мультик про маму курицу
Детство золотое: мамы в советской мультипликации
То, какими должны (и не должны) быть матери и дети, мы усвоили с раннего детства, вместе с «молоком» родного советского мультика. О влиянии мультфильмов на неокрепшую детскую психику можно говорить долго и со вкусом, особенно это занятие любят психологи.
Мультики – первая «школа капитанов» для ребенка, его азбука поведения и энциклопедия. А художники – народ фривольный, и часто наполняют мультики совсем не детским содержанием, чем грешила даже нежно любимая нами советская мультипликация. И теперь мы, воспитывая детей, нередко вдруг обнаруживаем в себе черты знакомых с детства мульт-персонажей. Мы стали похожи не только на собственных родителей (что, конечно, ужасно, но еще куда ни шло), но и на тех мульт-мам, которых наблюдали в детстве на выпуклых экранах допотопных телевизоров.
Портал interfax.by представляет десятку мультфильмов, которые запомнились нам особо отличившимися мамами.
10-е место – «Непослушная мама» (1989), странный украинский мультик по мотивам стихотворения А.А. Милна, родителя Винни-Пуха. Все бы ничего, но зачем было лепить мультфильм по невнятному подстрочнику, неужели некому было сделать нормальный перевод? Однако, образ мамы здесь весьма запоминающийся – некоторым в жизни так не везет, что им достается мать-ребенок, за которой глаз да глаз нужен.
На 9-м месте – Умка и мать его, медведица. Трудно быть солидной мамашей сыночка, пусть и хорошего, но все же шалопая. Ты его учишь ловить рыбу и прятать нос в целях безопасности – чтоб враги не засекли, рассказываешь сказки и поешь колыбельные, а он в это время заводит дружбу с чукчами, приходит домой в чужой шапке, а в конце концов вообще улетает на вертолете незнамо куда, и неизвестно, когда вернется.
8-е место занимает мультфильм «Мама для мамонтенка». Нет слов, одни слезы. Громкие дружные рыдания взрослых и детей, годами сотрясающие постсоветское пространство так же, как ранее – советское. Добрая мама-слониха, без вопросов признавшая сыном бедного сиротку-мамонтенка – предмет нашего обожания и почитания.
На 7-м месте – мама артистическая. Всеми любимый мультик по книжке Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашина». Вам хочется на курорт, после сумасшедшего рабочего года поваляться на пляже, ничего не делая, и походить по ресторанам в новых платьях, и вообще, всячески развлекаться в соответствии со своей утоненной артистической натурой, а дорогое чадо рвется в деревню на дачу – коровам хвосты крутить. «Я тебя кормила, я из-за тебя ночей не спала, а ты – на электричке. ».
И даже после новогоднего концерта, где вы блистали и вам дарили цветы дяди с большими усами, приходится напяливать на себя спортивный костюм и пилить на лыжах все в ту же дальнюю деревню, потому что там дорогой ребенок, муж-растяпа, куча живности и мимобеглые почтальоны, совершенно неухоженные.
6-е место – «И мама меня простит», еще один мультфильм по стихотворению, на этот раз Эммы Мошковской, наполненный советской производственной романтикой и героикой, советскими же, знакомыми с пеленок песнями, и трогательный до слез. Нарисован в стиле плакатного соцреализма, поэтому в отличие от непосредственно стихотворения, в детстве мало кем был оценен, зато в более зрелом возрасте мы им прониклись.
5-е место – кукольный мультфильм Романа Качанова «Мама» никогда и не предназначался для детей, и в малышовом возрасте для нас был скучноват. Другое дело сейчас, когда мы в полной мере можем оценить и его форму, и содержание. Здесь описываются взрослые страхи, каких хватает у нас у всех, а также очереди в советских магазинах, которые мы тоже еще очень хорошо помним. И мчится мама домой к своему любимому ребенку, снося все на своем пути, и мерещатся ей всякие ужасы – грабители с пистолетами, гуляния по карнизам, да мало ли что еще…
4-е место занимает «Северная сказка», мрачно-воспитательный мультфильм про детей, у которых заболела мама, но никто из них не обращал на это внимания и не дал ей попить воды, когда она просила. И тогда мать превратилась в птицу и улетела в тундру. Урок, на самом деле, не только эгоистичным детям, но и чрезмерно самоотверженным мамашам, готовым лечь костьми, только бы любимое чадо не замарало рук работой и помощью по дому.
На 3-м месте – мультфильм «Зайчонок и муха», поучительная история про капризного зайчонка, который выбрасывал приготовленную мамой еду за окошко и раскормил муху до размеров слонопотама. Мама-зайчиха – классический образ матери-одиночки (папа проявляется только в виде фотографии некоего зайца – то ли капитана дальнего плаванья, то ли еще какого летчика-истребителя, давным-давно исчезнувшего с горизонта), растящей единственное чадо, ради которого она готова на все и которое тиранит ее почем зря.
2-е место – самая необычная эрзац-мама в мультфильме «Волк и теленок»: мама-Волк. Которого, в конце концов, конечно, признали папой, но до того бедолаге пришлось недоуменно глядеть в зеркало, восклицая «Вроде, и мужчина. » и вообще, пребывать в беспокойстве и расстроенных чувствах.
Ну и, наконец, 1-е место – мультсериал «Осторожно, обезьянки!» по сценарию Григоря Остера, буквально-таки эстафета материнского подвига. Кто из нас, женщин с подрастающими отпрысками, хоть раз в жизни не ощущал себя всклокоченной и реактивной мамой-обезьяной, живущей, как на вулкане, в постоянном ожидании очередного фортеля любимых чад? То-то же! А ведь наши дети (хотелось бы надеяться!) не подстригают людям волосы вместе с живой изгородью, не таскают за хвост тигров и не охотятся на улицах за интеллигентными владельцами новых телевизоров…
Как видим, в советской мультипликации нашлось место практически всем типам мам и всем житейским ситуациям, которые встречаются в жизни. Или это в жизни всегда есть место мультику?