мясо людей писания для мусульман
Кто такие люди Писания на сегодняшний день?
Вопрос № 158:
Нам дозволено мясо, добытое людьми Писания, но кто такие люди Писания и какие условия должны быть, чтобы считать человека из людей Писания? Все ли мясо в России или где-либо в христианских странах считается мясом, добытым людьми Писания
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَطَعامُ الَّذينَ أوتُوا الكِتابَ حِلٌّ لَكُم
«Пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам».
[Сура «аль-Маида», аят 5]
В данном аяте имеется в виду мясо, которое принесли в жертву. Ранее мы обсуждали условия, поставленные учеными и необходимые для того, чтобы мясо было халялем (Вопрос № 88).
Что же касается самих людей Писания, то у ученых есть разногласия по поводу того, кого мы имеем в виду под этим обозначением. Группа правоведов считает, что люди Писания — это «бану Исраиль», сыны Исраиля, к которым были посланы Муса и ‘Иса, мир им. Приводится в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима, что когда Муса, мир ему, встретился с Хидром, тот сказал: «Ты Муса, который был послан к бану Исраиль»[1].
Что же касается ‘Исы, то Всевышний Аллах говорит в Коране:
ۖ وَرَسولًا إِلىٰ بَني إِسرائيلَ أَنّي قَد جِئتُكُم بِآيَةٍ مِن رَبِّكُم
«Он сделает его посланником к сынам Исраиля. Он скажет им: «Поистине, я пришел к вам со знамением от вашего Господа»».
[Сура «аль-‘Имран», аят 49]
Исходя из вышеприведенных аятов, понятно, что и Муса, и ‘Иса, мир им, оба были посланниками к сынам Исраиля, и в этом нет сомнений у мусульман.
После того как Всевышний Аллах вознес ‘Ису к Себе на небеса, у апостолов возникли разногласия: призывать другие народы или их призыв будет только среди «бану Исраиль»? У них был также лжеапостол по имени Павел, который никогда не встречался с ‘Исой, а, напротив, был враждебен к нему. Когда он понял, что можно уничтожить эту религию изнутри, то стал заниматься ухищрениями и строить козни, призывая к тому, что надо распространять это Писание и среди других народов. Некоторые из апостолов его поддержали. Таким образом лжеапостол Павел был первым, кто придумал это нововведение и вывел призыв ‘Исы, мир ему, за пределы народа «бану Исраиль». Именно по данной причине некоторые правоведы считают, что люди Писания — это только те, кто относится к «бану Исраиль», а также те, кто принял иудаизм или христианство до прихода нашего Пророка ﷺ. Опираются они также на то, что с его ﷺ приходом Всевышний Аллах сказал:
ۗ إِنَّ الدّينَ عِندَ اللَّهِ الإِسلامُ
«Поистине, религия перед Аллахом — Ислам».
[Сура «аль-‘Имран», аят 19]
Из данного аята очевидно, что после прихода Ислама в этот мир не принимается никакая другая религия, и все народы, которые приняли христианство или иудаизм после нашего Пророка ﷺ, не причисляются к числу людей Писания.
Однако это мнение является слабым по нескольким причинам.
Во-первых: известно, что во времена Мусы, мир ему, люди, которые не относились к «бану Исраиль», принимали его религию. Среди них была Асия, женщина Фараона, а также колдуны, которые были из народа Фараона и которые также вошли в религию Мусы, и другие. Было много тех, которые приняли его религию, и из этого следует, что эта религия не была предназначена только для «бану Исраиль». Однако каждый, кто ее принимал, становился последователем Мусы, мир ему, даже если в основе своей призыв был предназначен для «бану Исраиль».
Во-вторых: утверждение, что христиане и иудеи — только те, кто был до нашего Пророка ﷺ, а также их потомки, — является слабым, потому что ученые Ислама во все времена относились к христианам и иудеям как к таковым даже после нашего Пророка ﷺ, и не относясь к ним, как к язычникам. И если церковь считает их христианами, а синагога — иудеями, то мы не вмешиваемся в их религиозные решения.
В-третьих: у многих возникает проблема — что люди Писания сегодня совершают многобожие, поклоняясь ‘Исе, мир ему, иконам и так далее. Однако между теми, кто был во времена Пророка, ﷺ и нынешними людьми Писания нет разницы: и те, и другие совершали ширк, поклонялись ‘Исе, мир ему, и его матери. Доводом на это являются слова Всевышнего в Коране:
ۚ وَلا تَقولوا ثَلاثَةٌ ۚ انتَهوا خَيرًا لَكُم
«Не говорите: «Троица». Прекратите, ведь так будет лучше для вас».
[Сура «ан-Ниса», аят 171]
Также Всевышний Аллах сказал:
ۖ وَقالَتِ اليَهودُ عُزَيرٌ ابنُ اللَّهِ وَقالَتِ النَّصارَى المَسيحُ ابنُ اللَّهِ
«Иудеи сказали: «Узейр — сын Аллаха». Христиане сказали: «Мессия (‘Иса) — сын Аллаха»».
[Сура «ат-Тауба», аят 30]
Представители данных религий говорили об этом во времена Пророка ﷺ и продолжают говорить в нынешнее время. Но, несмотря на это, Всевышний Аллах дозволил нам мясо животного, которое они принесли в жертву, сказав:
وَطَعامُ الَّذينَ أوتُوا الكِتابَ حِلٌّ لَكُم
«Пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам».
[Сура «аль-Маида», аят 5]
Таким образом, если те люди, которые сегодня называют себя людьми Писания, а это христиане и иудеи, принесли в жертву животное по тем условиям жертвоприношения, которые мы упоминали ранее, то дозволяется их жертвенное мясо для мусульман.
А Аллаху известно лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
22 Джумада аль-уля 1440 г. (28.01.2019)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 122, т. 1, с. 35; Сахих Муслима, хадис № 2380, т. 7, с. 103; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 3149, т. 5, с. 214.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Можно ли есть пищу христиан и иудеев?
Можно ли есть мясные блюда в любимой ресторанной сети, например, в Макдональдсе или в KFC? А как насчет куриных тушек из супермаркета без маркировки «халяль»? Отсутствие должного количества халяльной еды в кафе, ресторанах, магазинах породило заведомо ложное представление о нехаляльной мясной продукции. Коран и Сунну некоторые начали трактовать излишне вольно. Появились люди, которые употребляют обычное мясо или любое мясное блюдо, ограничиваясь произнесением слов «бисмилля» («с именем Бога») перед едой. Некоторые приводят фетвы о том, что якобы если поблизости нет халяльной еды, то можно довольствоваться общедоступной, сказав перед приемом пищи «бисмилля». Кто-то говорит, что он, живя в России, Америке или Европе, ест мясо христиан, которые относятся к людям Писания.
Анализ аятов, достоверных хадисов и мнение авторитетных богословов убедительно доказывает ошибочность такого поведения.
Что нельзя есть по Корану и Сунне?
В Священном Коране Господь миров установил ряд ограничений относительно пищи, среди которых — запрет на употребление мяса животного, заколотого без упоминания имени Творца[1].
«И ешьте [из мясных продуктов] то, над чем упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа)[2] [при заклании], если вы уверовали в Его знамения. Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа) [при заклании]. Это [употребление нехахяльного мяса] — уклонение от заповеди [грешно пред Господом]» (см. Св. Коран, 6:118, 121).
В аяте имеется в виду именно обряд заклания, во время которого необходимо упомянуть имя Аллаха (Бога, Господа), а не повседневный прием пищи.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вы можете употреблять в пищу мясо животного, кровь которого пущена с упоминанием имени Аллаха (Бога, Господа)»[3].
Мясо с точки зрения мусульманской традиции становится халяльным (дозволенным Богом) при наличии двух условий: (1) перерезание основных шейных артерий с выходом большей части крови животного и (2) произнесение имени Творца.
До Ислама у арабов жертвоприношение было одним из обрядов поклонения идолам. С началом распространения Ислама пророком Мухаммадом, наряду с другими языческими обычаями, было запрещено и упоминать при заклании животного какое-либо имя, помимо имени Всевышнего.
