можно ли заработать на копчении рыбы и мяса в домашних условиях
Бизнес на копчении мяса, сала и рыбы
Это нехитрое занятие способно стать основным или дополнительным источником дохода.
Копчение показывает хорошую рентабельность, порядка 25% и выше, если вы изучите все нюансы дела, подготовившись к рискам.
Выгодно ли заниматься копчением
Формула подсчета вероятного дохода пока не выведена, но считается, что постоянный рынок сбыта в этом сегменте гарантирует доходность 250-300%.
Определим вероятную прибыль на примере малой коптильни, где коптят скумбрию небольшими партиями, по 40 кг за неделю. Владелец закупает рыбу, теряющую после потрошения и засолки 20% веса, по 165 р. за 1 кг. На одно копчение уходит пачка щепы (к примеру, яблоко-груша) ценой 50 р. за 400 г.
350 руб (цена готового продукта) * 40 кг (реализуемой скумбрии) = 14 тыс. рублей за 7 дней «грязными». После продажи рыбы прибыль составляет больше 100%. Полученная сумма делится пополам: 7 тыс. хозяин пускает в оборот, закупая очередную партию рыбы, а оставшиеся 7 считает чистой прибылью за неделю.
Такая мини-коптильня с технологией горячего копчения, где работает один человек (сам закупает, обрабатывает, коптит, продает через знакомых) приносит около 30-35 тыс. в месяц.
Можно зарабатывать намного больше, но надо открывать коптильный цех, получать лицензию со множеством разрешений, нанимать работников, сдавать готовую скумбрию в магазины.
Ежесуточное производство с ускоренной реализацией деликатесов даст более ощутимый доход. Ежедневная закладка рыбы в цеху по 50 кг принесет не менее 150 тыс. руб. прибыли. Из этой суммы надо вычесть расходы (бензин, аренда торговых и производственных мест, электроэнергия, другие обязательные платежи). В сухом остатке получается до 100 тыс. руб. чистой прибыли.
Все это сопряжено с серьезными стартовыми затратами, к которым готовы далеко не все. Но если идея вам симпатична, учтите, что первоначальные вложения окупятся не ранее, чем за полгода-год.
Требования к помещению
Они зависят от масштабов производства – домашнюю коптильню можно расположить в гараже либо хозяйственной постройке. Бизнес покрупнее потребует здания большей площади, его арендуют или покупают.
Строение обязано отвечать следующим параметрам:
Стены помещений, где солят и коптят продукты, обязательно выкладывают кафельной плиткой до 1,5 м в высоту. Внутри предприятия оборудуются:
Нужна пожарная сигнализация, а на расстоянии 5 м от здания – щиток, где закреплены огнетушитель с ведрами. Рекомендуется установка рециркуляторов (бактерицидных ламп закрытого типа), уничтожающих плесень и микробы в режиме непрерывного цикла.
Холодное или горячее копчение: что лучше
Любой деликатес, вне зависимости от способа приготовления, найдет покупателя, но у продукции горячего копчения это получится быстрее. Эта технология позволяет наладить ежедневный выпуск продукта при условии его оперативной продажи.
Копчение – тепловая обработка дымом, когда сырье частично обезвоживается, приобретая характерный аромат вкупе с бактериостатическими свойствами, увеличивающими срок годности.
Холодное копчение занимает больше времени (несколько суток), тогда как горячее – несколько часов. Первый способ предполагает относительно низкую (от 19 до 25 °C) температуру в коптильном шкафу, второй – намного выше, 45-120 °C.
Различаются и сроки хранения копчёностей. Холодная технология позволяет реализовать продукцию несколько месяцев, горячая – ограничивает срок торговли 1-3 неделями (из-за чего сырье лучше коптить под заказ, ограниченными партиями).
Выбор коптильни
Заводские коптильные шкафы похожи друг на друга, но отличаются объемом, функциональностью и видом используемого топлива: дрова, уголь, электроэнергия или газ. Выгодной считается электрическая коптильня из нержавеющей стали, с вместимостью 50-100 кг. Такой шкаф экономичен, просто монтируется и служит не менее 15 лет.
Лучше подобрать универсальный агрегат (снабженный автогенератором дыма), где производят оба вида копчения. Дым получают, закладывая брикеты с прессованной стружкой. Выбирая коптильный шкаф, нужно смотреть и на другие его параметры:
Начинать нужно с хорошего оборудования проверенных брендов, лучше российских из средних цен. Если вы не планируете выходить на большие объемы и обладаете строительными навыками, соорудите мини-коптильню самостоятельно. В интернете немало информации (с чертежами, пошаговыми инструкциями) по сборке коптильных шкафов.
Оборудование и инвентарь
Малое (домашнее) производство, где нет наемных работников, потребует минимального инвентаря и коммуникаций. В помещении (гараже, пристройке) должны быть хорошая вентиляция и мощная электропроводка, способная выдержать дополнительную нагрузку от коптильни.
Чем стремительнее разворачивается ваш малый бизнес, тем больше оборудования потребуется. Нужно купить:
Сократить затраты можно, купив побывавшее в употреблении оборудование, главное, чтобы оно было исправным. Приобретая новое, лучше выбирать из качественных недорогих марок.
Что можно коптить в коптильне
После выбора метода копчения, надо понять, какой продукт вы собираетесь производить – копченое сало, мясо, ребра, птицу или рыбу. Изучите спрос на будущую продукцию. Вас должны интересовать:
Повышенным спросом пользуются копченые (вяленые) красная рыба или мясо, но начать, особенно при дефиците стартовых средств, можно с самого дешевого сырья – куриных тушек. Их коптят быстрым, горячим способом, реализуют, наращивая обороты, со временем переходя к более дорогому сырью (рыбе, свинине). Параллельно меняют способ копчения на холодный, расширяя рынок сбыта и ассортимент.
Поиск поставщиков продуктов
Приготовление по-настоящему вкусных копченых деликатесов невозможно, если вам продадут заветренное мясо, жесткое сало или тухлую рыбу.
Лучше найти поставщиков по соседству, в смежных регионах – так вы значительно снизите транспортные расходы, а заодно будете уверены в свежести закупаемой продукции.
Помните, что при копчении рыба и мясо теряют влагу (10-12%), поэтому во главу угла надо ставить не столько приемлемую цену сырья, сколько его качество.
Отлично, если рядом с вами расположены животноводческие фермы, комплексы, рыбные хозяйства: это гарантия свежей продукции, а также возможность получить существенную скидку. Никогда не приобретайте большие объёмы чего-либо, прежде чем не оцените пригодность товара для бизнеса.
Неплохо установить связь с производителями щепы, отвечающей за привлекательный дымный запах и вкус. Для копчения используют щепу фруктовых либо лиственных пород:
Если вы дорожите своей репутацией, не обрабатывайте копчености жидким дымом.
Оформление документов
Разрешительные бумаги понадобятся только при выходе бизнеса на новый уровень, когда вы вникнете во все тонкости, поставив производство копченостей на поток. Их надо будет сдавать в магазины, рестораны, торговые павильоны – а без лицензии это невозможно.
Нужно также пройти регистрацию как индивидуальный предприниматель, выбрав упрощенную систему налогообложения. Так вы зарегистрируетесь намного быстрее, сумев избежать (как ИП) большей части налогов.
Открытие официального бизнеса потребует разрешений от ряда инстанций – СЭС, Ростехнадзор, Росприроднадзор, пожарная служба. Не забывайте о сертификации готовых продуктов, требуя подтверждающие сертификаты от поставщиков.
Реализация продукции
Начинайте с малого, не пытаясь соперничать с маститыми производителями: пока нет постоянных точек сбыта, коптите в умеренных количествах. На первых порах копченые изыски расходятся по друзьям, родственникам и сослуживцам, которые впоследствии становятся невольными «рекламными агентами». Постепенно цепочка заинтересованных лиц растет, но ограничиваться исключительно устной информацией не следует.
Рассказывайте о своих продуктах в соцсетях, на форумах, бесплатных интернет-площадках, акцентируя внимание потенциальных покупателей на свежести и особых рецептах копчения. Учтите, что в этой нише работает много предпринимателей, а опередить их сложно: товар должен быть вкусным, свежим, не заоблачно дорогим.
Чтобы предприятие стало выгодным, открывайте новые торговые точки (с установкой холодильных камер), привлекайте реализаторов. Это сопряжено с расходами, которые рано или чуть позднее обязательно окупятся.
Вложения в бизнес
Сумма начального капитала прямо пропорциональна объему копченой продукции, которую рассчитывает получить предприниматель. У серьезного производства, в отличие от кустарной коптильне в гараже, цифры бизнес-плана выглядят примерно так:
Наименование | Цена в рублях |
---|---|
Оформление документации | около 20000 |
Оборудование | порядка 400000 |
Закупка сырья (сало, мясо, рыба) | примерно 100000 |
Вода, электроэнергия, канализация | от 50000 |
Подготовка цеха (внесение платы за аренду) | до 250000 |
Заработная плата работникам | 100000 |
Транспортные затраты | 100000 |
Еще 100 тыс. рублей нужно отложить на непредвиденные расходы. Часть денег оставьте на уплату налога от предпринимательской деятельности – его сумма зависит от размаха производства.
Цифры по разным регионам нашей страны будут разными, но основательный бизнес этого направления потребует около 1,2 млн рублей вложений.
Открываем свой бизнес на копчении продуктов
Коптильня как бизнес – отличная идея для открытия собственного дела «с нуля». Она хороша тем, что не требует больших капиталовложений и проста в обслуживании. Коптильню можно зарегистрировать в качестве бизнеса на дому, и освободиться от уплаты налогов на два года. Спрос на копченые продукты не падает, поэтому мини предприятие будет приносить стабильный заработок.
Бизнес на копчении продуктов
Население с радостью приобретает копчености у частных производителей. Это связано с тем, что качество данной продукции намного выше, чем у крупных мясоперерабатывающих предприятий. Небольшие объемы производства позволяют экспериментировать с вкусовыми качествами и предлагать широкий ассортимент свежего товара. Домашняя коптильня выпускает:
Кроме высокого спроса и популярности производимой продукции, бизнес имеет ряд других преимуществ:
Однако перед открытием собственного дела, предприниматель должен изучить рынок сбыта, составить бизнес план и ознакомиться с технологией копчения. Эти действия помогут избежать ошибок и правильно организовать работу.
Поиск помещения
Реализовать проект небольшой коптильни можно в любом населенном пункте. Оборудование с легкостью размещается на приусадебном участке или в гараже. Выбор места зависит от масштабов производства и количества денежных средств на открытие бизнеса.
Если в планах предпринимателя организовать крупное производство копченых продуктов – лучше арендовать подходящее помещение для цеха.
Для размещения домашней коптильни необходимо помещение площадью 15-20 кв. м. Комната должна быть оснащена:
Стены цеха по засолке и копчению отделываются кафельной плиткой до 1,5 м в высоту. Особое внимание нужно уделить пожарной безопасности. На расстоянии 5 метров от коптильни должен быть расположен щиток с огнетушителем и ведрами.
Требования к расположению и оборудованию крупного коптильного цеха значительно отличаются от домашнего формата бизнеса:
Оформление документов
Домашний бизнес на копчении необходимо зарегистрировать в налоговом органе. В качестве формы собственности рекомендуется выбирать ООО или ИП. Вторым этапом открытия коптильни станет получение разрешительных документов от надзорных органов. Мини предприятие связано с торговлей пищевыми продуктами, поэтому контроль за соблюдением санитарных правил и норм должен осуществляться постоянно.
Разрешение на деятельность выдают следующие ведомства:
Оборудование
После того, как все документы будут готовы, можно приступать к покупке оборудования. Экономить на технике не рекомендуется, так как от нее зависит качество товара.
Что нужно для бизнеса на копчении в крупных масштабах? Кроме перечисленных основных средств, нужно дополнительно закупить:
Чтобы обеспечить полноценную работу большого цеха, одной коптильной камеры будет недостаточно. Потребуется приобрести несколько коптильных установок для каждого из видов продукции: мяса, рыбы и сыра.
Промышленные коптильни бывают нескольких типов: газовые, электрические, и работающие на угле. От домашних они отличаются мощностью и большой вместительностью.
Как правило, мини коптильни для малого бизнеса работают на электричестве. Их преимущества – это компактные размеры и эргономичность. Такие установки рассчитаны на производство 100 кг товара.
Бизнес план коптильни с расчетами
Любая бизнес идея требует предварительного планирования. Этот этап очень важен, так как он позволяет понять – выгодно ли заниматься бизнесом на копчении рыбы и мяса. Грамотно составленный бизнес план гарантирует успешную работу предприятия, позволяет сократить расходы, и определить, сколько можно заработать на копчении.
В качестве примера рассмотрим приблизительные расходы на открытие коптильни в домашних условиях:
Наименование расходов | Стоимость, руб. |
Первоначальные затраты | |
Подготовка помещения и ремонт | 60000 |
Покупка оборудования | 80000 |
Сырье (мясо, сыр, рыба) | 30000 |
Упаковка | 5000 |
Реклама | 5000 |
Итого | 180000 |
Постоянные расходы | |
Закупка сырья | 30000 |
Коммунальные платежи | 3000 |
Прочие расходы | 2000 |
Итого | 35000 |
Рассчитаем доходы от продажи готовой продукции из мяса, рыбы и птицы.
За месяц работы, копчение как бизнес принесет 20845 рублей чистой прибыли, что является неплохим дополнительным заработком в сельской местности. Доход можно увеличить, расширив производство и выпустив новые виды продукции. Рентабельность находится на высоком уровне, а первоначальные вложения окупятся за 12 месяцев работы.
Как показывают отзывы владельцев крупных коптильных цехов, затраты на их открытие являются более внушительными. Стоимость промышленного оборудования на рынке начинается от 400000 рублей. Кроме этого, придется потратиться на аренду помещения (от 200000 рублей), и заработную плату сотрудников (от 150000 рублей). По примерным подсчетам, для того чтобы начать работу большой коптильни потребуется не менее 1000000 рублей.
Рекомендуем еще несколько интересных бизнес идей:
Заключение
Изготовление копченых продуктов является прибыльным направлением сельского бизнеса. Разработав концепцию и определившись с ассортиментом, уже через год предприниматель сможет окупить стартовые вложения. Бизнес на копчении дает возможность расширить производство и открыть собственные точки продажи товара в будущем.
Бизнес на копчении продуктов
Найти копчености в магазине — дело очень простое. Но общим их недостатком можно назвать отсутствие изюминки. Все, что предлагается в отделах копченых продуктов — окорока, корейка, сало, птица, рыба — сделаны по схожей рецептуре. Поэтому при визуальном изобилии, попасть на копчения с уникальным вкусом и ароматом, можно назвать настоящим везением.
Имея навыки работы с изготовлением копченостей, а еще лучше, если это настоящее хобби, можно запросто построить автономный бизнес на копчении, приносящий стабильный средний доход даже в самом начале.
Ну, а для запуска такого мини-предприятия, нужно хорошо для себя понимать, как оно функционирует в условиях современного рынка продуктов питания в городах.
Пошагово разобрать этот процесс, и самостоятельно убедиться, что открыть собственную коптильню — это выгодно и интересно – цель этой статьи.
Копчение как бизнес
Вначале нужно отметить: копчение продуктов – бизнес достаточно успешный. Со сбытом проблем, как правило, вообще не возникает. Причем в этом сегменте не приходиться говорить о пиках и спадах продаж.
Спрос на классные копчености постоянен среди всех категорий покупателей – бюджетных, со средним и выше среднего доходом. Объяснить это легко – помимо традиционных праздников, таких как Новый Год, Пасха, майские выходные, в городах много индивидуальных торжественных событий, предполагающих фуршеты, банкеты, одним словом, богатые столы с деликатесами для гостей.
Анализ конкурентной среды
Перед тем, как запускать бизнес по копчению рыбы, мяса, сала, птицы следует точно знать, насколько жесткая конкуренция в этом сегменте. Чем больше производителей аналогичной продукции, тем меньше уровень реализационных цен.
Но даже при обширном предложении промышленной продукции, домашние копчения всегда больше востребованы покупателями, поскольку приготавливаются по оригинальной рецептуре.
Новому участнику рынка нужно точно оценить предлагаемый ассортимент, а также собрать максимум информации от покупателей, что они думают о вкусовых особенностях реализуемых копчений. Главное – определить слабые рыночные ниши, и занять их своими продуктами высокого качества.
Определение локации продаж – второй критерий. Запуская горячее/холодное копчение, следует ориентироваться не только на рекомендации своих первых покупателей и знакомых, а подойти к сбыту комплексно. Проанализировать торговые площадки в своем регионе, и договориться об оптовой покупке продукции собственного производства с реализаторами на рынках, небольшими продуктовыми магазинами и т.д.
Стать лучше своих конкурентов, и привлечь постоянных потребителей поможет соблюдение 2-х правил:
Соблюдая эти правила, можно не только занять топ-позиции в бизнесе на копчении, а и устанавливать более высокую цену на свой продукт за счет его исключительности на рынке.
Стартовый капитал: сколько потребуется денег?
Расчет проекта по созданию бизнеса на копчении мяса, сала, рыбы и птицы (домашнего предприятия или коптильного цеха) будет ориентировочным. В каждом конкретном случае нужно только подставить свои цифры, соответствующие региону, где будет размещено производство.
На рисунке для наглядности показан комплекс для соления и копчения рыбы и мяса.
Первичные затраты:
Регулярные (ежемесячные) затраты:
Дополнительно включаются расходы на обслуживание розничных торговых точек на рынках и в магазинах.
Копчение как домашний бизнес
Производство копченостей в домашних условиях – популярный вид современного предпринимательства не только среди жителей сельской местности, а и владельцев дач и загородных домов. Неоспоримыми плюсами домашнего бизнеса на копчении являются абсолютно бесплатные площади, возможность сделать мини-цех из подручных материалов, самостоятельно заготовить щепу (на первое время), закупать сырье по самым низким ценам по месту. То есть, стартовые вложения будут минимальными.
Многие с удовольствием коптят мясо, сало, рыбу и птицу на приусадебных участках не только для собственного потребления, а и реализации в ближайшем окружении. Иногда такие продажи становятся вполне сопоставимыми с мелкооптовыми объемами, приносящими хороший дополнительный доход.
Будучи в начале бизнеса по копчению продуктов, можно эффективно организовать изготовление на дому, и продавать шикарные блюда узкому кругу покупателей (знакомым, соседям и пр.). Это отличная предпринимательская задумка, заслуживающая внимания.
Для старта достаточно приобрести модульную коптильню на дровах, рассчитанную на 50-70 кг готовой продукции. Этого хватит, чтобы попробовать свои силы в данной нише, оценить перспективы, отшлифовать собственную рецептуру до безупречности, достичь идеального внешнего вида продукта.
В дальнейшем уже можно решать:
Прибыльность мини-предприятия в этом случае оценить несложно, поскольку будет наработана определенная производственная статистика. Предоставленный ниже ориентировочный расчет рентабельности этой бизнес идеи, поможет лучше понять ее перспективность.
Есть ли минусы у домашнего копчения?
Недостатками копчения дома можно назвать:
Рентабельность бизнеса по копчению продуктов
Прибыльным предприятие по холодному/горячему копчению будет только при корректном соотношении цены реализации, затрат на изготовление и объемов сбыта. На примере приготовления и продажи копченых кур, ниже приводится расчет рентабельности мини коптильного цеха. Чтобы правильно подсчитать рентабельность в своем регионе, нужно подставить, действующие в нем, цены. Также следует внести индивидуальные затраты, если они есть.
ВАЖНО! Это приблизительные цифры, и в конкретной ситуации рентабельность может быть легко увеличена до 110-130%. За счет чего? Во-первых, условия продажи в розницу отличаются в каждом конкретном случае. Во-вторых, за счет эксклюзивности копченого продукта, цена на него может быть установлена выше средней по рынку.
Выгоден ли бизнес по копчению мяса, рыбы?
Исходя из приведенных расчетов рентабельности, а также зная о высоком потребительском спросе на копчености собственного изготовления, можно сделать ряд выводов.
2. Эксклюзивность копченостей, приготовленных по оригинальной рецептуре, во многом исключает конкурентную борьбу. Соответственно, можно без риска для бизнеса устанавливать цены выше среднестатистических по рынку.
3. Широта вариантов сбыта — аренда павильона/палатки на рынке, оптовая продажа магазинам, открытие фирменной точки — существенно облегчает процесс продаж.
Рекомендация. Начинать поставки копченых продуктов собственного изготовления лучше в места массового скопления потенциальных покупателей, то есть на продуктовые рынки.
Холодное и горячее копчение: что выбрать?
Пожалуй, этот вопрос задают все и в первую очередь. Способы отличаются технологией производства и сроками хранения. Общее у них – непревзойденность гастрономических качеств, что высоко ценится любителями эксклюзивных копченых изделий.
Горячее копчение – наиболее распространенный способ, что обусловлено быстротой приготовления. Готовый продукт (мясо, сало, птица или рыба) характеризуется сочностью, средней соленостью, неповторимым ароматом и вкусом. Недостаток у таких блюд – они имеют ограниченный срок хранения.
Холодное копчение – процесс более длительный. Этот способ больше популярен среди опытных коптильщиков, занимающихся изготовлением деликатесов на продажу. По сути, он напоминает плавную сушку, во время которой мясо (рыба) пропитывается охлажденным дымом, и приобретает ни с чем несравнимые вкусо-ароматические свойства. Сочность, твердость и степень солености деликатесов зависит от исходного сырья. Особым преимуществом таких блюд является большой срок хранения, даже в тепле.
Как правило, этим способом пользуются для копчения сала, мяса, жирных сортов рыбы. К примеру, скумбрии, лосося, домашних колбас, грудинок.
Вывод: на каком способе копчения остановиться – каждый для себя решает самостоятельно. Для достижения эффективной доходности предприятия рекомендуется комбинировать обе технологии, постепенно расширяя ассортимент выпускаемой продукции. Также сейчас можно установить коптильни, предназначенные для копчения мяса и рыбы по обеим технологиям сразу.
Плюсы и минусы каждого из способов
Горячее копчение
Плюсы – быстрота процесса, отличный вкус, широкий выбор оборудования.
Минусы – недолгое хранение (3 – 7 дней при t 0 — 5˚С в холодильнике).
Холодное копчение
Плюсы – деликатесы относятся к эксклюзивным копченостям. Срок хранения при тех же условиях более 14 дней. Полезные качества продукта не снижаются со временем из-за отсутствия высокотемпературной термообработки.
Минусы – большое время приготовления.
Организация коптильного бизнеса
Разрешительные документы
Официальное открытие бизнеса по копчению продуктов предполагает получение разрешительной документации, дающей право занятия этим видом деятельности. Это обязательное условие, позволяющее вести конструктивный диалог с представителями проверяющих служб в правовом поле.
Для начинающего бизнесмена потребуется:
Помещение коптильни
Помещение для коптильного цеха должно отвечать ряду критериев. Нужно отметить, что копчение в домашних условиях менее требовательно к производственным условиям. Недостатком здесь является только меньший объем выпуска готовой продукции.
Требования к коптильному цеху:
Рекомендация. Перед началом ремонтно-отделочных работ следует уточнить требования пожарных и санитарно-эпидемиологических служб, чтобы в будущем не пришлось понести дополнительные расходы на новый ремонт.
Оборудование для копчения мяса, рыбы
Подбор и покупка специализированного оборудования и мебели – следующий этап организации коптильного цеха. Выбор напрямую зависит от технологии производства.
К основным видам оборудования для горячего и холодного копчения продуктов относятся:
Мебель:
Перечень может быть расширен, в зависимости от конкретных условий ведения бизнеса.
Персонал
Распространенной практикой является выполнение основных обязанностей самим владельцем коптильни. Он и технолог, и бухгалтер, и продавец, и снабженец, и разнорабочий. Однако в мини-производстве часть функций необходимо делегировать, иначе попросту не хватит времени качественно выполнять все задачи.
Коптильный цех требует специалистов по приготовлению рассолов и маринадов, а также копчению мяса, птицы и рыбы. Стандартно эти функции выполняет один или два человека, прошедших обучение, владеющих рецептурой и технологией копчения.
Для поддержания чистоты в штате должна быть предусмотрена должность уборщицы.
Охрана цеха может быть, как физической (1 — 2 посменных сотрудника), так и комбинированной. Во втором случае охранники контролируют помещения цехов через камеры наружного/внутреннего наблюдения, отслеживают вывоз готовой продукции, а электронная охранная сигнализация оповещает пульт ЦПО в случае взлома помещений.
Подводные камни
Наибольшей проблемой в этом бизнесе является необходимость получения сертификатов на готовую продукцию. Для их получения потребуется собрать пакет документов, подтверждающих качество исходного сырья. Поэтому его закупка должна проводиться у официальных поставщиков (рыбхозов, ферм, фабрик).
Еще один сложный момент — это получение разрешения СЭС. Всем, кто имел дело с продуктами питания, хорошо известно, что здесь придется «попотеть», чтобы в точности выполнить все требования.
И последнее – недолгий срок хранения готовой продукции. Если не вложиться в определенный период, и не реализовать всю продукцию, риск потери части вложенных средств возрастает.
Выводы
Бизнес на копчении – это интересная и прибыльная ниша. Копченые продукты (мясо, сало, рыба и птица) пользуются хорошим спросом. Сделанные по собственным рецептам, они всегда востребованы покупателями с разным уровнем дохода.
Достаточно высокая наценка при сравнительно малых начальных расходах на организацию производства делают бизнес по копчению мяса и рыбы актуальным не только для крупных предпринимателей, а всех, кто стремится к дополнительному доходу.
К минусам можно отнести сложность получения сертификатов на готовую продукцию, прочей документации, сравнительно небольшие сроки хранения копченостей.