при доставки еды на бутылке должен ли быть состав
Требования к маркировке продуктов для торговли на вынос
Если ваша компания работает в сегменте «take away» или осуществляет доставку своей пищевой продукции клиентам, то она должна подчиняться жестким требования к упаковке и маркировке такой продукции в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Он является обязательным к исполнению на территории нашей страны уже несколько лет, с 15 февраля 2015 года.
Это требование следует из статьи 1.п.2 регламента:
«Настоящий технический регламент Таможенного союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства».
Получается, что вся доставка, кофе, который клиент уносит с собой в бумажном стаканчике или пирожное должно быть маркировано согласно положениям данного регламента. Давайте посмотрим, что это за требования и как им следовать.
Регламент разделяет маркировку упакованной продукции и продукции, помещенной в транспортную упаковку (временная упаковка для транспортировки пищевой продукции). Маркировка транспортной упаковки проще, в ней всего 7 пунктов, в отличии от 11 пунктов для упакованной продукции. Но «в случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи», т.е. она должна маркироваться так же, как и упакованная продукция.
С одной стороны, пончик в коробке или кофе в стаканчике (транспортной упаковке) не предназначен для дальнейшей фасовки, а значит, под этот пункт еда на вынос не подпадает. С другой стороны, на упакованной в транспортную упаковку блюдах нет другой маркировки, а весь регламент сводится к тому, что потребитель должен получить полную информацию о продукте. Снова получается неоднозначное трактовка требований, что может послужить основанием для коррупционной составляющей со стороны проверяющих органов. Поэтому мы все-таки рекомендуем даже на транспортной упаковке наносить полную маркировку, соответствующую техническому регламенту ТС 022/2011.
Регламент разделяет информацию, которой нужно снабжать продукцию на две части – неотделяемую, и ту, которую можно напечатать на вкладыше.
Пункт 4.12.2 говорит, что «Сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4 – 6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено». Это:
В пункте 4.12.3 сказано, что «сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3, 7 – 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице. Это:
Самое сложное в маркировке начинается именно с последнего пункта в списке информации для маркировки. Это так называемый «единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза»
Но на самом деле наносить его можно на упаковку только сертифицированных продуктов. Это отражено в положении «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения (с изменениями на 17 марта 2016 года)»:
Вот и получается: хочешь торговать продукцией на вынос – печатай маркировку по требованию. Хочешь печатать маркировку по требованию – сертифицируй ту продукцию, которой торгуешь на вынос.
Процедура сертификации добровольная и не сложная, занимает несколько дней и для сравнительно небольшого ассортимента может стоить 4-15 тыс. в зависимости от региона и срочности процесса сертификации.
За несоблюдение требований Технических регламентов Таможенного союза установлена административная ответственность в соответствии с ч. 1-3 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Важно знать! Упаковка и маркировка продукции общественного питания
Покупая продукцию общественного питания, всегда обращайте внимание на упаковку и маркировку.
Продукцию общественного питания в виде полуфабрикатов, охлажденных, замороженных и горячих блюд и кулинарных изделий, хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, реализуемую на вынос по заказам потребителей, упаковывают непосредственно в потребительскую упаковку.
В качестве потребительской упаковки используют пакеты, коробки, лотки и контейнеры из полимерных и других упаковочных материалов, термоусадочную пленку, термосы, термопакеты, ланч-боксы, снек-боксы и другую тару.
При доставке продукции общественного питания в доготовочные и раздаточные предприятия, в торговую розничную сеть должна использоваться соответствующая транспортная упаковка.
В качестве транспортной упаковки можно использовать термосы, гастрономические емкости с крышками, изотермические контейнеры, оборотные металлические и полимерные ящики с крышками.
Обращайте внимание на потребительскую и транспортную упаковки, они должны быть чистыми, прочными, не оказывать отрицательного воздействия на органолептические показатели продукции общественного питания, быть изготовленными из материалов, соответствующих гигиеническим требованиям.
Продукция, которую готовят на месте и продают в столовой посуде, в том числе одноразовой, на раздаточных линиях или через официантов, маркировке не подлежит.
Потребительская и транспортная тара с упакованной продукцией, реализуемой вне места производства должна обязательно маркироваться, в соответствии с требованиями, установленными в нормативных документах.
Когда реализуется продукция не упакованная в потребительскую упаковку, продавец обязан довести информацию о продукции до потребителя.
При реализации продукции в отделах кулинарии или через столы заказов весовым способом в потребительской таре, информацию о продукции размещают на единице упаковки или в информационном листе в торговом зале предприятия.
Какая же информация должна быть на продукции? Это:
Информацию о продукции доводят до потребителей различными способами – например размещением в меню, на ценниках, этикетках, информационных листках, на доске потребителя или иным способом.
Пищевая ценность характеризуется содержанием белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и калорийностью в 100 г блюда (изделия) и определяется в продукции, изготовляемой предприятиями общественного питания всех типов и форм собственности.
Внимательное изучение информации на маркировке, позволит выбрать кулинарное изделие или полуфабрикат в соответствии с вашими предпочтениями.
Требования к маркировке блюд в заведениях общепита
Чтобы избежать подобной ситуации давайте разбираться, что это за требования и как их соблюдать?
Маркировка блюд на кухне
На этикетках заготовок и полуфабрикатов должны быть указаны следующие данные:
Требования СанПиН предписывают ежедневно проводить оценку качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий. При этом указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку.
Маркировка заготовок с помощью этикет-пистолета является нарушением,так как не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм. С помощью такого пистолета наносят лишь дату изготовления и срок годности, а это неполная информация, поэтому такая маркировка нарушает действующие требования.
Маркировка блюд на доставку и «take away»
В соответствии с техническим регламентом ТР ТС 022/2011 маркировке подлежит пищевая продукция в потребительской и (или) транспортной упаковке. Как только готовая продукция в упакованном виде оказывается в кулинарной витрине или готовится на доставку на ней должна появится этикетка со следующей информацией:
Обязательная сертификация маркируемой продукции
Разбираемся на примерах:
Что грозит за нарушение технического регламента о маркировке пищевой продукции?
За несоблюдение требований Технических регламентов Таможенного союза установлена административная ответственность в соответствии с ч. 1-3 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Как можно автоматизировать маркировку?
Выполнение требований технического регламента о маркировке пищевой продукции требует дополнительных операционных и финансовых расходов. Необходимо установить специальный принтер этикеток, настроить программу, пройти сертификацию продукции. Однако, все эти действия помогут снизить риски, связанные с контрольными мероприятиями со стороны Роспотребнадзора или прокуратуры, а также помогут повысить качество услуг по доставке.
Только представьте благодарность клиента, который получит свой заказ не просто бережно упакованный, но и с полной информацией о составе, сроках годности и т.д. Даже самые придирчивые клиенты оценят такой подход и заботу о своем здоровье.
Будущее доставки еды: могут ли сервисы отказаться от упаковки
Доставка еды уже стала такой же привычной, как приготовление домашней еды. В пандемию такая услуга стала практически необходимостью, но популярность усугубила экологические проблемы — онлайн-заказы, как правило, требуют больше упаковки. Могут ли сервисы доставки еды совсем отказаться от нее? И как бизнесу правильно внедрять эко-инициативы?
Гости выпуска — эко-консультант «Яндекс.Лавки» Надежда Васякина и руководитель направления устойчивого развития в «Кухне на районе» Алина Лихачевская.
Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская — консультант в области устойчивого развития и блогер.
Таймлайн беседы
3:13 — Как должна разделяться ответственность между потребителем и бизнесом за лишние отходы при доставке еды?
6:03 — Как клиенты относятся к эко-инициативам в бизнесе?
8:23 — Как потребителю отличить искреннюю эко-инициативу от гринвошинга?
11:57 — Как потребители отнеслись к экологизации в «Кухне на районе»?
17:44 — Сколько людей воспользовались функцией возврата упаковки? Что изменилось во время пандемии?
26:11 — Какое будущее ждет сервисы доставки?
32:42 — Лоббируют ли сервисы создание законодательной эко-базы?
40:05 — Как потребителю сделать процесс доставки еды более экологичным?
47:23 — Что самое радикальное и необычное гости делали для окружающей среды
Должен ли сервис сам предлагать эко-решения, либо же это дело клиента — выбор между доставкой и Zero Waste Shop?
Клиентам не обязательно совсем отказываться от сервисов доставки еды. Эффективнее сообщать бизнесу о недоработках и предлагать идеи, как сделать сервис более экологичным. Обратная связь от потребителей показывает спрос и побуждает компании быстрее внедрять эко-инициативы. Бизнес же, со своей стороны, не должен ждать советов от клиентов, а самостоятельно продвигать новые программы.
Надежда: Нужно, безусловно, разделение ответственности между сервисами и потребителями, и бизнес часть ответственности должен нести. Я убеждена, что бизнес совершенно точно не должен намеренно заниматься гринвошингом, то есть вводить людей в какое-либо заблуждение. Нужно внедрять инициативы, не бояться ошибаться, но не пытаться проехаться на экологической повестке.
Бизнес в рамках своих возможностей и законов должен создать такую инфраструктуру и такие условия, чтобы пользователь тоже мог выполнять часть своих условий. Делать упаковку перерабатываемой, убрать лишнюю упаковку — то есть, предпринять какие-то шаги, чтобы упаковки было ровно столько, сколько нужно, и чтобы ей потом можно было правильно распорядиться.
Но при этом бизнес не может полностью взять на себя ответственность за то, будет пользователь ее сдавать на переработку или нет. Со стороны пользователей важно формировать спрос на то, чтобы бизнес давал эти возможности. Если мы будем опираться лишь на базу экосознательных граждан, которые готовы эти инициативы поддерживать, а таких людей 3-5%, то такие программы будут просто очень быстро загибаться и никогда не станут устойчивыми.
Как бизнесу внедрять экопрограммы и не столкнуться с волной критики?
Ключевой шаг — информирование потребителя. Например, некоторые клиенты не понимают, почему крафт-пакеты вреднее для экологии, чем пластиковые. Если отказаться от бумажной упаковки и перейти на пластиковую без объяснений, это может крайне негативно повлиять на уровень одобрения клиентами. Потребители могут обрушить на сервис волну критики или вообще отказаться от услуг, если не рассказывать им о причинах своих эко-решений.
Алина: В какой-то части сообщества сложилось такое впечатление: если бренд пытается запускать эко-инициативы, то он обязательно прикрывает этим свои мутные делишки. Как только люди слышат что-то по теме «Эко» от бизнеса, они просто вешают клеймо: будто он что-то такое недобросовестное совершил и сейчас как-то пытается прикрыться «зелеными» практиками. Таких людей крайне сложно переубедить, да мы в целом и не ставили себе такую задачу.
Если же мы видим людей, которые не до конца разобрались, но искренне хотят, то, конечно, мы понимаем: сейчас придем и буквально парой предложений этот комментарий отработаем, дадим чуть больше знаний, и человек уйдет от нас с чем-то новым. И всем будет от этого классно. Он еще и становится нашим адвокатом, потому что дальше будет рассказывать своим знакомым, о том что сервис не просто запустил проект, а еще и точно знает, что делает, объясняет другим, и не стесняется на каверзные вопросы отвечать.
Что ждет сервисы доставки еды в будущем, когда люди откажутся от большого количества упаковки?
Надежда Васякина считает, что людям в будущем не придется отказываться от сервисов доставки еды, чтобы уменьшить количество объемов упаковки. Вместо упаковки будут применяться другие, более экологичные решения.
Надежда: Человек так устроен, что он все время стремится к развитию, движению вперед. Сама концепция, что нам придется от чего-то отказываться и возвращаться к каким-то практикам, которые были приняты в прошлом, мне кажется не совсем корректной. Наша суть человека разумного — какой-то прогресс. Нужно не отказываться, а разрабатывать адекватные замены.
Недавно у фонда Эллен Макартур вышел сборник рекомендаций и ролик на тему того, как можно заменить привычные нам вещи на какие-то другие. Внедрить съедобные упаковки для овощей и фруктов. Вместо того, чтобы оборачивать шесть пластиковых бутылок еще одним слоем пластика, можно склеивать их клеем. То есть, прежде, чем от чего-то отказаться, нужно подумать, чем это можно заменить.
Мы не вернемся в тот мир, где все будет без упаковки. Упаковка служит для того, чтобы сохранять потребительские качества продукта как можно дольше, и это то, что необходимо в современных условиях. Я думаю, что будут просто внедряться какие-то новые, классные, эффективные и сопоставимые по стоимости технологии, которые можно будет расширять на сети.
Как потребителю сделать процесс доставки еды более экологичным?
Алина: Но не стоит отказывать себе в удовольствии. Еда, особенно сейчас, это один из самых доступных источников хорошего настроения. И в этом непростом мире лучше, чтобы вы чувствовали себя комфортно, не корили себя за какие-то не всегда экологичные поступки. В долгосрочной перспективе это даст вам энергию и силы на то, чтобы делать всю свою жизнь более устойчивой.
Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.
Правила маркировки и доставки продукции общественного питания, в том числе по заказу потребителей
Правила маркировки и доставки продукции общественного
питания, в том числе по заказу потребителей
При реализации и доставке продукции общественного питания должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продукции, установленные ее изготовителем, а также условия для раздельного хранения и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции.
Продукцию общественного питания в виде полуфабрикатов, охлажденных, замороженных и горячих блюд и кулинарных изделий, хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, реализуемую на вынос (вывоз) по заказам потребителей, упаковывают непосредственно в потребительскую упаковку.
В качестве потребительской упаковки используют пакеты, коробки, лотки и контейнеры из полимерных и других упаковочных материалов, термоусадочную пленку, термосы, термопакеты, ланч-боксы, снек-боксы и другую тару.
Потребительская упаковки должна быть чистой, прочной, не оказывать отрицательного воздействия на органолептические показатели продукции общественного питания, быть изготовленной из материалов, допущенных для контакта с пищевой продукцией.
Организация обязана в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о предоставляемой кулинарной продукции и услугах питания, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Потребительская и транспортная тара с упакованной продукцией общественного питания, реализуемой вне места производства (изготовления) подлежит маркировке в соответствии с требованиям, установленным в ТР ТС 022 /2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.
При реализации продукции общественного питания в магазинах (отделах) кулинарии и через столы заказов весовым способом в потребительской таре продукцию не маркируют, но информацию о продукции размещают на единице упаковки или в информационном листе в торговом зале предприятия в непосредственной близости от реализуемой продукции общественного питания
Информация должна содержать: перечень услуг питания и условия их оказания; цены и условия оплаты услуг питания; фирменное наименование (наименование) предлагаемой кулинарной продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции, сведения о пищевой ценности кулинарной продукции (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов) и составе (в том числе наименования пищевых, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), указание нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать кулинарная продукция и оказываемые услуги питания.
Информация о кулинарной продукции и оказываемых услугах питания доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов, размещения на сайте и в СМИ или иными способами.
Изготовитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг питания для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
Продукция общественного питания является результатом процесса оказания услуг общественного питания. Оценка (подтверждение) соответствия продукции общественного питания, предназначенной для реализации при оказании услуг общественного питания, а также процессов реализации продукции общественного питания проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции.
При доставке потребителям кулинарной продукции предприятие общественного питания должны обеспечить соблюдение обязательных требований разд. VII СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», согласно которых для перевозки должны использоваться специальные, оборудованные транспортные средства. Не допускается хранение продукции общественного питания совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции.
Продукцию общественного питания в виде полуфабрикатов, охлажденных, замороженных и горячих блюд и кулинарных изделий, хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, реализуемую на вынос (вывоз) по заказам потребителей, упаковывают непосредственно в потребительскую упаковку.В качестве потребительской упаковки используют пакеты, коробки, лотки и контейнеры из полимерных и других упаковочных материалов, термоусадочную пленку, термосы, термопакеты, ланч-боксы, снек-боксы и другую тару.
Потребительская упаковки должна быть чистой, прочной, не оказывать отрицательного воздействия на органолептические показатели продукции общественного питания, быть изготовленной из материалов, допущенных для контакта с пищевой продукцией.
Транспортные средства, контейнеры и емкости, используемые для перевозки (транспортирования) пищевых продуктов, полуфабрикатов, напитков, продукции общественного питания, должны обеспечивать возможность поддержания условий перевозки (транспортирования) и (или) хранения продукции.
Лица, сопровождающие продовольственное сырье и пищевые продукты в пути следования и выполняющие их погрузку и выгрузку, должны пользоваться санитарной одеждой, иметь личную медицинскую книжку, а также проходить медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.
Почему продукция общественного питания
должна быть маркирована
При оказании услуг питания организация обязана в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о вырабатываемой и реализуемой кулинарной продукции, обеспечивающую возможность ее правильного выбора.
Информация должна содержать:
-сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (химическом составе и калорийности); обозначение нормативных или технических документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция и обязательным требованиям которых она должны соответствовать, рекомендации по изготовлению (при необходимости);
-сведения о составе и способах приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, в том числе наименования пищевых, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов;
-сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
-сведения о дате и часе изготовления, сроке годности, условиях хранения (для продукции, которая не изготавливается по индивидуальному заказу).
Данная информация поможет каждому потребителю сделать свой выбор с учетом его потребности в различных пищевых веществах, возрастом, полом, энергетическими потребностями, образом жизни (физической активностью, наличием заболеваний, здоровым питанием и т.д.).