привычки в еде в россии
Обзор пищевых привычек и страхов россиян
Большинство наших соотечественников стараются придерживаться принципов здорового питания, но полностью перейти на качественные и полезные продукты не могут из-за их дороговизны, сообщает компания «Анкетолог». В новом исследовании они выясняли, что россияне вычитывают на этикетках в супермаркетах и чего боятся больше всего — ГМО, консервантов или глютена.
Больше половины россиян (62%) признались, что стараются придерживаться принципов здорового питания, но все же позволяют себе вредные продукты. Совсем не употребляют вредную пищу 6%, а 32%, напротив, едят все, что хотят, и не задумываются о пользе или вреде съеденного. При этом мужчины менее разборчивы в формировании рациона: 40% из них признались, что едят все, тогда как среди женщин так поступают лишь 25%.
Также авторы исследования рассмотрели рацион опрошенных в разрезе их финансового положения и нашли, что с увеличением личных доходов люди чаще задумываются о правильности питания. Среди опрошенных с доходом до 20 тыс. руб. в месяц не следят за рационом 36%, с доходом от 20 до 30 тыс. — 31%, от 40 до 50 тыс. — 25%, от 70 до 100 тыс. — 21%. Однако тенденция не находит продолжения в группе опрошенных с доходом более 100 тыс. руб.: почти половина из них (44%) абсолютно не следят за рационом.
Среди основных причин отказа от принципов здорового питания — нежелание ограничивать себя в любимой еде (39%) и дороговизна полезных качественных продуктов (34%). При этом 60% сказали, что изменить свои привычки их может заставить состояние здоровья, 46% — недовольство внешним видом. В возможность изменить свой рацион под влиянием пропаганды принципов здорового питания и их активной рекламы верят лишь по 4% респондентов.
Что на этикетке?
Информацию, указанную на этикетке продукта, всегда читают 46% опрошенных. Еще 38% делают это время от времени, 14% — читают этикетку крайне редко, а 2% не делают этого вовсе.
Указание пищевой ценности продуктов на этикетках интересует россиян гораздо меньше: 51% отметили, что не обращают на нее внимания. При этом 13% смотрят на энергетическую ценность продуктов потому, что считают потребляемые калории, 6% — потому что следят за содержанием белка, 11% — жира, 12% — углеводов. Наконец, 25% отметили, что обращают внимание на энергетическую ценность из любопытства.
Чего россияне боятся в продуктах
Самым страшным компонентом россияне считают ГМО: 34% не покупают продукты с их содержанием, еще 34% стараются этого не делать. Только 19% признались, что не обращают внимания на их присутствие в составе. Консерванты и ароматизаторы сознательно и принципиально избегают 18% россиян, 47% — стараются это делать, 18% — не обращают на это внимания. Продукты с насыщенными жирами не покупают 19%, стараются не покупать — 38%, не обращают внимания — 27%. Гораздо более спокойно россияне относятся к глютену (только 30% не покупают или стараются не покупать продукты с его содержанием), к дрожжам (24%), сахару (21%) и соли (13%).
Что россияне едят чаще всего
Судя по ответам респондентов, наиболее часто употребляемые продукты в России — хлеб, молоко и крупы. Фастфуд хотя бы время от времени едят ровно 50% опрошенных. Причем среди россиян до 30 лет это делают 77%, а среди людей старшего поколения (от 55 лет) — всего 20%. Причем 10% россиян в возрасте до 30 лет едят фастфуд как минимум несколько раз в неделю.
Среди способов приготовления еды наиболее предпочтительным 55% россиян назвали варку в воде или на пару, а 36% чаще едят жареное, копченое или маринованное. Наблюдаются также существенные различия во вкусовых предпочтениях в разрезе пола: если среди мужчин жарить и мариновать пищу любят 50% опрошенных, то среди женщин — всего 29%.
Вкус по-русски. Как в последние годы в стране меняются гастрономические пристрастия
Если оценивать объективно, то такого понятия, как общие гастрономические вкусы российского населения, просто нет: различия от региона к региону крайне велики. Тем не менее периодически предпринимаются попытки точечного анализа. Так, в 2019 году организаторы Delivery Fest вместе с компанией ResearchMe проводили полноценное исследование, определяя, какие блюда предпочитают жители разных федеральных округов. Выяснилось, что практически во всех регионах популярны итальянская и грузинская кухни (исключение составляет Дальний Восток, жители которого выбирают блюда из Китая). Любопытно следующее: несмотря на то что 90% опрошенных заявили о своей любви к зарубежным блюдам, 22% россиян никогда не ели роллы, 18% не пробовали пиццы, а 23% не знают вкуса хинкали.
Опрос, проведенный сервисом доставки «Самокат», выявил, что 60% от числа респондентов любят красную рыбу с авокадо, а более 50% людей оказались поклонниками гречки с сахаром. Кроме того, россияне любят необычные сочетания, которые могут очень удивить иностранцев: тушенка с медом, сало с творогом или шоколад с сырным соусом.
Исследование, проведенное компанией «Анкетолог», говорит о том, что 62% россиян стараются придерживаться принципов здорового питания. И в то же время 34% опрошенных с опаской относятся к продуктам с высоким содержанием консервантов и ГМО. Логично, что иностранцы в этом вопросе солидарны с нами, поскольку в некоторых странах выращивание ГМО-культур в принципе запрещено — это Франция, Венгрия и Швеция.
Судить о вкусовых изменениях в культуре потребления еды на относительно коротком с точки зрения истории двадцатилетнем промежутке времени достаточно сложно. Очевидно, что фундаментально за последние десятилетия ничего не поменялось: любовь к мясу, борщу и картошке по-прежнему с нами.
Гораздо интереснее наблюдать локальные, трендовые всплески внезапной симпатии к тому или иному блюду. Тут, к примеру, можно вспомнить о каком-то феноменальном ажиотаже вокруг вьетнамского супа фо-бо: москвичи им «болели» года три-четыре, не меньше. Сейчас мода на фо-бо начинает корректироваться, однако он по-прежнему остается приоритетным выбором для большого числа гостей ресторанов.
Локальные всплески любви к различной еде удобно отслеживать в периоды каких-либо кризисных ситуаций. Например, на пике прошлогодних ковидных ограничений выяснилось, что люди любят блюда с большим количеством сыра, а также предпочитают преимущественно острую пищу.
Если все же сравнивать какие-то более серьезные тренды, связанные с гастрономическими предпочтениями начала нулевых и современными, то стоит отметить смену формата досуга в кафе, барах и ресторанах. Сейчас люди идут в те заведения, где не просто подают вкусную еду, но и предлагают необычные варианты проведения свободного времени. И этот тренд, очевидно, в ближайшие годы проявится еще больше. К примеру, в некоторых кафе и ресторанах появились стендап-шоу, где комики проводят свои концерты, поднимая настроение посетителям. Также во многих заведениях стало популярным устраивать театральные вечера. Гостям предлагается совместить приятное с полезным: просмотр постановки пьесы и вкусный ужин.
Сегодня вообще меняется общая культура потребления еды: люди предпочитают готовить еду не сами, а есть вне дома. Об этом же говорят данные некоторых исследований. К примеру, недавно Rambler&Co выяснил, что каждый пятый россиянин посещает рестораны или кафе не менее раза в неделю.
Фото: Valeria Boltneva/ Pexels
Сходства и отличия гастровкусов россиян и иностранцев
Кулинарные предпочтения наших соотечественников могут как сходиться, так и отличаться от вкусов жителей других стран — в каждой стране свои гастрономические привычки, берущие начало еще со времен зарождения государств.
Обычно иностранцам нравится русская кухня, но некоторые вкусовые решения приводят их в шок. Например, обыденный для нас сыр — для китайцев нечто отвратительное. Они не могут понять, зачем портить молоко, добавляя в него соль и дополнительные бактерии. Даже такой неострый сыр, как чеддер, кажется им совершенно несъедобным. Однако другие кисломолочные продукты китайцы с удовольствием употребляют в пищу. Кроме того, во Франции предпочитают терпкие, кислые или даже горьковатые нотки в пище, а в России — нежные и сладковатые.
Если говорить о похожих мотивах, то вкусы с бельгийцами и австралийцами у нас более-менее сходятся: на завтрак они предпочитают кофе, бутерброды или яичницу, на обед — супы, мясо и рис, на ужин — овощи, мясо и гарнир.
Еще один важный тренд в сходстве гастрономических предпочтений россиян и иностранцев заключается в том, что люди с удовольствием воспринимают новые, глобальные форматы потребления еды. 63% россиян любят, когда на прилавках появляются новые товары, и они с радостью готовы их попробовать.
Успевает ли бизнес за сменой гастрономических форматов
Для выживания бизнесу постоянно приходится подстраиваться под обстоятельства, которые переформатируют рынок. Это продемонстрировала эпидемия COVID-19: больше шансов на выживание оказалось у тех, кто проявил гибкость и креативность, сумев вовремя перестроиться под актуальные запросы публики, например, запустил бесконтактную доставку еды. Немало предпринимателей при этом были вынуждены закрыть свои проекты: согласно данным Росстата, общий объем оборота заведений общепита в 2020 году сократился более чем на 20%.
К наиболее значимым российским трендам последних двух лет стоит отнести небывалый расцвет сервисов фуд-доставки и точек общепита, работающих навынос.
В последнее время традиционные рестораны уступают место фуд-холлам (или фуд-моллам). Плюс этого гастрономического формата в возможности изучить новые аутентичные концепции и хорошо провести время — атмосфера к этому располагает. Важное преимущество фуд-холлов и в том, что по-настоящему вкусные, оригинальные блюда предлагаются по цене ниже среднего чека из ресторана, и выбирать одну кухню не обязательно — можно попробовать и японскую, и итальянскую и испанскую кухни за один ужин.
Крупные города и регионы поменьше по-разному реагируют на изменения рынка. Если в Москве и городах-миллионниках (Казани, Екатеринбурге, Краснодаре и Перми) бизнес оценил новые форматы общественного питания вслед за жителями, то в городах поменьше этот тренд только набирает обороты. Формат фуд-холлов развивается в Москве взрывными темпами. Если в июне 2019 года, по данным 2ГИС, было открыто 24 проекта, то к ноябрю их число выросло до 40. За последние 20 лет локальные форматы общепита, конечно, изменились и теперь насчитывают сразу несколько вариантов заведений итальянской, японской и грузинской кухни.
Опытные гастроэнтузиасты видят спрос на новые концепции, чувствуют, что жители регионов устали от одной и той же повторяющейся картинки. В марте 2021 года оборот сегмента общественного питания вырос в половине регионов РФ — в некоторых из них рост составил до 20–25%. Именно поэтому все больше компаний в сфере фудтеха выходит в регионы — их жители открыты новому, а потенциал рынка представляет большие перспективы.
Фото: Daniel Nijland/ Unsplash
Влияние на рынок зумеров и альфа-детей
Не стоит преуменьшать влияние, которое оказывают на рынок общепита поколение зумеров и детей альфа (те, кто родился после 2010 года). Согласно данным исследовательской компании Merkle, зумеры в среднем тратят на еду 24% от своего бюджета и имеют склонность к импульсивным покупкам. При этом для них крайне важна атмосфера: приходя в пространство современного, стильно оформленного фуд-холла, предлагающего большой выбор, они могут оставить существенную сумму за обед или ужин.
Есть исследования, описывающие гастрономические вкусы зумеров. Поколение Z больше покупают онлайн и через приложения, а также отдают приоритет скорости и бесплатной доставке. Кроме того, они употребляют меньше сахара. Зумеры следуют определенным тенденциям: едят меньше свежих фруктов и овощей, часто питаются вне дома, предпочитая еду навынос и потребление расфасованных сэндвичей, готовых блюд и гамбургеров.
Зная эти особенности, стоит задуматься об эффективных способах привлечения тех, кто в ближайшем будущем будет тратить на еду немалые суммы. Маркетологам, ретейлерам и фуд-бизнесменам неплохо бы уже сейчас делать шаги в данном направлении, ведь это поколение — основа потребительской аудитории уже сегодня.
В будущем нас ждет дальнейшее развитие бесконтактной доставки и оплаты, поэтому вероятность распространения роботизированных ресторанов или роботизированной доставки очень велика. Дополненная или альтернативная реальности также станут широко использоваться в общепите. Так, в Нью-Йорке уже есть кондитерская, где через планшет можно увидеть десерт на своем столе, чтобы определиться с выбором.
С течением времени вкусы россиян меняются, но не кардинально, появляются лишь отдельные тенденции в общепите. Однако не исключено, что все может измениться и в ближайшем будущем в России будут сформированы не только совершенно новые гастрономические направления, но и серьезно изменится рынок всего фуд-потребления в целом.
А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.
Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Среда питания: большинство россиян ест, что хочет, а не то, что полезно
Более половины россиян — 51,7% — считают, что им достаточно той еды, которую они хотят потреблять. Такие данные в ходе выборочного наблюдения питания населения получил Росстат. Еще 43,7% опрошенных тоже заявили, что продуктов им хватает, — правда, не всегда у них на столе появляется то, что хочется. Почти 4% (3,9%) респондентов сказали, что не всегда полноценно питаются, а еще 0,7% часто не хватает еды. При этом россияне считают, что стали испытывать меньше проблем со здоровьем, связанных с питанием. Однако, как показал опрос, рацион наших граждан нельзя назвать сбалансированным. За последние пять лет в стране снизилось потребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, а количество потребляемой жирной пищи, в том числе фастфуда, по-прежнему остается избыточным. По данным экспертов, почти половина детей в России страдает избыточным весом или ожирением, а среди взрослого населения речь идет уже о 60% граждан с такими проблемами.
Масштабное исследование Росстата о питании россиян входит в систему федеральных социологических исследований социально-демографических проблем. Его задача — получить информацию для выработки и оценки эффективности мер по Концепции демографической политики до 2025 года, доктрины продовольственной безопасности и нацпроектов «Здоровье» и «Демография». Проводится опрос раз в пять лет (2013 и 2018 годы). В последний раз в нем приняли участие почти 100 тыс. респондентов (96,4 тыс. человек).
Принцип достаточности
За пять лет, прошедших с последнего исследования, общая оценка россиянами своего питания изменилась незначительно. Так, на 0,6% снизилась численность граждан, которые считают, что могут есть всё, что хотят. На 1,8% стало больше тех, кто отметил, что еды достаточно, но не всегда той, которую хочется. При этом на 0,6% в обоих случаях уменьшилось количество россиян, которым иногда или часто не хватает еды.
Более существенные изменения произошли в отдельных категориях опрошенных. В частности, как отмечается в исследовании Росстата, в многодетных семьях о том, что могут себе позволить еду, которую хочется, заявили 42,5% опрошенных — в 2013 году таких было 39,8%. Более чем на процент (с 7,42% до 6,41%) снизилось количество тех, кому иногда недостаточно средств на питание, а тех, что считает, что такое происходит часто, за пять лет стало меньше на 1,5% (с 2,5% до 1%).
Как полагают сами россияне, они стали реже страдать заболеваниями, которые связаны с питанием. Если в 2013 году о наличии одного или нескольких болезней из-за рациона заявляли 44,9% человек, то в 2018-м — 42,3%.
И хотя, как показал опрос, 29% граждан не интересуются информацией о здоровом образе жизни, подавляющее большинство всё же стало более внимательно относиться к своему ежедневному рациону. Так, если в 2013 году 72% людей заявляли, что один или несколько раз в день в их меню присутствует горячее питание, то в 2018 году этот показатель вырос до 82,7%. При этом более 90% (91,2%) ежедневно или почти ежедневно завтракают. Среди детей этот показатель и вовсе составляет 96,8%.
Меньше мяса, больше кофе
За пять лет в рационе россиян снизилось количество мяса (у женщин — с 72,3 кг до 68,5 кг в год, а у мужчин — со 120,1 кг до 115,4 кг), рыбы и продуктов из нее (у женщин — с 20,4 кг до 14,4 кг, у мужчин — с 27,1 кг до 19,5 кг), овощей и бахчевых культур (у женщин — с 98,5 кг до 78,1 кг, у мужчин — с 116,7кг до 97,2 кг), фруктов и ягод (у женщин — с 83,1 кг до 77,5 кг, у мужчин — с 72,1 кг до 66,4 кг), сахара и кондитерских изделий (у женщин — с 23,4 кг до 23,3 кг, у мужчин — с 31,0 кг до 27,2 кг), хлеба, мучных и макаронных изделий (у женщин — с 76,9 кг до 68,5 кг, у мужчин — с 111,7 кг до 100,6 кг).
А вот в отношении молока и молочных продуктов динамика разнонаправленная в зависимости от пола. Например, мужчина уменьшили потребление этих продуктов с 314,9 кг до 310,8 кг в год, а женщины, напротив, увеличили — с 276,6 кг до 285,8 кг в год.
При этом представители обоих полов стали есть существенно больше яиц. Если в 2013 году женщины в среднем съедали 171,3 яйца в год, то в 2018-м — уже 220,7 штуки. У мужчин похожая ситуация — 300,2 и 364,8 штуки соответственно. Незначительно, но выросло употребление растительного масла и жиров: с 9,3 л до 9,8 л в год у женщин и с 12,9 л до 13,9 л у мужчин. Также россияне стали больше потреблять чая и кофе.
Подобные изменения рациона привели и к изменению энергетической ценности питания россиян. Так, за прошедшие пять лет мужчины увеличили суточное потребление с 2979,8 ккал до 3031 ккал, женщины — с 2208,6 ккал до 2225,5 ккал. А вот дети 3–13 лет, напротив, снизили энергетическую ценность питания с 2255,1 ккал до 2231,3 ккал. При этом питание мужчин состоит из 14,4% белка, 41,3% жиров и 44,7% углеводов, женщин — 14,2%, 39,6% и 46,2% соответственно, а детей (3–13 лет) — 12,6%, 35,5% и 51,6% соответственно. И это при норме по белкам — 25–35%, жирам — 25–35%, углеводам — 30–50%. То есть очевидно, что в рационе россиян не хватает белковой пищи и переизбыток жиров. К чему это приводит?
Безжалостные пищевые законы
Избыточным весом и ожирением страдает 47,5% детей от 3 до 13 лет. Среди взрослых мужчин этот показатель еще выше — 64,7%, причем 14,3% приходится на ожирение первой степени, а 3,5% — второй и третьей. Среди женщин избыточным весом и ожирением страдает 59,2%, причем 24,5% — ожирением разной степени.
— Отношение людей к питанию меняется, но очень медленно. Просто до них информация о здоровом питании, образе жизни не доносится в должной мере и объеме. Женщина должна думать о здоровье ребенка еще во время беременности, она должна понимать, что несет ответственность за состояние его организма, — заявил «Известиям» главный диетолог Минздрава, научный сотрудник ФИЦ питания и биотехнологии Виктор Тутельян.
По его словам, люди пока не понимают, что 50% здоровья дает питание, 25% — физическая активность.
— Есть законы, которые нельзя нарушать. Один из главных — закон соответствия энергетической ценности рациона и энергозатратам организма, то есть сколько потратил, столько и можешь получить из пищи. Надо понимать, что законы природы безжалостны, — подчеркнул эксперт.
Детский врач-диетолог Центра семейной диетологии Вера Раш также отметила изменения в отношении здорового питания, но пока только у взрослого населения.
— Появилось много адептов ЗОЖ. Люди стараются правильно питаться, посещают фитнес-залы. Задача взрослых — сформировать эти полезные привычки у детей. Однако полностью изменить картину и искоренить ожирение удастся, на мой взгляд, только через два–три поколения, — считает она.
По мнению Веры Раш, дети сегодня — самая уязвимая возрастная категория.
— К сожалению, у них тенденция к ожирению наблюдается не только в России, но и по всему миру. Процент детского ожирения растет. Первая причина — это, конечно, снижение двигательной активности. Если раньше дети были очень подвижны, гуляли, играли, то сегодня основной способ времяпрепровождения — с гаджетами, — поясняет врач.
По ее словам, это влияет и на аппетит: когда ребенок контактирует с телефоном, он всё время находится в непрерывном потоке информации. Его нервная система в возбужденном состоянии, он тратит на это энергию, возникает ощущение голода, и он начинает пытаться утолить его конфетой или бутербродом. Также в качестве причин избыточного веса и ожирения у детей она назвала несбалансированное питание (много сладкой газировки и продукты повышенной жирности из фастфуда) и несоблюдение режима питания и дня.
— Как ни парадоксально, но способствует появлению лишнего веса у детей и жесткий контроль со стороны родителей: если ребенок имеет предрасположенность к полноте, мама с папой тщательно следят за тем, как он питается, многое запрещают. И ребенок попросту начинает прятать от них еду.
Кроме того, причиной может быть «заедание» стресса. Ну, и, конечно, заболевания — щитовидной железы, надпочечников, центральной нервной системы, отметила Вера Раш.
Что касается взрослого населения, причины тут схожие: снижение двигательной активности, несбалансированное питание, стресс, отсутствие здоровых привычек в семье, нехватка времени на полноценное питание и заболевания.
Кроме того, добавил Виктор Тутельян, у половины населения наблюдается дефицит витаминов, важных микроэлементов, биологически активных соединений. В связи с этим снижается адаптационный потенциал людей, их защищенность от неблагоприятных факторов окружающей среды.
10 вредных пищевых привычек, от которых мы толстеем: эти традиции есть только у русских
Считается, что традиционное питание по определению здоровое и правильное. В сравнении с фастфудом, безусловно. Но порой оказывается, что здравого смысла в нем не так уж много, и многие привычки, которые мы считаем здоровыми просто потому, что они передаются из поколение в поколение, на самом деле не такие уж полезные.
В СССР питание рассматривали с точки зрения идеологии. Строители коммунизма должны были есть не ради удовольствия, а для того, чтобы получить энергию и потратить ее на благо общества. Главным был не вкус блюда, а его калорийность, причем повышать ее старались самыми дешевыми способами. Потом это стало пищевой привычкой целой страны и обросло легендами о мнимой пользе.
«Хлеб — всему голова!»
С хлебом у нас едят даже картошку и макароны. А как иначе, ведь в любом детском саду детям внушали, что насытиться без хлеба невозможно, да и дома в одну руку давали ложку, а в другую — неизбежную горбушку. Кроме того, в нашей стране пекли в каждом доме, а, например, в Европе хлеб покупали у пекарей, и он не был столь доступным. Сейчас на Западе хлеб — это тосты, основа для бутербродов, есть его с другими блюдами не принято. Хлебобулочные изделия действительно хорошо усиливают чувство сытости, но большинство из них совершенно не полезны. После переработки зерна в муке не остается почти ничего ценного, так что выпеченный из нее обычный хлеб — это не более чем калорийная масса для заполнения желудка.
«Закуси!»
Когда-то действительно перед обедом выпивали рюмку спиртного «для аппетита» и закусывали. Алкоголь из рационального питания убрали, а маленькая порция закуски осталась. Но никакого смысла в еде перед едой давно нет.
«Первое, второе и компот!»
А еще салат и десерт. Теперь считаем: стандартная порция супа — 250 граммов, второе и гарнир — 300 (по 150 каждый), салат — еще 100, компот — 200. Итого — 850 граммов еды. Десерт посчитайте сами в зависимости от потребностей. Как после этого работать и почему я не помещаюсь в любимую юбку? Известный знаток русской кухни Вильям Похлебкин писал, что обед из трех блюд — это наследие дореволюционной городской среды. Три блюда — это все, что могли позволить себе небогатые горожане, которые в свою очередь подражали более обеспеченным слоям общества, у которых блюд на обед было четыре. Но есть один важный момент: и в том, и в другом случаях обед был единственным полноценным приемом пищи, а на завтрак и вечером просто пили чай.
«Не ешь суп — заработаешь гастрит!»
Во-первых, неправда, иначе весь остальной мир уже вымер бы от желудочных заболеваний. Во-вторых, суп (то есть похлебка из воды и овощей) всегда был едой бедняков, он увеличивал общую калорийность обеда и позволял при этом съедать меньше дорогих продуктов — мяса или рыбы. Таким образом, экономия налицо, вред здоровью не доказан.
«Щи да каша»
Такого культа каш нет больше нигде. Гречку или манку вообще нельзя купить в европейских и американских супермаркетах. Кстати, манная каша в современном виде — это продукт, в котором советские диетологи просто соединили самые калорийные компоненты, а до того она выглядела иначе — это было очень соленое круто заваренное блюдо, которое ели с яйцами или сыром. Каша как гарнир, с точки зрения диетологии, проигрышный вариант по сравнению с овощами. Крупы, кроме риса, плохо сочетаются с мясом и рыбой и замедляют их переваривание.
«Пока не съешь, из-за стола не выйдешь!»
Все знают, что вставать из-за стола надо с легким чувством голода, но упорно давятся последними кусочками, потому что так научили в детстве. В результате — регулярное переедание и полная неясность в простом вопросе: какая именно катастрофа произойдет, если кто-то не съест несколько ложек каши?
«Чай да сахар вам!»
А это уже современная привычка. Чем севернее по карте, чем чаще люди пьют чай. По поводу, без повода, за компанию и потому что как же его не пить? 6 чашек в день для некоторых — норма. По такому же принципу живут и многие российские кофеманы. Но самое печальное, что дело тут вовсе не в напитке. Попробуйте выпить столько же, но без сахара и печенек, и вы поймете, что не так уж сильно любите чай и кофе. Кстати, многие качественные сорта хороши сами по себе, а сахар лишь убивает их вкус.
«На тебе конфетку!»
Конфетку нам давали в утешение, а торт покупали только на праздник. Мы давно выросли, но по-прежнему хотим радости и беззаботности. При нынешнем продуктовом изобилии нет ничего проще, а значит, конфеткой или куском «Наполеона» будет завершаться каждая трапеза. Когда на боках появятся лишние килограммы, мы лишь вздохнем и объявим во всеуслышание, что счастье дороже, а подрастающим детям после рассказа о школьных неприятностях ласково прошепчем: «На тебе конфетку!» Почему не яблоко?
«Перекусим-ка!»
Неизвестно зачем, но делают это наши люди много и часто. Может, их оставят наблюдения ученых, которые выяснили, что у любителей перекусов завтраки не перевариваются до вечера — постоянно поступающая в желудок пища просто мешает этому процессу.
«Умри у плиты!»
У хорошей хозяйки дом — полная чаша, холодильник всегда забит продуктами, на столе — пятиэтажный пирог с семью начинками, а в запасе — салат из 25 компонентов! А еще лишний вес у всей семьи. Между тем врачи признали, что самое здоровое питание – это блюда с минимальной кулинарной обработкой и состоящие не более чем из пяти ингредиентов.