мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Высоцкий. Глава 136. Как Высоцкий сыграл и не сыграл волка

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Тренер по фигурному катанию Галина Титова, Владимир Высоцкий, тренер Эдуард Плинер, старший тренер сборной Владимир Садиков и команда фигуристов «Буревестник» из Москвы. Северодонецк, Ледовый дворец спорта, 21-24 января 1978 года. Фото Евгения Коробкина

Владимир Высоцкий ассоциируется у нас с песней, гитарой, поэзией, театром, кинематографом.
Он участвовал в радиоспектаклях и даже писал прозу. Но очень редко мы вспоминаем работы Высоцкого в мультипликации. А такой опыт у него тоже был, и некоторые подробности нашего рассказа для многих наверняка окажутся неожиданными.

Вообще можно сказать, что творческий путь Высоцкого начался именно с мультипликации.
Другое дело, что его первая роль была в массовке студентов, поющих хором, но, тем не менее, факт остается фактом: голос Высоцкого впервые прозвучал на всю страну в мультфильме «Чудесница», вышедшем на экраны в 1957 году.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Владимир Высоцкий на теплоходе «Аджария», октябрь 1969 года. Фото Марка Ганкина

Мультфильм был не детский – это подчеркивалось.
Предназначался он взрослым и был своеобразной агиткой, пропагандирующей кукурузу – Никита Сергеевич Хрущев уже превратил эту сельскохозяйственную культуру в мем, даром что в те времена такого слова еще не знали.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Никита Хрущев

Режиссером «Чудесницы» был классик советской мультипликации, один из ее пионеров, Александр Иванов.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Александр Иванов

Помогал ему тогда еще не знаменитый Вячеслав Котёночкин.
Картина получилась неплохой, но был в «Чудеснице» совершенно гвоздевой эпизод. По этому эпизоду мультфильм до сих пор и вспоминают. Именно в этом эпизоде и звучит в общем хоре голос Владимира Высоцкого. Знаменитая «Песня сорняков»: слушать

Текст простецкий, но хулиганистый, а манера исполнения вроде бы блатная, но чем-то напоминает и рок-н-рольную, то есть по тем временам излишне фривольную.
Голос* солиста вы, конечно, узнали – это Георгий Вицин, а Высоцкий вступает там, где Сорняки грозятся:
Мы овёс, пшеницу сгложем,
Кукурузу уничтожим,
На полях останется труха!

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Георгий Вицин на озвучании, 70-е годы. Фото А.Агеева

Текст сочинил автор сценария Лев Позднеев – человек, как говорят, весьма острый на язык.
А «Чудесница» впоследствии удостоилась в 1958 году премии первого Московского кинофестиваля и даже международные призы получала.

Следующее, если так можно сказать, появление Высоцкого на нарисованном мультипликационном экране состоялось в 1967 году, то есть через десять лет после «Чудесницы».
И был тогда Владимир Семенович уже не зеленым студентом, а ведущим актером Театра на Таганке, снялся у Станислава Говорухина в «Вертикали», а песни Высоцкого уже пели по всей стране. Возможно, поэтому авторы мультфильма «Шпионские страсти» выбрали для иллюстрации именно голос Высоцкого, уже неплохо узнаваемый публикой.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Одесса, съемки «Вертикали», ноябрь 1966 года

«Шпионские страсти» – тоже мультфильм для взрослых.
Пародия на все детективы сразу – и наши, и заграничные. Режиссером был Ефим Гамбург, прославившийся впоследствии такими хитами, как «Голубой щенок» и «Пес в сапогах», а сценарий написал Лазарь Лагин – автор легендарного «Старика Хоттабыча».

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Ефим Гамбург

О своем участии в этой затее Высоцкий, скорее всего, даже не знал.
В те времена на некоторые вещи смотрели проще – и голос Высоцкого, и песню в его исполнении использовали без спросу. А есть даже конспирологическая теория, что сделано это было намеренно. Чтобы представить Высоцкого в негативном свете. Ведь песню «Очи черные» поет сомнительная певичка в ресторане. И не просто певичка, а иностранный агент, который, точнее, которая, вербует «Вольдемара, сына шофера Колычева, стилягу и тунеядца»: слушать

Голос Высоцкого здесь явно ускорен – это распространённый прием в анимации.
А сам фрагмент длиной в полминуты начинается с середины слова. Но нам сегодня нетрудно послушать этот же фрагмент с нормальным звучанием и услышать натуральный голос Владимира Семеновича: слушать

