство и привила свою страсть детям, что сказалось на их судьбах — Джудит стала художницей, а её брат увлекся гончарным делом.

Уже в возрасте трёх лет Джудит начала посещать занятия рисования в Художественном институте Чикаго. А к пяти годам точно знала, что «никогда не станет заниматься чем-либо, кроме искусства». В 1964 году она окончила обучение в Калифорнийском университете и получила степень магистра изящных искусств. К тому времени девушка уже сформировалась, как абсолютная феминистка. С ее убеждениями была связана официальная процедура смены фамилии Геровиц, доставшейся ей от мужа, на «вольное имя» Джуди Чикаго, которым ее называли друзья из-за сильной личности и акцента.

Плакат, который она разместила в Калифорнийском университете, гласил: «Джуди Чикаго снимает с себя все имена, наложенные на неё мужчинами, и выбирает себе собственное имя». Реклама с тем же заявлением была размещена в октябре 1970 года в выпуске Artforum. Чтобы отпраздновать свое «перерождение», Дждуди позировала одетая в боксёрскую форму с нагрудной надписью нового имени. (Усатый мужчина, сидящий позади Джуди, — ее муж).

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

Джуди Чикаго ставят в один ряд с такими феменистками первого поколения, как Мэри Бет Эделсон, Кароли Шнееман и Рэйчел Розенталь. В начале 1970-х она стала «крестной матерью» 15 учениц Калифорнийского института искусств, преподавая им основы Программы «феминистского искусства», которую начала разрабатывать еще работая в колледже Фресно. Речь шла не только о том, чтобы женщины-художницы оказались на виду, но и о фундаменте новой теории, которая противоречила идеям господства мужского гения в искусстве.

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

В то время она увлеклась масштабными арт-проектами. Начав с биографической серии абстрактных портретов под названием «Великие дамы» (посвященных историческим королевам), Чикаго перешла к созданию больших арт-инсталляций, высвобождавших из забвения имена и роли женщин в истории и культуре. Апогеем этого направления стала масштабная инсталляция «Званый ужин» (The Dinner Party) и ее неотъемлемая часть — «Этаж наследия», сейчас находящаяся в коллекции Бруклинского музея.

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

Арт-композиция представляет собой равносторонний треугольный стол (с длиной стороны в 14,63 метра), сервированный для 39-ти величайших женщин в истории западной цивилизации. Cреди них есть известные, мифические и полузабытые имена, вроде древней поэтессы Сафо; художницы, мыслителя и богослова 17 века Анны Марии ван Шурман; Элизабет Блэквелл — первой женщины-врача в Соединенных Штатах, и т.п. (Чуть ниже приведем полный список имен «канонических» женщин, включённых в экспозицию Званого вечера).

Каждое место за столом было застелено изящной скатертью с вышитым именем женской персоны и символами её достижений. На ней располагалась керамическая тарелка, скульптурные формы украшения которой, отдаленно напоминали женскую вульву, начиная с Первородной Богини и переходящих к полумесяцу Мэри Уоллстонкрафт и шестизвездному центру Богини Змеи.

Источник

Треугольный стол Джуди Чикаго. Мосты женской истории

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

Однажды американская художница Джуди Чикаго занималась раскопками в букинистических магазинах. Случайно она обнаружила книжку, рассказывающую о событиях столетней давности – о Всемирной чикагской выставке 1893 года и о Женском доме, который был тогда воздвигнут. Колоссальное здание было наполнено литературными, художественными и промышленными произведениями женщин, демонстрировало последние достижения общественной мысли. Съезды, концерты, классы, собрания шли на протяжении полугода и привлекали участниц со всего мира.

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

Великое кружевное посольство. Как россиянки открыли Америку

Джуди была поражена тем, что этот факт истории был совершенно забыт (точно так же как мы теперь поражены отсутствием на нашей картине мира самой Джуди), и в начале 70-х она начала в Лос-Анджелесе мегапроект «Женский дом», что-то вроде постоянного места для лаборатории феминистской революции, убежища для поиска места в искусстве, воплощения идей Герды Лернер и собственных открытий Джуди.

Почти десятилетие заняло создание работы Чикаго «Званый ужин», которая теперь находится в Бруклинском музее. Документальный фильм The Dinner Party помогает нам вернуться в семидесятые и увидеть некоторых участниц «неиерархического коллектива» непосредственно в момент создания мемориала женщинам всех времен и народов.

Джуди начала работу над «Званым ужином» в одиночку, но позже ее мастерская превратилась в настоящий научный центр и привлекла сотни исследовательниц-практиков. То, что они сделали, было коллективным открытием прошлого, осознанием роли женщин в мировой истории, самопрезентацией группы художниц, прямым политическим действием, насмешкой над макулатурой бесполезных диссертаций. Участие сотен единомышленниц означало также и передачу навыков, обмен мыслями, уникальную атмосферу, творческий брейнсторминг.

Что представлял собой «Званый ужин»? Огромный накрытый белой скатертью треугольный стол, на котором располагалось 39 столовых приборов. Он призывал на мистическую трапезу всех, кто извечно занимался приготовлением пищи. Длина грани составляла 14,63 м, треугольная форма отсылала к образу Великой богини, равные стороны – к идее всеобщего равенства. Каждый столовый прибор из состоял из особой тарелки, особой салфетки, одинаковых ложки-вилки-ножа-грааля для творческой крови. Салфетка была украшена именем и символами жизненного пути каждой героини. Белые плиточки, на которых был установлен треугольник, назывались Heritage Floor и несли на себе 999 женских имён – забытые жизни и достижения тысяч женщин.

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

Имена Heritage Floor соотносились с именами около столовых приборов, так что каждая из 39 участниц тройственной вечери представляла из себя символ длинной исторической традиции. От первой тарелки, олицетворяющей творческий принцип, великую богиню, куколку-бабочку, следовало идти вдоль всего периметра треугольника, повторяя ход времени – точно так же, как постепенно от культа великой богини общество переходило к патриархату и демонизации женщин. В итоге можно было оказаться около последних композиций, говорящих о времени, когда женщины получили свой литературный (Вирджиния Вулф) и художественный (Джорджия О’Кифф) языки. Художественное решение столовых приборов отражало соответствующие образу время и культуру. Это позволило также систематизировать и сохранить различные техники работы с нитками и тканью.

Белые треугольники на углах стола напоминали о том, что вышивка – тайный бунтарский язык, демонстрировали изменение видимости женщин со временем. Многие части композиции было трудно рассмотреть. Потолки храмов покрывают невидимыми фресками и мозаиками в надежде на то, что они будут видны потусторонним силам. Но Джуди преследовала другую идею, напоминала о том, что всеобщая женская история фрагментирована, плохо известна или невидима вообще.

Чикаго решила использовать в феминистских целях гору религиозных символов: раз они хорошо работали для патриархата, то могли сработать и в переходном периоде. Она оказалась права, обновлённый художественный язык был понятен всем: Тайная женская вечеря, Троица (три грани стола), Святой Грааль, церковная вышивка (приёмы, которые женщины использовали, работая для поддержания мужской иерархии), игра с числами – 13, 999.

«Званый ужин», или «Пир», создававшийся в 1974–1979 годах, стал фундаментом для деятельности женщин-историков. Нет, я не имею в виду авторов капитальных трудов, хотя этим сливки тоже достались. Я говорю о женщинах-практиках, тех, кто вооружился идеей Джуди и стал немедленно действовать для изменения реальных обстоятельств жизни живых женщин. Тем, кому удалось заметить силу, заключенную в словах «женская история».

