блюдо большое круглое в восточном стиле
Подаем плов в традиционной тарелке
В Узбекистане насчитывается больше шестидесяти рецептов приготовления плова. Подача на стол этой вкусной и восстанавливающей силы пищи, разная, от праздничного блюда для плова, до походного варианта – казана.
Как называется большая тарелка для плова
Национальный колорит среднеазиатской страны, невозможно ощутить без лягана – такое название носит огромная плоская посудина для сервировки торжеств, ежедневных посиделок большой, дружной семьи. Это символ гостеприимства и дружбы, для восточного человека общение с дорогим гостем за принятием пищи, особый ритуал.
Ляган
Изготовление этой керамической посуды, очень трудоемкое. Вначале следует сформировать глину, ее выкладывают на основу из гипса, которая имитирует форму лягана. Сушится конструкция только в естественных условиях в тени, а не под раскаленным солнцем. Затем его грунтуют белой, жидкой глиной, на которую после сушки наносят узоры.
Поверх росписи накладывают глазурь из оксида свинца и отправляют в печь для обжига на 8-10 часов. Температура должна быть не меньше 1000 градусов. Даже самый маститый мастер не может заранее знать, на сколько качественным и красивым получится блюдо для плова.
Чем больше размеры тарелки и богаче ее роспись, тем желаннее визитер и вкуснее еда. Совсем миниатюрные ставили для каждого человека индивидуально или использовали для выкладки сухофруктов, сладостей. Огромные, более 45 см в диаметре, украшали свадебные столы, применялись как крышки для казанов. Расписывают их традиционным орнаментом – пахтой, что в переводе обозначает хлопок, но встречаются и другие растительные орнаменты.
ПРАКТИЧНО: Блюда с двумя сообщающимися отверстиями часто используют в качестве декоративных украшений квартиры, их вешают на стены кухни, особо красивыми декорируют комнаты. В случае необходимости снимают и применяют по назначению.
Казан
Это название национальной посуды всех среднеазиатских народов, взявшая начало со времен древних монголов. Кочевники нуждались в горячем питании, а эта чугунная, толстостенная с полукруглым дном кастрюля, отлично сохраняла тепло и подходила для долгого тушения мяса. Он легко чистился и пища в нем никогда не пригорала. В полевых условиях, на ветру, не составляло трудности вырыть яму и развести в ней костер на который опускался казан. Еще в нем готовили еду на треноге, очаге в виде сложенных камней.
Изготавливали казанки методом отлива, в единой земляной форме, температура составляет 1400 градусов. Готовое изделие зачищают от шероховатостей, удаляют мелкие дефекты. Затем обе стороны покрывают 2-3 слоями эмали, и полчаса обжигают при 800 градусах. Это специальное покрытие позволяет при готовке жиру проникать в его поры, что и делает поверхность антипригарной.
ИНТЕРЕСНО: Самый огромный, сделанный из бронзы «тай-казан» находится в мавзолее Ахмеда Ясави в Казахстане. Его вес составляет 2 тонны, диаметр 2,2 метра. Его стены покрыты расписаны растительным орнаментом с арабской вязью, а ручки повторяют очертания лепестков лотоса.
Разновидности
Только из лягана можно почувствовать настоящий вкус восточных угощений. Для каждого гостя или празднества подают определенные тарелки. Они разнообразны и различаются по:
Форме – традиционно плоская, совсем без бортика, допускается маленький до 1,5 см. Очертание круглое с ровными или волнистыми краями, редко бывает овальным.
Узору – от традиционной пахты, до изображения птиц и рыб. Каждый рисунок несет в себе определенный смысл. На изделиях сделанных вручную, мастера шифровали с помощью рисунка послания, рассказывали о подвигах и жизни человека.
Изображение цветов, восточных фруктов, солнца и других предметов, часто не несут никакой информации, они просто прекрасно смотрятся, радуют глаз.
Размерам: 30-сантиметровые тарелки – популярные, для каждодневного использования; диаметр 42 см – для восточного обеденного ритуала, принятия гостей; от 50, 60 см – производят под заказ, для торжеств с большим количеством приглашенных.
ФАКТ: По росписи блюда легко определить, где изготовлена посуда.
Основные производители
В прошлом столетии насчитывалось 6 школ в разных областях Узбекистана, все они придерживались традиций присущих их территориям и назывались в их честь. В данный момент осталось только три основных производителя:
Риштан, Гурумсарай (Ферганская школа) – запасы красной глины, травы из которых делают натуральные красители в этой местности. Бело-синяя палитра с добавлением солнечных красок, это основная отличительная черта риштанских мастеров.
Самарканд, Ургут, Гиждуван (Бухаро-Самаркандская) – толстостенная посуда для плова имеет оптический эффект объемной росписи.
Хорезм (Хорезмская) – тонкие блюда расписанные в традиционном стиле с присутствием только белого и синего, хоть и консервативны, но от этого стали более самобытными.
Сейчас Кувасайский завод известный на территории страны и за рубежом возрождает фарфоровые традиции узбекского народа.
На территории Узбекистана, особенно в городе Риштан до сих пор можно встретить специалистов, которые вручную производят эту сказочную посуду, расписать ее специальными сакральными знаками или пожеланиями. Такие ляганы веками хранят, как реликвию, передавая от старшего поколения младшему.
Особенности узбекской посуды
Гончарное дело было очень развитым ремеслом на территории Узбекистана. Глина давала людям всё: чаши, блюдца, пиалы, кувшины, тарелки. После обжига на посуду наносили узоры – орнаменты. Самой знаменитой на территории Узбекистана является риштан – яркая, покрытая голубой глазурью посуда. Декор на риштане растительный в коричнево-зеленых оттенках, а также изображения, ножей, птиц, рыб, элементов архитектуры декора.
Значение орнамента
Каждый листик, каждый завиточек имеет свое особенное значение. В орнаменте узбекских изделий используют синие, белые, голубые тона с использованием желтых, красных и коричневых оттенков. В ней часто можно встретить применение стилизованных изображений хлопка. Это получилось из-за того, что во времена СССР Узбекистан прославлялся выращиванием хлопка. Самой знаменитой керамической серией стала «пахта», которая при переводе с узбекского языка означает не что иное, как «Хлопок». Даже сейчас такая посуда из Узбекистана не теряет актуальности, ее с удовольствием скупают современные хозяюшки.
Орнамент на хорезмской керамикой утвари также является очень узнаваемым. Современные мастера не нарушают вековых традиций, поэтому не внедряют новые виды орнамента. Это позволяет сохранить древнее искусство в первоначальном виде.
Ляган
Ляган – большое блюдо (большая тарелка), которое предназначается для подачи национальных блюд на территории стран Средней Азии – Узбекистан, Таджикистан. С этой посуды блюдо раскладывается по своим тарелочкам, но если это плов, то он естся прямиком с лягана. Для этого могут использоваться столовые приборы или просто пальцы. Ляганы используют именно для сервировки праздничных столов, но сейчас встречаются и при повседневных застольях. Смело его можно использовать, если вы счастливый обладатель большой семьи.
Вы имеете право выкладывать на такую посуду не только вкуснейший плов, но и порционно наломанные лепешки. В странах Средней Азии принято разламывать лепешки, а не разрезать их.
Традиционный ляган имеет сферическую форму, не имеет больших углублений. Это объясняется тем, что блюдо предназначается для вторых блюд, в которых жидкость отсутствует совсем или находится в малых количествах.
Они бывают плоскими, не иметь бортиков или обладать невысокими бортами по 1-1,5 см, которые располагаются под разными углами. Из чего делаются традиционные ляганы? Из обожженной глины или керамики. Поверхность такой посуды покрывается специальной глазурью в несколько слоев, украшается разнообразными узорами, несущими особый смысл. Часто ляганы можно встретить на каких-то важных событиях, на свадьбах.
Можно встретить ляганы нескольких видов, отличающихся размером и росписью. Наиболее популярным является ляган среднего размера – 30 см. Самые маленькие из них предназначаются для сладостей, сухофруктов или кондитерских изделий. А блюда, достигающие 42 см, являются оптимальными для прекрасного восточного достархана.
Как и все изделия из Ташкента, ляганы ручной работы оцениваются намного выше, чем та утварь, которая изготавливается промышленным способом.
«Будьте внимательны при покупке посуды. Остерегайтесь подделок!».
Как выбрать наиболее качественные ляганы:
Чайник с пиалами
Знаменитые узбекские чайные сервизы, которые состоят из чайника с пиалами, популярны во всем мире. Из них с наслаждением пьются все виды чая. Они выполняются в национальном стиле «Пахта» с преобладанием синих и белых оттенков. Такой сервиз является визитной карточкой качества и восточного стиля.
В ассортименте встречаются десятки видов и сотни различных форм, среди которых каждый найдет что-то себе по душе. Наиболее популярной разновидностью являются круглые чайники с небольшими пиалами, подходящие как для торжественных событий, так и для повседневных чайных посиделок.
Пахта
Основным узбекским предприятием, выпускающим посуду, можно назвать фирму «Пахта». Она выпускает следующие продукты:
Всего можно выделить больше восьмидесяти видов выпускаемой продукции. Пахта с узбекского означает хлопок. Это можно объяснить тем, что Узбекистан долгое время был лидирующей страной по выращиванию хлопка.
Многие современные хозяйки мечтают о приобретении посуды фирмы «Пахта» домой.
Большая узбекская тарелка
Они бывают орнамент, выполняемый на посуде, так же является разнообразным, но выполняется с соблюдением национальных традиций.
Хорезмская керамика
Хорезмская керамика превосходная продукция, которая притягивает к себе взгляды. Ее нельзя с чем-то перепутать, ведь она имеет удивительно красивые и изящные витиеватые узоры с широкими линиями, идущими по краю. Здесь также можно встреть традиционные синие, голубые и белые оттенки. Глина, используемая для создания посуды, берется плотная и звенящая. Такую посуду можно встретить и на просторах
Хорезмская узбекская керамика имеет огромный ассортимент продукции, которая скупается людьми всего мира. Пока не увидишь фото этой посуды, можно бесконечно ее описывать. Но что бы ни говорилось, это будет недостаточным описанием.
Чугунная посуда
Узбекская чугунная посуда идеально подходит для использования на открытом огне, для приготовления национального блюда – плова или супа. Она не только прослужит долгое время, но и будет радовать вас своим видом. Выглядит она следующим образом: толстые высокие стенки, полукруглое или плоское дно.
В такой посуде будет не только легко готовить вкусную еду, но и приятно из нее есть. Вы сможете наслаждаться пищей, которая не пригорит, будет равномерно прогрета, а также истончать приятный и притягательный аромат. Самый вкусный и наваристый плов или суп получится только тогда, когда вы будете готовить его в узбекском чугунном казане.
Особенностью узбекской чугунной посуды служит толстые стенки, чтобы обеспечивать длительный нагрев и медленное остывание, а также лучшее распределение тепла по всему дну казана. Обычно, казана объемом 7-8 литров достаточно для того, чтобы накормить большую дружную семью.
Самаркандский фарфоровый завод
Предприятие основалось в СССР 1973 году в городе Самарканда. Клеймо зарегистрировано 17.05.1973 г.
Продукты из фарфора, которые были выпущены Самаркандским фарфоровым заводом OOO «Asl Nafis» (Асл Нафис), находятся на территории нашей страны и за рубежом.
Известно более пятидесяти видов посуды, сделанной из фарфора. Они изготавливаются из местного сырья, а по качеству не уступают вещам, которые импортируют из зарубежных стран. В регионах страны налажена работа дилерских пунктов и торговых точек.
Заключение
Продукты поражают своей красотой и изяществом, поэтому ценятся у тысяч хозяек всего мира. Больше всего встречается в городах Средней Азии – Ташкенте, Душанбе. Здесь много продуктов, орнаментов и росписей. Каждый выберет то, что понравится его сердцу. Узбекская утварь – тарелки, косы, сковороды и заварочные чайники, а еще и обереги. Каждый завиток орнамента скрывает сакральный смысл. Приезжайте в Азию, чтобы увидеть это керамическое безумие во всей красе.
Узбекская посуда: виды и особенности выбора
Красивая сервировка – это завершающий аккорд в создании ароматной и вкусной еды. Правильно подобранная и расставленная посуда создает неповторимый антураж и дарит особое эстетическое наслаждение. Сегодня модно украшать застолье, используя национальную стилизованную посуду. Стиль, связанный с прошлым, не проходит никогда, такие предметы ассоциируются с давно прошедшими временами, они подчеркивают важность воспоминаний, которые обогащают и насыщают личность каждого человека. Узбекская посуда ручной работы в этом смысле заслуживает должного внимания. Она хранит в себе национальный традиционный колорит и многовековой опыт ремесленников; отличается приятным внешним видом, может применяться не только по прямому назначению, но и для украшения интерьера.
История возникновения узбекской посуды
Керамические и фарфоровые изделия изготавливают в стране издавна, со времен основания Великого шелкового пути. На протяжении долгих лет узбекские ремесленники выполняли кухонную утварь из обожженной глины и керамики. Древние люди стремились к уюту, поэтому полученная посуда получалась «теплой», «солнечной», изысканной, с элементами восточной стилистики. Классическим узором тогда был рисунок хлопковых цветов.
В кустарных мастерских вся продукция изготавливалась и расписывалась вручную и только в двадцатом веке – во времена индустриализации и промышленного переворота на смену мастерским пришли фабрики. Постепенно кустарное производство исчезало, а гончары, трудившиеся в мастерских, оставляли свое дело или переходили работать на крупные предприятия.
Высоко ценилась во всем мире продукция из фарфора Самаркандского завода, который был открыт в 1973 году. Узбекское предприятие производило из местного сырья более пятидесяти видов посуды, которая не уступала по качеству импортируемым зарубежным аналогам. Сегодня на территории страны действуют два крупных завода по производству посуды: «Simax F+Z», «Asia Paints Keramik».
Узбекский орнамент на посуде
Узбекская посуда довольно разнообразна: коренные жители изготавливают из глины чаши для чая, кувшины, миски, амфоры, тарелки, пиалы. Глиняную посуду после обжига в печи украшают при помощи традиционных узоров, орнаментов в виде растительных или животных элементов. На поверхность наносят изображения птиц, рыб, ножей, фигуры людей. Легендарная посуда, изготавливаемая в историческом центре керамического промысла – Риштане, популярна во всем мире и представляет особую художественную ценность, ведь расписывается она вручную. Декор этих изделий яркий, выполняется в коричнево-зеленых оттенках. Поверх узора наносится голубая глазурь или эмаль – покрытия, которые защищают посуду от загрязнений и придают ей особую прочность.
Каждый элемент рисунка: завиток, цветок, геометрическая фигура или листик имеют свое значение. Орнамент узбекской посуды выполняется с использованием синих, голубых, желтых, красных, коричневых оттенков. Белые и голубые оттенки символизируют хлопок – это достояние узбекского народа. Стилизованные изображения семян хлопчатника – излюбленный узор жителей солнечного Узбекистана, так как в советские времена страна прославлялась выращиванием хлопка – сырья для производства хлопчатобумажных тканей. «Пахта» в переводе с узбекского означает «хлопок», так же называется керамическая серия, которую с удовольствием используют современные хозяйки для украшения праздничного стола. Она заслуживает достойного внимания.
Присутствие кинжала на рисунках кухонной утвари не случайно. Мотив уходит корнями в глубокую древность, так как встречается он на керамике, изготовленной более 2000 лет назад. Считается, что это настоящий оберег хозяев от злых людей и всевозможных бед.
Узнаваема и необычна хорезмская керамика, которая отличается витиеватыми узорами и горизонтальными кромками, окаймляющими кухонную утварь. Глазурь наносится густым слоем, благодаря этому орнамент кажется объемным, рельефным.
Современные мастера не изобретают новые виды украшений, сохраняя древнее искусство и красочный колорит изделий в первоначальном виде. Для декорирования предметов быта они используют особые краски из природных компонентов, которые даже сегодня приготавливают вручную. В состав многих красок входит измельченная масса сухой верблюжьей колючки.
Особенности выбора посуды для плова, чая и др.
Подавая традиционное узбекское блюдо – плов, хозяюшки используют кухонные наборы, состоящие из 4, 5 или 6 тарелок. Такие комплекты дополняются большим блюдом, диаметр которого около 50 сантиметров. Ставят его посредине стола.
Чай узбеки пьют медленно, наслаждаясь общением и приятным вкусом ароматного напитка. Для сервировки используют наборы посуды, состоящие из заварочного чайника и чашек. Невозможно себе представить узбекский быт без пиал: глубокие полусферические емкости без ручек присутствуют на любом столе. Крупные пиалы, называемые «коса», «каса» или «косушка» используют для соуса, супов, других полужидких блюд. В миниатюрные экземпляры наливают спиртные напитки, например, коньяк или водку.
Однако наиболее употребляемы «ляганы», в них кладут твердую пищу. Они схожи с традиционными тарелками, но называть посуду таким образом не нужно, так как неграмотное название может стать оскорблением для ценителя узбекской кухни.
Существует множество блюд, напоминающих «ляган» — плоское широкое блюдо овальной, круглой и даже квадратной формы, но имеющих другое название. Так, «порум-товок» — это посуда для мучных или кондитерских изделий, «палов-товок» — это, как следует из названия, блюдо для плова, а «дам-товок» — это керамическая перевернутая крышка, которую используют узбекские повара для подготовки ингредиентов или для выкладки набора продуктов на стол.
Виды и разновидности узбекской посуды
Для подачи разнообразных национальных блюд гостеприимные узбекские хозяйки используют красивую, изготовленную искусными мастерами посуду. Для сервировки праздничного стола или повседневной трапезы, состоящей из первых, вторых блюд подойдут следующие виды керамической и чугунной посуды.
Ляган
Это большая круглая или овальная тарелка для главного блюда, которое затем перекладывается в небольшие тарелочки. Если в лягане подается плов, тогда его едят прямо из блюда при помощи столовых приборов или руками. Раньше керамическое изделие присутствовало исключительно на праздничных застольях, узбекских свадьбах, теперь это незаменимый атрибут для повседневной сервировки столов, за которыми встречаются большие семьи. Посуда подходит для подачи лепешек, которые не нарезают, а разламывают. В зависимости от размеров используют ее для сухофруктов, кондитерских изделий, традиционных восточных сладостей.
Ляганы бывают плоскими, а также с небольшими бортиками, расположенными под различными углами. Изготовленные вручную, они ценятся выше, чем те, которые произведены промышленным способом.
Чайник с пиалами
Чайные сервизы – это украшение любого стола. Декорированные тонкими изящными линиями и восточными узорами, выглядят они бесподобно, а пить из них – одно удовольствие. Высокородная посуда подходит для любого вида чая: набор, выполненный в национальном узбекском стиле «Пахта» и бело-синей цветовой палитре, станет визитной карточкой гостеприимных хозяев. В ассортименте представлена посуда для чаепития с национальной росписью различных форм, но наиболее популярен сервиз с круглым чайником и небольшими пиалами. В состав набора входит также ляган, блюдце, коса. Это прекрасное дополнение к коллекции кухонных аксессуаров.
Пахта
Серия узбекской посуды «Пахта» – это не только чайный сервиз с пиалами, но и другие разновидности посуды, такие как:
Серия включает более 80 наименований, она смотрится стильно и современно. Отличительная особенность аксессуаров – изысканный дизайн.
Большая узбекская тарелка
Другое название блюда, стоящего на середине стола и являющегося признаком узбекского гостеприимства – ляган. На него выкладывают горкой плов или порционно наломанные лепешки. Не очень большие аксессуары заполняют сладостями, конфетами или сухофруктами. Тарелка не имеет углубления, так как не предназначена для первых блюд с большим количеством жидкости.
К лягану у восточных людей особое отношение: чем дороже гость, тем богаче и ярче посуда. Конечно же, сделанная вручную, тарелка ценится больше, чем та, которая изготовленная на фабрике. Умелые мастера научились зашифровывать на поверхности посуды при помощи специальных символов послания или жизнь человека. Такие экземпляры передаются из поколения в поколение, их сохраняют в доме как семейную реликвию. Ляган используется не только по прямому назначению, а может стать украшением комнаты. Его подвешивают на стену, ставят в шкаф, кухонный сервант или на самое видное место. Процесс хранения декоративной посуды облегчают специальные подставки, на которые укладываются красочные изделия.
Хорезмская керамика
Хорезмский керамический стиль дошел до нашего времени практически в первозданном виде, без изменений. Основные используемые цвета: белый, бирюзовый, синий. Они символизируют чистоту, простоту, счастье, мечту. Узоры на посуде сдержанны, благородны. Тонкие контуры сочетаются с бирюзово-синим фоном, на котором впоследствии белыми штрихами выкладывается выпуклый рельеф. Края очерчены широкими линиями в виде каймы. Густая глазурь придает композиции голубоватый цвет, еще более подчеркивая эффект «выпуклости». Формулы красящих составов держатся в секрете. Нужно отметить, что изготовлены они по древней технологии исключительно из природных компонентов без современных красителей и лаков. Глину для создания посуды подбирают плотную и сухую (или звенящую).
Чугунная посуда
Кухонные предметы, отлитые из чугуна, ценятся за способность надолго сохранять тепло. Узбекские казаны предназначены для готовки на открытом огне, в них неспешно томятся такие национальные блюда как плов или густой суп. Такая посуда прослужит очень долго, она имеет толстые полукруглые стенки и плоское дно. Пища, приготовленная в чугунном котелке, вкусная, наваристая, имеет приятный аромат. Все ингредиенты равномерно прогреваются, не пригорают благодаря особенному температурному режиму приготовления. Емкость на 7-8 литров вполне подойдет для того, чтобы накормить большую семью вкусным обедом или ужином.
Производство узбекской посуды
Узбекская керамика довольно востребована у местных жителей, а путешественников она поражает своей неповторимостью и даже на фото выглядит великолепно. Туристы со всего мира с удовольствием посещают гончарные мастерские и покупают ценную посуду. Производство керамики развито в нескольких районах Узбекистана, но древним центром керамического ремесла считается Ферганская долина, на южной части которой располагается город Риштан. Алайские предгорья возвышаются на 482 метра над уровнем моря, эта область, граничащая с Киргизией, именно здесь на протяжении веков развивалось народное гончарное искусство. Этому во многом способствовало то, что на этой территории добывался высококачественный первичный материал. Местная глина имеет красноватый оттенок, она прочна и податлива в обработке.
Каждый мастер имеет собственный секрет приготовления сырья, но технология производства схожа. В глину кладут птичье перо или камышовый пух – компоненты, которые при обжиге сгорают и образуют полости. Эти пустоты облегчают готовые изделия и обеспечивают эффект «термоса» при дальнейшем использовании предметов быта.
Ишкоровую глазурь готовят из редкого растения – ишкор, произрастающего в Узбекистане. Его собирают, обжигают, а затем полученную золу нагревают до 1200 градусов до появления кристаллов. Полученные соли материала перемалывают, добавляют кварцевый песок, муку и измельченную белую гальку. Для придания стекловидному покрытию зеленого окраса красящий порошок обогащают медью, для получения синего оттенка используют кобальт, а для фиолетового – марганец. Глазурь содержит и окиси олова в небольших количествах, этот компонент придает изделиям свойственную им прочность.
Отличить оригинальную посуду от фальшивки очень легко: на изделиях, изготовленных вручную, просматриваются мелкие трещинки и следы от гончарного круга. На подделках они отсутствуют.
Узбекистан – это рай для ценителей красивой посуды. Производится она по старинным технологиям, которые держатся в секрете и передаются от старшего поколения младшему. В частных мастерских работают преимущественно члены одной семьи. Они искусно владеют ремеслом, знают все тонкости процесса и бережно хранят тайну изготовления сервизов. Производство керамики – это настоящее мистическое действо: в процессе лепки мастер поет определенные песни и читает молитвы, поэтому узбекская посуда поистине считается культурным элементом и предметом художественного промысла с долгой историей.