Что касается мысли, будто голос Высоцкого специально использовали в шпионско-ресторанном контексте как неблагонадежного исполнителя, подающего плохой пример молодежи и превращающего парней в тунеядцев и изменников Родины, то, наверное, все же не стоит искать подтекстов там, где их нет.
Высоцкий пережил за свою короткую жизнь немало гонений и несправедливости, но это все-таки не тот случай.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Северодонецк, Ледовый дворец спорта, 24 января 1978 года. Фото Владимира Шуранова

А вот где ему реально пришлось столкнуться с предвзятым отношением к себе – так это во время работы над главным советским мультсериалом «Ну, погоди!».
Точнее, работы никакой и не получилось. Вячеслав Котеночкин к тому моменту был уже не только художником-мультипликатором, но и режиссером «Союзмультфильма». «Ну, погоди!» станет делом его жизни и вообще будет, наверное, самым популярным отечественным мультфильмом.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Вячеслав Котёночкин

И актером, который должен озвучивать Волка, Котёночкин хотел видеть Владимира Высоцкого.
Он встретился с ним прямо в театре на Таганке, предложил озвучить роль Волка, но Высоцкий сперва отказался, сославшись на занятость. Котёночкин все-таки попросил подумать, оставил свой телефон и сценарий, чтобы Высоцкий мог его почитать.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Вячеслав Котёночкин, 70-е годы

И Высоцкий прочитал.
Идея привела его буквально в восторг, и он не просто согласился озвучить Волка, а сказал, что непременно должен написать для Волка песню. Но это был уже 1969 год – и в это время Высоцкий совершенно точно попал в число нежелательных артистов. А тут еще на комсомольском пленуме какой-то функционер помянул его некстати недобрым словом. И Владимира Высоцкого не утвердили. Не утвердили на роль нарисованного Волка! Впрочем, без участия Владимира Семеновича первая серия «Ну, погоди!» не обошлась. Когда Волк лезет по веревке на балкон к Зайцу, а тот веревку случайно перерезает ножницами, звучит всем известный мотив: слушать

А уже в 10-м выпуске Волку в больнице снится, как Заяц под ту же мелодию лезет к нему на балкон, а Волк перерезает не ту веревку – и на него падает строительная люлька с Бегемотом.

У Волка по сценарию и слов-то вроде бы нет, кроме коронной фразы «Ну, Заяц, погоди!».
Впрочем, с Высоцким это, возможно, была бы уже и другая роль с другими словами. Но, так или иначе, с образом Волка ассоциируется Анатолий Папанов. Со своей работой Анатолий Дмитриевич справился великолепно. И другого голоса у Волка, кроме голоса Папанова вроде бы невозможно представить…

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Клара Румянова и Анатолий Папанов на озвучании мультфильма «Ну, погоди!»

Кроме голоса Высоцкого.
Не нужно особенно напрягать фантазию, чтобы вообразить, как эти же слова с похожим тембром мог бы произносить и Владимир Семенович. Как знать, может быть, кроме Жеглова был бы в его творческой коллекции и другой бессмертный персонаж.

Ну а мы сейчас послушаем «Песню о друге» из кинофильма «Вертикаль» – целиком, чтобы не ограничиваться сегодня только художественным свистом.

По иронии судьбы, Волка Высоцкому все-таки озвучить удалось.
Только не нарисованного, а кукольного. В 1973-1974 годах Творческое объединение «Экран» выпустило целый мультсериал из 10 серий «Волшебник Изумрудного города»: слушать

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Обратите внимание на тембр.
Ведь как он похож на голос Папанова из «Ну, погоди!». В сказке «Волшебник Изумрудного города», которая и легла в основу сериала, такого персонажа как Волк нет. Его придумали сам Высоцкий и режиссер Юрий Боголюбов. Идея поработать с Высоцким у Боголюбова была давно. К тому же он дружил с Вениамином Смеховым, который озвучивает в фильме злую волшебницу Бастинду: слушать

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Голос Вениамина Смехова не очень узнаваем, да и Высоцкого узнает не каждый.
Потому что здесь был снова применен тот же мультипликационный прием, когда голоса артистов ускоряются или замедляются, чтобы придать им «сказочное» звучание.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов в поэтическом представлении Театра на Таганке «Антимиры», 1975 год

Кстати, непосредственно на озвучке артисты вместе даже не пересекались.
Все фрагменты записывались отдельно. Там же еще и Валерий Золотухин озвучивал роль Гудвина. Получилось целое трио звезд Таганки. А персонаж Высоцкого появляется только в единственной серии, 4-й. Волк – слуга Бастинды, и в других эпизодах ему делать уже нечего: слушать

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Для Высоцкого это был первый и единственный опыт озвучания мультипликационного фильма.
Работа очень специфическая, сильно отличающаяся, например, от озвучки или дубляжа художественных фильмов. Но Высоцкий справился на пять баллов. Его Волк получился фактурным, характерным – и голос Владимира Семеновича очень подошел кукольной фигурке на коротких лапках, в панамке и с ружьем. Его Волк с одной стороны страшный, с другой трусоватый. А в целом довольно забавный: слушать

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

В сериале «Волшебник Изумрудного города» Волк, то есть Высоцкий песен не поет.
Хотя была версия, что именно он написал Песню Бастинды. Высоцкий действительно писал для этой песни текст, но уже по наброскам стало понятно, что песню с таким текстом никакая цензура не пропустит:
Удалось добиться мне
Что теперь в моей стране,
Ни воды не существует, ни травы,
Я душой не покривлю,
Если снова повторю –
Слишком хорошо живёте вы.

Текст в итоге сочинял поэт Леонид Дербенев.
Песня у него получилась тоже запоминающаяся, но все-таки без социальных подтекстов.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

А с песнями и мультфильмами у Высоцкого вышла еще одна, неожиданная история.
Которую он несколько раз рассказывал на концертах. Северодонецк, 25 января, 1978 года, день сорокалетия Высоцкого:

Мультфильм, о котором говорил Высоцкий, назывался «Умно село», режиссер Доньо Донев, 1972 год.
И, честно говоря, ничего общего с песней Владимира Семеновича там нет, кроме действительно большого количества змей. Зато ни одного мангуста. Возможно, Высоцкий что-то недопонял. Быть может, вообще рассказывал с чужих слов, но и сегодня часто приходится читать, что в Болгарии еще в 1972 году сделали мультфильм по песне Владимира Высоцкого.

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных и Александра Ковановского.

Мультипликационная страничка в творческой биографии Владимира Высоцкого получилась совсем короткой, но даже она все равно вышла по-своему любопытной и неординарной.
Как и все, чем занимался и за что брался Владимир Высоцкий.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха
Северодонецк, Ледовый дворец спорта, 24 января 1978 года. Фото Владимира Шуранова

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Константин Семынин, «Ну, Высоцкий, погоди, или Шпионские страсти актёра»;
– Владимир Тимошенков;
– Костюкевич М. «Кто сказал: «Ну, погоди!» // газ. «Московский комсомолец» Челябинск. 1999 г. №47. 25 ноября — 2 декабря».

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Мультфильм «Умно село»


Памяти Владимира Высоцкого — песочная анимация «Купола» (Ксения Симонова)

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Дорогие участники, спонсоры и друзья проекта «Один Высоцкий»!

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Мы рады сообщить вам, что завершена верстка всех ста Глав, которые входят в наше мультимедийное издание.
В ходе этой работы мы не просто переносили на бумагу то, что звучало по радио – были исправлены ошибки и неточности, добавлена новая информация, появившаяся уже после выхода программ в эфир.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Теперь у нас есть полностью записанный звук и практически готовая «книжная» версия.
Остается завершить работу над электронной версией, которая тоже не будет просто копией нашего блога на сайте «Эха Москвы», поскольку и в ней должны быть учтены все изменения и дополнения, внесенные в книгу.

мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Еще раз спасибо за помощь и терпение!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

Источник

Мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

публикуется впервые – 4.11.2013 г. (дополнена 6.11.2013 г.)

Владимир Высоцкий в мультипликации

Дебют Владимира Высоцкого в мультипликации состоялся в 1957 году. В начале 2000-х гг. об этом написал ныне уже не существующий дагестанский интернет-сайт Махачкала-City. *1 По данным авторов сайта, в конце 50-х годов, одновременно со съёмками в эпизоде кинофильма «Сверстницы» Высоцкий озвучил мультфильм о «Кукурузе – царице полей».

Информация приводилась не совсем точная. Фильм режиссёра В. Ордынского «Сверстницы», в котором Высоцкий дебютировал в кино, снимался в 1959 году, а в 1957-м режиссёр А.Иванов создал музыкальный мультипликационный фильм «Чудесница», пропагандирующий преимущества и полезные свойства кукурузы. Но действительно ли там звучал голос Высоцкого?

Оказывается, да! Это подтвердила Л.Абрамова, вторая жена поэта: «Это был страшно популярный фильм, такая лихая мультяшка с пляшущими кукурузными початками. Там был эпизод с хором сорняков, которые распевали:
Мы овёс, пшеницу сгложем,
Кукурузу уничтожим,
На полях останется труха!
Ха-ха!
Вот в этом хоре один из голосов – это голос Владимира Семёновича». *2

Думается, уместно будет привести здесь полностью оба куплета песни, поскольку до сих пор этот текст в литературе, посвящённой Высоцкому, не публиковался. Хоть он и, мягко говоря, незамысловатый, но всё же это была первая прозвучавшая с экрана песня, в записи которой принимал участие Владимир Высоцкий.

Нас нигде не сеяли, не жали,
Ха-ха!
Хлеборобы нас не уважали,
Ха-ха!
Мы себя повсюду сеем,
Чтоб лентяям, ротозеям
На полях осталася труха!
Ха-ха!
Мы красавцы ростом велики,
Ха-ха!
Бравые ребята сорняки,
Ха-ха!
Мы овёс, пшеницу сгложем,
Кукурузу уничтожим,
На полях останется труха!
Ха-ха!

Музыку к «Чудеснице» написал А.Варламов, имя автора стихов в титрах фильма отдельно не указано, но, оказывается, они принадлежат Льву Позднееву – автору сценария и художнику-постановщику этой ленты. Информация об авторстве содержится в воспоминаниях Юрия Прыткова, одного из старейших художников-мультипликаторов студии «Союзмультфильм»:

«Интересным человеком был художник Лев Позднеев. С его язычка иногда срывались очень острые каламбуры. Лёва написал несколько сценариев в стихотворной форме. По его сценарию был снят мультфильм «Чудесница», где речь шла о кукурузе, любимой сельскохозяйственной культуре Н.С. Хрущёва. Особенно удался озорной эпизод с сорняками, блистательно выполненный мультипликатором Б.П. Дежкиным. Под блатной мотив сорняки лихо танцевали и пели». *3

Ровно через десять лет Высоцкий снова пел в мультипликационной ленте – его голос звучал в фильме «Шпионские страсти» (режиссёр Е.Гамбург, 1967 г.). Там ресторанная певица голосом Высоцкого исполняет «Очи чёрные». Скорость звучания намеренно убыстрена, но всё же это не была запись, сделанная специально для мультфильма, – режиссёр использовал фонограмму, известную коллекционерам под названием «Очи чёрные».

Долгие годы среди высоцковедов считалось, что Высоцкий принимал участие в создании мультфильма «Мистерия-Буфф», снятом на киевской студии в 1969 году. Это мнение опроверг сам режиссёр фильма Д.Черкасский, сказавший в беседе, что «тексты для этого мультфильма записывали все актёры Театра на Таганке, кроме Высоцкого, которого тогда не было в городе». *4

А мог бы голос Высоцкого прозвучать и в самом известном советском мультипликационном фильме «Ну, погоди!». Режиссёр картины Вячеслав Котёночкин сразу имел в виду Высоцкого, когда придумывал своего Волка.

«Я приехал перед спектаклем, – рассказывал режиссёр. – Встретились. Он стал отнекиваться: «Что ты, у меня сейчас репетиции, а тут куда-то ехать. Не могу». Я говорю: «Ты всё-таки почитай сценарий, у тебя там только два слова. На обороте есть мой телефон». Утром (в 8 часов!) звонит: «Слушай, я прочитал. Блеск! Только у меня одно условие: я напишу песню Волка»». *5

Однако Высоцкого не утвердили. Это же представить только: не утвердили озвучивать роль Волка! Правда, основания были «серьёзные». На прошедшем незадолго до начала работы над первой серией «Ну, погоди!» Пленуме ЦК ВЛКСМ Высоцкого кто-то назвал «одиозной фигурой». Этого оказалось достаточно.

«Если бы тридцать лет назад я начал работать над фильмом «Ну, погоди!» с Высоцким в роли Волка, то это было бы совсем другое кино. И нет вопроса – хуже или лучше. Просто совсем другой фильм. Просто ещё раз подтвердилось, что мультипликационное кино – тоже игровое», – писал В.Котёночкин. *6 мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

В 1974 г. режиссёр игрового кино А.Боголюбов дебютировал в мультипликации, причём дебютировал сразу с двумя сериями в многосерийном фильме «Волшебник Изумрудного города». Как рассказал мне бывший режиссёр-мультипликатор В.Токмаков, Боголюбов дружил с таганским актёром В.Смеховым. Он пригласил Смехова на озвучивание большой роли злой волшебницы Бастинды, а тот, в свою очередь, не забыл о Высоцком, и позвал его.

Любопытно, что в сказке А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» персонажа Высоцкого – Волка, слуги Бастинды – нет. По словам А.Богомолова, «весь этот образ придумал Высоцкий, придумал прямо сходу. Манеру мы уже построили на основе его придумок». *7 мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Смотреть картинку мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Картинка про мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха. Фото мы овес пшеницу сгложем кукурузу уничтожим на полях останется труха

Роль получилась интересная: вид у Волка очень напуганный, хоть в руках у него ружьё, и вообще он очень хорохорится. Как-никак, – служит у всесильной волшебницы (которую величает «по титулу» – «Ваша подлость»). На мой взгляд, Высоцкий с задачей справился, особенно если учесть его неопытность в мультипликационном кино, где всё делается наоборот. Сначала актёры озвучивают текст, а уж потом художники-мультипликаторы рисуют или «водят» перед камерами фигурки, к голосам подходящие. Звукооператоры могут путём проигрывания плёнки на разной скорости подобрать наиболее подходящий тембр голоса. (Так, кстати, в знаменитом сериале режиссёра Ф.Хитрука о Винни-Пухе «ускорили» голос Е.Леонова). Именно по этой причине – голос Высоцкого звучит чуть быстрее, чем в жизни, – многие и не догадываются о его участии в «Волшебнике. «

Персонаж Высоцкого появляется лишь в одной, 4-й, серии мультфильма, которая называется «Королевство Бастинды». В этой же серии волшебница Бастинда поёт песню «Все озёра и пруды я оставлю без воды. «. Долгие годы считалось, что песня написана Высоцким. Опроверг это заблуждение ещё в 1978 году. сам Владимир Семёнович, беседуя с коллекционерами его записей Б.Акимовым и О.Терентьевым. Приведу отрывок из фонограммы беседы:

Любопытно, что Б.Акимов продолжал настаивать: «Нет, скорее всего, всё-таки Вы! Там же и в титрах было!» (В титрах, между прочим, сказано, что использованы стихи Л.Дербенёва, – М.Ц.)

Через много лет оказалось, что Высоцкий действительно писал «Песню Бастинды». Об этом мне рассказал уже упоминавшийся А.Богомолов:

«Володя начал с того, что написал мне какой-то текст. А на студии за головы схватились: «Нет, ничего этого не будет!» Потом Лёня Дербенёв переписывал тексты, потому что. – ну представите себе, по тем временам, как это было. В песне, которую пела Бастинда, были такие слова:
Удалось добиться мне
Что теперь в моей стране,
Ни воды не существует, ни травы,
Я душой не покривлю,
Если снова повторю –
Слишком хорошо живёте вы.
Вот такой текст в то время. Вы можете себе представить, какой был скандал?» *8

В болгарском мультфильме «Умное село» («Умно село»), снятом режиссёром Доньо Доневым в 1972 г., Высоцкий никаким образом не участвовал, но однажды в концерте сказал следующее:

«Когда я написал эту песню, это прошло довольно уже много времени. Я её перестал петь, и её услышали ребята, болгары, кинематографисты, тут были, и почему-то они пришли в неописуемый восторг. Я им сначала это. этого даже не понял, чему тут сильно восторгаться. Вот. Но они что-то в этом увидели. И потом вдруг через несколько лет я смотрю картину мультипликационную, где точно абсолютно сюжет этой песни. Вот такой вот круговорот: сначала, значит, это, потом мангустов истребят, опять змеи, и так далее, опять мангусты, и. и так далее». *9

Есть у меня серьёзное подозрение, что Высоцкий сам этого мультфильма не видел, а судил с чьих-то слов, потому что даже с натяжкой нельзя сказать, что сюжет фильма соответствует сюжету песни. Мультфильм начинается с того, что в селе заводятся змеи, причём в таком количестве, что жителям остаётся только сидеть на крышах. Наконец, кому-то приходит в голову мысль привезти в село ежей, чтобы те расправились со змеями.

Сказано – сделано. Ежи уничтожили змей, но их стало так много, что жителям опять-таки пришлось сидеть на крышах, дабы не сесть ненароком на ежа. Там и сидели, пока не сообразили завести в село лис для борьбы с ежами. Лисы ежей побороли, но заодно поели и всю домашнюю птицу. Тогда в село привезли охотников.

Охотники постреляли всех лис, но устроили такую гульбу, что выпили всё местное вино и съели всех свиней. (Куда во время загула охотников делись жители села, думаю, уже понятно.) Единственным методом убрать охотников из села было завести змей, которые выгнали охотников, но загнали жителей на уже хорошо освоенные ими крыши домов.

Кто-то догадался открыть плотину. Вода затопила всех змей, но заодно, естественно, и само село, так что другого места для жизни, кроме крыш уже просто не осталось. Предлагаю каждому решить для себя, сколько в этом мультфильме имеется от «Песни про мангустов», которых, к слову сказать, в фильме нет вообще.

Существует несколько мультфильмов, при создании которых использованы песни Высоцкого. В уже упоминавшемся «Ну, погоди!» в 1-й серии звучит мелодия песни «Если друг оказался вдруг. » – в эпизоде, когда Волк по верёвке лезет на балкон к Зайцу. Та же мелодия звучит в 10-й серии фильма – в эпизоде, когда Волк лежит в больнице и видит кошмарный сон, что на балкон к нему самому лезет Заяц.

В 1988 году на «Союзмультфильме» была создана всем известная лента режиссёра В.Караваева «Возвращение блудного попугая», в которой попугай Кеша, озвученный Г.Хазановым, поёт первые две строки всё той же «Песни о друге»:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а – так.

Как видно, отечественные мультипликаторы эту песню Высоцкого особенно любят.

На основе «Песни о сентиментальном боксёре» португальский режиссёр Джоро Рамос в 1998 г. создал двухминутную мультипликацию «Бокс» («Boxe»), завоевавшую в том же году премию португальского фестиваля «Festival Nacional de Video de Ovar».

Интересную информацию обнаружил исследователь творчества Высоцкого из г. Озёрск Челябинской области Константин Семынин.

«Создатели американского «Ледникового периода» («Ice Age», 2002), снятого на «Twentieth Century Fox Animation» использовать песни Высоцкого не планировали. Думаю, режиссёр Крис Уэдж (Chris Wedge) до сих пор в неведении: в российском прокате идёт русскоязычный вариант с альтернативным переводом. Авторство последней версии принадлежит «Держиморда-фильмс». В версии звучит песня «В холода, в холода. » в исполнении группы «Ва-банкъ» и Александра Скляра». *10

Среди многочисленных друзей и знакомых Высоцкого мультипликаторов было мало – слишком далеко это искусство от того, чем он занимался. Одно из редких свидетельств деятелей анимационного кино о знакомстве с Высоцким принадлежит режиссёру-мультипликатору Гарри Бардину, лауреату «Золотой ветви» Каннского фестиваля и множества других международных призов. В молодости Гарри Яковлевич учился в Школе-студии МХАТ, где и познакомился с Высоцким.

«Володя приходил к нам на курс, когда он уже закончил Школу-студию, а мы только начинали, – сказал он мне. – Его руководителем был Павел Владимирович Масальский, который потом набрал наш курс. Володя помогал нам делать «капустники» на первом и втором курсе. Потом мы встречались, но очень редко. Последний раз мы встретились весной 1980 года. Это был грустный разговор. Он мне рассказал, что его приглашают петь на Лубянку, записывают там для себя, а потом запрещают то же самое петь в концертах. Я ему начал говорить о том, как его любит народ, сколько километров плёнки с его песнями лежит по всему Советскому Союзу. Володя меня перебил и сказал: «Ты не понимаешь. Власти я не угоден». Такое слово девятнадцатого века он употребил – «не угоден». И я только теперь, по прошествии лет, понимаю, что это такое». *11

Эта неугодность власти, о которой рассказал Г.Бардин, не позволила воплотить многие замыслы Высоцкого в театре, в кино, на сцене. Как видим, не стала исключением и мультипликация. Хоть и трудно представить себе более безобидного вида искусства, но Советский Союз жил по особым правилам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *