пьеса о муках героя
Хождение по мукам: эпопея лжи и бесстыдства
«ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ» — в этом названии заключена мысль глубокая, многозначная, понимаемая в прямом и в переносном смысле. Трудная жизненная дорога ведёт к становлению и вызреванию личности. «Хождение» — испытанный литературный приём, подаривший нам много выдающихся произведений. А.Н. Толстой воспользовался этим приёмом, который подсказала ему сама жизнь. Две русские революции 1917 года коренным образом изменили жизнь миллионов людей, привели в движение огромные народные массы. Погнали их из конца в конец России в поисках — нет, не одного только пропитания, но цели и смысла существования. Теснейшим образом связанный с правдой жизни, роман Толстого отвечал потребности многомиллионного в ту пору русского читателя осмыслить пережитое. Большинство из них так же, как герои романа, испытали кардинальную ломку стереотипов и почувствовали себя обновлёнными, готовыми к новой жизни. Масштаб и значение происшедших перемен были осознаны и правильно восприняты множеством людей именно потому, что революция бросила их в самое горнило исторической жизни, избавила от мелочного частного существования, подарила иную, большую судьбу.
Роман Толстого не только эпичен, но и глубоко психологичен, в нём поднята тема о месте личности в истории. Приступая к экранизации, сценарист Елена Райская и режиссёр Константин Худяков говорили о том, что намерены перевести масштабный роман Толстого в формат киноэпопеи. Однако авторы фильма сразу же ограничили себя двумя первыми томами романа — из самого эпического, третьего, заимствованы были только некоторые эпизоды, необходимые для развития и завершения уже заявленных сюжетных линий. За пределами сериала оставалась вся картина победоносной войны, которую вела Красная Армия на Дону и на царицынском направлении. Причины тому могли быть разные. Но главная из них очевидна: полное идеологическое расхождение с писателем А.Н. Толстым. Тут следует, пожалуй, обратиться к личности писателя, к истории создания романа. Толстой не всегда был безоговорочным сторонником большевиков, но ещё до своего отъезда за границу в одном из интервью говорил: «Большевики, в конечном счёте, дали страшно сильный сдвиг всей русской жизни». И в том же интервью: «Я верю в революцию. Через несколько десятилетий Россия будет самой передовой в мире страной». Отъезд на Запад с женой и двумя маленькими детьми был только эпизодом в его жизни, уступкой обстоятельствам и собственным амбициям. Живя и работая в Париже, он быстро понял, что русскому писателю нечего делать за границей. Именно там была написана первая книга нового романа, вобравшая в себя все мысли, чувства, впечатления предреволюционных лет, весь общенародный оптимизм, вызванный крушением монархии. Он уже знал, что судьба его героев будет нелёгкой, что они пройдут через Граждан& скую войну, но не потеряют друг друга, и в финале сердца четырёх будут биться в унисон.
Он был оптимистом по натуре, любил своих героев и хотел уберечь их от гибели — для лучшей жизни. А чтобы продолжать работу над романом, надо было вернуться домой. Кстати, отношения писателя с эмиграцией были достаточно напряжённы& ми: он не примкнул к антисоветчикам и не разорвал связей с СССР. Летом 1923 года Толстой со всей семьёй, в которой было уже трое детей, вернулся на родину. И, надо сказать, писатели-лефовцы встретили его отнюдь не с распростёртыми объятиями и пытались даже обвинить в плагиате. Всё это надо было пережить и продолжать работать. Толстой много ездил по стране, посещал, конечно, и места, где происходило действие новой книги романа — «Восемнадцатый год». К концу 1926 года вторая книга была закончена, а публикация состоялась вскоре в журнале «Новый мир». Третья книга романа «Хождение по мукам» должна была вобрать в себя дальнейшие события Гражданской войны, вплоть до окончательной победы Красной Армии. Но работа над ней сильно задержи валась. Одно время Толстой даже подумывал отказаться от продолжения романа: слишком сложен материал, необходимый для освоения темы. Слишком велики общественные обязанности и обширны новые творческие планы. Точку в рукописи он ставит 22 июня 1941 года. Рядом на рабочем столе лежала свежая публикация его статьи «Что мы защищаем» в газете «Правда» от 17 июня. Он точно знал, что защищает и будет защищать. В последнем эпизоде романа «Хож& дение по мукам»» все четверо героев на самом верхнем ярусе переполненного Большого театра слушают доклад Г.М. Кржижановского о грядущей электрификации России. «Вот кончим войну, — шепчет Телегин Даше, — вернусь на завод… У меня тоже есть кое-какие соображения… Ужасно хочется, Дашенька, работать…» «Ты понимаешь, — вторит ему Рощин, — какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и терпеливые муки… Мир будет перестраиваться нами для добра…» Вот итог эпохального романа.
И всю историю его создания, все сделанные в нём выводы должны были хорошо знать авторы и заказчики экранизации. Нынешние либеральные демократы очень много говорят об уважении к чужой позиции, чужому мнению. Почему же они проявили вопиющее неуважение к труду выдающегося писателя, почему позволили себе переиначить, а точнее, передёрнуть его замысел, переписать многие страницы, а то и добавить отсебятины? Отбросив третью книгу романа, авторы проигнорировали основной вывод «Хождений»: «не напрасны были все усилия, пролитая кровь…» Третья книга и впрямь по-настоящему оптимистична. В ней появляются герои нового времени: бесстрашные бойцы Красной Армии Лагутин, Иван Гора, Агриппина Чебрец, Анисья Назарова. Но зачем они нынешним либералам? Все их симпатии на стороне обиженной «переворотом» буржуазии. «Потерпевшими» в глазах авторов до самого конца остаются все четверо главных героев. Катя и Даша, потерявшие всё своё имущество в результате экспроприации, вынуждены сотрудничать с новой «хамской» властью в жалкой роли культурно-массовых организаторов или учительниц начальной школы. А блестящий офицер Рощин и толковый инженер Телегин после тяжёлых ранений оказываются инвалидами — если не физическими, то моральными. Что им остаётся, этим бывшим людям, — только выживать.
Как они получили свои «боевые ранения»? Это целая история, от начала до конца выдуманная авторами. Оказывается, случайно встретившись в оккупированном белыми Ростове, где корниловский офицер Рощин разыскивал свою жену Катю, а красный командир Телегин выполнял опасное поручение, они по-свойски (ведь и на самом деле свояки) поменялись своими документами: это должно было обеспечить Рощину дальнейшие поиски уже в расположении красных, а Телегину — облегчить выполнение боевого задания. Лихо закручено — без малейшего представления о войне, армии, уставе. А главное — вопреки написанному Толстым. У него эти близкие, родные люди, оказавшиеся в разных лагерях, даже глаз не смеют поднять друг на друга при случайной встрече, расходятся, не обменявшись ни словом. Но беспардонное сочинительство продолжается. Оказавшись в расположении одной из частей Красной Армии с чужими документами, оба попали под подозрение и до окончательного разбирательства были вместе брошены в сарай. А тут начался бой, сарай загорелся, но, сколько бы они ни кричали, ни рвались наружу, никто не поспешил их спасать. Сарай разбило снарядом. С тяжёлыми ожогами и ранениями оба оказались в лазарете — сломленные, потерявшие всякую ориентацию. Надо было морально добить толстовских героев — авторы их добили
. Что касается героинь Кати и Даши, то они предстают как жертвы «переворота». Красивые, обаятельные, любящие, они словно бы олицетворяют ту прежнюю жизнь, навсегда ушедшую Россию. Тут авторы вроде бы идут за литературным оригиналом, но всячески стараются сгустить негатив, подчеркнуть страдания ни в чём не повинных женщин, у которых почва уходит из-под ног. До самого конца они остаются в сериале убеждёнными противницами революции, которая отняла у них и бросила в пекло Гражданской войны любимых мужей. Авторы сериала ведут героинь не к духовному возрождению и обновлению, а, напротив, к моральной стагнации и гибели. Западнёй для Кати становится хутор бывшего ординарца её мужа Алексея Красильникова, а для Даши — террористическая организация Бориса Савинкова. Всё вроде как в романе Толстого. И вместе с тем всё иначе: сёстры Булавины не просто плывут по течению, они вырастают из себя, как из старого платья — так у Толстого. Особенно характерна история вербовки Даши в террористическую организацию и провала возложенной на неё акции. Даше предстоит «отомстить» за себя и за своих близких, убив «самого главного революционера». Её везут в лес, на стрельбище. Даша стреляет по портрету. Один промах, другой и — попадание с третьего раза. Портрет вполне узнаваем, характеристика тоже знакомая: «немецкий агент, сделавший революцию на немецкие деньги». Авторы экранизации не брезгуют грязной «ложью на длинных ногах», но не называют имени, чтобы избежать каких-либо претензий со стороны возмущённых оппонентов. Что и говорить, со смаком расстреливать портрет реального исторического лица, выдающегося государственного деятеля ХХ века могут себе позволить только «отморозки». Тем б лее что такой сцены нет в романе — она придумана злобными пигмеями.
Но «просто жить» не получается — не для того авторы экранизации затеяли это соавторство с Толстым. Из заключительных титров мы узнаём: Рощин арестован и расстрелян в 1936 году, Катя скончалась в сибирской ссылке, Телегин пропал без вести в битве за Москву в 1941 году, и только одна Даша дожила до старости, вырастив своих детей и племянников. Так лихо обошлись авторы сериала с романом Толстого. Понятно: перед нами грубая плоская агитка — пасквиль на Октябрьскую революцию, приуроченный к 100-летию этого исторического события. Надо ли в связи с такой оценкой целого говорить о частностях: о профессиональных качествах авторов, актёрской и операторской работе, музыке и костюмах? Всё дезавуировано авторской ненавистью к пролетарской революции, которая была и остаётся историческим событием мирового масштаба. А как опошлен в сериале образ нового мира! Например, таких бездарных и злобных карикатур на рабочие клубы времён Гражданской войны трудно припомнить. Это издевательство без зазрения совести соотнесено с романом Толстого. В третьей книге романа значительное место уделено рассказу о том, как в красноармейской самодеятельности репетируют и ставят пьесу Шиллера «Разбойники». Наверное, очень важным представлялся писателю этот прорыв героев через огонь сражений в пространство искусства, если он нашёл для него место в цепи серьёзных исторических событий. За этим стоят любовь и уважение к своему народу, понимание его талантливости и самобытности, вера в его великую судьбу.
Что же касается нового сериала, художественного образа народа в нём не существует. Что могут противопоставить таланту народа, воспетого писателем, авторы сериала? Их собственный вкус очевиден: телевизионное «мыло». С первых же серий они стараются натянуть действие на колодку современного жёсткого детектива с неизбежными ограблениями, убийствами и погонями. И это при том, что никакой детективной составляющей в романе Толстого нет: писателя просто не интересует грязная накипь на больших событиях. Но авторы сериала распоряжаются по-своему. Отыскав в романе два второстепенных персонажа, авторы превращают их чуть ли не в главных героев. Анархиствующий бандит Жадов и его «правая рука» Лиза с их «сложными» патологическими отношениями проходят через весь сериал, сильно потеснив других героев, необходимых для развития событий. Всё, что напридумано и накручено вокруг них, не имеет никакого отношения к роману.
Такое «сотворчество» с великим писателем имеет тяжёлые последствия. Зрители новых поколений, не читавшие романа и не видевшие прежних экранизаций, так и останутся в заблуждении. Впрочем, задача авторов именно и состояла в том, чтобы до неузнаваемости, до самоотрицания извратить выдающееся произведение одного из лучших русских советских писателей. Антисоветчина верна себе. Остаётся при этом порадоваться здоровому инстинкту наших соотечественников: судя по рейтингам, сериал с треском провалился. Извращенцы не нашли себе аудитории.
«Хождение по мукам»: краткое содержание и анализ
Кадр из сериала «Хождение по мукам»: YouTube / Александр Князев
Роман-эпопея Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам», краткое содержание которого представлено читателю, стал новаторским в плане раскрытия личностей главных героев на фоне переломных исторических событий. Яркие запоминающиеся типажи, крутые повороты сюжета и драматические изломы судеб героев сделали произведение успешным и популярным.
«Хождение по мукам»: краткое содержание
Роман-трилогию «Хождение по мукам», краткое содержание которого знакомо многим из школьной программы, в свое время неоднозначно восприняли критики:
Какое значение романа? «Хождение по мукам» — своеобразный гимн любви к Отчизне. В нем утверждалась ценность порядочности, верность принципам и желание изменить все к лучшему. Автор создал образ переломных исторических событий, показал, как они повлияли на судьбы обычных людей.
Это монументальный труд, отображающий настроения того времени. Чтобы понять замысел автора, рассмотрим роман «Хождение по мукам» кратко:
Книга первая. «Сестры»
Роман «Хождение по мукам» начинается с затяжной и объемной экспозиции, в которой описаны настроения, витающие в обществе в 1914 году. Петербург охвачен паникой, а люди агрессивны. Все это — предвестники скорых перемен. Об их приближении свидетельствовали такие события:
Все эти моменты знаменовали переход государства в новую историческую плоскость. Автор знакомит с главными героинями книги:
Супруги Смоковниковы вели активную светскую жизнь, устраивая пышные празднования и рауты. Частый гость на приемах адвокатской четы — Алексей Бессонов — поэт и революционер. Его пылкие речи сразу запали в душу Дарьи, но красавица даже не подозревала, что поэт имел тайную связь с ее сестрой Екатериной.
Дарья и Екатерина Булавины в сериале «Хождение по мукам»: YouTube / Александр Князев
Когда отношения возлюбленных вскрылась, назрел серьезный скандал, и супруги разъехались. То лето было одновременно самым волнительным и прекрасным в жизни юной Дарьи:
Напряжение в обществе растет, в городе проходят погромы немецких магазинов. Телегин попадает в плен к немцам, но ему удается сбежать. Вернувшись на домой, он делает Дарье предложение руки и сердца, но девушка не дала ответа. Бывшего пленного отправляют на балтийский завод в Петрограде. Там Телегин становится свидетелем начала революции.
В это же время на фронте убивают Николая Ивановича, а его вдове Екатерине начинает оказывать знаки внимания капитан Вадим Рощин. Уже осенью он признается в своих чувствах.
Книга вторая. «Восемнадцатый год»
Эта часть трилогии одна из самых динамичных, об этом говорил сам Толстой. «Хождение по мукам» во второй части — это история революции в России:
Книга третья. «Хмурое утро»
После ряда драматических событий Телегин и Даша смогли воссоединиться в военном госпитале, где девушка работала сестрой. По окончании военных действий Екатерина вернулась в Москву и обрела семейное счастье с Рощиным.
После пережитого сестры изменились: кое-что у них в корне поменялось — появилось желание работать во благо Родины, за которую было пролито так много крови.
«Хождение по мукам»: анализ произведения
«Хождение по мукам» — книга монументальная, но динамичная. Она красочно и реалистично описывает важные исторические события в жизни России, которые отразились на жизни интеллигенции в том числе. Чтобы лучше понять замысел автора, проанализируем произведение:
История создания
Книга «Хождение по мукам» — это трилогия-эпопея, написанная под влиянием аналогичного произведения «Война и мир» Льва Толстого. Важно рассматривать каждую часть по отдельности:
В Советском Союзе роман экранизировали дважды: в 1957–1959 сняли трехсерийный фильм по мотивам произведения, а в 1977 году вышел на экраны сериал, состоявший из 13 фильмов.
Тема и конфликт
Сквозной темой, объединившей все три книги, стала тема патриотического движения, единства народа, который готов действовать сообща ради общего будущего. Желание перемен как демократических, так и радикальных наполняло все общество. Автор акцентировал внимание на тяготах и лишениях, которые ждали романтиков на этом пути.
Исходя из темы, раскрываются и конфликтные узлы масштабного романа:
Эти силы постоянно противостоят друг другу, но все же они неразделимы в жизни и истории человечества.
Особенности композиции и жанр
Сам автор стилистику произведения определял как монументальный реализм, акцентируя внимание на том, что речь идет о масштабном пласте истории. Эксперты называют «Хождение по мукам» романом-эпопеей. На эту жанровую природу указывают такие особенности произведения:
Характеристика главных героев
По определению самого автора, главный герой произведения — народ, но судьба его показана через призму судеб отдельных личностей:
Роман «Хождение по мукам» — это история тяжелых испытаний, которые выпали на долю русской интеллигенции и России в целом. Автору удалось создать масштабную картину социальных и духовных изменений, которые случились в России на изломе столетий.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
3. 084. А. Н. Толстой, Хождение по мукам
3.084. Алексей Николаевич Толстой, «Хождение по мукам»
Алексей Николаевич Толстой
(1882—1945)
Русский советский писатель, потомок древнего рода графов Толстых, председатель Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета страны, действительный член АН СССР, трижды лауреат Сталинской премии, орденоносец, Алексей Николаевич Толстой (1882—1945) прославился своими рассказами и очерками («Прекрасная дама», «Граф Калиостро», «Гадюка» и др.), комедиями и драмами («Нечистая сила», «Иван Грозный» и др.), повестями и романами («Детство Никиты», «Хромой барин», «Эмигранты», «Петр Первый» и др.), научно-фантастическими произведениями («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), сборником русских народных сказок в собственном переложении, сказочной повестью «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Главным произведением писателя стала трилогия «Хождение по мукам» (1920—41), включившая в себя романы «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро».
Хождение по мукам»
(1920—1941)
Оказавшись в эмиграции, Толстой «понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплотным, не нужным никому, ни при каких обстоятельствах».
Писатель опубликовал в 1922 г. в «Известиях» открытое письмо, в котором он признал советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию, и на следующий год вернулся с чужбины домой.
Далеко не все тогда (да и сегодня) поняли, что вернуться из эмиграции — поступок большего гражданского мужества, нежели в эмиграцию уйти. Толстой понимал тщету попыток идти против истории и поставил перед собой благородную задачу — показать, как надо жить, чтобы в эту историю (историю страны, а не диссидентства) вписаться, вписаться с пользой для самой истории, а не быть выброшенным на ее периферию подобно щепке.
Естественно, он мог это сделать только своим личным примером и образцом своих литературных героев. И с тем и с тем Толстой прекрасно справился.
Надо отметить, что вписаться в историю можно по-разному: гаденько, подленько, с камнем за пазухой, а можно открыто и всей душой. Писателю сам Бог велел «вписываться» своим творчеством. А уж что он будет творить — это одному ему решать.
Сам Толстой хорошо сказал об этом: «Каждый художник, обращая свой взгляд в прошлое, берет и находит в нем лишь то, что его волнует, при помощи чего он может лучше понять свое время».
И добавил, что им «руководил инстинкт художника — оформить, привести в порядок, оживотворить огромное, еще дымящееся прошлое». И ничего странного в том, что Толстой принял государственную точку зрения, не было. Это было его нравственным категорическим императивом.
Свое лучшее произведение писатель начал создавать в Париже. Оно вышло под названием «Хождение по мукам» в 1921 г., а на следующий год отдельным изданием в Берлине, с пометкой автора, что это первый роман трилогии.
Второе издание, переработанное и сокращенное на треть (писатель ограничил стихию революции), было опубликовано в СССР в 1925 г. под новым заглавием «Сестры», а название «Хождение по мукам» было оставлено за трилогией. Толстому были предоставлены архивы «Истории гражданской войны» и некоторые архивные материалы из истории белогвардейских и интервенционистских заговоров.
В 1927—1928 гг. в «Новом мире» был напечатан «Восемнадцатый год» — под названием «Хождение по мукам. Вторая часть трилогии» (отдельное издание — 1929). Последний роман, «Хмурое утро», был дописан 22 июня 1941 г.
Трилогия посвящена истории страны в самый сложный ее период — Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны. Шесть лет непрерывных войн — другой такой период у нас надо поискать.
В центре повествования — перипетии взаимоотношений двух любовных пар. Одна из них связана семейными узами (Даша и Телегин), вторая (Катя — Рощин) долго не могут соединиться друг с другом.
Их история на фоне переломных для общества событий и стала фабулой. Причем судьба героев, вписанная в историю страны, зависела только от того, примут ли они ее (свою судьбу) и какой ценой.
Устойчивая система ценностей и сильные характеры помогли им выстоять и утвердить себя в новой жизни. Критики отмечали также, что одним из важнейших мотивов трилогии стало «трагическое ощущение утраченной родины».
В эпопее действуют герои, имевшие реальных прототипов в жизни (так, например, прообразами сестер Булавиных послужили третья жена Толстого поэтесса Н.В. Крандиевская и ее сестра, а прообразом поэта-декадента Бессонова — А.А. Блок), так и целиком вымышленные (Телегин, Рощин и др.).
И если в начале повествования фактически нет реальных исторических персонажей, к концу их набралось уже достаточно: Махно, Савинков, Ленин, Сталин, ряд белых генералов и красных командиров и пр.
Весьма симптоматично, что главными героями произведения стали сестры, Катя и Даша Булавины. Россию, особенно на переломе эпох, спасало именно ее женское начало и главная покровительница — Богородица, а женственность была неизменным атрибутом ее культуры.
«Нет прекраснее женщин, чем русские женщины. Честны в чувствах, и самоотверженны, и любят любовь, и мужественны, когда нужно». Именно такими предстают Катя и Даша со страниц романа — последние, быть может, идеальные женские образы нашей литературы.
Мы их открываем для себя в довоенном Петербурге. Катя замужем за известным адвокатом Смоковниковым. Даша, приехавшая к ней из Самары, наивна и чиста. Смоковников — довольно неприятный тип, и ничего удивительного, что Катя, совсем не любя его, увлеклась поэтом-декадентом Бессоновым, типом еще более гадким. (Он в самом начале войны бесславно погиб от рук дезертира.)
Узнав об измене жены, адвокат потряс в воздухе миниатюрным пистолетом, после чего супруги расстались. Смоковников укатил в Крым, Катя в Париж, а Даша познакомилась с добрым и честным, несколько простоватым инженером Телегиным.
Через несколько месяцев она, отправившись к отцу в Самару, случайно встретилась с Телегиным на пароходе, плывущим по Волге, и они прониклись друг к другу взаимной симпатией.
Потом Даша оказалась в Крыму, где по просьбе своего отца уговорила Смоковникова вновь сойтись с Катей. Там же она встретила Телегина, который признался ей в любви. Но тут началась война, и прапорщик Телегин вынужден был идти на фронт. Вскоре он попал в плен, из которого ему не сразу, но удалось бежать.
Катя вернулась из Парижа в семью, переехавшую в Москву, устроилась в лазарет, познакомилась с капитаном Рощиным, тут же влюбившимся в нее, но безответно. Вскоре в Москве объявился Телегин, за которого Даша вышла замуж.
После Февральской революции молодые супруги переехали в Петроград. Смоковников, ставший комиссаром Временного правительства, поехал на фронт, но не вписался со своими пафосными речами в исторический момент, и был убит солдатами. Катю в горе поддержал Рощин, и она откликнулась постоянному поклоннику.
Никто не хотел воевать, фронт распался, все хотели дальнейших перемен. Тут и грянула Октябрьская революция.
Даша родила мальчика, но он умер на третий день. Телегин ушел в Красную Армию, а Рощин, захватив с собой Катю — в белую Добровольческую. В Ростове Катя поссорилась со спутником, и Рощин продолжил путь один. Чтобы добраться до «своих», ему пришлось вступить в красногвардейскую часть, перебежав из которой он оказался у белых.
Поезд, на котором ехала Катя, подвергся нападению махновцев, и ее доставили в штаб батьки Махно. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, но выручил бывший вестовой Рощина, который взял над ней опеку. Рощин во время отпуска тщетно пытался разыскать Катю. На ростовском вокзале он встретил Телегина в белогвардейской форме (тот находился в разведке), но не выдал его.
Даша оказалась втянутой в «Союз зашиты родины и свободы» Б. Савинкова, где ее хотели сделать участницей заговора против Ленина. Заговорщица должна была следить за вождем, выступавшим с речами, но эти речи так потрясли ее, что Даша порвала с заговорщиками и уехала к отцу в Самару.
Там ее нашел Телегин, но тут же был вынужден скрыться от преследования белых, а когда, командуя полком, он вновь вошел в город, то застал квартиру доктора Булавина опустевшей. После этих событий Даша с риском для жизни оказалась в расположении красных, едва не погибла, заподозренная в шпионаже, но, в конце концов, нашла своего тяжело раненого при обороне Царицына мужа в лазарете.
Рощин, разочаровавшись в белом движении, подумывал о дезертирстве, но узнав о том, что Катя в руках Махно, поспешил ей на помощь.
Был арестован махновцами, подвергнут пыткам, однако не убит, т.к. батька решил использовать капитана в своих переговорах с большевиками. Рощина отрекомендовали как представителя белых, с которыми Махно тоже якобы вел переговоры. После того, как махновцы заключили союз с большевиками, Рощину пришлось участвовать на их стороне в боях с петлюровцами, где его ранили и он оказался в харьковском госпитале красных.
Вылечившись, Рощин участвовал в боях красногвардейцев, тщетно пытался найти Катю, сбежавшую от махновцев. Уже в конце Гражданской войны Рощин в качестве начальника штаба попал в бригаду, командиром которой был Телегин. Комбриг едва не арестовал Рощина, полагая, что это вражеский разведчик, но недоразумение быстро развеялось.
Катя вернулась в Москву, устроилась учительницей. А вскоре на одном из собраний увидела на трибуне Рощина, которого считала погибшим. Влюбленные обрели свое счастье, а вскоре к ним приехали и Даша с Телегиным.
Книга имела долгий и устойчивый читательский успех (имеет она его и по сию пору), объясняемый, скорее всего, тем, что «трилогия удовлетворяет глубинной, пусть даже и неосознаваемой потребности простого читателя обрести духовную опору вне себя, прочувствовать высший смысл существования и освятить им свою трудную жизнь». (М. Литовская).
«Хождение по мукам» дважды экранизировались (1957—1959, режиссер Г. Рошаль; 1977, В. Ордынский), после чего «отмечалось неизменное увеличение числа Даш и Кать среди новорожденных девочек».
А.Н. Толстому за трилогию присудили в 1943 г. Сталинскую премию 1-й степени.