мурино яндекс еда робот
Робот-курьер Ровер «Яндекса»: дорогостоящий проект с сомнительными перспективами или «убийца» профессии доставщиков и курьеров?
Ноябрь 2019 года. Яндекс представляет свое новое изобретение — робот-курьер по имени Ровер. Это «самодвижущаяся тележка» с шестью колесами, отсеком для груза и множеством встроенных датчиков. Первые тестовые прототипы использовались для доставки документов в кампусе самого «Яндекса». На втором этапе эксперимента такие роботы перевозили почту в бизнес-центре «Сколково». Проект развивается, и в 2021 году Роверы (уже I и II поколений) доставляют заказы из кафе, ресторанов в «Яндекс.Еде» и продукты из магазинов «Яндекс.Лавка» в нескольких районах Москвы и в небольшом, но очень густонаселенном городке Мурино Ленинградской области, совсем рядом с Санкт-Петербургом. О том, как это работает, и стоит ли беспокоиться, что роботы вытеснят человека, порассуждаем в сегодняшнем посте.
«Яндес.Ровер» — это по сути беспилотный автомобиль небольших размеров, предназначенный для гиперлокальной доставки заказов в пределах нескольких кварталов города по маршруту кафе (магазин) — жилой дом.
В корпус робота-курьера встроены компьютер, двигатель, аккумулятор, камеры, радары, парктроники, лидар и отсек для груза (сопоставимый по своим размерам с заплечными сумками, которые возят курьеры сервисов доставки типа Delivery Club).
Робот функционирует в полностью автономном режиме. После получения заказа он сам составляет себе маршрут движения (с помощью внесенных в память компьютера подробных двухслойных карт из объемного снимка обслуживаемого района, дополненных дорожной разметкой ), распознает объекты вокруг себя, объезжает препятствия, пропускает прохожих и автомобили, проезжает регулируемые и нерегулируемые перекрестки, преодолевает небольшие препятствия и может даже «вскарабкаться» на небольшие бордюры. Весит приблизительно 70 килограмм, развивает максимальную скорость в 8 километров в час и без подзарядки может работать до 10 часов.
Они могут доставлять заказы в любое время суток и в любое время года, но, понятно, что в районе работы роботов-доставщиков должна быть хорошая инфраструктура (наличие «приличных» тротуаров, отсутствие больших и глубоких ям на придомовой территории, плавные съезды с тротуара на пешеходные переходы и т.д.). Так что в ближайшие годы (а скорее всего и десятилетия) роботы-доставщики не смогут полностью лишить работы «людей-курьеров». Да, они займут свою небольшую нишу, могут немного потеснить в некоторых, особо благоустроенных, районах крупных городов, но стать «убийцей профессии» курьеров-доставщиков им не суждено. Высокая стоимость (по слухам от одного миллиона рублей и более в период «штучного» производства), небольшое расстояния доставки и требования к инфраструктуре в районе доставки — проблемные моменты, с которыми связано ограничение на использование Яндекс.Роверов. Хотя, сама идея, если и не гениальна, то уж великолепна, точно! Вполне возможно, если Яндекс выйдет, хотя бы, на мелкосерийное производство Роверов (не говоря уже о запуске в серию), то стоимость одного «экземпляра» существенно снизится, что даст возможность для серьезного расширения проекта.
Процесс заказа и доставки выглядят, в общих чертах, так:
Заказ клиентом осуществляется с помощью приложения (Яндекс.Еда или Яндекс.Лавка). Выбирается опция «Хочу Яндекс.Ровер». После получения заказа из системы робот подъезжает для загрузки заказа. Официант (или работник магазина) собирает и загружает заказ в отсек Яндекс.Ровера и робот отправляется в адрес, указанный при оформлении заказа.
Передвижение робота с заказом и время до прибытия робота клиент видит в приложении в режиме реального времени.
Когда Яндекс Ровер подъезжает к подъезду дома, из которого поступил заказ, клиенту придется спуститься и выйти во двор, ведь Ровер не может (по крайней мере пока) открывать двери и подниматься по лестнице (а курьер — МОЖЕТ).
Клиент подходит к роботу, кликает по кнопке в приложении и крышка грузового отсека открывается. В течение 20 секунд крышка грузового отсека будет открыта и надо успеть забрать заказ. Через 20 секунд крышка грузового отсека автоматически закрывается (закрыть крышку вручную раньше сам может заказчик, извлекший заказ из отсека).
Вот и всё. Быстро и оригинально получен заказ (возможно, что некоторые клиенты совершают заказы с доставкой робокурьером просто из-за новизны и обычного человеческого любопытства)! А Яндекс Ровер сам отправится «на базу» для получения следующего заказа.
Многие обращают внимание на то, что с нашей ментальностью, рободоставщик может быть просто похищен во время своего «путешествия» к клиенту. Кто-то захочет разобрать его и продать на запчасти, кто-то просто сделает это ради дури из хулиганских побуждений — маргинальных личностей хватает. По словам представителей Яндекса ни одного похищения Ровера не было. Во-первых, установленное на нем оборудование довольно специфично и продать его просто некому. Во-вторых, вес робота большой, а габариты немаленькие, поэтому один человек просто с ним не справится. Ну, а в третьих, рободоставщик, благодаря камерам, имеет круговой обзор и оператор, который следит за роботом во время его поездки, обязательно увидит кто и зачем приближается к объекту. Правда, опять же по утверждениям представителей Яндекса, иногда граждане, из хулиганских побуждений, дают «пендаля» роботам, но такой «акт насилия» Роверам не страшен.
Думаю, что количество мест и районов, где станут использоваться рободоставщики, будет увеличиваться, но «повсеместным» такой способ доставки заказов не станет. Скорее всего этот проект так и останется необычным, оригинальным, передовым (с технической и технологической точек зрения), но не очень распространенным способом доставки заказов (еды и продуктов) из сервисов Яндекса. Не удивлюсь, если со временем таким способом начнут доставлять посылки, корреспонденцию и т.д. Но «люди-доставщики» могут спать спокойно. Их труд будет востребован еще долгое время и потеря работы из-за рободоставщиков им не грозит (по крайней мере в ближайшие годы). А слова из песни «… вкалывают роботы, а не человек. «, так пока и останутся мечтой.
В Мурине еду теперь развозит полуметровый робот-курьер «Яндекса». Да, это настоящий киберпанк 🤖
В городе Мурино Ленинградской области начали работу роботы-курьеры. «Роверы» доставляют заказы из «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки» к жилым домам, передвигаясь по тротуарам на скорости 5−8 км/ч. Дорогу они пересекают по переходу и на зеленый сигнал светофора, а заряда батареи должно хватать на весь день.
Опцию доставки «Ровером» можно выбрать в приложении на этапе заказа, по прибытии пользователь получит уведомление и сможет нажать на смартфоне кнопку «Открыть крышку», чтобы забрать еду. До этого роботы-курьеры работали в Иннополисе и некоторых районах Москвы.
«Бумага» показывает, как жители Мурина реагируют на роботов, а в твиттере шутят про «Кибер-Мурино».
Робот-курьер «Ровер» высотой около полуметра. По форме он напоминает мини-холодильник или пылесос и стоит на шести колесах. Его «туловище» — это отсек для хранения заказов. А свое имя «Ровер» получил в честь самоходных космических аппаратов. Как говорят создатели, он полностью автономен: сам планирует свой маршрут, оценивает ситуацию вокруг и объезжает препятствия. Его тестировали с 2019 года.
Вот как выглядит робот. На фотографии, сделанной «Яндексом», он «переходит» дорогу.
Посмотрите это видео. На нем в «Ровер» загружают еду. Тот неуверенно пытается выехать на тротуар, чтобы ни в кого не врезаться. Люди тоже сомневаются, как реагировать на курьера. Похоже, представителям человеческой расы и роботам еще предстоит привыкнуть друг к другу.
Хотя уже есть смельчаки, наладившие контакт с роботом.
Мурино яндекс еда робот
ЖК Эланд, Мурино запись закреплена
В Мурино еду теперь развозит полуметровый робот-курьер «Яндекса». Да, это настоящий киберпанк
В городе Мурино Ленинградской области начали работу роботы-курьеры. «Роверы» доставляют заказы из «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки» к жилым домам, передвигаясь по тротуарам на скорости 5−8 км/ч. Дорогу они пересекают по переходу и на зеленый сигнал светофора, а заряда батареи должно хватать на весь день.
Опцию доставки «Ровером» можно выбрать в приложении на этапе заказа, по прибытии пользователь получит уведомление и сможет нажать на смартфоне кнопку «Открыть крышку», чтобы забрать еду. До этого роботы-курьеры работали в Иннополисе и некоторых районах Москвы.
Робот-курьер «Ровер» высотой около полуметра. По форме он напоминает мини-холодильник или пылесос и стоит на шести колесах. Его «туловище» — это отсек для хранения заказов. А свое имя «Ровер» получил в честь самоходных космических аппаратов. Как говорят создатели, он полностью автономен: сам планирует свой маршрут, оценивает ситуацию вокруг и объезжает препятствия. Его тестировали с 2019 года.
Яндекс запустил в Мурино роботов-курьеров
Роботы-курьеры Яндекса начали работать в городе Мурино на границе Петербурга и Ленинградской области. Роверы используются для доставки заказов из Яндекс.Еды в жилые дома и скоро начнут доставлять товары из Яндекс.Лавки, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе компании.
Роботы-курьеры могут самостоятельно передвигаться по тротуарам со скоростью 5–8 км/ч. Проезжую часть они пересекают самостоятельно по пешеходным переходам на зелёный сигнал светофора. Одного заряда батареи Роверу хватает на весь рабочий день.
Список ресторанов, откуда возят роботы, можно посмотреть в приложении Яндекс.Еда. Выбор доставки Ровером доступен пользователям на этапе оплаты. Следить за перемещениями робота можно на карте, рассказали в компании.
Наши проекты
Контакты
Ведомости в Facebook
Ведомости в Instagram
Сетевое издание «Ведомости Санкт-Петербургский выпуск» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79654.
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
Издатель: ООО «Балтик Бизнес Медиа»
Главный редактор: Яровикова Ирина Анатольевна
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti-spb.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti-spb.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Сетевое издание «Ведомости Санкт-Петербургский выпуск» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79654.
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
Издатель: ООО «Балтик Бизнес Медиа»
Главный редактор: Яровикова Ирина Анатольевна
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее
На дворе уже 2021 год, и автоматизация так или иначе уже с нами. Я не говорю сейчас даже о производствах, где вовсю работают конвейеры и запрограммированные станки. Я сейчас о роботах у нас дома. Ну как минимум пылесосах. Удобно же? Дал команду, даже голосом, и вуаля.
Отдельной фантазией всегда была «самоездящая» машина. Но если в случае с автопилотом в автомобилях пока много нюансов (вы ведь слышали все эти новости про аварии систем помощи водителю в Tesla?), и в первую очередь вопрос ответственности, то в более малых формах уже много рабочих разработок. И если машины без водителя будут, но даже не завтра, то вот роботы уже среди нас. И таковым является отечественный робот-доставщик от Яндекса.
Кстати, своё название «Ровер» получил в честь космических аппаратов, исследующих поверхности других планет.
Миссия
Зачем он с нами
2020 год показал, на сколько нам важны курьерские службы. Причины вам и так известны. Но что, если товары вам будет доставлять не человек, а робот? Он аккуратнее, беспристрастен и готов работать в любых условиях. Да, возможно не такой быстрый, зато не попадает в аварии. А вместительность у них схожая.
Более того, со временем может получиться так, что одна часть человечества производит, а другая доставляет. И чтобы такого не было, существует автоматизация процесса. В случае с Яндексом, при помощи доставки «последней мили», когда товар нужно доставить последнему звену цепочки — клиенту.
Технологии
Что там внутри?
Полностью всех секретов Яндекс не раскрывает, но и так нам доступно весьма много информации. Для начала, это, конечно, навигационные системы, ведь этот робот ездит по открытой местности, а значит, должен знать координаты, куда надо направиться. Помогает ему в этом лидар (система обнаружение и определение дальности с помощью света). Он же помогает роботу находить дорогу вне зависимости от времени дня и ночи, а также погодных условий. Что важно, в нашем переменчивом климате. Использует робот заранее составленные подробные карты местности, аналогичные используются и в беспилотных автомобилях компании.
В наличии и камеры, которые также работают на благо распознавания и построения маршрута. В обновлённой версии робота камеры разбросаны спереди в небольших углублениях. А сзади блок датчиков окружён стоп-сигналом, по аналогии с автомобилем.
В наличии ещё и радары. Они расположены по бокам устройства. Помогают издалека замечать приближающийся транспорт при пересечении дороги.
Навигационная система, которую использует Яндекс, называется «Лидарная локализация». Это двухслойная карта из объёмного снимка пространства, дополненная разметкой и общей схемой передвижения.
В комплекте, конечно же батарея, её роботу хватает на полный рабочий день, это около 10 часов. Достойно. Стоит отметить, что скорость робота составляет 5-8 км/ч. Сделано это в первую очередь для снижения травматичности пешеходов, а на свободном пути робот может и немного разогнать. Ведь если у робота всё хорошо с навигацией, он ловко объезжает людей и препятствия, то у населения мегаполиса, тем более не столь привычного к роботам, могут быть сложности. Да, люди банально не замечают небольшого белого робота на улице и могут споткнуться. Для пущей заметности, как для людей, так и для автомобилистов, у робота есть светящийся флажок.
Сферы применения
Не только нужды Яндекса
Начав свой трудовой путь в 2019 году непосредственно на территории офиса Яндекса в Москве, робот многому «научился» и со временем выехал в город, на службу в сервисах доставки Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда. У робота специальный отсек под груз, куда отлично помещается сумка-холодильник, так что логично, что робот-доставщик обслуживает сервисы Яндекса по доставке.
Как же работает вся схема обработки заказа? В кафе есть планшет с приложением Яндекс.Еда (или локальной фудтех платформы), падает заказ на робота (то, что заказ доставит именно робот, может выбрать сам клиент), официант загружает еду, дальше робот доставляет, а человек через приложение открывает «кузов». Если робот замешкается, помогает удалённый ассистент, он подключается к роботу, смотрит, что произошло, и старается помочь. Чаще подсказками роботу, а не прямым управлением.
Одним из первых парнёрских проектов стало обслуживание инновационного центра Сколково в Москве и Иннополиса. Началось всё в Сколково в начале 2020 года. Через специальное приложение сотрудники большого центра смогли отправлять друг другу документы. Робот колесит по тротуарам, сам строит маршрут, и человеку остаётся только встретить его на улице и открыть грузовой отсек при помощи всё того же смартфона.
Тут встаёт резонный вопрос, а почему робот не заезжает в помещение? Помимо отсутствия чисто технологической возможности открыть двери и подняться по лестнице, важную роль тут играет оптимизация процесса доставки. По сути, робот дешевле, чем курьер, а время подъёма на этаж (с учётом попадания в подъезд, вызова лифта и так далее) занимает много времени. А здесь заказчик в реальном времени видит перемещение робота и может спуститься встретить ровно к моменту подъезда.
Иннополис в свою очередь — по сути рай для беспилотников. Имея законодательные разрешения, там уже и беспилотные автомобили используются без водителей в роли такси, и роботы ездят в роли курьеров. Там компания и отрабатывает своё видение беспилотников в будущем.
Куда дальше?
Захватывать мир, куда ещё!
Проект Яндекса постоянно развивающийся. Собираемый и обслуживаемый самой компанией, он постоянно улучшается и дорабатывается. Так, совсем недавно Яндекс заключил соглашение с американской компанией Grubhub, и вот уже 50 роботов катаются по главному кампусу университета штата Огайо в городе Колумбус. А там, на секундочку, почти 60 тысяч человек. Сценарий всё тот же, доставка еды между локальными кафе и кампусами. Автомобиль там попросту не проедет, а вот робот — легко!
Отвечаю на вопрос, куда же дальше? Расширение партнёрских проектов. Интерес, как сообщают в Яндексе, есть. Некоторые хотят холодильник, запаса батареи хватит. Можно под заказ сделать робота больше или длиннее. Были доработки по подвеске для сложных условий. Также в Иннополисе зимой надевали гусеницы на два задних колеса для снега.
В заключении ещё один интересный факт: если беспилотные автомобили Яндекса строят глобальные суперподробные карты, то относительно небольшой робот, наоборот, помогает на «микроуровне», дополняя карту мелкими подробностями и информацией о местах, куда автомобиль, зачастую, не может попасть.
Напоследок вот цифра из жизни робота-доставщика: 26 884 доставки осуществили роботы к 1 сентября 2021 года c запуска в 2020 году.