почерк как курица лапой о чем говорит
«Как курица лапой»: о чем расскажет твой почерк
Жанна Гавриченкова
Тайна почерка
Родители и учителя ругают за нестандартный почерк? У нас хорошая новость! Графологи утверждают, что менять почерк нельзя, ведь это отражение твоего внутреннего «я». Манера письма у каждого индивидуальна, как отпечатки пальцев, и серьезное вмешательство приведет к закомплексованности и проблемам в будущем. Впрочем, стремиться к аккуратности при письме, конечно, нужно.
Почерк — это письмо мозга. Этот термин ввел в обращение немецкий профессор Вильгельм Прейер более 120 лет назад. Он исследовал почерки людей, получивших различные травмы, из-за которых они не могли больше писать рукой. Заново научившись письму (с помощью ноги или рта), они писали в той же манере, что и до инвалидности. Основные характеристики их почерков были полностью сохранены! Это навело Прейера на мысль, что именно мозговые импульсы определяют начертания букв. Позже его выводы были подтверждены опытным путем другими учеными.
Сейчас мы чуть-чуть приоткроем завесу тайны и попробуем увидеть в почерке немного больше, чем видят остальные. Прокомментировать самые распространенные признаки мы попросили Сергея Артюшкевича, врача-психотерапевта, эксперта-графолога центра исследования личности «Vecanto», кандидата медицинских наук.
Как определить характер по почерку
Если твои буквы слишком мелкие, то это говорит о том, что ты невысоко ценишь себя. Ты можешь достичь значительных успехов в учебе, быть душой компании, лучше всех играть в футбол или победить на конкурсе виолончелистов – и при этом ощущение собственной ничтожности преследует, как тень…
Это может наводить на мысль, что окружающие стремятся ущемить твои права или подавить твою личность. А может, ты ставишь себе слишком высокую планку?
Крупный почерк
Слишком крупные буквы свидетельствуют о некоторой инфантильности характера (манера вести себя как ребенок, избегать принятия самостоятельных решений и т.д.). Такой почерк похож на детский, буквы пухлые, полностью округлые, или узкие, но расположенные компактно.
Рукописные символы, похожие на пузырьки, говорят о том, что их хозяин очень старается выглядеть в глазах окружающих как можно лучше, высоко ценит себя (иногда даже слишком высоко).
Выбирая профессию, обладатель крупного почерка нередко продолжает семейную династию, идет по стопам родителей.
Рассматриваем хвостики
Если верхняя часть буквы В или нижняя часть букв Д, З слишком высоко/низко взлетает над/под средней частью (кружком), то это тоже свидетельствует о завышенных амбициях.
А вот если хвостики твоих букв маленькие, может быть, даже меньше, чем средняя круглая часть буквы, то это прямое доказательство скромности и невысоких амбиций. Возможно, ты чувствуешь себя скованно в общении с людьми.
Бывает, что хвостики как бы цепляют друг друга. Значит, у пишущего упрямый характер, он признает только свое мнение, ему больше никто не указ. Такая субъективность, несомненно, приводит к конфликтам, ведь человеку очень сложно поставить себя на место другого.
Почерк у подростка
Острый почерк словно зубастый (буквы похожи на зубцы пилы) открыто говорит о конфликте, серьезных внутренних проблемах, о накопленной агрессии. Также при этом буквы мелкие – значит, обладатель почерка старательно подавляет конфликт внутри себя, но не факт, что он справится самостоятельно.
Если речь идет о тебе или твоем друге, то постарайся найти кого-то, кому можно доверить проблему (родители, учитель или психолог Центра дружественного отношения к подросткам – такие есть в поликлиниках, обратиться можно анонимно).
Плотно слепленные буквы, со сросшимися стенками – тоже признак внутреннего конфликта, глубоких переживаний, причем очень серьезных. Не нужно игнорировать это состояние, оно само не пройдет, последствия могут быть плачевными. Поделись своей проблемой с тем из взрослых, кто встанет на твою сторону и обязательно поможет.
Насторожить должен и наклон букв. Например, пишешь правой рукой и буквы обычно наклонены вправо, в крайнем случае, прямые; а в последнее время явно кренятся влево. Подумай, нет ли желания отгородиться от окружающего мира? Может, ты прячешь свои переживания, не желая их показывать? Интроверсия (замыкание в себе) вряд ли принесет что-то хорошее. Может быть, действительно стоит поговорить с близкими по душам, ведь они любят тебя, хоть и не всегда это показывают.
Экспертиза почерка набирает все большую популярность: это возможность заглянуть в свой внутренний мир, понять, чего же ты на самом деле хочешь и в какой сфере сможешь в будущем состояться как профессионал. Куда пойти учиться после школы, почему не клеятся отношения с противоположным полом и когда в жизни наконец начнется белая полоса – с этими и другими вопросами поможет разобраться графолог.
Всё о почерке
психографология
Почему ты пишешь «как курица лапой»?
Пишет «как курица лапой».
Почему так говорят?
Вики ответит так: «Как курица лапой – писать или рисовать неразборчиво, непонятно и некрасиво. Если пронаблюдать за курами и за тем, какие следы лапками они оставляют на земле, то можно заметить, что они складываются в замысловатые узоры. «После четырёх лет художественной школы я по-прежнему рисую как курица лапой».»
Или вот: «Помните, учителя в школе очень часто использовали такое странное выражение, «как курица лапой». Понятно, что курица писать не может, но если привязать к её навозной лапе карандаш, то чего-нибудь нацарапает. Именно такой у Ганса был почерк, я лично разбирал только отдельные буквы, полностью прочитать не мог никто.»
(с) Юрий Бурчак-Находка, «Россия — родина слонов!», 2013 г.
Наверное не раз, в школе или институте, преподаватель корил вас за неразборчивые «каракули», обязательно при этом приговаривая: «вот посмотри, как Иванова пишет — ровненько, понятно, загляденье! А ты?…». И обязательно, при этом росла злость на эту «Иванову», и временно (минут так на 15-ть))), падало чувство самооценки: «и правда, что я лучше писать что-ли не могу, одни каракули вон…»
Почему же такой короткий эффект у этих внушений? — Все просто.
Почерк, как форма груди у женщины или как радужная оболочка глаза, уникален! Есть у него две стороны: постоянство и изменчивость.
Хотя он и меняется с течением времени, настроением, другими факторами, он все равно будет иметь признаки, верные для каждого конкретного человека: начертание, форму букв, ширину, промежутки между словами, написание отдельных элементов и так далее… Вчера мы с вами были навеселе, а сегодня испытываем похмелье, но при этом мы так и останемся Ваней, Петей, Ириной, Леной и т.д. Отсюда постоянство и изменчивость.
Ну а если все-таки вы хотите при этом еще и красиво писать — это только плюс. Ведь через занятия каллиграфией обязательно будет меняться в лучшую сторону и ваш характер, недаром это увлечение так популярно на Востоке, где люди нацелены на самосовершенствование.
Дмитрий Суроткин, психографолог и психотерапевт
Как курица лапой: что о вас расскажет почерк
Екатерина Рощина
Ими, картинками и смайлами, можно, оказывается, переписываться часами, создавая для адресата целые информационные цепочки собственных настроений и эмоций. Автозамена в мессенджере заботливо предложит тебе не только грамматически верное написание, но и возможное продолжение фразы. Технологично, интересно и, главное, быстро.
На бумаге мы писать почти совсем разучились. Оказалось, что навык ручного письма надо регулярно тренировать: без этого теряется ровность букв и их правильный наклон… Да что там, иногда уже ловишь себя на том, что забываешь, как пишется какая-нибудь редкая буква «Щ» или «Ч». Недавно под диктовку на телефон я записала, конечно, очень торопясь, адрес и через пару дней не смогла разобрать название улицы.
23 января во всем мире отмечается День почерка / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»
А ведь когда-то, еще в школе, у меня был очень ровный почерк твердой хорошистки. Как интересно сегодня разглядывать тетрадки по чистописанию тех школьников, которым выпало счастье писать перышком и чернилами! Это самая настоящая каллиграфия. Написание букв тренировали жестко: поставишь кляксу — переписывай все с самого начала! Я видела такую тетрадку из 1950-х годов и поняла, почему она передается из поколения в поколение — обычная ученическая тетрадь, ставшая семейной реликвией. Буковки, написанные с разным нажимом, стоят, как солдаты в строю. Ни одна не хромает, ни одна не скособочилась. И это обычная тетрадка московской девочки, ставшей, кстати, впоследствии известной художницей.
Говорят, что китайские каллиграфы учатся писать один иероглиф по нескольку месяцев или даже лет, отрабатывая толщину линий до полнейшего совершенства. Ну а мы уже как легенду пересказываем друг другу, какой Лев Николаевич был сатрап и мучитель: бедную жену свою Софью заставил переписывать «Войну и мир» то ли семь, то ли девять раз! Почерк человека так же индивидуален, как внешность, голос, привычки. По записке, написанной близким, легко можно определить, в каком он был настроении — взволнован, радостен или расстроен. Ни одно электронное письмо не положишь в шкатулку, чтобы перечитать через десяток лет. Но мы храним годами почтовые открытки, которые сберегли для нас кусочек давнего дня: холод почтового ящика, шершавое прикосновение бумаги с одной стороны и ее скользкий глянец с другой, синие чернила букв, радостное узнавание родного почерка. А магия почтового конверта, надписанного от руки, хранит давний адрес дома, которого уже нет: снесли…
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Александра Хворостова: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели, это программа «Научный четверг». У микрофона Александра Хворостова. Тема сегодняшнего эфира звучит следующим образом: «Как курица лапой: о чем говорит почерк человека». Может ли почерк рассказать о человеке, о его характере, о его привычках, а может быть, о его профессии, обо всем об этом мы поговорим с Сергеем Сергеевым, графологом-почерковедом. Сергей, здравствуйте!
Сергей Сергеев: Добрый день.
С.С: Да, совершенно верно. Все так, как вы сказали. История графологии очень давняя, ей как минимум 150 лет, это точно. Графологи владеют уникальным методом психодиагностики, этот метод является частью практической психологии. Это инструмент определения в человеке таких факторов, как сознательное, бессознательное, его привычек, характеристик личности, определяющих все его поступки. Это естественная сфера психологических исследований. Это те психические явления, которые определяют настрой человека в данный момент времени и влияют на его поведение. А кроме того, то определение Мещерякова-Зинченко теряет огромный пласт психических явлений, то есть не указали, это психические процессы, то есть те явления, которые можно назвать познавательными или когнитивными. И с их помощью человек воспринимает мир, познает себя. Это восприятие, память, воображение, мышление, ощущения и речь. И вот эти все психические явления можно назвать одним словом – индивидуальные психологические способности личности. И между этими особенностями и почерком существует устойчивая связь, в которой и функционирует графолог. У него несколько функций, это диагностическая функция, консультативная функция, информационная функция, но есть еще дополнительная функция, скажу чуть ниже. А диагностическая, как я сказал, она взаимодействует с остальными функциями, потому что без них невозможно это все, это взаимодействие с клиентом, или индивидуальное, или групповое. Сами прекрасно знаете, мир движется стремительно, технологии, интернет, гаджеты появились, людям хочется получить информацию быстро, а некоторые не в состоянии лично посетить специалиста, поэтому они хотят, даже анонимно, чтобы их лица не видели, они хотят по почерку сделать анализы и выявить какие-то неблагополучные явления, чтобы их подкорректировать. Это еще дополнительная функция графолога, это графокоррекция, то есть исправление некоторых психических явлений, состояний клиента. Естественно, все изменить нельзя. Основная структура, она заложена с рождения у человека, темперамент тот же, характер основной.
А.Х: Давайте мы поговорим о том, что может почерк сказать о человеке. Говорят, что император Нерон в своих письмах упомянул некого человека и сказал, что он боится этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура. Римский историк Сетоний, характеризуя скупость императора Августа, сказал, что пишет император слова, ставя буквы тесно. Настолько он скупой, что скупой даже в расстановке букв. Действительно ли можно сказать по почерку человека о его характере, о его каких-то личных качествах? И как распознать человека широкой души или скупого?
А.Х: Что характеризует человека широкой души в плане почерка?
С.С: Кроме того, что почерк должен быть расширенным по горизонтали, тут еще важен аспект движения. Движение характеризуется таким количественным аспектом, как скорость. Человек должен писать быстро, бегло. Почерк должен быть спонтанным, может быть, даже легким в чем-то. Формы могут быть в виде нитеобразных связок, это говорит о том, что почерк легко течет по бумаге, без затруднений, без задержек.
А.Х: С людьми широкой натуры определились. А можно ли определить по почерку профессию человека? Очень много в интернете находится всяких мемов, шуток о почерках медицинских работников, в частности врачей. Говорят, что иногда понять, что написал врач, может только человек, который работает в аптеке, который просто каким-то профессиональным взглядом определяет почерк. И в то же время, вспомнить учителя русского языка. Ее почерк настолько понятен, что даже абсолютно любой человек прекрасно понимает. Определяет ли вообще профессия почерк человека?
С.С: Вы знаете, только отчасти. Есть какие-то предрасположенности человека, жизненный потенциал. Допустим, можно определить, что у человека есть предрасположенность к гуманитарному направлению или аналитическому направлению, логическому, где человек может применить счет, системность, свою рациональность, или направление прикладное, когда человек может заниматься ручным трудом, предрасположен к этому, инженер, строитель и так далее. Или человек творческой направленности, у него абстракции в почерке, наличие фантазии, то есть это такой новатор, у него очень много идей в голове. Вот по вопросу, можно ли именно в почерке определить наличие профессии, это все-таки ближе к лингвистам, которые определяют. Если в почерке будут какие-то профессионализмы или жаргонизмы, они могут дать свой вывод. Допустим, по роду своей деятельности некоторые специалисты в почерке выписывают иностранные буквы. И можно сказать, что человек или знает иностранные языки, увлекается, или, может быть, он работает в этой сфере, и ему часто приходится совмещать языки. Но на самом деле, почерк все-таки отражает личность, а не профессию. По поводу врачей, часто в рецептах они пишут непонятно, нечитабельно. Человек не может разобрать, что там написано, но я хочу сказать, что сама профессия врача не влияет на читабельность или нечитабельность почерка. Это все-таки предрасположенность человека, это не профессия врача. Дело в том, что врач чаще, чем любая другая профессия, общается с людьми, начиная от рождения и заканчивая глубокой старостью, то есть все люди приходят на прием и жалуются. Допустим, редчайший случай, когда человек может прийти на прием, чтобы просто пообщаться и позитивно рассказать интересную историю. Обычно все приходят со своими болячками, со своими проблемами, и естественно, это как конвейер изо дня в день. И у такого человека включается эмоциональный барьер. Это защитный механизм от перегорания. Если это не сделает практикующий врач, который долго работает, у него это проявляется со временем. Должно проявиться. Почерк становится нечитабельным, что там написано. Но на самом деле, такой человек остается специалистом. У него высокий ум, быстрота мышления. Вы сами подумайте, ему нужно принять больного, осмотреть, оценить состояние, спрогнозировать разнообразные симптомы, сверить анализы, и все это в короткое время, поставить диагноз, выписать лечение, а там уже очередь, особенно в государственных клиниках. Естественно, такой человек не должен отвлекаться на мелочи, он сразу акцентируется на главном, чтобы поставить диагноз и вылечить человека, вот на этом. У него работает быстрота мышления. Вот особенно врачи, которые работают с тяжелыми пациентами, это хирурги, онкологи.
А.Х: Ну да, если он еще будет задумываться о качестве написанного им рецепта, это действительно займет достаточно много времени.
С.С: Допустим, для меня, это тревожный признак, если врач начнет писать красиво, то у такого врача скорее всего мало опыта. Но есть у врачей исключения, это врачи, которые работают с детьми, там нужно, чтобы было психологическое начало, эмпатия, принятие, чтобы детей успокоить. Поэтому нужно такому врачу уметь общаться, как и с ребенком, так и с мамой этого ребенка. Поэтому у таких врачей более читабельный, округлый почерк, это нормально.
С.С: Гениальность – это способность человека к новаторским идеям. Это воображение у человека, тяга к творчеству, образное мышление, правильный выбор. Такой человек изначально должен сгенерировать идеи и довести до результата. И только такого человека можно назвать гениальным. У меня сразу такие лица, это в области искусства, где воображение, творчество, новаторство. Это литература, это музыка, например, Чайковский. Даже в технических областях есть, вспомните Леонардо Да Винчи, знаменитый конструктор. Я бы из современных выбрал Королева, нашего известного конструктора. Во всех областях есть гениальные люди. И в гениальности отсутствует посредственность, это изначально, потому что гениальный человек, там высокие интеллектуальные способности, когнитивные способности, и в почерке это можно увидеть, в хорошей, в продуктивной организации, например. В быстроте почерка, в постоянности организации интервалов между словами, между строчками, между буками. Человек должен вести свою идеи от начала до конца, а для этого ему нужна внутренняя дисциплина, чтобы это сделать. В почерке должна быть нитевидная линия, это говорит об интуиции, о видении перспективы, и в почерке мы это увидим по развитой верхней зоне, то есть человека тянет в интеллектуальную сферу. Это сфера творчества, воображения, сфера мечтаний, это духовная сфера. Примерно так.
А.Х: Есть еще такие люди, которые действительно злоупотребляют всевозможными знаками препинания в тексте, например, очень много многоточий. Или смайликов, очень много скобочек, обилие запятых. Вот это может о чем-то говорить?
С.С: Да, может. Мы говорим про рукописный текст, а не про компьютерный?
А.Х: Да, про рукописный, когда человек после каждого предложения многоточие ставит.
С.С: Если очень много многоточий, это говорит о том, что человек может ставить непроизвольные точки. Или много знаков препинания, например, запятых или всяких скобочек, это говорит о том, что человек очень осторожен, это говорит о том, что человек находится в растерянности, тревоге, о чем-то задумался, о таких вещах. То есть человек пишет-пишет и задумался, а в этот момент поставил точку, возможно, она даже непроизвольная точка, а у некоторых это даже сознательные точки. Человек контролирует то, что он пишет, у него постоянно все сознательно написано, контролированный процесс идет. Часто такой почерк можно увидеть у подростков, у которых еще графическая и моторная зрелость только формируется. Но если такие вещи находим у взрослого человека, то это говорит о тех интерпретациях, о которых я сказал ранее, то есть осторожность и какая-то растерянность или даже тревога. Если человек пишет какие-то образы, рисунки на полях, эти рисунки говорят о воображении. Человек бессознательно включает правое полушарие, которое отвечает за эти вещи. Это относится к китайцам, японцам, у них работает правое полушарие, потому что у них в письменности иероглифы. А у людей европейского типа, у них линейное письмо. У них работает левое полушарие.
А.Х: По сути, если я рисую на полях какие-нибудь цветочки или бабочки, это говорит о том, что у меня больше развито воображение?
С.С: Не совсем так. Человек хочет включить область правого полушария, хочет генерировать воображение свое, может быть, даже эмоции. Если человек рисует цветочки и смайлики в виде улыбки, то это может говорить, что человек эмоциональный. Это обычно у женщин развито. Мужчины все-таки более рациональны.
А.Х: А вообще нормально, когда человек пишет разными почерками? Сегодня, например, у меня наклон такой, завтра другой наклон, послезавтра у меня вообще никакого наклона нет, и буквы стоят ровно.
С.С: Все будет зависеть от того, в какой степени этот разный стиль в почерке. Вы понимаете, как я до этого сказал, человек не робот, у него должна существовать какая-то вариативность, изменчивость, это нормально. Человек же не в вакууме живет, на него действуют как внешние, так и внутренние раздражители. Но если это сильная изменчивость, там может быть проблема. Чаще всего это говорит об излишней возбудимости человека, у него низкий порог раздражения. И если его задеть, у него может поменяться стилистика. Сильная интуиция может у человека быть, но надо смотреть конкретный почерк. У подростков психика только формируется, и натура поведения изменчивая. Нестойкость взглядов может присутствовать, подросток зависит от настроения, такой человек нетерпеливый, впечатлительный. Если стиль меняется у взрослого человека, это может быть опять креативность, воображение какое-то, фантазия, то есть включается процесс импровизации. Это человеку доставляет удовольствие, это нормально.
А.Х: У меня к вам будет завершающий вопрос. Как пишут графологи, какой у них почерк? Очень красиво и ровно или все индивидуально?
С.С: Вы знаете, графолог — это индивидуальная личность, и каждый пишет по-своему. Просто человек становится графологом по разным мотивам, но в основном им просто интересна профессия. Человека заинтересовало, что же скрывается за почерком. Возможно, человек хочет разобраться в себе.
А.Х: Спасибо вам большое за то, что рассказали практически все о почерке, мы благодарим вас. Огромное спасибо, до свидания.
А.Х: Два ярославских студента разработали сервис лечения синдрома хронических фантомных болей. Их проект «Phantom MD». Вот об этой разработке мы непосредственно поговорим со студентами ярославских университетов Даниилом Федуловым и Магомедом-Амин Идиловым. Здравствуйте, Даниил и Магомед. Даниил Федулов: Здравствуйте.
А.Х: Прежде всего, расскажите пожалуйста, что это за проект, как он работает, где можно протестировать вашу разработку?
А.Х: А почему вы вообще взялись за эту разработку? Что вас привлекло в этом? Отчего такая идея у вас появилась?
М.И: На самом деле, идея данной разработки пришла совершенно случайно, мы с Даниилом участвовали в научно-технической конференции в ЯГТУ и получили приглашение на мероприятие, посвященное дополненной реальности. И на данном мероприятии рассказывалось, что дополненная реальность в современном мире используется как средство маркетинга и развлечений. Мы же задались вопросом, как можно эту технологию направить в полезное для общества русло, и пришли к такой идее.
А.Х: А сколько потребовалось времени на то, чтобы воплотить вашу идею в жизнь? И с какими трудностями вы сталкивались при разработки этого проекта?
М.И: Проект еще будет дополняться, исправляться и в дальнейшем, но буквально от полугода до 9 месяцев нам потребовалось для того, чтобы создать прототип. Основная проблема заключалась в том, что у нас очень мало специалистов, которые могли бы помочь и проконсультировать. Все приходилось добывать самому, искать в интернете различные руководства, связываться с зарубежными коллегами, которые занимаются дополненной реальностью. Это была основная проблема.
А.Х: Именно специалисты дополненной реальности? Но я так понимаю, вы же, работая над проблемой фантомных болей, все-таки связывались с врачами еще?
Д.Ф: Да, разумеется. С врачами мы связывались, это вышеупомянутый Касаткин Дмитрий Сергеевич, он считается одним из лучших врачей-неврологов Ярославской области. И также нам помогала моя родная сестра Лариса, она тоже врач-невролог и работает в 5 клинической больнице.
А.Х: Вы уже опробовали свою разработку? Кто-то давал вам комментарии? И действительно ли это снижает боли?
Д.Ф: Пока что выборка распространилась только на одного человека. У него были постоперационные фантомные боли, и оценивал он их в 5 баллов. Мы при помощи нашей разработки, которая сейчас довольно нестабильно работает, скажем честно, смогли сбить через 6 часов сеанса фантомные боли с 5 баллов до 3. Сейчас мы продолжаем свои исследования, и отмечает пациент, что у него улучшается сон, и приборы показывают, что его мозговая активность нормализуется, то есть болевые ощущения во время сна у него прекратились. Но самое главное достижение, это то, что мы смогли сбить его болевые ощущения с 5 баллов.
А.Х: Получается, что человек спит уже без каких-то очков, он успокаивается, зная о том, что наяву он увидит ампутированную конечность?
Д.Ф: Если говорить о сне пациента, то тут причина именно психологическая. То, что он просыпается с мыслью о том, что у него будет вид его конечности, она его успокаивает, и засыпает он тоже с такой мыслью.
А.Х: Скажу вам честно, что когда мы читали про вашу разработку в нашей редакции, многие сказали, что ваша разработка негуманна. Человек все-таки знает, что конечность потеряна, а вы ему предлагаете взамен некий муляж его конечности. Вот как бы вы отнеслись к таким комментариям о том, что она действительно негуманна?
Д.Ф: Когда мы искали пациентов, которые были готовы опробовать данную технологию, большинство родственников пациентов называли данную разработку негуманной, однако сами пациенты испытывают настолько адские боли, что они готовы на это пойти. Если говорить о гуманности, то я не знаю, как это прокомментировать, но результат того, что мы победили эти фантомные боли, он стоит того.
А.Х: А как скоро вы планируете доработать ваш проект до такого состояния, чтобы его можно уже было выпустить на конвейерную линию?
М.И: Это все зависит от результатов тестирования, которые будут в августе и сентябре. Мы надеемся, что в это время мы сможем доработать, но тут предсказывать ничего невозможно. Невозможно предсказать точную дату.
Д.Ф: Сейчас у нас есть определенные проблемы, связанные с финансированием. Нам поступают предложения от инвесторов, их много, но большая часть этих предложений поступает от немного некомпетентных людей, которые никак не связаны с медициной и ищут лишь выгоду. Мы же планируем развивать этот проект как медицинский, как IT-проект, который будет работать в медицине, который будет приносить, прежде всего, пользу гражданам, которые столкнулись с подобной проблемой.
А.Х: Вот до идеального состояния проекта что вам осталось доработать?
М.И: До идеального состояния нам осталось доработать лучшую отладку приложения. Сейчас у нас есть уже написанный алгоритм, который позволяет детализировать нашу модель, но интегрируя его в приложение, также разработанное нами, иногда появляются определенные подвисания.
Д.Ф: С помощью приложения человек может совершать простые движения, например, поднимать руку вверх или вниз. И во время движений из-за того, что модели иногда весят очень много для лучшей детализации, то иногда происходят некоторые подвисания, например, маркер находится чуть-чуть выше, когда модель находится ниже. На самом деле, маркер должен покрывать модель. И сейчас мы с этим боремся, пытаемся как-то снизить вес модели.
А.Х: Модель, которая проецируется, которая моделируется с помощью «Phantom MD», она индивидуальна для каждого? Или это будет некая абстрактная рука или нога? Или я смогу увидеть свою ногу или руку?
М.И: Как раз на этом и основывается наш метод. Просто дело в том, что наш мозг запоминает свою конечность тем или иным способом. Мы запоминаем не какую-то абстрактную руку или ногу. Мы запоминаем свою конечность с какими-то родинками, шрамами, возможно, татуировками. И именно на основе таких воспоминаний мы воссоздаем для каждого пациента именно его руку или ногу.
А.Х: Допустим, настал тот час, когда вы до идеального состояния довели ваш проект, вы выпускаете его. Как вам кажется, сколько человек могли бы воспользоваться вашей разработкой? Я сейчас говорю в финансовом плане, все-таки мы говорим о том, что не многие могут себе позволить какие-то новые IT-проекты. Как вам кажется, сколько бы могла стоить ваша модель проекта?
М.И: На старте разработки нашего приложения мы задавались таким вопросом и прекрасно понимали, что люди с подобными проблемами зачастую в тяжелой финансовой ситуации. Именно поэтому разработанное нами приложение может быть установлено на смартфоны бюджетных версий. Ему не нужны большие системные требования. Также очки, которые используются, они сейчас на рынке стоят от 1500 рублей. Но также в будущем, чтобы решить проблему более дорогих аналогов, мы планируем разрабатывать свои очки дополненной реальности, которые будут также опираться на вычислительную мощность смартфона, тем самым избегая покупки и установки процессора непосредственно в корпус очков и этим снижая стоимость. Если говорить о конкретных цифрах, то на данный момент мы оцениваем разработку в 20 тысяч рублей. Это с разработкой модели, приложения и очков дополненной реальности.
А.Х: И один раз заказав у вас это приложение, я до конца жизни с ним живу?
М.И: Сейчас как раз мы занимаемся этим вопросом и, по мнению нескольких врачей-неврологов, мы пришли к выводу, что не придется постоянно использовать данный прибор, чтобы побороть фантомные боли. Возможно, понадобится 3 месяца, возможно, год, чтобы полностью избавиться от хронических фантомных болей, либо это может протекать как плановая терапия. Допустим, вы месяц ходите без очков, неделю с очками, а потом опять месяц без очков. Этот вопрос остается открытым и, на мой взгляд, он индивидуальный для каждого пользователя, так как психология и сознание каждого человека, оно индивидуально.
А.Х: Тут надо дождаться все-таки выпуска приложения, чтобы апробировать и в этом плане его. А скажите, насколько уникальна ваша разработка? Есть ли аналоги мире?
Д.Ф: В России прямого аналога нашей разработке нет. Единственное, что применяется для лечения фантомных болей в России и мире, это так называемая зеркальная терапия. Она основывается на том, что человек с ампутированной рукой помещает свою имеющуюся руку в коробку, которая разделена на две части зеркалом таким образом, что его имеющая рука отражается в этом зеркале и мозг начинает думать, что отражение – это его отсутствующая конечность. Этот метод был разработан в 1990-х годах, сейчас он применяется достаточно редко по одной причине, зачастую вид нашей левой руки не совпадает с видом нашей правой руки. Поэтому мозг какое-то время обманывается, а потом перестает верить. Поэтому сейчас наиболее частым лечением фантомных болей, которые включаются именно в неврологической природе, это обезболивающие средства. Если говорить о мировых аналогах, то, можно сказать, параллельно нам разработкой подобного сервиса занялись шведские ученные из университета Чалмерса, мы с ними поддерживаем тоже связь, правда, они используют немного другую методику наложения модели.
М.И: Они в качестве устройства используют компьютер. Соответственно, для того, чтобы пользоваться их методом, нужно прийти к ним, к их компьютеру, чтобы увидеть вместо своей отсутствующей конечности, причем, эта модель у них абстрактная. Но даже при таких условиях, они утверждают, что у них тоже снижается болевой синдром.
Д.Ф: Большая заслуга шведов в том, что они разработали нейро-интерфейс, который вживляют в остаточную культю. И таким образом, при помощи этого интерфейса человек может управлять моделью своей конечности на компьютере. Однако шведам очень необходима была наша разработка в плане приложения, детализации, и поэтому у нас сейчас некий симбиоз.
А.Х: Ребята, я благодарю вас за то, что вы пообщались с нами в прямом эфире. Я вам желаю побед, удач. Действительно нужная и важная разработка. Желаю найти вам того человека, который смог бы спонсировать, и уверена в том, что многим поможет ваша разработка. Огромное спасибо. До свидания.
Д.Ф: До свидания. М.И: До свидания.
А.Х: Поговорим мы сейчас именно о фантомных болях. О том, что такое фантомные боли, их причины, можно ли их лечить какими-либо методами. И поговорим мы с Ольгой Голубинской, кандидатом медицинских наук, неврологом, психотерапевтом. Ольга Ивановна, здравствуйте. Ольга Голубинская: Здравствуйте.
А.Х: Расскажите нам, пожалуйста, что такое фантомные боли? Почему человек испытывает эти ужасные боли? Откуда это вообще берется?
О.Г: Фантомный синдром – это синдром иллюзорной конечности. И есть несколько вариантов этого синдрома. Ведь не обязательно должна отсутствовать конечность, это может отсутствовать орган, например, после онкологии, удаления зуба и так далее. Но более привычно, что это связано с травматической потерей, например, с боевыми действиями или ампутацией конечностей на фоне диабета, либо других проблем. Поэтому больше мы будем с вами говорить об ампутации конечностей и хроническом болевом синдроме.
А.Х: Вот почему человек испытывает эти боли?
О.Г: Тут сразу надо понять, что это комплексные боли. Первое, это травматическая операция, где перерезается полностью нерв. И афферентация в центральную нервную систему совершенно другая. Потом происходит заживление раны. И эти нервные волокна, которые идут у нас, разрастаются в мельчайшие окончания нерва. Вот оттуда тоже бывает боль. И естественно, болевой синдром передается в центральную нервную систему, где у нас в коре головного мозга лежит перевернутый человечек. Каждая наша конечность, пальчик имеет представительство, проекцию в коре, поэтому все, что происходит на периферии, передается в головной мозг. Поэтому, когда отсутствует конечность, в голове представительство сохраняется, так или иначе. Оно потом со временем может стать меньше, но в данном моменте оно представлено группой клеток. Поэтому мы с вами работаем не столько с периферическим компонентом боли, сколько с центральным. Поэтому лечение феномена достаточно сложное.
А.Х: А лечение вообще есть? Можно ли вылечить?
О.Г: Смотрите, на данный момент более 70-80% пациентов после ампутации испытывают эти боли. Это колоссальный процент пациентов с болью. Предложены более 40 методов лечения этого феномена. Пытаются на разных звеньях его лечить. Вот есть много методов лечения физиологического компонента, это и методы через наложение электродов, есть методы инвазивные, предлагают операции. Есть методы, где предлагаются вставить в спинной мозг стимуляцию определенных участков, но сейчас даже хирурги говорят о том, что, так как имеется центральное звено, то еще до операции пытаются убрать болевой феномен, например, у больных с онкологическими проблемами, то есть выйти в этот синдром фантомных болей уже без них. И достаточно сложные сейчас медицинские препараты, медикаментозное лечение развивается достаточно сильно, широко. И предложено очень много препаратов из таких групп, как антиконвульсанты, особенно нового поколения, это прегабалин, сейчас известный препарат, который применяется при хронической боли. Но стараются до операции дать эти препараты, чтобы человек вообще не почувствовал боли. Чтобы эти звенья болевой пульсации даже и не зародились в центральной нервной системе. Пытаются предотвратить их. Хирурги говорят о том, что нужно не после операции заниматься этим, мы еще до операции должны дать пациенту антиконвульсанты, антидепрессанты, то есть предотвратить этот болевой феномен. Тогда самой боли нет, очага генератора нет, и она по процентам возникает меньше. Ну а потом эти препараты применяются достаточно эффективно. Мы говорили о психотерапевтических методах. С 1996 года предложили зеркальную психотерапию, в зеркале человек видит отражение несуществующей конечности и совершает движение. И вот такая психотерапия позволяет изменить в коре мозга афферентацию и позволяет снизить болевой феномен. Вот такие вещи уже были предложены, правда, не нашими учеными. Есть, например, новый метод скальп-акупунктуры доктора Ямамото, это акупунктура, где вставляются иглы в районе головы на несколько триггерных точек, откуда выходят нервы. Нам надо понять, что у нас заболевание мультимодальное, то есть очень много уровней болевой пульсации от конечностей до головного мозга проходит, прежде чем мы получим этот феномен. Поэтому пытаются воздействовать на кору головного мозга магнитным импульсом, что в каком-то проценте случаев помогает.
А.Х: Как вам кажется, действительно ли разработки ярославских студентов помогут человечеству?
О.Г: Очень интересная разработка. Я вам сказал, что психотерапевтические методы широко применяют, но нужно понимать, что мы имеем дело с определенной личностью, с конкретным человеком. И у каждой личности есть когнитивный барьер. Мы можем иметь дело с пожилым человеком при диабетической полинейропатии, где конечности отнялись, и он может даже элементарно не понимать это задание. Тут надеяться на 100% результат нельзя, но этот метод надо продвигать как одну из возможностей воздействия на этот феномен. Единственное, 100% успеха мы не достигнем, потому что есть категория больных, у кого когниции снижены, они просто не поймут задания, они могут его неправильно понимать. И с другой точки зрения, в этой виртуальной конечности, которую предлагают нам моделировать, есть еще моменты в этом симптоме, которые мы не знаем. Например, вызывается боль из другой конечности, абсолютно не с той, которая поражена. Или поражена конечность, а при нажатии определенных точек головы возникает боль в фантомной области.
А.Х: Ольга Ивановна, я прошу прощения, мне придется вас прервать. Время наше ограничено. Огромное вам спасибо за то, что вы с нами вышли на прямую связь. До свидания.
А.Х: Я прощаюсь с вами. Всего доброго. До следующей недели.