почему люди фоткают еду
Нестыдный вопрос: почему люди фотографируют еду?
Если в предложении сходить на бранч с подругой вас больше манит шанс сделать классную фотку еды, чем пообщаться, задумайтесь. Может, что-то не так.
Иногда люди фотографируют еду из чисто эстетических соображений. Красиво оформленное блюдо — источник не только калорий, но и визуального наслаждения, ему приписывается художественная значимость. Но мне кажется, что чаще всего дело в психологии человека.
Иллюстрация интересной жизни
С помощью инстаграма убедить подписчиков в «интересной и красивой» жизни нетрудно. Фуд-фото в помощь, ведь посты с необычной, дорогой, искусно поданной едой как бы намекают: «Я хожу в модные рестораны, путешествую и пробую новое, встречаюсь с интересными людьми и делю с ними трапезу».
В целом такая демонстрация не несет тревоги, если человек действительно доволен жизнью и на этой волне делится с друзьями гастрономическими впечатлениями.
Если же его поведение чисто показушное, то есть риск, что со временем оно еще больше вгонит в тоску из-за несоответствия картинки и реальности.
Максимум удовлетворения от приема пищи
Фотографирование еды — это непросто. Нужно удачно выбрать освещение, ракурс, потратить силы и время. В итоге человек создает промежуток предвкушения, из-за которого вкус блюда (когда вы наконец к нему приступаете) может казаться ярче и полнее. Этот процесс можно сравнить с прелюдией к сексу, которая усиливает желание и настраивает на нужный лад.
Здесь важно, насколько часто/долго вы снимаете еду, можете ли пообедать без этого ритуала.
Разговоры о пищевом расстройстве
Фото еды — способ скрыть свое расстройство пищевого поведения или рассказать о нем. Бывает, что люди с булимией выкладывают в сеть фотографии калорийной пищи с посылом: «Я могу это есть, я здорова», а потом либо выбрасывают тарелку (не дотронувшись до еды), либо избавляются от нее, очистив желудок. Или другая ситуация: когда человек постит фотографии практически пустой посуды, чтобы продемонстрировать, как мало он/она ест.
Нередко такие посты находят поддержку, в комментариях автора хвалят за силу воли, хотя человеку с расстройством пищевого поведения, вообще-то, нужна помощь специалиста.
Фудстаграмминг: новый тренд и новая болезнь
Еду нужно есть, а не фотографировать
Наверняка многие из вас знакомы с таким сервисом как Instagram. Так вот, на этой социальной площадке (да и не только на ней) сейчас появилась мода выкладывать фотографии еды, которую вы собираетесь съесть. Ведущий канадский специалист в области психологии, доктор Валери Тейлор в интервью американской онлайн-газете The Huffington Post сообщила, что «фудстаграмеры», то есть люди, снимающие еду, а затем выкладывающие фотографии в различные социальные сети вполне возможно могут страдать психическими заболеваниями.
Доктор Тейлор считает, что практика снимков еды, а затем их выкладывание на сервисы вроде Instagram и Twitter может говорить о том, что человек слишком много уделяет внимание еде.
«Обычно мы делаем снимки того, что очень важно для нас и для некоторых других людей, например, родственников или друзей. Но для некоторых главным центральным объектом на снимке становится еда и все что с ней связано», — сообщила Валери Тейлор прессе.
«Я работаю с пациентами, для которых еда стала проблемой и практически наваждением. Эти люди просто не могут не пойти в какое-нибудь кафе или ресторан и не сделать пищу ключевым средством для социального общения, обязательно упомянут что они ели, когда и где они ели и когда снова соберутся это съесть».
Специалист считает, что если посмотреть на вопрос в целом, то «фудстаграмминг» может свидетельствовать о наличии психологических расстройств на почве еды. Может и так, но одно дело фотографировать еду, а другое — хранить в течение 14 лет.
Феномен «инстаграмности»: как соцсети влияют на ресторанный бизнес, почему мы фотографируем еду и кто этим пользуется
В последние годы мир буквально помешался на красивой картинке: лента в «Инстаграм», маски, пресеты – весь контент должен быть эстетичным. Мы каждый день выкладываем фотографии, заливаем видео и добавляем в «Избранное» локации на будущее. Ни одного десерта не съедено без фото, ни одного коктейля не выпито без бумеранга – поход в ресторан считается удачным, только если снимки еды получились «сочными». Конечно, сейчас в режиме усиления атиковидных мер, мы радуемся уже самой возможности поесть вне дома, однако надо понимать, что рано или поздно пандемия закончится, а наша одержимость гастрономическим контентом останется.
Насколько нормальна такая визуальная маниакальность и как она меняет ресторанный бизнес? Разбираемся с экспертами!
Тренд на «инстаграмность» как инструмент маркетинга
Многие из нас ходят в те рестораны и кафе, которые увидели у друзей или знакомых в Stories. А у всех заведений есть собственные аккаунты в Instagram. И если лет семь назад это было приятным дополнением, то в современных реалиях стало суровой необходимостью. Мы все ведемся на красивую картинку, модный интерьер и необычные блюда. А некоторые и вовсе готовы стоять часами в очереди, чтобы попасть в желанное заведение.
Идеальный пример – недавно открывшийся (и просуществовавший не больше месяца из-за усилившихся антиковидных ограничений) Gucci Shop & Bar на «Патриках», который с первого же дня работы стал главным спотом всех охотниц за стильными фото, а картонные стаканчики оттуда сейчас продают на «Авито» за 4000 рублей.
Ресторан при концепт-сторе «КМ20» тоже не отстает, там в мае появился «Хэппи Мил Vetements» с бургером и картошкой фри в фирменной упаковке бренда. И за месяц с начала коллаборации он побывал, кажется, в соцсетях всех главных трендсеттеров страны.
Люди стояли в очереди и бронировали столики сильно заранее не из-за уникальных вкусов или нового гастрономического опыта, а ради того, чтобы сделать модный кадр для Instagram или видео для TikTok.
Все это еще раз доказывает, что соцсети стали идеальной платформой для сарафанного радио. Если задуматься, то мы практически ежедневно делаем бесплатную рекламу столичным кафе. Как изменилась ресторанная индустрия с появлением соцсетей?
Мария Тюменёва (основатель и управляющий партнер коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг»)
Мария Тюменёва: «Если говорить о том, как популярность Instagram повлияла на индустрию в целом, то, безусловно, это появление «инстаграмных» блюд. Шеф-повара понимают, что если блюдо привлекательно или необычно в подаче, то этим контентом захотят поделиться. А качественный контент – главная составляющая успеха в Instagram. Свет в заведении, оригинальность и красочность POS-материалов, наличие фотозон – все эти моменты также учитываются при планировании открытия ресторана».
Юлия Енькова (основатель агентства PRoFood)
Юлия Енькова: «Благодаря соцсетям у ресторанов появилась новая огромная по охватам площадка для нативной рекламы, которая всегда вызывает больше доверия. Заведения с выверенной концепцией и запоминающимся интерьером получили возможность быстро привлечь гостевой поток, причем с минимальными затратами. Многие рестораторы отказались от создания дорогостоящих сайтов, ведь в инстаграм-аккаунте можно разместить всю необходимую информацию. Появился термин и тренд instagrammable, а вместе с ним больше красивых подач и интересных деталей в дизайне заведений».
Вкус vs. Подача
К слову, о красивой подаче. Даже мы иногда за собой замечаем, что в первую очередь спрашиваем: «А там стильно? А выглядит необычно?» И только потом уже уточняем, вкусно ли. Из всего этого назревает вопрос: неужели для современного потребителя внешний вид важнее вкуса?
Мария Тюменёва: «Едва ли можно сказать так однозначно. Все-таки в ресторанной сфере гости по-прежнему возвращаются туда, где в первую очередь вкусно и атмосферно, где хороший сервис и еще множество других составляющих. Но, безусловно, внешний вид блюд играет важную роль и дает дополнительную ценность в восприятии гостя. Правильная подача блюда помогает раскрыть идею, которую шеф-повар закладывал в него. Поэтому и посуда, и внешний вид, и сервировка имеют значение».
Юлия Енькова: «Любую еду человек сначала оценивает глазами. И от внешнего вида в голове сразу формируется впечатление. Эстетическое удовольствие от красивой подачи быстро рушится, если блюдо не превосходит ожидания по вкусу. Поэтому вкус важнее!»
На самом деле внешний вид блюда стал важен не так давно, всего 50 лет назад, когда в гастрономии появилась новая французская волна. Повара перестали предлагать большие порции, а стали делать акцент на вкус и подачу. Именно тогда появился тренд на огромные тарелки и микропорции. А вот в нулевых был настоящий бум на молекулярную кухню. Сейчас же, в эпоху digital-безумия, когда тренды индустрии меняются с бешеной скоростью, а современного потребителя удивить все сложнее, внешний вид играет особо важную роль.
Дмитрий Орлянский (владелец Moriarty Bar&Kitchen)
Дмитрий Орлянский: «С появлением Instagram повара действительно стали более активно следить за внешним видом своих блюд. Даже самое небольшое заведение использует модные и современные техники приготовления для того, чтобы блюда становились красивее. Многие используют для украшения микрозелень – пророщенные и только взошедшие семена различных трав и растений, например горох, пшеница, кинза, щавель. Также огромной популярностью пользуются небольшие крафтовые мастерские посуды, где можно заказать уникальную тарелку под фирменное блюдо. Это, конечно же, добавляет «инстаграмности» такому ресторану».
В погоне за модными фотографиями для соцсетей мы даже не задумываемся о том, какую огромную помощь оказываем ресторанам. Весь контент, который мы публикуем из заведений, – бесплатный пиар, а чем фотогеничнее локация и блюда, тем больше людей захотят там «отметиться». Как же именно рестораны пользуются трендом на «инстаграмность»?
Мария Тюменёва: «Стараются максимально ярко и креативно отнестись к вопросу внешнего вида блюда. Это обыгрывается с помощью оригинальной подачи, посуды или даже интерактива, когда гость может быть вовлечен в процесс приготовления или финальной сервировки блюда. Например, когда паста замешивается в головке сыра или запеченная в соли рыба. Это привлекательно, это интересно, и, если гость разместит у себя такое видео или фото, то с большой вероятностью это может простимулировать его подписчиков прийти и увидеть это вживую».
Юлия Енькова: «Многие рестораны вводят в меню специальные instagrammable позиции, привлекающие как блогеров, так и их подписчиков, которые «охотятся» за красивым контентом для своих аккаунтов».
А что думают повара?
В предыдущем блоке мы разобрались с тем, что для ресторанов в современном мире важен не только вкус, но и внешний вид. За все это отвечают, конечно же, повара. Мы пообщались с шеф-поваром ресторана Blau Максимом Грачевым на тему того, как тренд на эстетичный контент влияет на работу шеф-поваров.
Максим Грачев (шеф-повар Blau)
Максим: «Отныне даже самые элементарные позиции меню, как яичница или омлет, приходится делать необычно и фотогенично. Меня как шефа в первую очередь волнует вкус блюда, а уже во вторую – то, как можно красиво его подать. Если говорить о том, что важнее для современного потребителя, то это зависит от культуры потребления. Но в любом случае спрос будет всегда как на внешний вид, так и на вкус».
Почему привычка фотографировать свою еду полезна для фигуры
Бешеный ритм современной жизни не позволяет многим расслабиться даже на минутку, не говоря уже о регулярных посещениях спортзала или сбалансированном питании.
К тому же, под конец рабочего дня мозги и мысли человеку могут быть настолько запутанными, что он банально забывает, что ел за весь день или что делал в те или иные моменты.
Люди, которые следят за своей фигурой и рационом питания, всегда нужно контролировать объем порции и качество пищи.
Чтобы не забывать о съеденном, многие диетологи рекомендуют банально фотографировать свое блюдо перед приемом пищи.
Как фотографирование еды помогает бороться с лишними килограммами
В последнее время в социальных сетях особой популярности приобрел тренд – фотографировать свое блюдо прежде, чем его съесть, и делиться красивым фото со своими друзьями.
Но это модное развлечение позволяет не только общаться с друзьями, но еще и в существенной степени позволит снизить порции съеденного за весь день.
Важно! Фотографирование пищи позволит правильно подсчитывать съеденные за день калории.
Есть несколько причин, почему это полезно.
Подсчет точного количества съеденных калорий с дальнейшей корректировкой
Фиксирование всех продуктов, которые человек съел за день, позволит исключить ненужные перекусы или вредные продукты, которые употреблялись по инерции.
Ведь иногда незаметные перекусы составляют около 1000 калорий, что негативно отобразиться на фигуре.
Порции, которые имеют небольшой объем, смотрятся более эстетично, чем большие
Красивое ресторанное оформление пищи, хорошая и качественная посуда, а так же использование правильной сервировки – станет намного важнее, чем процесс употребления пищи.
Это отличная привычка для тех, кто страдает пищевой зависимостью.
Чтобы сделать красивую фотографию, потребуется определенное время, которое человек бы потратил на поедание пищи.
На научном уровне было доказано, что чувство насыщения приходит уже через 20 минут после начала трапезы вне зависимости от того, съел человек много или мало.
Лицезрение и вдыхание ароматов только что приготовленного блюда, позволят быстрее насытиться.
Важно! Фотография пищи будет выглядеть более эстетичной, если к блюду добавить зелень, свежие фрукты и овощи.
Картинка будет визуально привлекать, когда на тарелке есть много красочных и ярких продуктов
Добиться разноцветности получиться с помощью овощей, зелени, фруктов. Стоит запомнить, что вредная пища в основном имеет серые и темные цвета.
Желание в существенной степени улучшить фото простимулирует добавить к блюду много полезной и низкокалорийной пищи.
Для того, чтобы удивить своих друзей и продемонстрировать им свои блюда, многие люди выбирают диетические блюда.
Никто не будет выставлять фото жаренного мяса или жирной картошки — это выглядит как минимум не эстетично.
К тому же, с помощью фотографий получиться с легкостью вести пищевой дневник.
Это важное условие, если человек хочет сбросить лишний вес и привести себя в форму.
Посмотрите, что я ем: зачем люди выкладывают фото еды в Instagram
“Жить надо так, чтобы было что выложить в Инстаграм” — эта фраза стала настоящим девизом нового времени. Ленты соцсети пестрят пейзажами из путешествий, многочисленными селфи, домашними любимцами и тоннами фотографий еды. И если с любителями “себяшек” и котиков все более или менее понятно, то с фудстаграмерами — теми, кто снимает еду и выкладывает ее в соцсеть, — дело обстоит несколько сложнее.
Почему же публикации еды стали настоящей пандемией и что об этом думают психологи и ученые? Вместе с KitchenMag разбираемся в причинах и последствиях фудстаграминга.
Искусство ради искусства
В современном мире еда стала настоящим культом: в ней видят не только источник насыщения, но и произведение искусства, эстетический объект, что даже породило новые профессии — фуд-фотографа и фуд-стилиста.
Гурманы, которые делают снимки блюд и публикуют их, наделяют пищу не потребительской, а художественной значимостью и даже сакральной ценностью. По сути, этот мотив можно назвать “искусство ради искусства”, когда внешний облик блюда имеет куда более важное значение, чем его вкусовые и питательные качества. Хотя некоторые психологи видят в этом более глубокую подоплеку, полагая, что таким образом “эстетствующие” едоки просто компенсируют отсутствие ярких впечатлений в других сферах жизни.
Ожидание усиливает удовольствие
Давно не секрет, что на вкус пищи влияет множество факторов, порой весьма неожиданных. Исследования, опубликованные в журналах The Journal of Consumer Marketing и Psychological Science, доказали, что съемка пищи перед ее принятием тесно связана с удовлетворением от еды.
Фотографирование отнимает уйму времени и сил: нужно позаботиться о ракурсе, освещении, композиции и расположении вилок и ножей. Этот своеобразный ритуал, создающий короткую паузу перед едой, оттягивание удовольствия, формирует предвкушение дальнейшей трапезы. Поэтому, когда вы наконец приступаете к еде, ее вкусовые качества кажутся более яркими — это результат вложенной энергии и предварительного “заигрывания” с пищей. Некоторые эксперты видят в этом даже некую форму эротизма, которая говорит о том, что еда в современном обществе приобрела сексуальный подтекст.
Вот почему заядлые фудстаграмеры так часто достают свои смартфоны за столом. Снятая и опубликованная в соцсетях еда кажется им вкуснее, чем не запечатленные на фото блюда: отказавшись от этого ритуала отсрочки, человек будет чувствовать меньшее удовлетворение от трапезы. Забавная игра разума, которая, при кажущейся невинности, представляет собой форму зависимости.
Я этого достоин
Желание фотографировать еду часто движет людьми с острой потребностью в социальном одобрении: это их способ заявить о себе, привлечь внимание окружающих и повысить свою значимость в их глазах. Как правило, такие люди снимают дорогие блюда при посещении престижных ресторанов или необычных мест, например, на курорте.
Таким образом человек как бы говорит: “Я этого достоин” — и создает в глазах социума определенный “глянцевый” имидж. Однако и снимки домашней еды могут быть тягой к общественному признанию: в таких случаях фотографирование может в перспективе вылиться в создание собственного блога. А если верить психоанализу, съемка блюда перед его поглощением наделяет человека некоей бессознательной мощью, которую он ощущает благодаря снимку.
Кроме того, еда — довольно интимная сторона жизни, поэтому психологи считают, что демонстрация того, что человек ест, представляет собой некую разновидность эксгибиционизма — подсознательного стремления делиться подробностями своей личной жизни, причем без необходимости физического контакта и других традиционных форм коммуникации.
Патологическая причина
Конечно, все мы порой делаем снимки своих капучино или красивых десертов, однако у некоторых людей безобидное хобби принимает навязчивую форму: они не могут приступить к еде, пока не сфотографируют ее.
Доктор Валери Тейлор из Торонто считает, что навязчивое стремление запечатлеть каждый прием пищи — признак серьезного психического расстройства: “Я работаю с пациентами, для которых еда стала проблемой и практически наваждением. Эти люди просто не могут не пойти в какое-нибудь кафе или ресторан и не сделать пищу ключевым средством для социального общения. Они обязательно упомянут, что они ели, когда и где и когда снова соберутся это съесть”.
Люди фотографируют то, что важно для них: близких людей или животных, плоды своего труда и приятные моменты жизни, которые хотелось бы запомнить. И это нормально. Однако, когда человек делает ежедневные фото своих завтраков и обедов, это значит, что у него непростые отношения с едой, которые могут вылиться в ожирение или анорексию.
Кому мешает фудстаграминг
Как оказалось, безобидный, на первый взгляд, фудстаграминг доставляет массу неудобств окружающим. По результатам опросов, многие пользователи Инстаграма не хотят знать, что ели другие: кому-то это просто неинтересно, а других откровенно раздражают фото чужих завтраков, обедов и ужинов, что даже может стать причиной отписки от аккаунтов друзей.
Фотографирование еды в ресторане мешает другим посетителям: вспышки и суета за соседним столиком отнюдь не способствуют аппетиту и отвлекают от наслаждения едой. По этой причине некоторые владельцы американских ресторанов, например, Chef’s Table в Бруклине, строго запретили посетителям делать фото заказанных блюд: по их словам, это мешает не только клиентам, но и поварам.
Еще дальше пошел бельгийский бренд питьевой воды. Чтобы вернуть ценность встреч людей за столом, он инициировал движение по удалению телефонов с обеденного стола — Bru Table Mode. Движение стартовало в сентябре 2018 года и получило поддержку 150 ресторанов Бельгии: на их дверях были размещены стикеры, информирующие клиентов о специальном режиме, а еду подают в специальных тарелках со спрятанным QR-кодом. Когда посетитель хочет сделать фото, его телефон распознает код и на экране появляется сообщение: “Прекрасное фото! Но не забывайте наслаждаться вашими друзьями”.