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

В марте 1978 года в Сономе, Калифорния, прошла первая Неделя женской истории. В следующем году об этом говорили на американской Конференции по женской истории. Участницы Конференции немедленно рекомендовали формат недели всем своим сообществам, организациям и школьным округам, поддержали обращение к правительству США. В 1980 году Женская историческая неделя приобрела национальный статус.

В 1987 году некоммерческая организация “Национальный проект женской истории” (Санта-Роза, Сонома, Калифорния) добилась признания правительством марта Месяцем женской истории. Месяц женской истории официально отмечается в марте также в Австралии и Великобритании. Активистки во Франции, Каталонии отмечают Месяц женской истории силами своих сообществ. В Канаде Месяц женской истории проводят в октябре – в память о судебном решении 1929 года о политическом равноправии.

В США женская история включена в образовательные программы. Месяц женской истории проводится в школах, в колледжах. В университетах присуждают докторские степени по женской истории.

Во всех этих странах революционные общественные преобразования были инициированы независимыми низовыми группами, а не насаждались сверху. В России в 2020 году пройдет уже четвёртый Месяц женской истории, его делает Московский женский музей.

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

В Сенека-Фоллз, Нью-Йорк, с 1980 года открыт Национальный исторический парк прав женщин. Вашингтонский Национальный музей женщин в искусстве выставляет только женские работы. США постоянно инициируют Месяцы женской истории за пределами страны, привлекают американских гостей и местное женское сообщество. Так, в Минске в мероприятиях участвовала посол Карен Стюарт (2007), во Владивостоке – профессор Биргитта Ингемансон (2011), в Ашхабаде – доктор Джеральдин Форбс (2012). В 2013-м во время Месяца женской истории в американском посольстве в Ташкенте была проведена фотовыставка – “как признание выдающихся достижений женщин Узбекистана”. С 2014 года Бишкекская феминистическая инициатива СКью (Кыргызстан) совместно с Национальной кампанией СООБЩА и ООН-Женщины начали проводить Национальный месяц женской истории и активизма за равные права и возможности.

В 1993 года тверской клуб “Женский Свет” организовал Неделю женской истории, которая стала проводиться ежегодно. Пятая неделя женской истории была посвящена 80-летию предоставления женщинам России избирательных прав.

Вдохновленные американскими феминистками норвежки в 2006 году ежегодно – 8 мая – начали проводить Женскую историческую ночь, в 2012 году ЖИН началась в России, сейчас она распространилась на восемь стран и сотни городов.

В марте 2015 года Wikimedia – некоммерческая организация, объединяющая вики-проекты, – выпустила серию публикаций о женщинах в вики-движении и “гендерном разрыве” среди его участников. В августе 2015 года только 16% англоязычных вики-биографий были женскими. В 2016 году Wikimedia совместно с ООН-женщины провела женский вики-марафон #HERstory, чтобы увеличить количество статей о женщинах и количество женщин – редакторов Википедии.

В 2016 году в Минске появилась карта “Открытые арт-пространства: мастерские художниц”. Во время экскурсий художницы – участницы проекта показывают свои мастерские и рассказывают о себе и своём опыте. Американская художница Рори сделала #100Days100Women, предвыборный проект. Каждый день она рисовала один женский портрет.

В наше время в мире существует более 100 женских музеев и инициатив, объединенных в сеть IAWM. Идет феминизация «обычных» музеев. А число художественных цитирований «Званого ужина» так велико, что их подсчитать невозможно.

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

Изумительный исторический обед был на выставке “Люди и вещи” в норвежском музее KODE в 2014 году – столовые приборы рассказывали истории выдающихся бергенцев-гуманистов – и женщин, и мужчин.

По Барселоне курсирует гастрофеминистский проект FemArt – L’Apat Transgressor. В 2016 году в Университете Помпеу-Фабра 30 художниц создали столы, посвященные неоплачиваемой женской работе. Я побывала на одной из выставок L’Apat Transgressor в марте 2018 года. Тогда на кухне общественного центра Эль-Сортидор (то есть в пространстве, традиционно отводимом для женщин) были воссозданы три объекта выставки 2016 года – работы Пелиагудес, Сабины Вилагут и Анны Фандо. Во время презентации фотовыставки был фуршет и концерт. Из уважения к неоплачиваемому домашнему женскому труду во время своего выступления музыкально-поэтический дуэт Micono использовал барабанную установку из тазов, мисок и сковородок, то есть из предметов для приготовления еды и уборки.

Значение треугольника Джуди Чикаго настолько велико, что, помещая его в свою голову, соглашаясь с его реальностью, вы вынуждены серьёзно потеснить все наши прошлые идейные находки и пересмотреть их с нового ракурса. Прошлому предстоит тесниться по углам, смыслы и производные «Званого ужина» только начинают открываться нам, и кто знает, к чему это приведёт.

Знаете, какая мысль кажется мне особенно удивительной? Почти все творческие американцы 60–80-х годов, о которых мы слышали, на произведениях и идеалах которых мы выросли, знали Джуди Чикаго. Наши представления о правах человека стоят на фундаменте «Званого ужина».

Источник

От «Крика» Мунка до «Званого ужина» Джуди Чикаго: как создатели «Игры в кальмара» делают отсылки к произведениям искусства

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

Неожиданные сюжетные твисты, много крови и драмы. Вот уже месяц весь мир обсуждает «Игру в кальмара». Южнокорейский сериал побил все рекорды Netflix и стал самым популярным проектом на платформе. Всего за две недели с момента выхода его посмотрели более чем со 100 миллионах аккаунтов, а продажи на слипоны Vans возросли на 7800 %. Исполнители главных ролей за это время стали звездами с многомиллионной аудиторией, а мы – преданными поклонниками шоу, которые уже ждут второй сезон.

Недавно мы выпускали материал о том, как создатели сериала встраивают в сюжет подсказки для зрителей, а сейчас покажем, какими произведениями искусства они вдохновлялись и как транслировали их в новой интерпретации. Перед тобой четыре отсылки, которые ты точно раньше не замечал.

«Крик» Эдварда Мунка

«Крик» Мунка – одна из самых цитируемых картин в кино. Ее интерпретации можно встретить в фильмах «Один дома», «Каспер», «Винсент», «Крик» и даже в пятой части поттерианы «Гарри Поттер и Кубок огня». А теперь еще на один оммаж в киноиндустрии стало больше. Создатели «Игры в кальмара» вдохновились образом, созданным Мунком, и передали его на лице игрока № 306 во время первого испытания «Красный свет. Зеленый свет».

Гравюра «Относительность» Маурица Эшера

Если ты смотрел «Игру в кальмара», то наверняка помнишь игрушечно-кукольные коридоры, по которым передвигались надзиратели и участники. Вдохновением для создания такой декорации послужила гравюра Маурица Эшера «Относительность». Правда, в сериальной версии были добавлены яркие цвета, которые делают весь интерьер нарочито игрушечным.

«Званый ужин» Джуди Чикаго

После пятого испытания в игре осталось всего три игрока: Сон Ки Хун, Чхо Сан Воо и Кан Сэ Бёк. Перед финалом надзиратели собрали их в зале с необычным треугольным столом, где подали ужин. Многим сначала показалось, что такая форма была выбрана исходя из фигур «Игры в кальмара». Однако это не так. Здесь внимательные зрители нашли отсылку к художественной композиции арт-феминистки Джуди Чикаго «Званый ужин». Эта работа американской художницы была посвящена выдающимся женщинам разных эпох и задумана с целью положить конец принижению и забвению роли женщин в истории человечества. На большом треугольном столе было выделено 39 мест для женщин, которые внесли особый вклад в развитие западной цивилизации.

