можно ли православным есть мясо с кровью

Можно ли православным христианам вкушать и гематоген и печень?

можно ли православным есть мясо с кровью. Смотреть фото можно ли православным есть мясо с кровью. Смотреть картинку можно ли православным есть мясо с кровью. Картинка про можно ли православным есть мясо с кровью. Фото можно ли православным есть мясо с кровью

Игорь Капранов

можно ли православным есть мясо с кровью. Смотреть фото можно ли православным есть мясо с кровью. Смотреть картинку можно ли православным есть мясо с кровью. Картинка про можно ли православным есть мясо с кровью. Фото можно ли православным есть мясо с кровью

протоиерей Олег Стеняев

Moderator

Кровь в Н. З.:
Запрет на вкушение крови подтверждается и Новым Заветом, и канонами Вселенской Церкви:
«Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен» (Правило Святых Апостолов 63);

«Божественное Писание заповедало нам » воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» ( Деян. 15:29 ). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен» (Шестого Вселенского Собора правило 67), и т. д.

Лев Философ (886-911) издал 58 новеллу, которая приказывает, чтобы подвергались телесным наказаниям и затем ссылаемы были все, которые продавали или ели в каком бы то ни было виде кровь, – подлежащие гражданские начальники, которые не следят за точным исполнением этого предписания, подлежат штрафу в 10 литр золота.

Игнорировать это мы не можем.
Все остальное комментарии.

Применение гемотогена в лечебных целях не может возбраняться.
Целый ряд церковных канонов предусматривает систему послаблений для болящих!
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя:да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Правило Святых Апостолов 69).

«Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья» (Феофан Затворник).

Источник

Могут ли православные есть мясо с кровью: мнение церкви

можно ли православным есть мясо с кровью. Смотреть фото можно ли православным есть мясо с кровью. Смотреть картинку можно ли православным есть мясо с кровью. Картинка про можно ли православным есть мясо с кровью. Фото можно ли православным есть мясо с кровью

Большинство верующих знают о том, что Ветхом Завете содержится множество запретов на вкушение той или иной пищи. Многие из этих правил касаются мяса животных, птицы и рыбы. А можно ли христианам есть продукты питания, изготовленные из плоти разрешенных животных, если в их составе имеется кровь?

О крови в Ветхом Завете

Различные мнения священников

Большинство современных священнослужителей, отвечая на вопрос о том, можно ли употреблять в пищу кровь животных, уверенно заявляют: «Нет». Так, иерей Владимир Шлыков утверждает, что православным христианам не следует есть даже кровяную колбасу. В качестве доказательства священник ссылается на перечисленные выше выдержки из Ветхозаветных источников.

Однако протоиерей Вячеслав (Рубский), напротив, говорит, что печень, гематоген и даже свежую кровь православному человеку включать в свой рацион можно, так как «христианство искони было вне установлений о жертвоприношениях и связанной с этим кровью».

Душа – это кровь

Почему же мясо (пусть и не все) вкушать христианину разрешено, кровь нельзя никакую? Об этом можно прочитать в том же Ветхом Завете. В книге Левит сказано, что душа любого тела – это его кровь (Лев. 17:13-14). То же самое можно узнать и из Второзакония: «…кровь есть душа…», и далее: «не ешь души вместе с мясом» (Втор. 12:23).

Протоиерей Артемий Владимиров утверждает, что «постановление» о том, что кровь есть душа, «выдерживается и поныне» для того, чтобы человек не забывал о том, что жизнь напрямую зависит от циркуляции крови в организме и проливать ее не следует.

Источник

Гастрономические вопросы Библии

Разве христианам запрещено употреблять кровь и мясо? Какой прожарки стейк вам бы хотелось – слабо, средне, или хорошо прожаренный?

Для многих мало прожаренный стейк — это любимое блюдо, которое приберегают для особых случаев или смакуют после долгой рабочей недели. Однако в Деяниях Апостолов 15:29 написано: «воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». Этот отрывок поднимает множество исторических, герменевтических и моральных вопросов. Являются ли эти запреты постоянными для всех христиан? Если запрет является постоянным, то, как мы можем примирить его с посланием к Римлянам 14, где Павел говорит своим читателям не судить друг друга по тому, что они едят? Эти вопросы заслуживают тщательного рассмотрения.

Чтобы понять смысл этой заповеди, нам нужно взглянуть на этот отрывок в контексте, который требует понимания событий Иерусалимского собора и того, как долго апостолы шли, чтобы защитить и построить молодую церковь.

Установление основ Евангелия

Деяния 15 глава, подробно описывают ход этого первого великого Иерусалимского собора. Толчком к этой встрече послужили ожесточенные разногласия относительно обоснованности спасения язычников-христиан. Конечно, тот факт, что язычники могли стать христианами, был установлен гораздо раньше (Деяния 10). Но оставался важный вопрос: на каком основании язычники должны быть включены в общину верующих? Нужно ли им было обратиться в иудаизм и соблюдать некоторые ветхозаветные законы, такие как обрезание, чтобы стать полноправными членами Церкви?

Эта дискуссия достигла точки кипения в Антиохийской церкви после того, как некоторые учителя из Иудеи начали утверждать, что обрезание необходимо для спасения (Деяния 15:1). Признавая далеко идущие сотериологические последствия этого вопроса, Павел, Варнава и группа церковных лидеров согласились созвать совещание для решения этого вопроса. Теологические ставки были высоки. В то время как обрезание было главной проблемой, вопрос, стоящий перед советом, в основном заключался в том, что должен сделать человек, чтобы спастись? Если бы обрезание было необходимо, то известие о спасении только верою, только благодатью, было бы аннулировано.

К счастью, апостолы и старейшины не поддались давлению, чтобы навязать иудейский закон верующим язычникам. В ряде своих речей Петр, Павел, Варнава и Иаков подтвердили, что спасение — это всецело Божья благодать только через веру, решительно отвергая человеческие дела как спасительное требование. Все присутствующие согласились: язычники, обращающиеся к Богу, не должны быть обременены требованиями соблюдать закон Ветхого Завета.

Решив главный доктринальный вопрос, Иаков переключил свое внимание на практические вопросы общения. Понимая, что язычники могут использовать свою вновь обретенную свободу таким образом, чтобы оскорбить чувства евреев, Иаков предложил способ гарантировать, что культурные различия не станут источником раскола внутри церкви. Его предложение было простым: верующие язычники должны «воздерживаться от четырех вещей» (Деяния 15: 20-21):

— от всего оскверненного идолами,

— от сексуальной распущенности,

— от того, что было задушено,

Первые два пункта в этом списке просты. Чтобы не оскорблять своих иудейских братьев, верующие язычники должны воздерживаться от «оскверненного идолами» — другими словами, «от того, что было принесено в жертву идолам» (Деяния 15:29). Это, вероятно, относится к участию в языческих храмовых праздниках или поеданию пищи, которая была принесена в жертву идолу. Хотя идолы не являются настоящими богами, кто-то из еврейского происхождения может быть оскорблен даже отдаленной ассоциацией с языческими практиками. Поэтому лучше вообще избегать этой ассоциации. Павел более подробно рассматривает этот вопрос в 1-м Послании к Коринфянам 8. Там Павел говорит, что он скорее никогда больше не будет есть мяса, чем заставит своего собрата-верующего впасть в грех (1 Кор. 8:13).

Второй пункт в списке — воздержание от половой распущенности — является частью морального закона, и христиане-язычники обязаны следовать сексуальной этике в соответствии с Божьим замыслом о сексуальности и браке. Этот запрет, вероятно, имеет культовое религиозное измерение, поскольку языческое поклонение часто включало храмовую проституцию. Но хотя эта заповедь имеет культурное измерение (тем самым оправдывая включение в список Иакова), она также является частью морального стандарта, применимого ко всем верующим на все времена (Рим. 13: 13; 1 Кор. 5: 11; 10: 8; Откр. 21: 8).

Что скрывается за кровью?

А как насчет третьего и четвертого пунктов в списке Иакова? Эти просьбы — воздержание от того, что было задушено и от крови, могут показаться странными большинству современных читателей. Понимание исторического контекста, однако, помогает объяснить, почему эти запреты были включены в разговор о братстве евреев и неевреев.

Еврейская забота о правильном обращении с кровью берет свое начало в Книге Бытия 9:4-6. Там Бог впервые разрешил Ною и его потомкам есть мясо животных, но в то же время запретил им есть кровь, подчеркнув тот факт, что кровь животного — это его жизнь. Это же самое учение было позже кодифицировано для Израиля в Книге Левит 17:10-16, где Бог прямо запретил есть кровь. Причина этого повеления дана в Книге Левит 17:11: «ибо жизнь плоти в крови, и я дал ее вам на жертвеннике, чтобы искупить души ваши, ибо кровь искупает жизнь».

Здесь сообщаются две важные истины. Во-первых, кровь священна, потому что она олицетворяет жизнь. Как объясняет Аллен Росс, «когда проливается кровь, жизнь прекращается». Во-вторых, в системе жертвоприношений кровь жизни является средством искупления того, кто приносит жертву. Исходя из этого рассуждения, можно понять, почему кровь животных была подходящим (хотя и несовершенным) прообразом последней Жертвы, Чья кровь одна фактически снимает грехи (Евр. 9: 22; 10:4; 1 Иоанна 1: 7). По этим причинам израильтяне не должны были обесценивать кровь человеческим потреблением.

Учитывая этот исторический контекст, просьба Иакова о том, чтобы христиане-язычники воздерживались от употребления крови, должна пониматься как вопрос сохранения братства между христианами различных культур. Следуя указаниям собора, ранняя церковь проявляла благоразумие и терпимость — черты, необходимые для того, чтобы глубокое, подлинное общение процветало в разнообразных, много этнических общинах. Поскольку Моисей «имел в каждом городе тех, кто провозглашал его» (Деяния 15: 21), евреи во всем древнем мире боролись бы, если бы язычники выставляли напоказ свою свободу, не считаясь с этими особыми еврейскими чувствами. Жизнь в общине, состоящей из абсолютно разных людей и без того была достаточно сложной задачей; не было необходимости без нужды враждовать с братом или сестрой.

Мы можем уяснить, по крайней мере, две вещи благодаря Иерусалимскому Собору. Во-первых, в вопросах, касающихся Евангелия, нет места компромиссам. Апостолы и старейшины были тверды и быстры в своем осуждении тех, кто стремился добавить дела к Евангелию. Спасение — только верой, только благодатью; человеческие усилия исключаются.

Позже Павел, по-видимому, смягчил свой подход к несущественным вопросам, таким как еда и наблюдение за днями, сказав, что они должны быть оставлены на совести каждого человека (Рим. 14–15). Во-вторых, благодать должна распространяться на различия, которые не являются центральными для Евангелия. Собор продемонстрировал великую мудрость, заключив соглашение по культурным вопросам, которое могло бы разрушить единство Церкви. Но в те далекие времена верующие язычники были обязаны воздерживаться от определенных действий ради блага иудейских христиан. Следуя совету собора, была создана основа для радостного единства, коренящегося в Евангелии (Деяния 15:31).

Мудрость на сегодня

К счастью, заказ слабо прожаренного стейка в ресторане, вряд ли вызовет сегодня раскол в христианской церкви. Однако, поскольку наши общины продолжают заниматься важными и второстепенными вопросами в нашей среде, мы должны следовать примеру Иерусалимского собора, прежде всего любя Бога и предпочитая нашего ближнего выше себя.

Источник

Можно ли христианам есть мясо с кровью согласно Библии?

можно ли православным есть мясо с кровью. Смотреть фото можно ли православным есть мясо с кровью. Смотреть картинку можно ли православным есть мясо с кровью. Картинка про можно ли православным есть мясо с кровью. Фото можно ли православным есть мясо с кровью

Можно ли христианам есть мясо с кровью, а также другую пищу с кровью согласно Библии? Должны ли мы следовать отрывку из книги Деяний буквально:

Ибо Святому Духу угодно, и мы согласны с этим, что не следует обременять вас ничем, кроме самого важного: не ешьте еды, принесённой в жертву идолам, избегайте крови, мяса удавленных животных и блуда. И если будете избегать всего этого, хорошо сделаете. Прощайте». (Деяния 15:28,29)

Можно ли христианам есть мясо и другую пищу с кровью?

Честно говоря, после проверки сайта, я очень удивился, что никогда не отвечал на этот вопрос — можно ли христианину есть мясо и разную пищу с кровью? Я делал много презентаций на эту тему. Я верю, что мы должны начать изучение этого вопроса с отрывка из Евангелия от Марка 7:19. Здесь Иисус ясно говорит, что для христиан вся еда «чистая». Это означает, что никто не может объявить никакую еду нечистой, неважно, о какой еде идет речь. Следовательно, принцип здесь следующий: не будет греховным есть любую еду, включая ту, в которой есть кровь животных.

Он им ответил: «Неужели вы тоже не понимаете? Разве вы не видите, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его? Ибо оно идёт не в сердце к нему, а в желудок и затем выходит вон». (Так Он объявил всю пищу чистой.) (От Марка 7:18,19)

Теперь мы можем перейти к вопросу, который вы задали, касаемо Деяний 15:28-29. Ключ находится в контексте отрывка. Действие происходит на Иерусалимском Соборе, где обсуждается конфликт между языческими и иудейскими церквями. Христиане в Иерусалиме, а возможно и в других церквях в Палестине, вплоть до 15 главы книги Деяний, соблюдали многие положения из Закона Моисея. Они соблюдали Субботу и многие другие иудейские праздники. Они также продолжали применять практику употребления кошерной пищи. Они все еще продолжали практику обрезания своих младенцев мужского рода. Апостол Павел не навязывал эти практики языческим христианам, просто потому, что они уже были не нужны. Мы не имеем заповеди обрезать наших младенцев мужского пола, соблюдать иудейские праздники или есть кошерную пищу. Вы не найдете отрывков в Новом Завете, говорящих о том, что мы, христиане, должны это делать. Павел очень сильно учит об этих вещах в Послании Колоссянам и Галатам.

Тем не менее когда лидеры церкви встретились вместе в Иерусалиме, они хотели найти какое-то компромиссное решение, которое могло бы объяснить сильное мнение Павла о том, что христианам не надо соблюдать иудейские законы, но в то же время было бы чувствительным к их практикам. Решение затронуло наиболее оскорбительную практику языческих христиан, связанную с употреблением мяса и другой пищи с кровью. Это следует рассматривать как компромисс ради любви и единства. Павел принял это компромиссное решение, которое включало в себя отказ от употребления мяса с кровью, ради сохранения единства.

Если вы посмотрите на Деяния 15 главу через призму того, что мы рассмотрели выше, вы найдете смысл этого решения. Мы можем найти несколько подобных мест в Библии, где есть учение о том, что нам надо отказаться от каких-то практик, даже если они не являются неправильными, ради других людей. Римлянам 14 глава описывает ситуацию, в которой более сильный (в контексте тот, кто более зрелый духовно) должен отказаться от своих прав и свобод ради слабых (с более чувствительной совестью). Я полагаю, что Павел здесь говорит об иудейских христианах.

Вот мы и дошли до сути. Если христианин живет в стране или обществе, где употребление еды, содержащую кровь, является очень чувствительной темой, то христианину лучше отказаться от употребления мяса с кровью. Лучше отказаться от своей свободы в этом случае. Но не потому, что это грешно, но ради того, чтобы не создавать препятствий между людьми и ради совести других.

Для христиан позволительно есть еду и мясо с кровью, но в определенных обстоятельствах лучше воздержаться.

Греховно ли есть мясо с кровью в странах, где это законно?

Я недавно прочитал ваш ответ относительно запрета употребления в пищу крови христианам (Деяния 15:28-29). Вы сказали, что этот запрет не корректен, но я нашел нечто очень запутанное в вашем ответе. Вы сказали, что «для христианина не греховно принимать в пищу кровь». Из того, что вы сказали, я понял, что подчинение законам Бога зависит от культуры нашего общества.

Вы говорите, что повиновение Богу зависит от того, в какой стране мы живем, и от её культуры. Это библейское утверждение? Например: в США развод является законным, в Австралии проституция является легальной, в мусульманских странах обладание четырьмя женами является законным и так далее. Вы имеете в виду, если культура страны позволяет принимать в пищу кровь, то это законно и в глазах Божьих? Для меня это бессмысленно.

Мой вопрос: сказал ли где-либо Бог буквально, что христианину можно есть мясо с кровью? Павел, кажется, был не согласен с этим [Прим. редактора — это был не Павел, а Иерусалимский Совет, на котором Павел был гостем]

Апостол Павел сказал в 1 послании Коринфянам 14:37-38: «Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что все, что я пишу вам, есть установление Самого Господа. Если кто-то не признает этого, того и вы не признавайте». Как я понимаю, письмо Павла является повелением Господа. Вы можете отвечать или нет на мои вопросы, но я прошу вас не соглашаться с данным вами ранее ответом.

Некоторые вопросы изложены в «черно-белом» виде в Библии, потому что Бог ясно о них сказал. Например, несмотря на то, что развод может быть законным в США и проституция является легальной в Австралии, Новый Завет ясно говорит нам, что эти практики являются греховными (Евангелие от Матфея 19:1-11, и я полагаю, вам не нужно искать отрывки о проституции). В этом случае их легализация не меняет тот факт, что это грешно. Лгать является законным в каждой стране, но как и гордость и эгоизм, это всегда греховно согласно Библии во все без исключения времена, и культура это не поменяет!

Однако есть вопросы, на которые Библия не дает абсолютно твердый и быстрый ответ. Здесь Бог оставил нам принципы, а не законы. Бог дает нам направление в отрывках, таких как Римлянам 14 глава, где Он дает нам советы об обращении с теми, чья вера «слаба». Если практика не греховна по сути, она все еще может быть неправильна, потому что это будет нарушением совести для другого человека, будь он христианином или нет. Павел советует не есть мясо, которое жертвуется идолам, если это приведет к преткновению другого человека, хотя он ясно говорит, что идол это ничто и технически не будет грешным есть мясо, приносимое жертву тому, кого не существует в реальности. Этот принцип также содержится в 1 послании Коринфянам 8:1-13.

Интересно, что руководители церкви в Иерусалиме, по всей видимости, применяли этот принцип в своем решении Иерусалимского Совета (Деяния 15 глава). Несмотря на это, принятие в пищу крови или задушенных животных не греховно, и это не осуждается в Новом Завете (Марка 7:14-19). Но мудрые лидеры чувствовали, что эти практики были настолько оскорбительными для евреев — членов Церкви, что ради совести и чувствительности, было лучше ввести добровольное воздержание членов — язычников от такой практики. Это надо было для того, чтобы еврейские ученики Христа чувствовали себя более комфортно в присутствии своих братьев и сестер, обращенных из язычников.

Если бы христиане из язычников проигнорировали решение еврейского совета, было ли это грехом? Это спорно, но я говорю, да, это было бы греховно, потому что это означало бы упрямство, отсутствие уважения руководства, возможно, бунтарство и игнорирование принципов, изложенных в Послании к Римлянам 14 главе и в 1 послании Коринфянам 8 главе. Является ли употребление мяса с кровью греховным во всех возможных ситуациях? Нет. Иисус объявил все продукты чистыми (Евангелие от Марка 7:14-19), но, как сказал Павел, «все, что не по вере, является грехом» (Послание Римлянам 14:23). Решение в книге Деяний 15:29 не является обязательным для всех христиан, но игнорировать это требование Иерусалимского Совета было бы грешно для христиан — язычников в первом веке, для городов, где были христиане из евреев, так как они были людьми, которым было адресовано это решение.

Вопрос о полигамии является интересным. Эта практика является законной во многих мусульманских странах, и даже в некоторых странах, где ислам не является доминирующей религией, таких как Индия. Таким образом, грешно ли христианину мужчине иметь несколько жен? Новый Завет конкретно не осуждает эту практику. Но опять же специально не запрещено иметь раба. Тем не менее смысл и тон Нового Завета чрезвычайно очевидны, что практически в каждой мыслимой культуре, покупка другого человека или женитьба на второй жене оскверняет любовь к первой жене или человеку, и будет отвратительно для других христиан и даже многих (или даже большинства) не христиан. Принципы, изложенные в 1 послании Коринфянам 8 главе и в Послании к Римлянам 14 главе, делают эти поступки довольно очевидным, грешным делом. Предостережение Иисуса делать другим то, что вы не хотели бы, чтобы делали тебе, в Евангелии от Луки 6:31 ясно также делает эти практики греховными. Мы не должны иметь специальный отрывок в Библии, что определенное действие греховно, чтобы на основе библейского утверждения решить, что практика действительно греховна для нас.

Но может быть чрезвычайно редкое исключение из этого. Например, если человек должен прийти ко Христу и у него уже больше, чем одна жена, было бы предпочтительнее, чтобы он бросил одну из жен, особенно в культуре, в которой эта жена станет изгоем и не будет иметь экономической защиты? Я говорю, что эта чрезвычайно редкая ситуация может быть исключением. На самом деле, я знаю одну ситуацию, где именно так и произошло. Решением в этой фантастически редкой ситуации стало разрешение брату иметь своих нескольких жен. Даже с рабовладением, в обществе, в котором рабство было правилом, а не исключением, Павел просит Филимона освободить Онисима, но он не требует этого (Филимону стихи 8-11).

Большинство из нас предпочитают черно-белые вопросы. Это особенно верно для молодых христиан, но есть такой факт, что бывают решения, которые зависят от культурной ситуации. Это не какой-то скользкий путь. Вещи, которые явно греховны по библейским стандартам, всегда будут абсолютно греховны, и в этом нет никаких исключений. Ваш пример проституции и развода уместен. Вам не нужно бояться, что если допустить, что вопрос с кровью это серая зона, то все остальное тоже серая зона. Это просто не уместный пример. Тем не менее мы должны научиться применять библейские принципы, такие как 1 Коринфянам 8 глава и Римлянам 14 глава для вопросов, по которым нет абсолютного утверждения в Священном Писании. Это требует опыта и нуждается в мудрости. Бог ожидает, что если нам не хватает мудрости, мы должны молиться за нее (Послание Иакова 1:5). Я предлагаю вам помолиться за вашу собственную мудрость.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Мясная пища в христианстве

Оглав­ле­ние

«Пища долж­на укреп­лять тело,
а не вызы­вать болезнь
»

Бес­спор­но то, что для мла­ден­ца голос мате­ри важ­нее даже само­го звон­ко­го голо­са рас­кра­си­вой погре­муш­ки. Так и мы, в поис­ках отве­та на наши вопро­сы, минуя неглу­бо­кие полу­прав­ды, будем при­па­дать сво­им мла­ден­че­ским серд­цем к само­му род­но­му и близ­ко­му нам роди­тель­ско­му Божи­е­му голосу.

Три­еди­ный Гос­подь поста­вил Цер­ковь на зем­ле и, освя­тив Её лич­ным при­сут­стви­ем, сохра­ня­ет и направ­ля­ет Её Сво­ей без­гра­нич­ной любовью.

Пра­во­сла­вие – это гор­ная тро­па, вос­хо­дя­щая над про­па­стью в Небес­ный Иеру­са­лим. По тро­пе этой сле­до­вать мож­но толь­ко твёр­дым шагом, на двух ногах – дву­мя запо­ве­дя­ми: любо­вью к Богу и любо­вью к ближ­не­му. Сту­пе­ни же, от кото­рых оттал­ки­ва­ют­ся эти ноги есть Свя­щен­ное Пре­да­ние и Свя­щен­ное Писа­ние, где нема­ло вни­ма­ния уде­ле­но тому, что мы вкушаем.

Когда мы гово­рим о мясе, то это может озна­чать следующее:

Понят­но, что мы будем обсуж­дать отно­ше­ние Пра­во­сла­вия к живот­но­му мясу. Такое мясо делит­ся обыч­но на говя­ди­ну, сви­ни­ну, бара­ни­ну, кони­ну, куря­ти­ну и др.

^ Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, что­бы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к Свя­щен­но­му Писа­нию, выше кото­ро­го Свя­тая Цер­ковь нико­гда не превозносится.

В кни­ге Бытия ( Быт.1:29 ) напи­са­но, что Гос­подь дает нам “вся­кую тра­ву, сею­щую семя, какая есть на всей зем­ле, и вся­кое дере­во, у кото­ро­го плод дре­вес­ный, сею­щий семя”, и гово­рит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для пер­вых людей отчет­ли­во ска­за­но, что толь­ко рас­ти­тель­ная пища пред­на­зна­че­на для человека.

Одна­ко, после все­мир­но­го пото­па, когда восемь чело­век вышли из ков­че­га на голую зем­лю, несо­мне­нен тот факт, что такая бес­плод­ная поч­ва не мог­ла накор­мить их ещё дол­гое вре­мя. Тогда Гос­подь и раз­ре­шил им вку­ше­ние мяса. То есть Сам Все­дер­жи­тель, Тво­рец всей все­лен­ной, бла­го­слов­ля­ет вку­ше­ние мяс­ной пищи по сло­жив­шим­ся обсто­я­тель­ствам. Но и тут Он не гово­рит: “раз­ре­шаю вам на вре­мя”. Он про­сто благословил.

«Оши­ба­ет­ся тот, кто считает,
что пост лишь в воз­дер­жа­нии от пищи.
Истин­ный пост есть уда­ле­ние от зла…
»

^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Неко­то­рые люди оши­боч­но счи­та­ют, что пол­ное воз­дер­жа­ние от мяс­ной пищи при­ве­дёт чело­ве­че­ство к выс­шей нрав­ствен­ной точ­ке сво­е­го раз­ви­тия и, как след­ствие это­го, мир будет спа­сен. Одна­ко, стра­ни­цы Свя­щен­но­го Писа­ния гово­рят, что такой закон не рабо­та­ет. Гос­подь уни­что­жил пото­пом всё веге­те­ри­ан­ское насе­ле­ние зем­ли. Да-да, до Ноя всё чело­ве­че­ство пита­лось толь­ко лишь рас­ти­тель­ной пищей и, несмот­ря на это, всё рав­но на зем­ле воца­ри­лось пол­ное рас­тле­ние нра­вов, рас­тле­ние такой низо­сти, что Гос­по­ду при­шлось пой­ти на такой реши­тель­ный край­ний шаг.

«Бере­гись изме­рять пост простым
воз­дер­жа­ни­ем от пищи.
Те, кто воз­дер­жи­ва­ет­ся от пищи,
а ведет себя неподобающе,
упо­доб­ля­ют­ся дьяволу,
кото­рый хотя ниче­го не ест,
одна­ко ж не пере­ста­ет гре­шит
ь».

^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важ­ная ого­вор­ка, кото­рую сде­лал Гос­подь при бла­го­сло­ве­нии мяс­ной пищи. Он раз­де­лил всех живот­ных на чистых и нечи­стых (Вет­хий Завет).

Так­же к нечи­стой пище отно­сит­ся идо­ло­жерт­вен­ное мясо, то есть туша, остав­ша­я­ся от живот­но­го, после при­не­се­ния его в жерт­ву идолу.

Вопрос чита­те­ля: «Помо­ги­те раз­ре­шить спор внут­ри нашей семьи! Наша тётя гово­рит, что у пра­во­слав­но­го чело­ве­ка долж­но быть мно­го запре­тов каса­тель­но еды и эти запре­ты не долж­ны огра­ни­чи­вать­ся толь­ко постом. Она гово­рит, что пра­во­слав­ный чело­век дол­жен гото­вить мяс­ную пищу толь­ко по празд­ни­кам, а пищу дру­гих наро­дов, узбек­скую, япон­скую, корей­скую, татар­скую, нам нель­зя. А моя мама ей отве­ча­ет, что, помо­лив­шись, мож­но вку­шать любую пищу. Кто же прав?

В этом спо­ре инте­рес­но то, что здесь при опре­де­лён­ных усло­ви­ях ока­зать­ся пра­вы­ми могут обе жен­щи­ны. Всё зави­сит отто­го, куда направ­лен духов­ный взгляд каж­дой из них. «Ста­рай­тесь не о пище тлен­ной, но о пище, пре­бы­ва­ю­щей в жизнь веч­ную», гово­рит апо­стол Иоанн. И если эти жен­щи­ны смот­рят имен­но так на ту еду, как на под­креп­ле­ние сил для осво­е­ния пищи духов­ной, то это попро­сту раз­го­вор двух анге­лов, при­зы­ва­ю­щих друг дру­га всту­пить на радость сво­е­го пути.

Для пер­вой, види­мо, воз­дер­жа­ние необ­хо­ди­мо от опа­се­ния поте­рять даро­ван­ное ей неко­гда дра­го­цен­ней­шее чув­ство Бога. Пыта­ясь его сбе­речь, она неуме­ло, воз­мож­но, пере­жи­ва­ет за всех сво­их близ­ких, кото­рые, по ее взгля­ду, это чув­ство не берегут.

А для вто­рой – вполне воз­мож­но, что на духов­ной высо­те её серд­ца пища нуж­на лишь для того, что­бы хотя бы ещё один день созер­цать све­то­ткан­ное лицо Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Так неко­гда Сам Гос­подь по голод­ной чело­ве­че­ской необ­хо­ди­мо­сти бла­го­слов­ля­ет апо­сто­лу вку­ше­ние нечи­стой пищи во вре­мя его молит­вен­но­го дела­ния ( Деян.10:9–15 ).

Пер­во­му типу людей для спо­кой­ствия их сове­сти необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся, что’ по вет­хо­за­вет­ным зако­нам раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­лять хри­сти­а­ни­ну, а что нет. Это так­же полез­но и для людей, неча­ян­но свер­нув­ших с бого­спа­са­е­мо­го пути для покло­не­ния сво­е­му живо­ту или самой пище, о кото­рых, как гово­рит апо­стол Павел, «напи­са­но: народ сел есть и пить, и встал играть» ( 1Кор 10:7 ), а точ­нее, поправ­ля­ет Лопу­хин «пля­сать», то есть блудодействовать.

«Воз­об­ла­дай над чревом,
пока чре­во не воз­об­ла­да­ло над тобой
».
Свт. Васи­лий Великий.

В про­дол­же­ние вопро­са от наше­го чита­те­ля давай­те корот­ко опре­де­лим­ся в раз­ли­чи­ях пище­вых огра­ни­че­ний пра­во­слав­но­го чело­ве­ка и пред­ста­ви­те­лей дру­гих рели­гий, близ­ких и неблиз­ких нам по отно­ше­нию к Свя­щен­но­му Писа­нию Вет­хо­го Заве­та. Для это­го необ­хо­ди­мо корот­ко упо­мя­нуть о наших общих запре­ща­ю­щих поня­ти­ях в обла­сти питания.

^ Исламская пища – разрешается условно

«Халяль» – это поня­тие раз­ре­шен­но­го и доз­во­лен­но­го в исла­ме. Про­ти­во­по­лож­ное по смыс­лу поня­тие – это «харам». Обыч­но, эти­ми сло­ва­ми обо­зна­ча­ют допу­сти­мую и недо­пу­сти­мую пищу.

К харам­ной у мусуль­ман относиться:

*Мусуль­ма­нам раз­ре­ша­ет­ся есть мясо, которое
было при­го­тов­ле­но толь­ко «людь­ми Писания».
К ним отно­сят­ся хри­сти­ане, иудеи и сами мусульмане.

^ Иудейская пища – разрешается

«Каш­рут» – это свод иудей­ских зако­нов о запре­тах в обла­сти потреб­ля­е­мой пищи. Пища по этим зако­нам может быть кошер­ной и неко­шер­ной или при­год­ной и непри­год­ной для потребления.

*«Духов­ная чув­стви­тель­ность человека,
упо­треб­ля­ю­ще­го неко­шер­ные продукты,
пони­жа­ет­ся, его серд­це «закры­ва­ет­ся»
для вос­при­я­тия духов­ных идей
».
Иудей­ская мудрость.

Раз­ли­чие чистых и нечи­стых живот­ных и запре­ще­ние в Вет­хом Заве­те упо­треб­лять нечи­стых живот­ных в пищу име­ло спе­ци­аль­ное и вре­мен­ное зна­че­ние: научить евре­ев чисто­те жиз­ни и серд­ца, и было внеш­ним сред­ством отли­чия и отде­ле­ния евре­ев от дру­гих наро­дов. С при­ше­стви­ем Мес­сии такое отде­ле­ние сде­ла­лось излиш­ним: все наро­ды, при­няв­шие Еван­ге­лие, освя­ще­ны и очи­ще­ны кро­вию Хри­ста; посе­му в цар­стве бла­го­да­ти нест Еллин ни Иудей, обре­за­ние и необ­ре­за­ние, но вся­че­ская и во всех Хри­стос ( Кол. 3:11 ).

«Мясо мож­но есть толь­ко то, кото­рое заколото,
а не уби­то элек­три­че­ским током или задушено.
Опре­де­лить это мож­но по цвету:

свет­лое мясо – с выпу­щен­ной кровью;
тём­ное мясо – с невы­пу­щен­ной (мерт­ве­чи­на);

^ Вьетнамская пища – не рекомендуется

Хри­сти­а­нам луч­ше бы вооб­ще создать
свои ско­то­бой­ни и магазины,
где заве­до­мо продавалось
бы риту­аль­но чистое мясо..
.».
Свя­щен­ник Олег Сте­ня­ев

^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В кни­ге Бытия мы чита­ем настав­ле­ние Божие: «толь­ко пло­ти с душею ее, с кро­вью ее, не ешь­те» ( Быт.9:4 ). Эти настав­ле­ния Все­дер­жи­тель дела­ет для Ноя и его семьи после пото­па. То есть, бла­го­слав­ля­ет есть плоть, но запре­ща­ет есть душу. По сло­ву Божи­е­му, кровь соеди­не­на с душою того, кого окорм­ля­ет: «душа тела в кро­ви, и Я назна­чил ее вам для жерт­вен­ни­ка, что­бы очи­щать души ваши, ибо кровь сия душу очи­ща­ет» ( Лев 17:10 ). Сло­во “душа” в дан­ном слу­чае обо­зна­ча­ет жизнь. Здесь Гос­подь гово­рит о том, что вся­кая кровь долж­на быть исполь­зо­ва­на либо для жерт­во­при­но­ше­ния Ему, либо про­ли­та на зем­лю. Отсю­да древ­няя тра­ди­ция у «людей Писа­ния», то есть у иуде­ев, мусуль­ман и хри­сти­ан, выпус­кать кровь у живот­но­го перед потреб­ле­ни­ем его мяса в пищу.

А далее, в кни­ге Левит мы нахо­дим резуль­тат отступ­ле­ния от этой запо­ве­ди: «обра­щу лице Мое на душу того и истреб­лю ее из наро­да ее» ( Лев.17:11 ), гово­рит Гос­подь. Люди Вет­хо­го Заве­та рев­ност­но испол­ня­ли обря­до­вые пра­ви­ла. Собо­ром апо­сто­лов, кото­рый состо­ял­ся око­ло 50 года в Иеру­са­ли­ме, было утвер­жде­но поло­же­ние, по кото­ро­му на хри­сти­ан из языч­ни­ков непо­силь­ные иудей­ские пра­ви­ла не накла­ды­ва­лись. В то же вре­мя было ука­за­но о необ­хо­ди­мо­сти воз­дер­жа­ния от удав­ле­ни­ны и кро­ви ( Деян.15:20 ). Подроб­нее в раз­де­ле “Кровь”.

Гема­то­ген хоть и является
про­из­вод­ным кро­ви круп­но­го рога­то­го скота,
одна­ко, при­ём его в лечеб­ных целях
воз­бра­нять­ся не может
».

^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В ука­за­ни­ях на то, что «кровь сия душу очи­ща­ет», гово­рит­ся об окроп­ле­нии Божи­его жерт­вен­ни­ка в каче­стве зало­га за соде­ян­ный грех (подроб­но в кни­ге Левит).

Этот кро­ва­вый акт при поверх­ност­ном взгля­де на исто­рию Свя­щен­но­го Писа­ния кажет­ся бес­смыс­лен­ным и жесто­ким. Одна­ко, всё оста­ёт­ся труд­но­объ­яс­ни­мым до тех пор, пока на свет ни появ­ля­ет­ся Гос­подь Иисус Хри­стос. Спа­си­тель Сам стал «тель­цом» для жерт­вен­ни­ка и окро­пил Кро­вью Сво­ею Жерт­вен­ник-Крест, что­бы раз и навсе­гда очи­стить души наши от про­па­сти бого­от­чуж­дён­но­сти. Это Божие ука­за­ние есть про­об­раз Вели­кой буду­щей Жерт­вы за наши гре­хи. «Хри­стос со Сво­ею Кро­вию, одна­жды вошел во свя­ти­ли­ще и при­об­рел веч­ное искуп­ле­ние» ( Евр.9:11,12 ), гово­рит апо­стол Павел в пись­ме к иудеям.

Вот так Бого­че­ло­век при­ми­рил чело­ве­ка через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вку­ше­ние Кро­ви и Пло­ти Божи­ей, шагом минуя непре­одо­ли­мую про­пасть, ста­но­вим­ся при­част­ны­ми Цар­ству Небесному.

^ Почему установлены запреты на пищу?

В Апо­столь­ских пра­ви­лах есть осо­бые ука­за­ния на отно­ше­ние хри­сти­ан к Вет­хо­му и Ново­му Заве­там. Там ска­за­но: «Кни­ги же яко подо­ба­ет почи­та­ти Вет­хо­го и Ново­го Заве­та суть». Поэто­му Пра­во­слав­ная Цер­ковь ана­фе­мат­ство­ва­ла, то есть отлу­чи­ла от Себя, всех тех, кто усо­мнил­ся в свя­то­сти и бого­дух­но­вен­но­сти книг Вет­хо­го и Ново­го Заветов.

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский назы­вал оба Заве­та «чаша­ми пре­муд­ро­сти» в наших руках, пото­му что, гово­рил он, из «обе­их пье­те Хри­ста».

Дого­вор Бога с людьми

Сло­во «завет» озна­ча­ет дого­вор. Под «Вет­хим Заве­том» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дого­вор с древни­ми пра­вед­ны­ми пат­ри­ар­ха­ми, то есть отца­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми наро­дов зем­ли, – Ноем, Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом. Их мож­но пред­ста­вить дра­го­цен­ны­ми семе­на­ми, упав­ши­ми сея­те­лю в руку в пери­од все­мир­ной засу­хи. Цель Гос­по­да – убе­речь от болез­ней и смер­ти жизнь в этих семе­нах, то есть сохра­нить чисто­ту веры и рода, в кото­ром дол­жен появить­ся на свет Хри­стос, Спа­си­тель мира. Поэто­му Он выдви­га­ет стро­гие тре­бо­ва­ния в вере, пре­дан­но­сти и послу­ша­нии. Вза­мен же даёт Своё бла­го­сло­ве­ние и обе­ща­ет даро­вать спа­се­ние наро­ду Божиему.

Забо­та Все­выш­ня­го о людях Сво­их заклю­ча­лась в Его запо­ве­дях, неко­то­ры­ми из кото­рых были запо­ве­ди о вни­ма­тель­ном отно­ше­нии к пище. Одна­ко, необ­хо­ди­мо пони­мать, что теперь, когда Хри­стос уже родил­ся, жил меж­ду нами, был рас­пят, вос­крес и вос­се­да­ет одес­ную Бога Отца, это вет­хо­за­вет­ный дого­вор, стро­гий по понят­ным уже при­чи­нам, при­ве­ден в испол­не­ние. А ныне для нас тянет­ся вре­мя Ново­го Заве­та, дого­во­ра меж­ду все­му людь­ми без выде­ле­ний и раз­гра­ни­че­ний, дого­во­ра «пока­я­ния-про­ще­ния», глав­ным кри­те­ри­ем кото­ро­го явля­ет­ся наша лич­ная совесть.

^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?

Из чего исхо­дил Гос­подь, уста­нав­ли­вая такие раз­де­ле­ния, ска­зать труд­но. Быть может, здесь отра­жа­ют­ся некие сани­тар­ные сооб­ра­же­ния, но ско­рее все­го то, о чём зна­ет толь­ко Бог, а мы можем толь­ко дога­ды­вать­ся. Одно ясно, если запо­ведь – это тро­па, то нару­ше­ние запо­ве­ди – это боло­то в сто­роне от неё, – мож­но завяз­нуть и нико­гда не выбрать­ся. Так, неви­ди­мые гра­ни­цы этой спа­си­тель­ной тро­пы – Божи­его «дого­во­ра», ныне при­шед­ше­го в испол­не­ние – инер­ци­он­но, подоб­но рас­кру­чен­но­му вело­си­пед­но­му коле­су, тянут­ся и до наше­го вре­ме­ни. Так, к при­ме­ру, апо­стол Лука реко­мен­ду­ет «воз­дер­жи­вать­ся от идо­ло­жерт­вен­но­го и кро­ви, и удав­ле­ни­ны, и блу­да», но тут же ста­вит на этом гру­бом пье­де­ста­ле запо­ведь новой высо­ты, Ново­го Заве­та, запо­ведь суда соб­ствен­ной сове­сти: «не делать дру­гим того, чего себе не хоти­те» ( Деян.15:29 ).

А апо­стол Павел, под­твер­ждая отме­ну Хри­стом необ­хо­ди­мо­сти вет­хо­за­вет­но­го зако­на, гово­рит, что закон этот не может «сде­лать в сове­сти совер­шен­ным» испол­ня­ю­ще­го его, ибо дохо­дит толь­ко «до пло­ти». Эти запо­ве­ди были уста­нов­ле­ны, гово­рит он «толь­ко до вре­ме­ни исправ­ле­ния». Толь­ко Хри­стос, пишет апо­стол Павел, «Кото­рый Духом Свя­тым при­нес Себя непо­роч­но­го Богу, очи­стит совесть нашу от мерт­вых дел, для слу­же­ния Богу живо­му и истин­но­му!» ( Евр. 9, 9–14 ).

О бла­го­сло­ве­нии на нару­ше­ние по необ­хо­ди­мо­сти этой запо­ве­ди гово­рит и апо­стол Пётр. Ему было виде­ние, в кото­ром к нему во вре­мя голо­да и молит­вы спу­стил­ся с отвер­сто­го неба «неко­то­рый сосуд, как бы боль­шое полот­но, при­вя­зан­ное за четы­ре угла и опус­ка­е­мое на зем­лю». В этом полотне нахо­ди­лись «вся­кие чет­ве­ро­но­гие зем­ные, зве­ри, пре­смы­ка­ю­щи­е­ся и пти­цы небес­ные». Гос­подь при­звал Пет­ра поесть, одна­ко Петр, испу­га­ва­шись, отве­тил, что он «нико­гда не ел ниче­го сквер­но­го или нечи­сто­го». И Гос­подь отве­тил ему: «что Бог очи­стил, того ты не почи­тай нечи­стым» ( Деян. 10, 9–15 ).

Так, на «Апо­столь­ском» собо­ре было при­ня­то и огра­ни­чить эту запо­ведь поста­нов­ле­ни­ем воз­дер­жи­вать­ся от кро­ви, удав­ле­ни­ны и идо­ло­жерт­вен­но­го мяса ( Деян. 9:12 ), то есть при­но­си­мо­го на покло­не­ние идо­лам. Но всё же, на высо­те сво­ей бого­лю­би­во­го серд­ца апо­стол Павел раз­ре­ша­ет вку­ше­ние все­го, «что про­да­ёт­ся на тор­гу, без вся­ко­го иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти» хри­сти­ан­ско­го серд­ца. При этом он нахо­дит­ся уже на такой высо­те, что лич­ность его рас­тво­ря­ет­ся в подви­ге бес­ко­неч­ной люб­ви. «Для сла­бых я был слаб, что­бы при­об­ре­сти сла­бых, для всех я стал всем, что­бы спа­сти, кого мож­но» ( 1 Кор.9:22 ), гово­рит хри­сто­по­доб­ный апо­стол Павел.

Для той люб­ви, кото­рой любил апо­стол Павел, нет ника­ко­го огра­ни­че­ния, ниче­го чисто­го и нечи­сто­го, ника­ко­го зако­на, ибо он стал выше зако­на. Так и для нас закон этот нужет толь­ко с целью при­об­ре­те­ния такой без­гра­нич­ной и жерт­вен­ной люб­ви к Гос­по­ду и ближ­не­му сво­е­му. Нам, кто всё ещё страст­ные жела­ния чре­ва сво­е­го пута­ет с жиз­нен­но­не­об­хо­ди­мой истиной.

Автор: Диа­кон Вла­ди­мир Рождественский,
физио­те­ра­певт НИДОИ им. Г.И. Турнера

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *