придите чада послушайте мене псалом

Придите чада послушайте мене псалом

Если и оказываюсь достойным похвалы, потому что обрелось нечто доброе в делах моих; то восписать это должно не мне, но Богу. Он соделал меня известным, Он соделает меня и достославным.

Да возвеселится всякий праведник, услышав о спасении, какое соделано мне Господом; потому что спасает Он уповающих на Него. Псалмопевец не довольствуется тем, чтобы песнословить одному, но причастников кротости делает причастниками и песнопения.

Как бы не имея достаточных сил возвестить величие Божие, просит, чтобы и другие приступили к тому же и содействовали ему.

Укрепившись в уповании тем, что уже получил, и других возводит к тому же.

Из того, что было со мною, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; ибо меня, который был человеком незначительным и пастырем овец, удостоил Он Своего пpовидения и явил победителем врагов.

Это согласно с словами Апостола; ибо об Ангелах говорит он: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» ( Евр. 1, 14 )? Так молится и блаженный Иаков: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» моих ( Быт. 48, 16 ). Так и патриарх Авраам говорил дивному рабу своему: «Господь Бог. по́слет Ангела Своего пред тобою. и по́ймеши жену сыну моему Исааку оттуду» ( Быт. 24, 40 ). Так говорит и блаженный Захария: «Ангел глаголяй во мне» ( Зах. 2, 3 ).

Вкусите, говорит, истинного хлеба, сшедшего с небес.

Блажен муж, иже уповает нань ;

потому что приимет будущую жизнь.

Это – народ иудейский.

разумеет другой народ из язычников.

Сказанному: «уклонися от зла» – учит страх; а сему: «сотвори благо» – любовь. И потому, кто любит, тот выше имеющего страх.

За попечение о добродетели воздает великую награду – иметь зрителем Бога.

«Костями» называет доблести душевные, – таковы: правда, воздержание, благочестие и всякая добродетель.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 33

33 ПСАЛОМ — ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 33 (со Славой) слушать:

КАФИЗМА 5

Псалом 33Псалом 33
1 Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде1 Псалом Давида; когда он изменил лицо свое перед Авимелехом, и тот отпустил его, и он удалился.
2 Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ Его во усте́х мои́х.2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 О Го́споде похва́лится душа́ моя́, да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся.3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Возвели́чите Го́спода со мно́ю и вознесе́м и́мя Его вку́пе.4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
5 Взыска́х Го́спода и услы́ша мя, и от всех скорбе́й мои́х изба́ви мя.5 Я искал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся.
7 Сей ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от всех скорбе́й его спасе́ и.
9 Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь; блаже́н муж, и́же упова́ет Нань.
10 Бо́йтеся Го́спода, вси святи́и Его, я́ко несть лише́ния боя́щымся Его.
11 Бога́тии обнища́ша и взалка́ша, взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га.
23 Изба́вит Госпо́дь ду́шы раб Свои́х, и не прегреша́т вси, упова́ющии на Него.

Слава:

КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 33 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 33 ПСАЛМА

Пс.33:2 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.
Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
Благословлять – означает восхвалять Господа, т.е. «благодарности за благодеяния, за Божие милости».
Смысл этого стиха в следующем: в благоденствии или в скорбях, никогда не перестану благословлять Господа, зная, что все происходящее — от Бога и по его промыслу, случайностей не бывает. Восхвалять буду Его непрестанно (выну), все буду относить во славу Господа.

Пс.33:3 О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся.
Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
Давид понимает, что это не он сам, по своей удаче и уму смог спастись от казни, а Бог помог ему, поэтому и благодарит Его за данную благость.
Далее в псалме идет обращение ко кротким, т.е. к тем людям, которые уповают на волю Божию, не отвечают злом на зло. Их Давид призывает возвеселиться, порадоваться вместе с ним, видя, как он чудесно, не сражаясь, только уповая на помощь Господа, спасся от беды.
Феофан Затворник так учил: «на Господа возвергните печаль, и Он за вас устроит все, к чему нет у вас ни сил, ни способов».

Пс.33:4 Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
Величание, возвеличивание Бога нужно, в первую очередь для нас, для того, чтобы мы сердцем понимали глубину Его творения — мир, вселенную и от этого понимания мы сами исполнялись торжеством духа. Давид призывает всех кротких, любящих Бога, вместе разделить эту духовную радость (вознесем имя Его вкупе).

Пс.33:5 Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
Я искал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
Давид не просто искал Господа, а прилагал усилия (взысках), как ребенок, потерявший родителей ищет родные лица. И услышал Бог взывающего Давида, но не сам голос его, а его внутренний зов, который идет из самого сердца.
У Саула было много возможностей уничтожить Давида, но будучи под покровительством Господа, пророк избежал пленения и смерти, т.е. скорбей.

Пс.33:6 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
Те, кто поверят и полюбят (приступят) к Господу, получать благодать Божию и просветление. Ведь те люди, у которых есть какая-то беда, обычно имеют грустный, скорбный вид, а после того, как они станут под Божию защиту, скорби уходят и от человека отступает печаль и беды, а лицо его не постыдится в уповании на Бога.

Пс.33:7 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.
Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
Сей нищий — так Давид называет себя. Он тогда был в изгнании, в нужде, без крова, родных и друзей. Любого человека, попавшему в беду, можно назвать нищим, и ему не нужно отчаиваться, необходимо воззвать к Богу — Он обязательно услышит и поможет.
Таких примеров в истории огромное количество, да и в жизни каждого человека, если быть внимательным, найдутся примеры Божиего покровительства.
Нищий — это не тот, у кого нет денег. Нищие и блаженные те, у кого в сердце на первом месте Господь и любовь к Нему, а потом уже все остальное.

Пс.33:8 Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их.
После крещения каждому человеку Господь дает ангела-хранителя, который покровительствует ему, если он, конечно сам не прогонит ангела своими злыми делами. Тех, кто боится Бога и старается не грешить, ангел ограждает от внешних бед и опасностей.

Пс.33:9 Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань.
Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него.
Давид призывает — сами испытайте (вкусите) и убедитесь, что те, кто уповает на Господа, усердно ему молится, получат подтверждение о благости Бога к прибегающим к Нему.
Блажен тот, кто уповает на Бога, ведь он обязательно получает помощь. Блаженные и нищие всегда несут в себе любовь к Богу, к миру, у них нет зла в сердце.
Уповающие на Господа гораздо спокойнее переносят любые испытания по сравнению с теми, кто не имеет веры. Они не падают духом, справедливо считая все происходящее Божиим промыслом.

Пс.33:10 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.
Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
Всех, кто верит в Бога псалмопевец называет святыми. Нам нужно жить благочестиво и никогда нельзя забывать о страхе Божием. Мы должны помнить об опасности того, что своими грехами можем оскорбить святость Господа.
Боящимся Господа нет необходимости опасаться трудностей или даже лишений. Поддерживаемые благодатью Святого Духа, они получают духовные блага, которые неизмеримо выше всех сокровищ — у боящихся Бога нет лишения.

Пс.33:11 Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.
Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе.
Здесь слово «богатые» относится к самонадеянным людям, которые уповают на свою силу и власть, а не на Бога. В течение всей жизни они различными путями, в том числе и нечестными, накапливают богатства, порой даже больше, чем им необходимо. Во время накопления у них развивается страсть любостяжания, которая приводит к страху потери сокровищ и положения в обществе. Нередко по воле Божией они теряют свои накопления, но, даже если Господь не лишает их богатств, такие люди редко бывают довольными жизнью из-за своих страхов. Бывают случаи, когда такие богатые «сидят на мешках с деньгами», но из-за скупости, ведут нищенский образ жизни.
В противоположность им, псалмопевец, говорит о ищущих (взыскающих) Господа. Такие люди, даже если находятся в бедности по земным меркам, на самом деле живут легко, в их сердах присутствует любовь к Господу, она помогает им безболезненно переносить все трудности и скорби жизни.

Пс.33:12 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.
Пророк, как учитель, призывает научиться самому важному, что ведет к любви Божией — страху Господню. Но это не то же, что и страх (боязнь) врага или демонов. Страх Божий у истинных верующих заключается в боязни потерять любовь и покровительство Господа.

Пс.33:13 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?
Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
По-другому: кто хочет жить и ему нравится видеть благополучие? По учению святых отцов, в этом стихе, кроме земной жизни нужно понимать и жизнь будущего века.
Живот — это жизнь здоровая, счастливая.

Пс.33:14-15 Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти, уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и.
Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
В этих двух стихах — руководство для счастливой жизни. Пророк указывает, что кроме явного зла, которое может человек сотворить с помощью языка, есть еще и лесть, сладкоречие, которое скрывает за собой коварство, ложь и хитрость (устне твои удержи, еже не глаголати льсти). Большой грех, когда человек пользуясь доверием, узнает все тайны, а потом с помощью этой информации приносит зло доверившемуся.
Но только уклонением от зла недостаточно получить в награду Царствие Божие, еще необходимо делать все противоположное злу- вместо гордости нужно быть смиренным, вместо лени — трудолюбивым, гневу и злопамятству надо противопоставить кротость. А на зло, пришедшее от других не нужно отвечать злом, правильнее будет отплатить добром.
Таким образом можно найти мирную и спокойную жизнь (взыщи мира).
И пожени и — т.е. гонись, следуй за добром, за миром, ищи эти добродетели.

Пс.33:16-17 Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.
Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
Все те люди, которые удаляются от зла, лжи и лицемерия, делающие добро, живущие праведной жизнью, находятся под защитой Бога потому, что Он всегда обращает Свой взор на них, слышит их и хранит, защищает от бед.
На нечестивых и злых Господь тоже смотрит и делает то, чтобы истребить о них память, забыть их грешные дела. В истории есть тому примеры: истребление грешников во Всемирном потопе, уничтожение жителей Содома и Гоморры и т.д.

Пс.33:18 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
Но, если и случается так, что молитвы не помогают, это значит — нужно потерпеть, все образуется. Ведь Господь и Его действия непостижимы для нашего ума.

Пс.33:21 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.
Хотя праведники переходят в вечную жизнь душой, но их тело также будет нетленным, оно сохранится. В истории есть много случаев, когда, при перезахороненнии останков святых, их тела, при вскрытии могил, обнаруживались целыми, нетленными. Такие чудеса Господь являет нам для прославления праведников и для еще одного доказательства Своего могущества, которое несравненно выше любых законов природы.
В духовном смысле святые отцы поясняют нам этот стих таким образом, что праведники всегда хранят свою благонастроенность, невзирая на любые скорби и испытания.

Пс.33:22 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.
Грешников, в отличие от праведных людей. ждет совсем другая участь. Безбожники считают, что все страдания оканчиваются со смертью человека, а дальше смерти — пустота, но это не так, на самом деле все только начинается.
Давид пророчествует, что грешники, в час смерти, увидят свою погибель и ужаснутся тому, что они натворили в своей земной жизни, но ничего исправить уже будет невозможно. По смерти демонские силы забирают их души и отправляют на мучения, где они оставляются в ожидании Страшного Суда.
В течение земной жизни нечестивые считали праведных за отсталых людей, унижали и оскорбляли их словами и делами. Все меняется по смерти, и тогда ненавидящии праведнаго прегрешат, они поймут, что напрасно так провели свою жизнь, но уже будет поздно.

Пс.33:23 Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающий на Него.
Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Господь освободит от скорбей всех, кто уповает на Него, возьмет всех любящих Его и определит в райское блаженство. Там, после смерти, теория упования на спасение перейдет в практику, в реальность, праведные там с полнотою почувствуют, увидят, осязают то, во что здесь верили.

Таким образом, через весь псалом, пророк взывает к нам, чтобы мы не грешили, были добродетельными и тогда получим в награду Царствие Небесное!

Источник

Придите чада послушайте мене псалом

придите чада послушайте мене псалом. Смотреть фото придите чада послушайте мене псалом. Смотреть картинку придите чада послушайте мене псалом. Картинка про придите чада послушайте мене псалом. Фото придите чада послушайте мене псаломпридите чада послушайте мене псалом. Смотреть фото придите чада послушайте мене псалом. Смотреть картинку придите чада послушайте мене псалом. Картинка про придите чада послушайте мене псалом. Фото придите чада послушайте мене псаломпридите чада послушайте мене псалом. Смотреть фото придите чада послушайте мене псалом. Смотреть картинку придите чада послушайте мене псалом. Картинка про придите чада послушайте мене псалом. Фото придите чада послушайте мене псалом

Псалом 33

Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде

Псалом Давида; когда он изменил лицо свое перед Авимелехом, и тот отпустил его, и он удалился.

1 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.

1 Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих.

2 О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.

2 В Господе восхвалится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся.

3 Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе.

3 Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе.

4 Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.

4 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня.

5 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

5 Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.

6 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.

6 Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его.

7 Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.

7 Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их.

8 Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.

8 Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него.

9 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.

9 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его.

10 Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

10 Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе.

11 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.

11 Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас.

12 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

12 Кто – человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни?

13 Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти.

13 Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей.

14 Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.

14 Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему:

15 очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.

15 очи Господни – на праведных, и уши Его – к молитве их;

16 Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

16 но лицо Господне – на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них.

17 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

17 Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.

18 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

18 Близко Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.

19 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

19 Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь.

20 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

20 Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.

22 Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

22 Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него.

Слава:

Слава:

Источник

Псалом 33

В начале псалма этого имеется такое надписание: Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом: и отпусти его, и отыде. Это надписание, составляющее первый стих псалма, с еврейского переведено так «Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился».

Надписание сие указывает на тот случай, или повод, по которому пророком Давидом составлен сей псалом, и, в свою очередь, дает ключ к уразумению и объяснению всего псалма. Обстоятельство этого надписания так описано в 1-й книге Царств ( 1Цар.21:1–13 ): гонимый Саулом, Давид зашел в город Номву, где был ковчег Завета, где взял он для себя хлебы предложения ( Мф.12:4 ; Мк.2:26 ) и меч Голиафа, и удалился в землю Филистимскую. Здесь он был узнан филистимлянами, которых прежде чрезвычайно посрамил, поразив Голиафа, и они представили его, как человека подозрительного и опасного, к царю гефскому. В такой опасности своего положения Давиду пришло на мысль притвориться безумным, в надежде что это спасет его от беды. Он лишил лицо свое осмысленного выражения и, приведенный к царскому дому, стал чертить на воротах какие-то фигуры и стучать на них пальцами рук, прохаживался по-звериному на четвереньках и пускал слюну по бороде своей. Увидевши Давида в таком виде, царь потребовал немедленного удаления его из Филистимской земли, в которой, как говорил он, довольно и своих сумасшедших. Изгнанный из Филистимской земли, Давид удалился в пещеру Одолаамскую и здесь-то, в благодарность Господу за избавление от бед, он, как думают толковники псалмов, и воспел сей псалом, в котором выражает благодарение Богу за Его милости и наставление страху Божию. В этом историческом сказании усматривается некоторое разноречие с надписанием псалма относительно имени царя гефского, который в надписании назван Авимелехом, а в книге Царств он называется Анхусом. Но это разноречие легко устраняется тем общеизвестным в истории обычаем, по которому цари в разных царствах, кроме своего частного родового имени, носили общее имя, как, например, все египетские цари назывались фараонами, а римские императоры назывались кесарями и Августами, а потому, как при Аврааме и Исааке ( Быт.20 и Быт.26 ) разные филистимские цари называются Авимелехами, так и современный Давиду царь в надписании псалма назван этим же именем, тогда как при этом он имел и собственное имя Анхус, которым и называется в 1-й книге Царств.

Исполненный благодарных чувствований к Господу Богу, Давид высказывает намерение во всю жизнь свою прославлять Господа, приглашает к тому же и всех других верующих, с отеческой любовью научая их страху Божию и стараясь убедить в том, что люди благочестивые всегда пользуются особенным благоволением Божиим, между тем как нечестивых ожидает строгое наказание Божие.

Пс.33:2 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.

Благословлять – значит изрекать доброе, благое слово. В этом смысле благословлять значит то же, что и хвалить Господа. Но есть и различие между словами благословляти и хвалити – по употреблению их в псалмах и вообще в Священном Писании. Благословлю употребляется чаще всего в смысле: «благодарю за благодеяния, с благодарными чувствами буду воспоминать о милостях». А словами хвалю, восхвалю – выражаются намерения и стремления прославить Господа Бога при созерцании Божественных совершенств и великих дел Божиих. В благоденствии ли буду, говорит Давид, или в нуждах и скорбях, – во всякое время не престану благословлять Господа, веруя, что все от Него и ничего не бывает по случайному стечению обстоятельств (Толкование св. Василия Великого [4, с. 134–135]). Хвала Ему непрестанно (выну), денно-нощно будет в устах моих, что бы ни делал, что бы ни говорил я, все буду обращать во славу Господа ( 1Кор.10:31 ). Выну хваление Бога есть ангельская жизнь. Блажен, кто достигнет такой высокой степени совершенства в жизни духовной.

Пс.33:3 О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся.

Всякий человек, по сродному ему самолюбию, всегда отыскивает или усматривает в себе самом или в принадлежащих ему предметах какое-либо преимущество пред другими и его выставляет на вид, на него надеется, им хвалится. Так, мудрый хвалится умом или мудростью своею, богатый надеется на богатство свое, сильный думает опереться на силу свою. В этих преимуществах человек видит основу своей безопасности, и на них держится его самоуверенность. Отымите эту основу, или опору, – человек тотчас же падает духом, отчаивается. Значит, все, чем бы ни хвалился человек и на чем бы ни опирался, кроме Бога, – все это не дает ему хвалы истинной и опоры прочной. Почему и сказано: «Да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваляйся еже разумети и знати (Господа Бога своего) – о Господе да хвалится» ( Иер.9:23–24 ; 1Кор.1:31 ). «В замене всякой иной чести, для нас довольно именоваться рабами Небесного Владыки всех, Бога», – говорит св. Василий Великий, который при сем такую речь влагает в уста пророка: «не хвалюсь, говорит, моею изобретательностью, которою спасся я от беды, а Господом, спасшим меня: ибо не в силе, не в мудрости человеческой, но в благодати Божией – спасение» [4, с. 137]. Во второй половине стиха Давид приглашает кротких возвеселиться вместе с ним по случаю его спасения. Послушайте, говорит, кроткие, и возвеселитесь: вы не имеете привычки противоборствовать напору неблагоприятных обстоятельств, у вас нет обычая воздавать злом за зло; поэтому смотрите, как, при помощи Божией, совершено мое спасение, и возвеселитесь, видя, как и без борьбы можно воздвигать победные знамения, и не сражаясь, оказываться победителями. На Господа возвергните печаль, и Он за вас устроит все, к чему нет у вас ни сил, ни способов (еп. Феофан Затворник 33-й псалом).

Пс.33:4 Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.

Возвеличить Господа значит словом или песней изобразить Его величие. Господь бесконечно велик Сам в Себе и явил Себя таковым в делах Своих. Наше возвеличение не для Него нужно, оно есть наш долг, долг твари к Творцу Своему. С другой стороны, все великое невольно извлекает чувство изумления как дань великому. Так и в отношении к Богу! Когда будет сознано Его величие, когда оно будет ощущено и как бы осязано, – тогда возвеличивающие Его мысли сами собою будут роиться и образовывать песнь, сначала в сердце и оттуда – в слове. Сего достигает тот, кто благоговейным умом рассматривает величие творения, красоту и управление вселенной, кто углубленным размышлением узрит проявление величия Божия в судах и милостях к роду человеческому: в потопе, в смешении языков, в изведении евреев из Египта, особенно же в искуплении и спасении людей. Уразумев и ощутив сие последнее, Матерь Божия воззвала: Величит душа моя Господа. То же изумление и воззвание невольно исторгается у всякого, кто неразвлеченною мыслью взойдет в созерцание величия Божия, явленного Им в промыслительных действиях над родом человеческим. Между тем, какой бы меры ни было сие возвеличение умом и словом, оно всегда есть действие и состояние духа восторженное, торжественно отрадное. Почему не столько надежда общими силами обнять и изречь вполне величие Божие заставляет Давида призывать к сему всех кротких, сколько желание сделать и их общниками своей благоговейной духовной радости. Если простая радость любообщительна, тем паче любообщительна радость духовная. Не хочу возвеличивать один, говорит истинный любитель Господа, возвеличите Господа со мною и вы, кротцыи, и вознесем имя Его вкупе. Если любите Господа, влеките всех в любовь сию, чтобы, если станут возвеличивать, возвеличивали вкупе, как бы в один голос. Отпадшие от единства Церкви – раскольники, молоканы, хлысты – возвеличивают Господа на особицу. Скажем и им от имени Святой Церкви: вознесем, братие, имя Его вкупе. Зачем особитесь и хотите возвеличивать Господа отдельно от нас? Господь Иисус Христос Един есть глава единого тела – Церкви Его: зачем хотите рассекать тело Христово?

Пс.33:5–6 Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

Пс.33:7 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.

Сей стих почти буквальное повторение стиха пятого, в котором Давид говорит прямо от себя: взыскал я Господа, а здесь говорит то же самое от лица нищего: сей нищий воззва, и Господь услыша и. Но под именем нищего, по мнению всех толковников, он говорит также о себе, потому что он, подобно нищему, был тогда без крова, без приюта, без родных и друзей и терпел всякую нужду. Можно при этом, разумея под «нищим» всякого человека, находящегося в крайности и беспомощном состоянии, переходить мыслью к многообразным опытам избавления от бед, явленным благостью Божьею над многими лицами от начала мира и доселе являемым, говоря в себе как бы так: смотри, тот-то воззвал и услышан, равно и тот-то, и многие-многие, находясь в беде, воззвали к Господу и были услышаны. Не отчаивайся и ты, воззови и также услышан будешь. Перебирай в мысли примеры спасенных от бед – и воодушевишься надеждою. Грозила Иакову опасность от Исава: воззвал он к Богу, и Бог изменил сердце Исава. В какой большой крайности был Моисей и весь народ израильский, когда пред морем нагонял их фараон с войском! Но воззвал Моисей к Богу, и Он дивно спас их. Сколько раз народ израильский, томившийся под гнетом соседних народов, ни обращался к Богу, взыскивая Его помощи, всякий раз скоро был услышан и не человеческими средствами спасаем и обрадываем торжеством над врагами. Эти и подобные опыты спасения от Бога были до св. Давида и в нем воспитывали дух благонадежия. Но сколько таких опытов видел сам Давид и над собою и над всем народом своим? Сколько их явлено было потом в народе Божием? Сколько – далее в царствах христианских, на Востоке, Западе и в богохранимой России. Внимательный и в нынешнее время не может не видеть их, и в своей жизни и в жизни знаемых и незнаемых богобоязненных прибегателей к покрову Божию и заступлению. Указывая, впрочем, опыт избавления от беды на себе – нищем, для возбуждения благонадежия, святой пророк вместе намекает при сем на то, какому нищенству есть у Бога цена, привлекающая Его милость. «Не всегда нищета похвальна, – говорит св. Василий Великий, – но только тогда, когда она принята произволением. Многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Таких бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сердцем отрешился от всякого имения, сокровищам мира предпочитая заповедь Христову. Таких и Господь называет блаженными, говоря: «Блажени нищии духом» ( Мф.5:3 ) – не имуществом бедные, нищие, но избравшие нищету произволением сердца» [4, с. 144].

