при естественном вскармливании желток куриного яйца вводят не ранее
Когда и как вводить желток (яйцо) в прикорм
На первом году жизни детям вводится прикорм, который делится на продукты прикорма и блюда прикорма.
Блюда прикорма постепенно заменяют кормление грудью или смесью, к ним относятся овощное пюре, фруктовое пюре, каша, и так далее.
А под продуктами прикорма подразумевается введение в рацион ребенка дополнительных пищевых веществ. К таким продуктам прикорма относится желток яйца (яичный желток), который является наиболее ценной частью яйца.
Во сколько месяцев можно давать желток?
Согласно рекомендациям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в течение первых шести месяцев ребенку крайне важно находиться исключительно на грудном вскармливании.
С 6 месяцев жизни в рацион детей можно ввести яичный желток. Более раннее его введение нередко приводит к возникновению аллергических реакций в связи с высокой сенсибилизирующей активностью данного продукта (возникновение аллергии). «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни. Методические указания 99/225«.
Рекомендуемый срок введения желтка – от 6 до 8 месяцев.
Тем не менее, многие родители обоснованно смещают срок введения в питание желток яйца с шестого на седьмой, и даже восьмой месяц жизни ребенка, то есть среди российских семей выявляется тенденция к более позднему (по сравнению с рекомендуемыми) введению в питание малыша яичного желтка. Средний срок введения в прикорм яичного желтка составляет 7 месяцев.
Чаще всего основной причиной более позднего назначения желтка или даже его исключения на первом году жизни у здоровых людей считают риск аллергических реакций. В то же время при отсутствии в питании ребенка продуктов, являющихся основными источниками витамина Д (яичный желток), возникает дефицит витамина Д (кальциферол) и развивается рахит.
Также по данным Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (ESPGHAN) нет убедительных научных данных, что отказ или позднее введение потенциально аллергенных продуктов (желток или рыба) сводит к минимуму развитие аллергии у здоровых детей.
К году почти у всех здоровых деток присутствует в рационе желток куриного или перепелиного яйца.
При этом детям первого года жизни с пищевой аллергией яичный желток в прикорм не вводят.
Детям с муковисцидозом (тяжелой наследственной болезнью, при которой происходит поражение внутренних органов, выделяющих слизь) желток вводят в питание крохи в возрасте 5 месяцев. При этом начало прикорма смещается на более ранние сроки, чем у здоровых детей: прикармливать младенца начинают в 4-5 месяцев, с введением плотных продуктов прикорма (например, каши).
Детям, больным галактоземией (редкое наследственное заболевание, при котором нарушается обмен веществ и происходит ненормальный процесс метаболизма углеводов галактозы (главного источника энергии для организма) желток яйца вводится только на втором году жизни и не чаще двух-трёх раз в неделю.
Хотелось бы отметить, что достаточно продолжительное время ребенка прикармливали чуть ли не с рождения, так фруктовые соки давали уже с месячного возраста, а яичный желток с 3-3,5 месяцев жизни.
Как вводить желток в прикорм ребенку
ВОЗ рекомендует в возрасте от 6 до 12 месяцев давать яйцо ребенку между приемами пищи.
Наши педиатры рекомендуют растереть желток с грудным молоком или разведенной детской смесью до однородной консистенции. Давать растертый желток с ложечки перед кормлением, в первой половине дня, вводя сначала небольшими дозами.
В первый день дайте малышу совсем небольшой кусочек желтка (со спичечную головку), следите за реакцией организма. Его можно смешать с молоком или уже с введенными в прикорм овощами или кашей.
Через день-два при нормальной переносимости можно немного увеличить количество желтка, например 1/8 куриного желтка или 1/4 перепелиного, доведя его до возрастной нормы.
При появлении симптомов плохой переносимости продукта (нарушение функции кишечника (запор, понос), аллергические реакции (покраснение щек, дерматиты) и др.) введение его прекращают и вводят его вновь через некоторое время.
Нормы желтка в прикорм по возрасту
В каком количестве допустимо давать яйцо детям? Схема введения желтка яйца в питание ребенка на искусственном и грудном вскармливании одинаковая – яйцо вводится в одни и те же сроки.
Желток ребенку предлагать не чаще, чем 2-3 раза в неделю. А белок ребенку предлагают только после года, так как он является более сильным аллергеном.
Как приготовить желток для прикорма
Перепелиный желток или куриный
В качестве прикорма для ребенка можно выбрать любое яйцо – перепелиное или куриное. Существенной разницы между термически обработанным (отварным) яйцом курицы или перепёлки нет. Разберем плюсы и минусы.
Желток куриного яйца
Плюс: Имеют оптимальный состав по минералам, витаминам и незаменимым аминокислотам. Содержат меньше холестерина, можно купить в любом магазине.
Минус: Может быть заражено сальмонеллой. Могут вызывать аллергическую реакцию.
Желток перепелиного яйца
Плюс: Небольшое содержание жира при увеличенной концентрации витаминов (особенно бета-каротина) и минералов. Перепелиные яйца не тухнут, как куриные, по истечении срока годности яйцо усыхает. Реже вызывает ответную аллергическую реакцию.
Минус: Желток содержит больше холестерина (чем меньше размер, тем больше концентрация). Калорийность у перепелиных больше. Яйца могут быть заражены сальмонеллой (хотя сами перепелки не болеют сальмонелёзом).
По калорийности и составу оба вида яиц во многом близки, и если есть различия, то не существенные, поэтому малышу можно предложить в качестве прикорма как одно, так и другое яйцо.
Чем полезен желток
Яичный желток имеет огромный запас питательных веществ, является источником животного белка, минеральных веществ (таких как кальций, калий, фосфор, цинк, кобальт, медь и др.), а также витаминов А (бета-каротин, который несет жёлто-оранжевый пигмент), группы В (В1, В2, В3, В6, В9, В12).
Содержание железа в яичном желтке высокое, но оно, к сожалению, плохо усваивается организмом. Также он является источником полиненасыщенных жирных кислот.
Меню прикорма
По мере роста ребенка, даже если он находится на самом оптимальном виде питания — грудном вскармливании, потребность его организма изменяется, и он нуждается в более сложной и разнообразной пище.
Возникает необходимость введения в его рацион новых продуктов и блюд, различных по своей пищевой и биологической ценности, составу, консистенции и вкусу. Введение прикорма — это важный и ответственный момент в организации правильного вскармливания ребенка первого года жизни, поэтому подход к нему должен быть ответственным и обоснованным. Расширение питания ребенка вызвано необходимостью дополнительного введения в его организм ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком или адаптированной смесью на определенном этапе развития детского организма становится недостаточным. В частности, организм ребенка нуждается в белках, жирах, углеводах, пищевых волокнах, широком комплексе минеральных веществ и микроэлементов, необходимых для его дальнейшего роста и развития. Многие дети, особенно в зимне-весеннее время, начинают испытывать дефицит отдельных витаминов.
Вводить прикорм ранее 3–4 мес. нецелесообразно, так как организм ребенка к этому еще не готов. Кроме того, ранний прикорм может снизить частоту и активность сосания и, таким образом, вытеснить грудное вскармливание. Вместе с тем вводить прикорм после 6–7 месяцев также нецелесообразно, т. к. при этом могут возникнуть проблемы с восприятием более плотной пищи, различные негативные реакции, вплоть до рефлекторной рвоты на частицы густой пищи и развития дефицитных состояний.
Правила введения прикорма
Для того чтобы введение прикорма прошло гладко, необходимо выполнять следующие правила.
1. Начинать введение любого нового продукта можно только тогда, когда ребенок здоров.
2. Не следует вводить прикорм в жаркое время года, а также при проведении профилактических прививок.
3. В период введения прикорма основным видом питания ребенка остается грудное молоко (адаптированная молочная смесь).
4. Новый продукт или новое блюдо следует давать в первой половине дня для того, чтобы можно было отметить возможную реакцию на него.
5. Прикорм дается до кормления грудью (адаптированной смесью).
6. Прикорм обязательно дается с ложечки, а не через соску.
7. Прикорм начинают давать в полужидкой (гомогенизированной) консистенции, затем питание становится более густым.
8. Введение нового продукта (блюда) начинается с малых количеств при постепенном нарастании объема.
9. Прикорм обязательно начинают с одного вида продуктов данной группы с постепенным включением новых.
10. В качестве прикорма лучше использовать продукты промышленного производства, отличающиеся стабильным составом и изготавливаемые из экологически чистого сырья.
Для каждого малыша срок введения прикорма индивидуален. Как правило, первый прикорм совпадает с возрастом 5,5-6 месяцев и не препятствует дальнейшему грудному или искусственному вскармливанию.
Через 2 недели после введения соков назначают фруктовые пюре. Они могут быть монокомпонентными или поликомпонентными, а также комбинированными, когда в их состав вводятся добавки молочные (творог, йогурт, сливки) или зерновые (специально обработанные рисовая, кукурузная, овсяная мука). Фруктовые пюре делятся и по степени измельчения: гомогенизированные для детей в возрасте 4–6 мес. и пюреобразные для детей 6–9 мес. Фруктовые пюре являются источником природных сахаров, витамина С, β-каротина, калия, железа, биофлавоноидов, повышающих активность иммунной системы. Во фруктовых пюре, также как и в соках с мякотью, содержатся пищевые волокна, регулирующие моторику кишечника. Они участвуют в нормализации микрофлоры кишечника и способны выводить из организма токсические вещества. При неустойчивом стуле лучше использовать пюре из яблок, груш, бананов, богатых пектиновыми веществами, благоприятно влияющими на процессы пищеварения. При склонности к запорам рекомендуется пюре из абрикос, слив, моркови, чернослива. Последний дается дополнительно к другим фруктовым пюре от 2 до 4 чайных ложек в день.
С 5–6 месяцев в рацион ребенка вводится более густая пища — основной прикорм. Необходимость введения прикорма обусловлена особенностями развития ребенка. После четырех месяцев жизни его нервно-психическое развитие идет быстрыми темпами. Малыш становится более активным, подвижным, живо интересуется окружающим миром. Поэтому ему уже недостаточно только грудного молока или молочной смеси, а также того небольшого количества пищевых добавок в виде фруктовых соков и пюре. Прикорм дается в достаточно больших количествах и фактически является самостоятельным питанием, почти полностью заменяющим сначала одно, а затем и несколько кормлений грудью или смесью. Если ребенок находится на грудном вскармливании, после каждого приема прикорма его следует прикладывать к груди матери. Это создает предпосылки для более длительного сохранения лактации.
Существуют различные специальные программы, предусматривающие постепенное введение в рацион ребенка разных прикормов. Выбор первого продукта основного прикорма осуществляют с учётом состояния пищеварительной системы и особенностей развития ребёнка. Детям с низкими показателями массы тела, единичными срыгиваниями, эпизодическими коликами и метеоризмом, как и абсолютно здоровым малышам в качестве первого прикорма можно рекомендовать каши (зерновой прикорм). В настоящее время в детском питании широкое распространение получили каши промышленного производства, которые готовят из экологически чистого сырья, с использованием современных технологий, что улучшает их усвоение. Они имеют стабильный состав, хорошие вкусовые качества и гарантированные микробиологические показатели. Каши обогащают витаминами и минеральными веществами, необходимыми для растущего организма ребенка и имеющими большое значение для профилактики ряда алиментарно-зависимых заболеваний, таких как анемия, рахит, гипотрофия, которые нередко возникают у детей во втором полугодии жизни. Одним из достоинств инстантных каш является возможность их быстрого приготовления, без варки. Ассортимент каш промышленного производства довольно широк и предусматривает использование различных круп: гречневой, овсяной, рисовой, ячневой,кукурузной и др. Каши производят как из одного вида круп (монокомпонентные), так и с использованием 2 круп и более (поликомпонентные).
Различают каши глютенсодержащие (манная, овсяная, ячневая) и безглютеновые (гречневая, кукурузная, рисовая). В рацион ребенка не рекомендуется введение глютенсодержащих каш ранее 6-месячного возраста. Это является профилактической мерой возникновения аллергических реакций на глютен, а также раннего проявления целиакии. Каши могут быть молочными или безмолочными.Последние разводят грудным молоком или детской смесью, получаемой ребёнком. Они особенно необходимы детям, страдающим аллергией к белкам коровьего молока и лактазной недостаточностью. В дальнейшем могут использоваться глютенсодержащие каши (овсяная, ячневая, пшеничная, манная) и каши из смеси круп.
Существуют и варианты каш. К ним прежде всего относится растворимое печенье. Для его приготовления используется пшеничная, овсяная мука, с добавлением различных пищевых ингреди ентов (молоко, сахар, солодовый экстракт, кукурузный крахмал, яичный желток и др.). Обязательным компонентом растворимого печенья являются особенно необходимые для ребенка витамины (группы В, С, бета-каротин) и минеральные вещества (кальций, фосфор, железо). Растворимое печенье обычно можно использовать с 5 мес. как в натуральном виде, что способствует формированию акта жевания, так и в виде каш, что особенно удобно в дорожных условиях.
При повышенных показателях массы тела или задержках со стулом (затруднённая дефекация) в качестве стартового прикорма можно предлагать с 4–6 месячного возраста овощное пюре. Овощное пюре — источник органических кислот, калия, железа и пищевых волокон, включая пектины. Отдельные виды овощей (морковь, тыква, шпинат и др.) богаты бета-каротином, предшественником витамина А. В начале овощное пюре должно состоять из одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой, например, кабачков. Далее целесообразно использовать комбинацию из 3–4 овощей. Овощные пюре могут быть монокомпонентные (цветная капуста, кабачок, морковь и др.) и поликомпонентные (цветная капуста и тыква, или кабачок, морковь и картофель). Поликомпонентные пюре могут иметь в своем составе не только различные овощи, но и сочетание с фруктами (яблочно-морковные, тыквенно-яблочные и др.). Поликомпонентные овощные пюре более богаты по спектру пищевых веществ и поэтому более полезны, но вводить их рекомендуется после того, как не было отмечено отрицательных реакций на отдельные овощи (монокомпонентные овощные пюре). Имеются и комбинированные овощные пюре, когда к овощам добавляют мясо (овощно-мясные) или рыбу (овощно-рыбные). Овощные пюре в зависимости от возраста ребенка бывают 3 степеней измельчения: гомогенизированные, пюреобразные и крупноизмельченные.
С 5–6 месяцев в рацион ребенка вводится творог, являющийся источником полноценного белка и кальция. Вводят творог в рацион ребенка с небольших количеств. Постепенно дозу увеличивают и через 3–4 дня доводят до 20 г в сутки в один или два приема, затем до 40 г и к году — до 50 г в сутки. Дают творог, специально приготовленный для детского питания на молочных кухнях или в цехах детского питания молочных заводов.
С 6 месяцев в рацион малыша можно ввести яичный желток. С 6 мес. — ¼, с 8 мес. — ½ желтка куриного яйца, сваренного вкрутую. Его надо тщательно отделять от белка, который детям до 1 года не дают, так как он трудно переваривается. Желток можно давать одновременно с молочной кашей или овощным пюре. Однако детям с пищевой аллергией желток давать не следует, так как овальбумин относится к сильным аллергенам. Мясо в рацион ребенка рекомендуется вводить с 7 месяцев при естественном вскармливании и с 6 месяцев при искусственном. В ряде случаев, если ребенок отстает в развитии, имеются проявления рахита, анемии, мясо можно дать раньше (в 5,5 и даже в 5 месяцев одновременно с овощным пюре).
Мясные консервы являются ценным источником: животного белка, железа, магния, витаминов группы В, в том числе В12. Мясные консервы бывают трех степеней измельчения: гомогенизированные (с размером частиц 0,4 мм), пюреобразные (с размером частиц 1,5 мм) и крупноизмельченные (с размером частиц 3 мм). Некоторые производители производят консервы в виде фрикаделек, с овощами, т. е. имеется сформирован ное блюдо. Мясные консервы могут быть монокомпонентными, поликомпонентными и комбинированными, с растительным сырьем (крупами или овощами).
С 8–9 мес. в рацион ребенка могут быть введены овощные супы. Мясные бульоны в настоящее время не используются в питании детей 1 года жизни, так как в основном содержат вещества, вызывающие раздражение слизистой желудка. Супы используются как первое блюдо, когда у ребенка уже формируется обед. Они даются в небольшом количестве 30–50 мл с целью стимуляции функции пищеварительных желез и повышения аппетита. Небольшой объем 1-го блюда обусловлен важностью обеспечить ребенка в необходимом объеме 20-ым блюдом, как более полноценным по содержанию пищевых веществ.
Первый прикорм
Содержание:
После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.
Как правильно вводить прикорм?
Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.
Когда вводить прикорм?
Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:
может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,
не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),
засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,
может отвернуться от ложки, если не хочет есть.
Почему не нужно вводить прикорм раньше?
Потребности ребенка в энергии, витаминах и микроэлементах до полугода полностью удовлетворяются грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Когда-то при искусственном вскармливании прикорм грудничка начинали раньше, но это было связано с недостатками старых молочных смесей, которые удалось исправить в современных.
До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.
С чего начинать прикорм?
Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым.
Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.
Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.
Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.
Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.
Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.
Схема введения прикорма и аллергия
Как заменять кормления прикормом?
На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.
Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.
Как быстро вводить новые виды продуктов?
Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.
Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.
Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.
«Педиатрический» и «педагогический» прикорм
Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.
На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.
Как продолжать введение прикорма?
В 8-10 месяцев дети научаются откусывать и жевать пищу (даже если еще нет зубов, им можно начинать давать кусочки плотных продуктов, например, овощей, но по-прежнему они могут подавиться твердыми продуктами, например, нельзя давать орехи или семечки.
ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.