Что касается людей Писания, христиан и иудеев, то они, в основном сохраняя приверженность Единобожию, остаются наиболее близкими к мусульманам в религиозном отношении. Ввиду появления в их практике признаков и элементов многобожия, некоторые мусульмане стали причислять их к язычникам. Это ошибочно. В Коране они неоднократно упоминаются в одной строке вместе с язычниками и безбожниками, но при этом выделяются как «люди Писания» отдельным упоминанием. Бог знает, что и тогда, во времена пророка Мухаммада, и сегодня, и до Конца Света у них будут заблуждения в вопросах веры, и все же они определены в заключительном Писании, Коране, как особая группа верующих.
Кого считать людьми Писания?
Тех, кто относит себя к христианам или иудеям.
Господь миров касательно пищи людей Писания четко говорит в Коране:
«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас [мусульмане] пища[4] людей Писания [иудеев и христиан], а ваша пища разрешена для них» (см. Св. Коран, 5:5).
Многие авторитетные ученые передают слова Ибн ‘Аббаса, согласно которым, под упомянутым в аяте словом «пища» подразумевается мясо животных, принесенных в жертву людьми Писания[5].
Все сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также исламские ученые первого поколения после Пророка были едины во мнении о разрешенности мяса, употребляемого христианами и иудеями[6].
Известно, что пророк Мухаммад не отказался от блюда из баранины, которым его угостила женщина-иудейка[7].
Также сподвижники Пророка, отправившиеся в Сирию, употребляли в пищу мясо, которым питались тамошние христиане, не видя в этом ничего предосудительного.
Ни один из богословов и исследователей не привел из жизни Пророка или его сподвижников ни одного примера, противоречащего вышесказанному, кроме случая с племенем бану таглиб[8]. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам ‘Али говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и о запрете женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них[9].
Отмечу, что большинство сегодняшних христиан таковы (подобны племени бану таглиб), поэтому их мясо, и в первую очередь магазинное, не дозволено для употребления. Таково мое, и не только мое, мнение. Мясники, совершающие забой, могут считать себя христианами, но зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют. Главное же то, что у современных христиан (всех направлений и течений) потерян ритуал заклания животного, в отличие от иудеев, которые очень трепетно и внимательно к этому относятся.
Если также принять во внимание тот факт, что в условиях современного светского государства разнообразные технологические способы забоя скота не учитывают религиозных канонов, отсутствует контроль за этим процессом со стороны религиозных общин (мусульманских, христианских, иудейских), то, безусловно, мусульманам недопустимо употреблять в пищу мясные продукты, продаваемые в магазинах и предлагаемые в заведениях общественного питания (ресторане, кафе), кроме тех случаев, когда устно или письменно оговаривается, что мясо соответствует иудейским (кошерное) или мусульманским (халяльное) каноническим требованиям.
В заключение стоит отметить, что в любой ситуации, когда есть выбор, верующий должен отказываться от употребления нехаляльных мясных продуктов. Если нет маркировки или заявления о том, что еда халяльная или кошерная, то она таковой от слова «бисмилля» не становится. К тому же при отсутствии в том или ином городе, регионе кошерного или халяльного мяса всегда можно заменить его рыбой[10], растительной белковой пищей или бобовыми. Покупая еду в ресторане или кафе, вы всегда можете выбрать немясные блюда (рыбные или вегетарианские).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В Священном Коране, последнем Божественном Откровении, Господь подтвердил ниспосланные Им ранее пророкам заповеди относительно ограничений в пище. Тора содержит упоминания о подобных запретах. В Коране это приняло окончательную форму до Конца Света.
[2] Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским.
На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог». Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
[3] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1770, хадис № 5498; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 777–784, хадис № 5498 и пояснение к нему.
Животное, мясо которого предполагается использовать в пищу, может быть заколото любым человеком, независимо от его национальной принадлежности или вероисповедания. Немусульманин так же, как и мусульманин, во время перерезания основных шейных артерий животного обязан произнести слова «бисмил-ля, аллаху акбар».
[4] Все богословы Ислама согласны (иджма‘), что в данном аяте под словом «пища» подразумевается именно мясо животных, ибо растительная и иная пища изначально не подпадает под коранический запрет. Исключением являются только шиитские богословы, считающие, что в аяте подразумеваются зерновые из-за их наиболее частого употребления. Мнение последних не нарушает общего согласия (иджма‘) ввиду недостаточной аргументированности. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 17. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230.
[5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 319.
[6] Там же. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 311.
[7] См.: аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 231; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
[8] См.: Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
[9] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 299, 323.
[10] Согласно мусульманским канонам, рыба не является мясом, и поэтому на нее правила относительно халяльности не распространяются.
Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть постоянно обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]». Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69.
В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка. См.: аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4. С. 204.
Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно. Считаю верным мнение, что все, постоянно живущее в воде и съедобное, является разрешенным (халяль).
Закланная пища Людей Писания: иудеев и христиан
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Шейх Юсуф аль-Кардави, в своей книге «Дозволенное и запретное в Исламе», отвечает на этот вопрос следующим образом:
«Как мы видим, Ислам проявляет строгость в деле заклания, уделяет ему серьезное внимание, так как арабы-язычники и приверженцы других религий возводили жертвоприношение в ранг поклонения, и даже более того, в ранг вероубеждений и религиозных канонов. Принося жертвы на языческих алтарях или произнося имена идолов при заклании, они тем самым поклонялись своим божествам. Ислам, отменив все это, вменяет в обязанность произносить только имя Аллаха при заклании, а также запрещает употреблять в пищу все, «что было заколото у жертвенников» и то, что «заколото не с именем Аллаха». Люди Писания, которые в своей изначальной основе являлись приверженцами единобожия, впоследствии заимствовали языческие убеждения через новообращенных христиан, которые полностью не смогли отказаться от своих недавних языческих представлений. Это послужило причиной того, что некоторые мусульмане стали полагать, что их отношения с Людьми Писания должны быть аналогичны их отношениям с язычниками. Однако Аллах разрешает мусульманам сотрапезничать с Людьми Писания, а также вступать с ними в родственные связи путем брака по женской линии:
«Сегодня дозволена вам вся благая пища. Дозволена вам пища тех, кому было ниспослано Писание и ваша пища им разрешена..» (Коран, 5:5).
Осталось только разъяснить несколько волнующих мусульман проблем:
1. Если Обладатель Писания не произносил при заклании другое имя помимо имени Бога, например имя Иисуса, то мясо заколотого им животного дозволяется в пищу. Если же он произнес другое имя, а не имя Бога, то, согласно точке зрения одних правоведов, мясо заколотого им животного запрещается в пищу, так как было произнесено «другое имя, а не имя Аллаха». Согласно же мнению других правоведов, такое мясо дозволено в пищу, ведь «Аллах дозволил нам его пищу, и он лучше знает, что говорят Обладатели Писания». Когда Абу Дарду (да будет доволен им Аллах) спросили о том, что можно ли употреблять мясо барана, которого закололи для церкви, он ответил: «Они – Люди Писания: их пища дозволена для нас и наша пища дозволена им», и повелел отведать его. Также спросили имама Малика о дозволенности мяса животных, заколотых для храмов иудеев и христиан в честь их религиозных праздников, он ответил: «Я не люблю его, но не запрещаю».
Мясо животных, убитых током
2. Обязательно ли способ заклания иудеев и христиан должен полностью совпадать с мусульманским способом заклания, которое совершается в области горла путем использования острого предмета?
Большинство правоведов считают это обязательным условием. Группа же ученых-маликитов вынесла решение (фатву) о том, что способ заклания иудеев и христиан не обязательно должен совпадать с мусульманским. Аль-Кади ибн Араби, комментируя аят суры «Трапеза», пишет: «Это неоспоримое доказательство в пользу того, что пища Людей Писания и их дичь, добытая путем охоты, входит в разряд благ, дозволенных нам Аллахом. И это – безусловное, абсолютное дозволение. Всевышний Аллах повторяет это дозволение еще раз только для того, чтобы отвести сомнения, навеянные неумными мыслями, следствием которых являются излишне растянутые рассуждения и возражения. Меня спросили: можно ли употреблять в пищу или приобретать в качестве пищи мясо курицы, убитую христианином, который свернул ей шею? И я ответил: ее дозволяется употреблять в пищу. Ведь эта курятина представляет собой его пищу и пищу его священников и монахов. И хотя у нас такой способ заклания не применяется, но ведь Аллах дозволил нам их пищу в безусловном смысле. Все, что они считают дозволенным в своей религии – то и дозволено для нас, исключая запрещенное Аллахом. Наши правоведы говорят: нам дозволено вступать с их женщинами в брачные отношения, и как же после этого не употреблять в пищу мясо заколотых ими животных, ведь трапеза ниже в вопросах дозволенности и запрета, чем брачные сношения».
Это решение вынес Ибн Араби. В другом месте он пишет: «То, что они употребляют в пищу без соблюдения заклания, например, путем удавления, размозжения головы (т.е. без намерения заколоть животное) и в виде мертвечины является запретным». Здесь нет противоречий между двумя высказываниями. Смысл сказанного сводится к следующему: мясо животных, заколотых правильно, согласно их точке зрения, является для нас дозволенным, и даже если такой способ заклания считается у нас неверным. Если же заклание животного было произведено, согласно их точке зрения, неправильно, то его мясо становится запретным также и для нас. Общее же для всех понимание заклания заключается в намерении умертвить животное с целью употребления его в пищу. Таково мнение группы ученых-маликитов. В свете сказанного мы можем вынести решение относительно импортируемого мяса христиан и иудеев, например, курятины или законсервированной говядины, т.е. животных, убитых током и подобными способами. Если они считают такой способ заклания дозволенным, то эта пища дозволена для нас в соответствии с общим смыслом аята Корана. Что касается импортируемого мяса из коммунистических стран, то употреблять его в пишу для нас запрещено, так как коммунисты, не являющиеся «Людьми Писания», отрицают все религии, не признают существование Аллаха и пророческих миссий.
Мнения правоведов относительно дозволенности мяса зороастрийцев разделились. Большинство запрещают употреблять его в пищу, так как они являются язычниками. Другие же считают, что их мясо дозволено, так как Пророк (мир ему) сказал: «Относитесь к ним, также как вы относитесь к Людям Писания», (хадис передал Малик и аш-Шафии). Что касается концовки этого хадиса: «не вступая в брак с их женщинами и не употребляя мясо их заколотых животных», то специалисты-хадисоведы считают ее недостоверной. Известно также, что в халифате с зороастрийцем взималась джизья (подушная подать) наравне с иудеями и христианами. Ибн Хазм в своей книге «аль-Махалли», в главе «Заклание» пишет: «Они являются Людьми Писания, и законы, применяющиеся по отношению к ним, должны во всем соответствовать законам, касающихся Людей Писаний». Нет сомнения в том, что мнение ибн Хазма заслуживает уважения, так как он является непререкаемым авторитетом в области знания хадисов, истории народов и религий. Аль-Багдади в своей книге «Разногласия религиозных течений» пишет, что зороастрийцы считают Заратуштру пророком. Это подтверждают и некоторые современные исламские ученые, как, например, Абдель-Калям Азед, специализирующееся на изучении древних культур. Согласно мнению Абу Ханифы, сабеи также являются Людьми Писания. Некоторые исследователи нашего времени причисляют к зороастрийцам и других язычников: брахманов, буддистов и им подобных, считая, что они также являлись Людьми Писания, которые с течением времени утратили свое Божественное Писание.
Принцип: не выяснять неопределенное
Мусульманин не обязан выяснять неопределенные для него моменты: каким образом происходило заклание, были ли соблюдены при этом все необходимые условия, было ли упомянуто имя Аллаха при заклании? Все, что было заколото руками мусульманина (будь он несведущим в делах религии, или будь он грешником), а также руками «Обладателей писания», то для нас является дозволенным. Когда Пророка (мир ему и благословение) спросили: что нам делать: люди к нам приносят мясо, но мы не знаем, было ли произнесено при заклании имя Аллаха или нет, он ответил:
«Произнесите имя Аллаха и ешьте» (передал аль-Бухари).
Основываясь на этом хадисе, правоведы говорят: это доказательство того, что изначально действия и поступки оцениваются положительно и верно, пока не появится обратное доказательство их неправильности и неверности.