мясо курбана как раздавать
The Council of Muslim Theologians
Исламский информационно-образовательный портал
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
Истинный смысл курбана
Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха
«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).
Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана
«У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).
Суннаты и адабы курбана
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»
«Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).
Ответы на вопросы относительно курбана
Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан айт). Что означает слово «курбан»?
На какой день в этом году выпадает Курбан айт?
Я слышал о посте перед Курбан-айтом, расскажите о нем
«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».
Мясо курбана как раздавать
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Правила и традиции курбана
Курбан-байрам (по ар.: Ид аль-Адха) – один из величайших праздников ислама. Арабское слово курбан происходит от корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с «приближением». Исходя из этого, становится очевидным, что сущностью праздника является не столько заклание жертвенных животных, сколько «приближение к Аллаху» посредством этого обряда. Не случайно Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Не важны Аллаху ни мясо, ни кровь животных – важна Ему лишь ваша богобоязненность» (сура «Аль-Хадж», аят 37).
История появления курбана уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом, мир ему (в Библии – Авраам), который почитается и иудеями, и христианами, и мусульманами. Как-то Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего старшего сына, Исмаила – мир им обоим. Подумав, что это наваждение от шайтана, он решил подождать, однако сон повторился и во второй, и в третий раз. После этого Ибрахим встретился со своим сыном и сказал ему: «Во сне мне был дан приказ принести тебя в жертву… Что ты думаешь об этом?». Исмаил, так же, как и его отец являвшийся пророком Аллаха, ответил: «О, отец мой, поступай так, как приказано тебе, и ты найдешь меня покорным, если это будет угодно Аллаху».
Исходя из этой истории, нельзя не сделать несколько важных выводов. Во-первых, это событие являет собой пример высочайшего смирения с волей Всевышнего Аллаха. Во-вторых, таким образом Аллах посрамил дьявола, который насмехался над людьми и заявлял, что они слабее его. Кроме того, важно понять, что Аллаху не нужны ни мясо, ни кровь животных, а в курбане нуждаются сами люди, поскольку они тратят свое имущество и время для того, чтобы приблизиться к Аллаху.
Паломникам, которые совершают хадж аль-ифрад, т.е. хадж без умры – малого паломничества совершение курбана является сунной, а для тех, кто совершает хадж аль-киран или хадж ат-таматту, это является обязательным (и в случае невозможности совершения курбана, он заменяется соблюдением поста).
Что касается тех, кто не совершает хадж, то по мнению Абу Ханифы, совершение курбана обязательно (ваджиб) для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного в день жертвоприношения. Согласно же имаму аш-Шафии курбан входит в категорию подтвержденной сунны (сунна муаккада).
В одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) говорится: «Лучшие из моей общины — это те, кто делает жертвоприношение, худшие — те, кто не делает». Таким образом, совершение этого обряда не является фардом (т. е. предписанным), но в то же время многие из мусульман хотели бы оказаться в числе лучших. Необходимо понимать и то, что есть и те, кто по разным причинам не в состоянии совершить данный обряд – очевидно, что их, конечно же, Пророк не имел в виду.
От имени одного человека (или семьи) курбан совершается в размере одного барашка (или козы), а верблюд или корова — от имени семи человек. Так, известно, что Посланник Аллаха велел каждым семерым входить в долю при заклании верблюдов и коров.
Время заклания наступает с появлением зари 10-го дня месяца Зуль-хиджа, но сам обряд совершается после проведения имамом праздничной молитвы. Пророк сказал: «Первое, с чего мы начинаем в этот день, — это молитва. Затем возвращаемся и совершаем курбан. Кто сделает это, тот совершит нашу сунну. А кто сделает раньше, то это будет всего лишь мясом, которое он преподнесет своей семье, совсем не относящимся к обряду жертвоприношения».
Мясо курбана употребляют в пищу и раздают другим, если есть собственный достаток; также его можно запасать. Совершающему курбан желательно поесть немного из мяса животного и накормить оставшейся частью других в качестве садака, т.е. благого деяния. Также известно, что Посланник Аллаха сказал: «Ешьте мясо курбана сами, раздавайте в качестве садака и кормите других». Таким образом, при возможности мясо курбана желательно разделить на три части: одну треть отдать в качестве садака, вторую треть использовать для угощения, и еще одну треть оставить про запас. Естественно, что при наличии большого количества гостей одной трети мяса для угощения не хватит, в связи с чем, все мясо может быть использовано и для угощения.
Допускается и такой вариант, при котором все мясо останется в доме (особенно, при малом достатке данной семьи). Это говорит о том, что раздача мяса – действие добровольное, хотя и крайне желательное. Раздавать мясо следует, прежде всего, нуждающимся для того, чтобы их положение было облегчено. Если же кто-то захочет продать мясо, с тем чтобы раздать в подаяние его стоимость, он не может этого сделать, а может только есть сам или кормить других.
Следует отметить, что мясом курбана разрешается кормить и представителей других конфессий. Таково мнение многих мусульманских ученых, в том числе и имама Абу Ханифы, а имам Малик говорил, что последователи других религий «при раздаче мяса нам предпочтительнее».
Самое большее по награде жертвенное животное — это большее по цене, а если два животных по цене равны, тогда наиболее мясистое. Если же они равны и в этом, то тогда приоритет отдается тому, которое имеет лучший вкус мяса.
При выполнении этого обряда существуют определенные правила, которых следует придерживаться:
1) Курбан совершается не человеку, а исключительно Всевышнему Аллаху (из-за чего фраза «совершаю жертвоприношение такому-то» является не верной). Таким образом, правильно следует говорить: «совершаю курбан Аллаху от имени такого-то, да будет Аллах этим доволен» или по-татарски: «Аллаһыга корбан кылдык ошбу кеше (здесь следует имя человека) тарафыннан, Аллаһ ризалыгы өчен».
2) Одним из распространенных в мусульманском мире способов совершения курбана является такая схема, когда один курбан (т.е. один барашек или седьмая часть коровы) делается от имени главы семьи (или же всей семьи). Можно совершить курбан и большим количеством животных, и это зависит уже от материальных способностей конкретной семьи. Разрешается совершать курбан и от имени других членов семьи, в первую очередь со стороны совершеннолетних, а затем уже детей. Не возбраняется делать этот обряд и от имени усопших родственников или близких, делая намерение «совершить курбан ради Аллаха от имени такого-то (умершего)» с тем, чтобы это было искуплением за его (усопшего) возможные грехи и ошибки. Однако при этом следует учесть, что если наследник покойного совершит курбан за него по его распоряжению, то наследник обязан раздать это мясо, не оставляя его своей семье. Если же он сделает это добровольно, то он может использовать мясо по своему усмотрению, также, как и в случае с обычным курбаном, поскольку такое жертвоприношение совершается из его собственности, хотя вознаграждение и посвящается усопшему.
3) Некоторые суждения, распространенные среди российских мусульман, являются не совсем четкими или же спорными с точки зрения шариата. Одним из них является мнение о необходимости совершать курбан от имени Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха). Хотя указание на это присутствует в сборнике хадисов имама ат-Тирмизи со ссылкой на халифа Али (да помилует его Всевышний), зятя Пророка, все же данный хадис не может служить основанием для обязательности такого действия — оно может быть лишь желательным.
4) Не совсем верное понимание сущности курбана приводит к смешению разных видов заклания. Хотя среди российских мусульман любое заклание жертвенного животного известно как «курбан», праздничный «Курбан» — приуроченный к празднику Курбан-байрам — проводится только в течение трех праздничных дней, начиная с первого дня праздника, что соответствует 10 числу месяца Зульхиджжа. Таким образом, курбан следует совершать в первый, второй или третий дни праздника (10, 11, 12-е дни месяца Зуль-хиджа), хотя с точки зрения некоторых ученых при неспособности совершить курбан в эти дни можно сделать его и в четвертый день, т.е. 13-го Зульхиджжа. В другие же дни заклание не будет тем курбаном, о котором говорил Пророк Мухаммад в соответствующих хадисах.
При совмещении с праздничным Курбаном других видов заклания, таких как назр (т. е. обет, обещание), акыка (посвященная рождению детей) или аш (приуроченный к проведению специального маджлиса, посвященного душам усопших) следует совершать несколько закланий. Тогда одно из них будет считаться именно праздничным Курбаном, а другое (или другие) станет одним из вышеприведенных видов заклания.
6) Следует отметить также и день, предшествующий празднику Курбан-байрам, т. е. 9-е число месяца Зульхиджжа. Он называется «день стояния на Арафате», т. к. в этот день паломники, совершающие хадж, проводят его в долине горы Арафат. Про этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «По поводу поста в день Арафата, поистине, я считаю, что Аллах очистит от грехов (того, кто держит пост в этот день) за весь прошлый год и за будущий». Пост в этот день не является обязательным, хотя награда за него огромна. Пост в этот день желательно соблюдать всем, у кого есть возможности для этого, кроме совершающих хадж.
Подытоживая все сказанное, следует отметить то, что Курбан-байрам (Ид-аль-Адха) — является одним из величайших праздников ислама. Это связано и с историей его возникновения, и с пользой, которую он приносит ежегодно, не только очищая души и имущество верующих от грехов и ошибок, накопленных в течение года, но и предоставляя возможность нуждающимся получить столь необходимую им гуманитарную помощь.
Составлено на основе книги известного ученого А.Тахмаза «Ханафитский фикх»
выпущенной в свет ИД «Медина» в рамках серии «Ханафитское наследие»
Курбан (жертвоприношение) — его правила, суннаты и адабы
Курбан (жертвоприношение) – это одна из характерных черт нашей исламской религии. Оно было предписано Аллахом Тааля как одно из средств приближения к Нему, а также чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего отца Ибрагима (мир ему). Аллах послал Своему пророку множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец настало время для последнего – очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца. Ибрагиму (мир ему) был дарован ребенок – долгожданный сын – в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрагиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было повелено пожертвовать своим сыном. Ибрагим (мир ему) ни на мгновение не поколебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.
Всевышний Аллах описал в Коране жертву отца и сына в следующих словах:
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ
وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ
قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ
إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ
А когда же он [Исмаил] достиг (такого возраста) чтобы (уже) (ходить и) работать вместе с ним [наравне с отцом], он [пророк Ибрахим] сказал (ему) (однажды): «О, сынок мой! Поистине, я вижу во сне (откровение), что закалываю тебя в жертву, и посмотри же, что ты думаешь». Он [Исмаил] сказал (чтобы обрести довольство своего Господа и желая помочь отцу исполнить его обязанность перед Аллахом): «О, отец мой! Делай, что тебе повелено (Аллахом); (и) ты найдёшь меня, если пожелает Аллах, из (числа) терпеливых».
И когда они оба [пророк Ибрахим и его сын Исмаил] предались (Аллаху) и (тогда Ибрахим) уложил его [своего сына] лбом (на землю, чтобы принести его в жертву), и (в этот момент) Мы воззвали [обратились] к нему (в тот трудный для него момент, когда он уже прикоснулся ножом к шее своего сына): «О, Ибрахим, (остановись)! 105. Ты уже (выполнил то, что тебе было повелено) и (уже в действительности) увидел истинность сна». (И Аллах Всевышний дал ему барана, которого он и принёс в жертву Аллаху.) Поистине, Мы так вознаграждаем искренне добродетельным!
Поистине, это [принесение в жертву собственного сына] – явное испытание. (37:102-106)
Истинный смысл курбана
Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль-Адха. И мы должны спросить себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывал курбан как часть шариата нашего отца Ибрагима (мир ему) (Тирмизи, 883) и его сунну (Маджма аз-Заваид, 5593). Ибрагиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрагима (мир ему) – когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрагим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, — касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.
Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).
Существуют особые награды, которые обещаны за действия, совершаемые в особые дни. Жертвоприношение в день Курбана – это одно из таких действий. Это самое любимое для Аллаха деяние в этот день и поэтому наиболее вознаграждаемое. Так что курбан следует совершать с радостным сердцем (а не считать тягостью), поскольку в нем содержится только благо и добро.
Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана
За совершение курбана каждому верующему обещана большая награда (как передается в хадисах), но за пренебрежение этим действием (для тех, кому оно обязательно) также существуют серьезные предупреждения. Если курбан обязателен для человека, но он пренебрегает его совершением, он становится грешником перед Аллахом Тааля.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).
Суннаты и адабы курбана
1.В день Ид аль-Адха самое лучшее и любимое для Аллаха деяние – это пролитие крови жертвенного животного (Тирмизи, 1494).
2.Перед принесением жертвы, равно как и во время принесения жертвы, нельзя плохо обращаться с животным, причинять ему боль – наоборот, нужно делать это максимально безболезненно для животного (Муслим, 1955).
3. Если у человек есть (лишние) средства, будет желательным (мустахаб) совершить курбан ради Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его сподвижников и праведников нашей уммы (Тирмизи, 1495).
4. Человеку следует поспешить с исполнением обязательного курбана. За совершение курбана в первый день обещано больше награды, чем за курбан во второй день, а за совершение курбана во второй – больше, чем в третий день праздника (Тирмизи, 1521).
5. Считается Сунной не есть ничего утром праздничного дня. Желательно, чтобы первой пищей, которую человек съест в этот день, было мясо его жертвенного животного (Ибн Маджа, 1756).
6. Не дозволяется держать пост в 10-ый, 11-ый, 12-ый и 13-й дни месяца зуль-хиджжа (Муснад Ахмад, 20722).
7. Для жертвоприношения следует выбирать самое лучшее животное – какое только вы можете позволить по своим средствам. Самое здоровое и красивое животное принесет тому, кто его пожертвовал, бОльшую награду в Судный день (Ибн Маджа, 3122).
8. По возможности желательно самому вырастить/откормить животное для жертвоприношения (Бухари, 5553).
9. Если человек умеет это делать, считается Сунной самому принести свое животное в жертву. Если такой возможности нет, желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении своего животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1662).
10. Женщина также может сама забить собственное животное (если при этом нет опасности смешения полов).
11. Нельзя забивать одно животное на виду у другого.
14. Следует привести животное на место убоя без насилия, не следует тащить животное силой (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1664).
15. Следует уложить животное на левый бок, повернув его в сторону кыблы (Базлюль-маджхуд, т.4, с. 70) (Тирмизи, 1494).
16. Не следует снимать с животного шкуру, пока оно совершенно не остынет, и в его теле не останется признаков жизни (Шами, т.6, с. 296).
18. Во время забоя следует произнести следующие слова:
Бисмиллях, Аллаху акбар!
19. Если произнесение имени Аллаха будет упущено намеренно, мясо такого животного становится запретным (харам).
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»
21. Желательно поесть мяса забитого животного и угостить других. Однако, дозволяется полностью раздать мясо курбана нуждающимся. Самым лучшим будет разделить его мясо на три части: первую употребить для нужд своей семьи, вторую – раздать друзьям и родным, и третью – раздать бедным и нуждающимся (Алямгири, т.5, с. 300).
22. Передается в хадисах, что самое лучшее деяние в день Курбана – это пролитие крови. Однако, передается, что еще бОльшей награды заслужит тот человек, который этот день посвятит упрочению уз родства. Так что вместе с обязательностью жертвоприношения нам следует постараться укреплять семейные узы в этот день.
Ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил в день Ид аль-Адха: «Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).
Ответы на вопросы относительно курбана
Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Что означает слово «курбан»?
Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.
На какой день в этом году выпадает Курбан-Байрам?
В этом году праздник жертвоприношения Курбан-Байрам выпадает на 1 сентября.
Я слышал о посте перед Курбан-Байрамом, расскажите о нем.
Первая декада – первые 10 дней — месяца Зуль-хиджжа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать пост в день Арафа, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (23 сентября, среда).
Однако, нельзя держать пост в праздник и следующие три дня после него.
В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».
Для кого курбан является обязательным?
Согласно ханафитскому мазхабу, курбан обязателен для здорового (находящегося в здравом уме) и совершеннолетнего мусульманина, который обладает нисабом (минимальным имущественным порогом, обладание которым делает закят обязательным) к моменту наступления дня Ид (Шами, т.6, с. 312, Алямгири, т.1, с.191).
Курбан будет обязательным для мусафира (путника)?
Курбан не обязателен для мусафира (Шами, т.6, с. 313).
Будет ли действителен обязательный (ваджиб) курбан, если он совершается от имени кого-то без его согласия?
Обязательный курбан не будет действительным (Бадаи ас-санаи, т.5, с.67; Шами, т.6, с.315).
Если бедный человек, для кого курбан не является обязательным, приобретет животное, станет ли курбан обязательным для него?
Курбан станет обязательным для него (Шами, т.5, с.478).
Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху, который совершается в память о жертве Ибрагима (мир ему) и покорности Исмаила (мир ему). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.
Время совершения курбана
Когда наступает время принесения жертвы?
Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня зуль-хиджжа и продолжается до окончания 12-го числа месяца зуль-хиджжа (Алямгири, т.5, с.296).
Разрешается совершить курбан до времени праздничной молитвы Ид?
Не разрешается совершать курбан до праздничной молитвы в городах, но разрешается в деревнях и на фермах, где не читается праздничный намаз. Там можно совершить курбан сразу после рассвета (Шами, т.6, с. 318).
А если человек, который живет в городе, приобретет животное на ферме, и его забьют там же до праздничной молитвы, будет ли его курбан действительным?
Его курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 318).
Можно совершать курбан ночью?
Если он будет совершаться в хорошо освещенном месте, где нет опасности заблудиться, курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 320; Алямгири, т.5, с. 296).
Животные для курбана
Каких животных можно приносить в жертву?
Коз, овец, буйволов, коров, быков и верблюдов можно приносить в жертву на курбан. Но кроме этих, никаких других животных нельзя приносить в жертву на курбан. (Алямгири, т.5, с.295).
Сколько человек могут принести в жертву быка, корову, буйвола или верблюда?
Этих животных могут принести в жертву семь человек – то есть, в курбане могут быть до семи частей (участников) (Алямгири, т.5, с. 296).
Барана или козу каждый человек приносит в жертву от себя.
Можно ли принести в жертву кастрированное животное?
Да, это разрешается. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).
Какой возраст должен быть у животных, чтобы курбан был действительным?
Козам и овцам должно быть не меньше года. Однако, если шестимесячная овца будет напоминать (по виду, по размеру) годовалую овцу, курбан будет действительным. Быки, коровы, буйволы должны быть не моложе двух лет. Верблюдам должно быть не меньше пяти лет (Шами, т.6, с.321).
Можно ли принести в жертву беременное животное?
Да, это дозволяется (Алямгири, т.5, с.302).
Что следует сделать с детенышем (которое находилось внутри беременного животного) в таком случае?
Его следует также принести в жертву. Если оно не будет принесено в жертву в течение дней Ид, тогда его следует живым отдать в виде милостыни (Алямгири, т.5, с. 302).
Дефекты жертвенных животных
Животные, предназначенные для курбана, должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:
Если животное ослабело от голода, оно подходит для курбана?
Если животное достаточно сильное, оно подходит для курбана. Если оно сильно ослабело от голода, его не подходит для жертвоприношения (Шами, т.6, с. 323).
Для курбана было приобретено здоровое животное. Однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?
Такое животное приносить в жертву нельзя (Шами, т.6, с. 325).
Если бедный человек приобрел здоровое животное без дефектов для курбана, однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?
Бедный человек может забить такое животное для курбана (Шами, т.6, с.325).
Можно ли принести в жертву животное с дефектом зрения?
Если у него потеряно более одной трети зрения (слепота на один или оба глаза), его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с. 297).
Если у животного оторваны хвост или ухо, его можно приносить в жертву?
Если более одной трети хвоста или уха животного оторваны или отрезаны, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.297).
Если животное хромает на одну ногу, можно ли его использовать для курбана?
Если оно ходит только на трех ногах, не опираясь на хромую ногу, его нельзя приносить в жертву. Однако, если оно может опираться на хромую ногу, его можно использовать для курбана (Шами, т.6, с.323).
Можно ли приносить в жертву слабое животное?
Если оно очень слабое, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.298).
Можно ли использовать животное, у которого нет зубов?
Если у него нет зубов, так что оно не может жевать, его нельзя использовать. Однако, если оно в состоянии жевать пищу, оно подходит для курбана (Алямгири, т.5, с.298).
Можно ли использовать животное, которое родилось без ушей?
Такое животное использовать нельзя (Шами, т.6, с.324).
Можно ли использовать животное, у которого обломан рог?
Если рог отломан под корень, его нельзя приносить в жертву. Если он сломался не до основания (не под корень), его можно принести в жертву (Алямгири, т.5, с.297).
Мясо и шкура жертвенного животного
Что следует сделать с мясом жертвенного животного?
Его можно употребить для своих нужд, разделить со своей семьей, друзьями и т.д. Но более предпочтительным будет отделить одну треть для неимущих (Алямгири, т.5, с.300).
Что следует сделать со шкурой жертвенного животного?
Человек может использовать ее для своих нужд. Также можно подарить ее или отдать как милостыню (Шами, т.6, с. 327; Алямгири, т.5, с.300; Маджма аз-Заваид, т.4, с.174).
Можно ли продать шкуру животного?
Можно, но деньги нужно раздать в качестве милостыни (Алямгири, т.5, с.301).
Можно ли дать мясо курбана тем, кто помогал снимать шкуру с животного (и потрошить его), в качестве вознаграждения?
Нет, не дозволяется отдавать мясо в качестве вознаграждения тем, кто помогал снимать шкуру с животного и т.д. в качестве вознаграждения (Шами, т.6, с. 328).
Можно ли отдавать мясо курбана немусульманам? Некоторые утверждают, что его можно давать только мусульманам, а некоторые считают, что можно давать и мусульманам, и немусульманам.
Допускается раздавать мясо курбана немусульманам. Раздача мяса курбана не ограничивается одними мусульманами (Муфтий Ибрахим Десаи)