Пс.33:8 Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их.

Каждого из верующих хранит Господь, вверяя особенному попечению, покровительству и защите святого ангела, который потому и называется обыкновенно ангелом-хранителем. «Со времени крещения верующие получают ангела-хранителя, и ангел сей не отступает от уверовавших в Господа, – говорит св. Василий Великий, – если только сами они не отгонят его худыми делами своими. Ибо как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – ангела отдаляет от нас многоплачевный и смердящий грех» [4, с. 146]. Но при боящихся Господа, т.е. людях благочестивых, которые страхом присутствия Божия стараются удерживать себя от грехов, он пребывает неотступно и наподобие крепкой стены, окружающей город, ограждает их со всех сторон, защищает от всех видимых и невидимых врагов, оберегает от соблазнов и грехопадений и охраняет от внешних бед и опасностей ( Пс.90:11–12 ). Священное Писание представляет немало примеров, где ангелы Божии ополчались на защиту верующих. Так, патриарх Иаков на возвратном пути из Месопотамии, когда ему угрожала опасность от Исава, видел множество ангелов, ополчившихся на защиту его, почему и назвал то место Маханаим, т.е. «полки» ( Быт.32:1–2 ). Так, ангел Господень, при благочестивом царе иудейском Езекии, истребил 180 тысяч ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим ( 4Цар.19:32–36 ).

Пс.33:9 Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань.

Этими словами святой пророк как бы так говорит: я приглашаю вас, кроткие и все боящиеся Господа, приступить к Нему с дерзновением, возвеличить и прославить вместе со мною святое имя Его. Я говорю вам, что Господь услышал меня, когда я со всеусердием обратился к Нему и воззвал о помощи, и от всех скорбей моих избавил меня. Потому что Он, чрез ангела Своего, надежнее всякого войска, ополчающегося вокруг боящихся Его, охраняет их и избавляет от всех бед. Наконец, вы сами испытайте – вкусите и уверитесь, увидите, как благ Господь. Начните самым делом возвергать на Бога печаль вашу, оставя все другие опоры и источники утешений, попробуйте в ваших нуждах прибегнуть к Его помощи и заступлению, обратитесь к Нему с усердною молитвою, и вы узнаете, как благ Господь, – собственным опытом убедитесь в великой благости Господа к прибегающим к Нему, потому что несомненно получите требуемую помощь, если только будете обращаться к Нему с твердою, непоколебимою надеждою. Блажен человек, который уповает на Него, потому что он, по своему упованию, получает от Господа самую верную и благовременную помощь и, утешаемый явлением Его милости, не помнит испытываемых им скорбей, но чувствует довольство и радость, делающие его вполне счастливым. Даже и в том случае, когда Господь медлит ниспосланием Своей помощи, и тогда уповающий на Него счастлив в сравнении с людьми, подобно ему испытывающими несчастия, но не имеющими крепкого упования на Бога, потому что, при своем уповании, он терпеливо переносит свое испытание, не падает духом, но сохраняет мир и спокойствие души, уверенный, что Господь все творит ко благу его и не допустит искушения свыше сил его ( 1Кор.10:13 ). Особенный и общедоступнейший способ вкушения благости Божией св. отцы и учители Церкви указывают в причащении Святых Пречистых и Животворящих Тайн. Потому сей стих и поется в церкви, когда Святое Причастие готовится для причастников, а причастники в молитвенном благоговении ждут блаженной минуты причащения Тела и Крови Христовых. Грешник, покаявшийся и совесть свою очистивший исповеданием, ощущает объятия Отца Небесного, снова приемлющего его в Свой кров, в сыновство и готовое наследие. Кровь Господа очищает нас от всех грехов. Почему вкусивший Тела и Крови Господних и очищается от всех грехов, и ощущает сие наречение к сонаследию со Христом. Когда причащение не есть одно внешнее дело, тогда не может не произойти ощущение сих благ, благостью Божиею подаваемых, и вкушение самой благости.

Пс.33:10 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.

Святыми псалмопевец называет здесь всех членов избранного народа Божия и вообще всех верующих, как освященных на служение Святейшему и призванных к святости ( Исх.19:6 ; Втор.14:2 ; 1Пет.1:15 ; Деян.9:13 ). Хотя вы – люди святые, принадлежите все к избранному народу Божию, говорит он к ним, но не предавайтесь беспечности, бойтесь Господа и, уповая на Него, живите благочестиво, с сыновним страхом пред величием Господа и всегдашним опасением оскорбить Его святость грехами своими. Сообразуйтесь с волей Божией, помните заповеди Его и храните их. «Бога бойся и заповеди Его храни, – говорит премудрый, – яко сие всяк человек» ( Еккл.12:13 ), т.е. в том состоит все совершенство человека и все благополучие его в сей жизни, чтоб бояться Бога и хранить заповеди Его. «Если страх Божий не управляет нашей жизнью, – говорит св. Василий Великий, – то невозможно произойти и сохраниться освящению в теле. Почему и говорит еще: «пригвозди страху Твоему плоти моя» ( Пс.118:120 ). Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехов» [4, с. 148–149]. Боящимся Господа нечего опасаться каких-либо лишений или недостатков, потому что они живут с той уверенностью, что все, случающееся с ними, по благопромыслительному устроению Божию, споспешествует им во благое. Отсюда, при трудных обстоятельствах или материальных недостатках, дух их проникается терпением, пересиливающим все лишения в такой степени, что они их не чувствуют: для них невозможны никакие лишения. Дух терпения и любви, даруемый благодатью Святого Духа, становится для них неистощимою сокровищницею всех благ духовных, которые богаче для них всякого богатства. У боящихся Бога нет лишения.

Пс.33:11 Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.

Вместо слова богатии в переводе с еврейского читаем здесь: «скимны», или «львичища», т.е. молодые львы, которые отличаются особенною силой, кровожадностью и ненасытностью. «Скимны бедствуют и терпят голод», – во всех же других переводах читается: богатые обнищали и взалкали. Выражение подлинника: «скимны» – очевидно представляет образ, взятый Давидом из тогдашнего пребывания его в пустыне, где в те времена водились львы. LXX толковников и все другие переводчики приняли слово «богатые» в переносном смысле, в отношении к людям самонадеянным и нечестивым, которые, забывая Бога, во всем полагаются на свое богатство, свое положение и силу ( Пс.51:9 ), но нередко, захватывая чужое, они лишаются всего своего состояния, бедствуют и терпят нужду ( Пс.77:21 ; Притч.11:28 ). Если же и остаются до конца жизни своей богатыми, но довольными, по ненасытности и усилившейся страсти любостяжания, они никогда не бывают: сколько ни приобретают, им все кажется мало. Отчего они часто мучаются чувством недовольства своим состоянием и страхом потерять его или же по скупости своей сами себя заставляют терпеть лишения и бывают жалче всякого нищего ( Сир.31:1–2 ). Вместе с тем, они готовят себе бедственную участь и в будущей жизни ( Лк.16:22–24 ). Таковым псалмопевец противопоставляет людей богобоязненных и взыскающих Господа, которые не на богатство, но на Бога возлагают надежду свою и, хотя бы находились в бедности и нищете, не лишаются всякого блага, т.е. не будут иметь недостатка ни в каком благе, потому что всесовершенное их благо – Сам Бог, как говорит св. Василий Великий [4, с. 150], а в Нем находят утешение, довольство и радость среди скорбей и бедствий земной жизни и «в день смерти своей обретают благодать» ( Сир.1:13 ), оставляя здешнюю жизнь не только без сожаления и страха, но спокойно (с миром), с радостною надеждой ближайшего общения с Господом и вечного блаженства ( Флп.1:23 ). Таким образом, заканчивая первую половину псалма сопоставлением людей нечестивых, самонадеянно богатых с богобоязненными и благочестивыми, псалмопевец имел в виду не внешнее положение тех и других, а внутреннее их настроение и соответственное тому состояние духа.

Пс.33:12 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.

Пророк уже приглашал благочестивых людей со страхом и благоговением обращаться к Господу Богу и указывал высокие преимущества этого страха (ст. 8 и 10). А здесь он снова, как истинный, Богом призванный учитель, призывает их, как чад своих, от имени Высочайшего Учителя, Духа Святого, придти к этому Учителю для того, чтобы поучиться страху Господню. Не я, говорит он, но «Дух Господень глаголет во мне, и слово Его на языке моем» ( 2Цар.23:2 ). Посему послушайте мене, страху Господню научу вас, т.е. покажу вам, в чем состоит страх Господень и какая польза от него держащимся за него и хранящим его как руководство для своей жизни. Страх Господень, или, что то же, страх Божий, далеко не то, что страх человеческий (объяснение этого различия см. в Пс.18:10 ), и совершенно отличен от страха вражия ( Пс.63:2 ) или демонского.

Пс.33:13 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

Приглашая послушать учение о страхе Божием, святой пророк невольно привлекает внимание всех, начиная речь свою вопросом, близким к сердцу каждого человека: кто, или – который человек хочет жить и любит видеть дни благополучные (по пер. с греч. еп. Порфирия)? Живот здесь значит то же, что жизнь счастливая, то же, что дни благи. Но т.к. на земле нет вполне счастливой жизни и долголетие ограничено и непродолжительно ( Быт.47:9 ), то, по изъяснению отцов и учителей Церкви, в вопросе псалмопевца, кроме настоящей земной жизни, нужно разуметь и другую – непреходящую и истинно блаженную жизнь будущего века.

Пс.33:14–15 Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти, уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и.

Эти два стиха в немногих словах совмещают многое, или – все. В кратких словах изображена здесь вся наука счастливой и покойной жизни. Удерживай язык от зла; уста – от льсти; удаляйся от зла; твори добро; устрой и храни мир – вот пять предписаний, исполнение которых, свидетельствуя о присутствии в сердце страха Божия, ручается вместе и за возможно безмятежную жизнь для человека в сообществе людей. Тут указывается то же самое, что другими словами выражено в 14-м псалме, где на вопрос: Господи, кто обитает в жилищи Твоем? – дан такой ответ: глаголяй истину в сердце своем, иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя и проч. Жизнь наша полна грехопадениями языка: срамословия, смехотворные, глупые и непристойные речи, пересуды и слова праздные, лживые клятвы и лжесвидетельства – все это и гораздо еще большее число зол суть произведение языка. А те, которые отверзают уста свои на поругание славы Божией, «неправду в высоту глаголаша» ( Пс.72:8 ), – каким другим орудием совершают сие, как не языком! Итак, поелику «от словес своих осудишися» ( Мф.12:37 ), то удержи язык твой от зла. Когда пророк говорит эти слова, то разумеет и всякое вообще зло от языка, и наиболее открытое, явное зло, делаемое языком. Но когда к ним прибавляет: и устне твои удержи, еже не глаголати льсти, то из всех злых действий языка выделяет худшее – ненавистнейшую лесть, сладкоречие, прикрывающее злоумышленность, коварство, хитрость и лукавство, когда человек вкрадывается в доверие, разведывает тайны и обращает это во вред доверившемуся. Это домашний вор, укравший ключи и окрадывающий хозяйское добро. Св. апостол Иаков пишет, что «кто в слове не согрешает, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» ( Иак.3:2 ), т.е. все неправые движения, возникающие в поврежденном составе естества человеческого. Остерегаясь грешить словом, тем более удерживайся от греха самым делом: уклонися от зла – не только явного, но и тайного, не только сам не замышляй и не делай никакого зла ближнему твоему, но остерегайся каким-либо образом принять участие в злых замыслах и других людей. Не только делом не делай зла или греха, например: хищения, убийства, блуда, но бегай и всяких случаев, ведущих к греху, удаляйся от мест, лиц, вещей и всего, что может возбудить страсть и вовлечь в грех. Но не ограничивайся одним лишь уклонением от зла, а вместе с тем, в противодействие всякому греховному влечению, противопоставляй противоположное ему делание добродетели: сотвори благо – гордости противопоставляй смирение, лености, бдительность и трудолюбие, гневу и мстительности – кротость и незлобие и т.д., и на сделанное тебе кем-либо зло не только не отвечай злом, но старайся платить добром, обезоруживая врага твоего любовью, и таким образом всегда и во всем «побеждай благим злое» ( Рим.12:21 ). Последнюю обязанность как необходимое условие для достижения счастливой, долголетней, точнее вечноблаженной жизни, псалмопевец выразил словами: взыщи мира и пожени и. Мир есть драгоценное сокровище, достойное усиленного искания. Но не всегда легко иметь мир, при всех усилиях. Почему св. Павел и говорит: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» ( Рим.12:18 ). Но зато тем, кои успевают достигнуть сего, присваивается блаженство: «Блажени миротворцы» ( Мф.5:9 ). Поэтому долг каждого – искать мира, употребляя со своей стороны все зависящее, чтобы крепко держать мир и всякий раз спешить помириться с немирными. Почему пророк и говорит: и пожени и, т.е. гонись за ним, когда он уходит, преследуй его до тех пор, пока не догонишь, пока совсем не уничтожишь возникшей с кем-либо размолвки. Христианин, ревностно соделывающий свое спасение, всеми мерами должен стараться достигнуть мира с Богом ( Рим.5:1 ) – верой и ревностным исполнением Его заповедей, – мира с ближними, пребывая с ними в единодушии и любви и тщательно устраняя все, что может нарушить взаимное согласие, и мира с своею совестью, удаляясь всего, что заставляло бы ее смущаться и свидетельствовать против него ( Деян.24:16 ; 1Пет.3:16 ).

Пс.33:16–17 Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

Этими словами пророк доказывает, что те люди, которые удерживают язык свой от зла и не позволяют в разговоре с ближними лести и лицемерия, которые удаляются от зла и делают добро, сохраняют мир и стремятся к мирной жизни, – все такие люди, как стоящие на пути правды и добродетели, как люди праведные, имеют, несомненно, живот и дни благие, потому что на них всегда обращены очи Господни, Господь милостиво слушает усердные молитвы людей богобоязненных и всегда готов сделать для них все, что служит к их истинному благу. Напротив, с гневом обращено бывает ( Пс.101:11 ) лице Господне на нечестивых, на творящыя злая, чтобы истребить на земле самое воспоминание о них: еже потребити от земли память их, подобно тому как истреблены были потопом нечестивые обитатели первого мира ( Быт.6:12–13 ), или как истреблены были жители Содома и Гоморры ( Быт.18:20, 19:28–29 ), или как истреблен был род царя Саула. Правда, в настоящей жизни Господь по долготерпению Своему не всегда карает нераскаянных грешников, но эта праведная кара гнева Божия непременно совершится при последнем славном явлении Господа на суд всего мира, когда все они неизбежно предстанут пред лицом Его, чтобы услышать приговор вечного осуждения ( Мф.25:41 ; 2Сол.1:9–10 ).

Пс.33:18 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

Что выше (в ст. 5 и 7) говорит псалмопевец о себе, то же самое говорит он здесь и вообще о всех праведных, т.е. верующих в Господа Бога и боящихся Его, особенно же имеет он в виду примеры древних отцов святых и праведных – Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Иисуса Навина и других, до него живших, которых, по их воззванию, неоднократно спасала от крайних бед и скорбей десница Божия. Если же мы видим ныне противное, т.е. что боящиеся Бога и праведные хотя и молятся Ему об избавлении от бед и скорбей, но как бы не бывают услышаны, не избавляются от скорбей, – это, конечно, потому, что как Сам Господь в существе Своем и Своих свойствах непостижим, так непостижим Он для слабого ума нашего и в делах промышления Своего: Его пути неисповедимы.

Пс.33:19–20 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

Желая выразить особенное благоволение Божие к праведным, псалмопевец как бы так говорит здесь: не бойся, Господь близ тебя находится. Ты всегда под покровом Его; десница Его покрывает тебя, и никакой враг не может приблизиться к тебе. То же и Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию: «Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча» ( Иер.23:23 ). То же обещает Он праведнику и в 90-м псалме, говоря: с ним есмь в скорби( Пс.90:15 ). Такую особенную близость Господа привлекают к себе праведные тем, что имеют сердце сокрушенное и дух смирения. Они далеки от того, чтобы надмеваться своей праведностью и, претерпевая различные беды и озлобления в жизни, не ропщут на то, что Господь не вознаграждает их за благочестие земным благополучием, но смиренно сознают свое недостоинство и виновность пред Ним и усердно молят о прощении и помиловании. Таких сокрушенных сердцем и смиренных духом Господь никогда не оставляет без Своей помощи и не оставит, но спасет, т.е., подавая им терпение и растворяя оное небесным утешением, не допустит их до малодушия и падения, поможет им перенести все напасти и устоять в праведной жизни, и рано или поздно, если не в этом, то в будущем веке, совершенно избавит их от всех скорбей, печали и воздыхания ( 1Кор.10:13 ; 2Кор.4:17 ). Хотя и много скорбей у праведных, – и от мира, который их ненавидит и часто гонит ( Ин.15:19 ), и от плоти ( Рим.7:18 ), и от страстей, воюющих на душу ( 1Пет.2:11 ), и от диавола, ненавистника всякого добра, употребляющего против них особенные усилия, – но от всех их (скорбей) избавит их Господь. «Люди неправедные, – говорит блж. Августин, – меньше имеют скорбей, а праведные больше терпят. Но те после небольших, или – никаких скорбей пойдут на вечное мучение, от которого уже не избавятся никогда; а праведники, после многих скорбей, внидут в вечный покой, где никогда уже не коснется их никакое зло».

Пс.33:21 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

Предыдущим стихом (20) святой пророк перевел праведников, а вместе с ними и наше внимание в другую жизнь, в которой они собственно и избавляются от всех скорбей. Но праведники переходят в блаженную вечность душою, спрашивается: что же сказать о теле их? На это святой пророк отвечает: хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Не пропадает ни одна часть их состава телесного, все явится в свое время целым, не сокрушенным, именно в будущем воссоздании всяческих. В подобном смысле Господь Иисус Христос, предрекая ученикам Своим об ожидающих их во время проповеди Евангелия скорбях и гонениях, сказал, что и «волос с головы вашей не пропадет» ( Лк.21:18 ), т.е. особенный Промысл Божий постоянно будет охранять вашу жизнь от всех бед и опасностей. История представляет нам множество разительных примеров, когда Господь почти в буквальном смысле хранил неповрежденным телесный состав рабов Своих, не допускал сокрушиться ни одной части его. Так, Он чудесно сохранил невредимым Иону во чреве китовом, трех отроков в пещи вавилонской, Даниила во рве львином, так нередко чудесно хранил долгое время невредимыми и неуязвимыми среди ужасных мучений тела исповедников веры и мучеников, так Господь в наше время сохранил для России (17 октября 1888 г.) невредимым и здравым царя и его семейство среди полного и страшного крушения царского поезда. В буквальном смысле хранит Господь кости праведников от разрушения, когда прославляет их и целые тела угодников Своих нетлением и даром исцелений. Св. отцы и учители Церкви толкуют изречения сего стиха и в духовном смысле. Хранит Господь кости праведных, т.е. хранит, по словам св. Василия Великого, внутреннюю благонастроенность их сил, при всем разрушительном действии внешних скорбных обстоятельств [4, с. 167–168]. От чего они делаются способными из глубины души возносить славу Богу, как говорит пророк в другом псалме: Вся кости моя, т.е. все силы души моей, «рекут: Господи, кто подобен Тебе?» ( Пс.34:10 ). «Терпение в вере, – говорит блж. Августин, – вот кости внутренние, вот то, что не может быть сокрушено. В Господе нашем Иисусе Христе несокрушение костей исполнилось буквально. Сохранил Бог кости Сына Своего, и ни едина от них не сокрушилась, как и о прообразовавшем Его агнце было заповедано ( Исх.12:46 ). Относительно же праведных обетование сие исполняется духовно».

Пс.33:23 Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающий на Него.

В сих заключительных изречениях псалма рабам Божиим предвозвещается участь, противоположная той, какая предсказана грешникам. Избавит Господь души раб Своих, т.е., изведши их из темницы тела ( Пс.141:8 ), Он не допустит до какого-либо неприязненного действия на них со стороны врагов и, освободив от всех скорбей, теснивших их во времени, чрез сень смертную, прямо переведет в места светлые и прохладные, где нет ни печалей, ни воздыханий. Вот почему «смерть преподобных честна пред Господом» ( Пс.115:6 ), тогда как смерть грешников люта. Все временные избавления суть только предвестия и предвкушения того окончательного избавления, которое будет испытано и вполне сознано по исходе из тела и введении в райское блаженство, хотя еще предначинательное. Тогда-то осязательно окажется, что не прегрешают вси уповающие на Господа. На земле, где ходим как в сумраке и видим все как сквозь тусклое зеркало, может иногда быть навеваемо сомнительное помышление – не погрешить бы в уповании своем. По крайней мере, враг спасаемых гласно внушает иным: «забыл вас Бог», или, как часто ныне можно услышать от потерявших веру: «суетна надежда наша; дух, как пар, разольется в воздухе, и – всему конец». Там же, за гробом – непогрешимость упования перейдет в видение и осязание, или – там спасительное действие упования прекратится, будучи поглощено действительным вкушением того, на что здесь с верою уповали. Поэтому, чтобы никакими обстоятельствами не колебалось нынешнее спасительное упование, нужно часто повторять: нe прегрешат вcu уповающии на Господа. Истину сего изречения пророк разнообразно развивает во всем псалме, то выставляя свои уповательные к Богу обращения, привлекавшие избавление, то указывая на непосрамленные надежды других праведников, взывавших к Господу, то излагая законы милостивого о нас попечения Господа Промыслителя. И наконец, переведя мысль нашу за пределы жизни, в созерцание обетованного наследия, в которое вводятся рабы Божии, возглавляет все воззванием: Избавит Господь души раб Своих! Не прегрешат вси уповающии на Него!

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *