проанализируйте график вариационная кривая отражающая распределение семян тыквы по их величине
Проанализируйте график вариационная кривая отражающая распределение семян тыквы по их величине
Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Движущие силы эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В синтетической теории эволюции к факторам эволюции относятся: популяционные волны (численность популяций), поток генов и дрейф генов (случайные колебания частот генов в малых популяциях), изоляция.
Движущий отбор — действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), приводит к изменению признаков;
Стабилизирующий отбор — действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, сохраняет признаки вида;
Разрывающий отбор — средний показатель «убирается», сохраняются крайние формы в норме реакции
Источник: Заяц, Р. Г. Биология для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская, В. М. Стамбровская. — Мн. : Выш. шк., 2004.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
---|---|
Симбиоз рака отшельника и актинии | |
Видовой | Слон африканский |
Основные уровни организации живой материи:
молекулярно-генетический (свойства и функции химических веществ в живых системах, биохимические процессы),
клеточный (строение и функции клеток, обмен веществ клетки, деление клетки),
органно-тканевой (строение и функции органов),
организменный (строение и функции систем органов, строение и жизнедеятельность организма),
популяционно-видовой (структура и особенности функционирования популяции, внутривидовые отношения),
биоценотический, или экосистемный (межвидовые отношения в сообществах),
биосферный (круговорот веществ в природе).
Ответ: БИОЦЕНОТИЧЕСКИЙ, или ЭКОСИСТЕМНЫЙ
Принимается один из двух ответов: биоценотический или экосистемный. В критерии НЕ заложен ответ биогеоценотический, т.к. приведен пример взаимосвязи организмов двух разных видов, но не указывается ни местообитание, ни какие-либо другие абиотические факторы (неживой природы)
В ДНК на долю нуклеотидов с цитозином приходится 19 %. Определите процентное содержание нуклеотидов с тимином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Количества разных видов нуклеотидов (аденина, тимина, гуанина и цитозина) в составе молекулы ДНК подчиняется правилу Чаргаффа: количество аденина равно количеству тимина, а гуанина — цитозину: А=Т, Г=Ц.
Количество всех нуклеотидов ДНК составляет 100% (А+Т+Г+Ц=100%). Согласно правила Чаргаффа, количество цитозина равно количеству гуанина (Ц=Г=19%), а сумма количества цитозина и гуанина равна 38% (Ц+Г=38%). На аденин и тимин остается 62% (А+Т=100-(Ц+Г)=100-38=62%). А так как аденин и тимин содержатся в молекуле ДНК в равных количествах, то количество и аденина, и тимина составит по 31% (А=Т=62:2=31%).
Какие функции выполняет комплекс Гольджи?
1) синтезирует органические вещества из неорганических
2) расщепляет биополимеры до мономеров
3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке
4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки
5) окисляет органические вещества до неорганических
6) участвует в образовании лизосом
Функции аппарата (комплекса) Гольджи:
1) модификация и упаковка веществ;
2) накапливает органические вещества, синтезированные в клетке;
3) транспорт (вынос) веществ из клетки;
4) образование первичных лизосом.
(1) синтезирует органические вещества из неорганических – функция хлоропласта;
(2) расщепляет биополимеры до мономеров – функция лизосомы;
(3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке – функция комплекса Гольджи;
(4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки – функция комплекса Гольджи;
(5) окисляет органические вещества до неорганических – функция митохондрии;
(6) участвует в образовании лизосом – функция комплекса Гольджи.
Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, в котором он происходит.
ПРОЦЕСС | ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕЗУЛЬТАТЫ СЕЛЕКЦИИ | МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Радиоактивый мутагенез: выведение пшеницы Новосибирская 67 после облучения рентгеновским лучами семян исходного сорта; получение мутантных грибов-дрожжей при воздействии на исходную культуру радием. Гибридизация (скрещивание): выведение гетерозисной кукурузы; получение чистых линий гороха; выведение пшенично-ржаного гибрида Тритикале. Химический мутагенез: обработка растений колхицином.
Выберите организмы, у которых органы выделения представлены почками.
Органы выделения представлены почками у: рыб, пресмыкающихся (ящерица) и земноводных (лягушка). У рака — «зеленые железы»; у пчелы — мальпигиевы сосуды; у дождевого червя — метанефридии.
Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОРГАНИЗМЫ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ | ВИДЫ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Органоид клетки | Число мембран органоида | Функция |
---|---|---|
А | одномембранный | расщепление органических веществ клетки |
рибосома | Б | биосинтез белка |
хлоропласт | двумембранный | В |
Список терминов и понятий:
1) комплекс Гольджи
2) синтез углеводов
4) гидролиз крахмала
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Органоид клетки | Число мембран органоида | Функция |
---|---|---|
А — лизосома | одномембранный | расщепление органических веществ клетки |
рибосома | Б — немембранный | биосинтез белка |
хлоропласт | двумембранный | В — синтез углеводов |
Проанализируйте график «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы по их величине». Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы.
1) размер семян 14–15 мм — максимальный размер
2) реже всего встречаются семена размером от 11 до 12 мм
3) наиболее часто встречаются семена среднего размера
4) средний размер семян колеблется в пределах 14–15 мм
5) семян размером больше 19 мм не бывает в природе
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Проанализировав таблицу «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы по их величине», находим верные выводы:
3) наиболее часто встречаются семена среднего размера;
4) средний размер семян колеблется в пределах 14–15 мм.
Остальные выводы нельзя сделать из данной таблицы. Ответ 1 неверный, т. к. максимальный размер семян 19 мм. Ответ 5 — семян размером больше 19 мм не бывает в природе — не можем утверждать по данной выборке.
Лекарственный препарат выпускается в виде капель, обладает местным сосудосуживающим действием, снимающим отек слизистого мерцательного эпителия. Определите, при каком заболевании назначают этот препарат. Какой эффект он оказывает на слизистый эпителий?
1. препарат назначают при насморке;
2. препарат уменьшает выделение секрета слизистым эпителием носа
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов, ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Какой орган человека обозначен на рисунке цифрой 4? Какое строение он имеет? Объясните выполняемые им функции, исходя из его строения.
2) Состоит из хрящевых полуколец, которые соединяются сзади со стороны пищевода соединительно-тканной перегородкой.
3) Функция трахеи: проведение воздуха
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названные выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Растительная клетка». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Растения и животные отличаются друг от друга, их относят к разным царствам организмов. (2)В растительной клетке, в отличие от животной, имеются клеточная стенка, пластиды, крупные вакуоли с клеточным соком. (3)Прочная клеточная стенка растений состоит из липидов и белков. (4)В растительной клетке может протекать процесс фотосинтеза. (5)В семенах растений часто запасаются гликоген и жиры, реже белки. (6)Эти вещества расходуются на прорастание семени растения. (7)В семенах бобовых растений в больших количествах накапливаются жиры.
1. 3 — клеточная стенка (оболочка) образована целлюлозной (клетчаткой) (из липидов и белков состоит плазматическая мембрана);
2. 5 — в семенах растений запасаются крахмал и жиры, реже белки;
3. 7 — в семенах бобовых растений в большом количестве накапливаются белки
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации. | 3 |
В ответе указаны две—три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются. | 2 |
В ответе указаны одна—три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются. | 1 |
Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно. Указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Роберт Кох, изучая причины заболевания овец сибирской язвой, выделил чистую культуру микроорганизмов, взятых у больной овцы. Он ввёл эту культуру 70 другим здоровым овцам, из которых 50 заболели сибирской язвой и погибли. Ответьте на следующие вопросы: какова причина гибели 50 овец; почему выжили 20 овец, является ли культура, выделенная Кохом, вакциной? Ответ объясните.
1) Овцы погибли, так как они были заражены возбудителем сибирской язвы.
2) У 20 овец был естественный иммунитет против этого заболевания (либо: они переболели раньше и приобрели иммунитет к этой болезни).
3) Культура, выделенная Кохом, вакциной не является, так как она не ослаблена, и выжившим овцам предварительно не вводилась
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает любые два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ Ответ включает три названные выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Укажите не менее четырех возможных последствий, если в экосистеме луга снизится численность насекомых-опылителей.
1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений (или, биоразнообразие растений тоже может снизиться, так как эти насекомые способствуют перекрёстному опылению, а это источник комбинативной изменчивости и численного разнообразия);
2) сокращению численности и изменению видового состава растительноядных животных;
3) сокращению численности насекомоядных животных (или, некоторые обитатели луга, которые питаются этими насекомыми, например, насекомоядные птицы, их численность снижается, так как у них уменьшается кормовая база в лице насекомых-опылителей);
4) Снижается биоразнообразие насекомых, изменяется цепи питания и сети питания. Биоразнообразие — важнейший критерий устойчивости экосистемы. (или, личинки насекомых-опылителей занимают особое звено в цепи питания, их снижение неблагоприятного воздействует на равновесие в цепи питания (снижается численность поедателей этих личинок).
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает четыре названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.
|