можно ли торговать рыбой на улице
Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?
В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.
🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.
Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф
Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.
У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.
Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.
Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:
— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;
— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.
Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:
Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.
Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.
Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.
Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем
До обращения в администрацию надо легализоваться.
Зарегистрировать бизнес
Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:
Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.
За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.
Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.
Уведомить Роспотребнадзор, если нужно
Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.
Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.
Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Разобраться с онлайн-кассой
В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:
— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;
— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
— ремонтируете обувь или делаете ключи;
— зарегистрированы как самозанятый.
При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.
Подключить и зарегистрировать кассу поможет Контур.ОФД — сервис для передачи чеков в налоговую.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки
Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.
В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.
Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.
Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.
Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.
Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.
На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.
Как заключить договор на участие в ярмарке
Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.
План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.
В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.
Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Внимание!
Портал работает в тестовом режиме!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: econ2@adm.khv.ru.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Аккредитация
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Подписаться на новости Хабаровского края
Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
Клавиатура:
Обновлено 13 часов назад
Об административной ответственности за незаконную торговлю рыбой, прочей продукцией рыболовства и рыбоводства
В настоящее время в период осенней лососевой путины участились факты незаконной торговли в не установленных для этих целей местах рыбой лососевых пород, а также икрой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2, частями 1 и 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» розничная торговля может осуществляться, в том числе в нестационарных торговых объектах, размещение которых на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом местного самоуправления.
Самовольная торговля в неустановленных для указанных целей местах, в том числе на остановках общественного транспорта, территориях, прилегающих к рынкам, магазинам, с машин и в иных местах скопления народа влечет привлечение к административной ответственности.
Повышенные размеры штрафов направлены на противодействие браконьерству и нелегальному теневому обороту водных биологических ресурсов, а также защиту прав потребителей от некачественной продукции.
Бизнес: магазин северной рыбы
Как зарабатывать на продуктах, которых не найти в Москве
Шесть лет назад Сергей не смог достать в столице деликатесную сибирскую рыбу — ни в магазинах, ни через знакомых.
В то время он отвечал за поставки кофе по России в международной корпорации. Сергей бросил карьеру и встал за прилавок продавать незнакомую москвичам северную рыбу.
Сегодня он зарабатывает на этом 150 тысяч рублей в месяц.
Почему рыба
После института Сергей занимался продажами и вырос до руководителя отдела в международной компании. Работа в корпорации надоела: есть зарплата, соцпакет, но удовольствия все меньше, а жизнь похожа на день сурка. Представляешь себе, что ты важный человек, у тебя деловой костюм, машина, фитнес, но если завтра уволишься, в компании ничего не изменится — значит, не такой уж ты и важный.
Перед Сергеем встал выбор: уходить на новое место, опять крутиться на таких же собраниях и отчетах или сменить сферу.
Хобби у Сергея не было. Он перебирал идеи и вспомнил, как однажды не смог найти в Москве северную рыбу к празднику.
Северная рыба — это хариус, нельма, сиг, муксун, омуль и чир. Они относятся к семейству лососевых, отличаются жирностью и нежным вкусом. Такую ценят в Сибири: едят копченой, вяленой, маринованной и даже сырой — готовят из нее строганину.
Сергею удалось попробовать деликатес благодаря работе. Он часто ездил в командировки и привозил из них что-то местное. Например, копченую рыбу из Сургута в подарок родителям. Цена на экзотику оказалась около тысячи рублей за килограмм — вдвое выше, чем ожидал Сергей. Но, попробовав рыбу сам, он пожалел, что взял мало — такой вкусной она оказалась.
Позже Сергей захотел купить северную рыбу к семейному празднику. Искал в магазинах, интернете, через знакомых, но достать деликатес в Москве не вышло.
Вспомнив эту историю, Сергей понял, что ниша свободна. У него не было бизнес-плана, партнеров и людей, которые могли бы дать совет. При этом оставаться на работе и параллельно открывать бизнес не хотелось. В таком случае есть риск что-то не доглядеть, а задача — делать на все сто.
В конце лета 2012 года наш герой уволился, отвел себе месяц на отдых, а после взялся за работу. Он хотел открыться до Нового года, чтобы продавать рыбу как деликатес к праздничному столу.
Поставщики без документов и рыбная доставка
Сергей хотел все делать по правилам: закупать рыбу по договору и переводить оплату на счет. От поставщика ему нужны были документы, которые подтверждают качество рыбы: декларация соответствия и ветеринарное свидетельство. Без этих бумаг торговать нельзя.
Около месяца Сергей искал профильные журналы и сайты компаний, чтобы найти контакты поставщиков с документами. Толку было мало. Рыбу заготавливали кустарно и продавали в магазинах и на рынках тех же регионов, где ее ловили.
Поиски продолжились на «Авито»: Сергей сосредоточился на объявлениях о продаже рыбы в сибирских городах. Звонил по указанным телефонам, но попадал на простых рыбаков. Они были готовы прислать рыбу, если Сергей переведет им деньги на карту. Такой вариант не подходил. Тогда наш герой просил контакты других людей, которые покупают улов у рыбаков, звонил им, просил контакты следующих и так раскручивал цепочку поставок. Оказалось, рыбаки сдают улов в кооператив, а тот передает рыбу оптовикам.
Еще поставщики отказывались продавать по два-три килограмма: мороки с отправкой в Москву много, а прибыли мало. При этом Сергей не мог закупать много рыбы каждого вида — непонятно, на что будет спрос.
Сергей использовал опыт продажника и упирал на то, что начнет закупать постоянно и объемы вырастут. Даже предлагал заплатить за первую поставку в полтора раза больше, например, не 400, а 600 рублей за килограмм свежемороженой рыбы. На этих условиях сумел договориться.
Первыми поставщиками стали небольшие хозяйства и индивидуальные предприниматели из Красноярска, Иркутска, Норильска. За первую партию рыбы Сергей заплатил 400 тысяч рублей, включая доставку. Закупил мороженую рыбу по несколько штук разных видов, нарезку копченой тоже по несколько упаковок, вяленую рыбу.
потратил Сергей на первую партию рыбы
Заказы в Москву доставляли самолетом. В аэропорту отправитель сообщал сотрудникам грузового терминала нужный для рыбы температурный режим и объем груза. Те клали ее в термосы — изотермические контейнеры — и доставляли в багажном отделении рейсового самолета. По прилету товар складывали в аэропорту в холодильник, откуда Сергей мог его забрать.
Первые партии предприниматель подгадал под самое открытие с разницей доставки в день-два — это было важно, чтобы соблюсти сроки хранения. Приезжать за рыбой в аэропорт пришлось раз пять — она прилетала то в Домодедово, то в Шереметьево, то во Внуково.
Уже за следующими поставками Сергей приезжал после смены — грузовой терминал работает круглосуточно. Со временем подписал договор со службой доставки и оформил доверенность — по ней сотрудник транспортной компании получал в аэропорту товар и привозил в магазин.
Доставка рыбы самолетом стоила от 30 до 60 рублей за килограмм. Чем дальше регион — тем выше цена. Например, привезти из Якутии нельму весом 10 кг обходилось в 600 рублей. Отправление того же веса из Красноярска стоило 300 рублей. Доставка рыбы из аэропорта — это еще 5 тысяч рублей.
Нельзя ждать, пока в грузовом терминале накопятся заказы из городов, и забрать их все скопом. У рыбы разный срок годности, а аэропорт с третьего дня начинает брать плату за хранение груза. Подгадать так, чтобы поставщики прислали заказы одновременно, не получится, потому что они зависят от улова.
На запуск магазина — миллион рублей
У Сергея было открыто ИП: в середине 2000-х он пробовал заниматься шелкографией — наносить рисунок на ткань, стекло и пластик. Для рыбного магазина осталось только добавить новый код ОКВЭД — торговлю рыбой и морепродуктами.
Санитарных разрешений для продажи не потребовалось: они должны быть у поставщика на цех, где готовят рыбу. Также поставщик получает декларацию соответствия и ветеринарное свидетельство на всю продукцию — и сырую, и переработанную. Копии бумаг он передает Сергею — их могут попросить покупатели, чтобы убедиться, что рыба не от браконьеров.
Для магазина нужно помещение — где его найти, Сергей не знал. Сначала позвонил в риелторские агентства. Они согласились подобрать площадь не менее 1500 квадратов, но для магазина это много. Пришлось искать самостоятельно на «Циане» и «Авито».
Сергей рассчитывал продавать рыбу как премиальный продукт. Чтобы понять, в каком районе живут потенциальные покупатели, посмотрел на карту магазинов «Азбука вкуса». Больше сосредоточилось на западе, северо-западе и юго-западе Москвы. В этих районах он и искал помещение.
Через месяц попался вариант на 22 м² у метро «Сокол». Сергей спросил совета у отца, который знал эти места: «Район богатый, однозначно бери». Аренда стоила 90 тысяч рублей — столько же пришлось отдать как депозит за последний месяц.
отдал Сергей за аренду в первый месяц
Это был павильон на небольшом рынке — без ремонта, воды и отопления. Ремонтом Сергей занялся вместе с отцом, потому что не хотел тратить деньги на услуги строителей. Вместе выровняли и покрасили стены, повесили лампы, купили радиатор для обогрева, провели воду и сделали рукомойник — на все потратили 50 тысяч рублей.
Поставщики посоветовали, какие морозильник и витрины купить. Размеры витрин Сергей определял в самом павильоне: чертил мелом на полу, как они встанут. Если видел, что не помещаются, стирал, рисовал в других размерах или менял местами.
Еще купил кассу, весы, сканеры для чеков, вывеску. На все оборудование ушло 400 тысяч рублей.
Оставалось придумать название и фирменный стиль. Друзья-предприниматели в свое время обращались за этим в агентство — услуги стоили 120 тысяч рублей. Наш герой посчитал, что это дорого.
Сергей нашел биржу фрилансеров и бесплатно выложил там тендер — так получил несколько предложений. Идею хотелось обсудить лично, поэтому остановился на исполнительнице из Москвы. Она придумала название «Хариус Хаус» — обыграла название одной из сибирских рыб, хариуса. Для фирменного стиля подобрала коричневый цвет, который напоминал копченую рыбу. Так название, логотип и фирменный стиль обошлись предпринимателю в 35 тысяч рублей вместо 120 тысяч.
заплатил предприниматель за название, логотип и фирменный стиль
Предприниматель открыл магазин к Новому году, как и планировал. В запуск он вложил свои и занятые у знакомых деньги — всего около миллиона рублей.
Запуск в 2012 году — 1 065 000 рублей
Закупка товара | 400 000 Р |
Закупка оборудования | 350 000 Р |
Аренда помещения 22 м² за два месяца | 180 000 Р |
Ремонт | 50 000 Р |
Тара и емкости для хранения рыбы | 50 000 Р |
Логотип, название, фирменный стиль | 35 000 Р |
Первые продажи и неожиданный снос
В первые дни витрины в магазине выглядели, как в дефицитные годы, — по две-три рыбы каждого вида.
Сергей сам стоял за прилавком ежедневно с десяти утра до девяти вечера. Нанимать продавцов не хотел — ему было интересно заниматься всем самому.
Предприниматель понимал, что поначалу продажи будут невысокими, но не знал, как правильно считать экономику. Он разделил стоимость аренды на количество дней в месяце. Получилось три тысячи рублей в день — Сергей решил, что ежедневных продаж на эту сумму достаточно. Казалось, главное — отбить аренду, а про закупку, электричество и другие расходы Сергей не подумал. Не заложил в эту сумму даже заработок — для выживания в первое время подготовил подушку безопасности.
В основном в магазин заглядывали местные пенсионеры и удивлялись ценам на рыбу: тысяча рублей за килограмм сырой, почти две тысячи — за копченую.
Раскрутить продажи помогли объявления в соцсетях, прежде всего в Фейсбуке. Сергей завел для магазина отдельную страницу и продвигал отдельные посты. Давал рекламу на 300 рублей, смотрел на результат и, если видел эффект, увеличивал бюджет. Затем заработало сарафанное радио.
Рыбу бронировали прямо под постом в Фейсбуке. Сергей отправлял заказы через службу доставки: до четырех тысяч рублей — за счет покупателя, дороже — за свой. Все заказы обрабатывал вручную, а контакты сохранял в телефоне на будущее.
Благодаря рекламе бизнес стал окупаться с первого месяца — обошлось без кассовых разрывов. За полгода Сергей вернул долги, которые брал на запуск магазина.
Убытки тем не менее тоже были. Когда продажи пошли и предприниматель увеличил закупки, из Якутска пришла некачественная рыба: просроченная, в поврежденной вакуумной упаковке. Сергей потребовал, чтобы поставщик забрал рыбу и вернул деньги, но тот свалил вину на транспортную компанию и отказался возмещать 200 тысяч рублей.
Весной 2013 года павильоны на «Соколе» попали под снос. В конце апреля собственник сообщил, что помещение обесточат через неделю. Торговать рыбой без электричества невозможно, поэтому Сергей перестал закупать товар, а на остатки объявил скидку в тридцать процентов. Оборудование ушло в гараж, зато собственник вернул Сергею деньги за неиспользованные дни аренды.
Прибыль за последний месяц составила 400 тысяч рублей.
Сергей не особо расстроился из-за закрытия магазина, потому что летом продажи все равно падают — люди уезжают из города и в целом меньше едят рыбу. Предприниматель собирался перезапуститься и верил, что постоянные клиенты придут за рыбой хоть куда. Вышло иначе.
Перезапуск
Через полтора месяца Сергей нашел помещение на юге Москвы. Площадь магазина была больше — 55 м². Это позволяло организовать подсобные комнаты. Аренда стоила 200 тысяч рублей в месяц, а вместе с оплатой за последний месяц обошлась в 400 тысяч.
Ремонт потребовался более сложный, поэтому Сергей нанял бригаду на строительном рынке. Рабочие возвели стену, чтобы отделить склад и подсобку, поменяли батареи и установили кондиционер. Работы и материалы стоили 150 тысяч рублей.
Всего на переезд, включая новую закупку рыбы, ушло больше миллиона рублей. В этот раз Сергей не занимал деньги у друзей — хватило собственных накоплений.
Еще после старта первой точки предприниматель собирал телефоны клиентов, чтобы рассылать смс об акциях и новых поставках. Поэтому после перезапуска ему было кого пригласить в новый магазин.
Тем не менее покупатели приходить не торопились. Сергей даже предлагал им доставку рыбы на дом, но услугой не пользовались. Пришлось наращивать аудиторию заново.
Открытие нового магазина — 1 150 000 рублей
Закупка и доставка рыбы | 600 000 Р |
Аренда помещения 55 м² за два месяца | 400 000 Р |
Ремонт | 150 000 Р |
Своя коптильня и полуфабрикаты
У Сергея три источника дохода: рыба от поставщиков, рыба горячего копчения от своей коптильни и полуфабрикаты. Свое копчение дает половину выручки магазина.
У северной рыбы есть сезонность. Ловят ее летом и зимой, потому что ранняя весна и осень — время нереста. Самая вкусная рыба — зимняя, выловленная из-подо льда и там же, на льду, замороженная. Знатоки предпочитают покупать рыбу именно зимой — из нее получается лучшая строганина. Если берут сыромороженую летом, то осознанно — понимают, что такого вкуса, как зимой, ждать не стоит. Правда, если в рыбе не разбираться, разницу можно не заметить.
может стоить килограмм нельмы, самой крупной рыбы
С весны по осень хорошо продается переработанная рыба — копченая, соленая и вяленая. Обработка сглаживает вкус, поэтому он меньше зависит от времени вылова.
Цена рыбы зависит от квот на вылов, которые выделяют рыбакам: чем меньше в этом сезоне разрешено поймать рыбы, тем она будет дороже. Крупные экземпляры попадаются реже и ценятся выше. Самая крупная рыба — нельма, ее стоимость доходит до 2700 рублей за килограмм.
Переработанная рыба стоит в два раза дороже замороженной. Например, мороженый муксун обойдется в 1300 рублей, а холодного копчения — в 1900. При этом филе дороже целой тушки: рыбу уже почистили, выпотрошили, разделали и выбросили голову и хвост.
С копчением вообще получилось интересно. Еще в Сургуте Сергей попробовал рыбу горячего копчения и с момента открытия магазина мечтал ее продавать. Останавливали короткие сроки хранения — 72 часа. Поставщики отказывались продавать такую рыбу — не успеет дойти до Москвы свежей.
Тогда предприниматель решил коптить рыбу самостоятельно. Правда, от мысли о своей коптильне отказался — для этого нужно отдельное помещение, которое отвечает санитарным нормам.
Сергей начал искать коптильню в интернете и обзванивать производства, но все отказывались из-за маленького объема. Только через полгода после запуска первого магазина нашелся вариант в Калужской области. Местная коптильня не была избалована крупными заказами и согласилась с ним работать.
Правда, поначалу рыба не получалась. Технолог при коптильне никогда не работал с сибирской рыбой и не мог подобрать нужную рецептуру, время и температуру копчения. То его не устраивал вкус, то плотность мяса или количество соли.
Тогда предприниматель привез в Москву двух технологов из Якутска и Красноярска — их контакты получил от своих же поставщиков. Он оплатил им перелет и проживание и заплатил по 20 тысяч рублей за работу. Всего ушло 100 тысяч рублей, зато на руках у предпринимателя оказалась разработанная рецептура для копчения.
ушло у Сергея на разработку рецептуры копчения
Для продажи товара с коротким сроком годности нужен стабильный спрос. Для этого Сергей разрекламировал новинку в соцсетях: рыба вкусная, приготовлена вручную и купить ее в Москве больше негде.
Стал работать по предзаказам. Собирал заявки до вечера вторника, после этого на производстве рыбу размораживали, солили, коптили и к четвергу привозили в магазин.
Сергей платит коптильне 70 рублей за каждый килограмм рыбы и дополнительно оплачивает транспортировку. Ее выполняет частный водитель, у которого машина-рефрижератор: он везет другие грузы и заодно берет заказы Сергея. За один раз водитель получает 1500 рублей.
Сергей понемногу коптит рыбу и для ресторанов. К предпринимателю обращались другие магазины с просьбой коптить рыбу для них, но он отказывался: печь маленькая, и, если делать больше, качество упадет. Есть риск, что из-за спешки коптильня не до конца разморозит рыбу, неправильно ее просолит или недостаточно выдержит.
Реклама у блогеров не сработала
Первый сайт магазина Сергей запустил в первый год работы. Он обошелся в 30 тысяч рублей, был красивым, но неудобным. Предприниматель не мог сам поменять цену и фотографии, а разработчик за каждое изменение брал 500 рублей.
Сергей продвигал магазин через платные объявления в поисковиках и соцсетях — вкладывал в них 20 тысяч рублей в месяц. Эта сумма отбивалась за неделю. Самый большой выхлоп давала реклама в Фейсбуке — после объявления о новой поставке рыбу раскупали за два дня.
Когда Сергей только открылся, набирали популярность кулинарные мастер-классы. Для раскрутки организаторы приглашали поучаствовать блогеров-кулинаров в обмен на отчет в соцсетях. Продукты и технику на мероприятия предоставляли производители, чтобы их тоже упомянули в отчете. Организаторы предлагали Сергею дать на мастер-классы рыбу, но отдачи от акций не было. Посты блогеров читали и комментировали такие же блогеры, а в магазин никто не приходил.
Сейчас Сергей знает большинство клиентов в лицо. Они рассказывают о детях и собаках, некоторые заходят пообщаться, не покупая. Он ценит такую лояльность, а сарафанное радио приносит новых клиентов.
Продавец выпивал с клиентами
Работа в магазине приносила Сергею удовольствие, и первый год он стоял за прилавком без выходных. Если было время, мог почитать или делал что придется: мыл пол или разгружал рыбу.
Через год такой работы Сергей понял, что теряет деньги, потому что увяз в повседневных делах. Стали теряться старые друзья — перестали звать на встречи, раз он все равно всегда занят.
Предприниматель решил найти продавца, чтобы работать с ним по очереди. Объявления разместил в соцсетях и на «Авито».
Сотрудники поначалу попадались разные. Однажды Сергей приехал в магазин через час после закрытия, а входная дверь оказалась не заперта. Предприниматель позвонил продавцу, и тот объяснил, что пошел выносить мусор и забыл про дверь. Сергей сказал продавцу, чтобы больше на работу он не выходил. Другой сотрудник выпивал на работе прямо с клиентами.
Первые два-три месяца, пока не нашел подходящего сменщика, Сергей постоянно появлялся в магазине. Смотрел, как продавцы работают, общаются с людьми, следят за порядком. Когда понял, что новый человек относится к делу ответственно, работал с ним по очереди.
Предприниматель оставил себе две смены в неделю, а в освободившееся время занялся развитием магазина.
Провал сети
С самого начала Сергей планировал создать сеть — около пяти магазинов. После переезда с «Сокола» на новое место он запустил еще три точки, но они закрылись.
Один магазин находился на Сущевском Валу — многополосной улице, где почти всегда пробки. Сергей рассчитывал, что скучающие водители заинтересуются его магазином, если сделать яркую вывеску. К тому же Сущевский Вал находится в северной части Москвы, а рядом с магазином — метро. Это могло привлечь старых клиентов с «Сокола».
Точка открылась под новый, 2015 год. В это время в Москве стали ужесточать правила парковки и вводить за нее плату. Раньше водители оставляли машины на бордюрах, а теперь парковаться оказалось негде — даже за деньги поблизости не было мест для стоянки. Сергей не сразу понял, что дело в парковке, и списывал низкие продажи на лето. Наступила осень, а ситуация не улучшалась. В начале 2016 года Сергей закрыл магазин.
Еще одну попытку предпринял на элитном Новорижском шоссе. На съезде с него по дороге к нескольким коттеджным поселкам работал магазин фермерских продуктов. Знакомый фермер предложил Сергею к нему присоединиться. Предприниматель рассчитывал, что жители окрестных поселков заинтересуются деликатесом. В декабре 2016 года наш герой открыл там свой отдел.
Магазин размещал рекламу вдоль дороги и в местных журналах, приглашал телевидение для съемки сюжета и рассылал листовки. Реклама не сработала. Сергей пришел к выводу, что жители закупают продукты в больших магазинах на выезде из Москвы. Через полгода он съехал.
Еще Сергея приглашала сеть «Добрынинский и партнеры», которая выделяет места специализированным отделам. Предприниматель участвовать не стал — аренда оказалась для него слишком высокой.
В итоге от идеи создания сети предприниматель отказался. Запуск каждой точки обходился в полтора миллиона рублей. Сергей вкладывал деньги из своих накоплений и каждый раз их терял. Например, покупал оборудование за 400 тысяч рублей, а после закрытия точки продавал его на «Авито» за 50 тысяч.
К Сергею обращались инвесторы с предложением оформить франшизу и вложиться в рекламу. Он отказался, потому что не хотел отчитываться перед чужими людьми, как приходилось на наемной работе.
Самодельные конкуренты
В 2016 году Сергей сосредоточился на развитии в интернете. Изучил программирование и через три месяца сделал для «Хариус Хауса» новый сайт.
С первых дней интернет-магазин стал приносить столько же денег, сколько обычный магазин. Сергей понял, что все эти годы терял деньги, потому что не уделял внимания продажам в онлайне.
Тогда предприниматель стал создавать себе «конкурентов» — открывал интернет-магазины с другими ценами на тот же товар или с другим ассортиментом. Например, разбавлял деликатесы популярной рыбой — селедкой и навагой. Так он решил получить как можно больше клиентов из поиска — среди всех магазинов в выдаче несколько строчек занимают его. Идея пришла, когда предприниматель искал домой шторы и при обзвоне компаний из первой страницы в поиске попадал на одну и ту же фирму.
На запуск сайта-конкурента у Сергея уходит несколько дней. Рабочий интернет-магазин можно сделать за 20 тысяч рублей. С полным «обвесом» — онлайн-консультантом, удобной системой оплаты — в пределах 50 тысяч. На верхние позиции в поиске такой магазин попадает за три месяца.
стоить сделать рабочий интернет-магазин
Наш герой заметил, что, несмотря на низкие цены у «конкурентов», люди чаще покупают на его основном сайте. Кто-то знает бренд, а кто-то боится покупать дешевле, опасаясь низкого качества. Остальные сайты не приносят значительной прибыли. Сергей создает их, чтобы пользователи не растекались и не уходили к другим продавцам. Совершившего покупку клиента проще удержать, чем привлечь нового — если ему понравится товар, он будет покупать и дальше.
Появились у предпринимателя и настоящие конкуренты. Однако большинство просто копировали магазин: приходили, фотографировали, расспрашивали о тонкостях бизнеса, а потом повторяли. Делают что-то сами только две-три фирмы. За такими конкурентами Сергей следит, потому что они подстегивают развиваться и придумывать что-то новое.
Липовые проверки
Сергей убедился, что выгоднее сначала разобраться в вопросе, а потом поручать его другому.
Сергей платил налоги по упрощенной системе «доходы минус расходы». Заполняла бумаги и относила их в налоговую бухгалтер — и все это за 20 тысяч рублей в месяц. Когда она попросила за очередной месяц работы 40 тысяч, предприниматель решил изучить вопрос сам.
Он обнаружил, что продавать рыбу можно на патенте — платишь фиксированную сумму за год и не отчитываешься о доходах перед налоговой. Сергей расстался с бухгалтером, с которой работал больше двух лет, и перешел на патент. В 2016 году он стоил 120 000 рублей, а к 2019 году вырос до 190 000.
Оказалось, вникать самому в особенности бизнеса полезно. Пришлось также изучить закон о защите предпринимателей: разобраться, как устроены проверки и кто может их проводить.
С первой проверкой к Сергею пришли из «потребительского общества». Придрались к какой-то бумаге, которая не пропечаталась на ксероксе — вроде как цифры не совпадают. Стали угрожать, что отправят материалы «наверх» и это приведет к серьезным проверкам, но якобы вопрос можно уладить за 5000 рублей.
По неопытности Сергей заплатил, а потом нашел в интернете название проверяющих. Оказалось, что это не Роспотребнадзор, а какое-то ООО. Из той же компании звонил юрист и приглашал на консультацию. За 20 000 рублей он обещал научить, «как не попадаться». Сергей понял, что предприимчивые проверяющие делают деньги на молодых и неопытных бизнесменах. Телефон вымогателей Сергей передал в полицию.
Теперь он спрашивает, из какой компании к нему пришли, и просит показать документы. Если подозревает, что это жулики, предлагает вызвать полицию и всем вместе ее подождать. На этом проверки заканчиваются, и гости уходят.
После пожара в торговом центре в Кемерово активизировались мошенники, которые угрожали по телефону скорыми проверками. Вдогонку предлагали за деньги «организовать пожарную безопасность».
Иногда «проверяющие» приходили в магазин — Сергей отличал их по отсутствию униформы и ненастоящим названиям ведомства. Таким гостям он не разрешал заходить в подсобки и проверять проводку и счетчики. Предприниматель отправлял их к владельцу помещения — пусть обращаются с официальными уведомлениями.
Результаты
Ежемесячная прибыль зависит от сезона. Пик продаж происходит перед Новым годом, а спад — летом. При этом летом вырастают расходы на электричество, потому что приходится включать кондиционер.
Предугадать, как пойдут дела летом, сложно. Если оно холодное, продажи проседают меньше, чем в жару. В самые плохие месяцы магазин может отработать с убытком до 300 тысяч рублей. Чтобы пережить этот период, предприниматель создает подушку безопасности зимой, когда прибыль в месяц в среднем составляет 700 тысяч рублей.