Суть поста: Пост в радость, или Зависят ли от мяса отношения с Богом?
В чем суть поста?
Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.
Дополнительная нагрузка и лишние расходы?
Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?
Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:
— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.
Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.
Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.
Нужно ли в пост есть невкусно?
Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?
Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):
— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.
— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.
Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.
Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:
— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.
Как вести себя постом в гостях?
Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?
Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:
— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10 : 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.
Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».
А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?
Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.
Какая пища считается постной?
По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?
Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):
— Самый строгий пост — сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно — млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, — они тоже часть плоти млекопитающих.
Протоиерей Александр БОРИСОВ:
Зависят ли от мяса отношения с Богом?
Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»
Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:
— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):
— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.
Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.
Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!
Почему в пост можно есть рыбу, и какие птицы растут на дереве?
Помните ли вы забавный момент из исторической книги «Графиня де Монсоро», когда ленивый обжора монах Горанфло «переименовал» курицу в карпа для того, чтобы съесть её в постный день?
«– Мне страшно хочется съесть эту курицу – сказал Шико – и в то же время не согрешить. Послушайте, брат мой, сделайте милость – во имя нашей взаимной любви окропите ее несколькими капельками воды и нареките карпом.
– Во имя Бахуса, Мома и Кома, троицы великого святого Пантагрюэля, – произнес Горанфло, – нарекаю тебя карпом!»
В те времена как минимум три дня в неделю были постными: есть мясо, молочные продукты и яйца по средам, пятницам и субботам было нельзя. Самым длительным был сорокадневный Великий пост – в эти дни разрешалось есть только рыбу. Объясняли это богословы так: коровы, овцы, свиньи и другие животные спасались от Великого Потопа в Ноевом Ковчеге, в то время как рыбе во время потопа ничего не угрожало; поэтому рыбу в пост есть можно.
Однако рыбный ассортимент средневековья был крайне скуден: или мелкая, пропахшая илом речная рыба (которую надо было ещё поймать), или привезённая издалека, с морских берегов, солёная селёдка или треска. В Британском музее хранится уникальнейший документ – рукописный дневник школьника – «блог», написанный в середине пятнадцатого века. Вот что средневековый мальчуган писал о постных днях:
«Нет больше сил, как надоела мне рыба, и как же мне хочется снова кусочек мяса. Ибо в этот великий пост я не ел вообще ничего, кроме солёной рыбы, и внутри меня скопилось столько мокроты, что она застаивается у меня в жилах, и я с трудом могу говорить и дышать. «
А нарушение набивших оскомину правил влекло за собой строгое наказание:
«Неужели не бывает, что можно было бы мне учиться без розог? Ибо я страшусь розги, как меча. Кто думает, что слишком большой и взрослый для розги, я с ним согласен; но в этой школе в наказаниях не делают разницы ни для малых, ни для больших. «
Однако человек устроен так, что всегда ищет выхода из затруднительного положения. Вот и средневековые школяры и монахи стали утверждать – и даже писать в книгах! – о том, что «рыбой» можно называть всё, живущее в воде. А потому, например, бобр – ну он же плавает и живёт в воде! – является рыбой, и его можно есть в пост. В книгах даже помещали красочные изображения бобра с рыбьим хвостом.
Скандальный случай как-то произошёл в аббатстве Трепорт в северной Франции – архиепископ с ужасом узнал, что мальчики-послушники регулярно ловили птиц-тупиков, которыми с удовольствием лакомились в пост и снабжали птичьим мясом монастырскую братию. Однако монахи заявили архиепископу, что, поскольку тупики живут в воде, кормятся в воде и ловятся в воде, то являются рыбой! Вот вам и «превращение курицы в карпа»!
Ещё удивительнее дело обстояло с другими птицами – белощёкими казарками. Монахи и пройдохи-школяры всерьёз уверяли, что в книгах сказано, что эти птицы на самом деле – не птицы и даже не рыбы, а фрукты или овощи, и растут они на деревьях!
Иллюстрации из старинных книг показывают нам растущее у воды удивительное дерево, из плодов которого вылупляются молоденькие казарки! А раз белощёкие казарки – это фрукты, то ловить их и есть их мясо в великий пост и вообще в постные дни – дело совершенно законное и ненаказуемое!
Ну а случай с «крещением» курицы и «наречением» её карпом, форелью, макрелью или другой рыбой на самом деле был, он описан в старинных французских хрониках – а оттуда попал в исторические приключенческие романы Александра Дюма («Графиня де Монсоро») и Проспера Мериме («Хроника царствования Карла IX»):
«– Как я буду, сын мой, крестить живность?
– Да это проще простого, черт побери! Так же точно, как вы крестите нас, рождающихся от женщин. Покропите им слегка головки и скажите: «Нарекаю тебя Форелией, а тебя Макрелией». Только скажите это на своем тарабарском языке. «
Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями (напр., грибы)?
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).
Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.
Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.
Почему в пост нельзя есть животную пищу, а рыбу можно употреблять в определенные дни
Почему верующим в пост нельзя есть животную пищу, а рыбу можно употреблять в определенные дни, рассказали священнослужители. Они по-разному комментируют особенности питания. Но самый распространенный ответ гласит, что рыба в той местности во времена возникновения правил питания в пост была дешевым источником белка.
В какие дни Великого поста можно есть рыбу
Еще одно объяснение того, что в виде послабления в пост разрешается употреблять рыбу, следующее. Цена на мясо и молочные продукты ранее была достаточно высокой.
В обычные дни люди тратили деньги на эти продукты питания, но в пост могли сэкономить на них солидную сумму денег. Эти средства тратили на благотворительность. Подавали милостыню, жертвовали на храмы и кормили голодных.
Христианство зарождалось в тех местах, где именно морепродукты были доступными каждому. Ими и предлагали обогащать рацион постящихся в определенные дни. Так удавалось и денег много не тратить, и организм поддержать.
Все продукты животного происхождения в пост запрещены, кроме рыбы всего пару раз за 7 недель
Во все остальные дни до Пасхи следует придерживаться постного меню.
Особенности питания и поведения в пост
Правила питания в пост
Когда речь идет о том, что в выходные допустимо употребление масла, то это не для жарки. Его стоит использовать как заправку к салатам. Можно тушить или запекать овощи с минимумом растительного масла. Жарить на нем картофель нельзя. Любые излишества под запретом.
Пост — это смирение и отказ от привычных благ ради духовного очищения и роста. Рекомендуется бросить курить, начать борьбу с любыми вредными привычками и чертами характера. Не переедаться даже те продукты, которые в этот период разрешены.
Если бывают ситуации, когда приходится попасть в дом не к христианам, то не следует пытаться навязать им свою точку зрения. Не следует радушным хозяевам отказывать отведать предложенных яств, пусть и нарушая при этом каноны поста. Так поступить правильнее, чем оскорбить людей в их добрых намерениях. После этого вернуться к привычному постному питанию.
В жизни каждого православного христианина когда-то случается первый осознанный Великий пост. Хорошо, если традиции соблюдения поста были в семье, если жизнь с детства была внутри Церкви. Но у людей, решивших познакомится с церковной традицией Великого поста уже во взрослом возрасте возникает масса вопросов. В нашу рубрику «Вопросы священнику» накануне начала поста поступает все больше вопросов о том, что можно и нельзя в Великий пост. Мы решили выбрать наиболее частые вопросы и ответить на них в одном материале.
Что можно и нельзя в Великий пост, определяется уставом. Русская Православная Церковь в данном случае пользуется древним монастырским уставом, но жизнь современного человека в большом городе сильно отличается от жизни в монастыре, и следовать каждой букве древних правил для многих не по силам. Учитывая рекомендации устава, меру поста каждый должен определять для себя сам, посоветовавшись со священником и оценив свое состояние здоровья, нагрузки, возможности и другие обстоятельства.
Что можно есть на первой неделе Великого поста?
Календарь питания по дням в Великий пост смотрите здесь
Можно ли есть растительное масло в Великий пост?
Растительное масло в Великий пост разрешено монастырским уставом только по субботам, воскресеньям и некоторым будним дням. Но вовсе не обязательно постоянно сверяться с календарем. Мирянам (т.е. не монашествующим) растительное масло допустимо для ежедневного употребления.
Считается, что в южных странах, откуда к нам пришел устав, отказ от масла был обусловлен тем, что всегда на столе были оливки, и масло из них воспринималось уже как излишество. Для современного человека, живущего в средней полосе России, скорее растительное масло будет более простым продуктом.
Можно ли пить в Великий пост?
В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе и даже в некоторые дни разрешено немного вина. Нельзя в Великий пост пить крепкое спиртное или вино в больших количествах.
Пост – это время сосредоточения и концентрации, алкоголь же может помешать человеку в его духовном движении.
Можно ли мед в Великий пост?
Мед в Великий пост есть можно. Но надо помнить, что смысл гастрономического поста в ограничении, то есть вкусной, сладкой, любимой пищей, пусть и постной, не нужно объедаться.
Можно ли пить воду в Великий пост?
Воду пить в Великий пост, конечно, можно. Отказываться от воды нужно только перед Причастием. Подходить к Таинству принято натощак и с 12 часов ночи накануне или за 6 часов до, если Литургия ночью или вечером, нужно отказаться как от еды, так и от питья.
Можно ли в Великий пост рыбу?
Кроме того, нередко рыбу в Великий пост благословляется есть беременным и кормящим, учащимся и тем, кто занят усиленным умственным или тяжелым физическим трудом.
Можно ли в Великий пост есть креветки?
Можно ли в Великий пост есть морепродукты?
Мнения о том, можно ли есть морепродукты в Великий пост, расходятся. Одни считают, что можно, как и рыбу, лишь два раза за все время поста – в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Другие – что морепродукты разрешены в Великий пост по субботам и воскресеньям.
Мирянам в этом вопросе нужно ориентироваться на свое состояние здоровья, нагрузки, образ жизни. Для кого-то отказ от мяса и молочных продуктов не представляет никакой сложности, а тем, в чьей жизни присутствуют большие нагрузки, без достаточного количества белка обходиться невозможно, и морепродукты могут служить полноценным его источником.
В любом случае, нужно помнить основное правило поста: пища должна быть проста. И если в рационе постящегося остаются морепродукты, то не нужно объедаться морскими деликатесами.
Почему нельзя есть мясо в Великий пост?
Мясо в Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пища животного происхождения тяжела, и непросто после наваристого мясного борща или котлет встать на молитву и сосредоточиться на обращении к Господу.
Отказываясь от тех или иных продуктов, верующий человек учится воздержанию, навыку справляться со своими желаниями, который необходим не столько за столом, сколько вообще в жизни.
Тем не менее, бывают обстоятельства, когда человек даже на время Великого поста не имеет возможности исключить мясо из рациона (состояние здоровья, командировка или экспедиция, питание в учреждении – в больнице, тюрьме и т.п.). В таком случае нужно помнить, что гастрономический пост – это лишь помощь человеку в его борьбе со страстями, а главный пост – духовный.
Часто священники вспоминают слова старцев: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». Конечно, эта цитата не призывает есть мясо в пост, тем более что отказ только от мясных продуктов – первая и самая простая степень поста. Но эти слова призывают тех, кто по тем или иным причинам нарушает пост, не отчаиваться, и обратить свое внимание на свои духовные движения, не раздражаться, а учиться относиться к окружающим с любовью.
Почему нельзя беременеть в Великий пост?
Кому нельзя поститься в Великий пост?
В той или иной мере поститься в Великий пост можно всем! Смысл поста не в том, чтобы изнурить свой организм отказом от еды. Пост – это время борьбы со страстями, и значит, первоочередной задачей может быть отказ от того, что вызывает в человеке определенного рода зависимость. И постный шоколад перестанет быть постным, если съедать по плитке в день.
Те или иные, пусть даже совсем небольшие, ограничения может понести любой человек, если подходить к вопросу с рассуждением. Страдающим от каких-либо заболеваний и пожилым людям, детям и подросткам, беременным и кормящим женщинам отказ от полноценного рациона противопоказан. Но помимо гастрономических, есть еще немало искушений в жизни современного христианина – это и бесконечный сёрфинг в интернете, и многочисленные развлекательные шоу и телесериалы, и ссоры с окружающими, и многие еще другие бессмысленные способов тратить время. Великий пост – благодатное время для того, чтобы постараться хоть немного приблизить свой образ жизни к данным Христом заповедям.
Преподобный Варсонофий Великий говорил: «…пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». Даже если поститься в еде получается в самой меньшей степени, необходимо направить свои усилия на добрые дела, молитву и покаяние.
Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?
В Великий пост можно читать, а точнее молиться словами любых молитв. Нет никаких особых правил. Другое дело, что Великий пост – время особых молитв и богослужений.
В первую очередь – это покаянная молитва Ефрема Сирина. Ее можно читать каждый день. Также хорошо бы обратить внимание на тексты постных песнопений на богослужениях, понять для себя их смысл.
Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней. В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери. Также во время особенных великопостных богослужений – Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым.
Мнение об ограничении чтения акафистов в другие дни поста связано с тем, что многим кажется неуместным радостный настрой молитвенного пения в период, когда христианину следует сокрушаться о своих грехах. Тем более, церковная богослужебная жизнь в это время и так очень насыщенная.
Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам. Но христианин может читать акафисты келейно (то есть дома). Ведь время поста – это не время уныния, а время стремления к Богу и усиленной молитвы. И если кто-то хочет добавить к своим обычным и к положенным для чтения во время поста молитвам еще и акафисты, то можно так сделать.
Что нельзя есть в Великий пост?
В Великий пост нельзя по уставу есть пищу животного происхождения, то есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу. Но смысл поста не в отказе от скоромной пищи, а в ограничении себя.
Не так-то легко бывает отказаться даже от любимого блюда, еще тяжелее бывает отказаться от своеволия в каких-то более серьезных действиях. Гастрономическое воздержание – это внешняя телесная составляющая поста, способствующая более активной работе души. Поститься, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского нужно, чтобы «прояснить ум, развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю». Ограничив себя в тяжелой пище, сладостях, деликатесах, отвлекаясь от увеселений и ежедневной суеты, христианин может сосредоточиться на молитве, покаянии и борьбе со своими грехами.
Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей.
Что нельзя делать в Великий пост
Что нельзя делать в Великий пост? Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни.
И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей.
Так какие это правила?
Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости (в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост).
Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно. Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию.
Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья.
Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста – покаяние. Есть службы (канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели) на которых надо непременно побывать.
Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост.
В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. Семь недель Великого поста – семь ступенек к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем.
Можно ли причащаться в Великий пост?
Причащаться в Великий пост не только можно, но и нужно. Причастие – главное Таинство Церкви, которое было установлено Самим Христом за несколько дней до Его Крестной смерти. Тайную Вечерю, на которой это произошло, христиане вспоминают ежегодно на Страстной седмице. Но это вовсе не значит, что приступать к Таинству нужно лишь в Великий Четверг. В течение всего года верующие имеют возможность делать это практически в любой день, а вот во время Великого поста – только в некоторые.
Так по субботам и воскресеньям, а также в праздник Благовещения (7 апреля) в храмах совершается полная Литургия, и все, кто подготовился, то есть исповедался и прочитал все необходимые молитвы, могут причащаться как обычно. А вот в будние дни Литургии либо нет вовсе, либо – в среду, пятницу и в некоторые праздничные дни – совершается особая служба, на которой прихожан причащают Дарами, освященными на последней полной Литургии – Литургии Преждеосвященных Даров.
Многие христиане стараются хотя бы раз в году побывать на Литургии Преждеосвященных Даров, отложив все дела и в будний день придя в храм. Чтобы эта необычная служба была доступна большему количеству работающих или учащихся людей, в некоторых приходах ее совершают вечером. Подготовка к причастию в таком случаем мало чем отличается от привычной – нужны воздержание, которое в любом случае верующие соблюдают в эти дни, исповедь и молитва. А пост непосредственно перед таинством, если служба вечерняя, должен быть не менее 6 часов, то есть обычно не едят и не пьют ничего после полудня.
Четыредесятница – время, когда вся христианская жизнь сосредоточена вокруг покаяния и скорби о грехах. Но даже в этот период Церковь, не совершая в знак смирения полной Литургии, не лишает верующих причастия, тем самым давая им поддержку на непростом великопостном пути. А значит, уж точно не нужно отказываться от этого великого блага самим.
Можно ли крестить ребенка в Великий пост?
Крестить ребенка в Великий пост можно. О дне и времени нужно договориться в конкретном храме, и там же узнать о необходимой подготовке.
Если семья и ее близкие, приглашенные быть восприемниками (крестными), воцерковлены, то особой подготовки не потребуется. Если же крещение ребенка – один из первых шагов в церковной жизни, то необходимо пройти огласительные беседы, в рамках которых родители и крестные смогут разобраться в вопросах веры и узнать, зачем нужны таинства. Желательно, чтобы взрослые исповедались и причастились, ведь они должны стать примером для нового маленького христианина.
Стоит осознавать, что крещение ребенка – это не способ защитить его от болезней и бед, а попытка с раннего детства растить и воспитывать его в любви к Богу. Великий пост – это время пробуждения души и время духовного саморазвития, и оно как нельзя лучше подходит для того, чтобы всей семье отодвинуть бытовую суету и всем вместе начать движение к Господу.
Несмотря на то, что не существует никаких ограничений и крещения могут совершаться в любой день, это не всегда возможно практически. Во время Великого поста богослужебный строй жизни меняется, в некоторые дни службы особенно продолжительны, и клирикам бывает сложно между ними совершать таинства или проводить беседы с крестными. Выбор даты зависит от храмового расписания и занятости священника. Но все же не стоит откладывать крещение на потом. Ведь если ребенок станет членом Церкви во время Великого поста, в дни празднования Пасхи он сможет быть причастником и вместе со всем христианским миром, пусть пока и без рассуждения, если еще совсем мал, разделить радость о Воскресении Христовом.
Можно ли читать акафисты в Великий пост?
Читать акафисты в Великий пост можно. Более того, именно в дни Четыредесятницы раз в год совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Это единственный обязательный для исполнения в храме акафист. Он читается во всех храмах на вечернем богослужении накануне пятой субботы Великого поста. Кроме того, по воскресеньям в дни Четыредесятницы верующие могут собираться в церкви на Пассию, особую службу, включающую в себя фрагменты Евангелия, рассказывающие о Крестных страданиях Христа, и Акафист Страстям Господним. В остальные великопостные дни акафисты в храмах не звучат, но нет никаких запретов на их чтение дома.
Эта форма молитвы довольно поздно (вероятно, в IX–X вв.) появилась в христианстве, но полюбилась верующим благодаря своей доступности, простоте и возможности активного участия. Именно поэтому во многих приходах принято в определенные дни недели собираться для пения того или иного акафиста. Но практика это необязательная, а на время Великого поста она и вовсе отменяется, так как богослужебная жизнь в этот период насыщенная, а настрой – покаянный. Именно поэтому возникло мнение, будто чтение акафистов, в которых часто повторяется слов «радуйся», неуместно даже дома.
Но, конечно же, нет и не может быть никакого запрета ни на радость во время поста, ни на молитву, если она идет от сердца. Просто молитвы – будь то чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров, другие великопостные службы или дома исполняемые правила – долгие, требующие особого внимания. Но если у человека остаются силы и желание самостоятельно добавить к ним еще и акафист, то никаких ограничений для этого нет.
Более того, не надо забывать, что пост – это не время для уныния. Это время движения нашей души к Господу, а значит, время радостное. И акафист – это один из способов выразить нашу благодарность Богу.
Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?
Нет каких-то особых указаний, какие молитвы нельзя читать в Великий пост. Более того, издавна существует монашеское правило: «келья устава не имеет». То есть, какой будет личная молитва, христианин решает или вместе со своим духовником, или сам. А соответственно, не может быть запретов на чтение дома в пост, например, молитв о благополучии близких или заупокойных молитв, каких-то конкретных канонов или акафистов.
Но при этом есть молитвы, которые, наоборот, необходимо читать в пост. К ним относится молитва святого Ефрема Сирина. В будни, начиная с середины Масленичной недели и заканчивая серединой Страстной, она по несколько раз в день звучит в храме и сопровождается земными поклонами. В ней верующие просят Господа избавить их от грехов, мешающих идти покаянным путем поста, и дать добродетели, необходимые для христианской жизни.
В суете и повседневных заботах у человека не всегда хватает времени на вдумчивую молитву, а потому в дни Великого поста нужно постараться найти возможности уделить ей большее внимание. Но важно не просто отстоять в храме на службе или дома перед иконами во время чтения ежедневного молитвенного правила, а вникнуть в текст, понять слова, обращенные к Богу. Полезной для души человека и услышанной Господом будет та молитва, которая идет от сердца.
Помимо акафистов, которые дома можно читать и в дни Четыредесятницы, часто вызывает вопросы Псалтирь. На самом деле существует ограничение на ее чтение даже келейно в конце Великого поста (с Великого Четверга) и на Светлой седмице. Впрочем, если человек, не зная, нарушил это установление, ничего страшного. Важно искреннее желание человека молиться, даже если где-то оно не вполне соответствует существующим общецерковным правилам.
Можно ли играть в карты в пост?
Пост – это время для молитвы и для покаяния, а не для пустого времяпрепровождения, к которому и относится игра в карты.
Кроме того, азартные игры часто не только развлечение, но и способ нечестного обогащения, что также не может поддерживаться Церковью. Часто человек и сам не замечает, как ставки затягивают, и он уже не может ни выйти из замкнутого долгового круга, ни избавиться от навязчивой идеи отыграться. Подобные вещи приводят к тяжким преступлениям, хотя, казалось бы, все начиналось с безобидной игры…
Более того, существует мнение, что карточные масти содержат в себе антихристианские символы: крести (крест), пики (копье, вонзенное под ребра Спасителя), черви (губка, которую поднесли к губам умирающего Христа), бубны (четырехгранные гвозди). Если посмотреть на эти цветные картонки с такой точки зрения, то игра с ними превращается в кощунство.
Таким образом, даже если в другое время года человек считает карты невинной забавой, во время поста, когда каждый христианин старается избавиться от своих грехов и отбросить все лишнее, суетное, стоит отказаться от этой страсти. Так же, как многие в пост бросают курить или изживают другие вредные привычки, больше не возвращаясь к ним и тогда, когда завершается период воздержания.
Можно ли есть яйца в пост?
Яйца относятся к скоромным, то есть непостным продуктам, а соответственно устав не разрешает их употребление в дни поста. Также в список продуктов, которые должны быть исключены из рациона в этот период, входят мясные и молочные, а в дни строгих постов (Великий, Успенский) – еще и рыба.
Но всегда определять меру пищевого воздержания необходимо индивидуально. Так, например, ребенок, беременная женщина или больной человек могут есть какие-то непостные продукты, чтобы удовлетворять потребности организма в питательных веществах и витаминах. Но при таком подходе нарушение поста не должно превращаться во вседозволенность и гурманство. Если человек по той или иной причине вводит в свой рацион какую-то непостную еду, ему стоит более внимательно отнестись к другим пищевым привычкам: например, уменьшить или вовсе исключить употребление какого-то любимого постного, но не столь необходимого для здоровья продукта (кофе, сладкого).
Стоит также отметить, что в пищевой промышленности часто употребляется яичный порошок – иногда даже в тех товарах, которые на первый взгляд кажутся постными. Нет необходимости тратить время на внимательное вычитывание состава на упаковке в магазине, чтобы ни в коем случае не допустить попадание даже самого малого количества яичного продукта в желудок. Очевидно, что безе, бисквит или пирог с яичной начинкой не подходят для поста. Но если вы не обратили внимания и купили батон хлеба, в который добавлено яйцо, не стоит винить себя за нарушение воздержания. А читать в дни поста лучше не этикетки, а Священное Писание.
Смысл поста в том, чтобы упростив свою пищу и уделяя ей меньшее внимание, человек мог больше времени и сил отдать молитве, и чтобы тяжелая пища не «утяжеляла» его мысли, которые должен быть устремлены к Богу.
Можно ли делать приворот в пост?
Делать приворот нельзя не только в Великий пост, но и в любое другое время года. В Церкви нет разночтений по этому поводу. Всякие магические практики считаются грехом. Гадания и привороты – это попытка через обращение к демоническим силам изменить волю Божью. Господь дает человеку полную свободу, и человек сам выбирает – с Богом он или с дьяволом. Но обращаясь к нечистой силе, он сам отказывается от Божьего благословения.
Пост – это время, когда верующие стараются духовно расти и воспитывать в себе добродетели. Одна из важнейших добродетелей – это любовь. Терпеливая, жертвенная, по слову апостола, не ищущая своего. Приворот – полная противоположность христианскому пониманию любви. Ведь с помощью магических ритуалов человек хочет завладеть другим, присвоить его чувства, управлять ими.
Очевидно, что если человек задается вопросом, можно ли делать приворот, его мучают какие-то проблемы в отношениях, ему тяжело. Но вместо того, чтобы прибегать к сомнительным мистическим действиям, лучше дни поста использовать для того, чтобы разобраться в себе. Исповедь и беседа со священником помогут заглянуть вглубь души. Искренняя молитва, но не о том, чтобы Господь исполнил желание, а о том, чтобы научиться принимать любой Его промысел о себе, даст по-новому взглянуть на свою ситуацию. Если уже был опыт оккультных практик, нужно покаяться и решительно отказаться от его повторения. Может быть, в таком случае священник сочтет полезным для согрешившего понести какую-то епитимью – то есть, выполнять дополнительное молитвенное или иное послушание, которое благотворно повлияет на душу, будет способствовать ее исцелению.
Период поста – это время очищения, и нужно использовать его по назначению. С Божьей помощью и собственными молитвами, покаянием, воздержанием мы можем победить грех, можем научиться жить без какой-то пагубной страсти и больше к ней не возвращаться.