Сюрреалистический бал Ротшильдов в 1972 году

Одна из фишек «Игры» заключалась в анонимности. Лица всех надзирателей, гостей и обслуживающего персонала были скрыты под масками. К пятому испытанию на остров приехали так называемые VIP-гости, которые делали ставки на участников и наблюдали за ходом игры. Они запомнились зрителям золотыми масками в форме животных. Этот образ создатели сериала позаимствовали у приглашенных сюрреалистического бала Ротшильдов, который состоялся в 1972 году. На это мероприятие позвали весь высший свет: аристократов, художников и актеров, а их карнавальные костюмы до сих пор считаются произведениями искусства. В сюрреалистическом приглашении, которое можно было прочитать только с помощью зеркала, было написано: «Черный галстук, длинные платья и сюрреалистические головы».

Источник

Званый обед

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

содержание

история

Возникновение

Выставки

описание

Доска

У доски сидят 39 женщин:

Из-за треугольной формы доски в каждой из трех точек есть углы, на которых лежат три разных треугольных бегунка Millennium. Они снабжены вышивкой, вдохновленной алтарными тканями. Все трое были вышиты белыми нитками на белом фоне в разных техниках, а в центре их была буква «М». Эта буква является тринадцатой буквой алфавита, а в «Бегущем тысячелетия» три тематически разделенных области доски прерываются и разделяются после каждых тринадцати женщин.

Настройки места

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть фото проект званый ужин джуди чикаго. Смотреть картинку проект званый ужин джуди чикаго. Картинка про проект званый ужин джуди чикаго. Фото проект званый ужин джуди чикаго

Пластины, которые исторически представляют самых ранних женщин, были созданы Чикаго. Чем ближе изображения к современности, тем выше оформляются рельефы. Предполагается, что это символизирует постепенную независимость и равенство современной женщины, даже если она еще не свободна от социальных ограничений. Работа также включает дополнительную письменную информацию, такую ​​как баннеры, хроники и публикации с исходной информацией о каждой женщине и процессе создания работы.

Этаж наследия

Имена 999 женщин на этаже «Наследие» привязаны к обстановке на столе. Они написаны на плитках под сервировкой стола и перетекают оттуда в пространство внутри стола.

В инсталляцию вошли семь настенных панно, которые содержат информацию о женщинах, представленных в произведении искусства. Настенные панно представляют собой крупноформатные фото- и текстовые коллажи ручной раскраски. Они соотносят женщин, упомянутых на напольной плитке, с теми, кому было предоставлено место. Как и в случае с этажом наследия, имена, перечисленные на панелях наследия, расположены в соответствии с настройками соответствующего места. Например, этажом ниже сервировки стола для Артемизии Джентилески есть другие художники; имена других более ранних богинь относятся к первоначальной обстановке богини.

Имена женщин сопровождаются биографическими данными, фотографиями связанных произведений искусства и другими изображениями. Кроме того, есть короткие отрывки, в которых описываются обстоятельства, при которых им приходилось бороться за справедливость.

Некоторые ошибки закрались в произведение искусства. Итак, есть несколько женщин, которые указаны двумя надписями с разными историческими именами. Кроме того, Хатшепсут было посвящено определенное место, но оно также указано под названием Хашоп на этаже Наследия. Там Хашоп закреплен за сервировкой стола Хатшепсут.

прием

1980–1981

Об ужине говорили очень противоречиво. Теоретик феминистского искусства Люси Липпард писала: «Мой собственный первый опыт был очень эмоциональным, [. ] чем дольше я задерживался на работе, тем больше я становился зависимым от ее сложных деталей и скрытых значений», и защитила работу как отличный пример феминистских помолвок. Эту реакцию разделяли и другие критики, и работа получила широкое признание. Американский художник, поэт и искусствовед Джон Перро назвал эту инсталляцию ключевой работой.

Поздний прием

Верена Ауфферманн назвала работу по случаю выставки в Schirn Kunsthalle Frankfurt в 1987 году «чистейшим американским китчем».

Критика изображения чернокожих женщин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *