пример таксировки рецепта в аптеке
Приложение N 3. Порядок оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения
Приложение N 3
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 14 января 2019 г. N 4н
Порядок
оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения
С изменениями и дополнениями от:
I. Оформление рецепта на бумажном носителе
Информация об изменениях:
1. На рецептурных бланках форм N 107-1/у, N 148-1/у-88 и N 148-1/у-04(л) в левом верхнем углу проставляется штамп медицинской организации с указанием ее наименования, адреса и телефона.
Разрешается изготавливать рецептурные бланки формы N 107-1/у и формы N 148-1/у-04(л) с помощью компьютерных технологий.
2. На рецептурных бланках, оформляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, в верхнем левом углу типографским способом или путем проставления штампа должен быть указан адрес индивидуального предпринимателя, номер и дата лицензии, наименование органа государственной власти, выдавшего лицензию.
3. Рецептурные бланки форм N 148-1/у-88, N 107-1/у и N 148-1/у-04(л) заполняются медицинским работником разборчиво, четко, чернилами или шариковой ручкой.
4. Допускается оформление всех реквизитов (за исключением реквизита «Подпись лечащего врача (подпись фельдшера, акушерки») рецептурных бланков формы N 107-1/у, формы N 148-1/у-88 и формы N 148-1/у-04(л) с использованием печатающих устройств.
5. Оформление рецептурных бланков формы N 148-1/у-04(л) включает цифровое кодирование.
Цифровое кодирование указанных рецептурных бланков включает:
Информация об изменениях:
3) отметка об источнике финансирования (федеральный бюджет [1], бюджет субъекта Российской Федерации [2], муниципальный бюджет [3]) и проценте оплаты рецепта (бесплатно [1], 50% [2], иной % [3]);
Информация об изменениях:
7. В рецептурных бланках форм N 148-1/у-88, N 107-1/у и N 148-1/у-04(л) в графе «Дата рождения» указывается дата рождения пациента (число, месяц, год).
Дополнительно в рецептурных бланках формы N 148-1/у-88 и формы N 107-1/у для детей в возрасте до 1 года в графе «Дата рождения» указывается количество полных месяцев.
8. В рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л) в графах «СНИЛС» и «N полиса обязательного медицинского страхования» указываются страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в Пенсионном фонде Российской Федерации (СНИЛС) (при наличии) и номер полиса обязательного медицинского страхования.
11. В графе «Rp» рецептурных бланков форм N 148-1/у-88, N 107-1/у и N 148-1/у-04(л) указывается:
1) наименование лекарственного препарата (международное непатентованное наименование, группировочное или химическое наименование, торговое наименование) на латинском языке, форма выпуска, дозировка, количество;
12. При оформлении рецептурных бланков запрещается ограничиваться общими указаниями, например, «Внутреннее», «Известно».
13. Рецепт, оформленный на рецептурном бланке форм N 148-1/у-88, N 107-1/у и N 148-1/у-04(л), подписывается медицинским работником и заверяется его печатью.
Рецепт, оформленный на рецептурном бланке формы N 148-1/у-88 и формы N 148-1/у-04(л) дополнительно заверяется печатью медицинской организации «Для рецептов».
14. На одном рецептурном бланке формы N 148-1/у-88 и формы N 148-1/у-04(л) разрешается осуществлять назначение только одного наименования лекарственного препарата.
15. Исправления в рецепте не допускаются.
16. При оформлении рецептурных бланков форм N 148-1/у-88, N 107-1/у и N 148-1/у-04(л) на лекарственные препараты, назначенные по решению врачебной комиссии, на обороте рецептурного бланка ставится специальная отметка (штамп).
17. На рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л) внизу имеется линия отрыва, разделяющая рецептурный бланк и корешок.
Корешок от рецепта, оформленного на указанном рецептурном бланке, выдается пациенту (его законному представителю) в аптечной организации, на корешке делается отметка о наименовании лекарственного препарата, дозировке, количестве, способе применения.
II. Оформление рецепта в форме электронного документа
1) код субъекта Российской Федерации по ОКАТО, определяющий государственную информационную систему в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации в которой сформирован рецепт в форме электронного документа;
3) ОГРН юридического лица (медицинской организации) или ОГРНИП индивидуального предпринимателя;
4) дата оформления рецепта (указывается число, месяц, год);
5) дата окончания действия рецепта (формируется государственной информационной системой в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации в соответствии со сроками действия рецептов: 15 дней, 30 дней, 60 дней, 90 дней, до 1 года);
6) уникальный номер рецепта (формируется государственной информационной системой в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации и обеспечивает однозначную идентификацию рецепта в форме электронного документа в сочетании с ОКАТО, ОГРН или ОГРНИП);
7) отметки «cito» (срочно) или «statim» (немедленно) при необходимости срочного или немедленного отпуска лекарственного препарата пациенту;
8) адрес пациента (указывается почтовый адрес места жительства (места пребывания или места фактического проживания) с указанием индекса, наименования края, области, республики, автономного округа, наименования населенного пункта, наименования улицы (проспекта, переулка, проезда), номера дома (с указанием корпуса, при наличии), номера квартиры);
9) номер электронной медицинской карты пациента в государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации;
10) фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента полностью;
11) дата рождения пациента (указывается число, месяц, год), для детей до 1 года дополнительно указывается количество полных месяцев;
13) наименование лекарственного препарата (международное непатентованное наименование, группировочное или химическое наименование, торговое наименование) на латинском языке, дозировка, форма выпуска, количество;
15) признак утверждения назначения лекарственного препарата по решению врачебной комиссии медицинской организации;
16) отметка о назначении лекарственного препарата по решению врачебной комиссии медицинской организации в случаях, указанных в абзаце втором пункта 6 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного настоящим приказом;
17) отметка о специальном назначении лекарственного препарата (заполняется в случаях, указанных в пунктах 16 и 25 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного настоящим приказом);
18) отметка о специальном назначении лекарственного препарата пациенту с заболеванием, требующим длительного курсового лечения (заполняется в случае, указанном в пункте 24 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного настоящим приказом) с проставлением периодичности отпуска лекарственного препарата;
а) категория граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» 10 ;
б) код нозологической формы по МКБ;
Информация об изменениях:
д) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в Пенсионном фонде Российской Федерации (при наличии) (СНИЛС);
е) номер полиса обязательного медицинского страхования.
22. По требованию пациента или его законного представителя оформляется экземпляр рецепта в форме электронного документа на бумажном носителе, в том числе путем его оформления на рецептурных бланках форм N 107-1/у, N 148-1/у-88, N 148-1/у-04(л) с отметкой «Дубликат электронного документа».
III. Учет рецептурных бланков
24. Журнал учета рецептурных бланков формы N 107-1/у содержит следующие графы:
1) номер по порядку;
2) в разделе «Приход»:
а) дата регистрации документа, подтверждающего поступление;
б) номер и дата документа, подтверждающего поступление, наименование поставщика;
в) общее количество поступивших рецептурных бланков;
3) в разделе «Расход»:
а) дата выдачи рецептурных бланков;
б) количество выданных рецептурных бланков;
г) подпись ответственного медицинского работника, получившего рецептурные бланки;
5) остаток рецептурных бланков.
25. Журнал учета рецептурных бланков форм N 148-1/у-88 и N 148-1/у-04(л) содержит следующие графы:
1) номер по порядку;
2) в разделе «Приход»:
а) дата регистрации документа, подтверждающего поступление;
б) номер и дата документа, подтверждающего поступление, наименование поставщика;
в) общее количество поступивших рецептурных бланков;
г) серии и номера рецептурных бланков;
д) количество рецептурных бланков по сериям;
3) в разделе «Расход»:
а) дата выдачи рецептурных бланков;
б) серии и номера выданных рецептурных бланков;
в) количество выданных рецептурных бланков;
д) подпись ответственного медицинского работника, получившего рецептурные бланки;
5) остаток рецептурных бланков.
27. Учет рецептов, оформленных в форме электронного документа, осуществляется в государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации посредством ведения единого реестра рецептов, оформленных в форме электронных документов.
IV. Хранение рецептурных бланков
Информация об изменениях:
28. Медицинские организации получают необходимые рецептурные бланки, изготовленные типографским способом, через органы управления здравоохранением или организации, уполномоченные на это органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
29. Рецептурные бланки, подлежащие учету, хранятся ответственным лицом, назначенным руководителем медицинской организации, в запираемом металлическом шкафу (сейфе) или металлическом ящике.
30. Индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на медицинскую деятельность, хранит рецептурные бланки, подлежащие учету, в запираемом металлическом шкафу (сейфе) или металлическом ящике.
31. Проверка состояния хранения, учета, фактического наличия и расхода рецептурных бланков, подлежащих учету, один раз в квартал осуществляется комиссией, созданной в медицинской организации.
32. Рецептурные бланки, оформляемые на бумажном носителе и подлежащие учету, выдаются медицинским работникам, имеющим право оформления рецептов, по распоряжению главного врача или его заместителя.
Полученные рецептурные бланки на бумажных носителях хранятся медицинскими работниками в помещениях, обеспечивающих их сохранность.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6603; 2013, N 48, ст. 6165.
5 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2012 г., регистрационный N 25190, с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 385н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2015 г., регистрационный N 39868), от 21 апреля 2016 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2016 г., регистрационный N 42887), от 31 октября 2017 г. N 882н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49561).
7 Пункты 9, 10 Положения о единой системе.
8 Статьи 91 и 91.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 85; N 10, ст. 1425; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4397; 2016, N 1, ст. 9, 28; N 15, ст. 2055; N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 18, ст. 2663; N 31, ст. 4794).
10 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6603; 2013, N 48, ст. 6165.
11 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2012 г., регистрационный N 25190, с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 385н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2015 г., регистрационный N 39868), от 21 апреля 2016 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2016 г., регистрационный N 42887), от 31 октября 2017 г. N 882н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49561).
12 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2012 г., регистрационный N 25190, с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 385н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2015 г., регистрационный N 39868), от 21 апреля 2016 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2016 г., регистрационный N 42887), от 31 октября 2017 г. N 882н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49561).
13 Пункт 14 правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 г. N 403н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 сентября 2017 г., регистрационный N 48125).
ТЕМА 15. ТАКСИРОВКА РЕЦЕПТОВ
Лекция №1. Правила таксировки рецептов. Определение стоимости экстемпоральной лекарственной формы: стоимости медикаментов, тарифа за изготовление
Таксировка рецепта
Рецепт, поступивший в аптеку, проверяется фармацевтом на правильность оформления и определяется фармацевтом его розничная цена, т.е. осуществляется таксировка рецепта.
Розничная цена на экстемпоральные лекарственные формы и ВАЗ складывается:
— из стоимости исходных ингредиентов,
— стоимости аптечной посуды,
— тарифа на изготовление лекарственного средства.
Аптеке при определении розничной цены экстемпоральной лекарственной формы необходимо учитывать сумму постоянных и дополнительных затрат для получения нормальной прибыли.
Аптеке предоставлено право на изготовление и фасовку лекарственных средств для юридических лиц.
Тарифыдолжны быть утверждены приказом по аптеке. В основу тарифов положены следующие затраты:
— затраты времени на отдельные операции по изготовлению, контролю, фасовке и отпуску экстемпоральных лекарственных форм;
— стоимость одной минуты рабочего времени, рассчитаны с учетом средней ЗП.
D.S. По 1 дес. ложке 2 раза в день
При таксировке рецепта взимается стоимость за ингредиенты, воду очищенную, стоимость флакона, стоимость пробки и этикетки, металлического колпачка (в случае изготовления стерильных растворов), тариф за взвешивание ядовитых веществ, а также тариф за изготовление.
ТЕМА 16. ОТПУСК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ В АПТЕКЕ
Лекция №1. Организация рабочего места по приёму рецептов и отпуску лекарств. Основные обязанности фармацевта по приему рецептов и отпуску лекарств. Регистрация рецептов. Виды регистрации: квитанционный, чековый, жетонный.
Деятельность аптеки по изготовлению ЛС характеризуется:
—Разнообразием прописей ЛС по составу.
— Сложностью состава изготовляемых ЛС.
— Относительной неустойчивостью изготовленных ЛС (короткий срок годности).
— Совмещением изготовления разных по составу ЛС на одном рабочем месте.
— Высокими затратами и низкой рентабельностью изготовления.
Производственные аптеки в настоящее время закрываются, в том числе и РПО больничных аптек в виду низкой рентабельности (не прибыльности).
В теории менеджмента виды деятельности, в процессе которых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду, называются производственной функцией.
Основной деятельностью аптечной организации является обеспечение население ЛС, сюда относятся вопросы назначения лекарственных средств, приема рецептов, изготовление лекарств по рецептам врачей, внутриаптечного контроля, их качества, правила отпуска лекарственных средств.
Для выполнения функций приема рецептов, изготовления лекарств по рецептам врачей и требованиям МО, контроля их качества, а также отпуска готовых лекарственных средств в аптеках создаются рецептурно-производственные отделы (РПО). Для приема рецептов и отпуска готовых лекарственных средств в аптеках создаются отделы готовых лекарственных форм. В некоторых аптеках создаются один отдел, который совмещает два отдела (ОГЛФ и РПО). Руководство отделами осуществляют заведующие отделами и их заместители. В штате РПО предусмотрены должности провизоров и фармацевтов. Провизорские должности выделяются:
— для приема рецептов и требований на лекарственные средства индивидуального изготовления, осуществление контроля, качества изготовленных лекарств, отпуска лекарств и изготовления внутриаптечной заготовки (ВАЗ).
— для приема рецептов и отпуска готовых лекарственных средств.
— для проведения полного контроля качества изготовляемых в аптеке лекарств и внутриаптечной заготовки.
Должности фармацевта в РПО выделяются для изготовления лекарств по рецептам врачей и требованиям ЛПУ. Кроме фармацевтического персонала в РПО должны быть предусмотрены должности вспомогательного персонала: фасовщиков и санитарок мойщиц.
Оборудование и оснащение рабочих мест в РПО зависит от объема работы аптеки. В аптеках с большим объемом работы рекомендуется организация двух, одинаково оборудованных рабочих мест в торговом зале:
— для приема рецептов на лекарственные средства индивидуального изготовления;
— для отпуска изготовленных лекарственных средств.
На рабочем месте по приему рецептов и отпуску лекарств устанавливается типовое оборудование, которое изолировано от посетителей, хотя современное оборудование не всегда предусматривает эту изоляцию. Рабочее место провизора технолога (рецептара) оборудуется секционным столом, шкафами для хранения лекарственных средств, вертушками для изготовленных лекарственных средств, холодильников для хранения термолобильных лекарственных средств, сейфом для хранения НС и ПВ, а также компьютером.
На рабочем месте необходимо иметь справочную литературу:
— таблицы по совместимости ЛС;
— справочники синонимов ЛС;
— таблицы цент и тарифы на изготовления ЛС;
— журнал учета неправильно выписанных рецептов;
На рабочем месте по приему рецептов и отпуску ЛС фармацевт должен руководствоваться:
— ФЗ №61 «Об обращении ЛС»;
— «О защите прав потребителей»;
— перечень НС и ПВ, иных ЛС, подлежащих ПКУ;
— НТД (нормативно технологическую документацию) МЗ РФ (приказы);
— этический кодекс фармацевта.
Аптечный работник при приеме лекарственного средства должен провести фармацевтическую экспертизу полученного рецепта по правильности выписывания ЛС.
Названия НС и ПВ и ядовитых веществ пишутся в начале рецепта на латинском языке, а затем указываются ЛС общего списка. Количество жидких веществ указывается в мл, г или каплях, а все остальные вещества указываются в г.
Совместное применение двух и более лекарственных средств может сопровождаться их взаимодействием, которое способно усиливать или ослаблять терапевтических эффект. Известны случаи физической и химической несовместимости ЛС. В данных случаях необходимо произвести замену одной лекарственной формы – другой, или согласовать с врачом, выписавшим рецепт способ избегания этой ситуации.
При оценке лекарственной прописи фармацевт должен проверить ВРД и ВСД с учетом возраста больного. В случае, если выписано НС и ПВ, а также препараты бывшего списка Б в дохе, превышающий высший однократный прием, врач должен написать дозу этого вещества прописью и поставить восклицательный знак. В случае выписывания врачом НС, ПВ, а также ЛС, превышающий высший однократный прием, без должного оформления рецепта, фармацевт обязан отпустить данное лекарственное средство в половине той дозы, которая установлена как ВРД.
Отпуск лекарственных средств производится в количествах, не превышающих предельно допустимых норм. Рецепт, не отвечающий хотя бы одному из перечисленных требований или содержащий несовместимые лекарственные вещества, считается недействительным, все неправильно выписанные рецепты остаются в аптеке, погашаются штампом «Рецепт не действителен» и регистрируются в журнале неправильно выписанных рецептов. Информация о неправильно выписанных рецептах передается руководителю ЛПУ для принятия мер дисциплинарного воздействия к работникам, нарушающих правило выписывания рецептов.
Лечащий врач, а также фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, за необоснованно и неправильно выписанные рецепта, а также нанесение вреда здоровью.
Регистрация рецептов
Для рецептов, требующих индивидуального изготовления регистрация может осуществляться различными способами:
Существуют следующие формы регистрации рецептурных бланков для изготовления ЛФ:
— жетонная (безквитанционный способ)
1. Осуществляется в аптеках с небольшим оборотом изготовления лекарственных форм и все принятые рецепты регистрируются в рецептурном журнале. Форма рецептурного журнала произвольная, в данном журнале должны быть следующие графы:
— дата принятия рецепта,
— ФИО больного, телефон,
— наименование лекарственной формы,
— стоимость лекарственной формы,
— стоимость воды очищенной,
— время и дата изготовления,
В рецептурном журнале также проставляются наименования лекарственной формы и их стоимость. Цвет жетона, выданный больному на руки, для получения лекарственной формы означает лекарственную форму: зеленый это внутреннее лекарственная форма, голубой – инъекционная, оранжевый – наружная лекарственная форма.
2. Наиболее распространенным способом является квитанционная форма регистрации рецептов. Квитанция заполняется в одном экземпляре при приеме рецепта, условно в квитанции можно выделить три части (корешок, наименование лекарственной формы – собственно квитанция, отрывной талон). Корешок квитанции с указанием номера лекарства, ФИО больного, стоимости и лекарственной формы остается в аптеке, он служит основанием для учета лекарственных средства, изготовленных по рецептам. По корешкам в конце смены подсчитывают стоимость изготовленных рецептов и общую стоимость отпущенным по ним лекарств. В целях учета корешки комплектуются по 50 или 100шт и хранятся в аптеке. Вторая часть (квитанция) отдается больному, указывается час и стоимость и вид лекарственной формы, а также указывается ФИО больного. Третья часть квитанция содержит два одинаковых номера, с указанием приготовил, проверил, отпустил. Третья часть – отрывной талон приклеивается на упаковку лекарственного средства и на рецепт. По этим номерам, изготовленные лекарства располагаются на вертушках на рабочем месте фармацевта по отпуску ЛС.
В графе 2 – номер рецепта, проставляется номер рецепта по порядку с начала рабочего дня или смены.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.