мусульмане молятся перед едой

Мусульмане молятся перед едой

Перевод: С именем Аллаха!

Транслит: БисмиЛлях!

Если же кто забудет сказать это в начале, пусть скажет

بِسْمِ اللهِ في أَوَّلِهِ وَآخِـرِه

Перевод: С именем Аллаха в начале и конце еды!

Транслит: БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!

Дуа перед едой

اللّهُـمَّ بارِكْ لَنا فيهِ وَأَطْـعِمْنا خَـيْراً مِنْـه

Перевод смысла: О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого!

Транслит: Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат’ым-на хайран мин-ху!

Дуа после еды

الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة

Перевод смысла: Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю.

Транслит: АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин

Дуа после еды

الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا

Перевод смысла: Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!

Транслит: АльхамдулиЛляхи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфиййин, ва ля мувадда’ин ва ля мус-тагнан ‘ан-ху! Рабба-на!

Дуа за того, кто угостил

اللّهُـمَّ بارِكْ لَهُمْ فيما رَزَقْـتَهُم، وَاغْفِـرْ لَهُـمْ وَارْحَمْهُمْ

Перевод смысла: O Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй!

Транслит: Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум ва-рхам-хум!

Дуа за того, кто накормил / напоил человека

اللّهُـمَّ أَطْعِمْ مَن أَطْعَمَني، وَاسْقِ مَن سقاني

Перевод смысла: O Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня!

Транслит: Аллахумма, ат’ым май ат’ама-ни, ва-скы ман сака-ни!

Источник

Молитва перед едой

мусульмане молятся перед едой. Смотреть фото мусульмане молятся перед едой. Смотреть картинку мусульмане молятся перед едой. Картинка про мусульмане молятся перед едой. Фото мусульмане молятся перед едой

Перед едой можно произнести молитву, которую произносил почтенный праведник Али Хайдар (да освятит Аллах его могилу!):

Все блага принадлежат Всевышнему Творцу. Снова и снова благодарю Всевышнего Творца за то, что нас накормил, напоил, утолил голод, удостоил нас благами, дал нам достаток и крышу над головой. И ведь у нас нет ни сил, ни мощи. (Это означает, что мы достигли этих благ, не имея в действительности никакого влияния, лишь милостью Всевышнего Творца). Ведь сколько тех, у кого нет ни крова, ни достатка. Слава Аллаху, который дарует нам различные блага, одаривает нас добродетелью и делает нас мусульманами. Слава Богу, который щедро одаривает нас явными и скрытыми благами. Слава Всевышнему Творцу за все блага, которыми он одаривает нас соответствующими и приумноженными благами. О, мой Господь! Убереги нас от адского пламени, защити нас от злодеяний тех, кто преисполнен злобой. Сделай нас обладателями хороших нравов. Восхваляю Господа и избранного Им Пророка. О, мой Господь! Даруй нам достаток благого, продолжительного здоровья и на смертном одре благого конца (смерть со словами шахады). Молюсь за упокой души Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) достопочтенных ученых, сподвижников и правителей.

Во время приема пищи следует помнить об 24-32 аятах суры Абаса:

«Пусть посмотрит человек на свое пропитание! (Каким образом он получил пропитание.) Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами и взращиваем на ней злаки, виноград и люцерну, маслины и пальмы, сады густые, плоды и травы на пользу вам и вашей скотине».

Во время питья следует помнить об 68-70 аятах суры Аль-Вакиа: «Вы [люди] видели воду, которую пьете?! Разве это вы спускаете ее с дождевых туч или [все-таки] Мы [говорит Господь миров] спускаем?! Если Мы захотим, то сделаем ее соленой (горькой)! Может, вам стать благодарными?!»

Принимая пищу или поедая фрукты, упоминаются следующие 5 вещей:

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Источник

Дуа, которые Пророк ﷺ читал во время ифтара

мусульмане молятся перед едой. Смотреть фото мусульмане молятся перед едой. Смотреть картинку мусульмане молятся перед едой. Картинка про мусульмане молятся перед едой. Фото мусульмане молятся перед едой

После длительного соблюдения поста в летний день для мусульман наступает время радостного разговения – ифтара. Слово «ифтар» в арабском языке означает завершение поста, разговение, нарушение начатого поста или же несоблюдение поста вовсе.

В последнее время русскоязычные мусульмане традиционно используют слово «ифтар» в значении разговения и еды, которую они принимают для разговения. В некоторых случаях этим термином называют и мероприятие, где мусульмане собираются и совместно принимают пищу для разговения.

Пост является одним из столпов Ислама и подразумевает отказ постящегося от еды, питья и интимных отношений с рассвета и до захода солнца. Временем же ифтара является наступление времени вечернего намаза. Несоблюдение поста или его нарушение без уважительной причины до наступления времени ифтара запретно и считается большим грехом.

Что же касается ифтара после наступления времени вечернего намаза, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал спешить с его совершением и разговляться фиником, водой или чем-то сладким.

От Сахля Ибн Саада (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لاَ يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الفِطْرَ

«Не покинут блага мою умму, пока они будут спешить разговляться». (Бухари, Муслим)

мусульмане молятся перед едой. Смотреть фото мусульмане молятся перед едой. Смотреть картинку мусульмане молятся перед едой. Картинка про мусульмане молятся перед едой. Фото мусульмане молятся перед едой

Передают со слов Сальмана ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ صَائِمًا، فَلْيُفْطِرْ عَلَى التَّمْرِ، فَإِنْ لَمْ يَجِدِ التَّمْرَ، فَعَلَى الْمَاءِ فَإِنَّ الْمَاءَ طَهُورٌ

«Если кто-либо из вас соблюдал пост и собирается разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, то – водой, ибо, поистине, вода очищает». (Имам Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджах, Тирмизи)

Также передаётся множество хадисов, в которых сообщается о том, что произносил и какие дуа читал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время разговения.

мусульмане молятся перед едой. Смотреть фото мусульмане молятся перед едой. Смотреть картинку мусульмане молятся перед едой. Картинка про мусульмане молятся перед едой. Фото мусульмане молятся перед едой

Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн Абу Муляйки, что ‘Абдуллах бин ‘Амр ибн Аль-‘Ас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:

سمعتُ رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: إنَّ للصَّائِمِ عِنْدَ فِطْرِهِ لَدَعْوَةً ما تُرَدُّ

«Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, есть такая мольба, которая не отвергается, когда постящийся обращается с ней к Аллаху во время разговения«».

Ибн Абу Муляйка добавил:

«И я слышал, как во время разговения ‘Абдуллах говорил:

اللَّهُمَّ إني أسألُكَ بِرَحْمَتِكَ الَّتِي وَسِعَتْ كل شئ أنْ تَغْفِرَ لي

«Аллахумма, инни ас’алю-кя би-рахмати-кя-лляти васи‘ат кулля шай’ин ан тагфира ли».

«О Аллах, поистине, я прошу Тебя посредством Твоей милости, которая объемлет всё, простить меня». (Ибн Маджа, Ибн ас-Сунни)

От Муа‘за бин Зухра передаётся, что до него дошло, что, разговевшись, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ، وَعَلى رِزْقِكَ أفْطَرْتُ

«Аллахумма, ля-кя сумту ва ‘аля ризки-кя афтарту».

«О Аллах, ради Тебя я постился и дарованным Тобой пропитанием разговелся». (Абу Дауд)

От Абдуллаха ибн Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, разговевшись, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

ذَهَبَ الظَّمأُ، وابْتَلَّتِ العُرُوقُ، وَثَبَتَ الأجْرُ إِنْ شاءَ اللَّهُ تَعالى

«Захаба-з-замау, ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах».

«Ушла жажда, жилы наполнились влагой, и награда уже ждёт, если будет угодно Всевышнему Аллаху». (Абу Дауд, Ан-Насаи)

Также сообщается, что Муа‘з бин Зухра сказал, что после разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил:

الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي أعانَنِي فَصَمْتُ، وَرَزَقَنِي فأفْطَرْتُ

«Аль-хамду ли-Лляхи ллязи а‘ана-ни фа-сумту, ва разака-ни фа-афтарту»

«Хвала Аллаху, Который помог мне, благодаря чему я соблюдал пост, и даровал мне средства к существованию, благодаря чему я разговелся». (Ибн ас-Сунни)

мусульмане молятся перед едой. Смотреть фото мусульмане молятся перед едой. Смотреть картинку мусульмане молятся перед едой. Картинка про мусульмане молятся перед едой. Фото мусульмане молятся перед едой

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что во время ифтара Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) обычно говорил:

اللَّهُمَّ لَكَ صُمْنا، وَعلى رِزْقِكَ أَفْطَرْنا، فَتَقَبَّلْ مِنَّا إنَّكَ أنْتَ السَّمِيعُ العَلِيمُ

«Аллахумма, ля-кя сумна ва ‘аля ризки-кя афтарна, фа-такаббаль мин-на, инна-кя Анта-с-Сами‘у-ль-ль-‘Алим».

«О Аллах, ради Тебя мы постились и дарованным Тобой пропитанием разговелись, прими же это от нас, поистине, Ты Слышащий, Знающий». (Ибн ас-Сунни)

В этих и других хадисах приводится множество различных дуа, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал во время ифтара.

Мы же можем ограничиться одним из них, а кто желает большего вознаграждения, пусть читает все эти мольбы, и по воле Всевышнего его мольба станет именно тем дуа, которое не отвергается, когда постящийся обращается с ним к Аллаху во время разговения.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

мусульмане молятся перед едой. Смотреть фото мусульмане молятся перед едой. Смотреть картинку мусульмане молятся перед едой. Картинка про мусульмане молятся перед едой. Фото мусульмане молятся перед едой

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Мечеть Мадина

г. Уфа ул. Фронтовых бригад, 6/5 Корпус 25, Мечеть «Мадина»

мусульмане молятся перед едой. Смотреть фото мусульмане молятся перед едой. Смотреть картинку мусульмане молятся перед едой. Картинка про мусульмане молятся перед едой. Фото мусульмане молятся перед едой

Улучшение нравственности, и этика приема пищи в Исламе

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Пророку Мухаммаду (с.а.в), его семье и всем его сподвижникам. Уважаемые братья! В сегодняшней проповеди мы постараемся рассказать тему адаба (т.е о воспитанность и этика), и о его значении в нашей религии. В Священном Коране Всевышний Аллах показывая величие нашего Посланника (с.а.в.) сказал: “Вә иннәкә ләаләә хулюкын азыйм” “Поистине ты, обладатель великого нрава”. Частица аләә придаёт смысл над, т.е нахождение над чем либо. Какого бы благого нрава не существовало, наш Пророк (с.а.в) все равно над ним, т.е самым лучшим нравом, самым совершенным воспитанием среди всех людей во все времена обладал Пророк Мухаммад (с.а.в). Из аятов Священного Корана и изречений Пророка (с.а.в) мы видим, что после веры первым является прекрасный нрав.
Ключ ко всем достоинствам, что приближает к Всевышнему ключ для пробуждения уммы всё это связано с этикой, культурой. Если мы поразмыслим, то поймём что изгнание Иблиса да сохранит нас Аллах от его козней, было нарушение этики, адаба. Иблис был изгнан не по причине такого большого греха как убийство или воровство, проявление неэтичности стало причиной его изгнания, не поклонившись в сторону Адама (а.с) он нарушил адаб, этику по отношению к Аллаху, оставил послушание приказу своего Создателя. Итак, все что нас возвышает и приближает к Всевышнему Аллаху связано с культурой. И самое опасное, что нас может отдалить от Всевышнего Аллаха также связано с этикой, воспитанностью и культурой. Это одна из тайн Всевышнего и мудрость Всемогущего сводится к тому что адаб, культура проявляется словами или поступками и это является искренним служением нашему Творцу. Когда человек с осознанием начинает понимать, что Аллах Субханаху ва Тааля смотрит на него то, он начинает понимать что, он под взором Всевышнего. А тот, кто чувствует это то, как же он будет вести себя? Пророк Мухаммад (с.а.в) воспитал сподвижников и членов своей семьи они воспитали табиинов, табиины воспитали своих последователей и так по цепочке дошло до нас с Сунной и твёрдым соблюдением адабов.
Рабы Милостивого это те, которые ступают по земле смиренно, даже походка имеет смысл в воспитании. А когда невежды обращаются к ним, они говорят им в ответ благие слова. Все тонкости невозможно приобрести из проповеди или из книг они приобретаются этикой. Адабов очень много, об этом написаны много книг, на сегодняшнем вагазе, мы хотели бы остановится на одном из них и более подробно объяснить этику и адаб приема пищи в Исламе.
1. Нужно обязательно вымыть руки перед едой, и после ее завершения. Пророк (с.а.в) сказал: «Благословенна пища, до и после, которой были омыты [руки]».
2. Когда начинаем кушать произносить имя Всевышнего Аллаха. Бисмилләәһир рахмәәнир рахим. Пророк (с.а.в) сказал: “Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха, если же он забудет помянуть имя Всевышнего Аллаха в начале (еды), пусть скажет: «Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи» (с именем Аллаха в начале и конце её).
3.Есть и пить только правой рукой. Пророк (с.а.в) сказал: «О мой мальчик, произнеси имя Аллаха и ешь правой рукой, и бери еду с той стороны, что ближе к тебе »
4. Нельзя есть облокотившись на что либо. Посланник Аллаха (с.а.в) сказал:
«Во время еды я (ни на что) не облокачиваюсь ».
5. Нельзя критиковать еду. Пророк (с.а.в) никогда не говорил плохое о еде. Если какая то пища ему была не по душе, он просто не ел ее, и ничего не говорил о этой еде другим, т.е не критиковал еду.
6. Делить желудок на три части, одну для пищи другую для воды, а третью оставлять свободной. Пророк (с.а.в) сказал: «Живот – это самый скверный сосуд, который только может наполнять человек. Человеку достаточно куска пищи, чтобы стоять на ногах. Если же человек будет вынужден много есть, то в этом случае пусть разделит свой желудок на три части. Одну часть путь оставит для еды, другую часть для питья, и третью часть для воздуха». Разрешается чуть больше кушать, во время сахура, когда держим пост, а также когда мы являемся мусафирами.
7. Не дуть на еду и питье. Если пища или напиток слишком горячие, их нужно оставить, чтобы они остывали естественным образом. Пророк (с.а.в) запрещал дуть на еду и питье. Также нельзя нюхать еду, это является проявлением неуважения. Если нужно посмотреть не испортилась ли она, то лучше ее немного попробовать на вкус.
8. Не оставлять еду недоеденным, на тарелке. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Кушайте, пейте, но не делайте исраф, поистине Аллах не любит делающих исраф». Поэтому нельзя оставлять еду на тарелке, также нельзя оставлять на столе куски хлеба и крошки, надо брать еду, и отламывать хлеб в меру, которую мы сможем доесть. Ученые, при объяснение этого аята говорили: «Нужно кушать и пить, но исраф не делать». т.е энергию которую мы получаем от еды, нужно тратить на выполнение повелений Всевышнего Аллаха. Если не будем читать намаз, и выполнять приказы Аллаха, то даже если в меру будем кушать, эта еда исраф будет, т.е пользы от нее не будет.
9.Есть только то что поставлено перед нами, и не протягивать руку на другой край стола, а вежливо попросить чтоб протянули те кто ближе сидят к этой еде.
10. Также сунной является кушать с одной большой тарелки, будь это плов или другая еда. В таком случае нужно кушать, с одного края. И это сунна укрепляет братские узы, увеличивает чувство дружбы и единства.
11. Перед тем как встать из-за стола нужно сделать несколько гладков воды, чтоб во рту не оставалось крошек пищи. Иногда бывает, после еды встаем моем руки и поласкаем рот, и все крошки вовремя полоскания выходят, и попадают в раковину. Это приводит человека к бедности.
12. Если мы положили сахар в чашку, и не очень хорошо перемешали, а потом увидели что на дне чашки остался сахар, то желательно налить немного чая, размешать и выпить его. Иначе мы сделаем исраф.
13. Есть очень распространенные слова, «когда я, ем я глух и нем». Но в исламе это правило не действует, у мусульман «Когда я кушаю, я говорю и слушаю».
14. Пророк (с.а.в) говорит: «Проявляйте уважение к хлебу. Так как Аллах его послал по милости с небес и взрастил с земли ». Поэтому когда лаваш стаим на стол, нужно чтоб он лежал лицом вверх, а не наоборот. Это одно из проявлений уважений к хлебу.
15. Когда садимся за стол, каким было наше место чистым, опрятным и аккуратным, таким же мы его и должны оставлять после себя. На столе есть салфетки, если что либо капнуло или пролилось перед нами, нужно обязательно это протереть, и оставить наше место таким же чистым какое оно было до нас.
16. Желательным в начале еды и в конце использовать соль, это является сунной нашего Пророка (с.а.в) и других Пророков Аллаха, как Ибрахим (а.с) и д.р.
17. Крошки нельзя оставлять на столе. Если мы поделили на двое кусок хлеба, и посыпались крошки, то их мы должны собрать пальцем, и не оставлять на столе. Ученые говорят: в раю будут гурии, и как в этом мире нужно давать брачный подарок во время никаха, также и в раю для них нужно будет подарить подарок. Крошки которые мы собираем со стола во после еды, в Судный День, превратятся в крупинки золота, с которого этот человек будет давать махр гуриям.
18. После того как доели суп или второе блюдо, желательно кусочком хлеба полностью протереть тарелку, чтоб на осталось чистой, и на ней не вообще не остался ризык, это тоже является сунной Пророка (с.а.в). Наши предки говорили, кто оставил еду на тарелке, он оставил на ней свое счастье. Оказывается, еда оставшаяся от нас на столе или на тарелке, делает дуа Всевышнему Аллаху, О Аллах, сделай того кто съест меня счастливым. Поэтому когда кто либо не доедает до конца еду старшие говорят, не осталяй свое счастье на столе.
19. После еды нужно сделать дуа. Самое короткое это Альхамдулилләһ. Но Пророк (с.а.в) читал следующую молитву: “Ахьхамду лилләһ, Ахьхамду лилләһ, Ахьхамду лилләһи әлләзий әт’амәнәә вә сәкаанәә вә җәаләнәә минәль муслимин”. «Хвала Аллаху, который нас накормил, напоил и сделал из числа мусульман».
Давайте постараемся выполнять все эти суннаты и адабы, вначале сами а потом, когда это увидят наши дети и внуки они сами начнут это все делать. Совершённый поступок красноречивее любого вагаза, и любых слов.
Пусть Всевышний Аллах, поможет нам усовершенствовать свою нравственность, и пожет нам воспитать свой нафс, в соответствии с повелениями Всевышнего Аллаха и сунной нашего Пророка (с.а.в). Аминь.

Related Posts

В исламе знания делятся не на шариатские и светские, а на полезные и бесполезные

Хватит глотать пыль!» Есть одна замечательная книга, которая называется «Почему отстали мусульмане и продвинулись другие?». Написал её известный в исламском мире писатель и мыслитель Амир Шакиб Арслан. В своей небольшой […]

Джихад с нафсом

Всевышний Аллах внушил Пророку Мусе (мир ему): «Муса, если ты хочешь, чтобы Я стал к тебе ближе, чем твои слова к твоему языку, чем шёпот твоего сердца к твоему сердцу, […]

Пути искушения шайтана

Уважаемый джамаат! Наша сегодняшняя тема это раскрытие путей искушения Шайтана. Мы много говорим о нем, и о его искушениях, наущениях, поэтому сегодня постараемся раскрыть пути его васваса. Аллаху Тааля в […]

Как правильно делать Дуа

Уважаемый джамагат! В сегодняшней проповеди мы расскажем, каким образом мы должны взывать к Всевышнему Аллаху и что должны просить у Него. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «Поистине для вас […]

Источник

Этикет приема пищи по Исламу

Многие повседневные поступки имеют свои правила. Наша религия учит, как нужно начинать свой день, как вести себя с окружающими, как посещать мечети и так далее. В этой статье мы расскажем об этикете приема пищи, знать о котором нужно каждому мусульманину. Некоторые из этих правил необходимо выполнить до трапезы, другие – во время неё, а третьи – после завершения.

Правила, которые следует соблюдать до приема пищи

1) Перед едой следует вымыть руки, если они загрязнены или запачканы как об этом говорится в хадисе[1].

2) Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола. Также приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и смирения.

3) Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).

4) Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания»[2].

Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли будет нуждаться в помощи врачей.

5) Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.

6) Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).

Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи

1) Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» (С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного).

2) При завершении следует восхвалить Аллаха словами «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху).

3) Кушать следует только правой рукой.

4) Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.

5) Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.

6) Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).

7) Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.

8) Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.

9) В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.

10) Нельзя дуть на горячую еду[3].

11) Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками[4], а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.

12) Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.

13) При питье сосуд надо держать правой рукой.

14) Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.

15) Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб[5]».

Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи

1) Приём пищи нужно прекратить до наступления полного насыщения.

2) Облизать пальцы[6].

3) Завершив трапезу, следует очистить тарелку[7].

4) Затем восхвалить Аллаха и произнести слова благодарности.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это»[8].

5) После еды следует помыть руки и очистить их от остатков мяса и жира.

Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе

Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.

За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.

Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай»[9]. Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.

Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.

Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды. Если же по какой-то причине необходимо достать что-либо изо рта и выкинуть, то надо обязательно отвернуться от общего блюда. Не стоит макать жирный кусок в уксус, которым пользуются остальные, и также не надо поливать уксусом жирную еду, которую едят все, потому что другим это может не понравиться[10]. Также нужно добавить, что в общую посуду с бульоном или супом нельзя макать кусочек начатой пищи.

Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям

Угощать людей едой – это поощряемое дело. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».

Бывало Хайсама[11] (да одарит его Аллах своей милостью) готовил хабис[12] и вкусные блюда, затем приглашал Ибрахима[13] и аль-А’маша[14] и говорил им: «Угощайтесь, я приготовил это только для вас».

Подавать надо то, что есть в наличии без неестественности и излишеств. Излишеством является уже то, что человек выставляет на стол всё, что у него есть, достаёт все запасы. Гостеприимство должно быть естественным и непринуждённым.

Не надо спрашивать у посетителя разрешения подать угощение, это следует делать без вопросов.

Гость, придя к кому-либо в дом, не должен просить приготовить какое-то определённое блюдо, а если ему предлагают выбрать, то следует выбрать блюдо, которое легче готовить. Исключение может быть только в том случае, если хозяин будет действительно рад вашему предложению и это не составит для него труда. Сообщается, что аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) пришёл в гости к аз-За’фарани. Аз-За’фарани каждый день записывал на бумаге название блюда, которое он хотел, а затем отдавал своей служанке. Имам аш-Шафии взял эту бумагу и написал на ней другое блюдо. Когда аз-За’фарани узнал об этом, то очень сильно обрадовался[15].

Посещение людей во время приёма пищи

Если человек знает, что какие-то люди принимают пищу, то ни в коем случае не подобает заходить к ним.

Если же человек вошёл к ним случайно, и они позвали его присоединиться, в таком случае надо смотреть на ситуацию. Если человек увидит, что люди приглашают его по причине того, что им неудобно перед ним, то в таком случае не надо присоединяться и кушать с ними. Если же человек уверен, что эти люди действительно хотят, чтобы он поел с ними, и хотят его общества, тогда ему разрешается поесть в их компании.

Этикет принятия гостей

Нужно стараться приглашать в гости бедных и нуждающихся людей, а не богатых и знатных. Также нельзя пренебрегать своими родственниками, ведь если человек не будет звать их и собираться с ними, это приведёт к отчуждённости между близкими и даже к разрыву родственных связей. Также следует позаботиться о порядке приглашения друзей и знакомых.

Приглашая людей, человек не должен ставить целью показать свою щедрость и превосходство над другими. Основным желанием хозяина должно быть намерение следовать Сунне, кормить людей, сближать сердца братьев и вносить радость в жизнь верующих.

Не стоит приглашать в гости человека, которому будет проблематично ответить на приглашение. Также не следует приглашать тех, кто по какой-либо причине будет испытывать негативные чувства в присутствии других приглашённых или кого-то из них.

Если мусульманина пригласили в гости, то ему нужно помнить о соблюдении следующих правил.

Так, если кого-то приглашают на свадьбу, то обязательно (ваджиб) прийти в первый день свадьбы. Отвечать на приглашение в последующие дни торжества обязательным не является, но это и не запрещено. Нельзя отвечать лишь на приглашение богатых людей, отказываясь от приглашения бедных.

Не следует отказываться от приглашения по причине поста (то есть добровольной уразы). Постящийся должен прийти к позвавшему, и если он увидит, что брат-мусульманин будет рад тому, что он прекратит пост и станет кушать, то лучше будет прервать пост.

Если приглашённый знает, что на столе будет запретная еда или в том собрании, куда он приглашён, происходят порицаемые вещи, как, например, там будет мебель, сделанная из запретных материалов (шкур хищных животных и т.п.), запретная посуда (золото, серебро), музыкальные инструменты, иконы и т.д., то в таком случае приглашение следует отклонить.

Также следует отказаться от приглашения несправедливых угнетателей, развратников, грешников, еретиков[16], а также тех, кто, созывая гостей, желает похвастаться перед остальными, кичится своим положением и показывает своё превосходство над другими.

Если человек идёт в гости, ответив на приглашение, то основным его намерением должно быть следование Сунне и оказание уважения своему верующему брату, а не сама еда. Также надо иметь в виду, что, отзываясь на приглашение, человек ограждает себя от обвинений, ведь если человек без повода отказывается прийти в гости, то люди могут расценить это как высокомерие.

Гостю следует вести себя скромно, не выделяться среди других. Если хозяин указал гостю, в каком месте ему расположиться, то он не должен садиться в каком-то другом месте. Также, находясь в гостях, не следует часто смотреть в ту сторону, откуда выносят еду, потому что это указывает на жадность.

Этикет подачи пищи к столу

1) Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.

2) Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности:

мусульмане молятся перед едой. Смотреть фото мусульмане молятся перед едой. Смотреть картинку мусульмане молятся перед едой. Картинка про мусульмане молятся перед едой. Фото мусульмане молятся перед едой

мусульмане молятся перед едой. Смотреть фото мусульмане молятся перед едой. Смотреть картинку мусульмане молятся перед едой. Картинка про мусульмане молятся перед едой. Фото мусульмане молятся перед едой

«…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Коран, 56: 20-21).

После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, причем желательно, чтобы оно было жареным[17]. Лучшей едой после мяса является сарид[18]. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.

3) Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.

4) Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.

5) Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.

6) Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.

Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.

Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Из книги «Минхадж аль-касыдин» («Путь стремящихся»)
Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *