можно ли торговать сетями для ловли рыбы в магазине
Можно ли торговать сетями для ловли рыбы в магазине
Томская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что с 1 января 2020 года в действие вступил Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О любительском рыболовстве»), детально регламентирующий общественные отношения, возникающие в связи и по поводу осуществления добычи водных биологических ресурсов в любительских целях.
Статья 9 Федерального закона «О любительском рыболовстве» устанавливает требования к орудиям добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства. Среди них: запрет на оборот жаберных сетей, являющихся разновидностью сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, на территории Российской Федерации. Исключение сделано законом для регионов Севера, Сибири (в том числе Томской области) и Дальнего Востока.
Особенности оборота и применения жаберных сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2019 № 1462.
Применение жаберных сетей для добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства разрешается гражданам Российской Федерации в целях удовлетворения личных потребностей:
— вне рыболовных участков – если сети поставлены на учёт и промаркированы;
При осуществлении любительского рыболовства запрещается:
— применять жаберные сети без документа, удостоверяющего личность;
— оставлять установленные на водном объекте жаберные сети без контроля;
— передавать жаберные сети, в отношении которых осуществлены учёт и маркировка, другому лицу (за исключением вышеуказанного случая).
В Думу внесен проект закона о запрете продажи в России рыболовных сетей
Законопроект о запрете ввоза и продажи в РФ сетей рыболовам-любителям внесен в Госдуму. Предлагается запретить ввоз и реализацию в РФ рыболовных сетей и электроловильных систем всех типов. Исключением будут случаи, когда сети реализуются предпринимателям, имеющим разрешение на вылов рыбы. Документ размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.
Там говорится, что в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию РФ сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, электроловильных систем всех типов, а также их реализация на территории РФ. За исключением случаев, когда они реализуются индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом, имеющим разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов. Рыболовам-любителям и спортсменам предлагается продажу сетей и электроловильных систем запретить полностью.
В случае принятия законопроекта рыболовные сети будут подлежат учету в порядке, установленном правительством. Действующим законодательством уже запрещен ввоз в Россию рыболовных сетей из синтетических материалов, а также электроловильных систем. «Вместе с тем, ввозятся не сами рыболовные сети, а оборудование и сетное полотно для их производства, в результате чего рыболовные сети из синтетических материалов, по своим характеристикам легкие, тонкие и компактные, с малым шагом ячейки, при этом достаточно дешевые, находятся в свободной продаже», — констатируют питерские законодатели.
Один метр такой сети, по их словам, стоит в среднем 200-300 рублей. Поэтому ни доступны широкому кругу лиц, в связи с чем ими активно пользуются браконьеры. «Синтетические материалы, из которых изготавливаются рыболовные сети, являются прочными и долговечными, и практически не разлагаются в воде, что приводит к их накоплению в водных объектах», — подчеркивают депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга.
Сколько стоит любительская рыбалка
По данным ВЦИОМ, почти четверть россиян ходили на рыбалку хотя бы один раз за последние два года.
В моем близком окружении много рыбаков: отец занимается этим с раннего детства уже 50 лет, двоюродный брат владеет магазином товаров для рыбаков, многие друзья выбираются на природу с удочками большими компаниями.
Кажется, что для рыбалки не нужно ничего, кроме удочки и наживки, но в реальности увлеченные люди часто тратят на свое хобби десятки тысяч рублей. Я расспросила своих родных и знакомых рыбаков о том, какое снаряжение нужно кроме удочки, за что можно получить штраф и почему рыбалка может быть опасной.
Что такое любительская рыбалка
Основные законы, которые регулируют любительскую рыбалку в России:
В этой статье я расскажу именно о последнем виде. В законе о любительском рыболовстве написано: «Любительской считается рыбалка, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей». Это значит, что улов принадлежит рыбаку, но продавать его нельзя.
К любительскому рыболовству относится и спортивная рыбалка. Здесь участники соревнуются, кто поймает самую крупную рыбу или наловит больше за ограниченное время. Основное отличие спортивной рыбалки от любительской — рыбу ловят не для того, чтобы съесть, а для того, чтобы продемонстрировать свои знания и навыки. Поэтому всю пойманную рыбу отпускают. Спортивная рыбалка — официальный вид спорта, у которого есть свои правила.
В отличие от охотников, рыбакам-любителям для рыбалки на водоемах общего пользования не надо получать никаких специальных разрешений и платить какие-либо взносы государству или коммерческим фирмам. С 1 января 2020 года, после вступления в силу закона о любительском рыболовстве, территория России считается зоной свободной рыбалки. Это значит, что водоемы общего пользования, рыбалка на которых не запрещена, должны быть доступны всем желающим бесплатно. Исключение — если вы ловите рыбу на частном пруду, владельцы или арендаторы которого организуют рыбалку за деньги.
Это право было у россиян и раньше — оно зафиксировано в водном кодексе. Но некоторые недобросовестные предприниматели ставили забор вокруг государственного пруда или загораживали проход к реке и предлагали ловить рыбу за деньги. Это незаконно, но бороться с таким было сложно. Теперь право на доступ к водоемам рыбаков-любителей зафиксировано еще и в законе о любительском рыболовстве, а государство пристально следит за его соблюдением. Например, незаконные ограждения прудов просто сносят.
Но, повторюсь, есть и коммерческие организации, которые предоставляют платные услуги. Они имеют на это право, если владеют водоемом или взяли его в аренду. Без разрешения собственника рыбачить в таком месте нельзя. Но в частной собственности могут находиться только два вида водоемов — пруды и обводненные карьеры.
Рыбаки-любители могут вступать в региональные общественные объединения, работу которых координирует Росохотрыболовсоюз. Чтобы стать членом местного общества рыболовов и охотников, надо оформить членский билет и платить взносы. Это необязательно, но дает рыбакам небольшие преимущества. Например, можно вылавливать больше суточного улова или брать в аренду инвентарь, принадлежащий рыболовному обществу.
Мой личный опыт: продажа рыболовных сетей через Интернет
Однажды мне досталось в наследство рыболовные снасти и аксессуары. Не являясь рыбаком, я решил продать их людям, которым они больше нужны. Среди предметов рыболовство оказались сети. До данного времени я не знал, что продажа рыболовных сетей без специального разрешения или лицензии запрещена ввиду того, что они являются средствами браконьерского отлова.
Но я не рыбак и этого не знал. Пытаясь найти примерные цены рыболовных сетей на сайте объявлений OLX, я обнаружил, что таких объявлений нет. «Ну и ладно! Первым буду!» — подумал я и поместил объявление в Интернете.
Если мы первые, то это не значит, что до нас никого не было раньше
Но все отсутствие объявлений товара подобного рода меня насторожило, и я проверил в GOOGLE, разрешена ли законодательно продажа рыболовных сетей. В результате оказалось, что для их продажи необходимо специальное разрешение или лицензия.
Попытка №1 — Рыболовная сеть для декоративных целей
Но я все же решил поместить рыболовные сети на продажу с пометкой, что они запрещены к продаже и поэтому данную сеть следует использовать для декоративных целей.
Продажа рыболовных сетей под своим именем
Через пару минут мое объявление было удалено модератором с указанием, что оно не соответствует политике сайта и находится в списке запрещенных к продаже предметов.
Удаление объявления модератором
Таким образом, данная сеть попала под категорию товаров и услуг, запрещенных к публикации. А именно — «Браконьерские инструменты и оборудование (электроудочки, сети, капканы и подобное), а также услуги по их изготовлению.»
Попытка №2 — Продажа рыболовных сетей под видом сеток для волейбола
Сеть было жалко выбрасывать, и я решил, что ее можно использовать, как сеть для волейбола. Фотографии оставил старые, но то, что эта сетка не для волейбола, а рыболовная выдавали поплавки с грузиками.
Продажа рыболовных сетей под видом сеток для волейбола
Но объявление снова не прошло проверку модераторами, и через пару минут снова было удалено.
Попытка №3 — Продажа сетей совместно с другими рыболовными аксессуарами
Тогда я решил действовать другим методом. Если рыболовные сети так тяжело выставить на продажу, значит, их тяжело и купить. У меня на продаже стояла целая сумка с рыболовными снастями. Я сделал пометку в тексте, что помимо показанных на фото вещей, есть еще сети. Для их покупки пишите личное сообщение.
Продажа сетей вместе с рыболовными аксессуарами
Это сработало и из 5 звонивших людей, 4 интересовались сетями. Но их интересовали сети длиной 50 метров. Мои были около 10 метров. И в результате общения с одним из людей оказалось, что это не сети, а бредень. По краям сети были ушки для палок, с которыми можно было брести и собирать рыбу.
Бредень, растянутый во дворе на веревке
Попытка №4 — Некомпетентность модераторов
Выставленные на продажу рыболовные снасти были быстро куплены, и я не успел продать сети. Но тут я вспомнил ситуацию, которая произошла со мной несколько лет назад, когда я продавал автотрансформатор. Электрики знают, что автотрансформатор — это трансформатор, который гальванически не развязан с электрической сетью. Тогда модераторы не поняли значения этого слова и решили, раз слово «Автотрансформатор» содержит слово «авто», значит он автомобильный, хотя он не имел к нему никакого отношения. При этом они зафиксировали его за рубрикой Автозапчасти и запретили ее изменять. Так я его и продал.
Поэтому я сейчас просто создал объявление с заголовком «Бредень» и поместил часть фото, на котором видно часть сети без поплавков и грузиков. В описании описал параметры сети. Модераторы пропустили его, и вскоре его купил человек, который специально приехал за ними из Шахтерска. Ему нужна была сеть для изготовления раколовок. Браконьерством они не являются.
Объявление о продаже бредня
Итого
В данной ситуации осуществлялась разовая продажа рыболовной сети, которая изначально по моим предположениям не нарушала правил и законов. Мой личный опыт показал, что при определенной настойчивости и желании подобные вещи можно продать.
если б я занимался коммерцией, я б создал саайт и пофиг на всякие доски объявлений, которые удаляют твои карточки товаров! Что думаете на счет этого? Присмотрел как нишу «Рыболовные сети» и вот гуглю и собираю инфу, как боряться с такими продавцами… ведь гугл выдача показывается больше десятка сайтов, которые продают сети и никак это не пресекается
Бизнес: магазин северной рыбы
Как зарабатывать на продуктах, которых не найти в Москве
Шесть лет назад Сергей не смог достать в столице деликатесную сибирскую рыбу — ни в магазинах, ни через знакомых.
В то время он отвечал за поставки кофе по России в международной корпорации. Сергей бросил карьеру и встал за прилавок продавать незнакомую москвичам северную рыбу.
Сегодня он зарабатывает на этом 150 тысяч рублей в месяц.
Почему рыба
После института Сергей занимался продажами и вырос до руководителя отдела в международной компании. Работа в корпорации надоела: есть зарплата, соцпакет, но удовольствия все меньше, а жизнь похожа на день сурка. Представляешь себе, что ты важный человек, у тебя деловой костюм, машина, фитнес, но если завтра уволишься, в компании ничего не изменится — значит, не такой уж ты и важный.
Перед Сергеем встал выбор: уходить на новое место, опять крутиться на таких же собраниях и отчетах или сменить сферу.
Хобби у Сергея не было. Он перебирал идеи и вспомнил, как однажды не смог найти в Москве северную рыбу к празднику.
Северная рыба — это хариус, нельма, сиг, муксун, омуль и чир. Они относятся к семейству лососевых, отличаются жирностью и нежным вкусом. Такую ценят в Сибири: едят копченой, вяленой, маринованной и даже сырой — готовят из нее строганину.
Сергею удалось попробовать деликатес благодаря работе. Он часто ездил в командировки и привозил из них что-то местное. Например, копченую рыбу из Сургута в подарок родителям. Цена на экзотику оказалась около тысячи рублей за килограмм — вдвое выше, чем ожидал Сергей. Но, попробовав рыбу сам, он пожалел, что взял мало — такой вкусной она оказалась.
Позже Сергей захотел купить северную рыбу к семейному празднику. Искал в магазинах, интернете, через знакомых, но достать деликатес в Москве не вышло.
Вспомнив эту историю, Сергей понял, что ниша свободна. У него не было бизнес-плана, партнеров и людей, которые могли бы дать совет. При этом оставаться на работе и параллельно открывать бизнес не хотелось. В таком случае есть риск что-то не доглядеть, а задача — делать на все сто.
В конце лета 2012 года наш герой уволился, отвел себе месяц на отдых, а после взялся за работу. Он хотел открыться до Нового года, чтобы продавать рыбу как деликатес к праздничному столу.
Поставщики без документов и рыбная доставка
Сергей хотел все делать по правилам: закупать рыбу по договору и переводить оплату на счет. От поставщика ему нужны были документы, которые подтверждают качество рыбы: декларация соответствия и ветеринарное свидетельство. Без этих бумаг торговать нельзя.
Около месяца Сергей искал профильные журналы и сайты компаний, чтобы найти контакты поставщиков с документами. Толку было мало. Рыбу заготавливали кустарно и продавали в магазинах и на рынках тех же регионов, где ее ловили.
Поиски продолжились на «Авито»: Сергей сосредоточился на объявлениях о продаже рыбы в сибирских городах. Звонил по указанным телефонам, но попадал на простых рыбаков. Они были готовы прислать рыбу, если Сергей переведет им деньги на карту. Такой вариант не подходил. Тогда наш герой просил контакты других людей, которые покупают улов у рыбаков, звонил им, просил контакты следующих и так раскручивал цепочку поставок. Оказалось, рыбаки сдают улов в кооператив, а тот передает рыбу оптовикам.
Еще поставщики отказывались продавать по два-три килограмма: мороки с отправкой в Москву много, а прибыли мало. При этом Сергей не мог закупать много рыбы каждого вида — непонятно, на что будет спрос.
Сергей использовал опыт продажника и упирал на то, что начнет закупать постоянно и объемы вырастут. Даже предлагал заплатить за первую поставку в полтора раза больше, например, не 400, а 600 рублей за килограмм свежемороженой рыбы. На этих условиях сумел договориться.
Первыми поставщиками стали небольшие хозяйства и индивидуальные предприниматели из Красноярска, Иркутска, Норильска. За первую партию рыбы Сергей заплатил 400 тысяч рублей, включая доставку. Закупил мороженую рыбу по несколько штук разных видов, нарезку копченой тоже по несколько упаковок, вяленую рыбу.
потратил Сергей на первую партию рыбы
Заказы в Москву доставляли самолетом. В аэропорту отправитель сообщал сотрудникам грузового терминала нужный для рыбы температурный режим и объем груза. Те клали ее в термосы — изотермические контейнеры — и доставляли в багажном отделении рейсового самолета. По прилету товар складывали в аэропорту в холодильник, откуда Сергей мог его забрать.
Первые партии предприниматель подгадал под самое открытие с разницей доставки в день-два — это было важно, чтобы соблюсти сроки хранения. Приезжать за рыбой в аэропорт пришлось раз пять — она прилетала то в Домодедово, то в Шереметьево, то во Внуково.
Уже за следующими поставками Сергей приезжал после смены — грузовой терминал работает круглосуточно. Со временем подписал договор со службой доставки и оформил доверенность — по ней сотрудник транспортной компании получал в аэропорту товар и привозил в магазин.
Доставка рыбы самолетом стоила от 30 до 60 рублей за килограмм. Чем дальше регион — тем выше цена. Например, привезти из Якутии нельму весом 10 кг обходилось в 600 рублей. Отправление того же веса из Красноярска стоило 300 рублей. Доставка рыбы из аэропорта — это еще 5 тысяч рублей.
Нельзя ждать, пока в грузовом терминале накопятся заказы из городов, и забрать их все скопом. У рыбы разный срок годности, а аэропорт с третьего дня начинает брать плату за хранение груза. Подгадать так, чтобы поставщики прислали заказы одновременно, не получится, потому что они зависят от улова.
На запуск магазина — миллион рублей
У Сергея было открыто ИП: в середине 2000-х он пробовал заниматься шелкографией — наносить рисунок на ткань, стекло и пластик. Для рыбного магазина осталось только добавить новый код ОКВЭД — торговлю рыбой и морепродуктами.
Санитарных разрешений для продажи не потребовалось: они должны быть у поставщика на цех, где готовят рыбу. Также поставщик получает декларацию соответствия и ветеринарное свидетельство на всю продукцию — и сырую, и переработанную. Копии бумаг он передает Сергею — их могут попросить покупатели, чтобы убедиться, что рыба не от браконьеров.
Для магазина нужно помещение — где его найти, Сергей не знал. Сначала позвонил в риелторские агентства. Они согласились подобрать площадь не менее 1500 квадратов, но для магазина это много. Пришлось искать самостоятельно на «Циане» и «Авито».
Сергей рассчитывал продавать рыбу как премиальный продукт. Чтобы понять, в каком районе живут потенциальные покупатели, посмотрел на карту магазинов «Азбука вкуса». Больше сосредоточилось на западе, северо-западе и юго-западе Москвы. В этих районах он и искал помещение.
Через месяц попался вариант на 22 м² у метро «Сокол». Сергей спросил совета у отца, который знал эти места: «Район богатый, однозначно бери». Аренда стоила 90 тысяч рублей — столько же пришлось отдать как депозит за последний месяц.
отдал Сергей за аренду в первый месяц
Это был павильон на небольшом рынке — без ремонта, воды и отопления. Ремонтом Сергей занялся вместе с отцом, потому что не хотел тратить деньги на услуги строителей. Вместе выровняли и покрасили стены, повесили лампы, купили радиатор для обогрева, провели воду и сделали рукомойник — на все потратили 50 тысяч рублей.
Поставщики посоветовали, какие морозильник и витрины купить. Размеры витрин Сергей определял в самом павильоне: чертил мелом на полу, как они встанут. Если видел, что не помещаются, стирал, рисовал в других размерах или менял местами.
Еще купил кассу, весы, сканеры для чеков, вывеску. На все оборудование ушло 400 тысяч рублей.
Оставалось придумать название и фирменный стиль. Друзья-предприниматели в свое время обращались за этим в агентство — услуги стоили 120 тысяч рублей. Наш герой посчитал, что это дорого.
Сергей нашел биржу фрилансеров и бесплатно выложил там тендер — так получил несколько предложений. Идею хотелось обсудить лично, поэтому остановился на исполнительнице из Москвы. Она придумала название «Хариус Хаус» — обыграла название одной из сибирских рыб, хариуса. Для фирменного стиля подобрала коричневый цвет, который напоминал копченую рыбу. Так название, логотип и фирменный стиль обошлись предпринимателю в 35 тысяч рублей вместо 120 тысяч.
заплатил предприниматель за название, логотип и фирменный стиль
Предприниматель открыл магазин к Новому году, как и планировал. В запуск он вложил свои и занятые у знакомых деньги — всего около миллиона рублей.
Запуск в 2012 году — 1 065 000 рублей
Закупка товара | 400 000 Р |
Закупка оборудования | 350 000 Р |
Аренда помещения 22 м² за два месяца | 180 000 Р |
Ремонт | 50 000 Р |
Тара и емкости для хранения рыбы | 50 000 Р |
Логотип, название, фирменный стиль | 35 000 Р |
Первые продажи и неожиданный снос
В первые дни витрины в магазине выглядели, как в дефицитные годы, — по две-три рыбы каждого вида.
Сергей сам стоял за прилавком ежедневно с десяти утра до девяти вечера. Нанимать продавцов не хотел — ему было интересно заниматься всем самому.
Предприниматель понимал, что поначалу продажи будут невысокими, но не знал, как правильно считать экономику. Он разделил стоимость аренды на количество дней в месяце. Получилось три тысячи рублей в день — Сергей решил, что ежедневных продаж на эту сумму достаточно. Казалось, главное — отбить аренду, а про закупку, электричество и другие расходы Сергей не подумал. Не заложил в эту сумму даже заработок — для выживания в первое время подготовил подушку безопасности.
В основном в магазин заглядывали местные пенсионеры и удивлялись ценам на рыбу: тысяча рублей за килограмм сырой, почти две тысячи — за копченую.
Раскрутить продажи помогли объявления в соцсетях, прежде всего в Фейсбуке. Сергей завел для магазина отдельную страницу и продвигал отдельные посты. Давал рекламу на 300 рублей, смотрел на результат и, если видел эффект, увеличивал бюджет. Затем заработало сарафанное радио.
Рыбу бронировали прямо под постом в Фейсбуке. Сергей отправлял заказы через службу доставки: до четырех тысяч рублей — за счет покупателя, дороже — за свой. Все заказы обрабатывал вручную, а контакты сохранял в телефоне на будущее.
Благодаря рекламе бизнес стал окупаться с первого месяца — обошлось без кассовых разрывов. За полгода Сергей вернул долги, которые брал на запуск магазина.
Убытки тем не менее тоже были. Когда продажи пошли и предприниматель увеличил закупки, из Якутска пришла некачественная рыба: просроченная, в поврежденной вакуумной упаковке. Сергей потребовал, чтобы поставщик забрал рыбу и вернул деньги, но тот свалил вину на транспортную компанию и отказался возмещать 200 тысяч рублей.
Весной 2013 года павильоны на «Соколе» попали под снос. В конце апреля собственник сообщил, что помещение обесточат через неделю. Торговать рыбой без электричества невозможно, поэтому Сергей перестал закупать товар, а на остатки объявил скидку в тридцать процентов. Оборудование ушло в гараж, зато собственник вернул Сергею деньги за неиспользованные дни аренды.
Прибыль за последний месяц составила 400 тысяч рублей.
Сергей не особо расстроился из-за закрытия магазина, потому что летом продажи все равно падают — люди уезжают из города и в целом меньше едят рыбу. Предприниматель собирался перезапуститься и верил, что постоянные клиенты придут за рыбой хоть куда. Вышло иначе.
Перезапуск
Через полтора месяца Сергей нашел помещение на юге Москвы. Площадь магазина была больше — 55 м². Это позволяло организовать подсобные комнаты. Аренда стоила 200 тысяч рублей в месяц, а вместе с оплатой за последний месяц обошлась в 400 тысяч.
Ремонт потребовался более сложный, поэтому Сергей нанял бригаду на строительном рынке. Рабочие возвели стену, чтобы отделить склад и подсобку, поменяли батареи и установили кондиционер. Работы и материалы стоили 150 тысяч рублей.
Всего на переезд, включая новую закупку рыбы, ушло больше миллиона рублей. В этот раз Сергей не занимал деньги у друзей — хватило собственных накоплений.
Еще после старта первой точки предприниматель собирал телефоны клиентов, чтобы рассылать смс об акциях и новых поставках. Поэтому после перезапуска ему было кого пригласить в новый магазин.
Тем не менее покупатели приходить не торопились. Сергей даже предлагал им доставку рыбы на дом, но услугой не пользовались. Пришлось наращивать аудиторию заново.
Открытие нового магазина — 1 150 000 рублей
Закупка и доставка рыбы | 600 000 Р |
Аренда помещения 55 м² за два месяца | 400 000 Р |
Ремонт | 150 000 Р |
Своя коптильня и полуфабрикаты
У Сергея три источника дохода: рыба от поставщиков, рыба горячего копчения от своей коптильни и полуфабрикаты. Свое копчение дает половину выручки магазина.
У северной рыбы есть сезонность. Ловят ее летом и зимой, потому что ранняя весна и осень — время нереста. Самая вкусная рыба — зимняя, выловленная из-подо льда и там же, на льду, замороженная. Знатоки предпочитают покупать рыбу именно зимой — из нее получается лучшая строганина. Если берут сыромороженую летом, то осознанно — понимают, что такого вкуса, как зимой, ждать не стоит. Правда, если в рыбе не разбираться, разницу можно не заметить.
может стоить килограмм нельмы, самой крупной рыбы
С весны по осень хорошо продается переработанная рыба — копченая, соленая и вяленая. Обработка сглаживает вкус, поэтому он меньше зависит от времени вылова.
Цена рыбы зависит от квот на вылов, которые выделяют рыбакам: чем меньше в этом сезоне разрешено поймать рыбы, тем она будет дороже. Крупные экземпляры попадаются реже и ценятся выше. Самая крупная рыба — нельма, ее стоимость доходит до 2700 рублей за килограмм.
Переработанная рыба стоит в два раза дороже замороженной. Например, мороженый муксун обойдется в 1300 рублей, а холодного копчения — в 1900. При этом филе дороже целой тушки: рыбу уже почистили, выпотрошили, разделали и выбросили голову и хвост.
С копчением вообще получилось интересно. Еще в Сургуте Сергей попробовал рыбу горячего копчения и с момента открытия магазина мечтал ее продавать. Останавливали короткие сроки хранения — 72 часа. Поставщики отказывались продавать такую рыбу — не успеет дойти до Москвы свежей.
Тогда предприниматель решил коптить рыбу самостоятельно. Правда, от мысли о своей коптильне отказался — для этого нужно отдельное помещение, которое отвечает санитарным нормам.
Сергей начал искать коптильню в интернете и обзванивать производства, но все отказывались из-за маленького объема. Только через полгода после запуска первого магазина нашелся вариант в Калужской области. Местная коптильня не была избалована крупными заказами и согласилась с ним работать.
Правда, поначалу рыба не получалась. Технолог при коптильне никогда не работал с сибирской рыбой и не мог подобрать нужную рецептуру, время и температуру копчения. То его не устраивал вкус, то плотность мяса или количество соли.
Тогда предприниматель привез в Москву двух технологов из Якутска и Красноярска — их контакты получил от своих же поставщиков. Он оплатил им перелет и проживание и заплатил по 20 тысяч рублей за работу. Всего ушло 100 тысяч рублей, зато на руках у предпринимателя оказалась разработанная рецептура для копчения.
ушло у Сергея на разработку рецептуры копчения
Для продажи товара с коротким сроком годности нужен стабильный спрос. Для этого Сергей разрекламировал новинку в соцсетях: рыба вкусная, приготовлена вручную и купить ее в Москве больше негде.
Стал работать по предзаказам. Собирал заявки до вечера вторника, после этого на производстве рыбу размораживали, солили, коптили и к четвергу привозили в магазин.
Сергей платит коптильне 70 рублей за каждый килограмм рыбы и дополнительно оплачивает транспортировку. Ее выполняет частный водитель, у которого машина-рефрижератор: он везет другие грузы и заодно берет заказы Сергея. За один раз водитель получает 1500 рублей.
Сергей понемногу коптит рыбу и для ресторанов. К предпринимателю обращались другие магазины с просьбой коптить рыбу для них, но он отказывался: печь маленькая, и, если делать больше, качество упадет. Есть риск, что из-за спешки коптильня не до конца разморозит рыбу, неправильно ее просолит или недостаточно выдержит.
Реклама у блогеров не сработала
Первый сайт магазина Сергей запустил в первый год работы. Он обошелся в 30 тысяч рублей, был красивым, но неудобным. Предприниматель не мог сам поменять цену и фотографии, а разработчик за каждое изменение брал 500 рублей.
Сергей продвигал магазин через платные объявления в поисковиках и соцсетях — вкладывал в них 20 тысяч рублей в месяц. Эта сумма отбивалась за неделю. Самый большой выхлоп давала реклама в Фейсбуке — после объявления о новой поставке рыбу раскупали за два дня.
Когда Сергей только открылся, набирали популярность кулинарные мастер-классы. Для раскрутки организаторы приглашали поучаствовать блогеров-кулинаров в обмен на отчет в соцсетях. Продукты и технику на мероприятия предоставляли производители, чтобы их тоже упомянули в отчете. Организаторы предлагали Сергею дать на мастер-классы рыбу, но отдачи от акций не было. Посты блогеров читали и комментировали такие же блогеры, а в магазин никто не приходил.
Сейчас Сергей знает большинство клиентов в лицо. Они рассказывают о детях и собаках, некоторые заходят пообщаться, не покупая. Он ценит такую лояльность, а сарафанное радио приносит новых клиентов.
Продавец выпивал с клиентами
Работа в магазине приносила Сергею удовольствие, и первый год он стоял за прилавком без выходных. Если было время, мог почитать или делал что придется: мыл пол или разгружал рыбу.
Через год такой работы Сергей понял, что теряет деньги, потому что увяз в повседневных делах. Стали теряться старые друзья — перестали звать на встречи, раз он все равно всегда занят.
Предприниматель решил найти продавца, чтобы работать с ним по очереди. Объявления разместил в соцсетях и на «Авито».
Сотрудники поначалу попадались разные. Однажды Сергей приехал в магазин через час после закрытия, а входная дверь оказалась не заперта. Предприниматель позвонил продавцу, и тот объяснил, что пошел выносить мусор и забыл про дверь. Сергей сказал продавцу, чтобы больше на работу он не выходил. Другой сотрудник выпивал на работе прямо с клиентами.
Первые два-три месяца, пока не нашел подходящего сменщика, Сергей постоянно появлялся в магазине. Смотрел, как продавцы работают, общаются с людьми, следят за порядком. Когда понял, что новый человек относится к делу ответственно, работал с ним по очереди.
Предприниматель оставил себе две смены в неделю, а в освободившееся время занялся развитием магазина.
Провал сети
С самого начала Сергей планировал создать сеть — около пяти магазинов. После переезда с «Сокола» на новое место он запустил еще три точки, но они закрылись.
Один магазин находился на Сущевском Валу — многополосной улице, где почти всегда пробки. Сергей рассчитывал, что скучающие водители заинтересуются его магазином, если сделать яркую вывеску. К тому же Сущевский Вал находится в северной части Москвы, а рядом с магазином — метро. Это могло привлечь старых клиентов с «Сокола».
Точка открылась под новый, 2015 год. В это время в Москве стали ужесточать правила парковки и вводить за нее плату. Раньше водители оставляли машины на бордюрах, а теперь парковаться оказалось негде — даже за деньги поблизости не было мест для стоянки. Сергей не сразу понял, что дело в парковке, и списывал низкие продажи на лето. Наступила осень, а ситуация не улучшалась. В начале 2016 года Сергей закрыл магазин.
Еще одну попытку предпринял на элитном Новорижском шоссе. На съезде с него по дороге к нескольким коттеджным поселкам работал магазин фермерских продуктов. Знакомый фермер предложил Сергею к нему присоединиться. Предприниматель рассчитывал, что жители окрестных поселков заинтересуются деликатесом. В декабре 2016 года наш герой открыл там свой отдел.
Магазин размещал рекламу вдоль дороги и в местных журналах, приглашал телевидение для съемки сюжета и рассылал листовки. Реклама не сработала. Сергей пришел к выводу, что жители закупают продукты в больших магазинах на выезде из Москвы. Через полгода он съехал.
Еще Сергея приглашала сеть «Добрынинский и партнеры», которая выделяет места специализированным отделам. Предприниматель участвовать не стал — аренда оказалась для него слишком высокой.
В итоге от идеи создания сети предприниматель отказался. Запуск каждой точки обходился в полтора миллиона рублей. Сергей вкладывал деньги из своих накоплений и каждый раз их терял. Например, покупал оборудование за 400 тысяч рублей, а после закрытия точки продавал его на «Авито» за 50 тысяч.
К Сергею обращались инвесторы с предложением оформить франшизу и вложиться в рекламу. Он отказался, потому что не хотел отчитываться перед чужими людьми, как приходилось на наемной работе.
Самодельные конкуренты
В 2016 году Сергей сосредоточился на развитии в интернете. Изучил программирование и через три месяца сделал для «Хариус Хауса» новый сайт.
С первых дней интернет-магазин стал приносить столько же денег, сколько обычный магазин. Сергей понял, что все эти годы терял деньги, потому что не уделял внимания продажам в онлайне.
Тогда предприниматель стал создавать себе «конкурентов» — открывал интернет-магазины с другими ценами на тот же товар или с другим ассортиментом. Например, разбавлял деликатесы популярной рыбой — селедкой и навагой. Так он решил получить как можно больше клиентов из поиска — среди всех магазинов в выдаче несколько строчек занимают его. Идея пришла, когда предприниматель искал домой шторы и при обзвоне компаний из первой страницы в поиске попадал на одну и ту же фирму.
На запуск сайта-конкурента у Сергея уходит несколько дней. Рабочий интернет-магазин можно сделать за 20 тысяч рублей. С полным «обвесом» — онлайн-консультантом, удобной системой оплаты — в пределах 50 тысяч. На верхние позиции в поиске такой магазин попадает за три месяца.
стоить сделать рабочий интернет-магазин
Наш герой заметил, что, несмотря на низкие цены у «конкурентов», люди чаще покупают на его основном сайте. Кто-то знает бренд, а кто-то боится покупать дешевле, опасаясь низкого качества. Остальные сайты не приносят значительной прибыли. Сергей создает их, чтобы пользователи не растекались и не уходили к другим продавцам. Совершившего покупку клиента проще удержать, чем привлечь нового — если ему понравится товар, он будет покупать и дальше.
Появились у предпринимателя и настоящие конкуренты. Однако большинство просто копировали магазин: приходили, фотографировали, расспрашивали о тонкостях бизнеса, а потом повторяли. Делают что-то сами только две-три фирмы. За такими конкурентами Сергей следит, потому что они подстегивают развиваться и придумывать что-то новое.
Липовые проверки
Сергей убедился, что выгоднее сначала разобраться в вопросе, а потом поручать его другому.
Сергей платил налоги по упрощенной системе «доходы минус расходы». Заполняла бумаги и относила их в налоговую бухгалтер — и все это за 20 тысяч рублей в месяц. Когда она попросила за очередной месяц работы 40 тысяч, предприниматель решил изучить вопрос сам.
Он обнаружил, что продавать рыбу можно на патенте — платишь фиксированную сумму за год и не отчитываешься о доходах перед налоговой. Сергей расстался с бухгалтером, с которой работал больше двух лет, и перешел на патент. В 2016 году он стоил 120 000 рублей, а к 2019 году вырос до 190 000.
Оказалось, вникать самому в особенности бизнеса полезно. Пришлось также изучить закон о защите предпринимателей: разобраться, как устроены проверки и кто может их проводить.
С первой проверкой к Сергею пришли из «потребительского общества». Придрались к какой-то бумаге, которая не пропечаталась на ксероксе — вроде как цифры не совпадают. Стали угрожать, что отправят материалы «наверх» и это приведет к серьезным проверкам, но якобы вопрос можно уладить за 5000 рублей.
По неопытности Сергей заплатил, а потом нашел в интернете название проверяющих. Оказалось, что это не Роспотребнадзор, а какое-то ООО. Из той же компании звонил юрист и приглашал на консультацию. За 20 000 рублей он обещал научить, «как не попадаться». Сергей понял, что предприимчивые проверяющие делают деньги на молодых и неопытных бизнесменах. Телефон вымогателей Сергей передал в полицию.
Теперь он спрашивает, из какой компании к нему пришли, и просит показать документы. Если подозревает, что это жулики, предлагает вызвать полицию и всем вместе ее подождать. На этом проверки заканчиваются, и гости уходят.
После пожара в торговом центре в Кемерово активизировались мошенники, которые угрожали по телефону скорыми проверками. Вдогонку предлагали за деньги «организовать пожарную безопасность».
Иногда «проверяющие» приходили в магазин — Сергей отличал их по отсутствию униформы и ненастоящим названиям ведомства. Таким гостям он не разрешал заходить в подсобки и проверять проводку и счетчики. Предприниматель отправлял их к владельцу помещения — пусть обращаются с официальными уведомлениями.
Результаты
Ежемесячная прибыль зависит от сезона. Пик продаж происходит перед Новым годом, а спад — летом. При этом летом вырастают расходы на электричество, потому что приходится включать кондиционер.
Предугадать, как пойдут дела летом, сложно. Если оно холодное, продажи проседают меньше, чем в жару. В самые плохие месяцы магазин может отработать с убытком до 300 тысяч рублей. Чтобы пережить этот период, предприниматель создает подушку безопасности зимой, когда прибыль в месяц в среднем составляет 700 тысяч рублей.