мусульмане не едят рыбу без чешуи почему
Можно ли есть рыбу, у которой нет чешуи?
Вопрос: Салам алейкум. Хотел у вас уточнить насколько известно мне морские продукты разрешены и водой можно совершать вуду. Есть разногласие насчёт амфибий но я бы хотел узнать о хукме о рыбе у которой нет чешуи. Так как в местности в которой я живу бытует мнение что такую рыбу нельзя есть что она не зашишена от укусов и попадания туда нечистот и т.д хотелбы у вас получить развёрнутый ответ и аргументы чтобы знать самому и на который бы я мог опираясь давать ответ если вновь попаду в такую ситуацию. Джазакаллаху хайран.
Ответ: Ва алейкум ассалям.⠀⠀⠀
На самом деле, (согласно нашему мазхабу) из морских обитателей дозволена только рыба. Мы постараемся провести наиболее объективное исследование, дабы разъяснить нашу позицию. ⠀⠀⠀
Что касается первого вопроса, то считающие иначе, в качестве аргумента, приводят слова Аллаха:
أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ (المائدة/٩٦)
Вам разрешена (морская охота) рыбалка (Аль-Маида: 96)
«охота» охватывает всех обитателей моря, а не только рыбу, что, в свою очередь, указывает на дозволенность всего.
«سئل عن البحر فقال: هو الطهور ماؤه والحل ميتته»⠀⠀⠀
Таким образом, Пророк ﷺ охарактеризовал мертвечину обитателей моря, как нечто дозволенное без проведения разделительной грани между рыбой и остальными существами.
Доказательством ханафитского мазхаба является аят:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ المَيْتَةُ وَالدَّمُ وَ لَحْمُ الخِنْزِيرِ (المائدة/٣)
Вам запрещены мертвечина (мясо животного, не забитого по Шариату), кровь (которая вытекает, когда происходит забой). (Аль-Маида:3). Без проведения разделительной грани между сухопутными и морскими животными.
А также слова Всевышнего Аллаха:
. وَ يُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الخَبَائِثَ (الأعراف/١٥٧)⠀⠀⠀
А лягушки, раки (крабы), змеи и другие (водные и земноводные) относятся к категории «мерзкое», упомянутое в аяте. От посланника Аллаха ﷺ передаётся: ⠀⠀⠀
سُئِلَ عَنْ ضِفْدَعٍ يجعل شحمُهُ في الدَّواء فنَهى عليه الصلاة و السلام عن ْ قَتْلِ الضَّفَا دِعَ
⠀⠀⠀что его спросили о лягушках, а именно: можно ли использовать жир лягушек в лечебных целях (для принятия внутрь). А Пророк ﷺ запретил убивать их. Запрет же на убийство, в свою очередь, означает и запрет на употребление в пищу. А когда Пророка ﷺ спросили о причине этого, он ответил: ⠀⠀⠀
خَبِيثَةٌ مِن الخَبائث⠀⠀⠀
Это относится к «мерзкому». ⠀
Что касается аята, который они (не принимающие мнения ханафитов) приводят в качестве аргумента, в действительности не является аргументом в их пользу, поскольку под словом:⠀⠀⠀
«охота», упомянутом в аяте подразумевается процесс и/или действие добычи или охоты, а не предмет охоты. (То есть аят дозволяет действие. Те же, кто считает, что из аята проистекает значение дозволенности предмета охоты, ошибается), поскольку это то, в отношении чего производится действие. Давать общий смысл этому слову (то есть, чтобы слово одновременно означало и название действия и предмет, в отношении которого производится действие) является аллегорическим толкованием (отказом от истинного значения) слова, что не приемлемо, в случае если для этого нет оснований (то есть ханафитский усуль не приемлет использование переносного смысла той или иной фразы, если необходимость этого не подтверждена категоричными доказательствами). ⠀⠀⠀
Ведь впоследствии пойманное животное в сущности будет считаться мясом, а не дичью, по причине утраты значений «дикое животное» и «недосегаемое животное». ⠀⠀⠀
Это подтверждается и тем, что в продолжении аята Всевышний Аллах говорит: ⠀⠀⠀
وَ حُرِّمَ عَلَيْكُمْ صَيْدُ الْبَرِّ مَا دُمْتُمْ حُرُماً (المائدة/٩٦)
Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме. (Аль-Маида:96). Очевидно, что запрет для человека в состоянии ихрама, в данном случае, касается того действия, которое мы называем охотой, а не поедание мяса животного, которое было поймано в процессе охоты. Поскольку известно, что поедание такого мяса для человека в состоянии ихрама дозволено, если, конечно, он не сам охотился или охота не была произведена по его указанию. Таким образом подтверждается факт того, что аят определенно не указывает на дозволенность еды, поскольку был ниспослан для разделения (выделения/ обозначения) морской охоты (рыбалки) и охоты на суше в состоянии ихрама. ⠀⠀⠀
А Пророк ﷺ, когда говорил: ⠀⠀
أحلَّت لنا ميتتانِ و دمَان: الميتتان السمك و الجراد و الدمان الكبد و الطحال.
«А мертвечина моря дозволена» указывает только на рыбу. Данный факт уточняется аятами, и хадисами, которые мы привели.⠀⠀⠀ ⠀⠀
Отчего рыбу в исламе можно есть только в чешуе
Конфессиональные правила касательно еды разнятся довольно сильно, поэтому часто возникают вопросы. Например, почему нельзя есть рыбу без чешуи — по Библии и исламу всё это описывается по-разному, но принцип прослеживается один и тот же — животная пища может быть чистой и нечистой. Но почему?
В исламе мясо нечистых животных в пищу не употребляется ни под каким соусом. В иудаизме тоже есть «черный список» живности, чье мясо еврей есть не станет, дабы не осквернять свое тело — храм божий. Возникает вопрос: есть ли в христианстве нечистые животные?
Вкусная и здоровая пища в исламе
В исламе разрешено всё, что не запрещено. А всё, что запрещено — это харам, под него попадает:
А вот почему рыба в исламе кушается исключительно с чешуей? Это исключительно привычка, религия к этому отношения не имеет. Как правило, базовые рецепты той или иной народности приходят к нам от предков. А в древности на Ближнем Востоке было не до изысков: рыбу пекли вместе с чешуей, не заморачиваясь на ее чистку. Слой чешуи после термообработки все равно отпадал, никому не мешая при трапезе.
Как едят рыбу христиане — с чешуей или без?
В христианстве всё базируется на Новом Завете, который утверждает, что человек не может осквернить себя едой. Дегенерация личности идет в мозгу, так что мысли должны быть чистыми. «Чистому всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть», — сигналит нам Послание к Титу, стих 1:15.
Так что способ приготовления рыбы — в чешуе или без нее — значения для христианина не имеет. Это относится исключительно к личным гастрономическим предпочтениям. Если прочесть Книгу деяний апостолов, то главе Х описано видение Петра. Дескать, было апостолу видение, в котором всевышний ему сказал, что он очистил скверную еду и позволил ему есть всё, что было запрещено [по Ветхому завету].
«И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым», — сообщают «Деяния апостолов» 10:13-15.
Но самое главное правило у христиан — следить за своими мыслями и словами. Не рекомендуется выпускать в эфир хулу, проклятия или подобным образом демонстрировать недостаток культуры. Пищевые привычки тут ни при чем, это сказал и Иисус в «Послании к Колоссянам».
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а выходящее из уст оскверняет человека», — вторит ему Евангелие от Матфея в стихе 15:11.
Эксперты по религии предполагают, что в раннем христианстве тоже был списки запретов на пищевые привычки. Но для популяризации новой религии среди язычников эти запреты были сняты. Единственным «нельзя» для истинно верующего осталась идоложертвенная еда — ту, что приносили в жертву других богам.
МУФТИЯТ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
УПОТРЕБЛЕНИЕ СУШЕНОЙ РЫБЫ
ОТВЕТ:
Большую рыбу, которую сушили, солили, коптили, или готовили любым другим способом непотрошёной, разрешается есть, если перед употреблением удалить внутренности.
А если содержимое внутренностей растеклось в брюшную полость рыбы, то перед употреблением необходимо промыть ту часть рыбы, на которую попало их содержимое.
Поводом для полемики о дозволенности употребления такой рыбы являются слова авторитетного ученого аль-Камули, взятые из его книги «Аль-Жавахир» некоторыми учеными шафиитского мазхаба в своих трудах.
Вот выдержка из его труда, которую цитирует одна группа шафиитских учёных:
لا يجوز أكل سمك ملح ولم ينزع ما في جوفه
«Нельзя употреблять рыбу, которую солили, не удалив внутренностей».
Другая группа учёных передает, что он говорил:
كل سمك مملح ولم ينزع ما في جوفه فهو نَجِسٌ
«Любая рыба, которую солили, не удалив внутренностей, нечистая».
Однако авторитетный ученый шафиитского мазхаба имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своем труде «Аль-Фатава» комментирует их следующим образом.
أنه في أكل السمكة كلها مع ما في جوفها من النجاسة.
«Это решение относительно употребления рыбы вместе с внутренностями»
[См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами, аль-Фатава аль-кубра аль-фикхия, т. 1, с. 289].
Мусульмане не едят рыбу без чешуи почему
Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных – дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других – категорически нельзя. В чем же разница?
Понятие о кошерных и некошерных рыбах
В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:
Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Кошерной же считается лишь та рыба, которая имеет чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а также китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.
Чем же можно объяснить эти запреты?
Религиозное толкование
Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерны, поскольку не вписываются в законы кашрута. Значит, нельзя, и точка.
Однако евреи – народ пытливый и предпочитающий до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.
Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек оскверняется. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, также основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силы, а не служить исключительно для нашего удовольствия. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Физиологическое объяснение
Многие талмудисты видят в законах кашрута также заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты обычно вредны для здоровья. Запрет смешивать молочную и мясную пищу базируется на том, что такая еда очень тяжело переваривается, что крайне неполезно для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.
объяснение
Мусульмане не едят рыбу без чешуи почему
Можно ли есть рыбу и морепродукты?
Все, что рождается и живет в воде, не дозволено, кроме рыбы.
ولا يؤكل من حيوان الماء إلا السمك, ويكره اكل الطافي منها ولابأس باكل الجريث
(القدوري، ص497، مؤسسةالريان)
(وَلَا) يَحِلُّ (حَيَوَانٌ مَائِيٌّ إلَّا السَّمَكُ) الَّذِي مَاتَ بِآفَةٍ وَلَوْ مُتَوَلِّدًا فِي مَاءٍ نَجِسٍ
(الدرالمختار، ص642، دارالكتبالعلمية)
انواع السمكوالجراد حلال ولايشترط فيه الذكاة
(الفتاوىالسراجية، ص376، زمزم)
وَالْمُسْتَوْحَشُ نَوْعَانِ: مِنْهَا صَيْدُ الْبَحْرِ لَا يَحِلُّ تَنَاوُلُ شَيْءٍ مِنْهَا سِوَى السَّمَكِ
(المبسوط، ج11، ص220، دار المعرفة)
ثُمَّ جَمِيعُ أَنْوَاعِ السَّمَكِ حَلَالٌ الْجِرِّيثُ وَالْمَارِهِيجُ وَغَيْرُهُ فِي ذَلِكَ سَوَاءٌ، وَلَا يُؤْكَلُ مِنْ سِوَى السَّمَكِ مِنْ حَيَوَانَاتِ الْمَاءِ عِنْدَنَا
(المبسوط، ج11، ص248، دار المعرفة)
Таким образом, не разрешается есть крабов, гребешки, мидии, устриц, осьминогов и так далее, поскольку все эти животные не считаются рыбами и живут в воде.
وقال شيخ الإسلام خواهر زاده: ويكره أكل ما سوى السمك من دواب البحر عندنا كالسرطان، والسلحفاة، والضفدع
البناية، ج11،ص604، دار الكتب العلمية)
Отдельно отметим, что крабовые палочки — это имитация крабового мяса, делают их, как правило, не из крабов. Основа этого продукта — особым образом измельченный рыбный фарш (сурими). Сурими делают из белой рыбы, по технологии — свежевыловленной: из трески, хека, минтая, ставриды и других видов белой рыбы. Тем не менее, на российском рынке крабовые палочки часто изготовлены с использованием кармина, который употреблять в пищу не дозволено.
Рыбу не требуется закалывать в отличие от наземных дозволенных животных. Рыба становится запретной только в том случае, если умирает естественной смертью и всплывает на поверхность.
ولا يؤكل من حيوان الماء إلا السمك، ويكره أكل الطافي منه ولا بأس بأكل الجريث والمار ما هي
(القدوري، ص497، مؤسسةالريان)
Если она умирает не естественным образом: от жары, или от холода, или в сетях рыбаков, или ее заклевывает птица, или ее выносит на берег, — ее можно употреблять в пищу.
لأصل عندنا في إباحة السمك؛ أن ما مات بآفة يؤكل، وما مات منه بغير آفة لا يؤكل، وإن قتلها شيء من طير الماء أكل؛ لأنها ماتت بآفة، وإن القاها في حب ماء، وماتت؛ فكذلك لأن ضيق المكان آفة، وكذلك إذا جمعها في حظيرة لا يستطيع الخروج منها، وهو يقدر على أخذها بغير صيد فمتن كلهن فلا بأس بأكلهن؛ لأنهن متن لضيق المكان
) المحيط البرهاني، ج6، ص70، دار الكتب العلمية)
Можно есть всех рыб: треску, тунца, лосося (семгу), угря, морского черта (рыбу отряда удильщикообразных), морскую щуку, сома, скумбрию, форель и прочих. Подчеркнем, что сом и угорь тоже дозволены: они считаются рыбами, хотя внешне и отличаются от большинства рыб.