на чем зарабатывают сервисы доставки еды
Еда с чужими ногами. Кому выгодна доставка продуктов из супермаркетов
Поход в магазин — занятие утомительное. Выбирать продукты на разных полках, стоять в очереди на кассе, тащить домой тяжёлые пакеты примерно раз в неделю приходится самостоятельно. Понимая, что силы и время современные люди тратить не любят, а с деньгами расстаются легко, многие крупные сети создали доставку продуктов. Но так ли это выгодно на самом деле?
Фото © Getty Images
По данным исследования холдинга «Ромир», средний чек жителя России за один поход в магазин в 2019 году составил 595 рублей. По сравнению с 2018 годом размер среднего чека вырос на 12 рублей.
Важно отметить, что эти суммы складываются не только из крупных закупок — забить холодильник на неделю вперёд, но и из небольших чеков: молоко, хлеб, вода — то, за чем люди заходят по дороге с работы домой.
Средний чек онлайн-супермаркета «Перекрёсток» в 2019 году составил 3584 рубля. В основном люди заказывают доставку молочных продуктов, овощей, фруктов.
— В среднем один заказ в интернет-магазине состоит из 24–25 позиций и весит около 27 кг. Мы видим, что постепенно клиенты преодолевают барьер перед заказом скоропортящихся продуктов в онлайне. Кроме того, мы видим устойчивый спрос на ЗОЖ-ассортимент, который у нас постоянно расширяется, — сообщили Лайфу в компании X5 Retail Group.
Выгода времени — трата денег
Фото © Getty Images
По данным аналитического агентства Gfk Rus, в 2019 году рынок доставки продуктов и FMCG-товаров вырос на 33%. Люди стремятся сэкономить своё время на походе в магазин, поэтому пользуются доставкой молока и яиц из магазина домой.
В ноябре 2019 года был запущен сервис доставки продуктов «СберМаркет» от Сбербанка (создан на базе технологической и операционной платформы Instamart). Сейчас он работает в 36 городах России и ежемесячно обслуживает более 90 тысяч заказов. Продукты привозятся клиентам из сети магазинов Metro. Средний чек — 3900 рублей.
— Клиенты заказывают продукты впрок, на одну или две недели. Чаще всего они покупают товары первой необходимости, а также категорию fresh — это овощи, фрукты, молочные продукты и мясо. Среди товаров лидеры по заказам — молоко, бананы, авокадо, сыр, сахар и туалетная бумага, — сообщает пресс-служба сервиса.
Но если в офлайн-магазине покупатель может взять два банана или два помидора, то при оформлении онлайн заказать можно только фасованные продукты либо по фиксированному весу — 1 кг.
Есть и некоторые хитрости, которыми сервисы доставки пользуются. Например, предлагают бутылку минеральной воды «Боржоми» за 56 рублей (в магазине она стоит от 75 рублей), но при покупке онлайн вам в корзину упадёт целая упаковка из шести бутылок, то есть заплатить придётся более 300 рублей. О том, что бутылка будет не одна, в приложениях указывается мелким и бледным шрифтом.
Самым популярным сервисом доставки продуктов в Москве является «Утконос онлайн». Ежемесячно за покупками в «Утконос» обращается от 80 до 100 тысяч клиентов, при том что средний чек сервиса выше, чем у «Сбермаркета» и «Перекрёстка», — 5600 рублей. У сервисов «Утконос» и «Перекрёсток» есть собственные распределительные центры, то есть продукты не закупаются из магазинов, а хранятся на специальных складах.
— Так мы обеспечиваем короткую цепочку «до холодильника покупателя». На складах и при транспортировке соблюдаются все необходимые температурные режимы, — отмечает пресс-служба «Утконос онлайн».
По итогам 2019 года оборот компании «Утконос» достиг 10 млрд рублей. Выручка «Перекрёстка» с января по сентябрь 2019 года составила 2,68 млрд рублей без НДС. Данный сервис является одним из самых популярных — за сутки шесть тысяч человек заказывают еду из «Перекрёстка» в свой холодильник.
Кому везет: как устроена работа сервисов доставки еды в России
В зарубежном кино часто встречаются такие сцены — пара заказала китайскую еду в коробочках. Коллегам привозят ланч в офис. Вечеринка: все ждут, когда доставят бурито. В российском кино на месте любой из этих сцен будет либо ресторан, либо стол с приготовленной дома едой. Это тот случай, когда кино точно отражает реальность: по сравнению с западом доставка еды в России развита мало. Основных причин здесь две.
Российская аудитория отличается не наличием советского прошлого, и не тем, что «наши люди в булочную на такси не ездят», и уж тем более не рассчитывают, что булку привезут домой. В России не принято идти в ресторан, чтобы просто поесть. Для этого нужен особый повод, а значит, должен быть праздник и особая атмосфера. Многие все еще не готовы платить только лишь за хорошую еду — им важен антураж. Кроме того, российские потребители очень лояльны к суперкрупным брендам, поэтому львиная доля заказов на российском рынке — собственная доставка ресторанов, причем преимущественно крупных сетей.
Вторая причина относительно низкой популярности заказа еды на дом — сложность организации доставки в целом. Доставка — это огромная головная боль для ресторатора: требуется выстроить безупречно работающую систему логистики, а это уже совсем не про еду. Звездный шеф-повар, фермерские продукты от проверенного поставщика, безупречная работа официантов, модный дизайн — все это не играет никакой роли при организации доставки. Зато придется дополнительно нанять команду разработчиков для создания удобного сайта или приложения, найти проверенных курьеров, диспетчера, который будет принимать заказы, и менеджеров, которые будут следить за тем, чтобы система работала. Все это дополнительные затраты. Если разложить процесс заказа еды на этапы, он будет выглядеть следующим образом:
Для начала нужно предложить пользователю удобный интерфейс, причем в нескольких вариантах. Международный аналитический инструмент StatCounter недавно отчитался о том, что больше половины интернет-трафика в мире составляют мобильные устройства, поэтому понадобится не только веб-версия, но и приложения для iOS и Android. В Delivery Club, например, 72% заказов приходят с мобильных устройств. Приложение умеет находить рестораны поблизости с помощью геолокации и позволяет расплачиваться банковской картой. С другой стороны, на российском рынке доставки пластиком оплачивают в среднем 20% заказов, поэтому обязателен еще и вариант с наличными.
В онлайн нужно выгрузить меню и аппетитные фото блюд, с этим может помочь сервис-партнер. Заказ — еще не победа, сначала его нужно подтвердить. Если клиент заказывает впервые, ему нужно позвонить — убедиться, что он действительно ждет свои хинкали, и это, скажем, не розыгрыш соседских детей. Только после этого заказ стоит передавать в ресторан.
Этап второй: «Клиент хочет хинкали со свининой, курьер заедет через 20 минут»
Важно, как сервис передает заказ ресторанам-партнерам. Всего полтора года назад большинство заказов (60%) передавалось по электронной почте. И сегодня многие агрегаторы продолжают использовать этот канал связи или телефон. Понятно, что все это — история из каменного века: ресторану приходится либо посадить отдельного человека на телефон, либо загружать этой работой того, кто принимает брони столов, добавляя лишнее звено. Для упрощения процесса можно пользоваться сторонними решениями, которые интегрируются как с платформой доставки еды, так и с ПО для автоматизации торговли. В этом случае все заказы прямиком отправляются в общую базу — это удобно, но стоит дополнительных денег. В Delivery Club для передачи заказов мы используем собственное решение: на планшет устанавливается специальное приложение, куда поступает информация о заказе, времени и адресе доставки, форме оплаты. Планшет можно отдать официанту, который будет работать с ним в том же режиме, в котором он обслуживает гостей.
Этап третий: «Добрый день, хинкали заказывали?»
Для того чтобы хинкали доехали до голодного клиента быстро, нужно иметь штат ответственных курьеров и четкую систему диспетчеризации. Важно, чтобы курьер работал эксклюзивно на выполнение заказов доставки еды, а не поехал подвозить пассажира на соседнюю улицу, пока хинкали стынут в термосумке.
Координировать заказы в режиме реального времени позволяет диспетчерское приложение, в котором на карте отмечены рестораны, которые открыты в это время суток, и курьеры. Когда система отлажена, то весь последующий процесс работает как по накатанной: новый заказ попадает диспетчеру и в кафе, которое в течение определенного времени подтверждает заказ. Диспетчер назначает ближайшего к заведению курьера, тот отправляется в ресторан, забирает заказ и едет к клиенту.
Понятно, что татуированный бородач, который открыл бургерную своей мечты, не хочет устраивать кастинг курьеров, выбирать систему диспетчеризации и следить, что именно произошло у курьера с отдельно взятым клиентом на другом конце Москвы. Он просто хочет жарить лучшие бургеры в городе. Более того — матерые рестораторы тоже не хотят этим заниматься, предпочитая сосредоточиться на том, что важно для ресторана — на кухне и обслуживании.
Как итог — часть владельцев кафе и ресторанов живут без доставки. Отдельные заводят лайт-версию доставки. Например, она работает с 12 до 16 по будним дням, в пределах километра и приостанавливается, когда курьер болеет или в отпуске. Другие предпочитают сосредоточиться на дизайне и кухне заведения, отдав доставку на откуп сторонним сервисам. Здесь начинается зона вопросов: выигрывает ли от такого сотрудничества заведение, особенно если речь идет о партнерстве с крупным сервисом, к которому подключено больше 4500 ресторанов? Не «затрут» ли его в рейтинге среди этого изобилия, пока шеф-повар спокойно совершенствует рецепты? Короткий ответ: если шеф действительно выкладывается — нет, не затрут. Если отлынивает, то вероятность есть.
Этап нулевой: «Где у нас тут самые сочные хинкали?»
Сервис доставки зарабатывает на каждом заказе — в его интересах повысить возвращаемость клиента. Это значит, что в списке доступных заведений кафе и рестораны с лучшим обслуживанием должны находиться выше, а те, где сервис хромает, ниже по списку. Ранжирование проводится автоматически на основании трех параметров: отзывы, возвращаемость пользователя и количество отказов ресторана за определенный период. Если заведение в течение короткого промежутка несколько раз отказалось брать заказы, оно падает на несколько пунктов. Если все идет гладко и клиенты приходят заказывать еще и еще, ресторан поднимается в выдаче.
Сервис получает комиссию с каждого заказа — но в среднем одна только логистика стоит больше.
В счет этой комиссии входит бесплатная доставка для пользователя, а также гарантии времени получения заказа и качества еды. При этом рестораны получают бесплатный доступ к маркетинговым возможностям доставщика и, главное, к целевой аудитории. Сервис может привести клиента к заказу через поисковый запрос: если тот ищет сырники, то присутствие ресторана на дополнительной площадке повышает шансы на то, что человек увидит его в выдаче и сделает заказ именно там. Push-уведомления в мобильных приложениях тоже имеют огромный охват, через них можно рассказать целевой аудитории о скидках и акциях, не тратясь на рекламу. Тем самым агрегатор становится источником новых клиентов для ресторана, не требующим дополнительных расходов, но регулярно приносящим деньги. Если же потребители доверяют крупным брендам, которые сами обеспечивают логистику и все сопутствующее, самая выигрышная модель для сервиса заказа и доставки — помогать среднему сегменту расти, повышая видимость хороших заведений и доступность их еды. Эта же модель оптимальна для ресторанов. Все, что нужно делать, — вкусно и быстро готовить.
Выгодно ли ресторану работать с агрегаторами доставки? Разбираем в колонке
Основатель Soul in The Bowl
По мнению Андрея Филичева, основателя гастрономического проекта Soul in The Bowl, среди рестораторов распространено мнение, что работать с агрегаторами доставки невыгодно, потому что на такое сотрудничество уходит значительная часть выручки. В своей колонке он объяснил, почему это не так.
Андрей Филичев и Екатерина Холопова основали Soul in The Bowl в 2017 году, вдохновившись путешествием на Бали. Это стритфуд, который предлагает поке-боулы. Сейчас у проекта четыре корнера в Москве, продукт представлен в «Яндекс.Лавке». В 2018 году Soul in The Bowl запустил доставку с помощью агрегатора «Яндекс.Еда», в 2020 году — Delivery Club.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Существует распространенное мнение, что работать с агрегаторами доставки крайне невыгодно: в среднем издержки оцениваются приблизительно в 35% от общей суммы дохода. Представим себе классическую бизнес-модель ресторана. Прибыль здесь составляет от 15% до 25% от выручки. По такой логике часть выручки, необходимая для сотрудничества с агрегаторами доставки, превышает прибыль самого заведения.
Но это не совсем верное представление. Если говорить точнее — совсем не верное. Рассуждая вышеописанным образом, мы упускаем из вида понятие точки безубыточности. Давайте остановимся на этом подробнее.
У каждого ресторана есть граница дневной выручки — сумма, при которой количество заказов в зале позволяет покрыть фиксированные дневные расходы. К ним относятся, например, оплата работы сотрудников и аренды помещения. Этот расход называется фиксированным, потому что он не зависит от количества продаж и каждый день равен одному и тому же числу.
В вашем ресторане в смену работают пять сотрудников со ставкой 3 тыс. руб. в день, то есть за день расходы на сотрудников составляют 15 тыс. руб. Аренда стоит, например, 10 тыс. руб. в день. Итого, 25 тыс. руб. в день — это фиксированный расход.
Предположим, что для того, чтобы покрыть этот расход, за день вам необходимо осуществить 100 продаж. Именно после того, как вы осуществите необходимые 100 продаж, вы достигнете точки безубыточности. Теперь работа с агрегаторами становится выгодной — в нашем случае доставка сейчас составляет от 20% до 30% от всей выручки. Могло бы быть больше, но из-за того, что у нас маленькая площадь корнеров, мы вынуждены отключать доставку, когда понимаем, что команда работает на максимуме.
Достижение точки безубыточности означает то, что у предприятия теперь есть деньги на фиксированные расходы и оно может отдать часть выручки агрегатору и тем самым получить еще больше заказов, а значит — еще больше прибыли.
Конечно, если выручка в зале не достигает точки безубыточности, то здесь речь идет о совершенно другой ситуации. Если ресторан работает в минус, то работа с агрегатором никак не поможет исправить положение дел, а только повысит расходы.
Другими словами, можно сказать, что единственным необходимым условием для того, чтобы сотрудничество с агрегатором доставки было успешным, является достижение точки безубыточности. В такой ситуации агрегатор поможет предприятию с классической — в большей или меньшей степени — финансовой моделью получить дополнительную прибыль.
Преимущества работы с агрегаторами
Сотрудничество с агрегаторами доставки предоставляет также ряд других преимуществ, позволяющих увеличить прибыль. Так, агрегаторы доставки выполняют важнейшую функцию, работая в качестве дополнительного маркетингового канала.
Они позволяют узнать о вашем ресторане большому числу потенциальных клиентов, ориентированных на заказ доставки еды — собственно, той услуги, которую вы готовы предложить, если сотрудничаете с агрегатором. В нашем случае подключение доставки позволило увеличить финансовый оборот от 20% до 30% — в зависимости от месторасположения ресторана. К сожалению, конкретные цифры мы разглашать не можем.
Месторасположение может отличаться покрытием зоны доставки агрегатором, плотностью жилого массива и офисов. Самая активная по доставке локация — «Депо», там много офисов в округе и густонаселенный жилой массив.
Про зоны доставки
В «Москве Сити», например, была очень низкая выручка по доставке, пока «Яндекс» не подключил к доставке такси и не расширил зону покрытия. Есть еще интересный момент, связанный с тем, что у агрегаторов зона доставки меняется динамически, т.е. она может быть разной изо дня в день в зависимости от разных условия: погода, спрос, пробки и т.д.
Например, вы находитесь на Динамо и сегодня можете сделать у нас заказ из «Депо», а завтра вы нас не найдете в приложении. Это сделали для того, чтобы курьер успевал доставить заказ в определенный срок.
Также у них прочерчена строгая зона доставки: с одной стороны улицы ресторан может быть доступен, а с другой — нет. Из-за этого мы часто получаем негативные отзывы, так как клиенты думают, что мы как-то можем влиять на радиус доставки.
Мы влияем на зону доставки только через указание времени приготовления блюда. Если ресторан готовит блюдо за 10 минут, то у курьера остается еще 30 минут на доставку, а если ресторан готовит 30 минут, то у курьера остается всего 10 минут.
Мы сотрудничаем только с самыми известными агрегаторами доставки — «Яндекс.Едой» и Delivery Club. У них наиболее удобные приложения, отлаженная система работы по поддержке клиентов и самые большие клиентские базы. Мы не подключаем другие агрегаторы, чтобы не создавать для нашей команды дополнительных трудностей, которые могут возникнуть из-за необходимости работать со множеством приложений.
Рекомендации, основанные на личном опыте
Исходя из собственного опыта подключения агрегаторов, мы можем отметить, что между агрегаторами существует принципиальная разница в клиентской базе. Так, через «Яндекс.Еду» мы получаем в 10 раз больше заказов. У дружественных проектов наблюдается аналогичная ситуация.
Здесь речь идет о том, что важно обращать внимание на целевую аудиторию. Например, если клиент хочет заказать шницель, то, скорее всего, он будет искать его в Delivery Club. А если захочет поке, то пойдет за ним в «Яндекс.Еду». По этой причине мы рекомендуем подключиться и к тому, и к другому агрегатору и на практике проверить, где чаще делает заказы именно ваша целевая аудитория.
Еще один важный момент, который необходимо учитывать: да, агрегатор берет высокий процент — 35%, если нет эксклюзива. Эксклюзив можно получить в случае широкой географии проекта, высокого оборота или размещении в месте, где есть эксклюзивное соглашение с одним из агрегаторов (например, «Депо»). Но делает он это не просто так. Он приводит к вам клиента. Мы платим только 35% комиссии с каждого заказа и не используем маркетинговые инструменты агрегаторов внутри приложения.
Поэтому сотрудничество с агрегатором надо рассматривать как взаимовыгодный обмен. Помните, что агрегатор также несет массу расходов на курьеров, программистов, офис, клиентскую поддержку и маркетинг.
Опыт последних лет показывает, что благодаря агрегаторам рестораны могут продолжать работу в условиях пандемии, когда отсутствие доставки означает потерю большей части оборота. При помощи сервисов вроде «Яндекс.Еды» или Delivery Club клиенты получают возможность заказывать еду из любимых заведений или знакомиться с меню еще неизвестных ресторанов, не выходя из дома. Это также способствует поддержанию клиентской базы и привлечению новых клиентов.
Кроме того, агрегаторы доставки позволяют обслуживать большее количество клиентов. Это актуально опять же в связи с действующими ограничениями на количество людей, которые могут находиться в ресторане одновременно. Также это может быть полезно, если в вашем ресторане не так много посадочных мест или сам ресторан расположен в районе, где вас могут посетить не так много клиентов.
Таким образом, исходя из собственного опыта, мы можем предложить вам следующие простые правила, которые помогут сделать сотрудничество с агрегаторами доставки успешным, а значит, увеличить прибыль и расширить клиентскую базу:
Этот и предыдущий пункты необходимы для того, чтобы понять, есть ли у вас свободные средства, которые вы сможете тратить на комиссию агрегатора после прохождения точки безубыточности.
В идеале от 30% до 35% от выручки, т.е. все фиксированные расходы, вроде аренды, персонала, логистики, эксплуатации и т.д. Тогда остается только расход на сами ингредиенты для приготовления и упаковку, которые в стандартной модели составляют около 25%.
От этого будет зависеть выбор агрегатора. Мы какое-то время работали только с «Яндекс.Едой», и этого было достаточно. По нашему опыту, в «Яндекс.Еде» более модная аудитория с высоким средним чеком, а также обитатели центра города. То есть исторически «Яндекс» был больше нацелен на рестораны и фаст-кэжуал.
В Delivery Club сильнее спальные районы со средним и низким средним чеком, а также более фастфудные проекты. Коллеги из Delivery Club могут с нами не согласиться, но это то, что мы и дружественные проекты видим.
Это покажет вашу клиентоориентированность и поможет избежать возможных проблем с недовольными покупателями. Некоторые блюда достаточно трудно доставлять. Например, супы. Лапша впитывает бульон, может перевариться и размякнуть, поэтому их нужно упаковывать отдельно. Еще супы часто проливаются и остывают. Вспомните те же самые напитки, которые проливаются и могут испортить весь заказ, намочив остальные блюда.
Бизнес: доставка здоровой еды в Ярославле
Как открыть и разорить бизнес, а потом вывести его в плюс
Друзья из Ярославля запустили сервис по доставке еды, но через 10 месяцев проект оказался на грани развала.
Влад вышел из бизнеса, а потом перезапустил его с новым партнером. Сейчас сервис приносит им 120 тысяч рублей в месяц.
Почему доставка еды
В конце 2016 года Влад с другом Николаем решили запустить бизнес по доставке готовых обедов ресторанного уровня. Они видели такие сервисы в Москве.
В Ярославле на рынке доставки тогда работали только две местные компании. Владу и Коле не нравились их услуги: еду предлагали невкусную и популярностью сервис не пользовался.
Влад пытался похудеть и знает, как сложно питаться правильно самостоятельно: надо рассчитать соотношение белков, жиров и углеводов, закупить продукты и приготовить. Поэтому он предложил решать боли таких же клиентов, как он, и доставлять здоровые обеды ресторанного уровня.
Ребята ориентировались на людей, которым некогда или лень высчитывать калории, а потом готовить. Во всех блюдах рассчитана калорийность и соотношение белков, жиров и углеводов. В меню нет жареного и жирного: все готовится на пару, запекается или варится, без сахара и с минимумом соли.
Влад продвигал разные компании в социальных сетях и не хотел бросать работу. Николай взял на себя большую часть задач: его доля составила 70%, Влада — 30%.
Первый запуск за 240 000 Р
За несколько дней Влад и Коля нашли на «Авито» помещение в 40 м² с кухней за 25 тысяч рублей в месяц. В нем были все необходимые коммуникации и мебель. Не хватало только оборудования. На него потратили 85 тысяч рублей.
Одновременно сделали сайт и наняли повара с диетологом, которых тоже нашли через «Авито». За 2 вечера Влад и Коля придумали меню из 70 блюд: смотрели на опыт других сервисов, учитывали себестоимость и слушали советы диетолога и повара. Тестировали рецепты дома на кухне.
потратили Влад и Коля на онлайн-кассу
Первые 2 недели еду готовили в собственной посуде, потом купили новую на 15 тысяч рублей из оборота. Остальное докупали постепенно: мясорубки, блендер, терки, вырезатель сердцевины для яблок, вафельницу, аэрогриль, соковыжималку, открывашки, удалитель косточек, форму для укладки еды и запекания, кофемолку — чтобы измельчать в ней орехи.
Предприниматели вложили 5000 рублей в таргетированную рекламу и за 30 тысяч подключили онлайн-кассу. Влад и Коля не думали, что люди будут активно заказывать еду у неизвестного сервиса, но за две недели они собрали 200 тысяч рублей. Суммы хватило на закупку продуктов, посуду, часть оборудования и первые зарплаты команде.
Чтобы стартовать, нужно уведомить об открытии Роспотребнадзор. Заведение должно подготовить документы и разрешения, соблюсти санитарные и противопожарные правила. В течение 3 лет в любой момент могут прийти проверяющие и потребовать документы. За 2 года работы до предпринимателей никто не дошел. В уголке покупателя находится книга отзывов и предложений, тексты законов «О защите прав потребителей», «О защите юридических лиц», правила торговли и оказания услуг и санитарно-эпидемиологические требования.
Помещение, которое арендовали парни, уже было готово ко всем проверкам: противопожарная сигнализация, огнетушители и таблички «Выход» установлены, есть мойка, черный вход и вытяжка.
Сотрудникам, которые контактируют с продуктами, нужны санитарные книжки. Предприниматели нанимали опытных поваров, у которых они уже были.
Доставка заработала через 3 недели после старта.
На что живут доставщики еды Почему нельзя ждать заказа в ресторанах, увольняют ли за дегустацию картошки и сколько можно получить за шесть часов прогулок
The Village продолжает рассказывать, как представители разных профессий зарабатывают и тратят деньги, в новом выпуске — курьер одного из сервисов доставки еды из кафе и ресторанов. Люди в желтой и зеленой форме с терморюкзаками за спиной в Москве встречаются буквально на каждом шагу. Они ждут заказов возле заведений, собираются группами в торговых центрах и постоянно куда-то идут или едут. Курьерами часто становятся студенты и трудовые мигранты. Первым удобно выбирать график смен, который можно совмещать с учебой, вторым работа подходит из-за минимального набора требований: достаточно знать разговорный русский и быть физически выносливым. Молодой человек, который полгода назад устроился пешим курьером в один из сервисов, рассказал про популярные рестораны, запросы клиентов и свой заработок.
Пеший курьер
15 000–25 000 рублей в месяц
Расходы
Гуляй и зарабатывай
Я учусь в институте, и мне нужна работа с удобным графиком, потому я и устроился пешим курьером. Я живу со своей девушкой, она тоже работает курьером и пригласила в эту же компанию меня. Конечно, женщин у нас мало, всего 5–10 %, но они есть.
Никаких специальных требований нет. Если ты хоть немного говоришь по-русски, тебя, скорее всего, возьмут. Я проходил очень легкий тест: тебе показывают презентацию, нужно ответить на вопросы по ней, а уже через несколько дней говорят, что можно приходить и выбирать свою первую смену. Физическую форму курьеров никто не проверяет, сдавать нормативы не придется. На самом деле тяжело только первые пару недель, потом привыкаешь и особо не чувствуешь нагрузки, хотя в день я могу пройти 20–30 тысяч шагов.
Часто курьерами идут работать трудовые мигранты из Средней Азии. Для них это чуть ли не единственный вариант куда-то устроиться. Много студентов, как я, но есть и довольно взрослые люди, которым уже по 30 и даже 40 лет. Они просто не хотят напрягаться и искать что-то другое, когда можно гулять и получать деньги. Курьером разрешено работать с 18 лет, а максимального предела нет. Думаю, если пенсионер в хорошей форме, то он мог бы попытаться устроиться в доставку, но все зависит от того, как он пройдет тест.
Бывало, курьеры увольнялись и не отдавали вещи: «Зачем я буду сумку возвращать, если в ней можно пиво на шашлыки возить?»
Форму и сумку нам выдают, ничего покупать не надо. Мы отвечаем за свою одежду, сами должны ее стирать, а сумку чистить. Бывало, курьеры увольнялись и не отдавали вещи: «Зачем я буду сумку возвращать, если в ней можно пиво на шашлыки возить?» Единственное, на что нужно потратиться, когда приходишь работать курьером, — удобная обувь и хороший Power Bank, потому что телефон быстро садится, особенно зимой.
Только не Гольяново
Есть определенное время, когда на сайте появляется график смен и локации доставки. Это мы называем «Голодными играми». Нужно успеть схватить что-то нормальное, а на сайт одновременно заходят тысячи курьеров, которые хотят выбрать районы получше. Сайт начинает виснуть — иногда нужно ждать минут 15, но если пропустить это время, то останутся одни Мытищи и Химки.
У нас есть уровни, которые называются грейдами. Их всего три, и они выдаются в зависимости от твоих опозданий. В первом грейде платят больше, а недавно добавили еще и возможность для курьеров первого грейда выбирать себе смены раньше. Опаздываешь и косячишь — твой грейд понижается. У меня сейчас второй грейд. Чтобы не опаздывать, я стараюсь идти быстрым шагом, а вот бегать не стоит: еда просто растрясется в сумке и приедет к заказчику в непотребном виде. Часто друзья мне говорят: «Ты слишком быстро ходишь». Наверное, уже профессиональная привычка выработалась. Еще часто приходится перебегать дорогу на красный свет. Курьерам можно ездить на самокатах, велосипедах, общественном транспорте, а на машинах нельзя, но я только хожу пешком.
Иногда лучше взять выходной, чем ехать работать в какое-нибудь Гольяново.
Я обычно работаю в районе станций метро «Улица 1905 года» и «Китай-город». Хорошим у курьеров считается весь центр Москвы. Иногда лучше взять выходной, чем ехать работать в какое-нибудь Гольяново. Мы считаем плохим еще район возле «Савеловской». Там почти не ходит общественный транспорт, есть только шоссе и промзона. В этом районе удобно работать только на велосипеде. Когда я жил в общежитии на окраине Москвы, пару раз работал там. Но минус окраины в том, что заказов там всегда очень мало. Можно просидеть час и ничего не заработать. Если же ты там оказался, твоя задача — побыстрее оттуда свалить и не словить заказ, а то за отказ от него могут чуть ли не уволить.
Можно начать работать в центре, а закончить где-нибудь в районе «Аэропорта». Тут не угадаешь. Бывает, что сначала заказ в ресторане на «Китай-городе», оттуда везешь еду в район Кузнецкого Моста. Заказы нам кидает бот, а логисты их только корректируют. По логике бота, я ближайший курьер к ресторану где-нибудь возле «Лубянки». Он отдает заказ мне, а везти его надо на «Охотный Ряд». И так постепенно оказываешься на другом конце Москвы.
Удобная еда
Есть смены по четыре, шесть часов и больше. До или после пар я обычно выхожу на четыре часа, а в выходные могу и шесть часов взять. Мы работаем максимум до часу ночи; хотя ходят слухи, что в нашем сервисе появились какие-то автокурьеры, которые развозят еду по ночам.
Выходить можно хоть раз в неделю или вообще уехать на месяц в отпуск, нужно только заранее предупредить супервайзера. Это начальник, который отвечает за график и разбирает косяки курьеров. Ему нужно писать, если ты себя плохо чувствуешь и хочешь уйти со смены. Есть еще логисты, но они отвечают исключительно за заказы.
У курьеров на телефоне установлено мобильное приложение с трекером, который отслеживает местоположение. В этом же приложении мы получаем заказы: что и где нужно забрать и кому доставить. С наличными нам работать не надо, все платежи проходят в электронном виде. Все просто: пришел в ресторан, назвал сумму или номер заказа, получил его и отнес клиенту. Сумка у нас достаточно объемная, и унести в ней можно много. Подруга рассказывала, что, когда у тебя очень большой заказ, тебе присылают на подмогу еще одного курьера. Если же заказ вообще огромный, то вам вызывают такси за счет компании.
Прохожие могут внезапно спросить: «А у тебя что, есть пицца?»
Еду заказывают очень разные люди. Мужчин и женщин примерно поровну, средний возраст клиента — лет 30. Лично я редко бываю в офисах, чаще заказы приходят из обычных жилых домов. Когда очень плохая погода и метель, заказов становится больше, но ненамного. В центре Москвы заказов много всегда. Только я отметил в приложении, что выполнил один, так мне прилетает новый. Мне везет, и на неадекватных заказчиков я не попадал. Если привозишь еду на вечеринку, то могут позвать присоединиться. Иногда простые прохожие реагируют странно. Девушку спрашивали, можно ли сделать заказ, но чтобы его привезла именно она. Еще как-то она сидела на лавочке, подошли люди и попросили поделиться едой: «Ну ты же еду возишь, она у тебя должна быть!» Прохожие могут внезапно спросить: «А у тебя что, есть пицца?»
«Макдоналдс» против курьеров
По регламенту курьерам нельзя сидеть в самом ресторане или кафе и ждать заказ. Чаще всего приходится стоять рядом. Иногда работники сами приглашают нас погреться, но все очень индивидуально. Например, можно посидеть в KFC или «Бургер Кинге». Раньше еще разрешали сидеть в «Макдоналдсе», но курьеры там играли в карты, занимали много места, и кто-то даже написал пост в инстаграме о том, как это бесит. Тут сыграли роль мигранты: они очень любят громко разговаривать по телефону и между собой — не всем посетителям кафе это нравилось. В итоге работники «Мака» пожаловались, и нам запретили там сидеть.
Нас не любят в «Фарше», «Кофемании», «Блэк Стар Бургере». Зато в небольших ресторанах могут предложить выпить чаю.
«Маковцы» нас очень не любят. При этом еду чаще всего заказывают именно из «Макдоналдса», по крайней мере, в центре почти все заказы именно оттуда, а вовсе не из дорогих ресторанов. Заказы теперь можно забирать только из окошка экспресс-выдачи, и у него нужно стоять, ждать и мерзнуть. «Макдоналдс» — это единственное место, где нам нужно расписываться на чеке, и там постоянно возникают вопросы, почему мы не носим свои ручки, хотя по регламенту делать этого и не должны.
Нас не любят в «Фарше», «Кофемании», «Блэк Стар Бургере». Зато в небольших ресторанах могут предложить выпить чаю. Работники «Пинсы» на «Китай-городе» уже знают в лицо курьеров, которые там постоянно работают. Знаю точно, что нас любит блогер Илья Варламов. Он сам пробовал курьером работать, а теперь у него есть свой ресторан, где для нас есть чай и баранки.
Кражи, угрозы, картошка
За косяки курьеров предусмотрены штрафы. Например, если заказ испорчен — штрафуют на сумму заказа или блюда, которое ты не донес. При этом в самих ресторанах могут упаковать еду небрежно. Обычно если мы видим, что завернули плохо, фотографируем и пишем логисту. Вообще, самое ужасное, что только можно носить, — это супы и пицца. Супы проливаются, потому что в некоторых ресторанах их наливают в ненадежные контейнеры. А пицца плоха тем, что ее приходится носить в сумке горизонтально, а не на плечах. Самый ужасный заказ — пицца и суп вместе, тогда вообще хоть ложись и умирай.
Штрафы бывают за опоздание свыше 30 минут, за невыход на смену, споры с логистами. Специальная программа просчитывает маршрут курьера — и он должен в это время уложиться. Если задержался автобус или еще что-то случилось, у тебя увеличивается процент опозданий и идет понижение в грейде. Все наши маршруты отслеживаются, так что, даже если у получателя будут претензии из-за того, что блюдо привезли холодным, легко убедиться в том, что курьер никуда по дороге не заходил.
Еще есть люди, которые могут немного картошечку из заказа подъесть, но их обычно палят и увольняют.
Могут оштрафовать за неопрятный внешний вид. Некоторые курьеры сами в хороших отношениях с супервайзерами, фотографируют других и отправляют начальству. Бывает, что курьера облила машина — и форма стала черной. Тогда нужно сразу написать логисту. В начале смены мы скидываем селфи в форме боту — это подтверждение, что ты на работе в нормальной форме и в нормальном состоянии. За употребление алкоголя во время работы увольняют сразу.
Но обычно клиенты жалуются на другое. Мигранты часто грубят заказчикам, плохо обращаются с заказами, ругаются даже с начальством. У нас постоянно вывешивают списки, кого недавно уволили и за что. Как-то один курьер украл у клиента самокат, который стоял возле двери на этаже. Другой сказал супервайзеру «засунуть заказ в жопу». Третий угрожал клиенту расправой. Еще люди с горячей кровью любят логистам писать: «Да я сейчас приеду к тебе, поговорим, решим вопрос по-мужски. Я тебя трогать не буду, просто поговорим». При этом нельзя сказать, что все мигранты такие. У нас есть свой чат, там сидят адекватные ребята.
Еще есть люди, которые могут немного картошечку из заказа подъесть, но их обычно палят и увольняют. Клиент тоже неглупый, сразу заметит, что порция вместо большой стала средней. Бывает такое, что курьер находится на «Выхино», но в статусе ставит, что на «Пушкинской». Ему дают заказ, он быстро доезжает на метро. А в это время курьеры, которые на самом деле на «Пушкинской», сидят без заказов. Такие махинации тоже наказуемы.
Если заказ на небольшую сумму, курьер имеет право оставить его себе, когда клиент долго не отвечает по телефону. Мы же не будем полчаса ждать его под дверью. У девушки как-то были две отмены подряд — и она пришла домой с горой еды. Все эти заказы отслеживаются, нужно сделать не менее трех звонков клиенту, отправить скриншот логисту. А то были хитрые люди, которые писали, что у них отмена, а потом клиенты разыскивали свой заказ.
Доход
В институте я получаю стипендию 2 тысячи, иногда немного помогают родители. Ставка курьера зависит от его грейда. В первом грейде 125 рублей за час и 100 рублей за доставленный заказ, во втором — 100 рублей за час и 100 за заказ, в третьем грейде — 100 рублей час и 75 рублей за заказ. Чай нам дают, но не всегда, а только если повезет. Почему-то моей девушке дают чаевые реже, чем мне. Обычно суммы небольшие — около 100–200 рублей, только один раз дали 500 рублей. Причем это вообще не зависит ни от того, что ты привозишь, ни от уровня богатства дома.
Деньги должны переводить каждую среду, но обычно их задерживают.
Не считая редких чаевых, за смену можно заработать от 800 до 1 500 рублей. Во время сессии обычно работаю меньше, потому и доход снижается. Все зависит только от тебя. Один знакомый как-то работал каждый день по 14 часов и получил за месяц около 100 тысяч.
Деньги должны переводить каждую среду, но обычно их задерживают. Поскольку зарплата раз в неделю, планировать очень сложно. Думаешь: «Ладно, на этой неделе все потрачу, но на следующей точно начну тратить грамотно!» — но этого никогда не происходит. Тем, кто переходит на другую работу, бывает сложно получать зарплату и аванс. Кажется, что на руках оказывается сразу куча денег.
Расходы
Мы живем в квартире девушки, ее мама сейчас за городом. Бюджет на многие вещи у нас общий. Коммунальные платежи обычно оплачиваем вместе, на это могу скинуть 2–3 тысячи рублей. Интернет дома и телефон — 1 000 рублей. Курьеру логично иметь безлимитный проездной на весь общественный транспорт. У меня социальная карта студента, но за нее приходится платить, еще и цены недавно подняли: 395 рублей за метро и 260 рублей на наземный транспорт.
Мы тоже заказываем еду на дом, даже стали позволять себе это достаточно часто.
На сигареты у нас уходит довольно много, причем иногда берем с запасом и по очереди. Могу сходить куда-то посидеть с одногруппниками и оставить пару тысяч. С начала работы из одежды я потратился только на зимние ботинки, пока больше ничего не нужно. Часть денег я откладываю, так как планирую летом съездить в Польшу. Просто люблю эту страну.
За еду платим обычно по очереди или скидываемся. Причем мы тоже заказываем еду на дом, даже стали позволять себе это достаточно часто. Сами работаем в этом сервисе — и сами же туда сливаем деньги. Ну а когда деньги заканчиваются, «Пятерочка» и желтые ценники — наше все.