можно ли православным есть мясо халяль
Разрешает ли православие есть халяльную и кошерную пищу
Христианство в целом не предъявляет никаких требований к пищевому поведению своих приверженцев. В писании даже можно встретить указания на то, что значение имеют только духовная и моральная сторона, поступки и действия человека не имеют абсолютно никакого значения. Бог создал всех существ в этом мире одинаково прекрасными. Не существует чистых и нечистых животных. Это прослеживается даже в деяниях апостолов. В писании есть фрагмент, в котором Господь говорит Петру, что ему можно больше не соблюдать еврейских законов, и теперь он может есть любое мясо. Однако есть в Евангелие и свои запреты. К примеру, нельзя употреблять в пищу мясо, которое было принесено в жертву. Употребление такой пищи является преступлением. Но это скорее духовный, а не плотский запрет.
Ритуальная пища считается грязной не из-за своих вкусовых и природных качеств, а из-за вкладываемого в нее метафизического смысла. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: может ли христианин употреблять в пищу мясо исламского жертвоприношения, или, к примеру, кошерную пищу. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Есть ли какие-то правила?
В целом современная русская православная церковь разрешает употреблять в пищу все, что не противоречит вере. Если христианин купит халяльную колбасу, потому что считает ее качественным продуктом, никакого греха в этом не будет. Однако на различных этапах становления православия, как религии, возникали различные локальные пищевые традиции. Христиане из различных регионов предпочитали отказываться от тех или иных продуктов. Как известно, первые христиане соблюдали законы еврейской религии: они тоже посвящали субботу Богу и соблюдали кашрут. Однако когда к общине начали присоединяться новые члены, лидерам пришлось решать, применимы ли далее еврейские законы, которые мало понятны представителям других народов. В 49 году прошел Иерусалимский Собор христианской церкви, но котором обсуждался вопрос о том, стоит ли переносить иудейские идеи в христианство.
Правильное питание для христиан
На Иерусалимском соборе было принято решение о том, что христиане не обязаны соблюдать европейские законы. Они могут употреблять в пищу морепродукты и свинину. Поэтому мнение о том, что настоящий христианин не должен есть свинину, является прямым отрицанием авторитета церкви. Запреты на употребление мяса касаются только следующих случаев: если животное умерло своей смертью или если оно было убито другим хищником. Также христианам запрещено пить кровь. Однако и этот запрет часто нарушается. Так, к примеру, в польской, испанской и белорусской кухне есть такое популярное блюдо, как кровяная колбаса, а финны готовят кровяные блинчики.
Почему возникают споры?
В Евангелие на самом деле нет никаких запретов, связанных с пищевым поведением верующих. Зато в Ветхом Завете их, наоборот, очень много. На это обратит внимание любой верующий, который начнет читать эту священную книгу. Однако решение Собора считается более важным. Но, несмотря на это, частенько встречаются идеи о строгой регламентации пищевого поведения в духе ветхозаветных правил. Многие религиозные авторитеты в Средние века соблюдали посты, подавая тем самым пример верующим. Некоторые даже переходили на веганскую диету, отказываясь от употребления в пищу молочных продуктов и мяса. Большинство из таких верующих в первую очередь отказывались от пищи, запрещенной Ветхим Заветом. Эта традиция хорошо прослеживается у старообрядцев. Они соблюдают диету, максимально приближенную к иудейской, употребляют в пищу только парнокопытных животных и чешуйчатых рыб.
Халяльная и кошерная пища
Многие из вас наверняка слышали о таких понятиях, как халяль и кошер, но не задумывались о том, что они собой представляют. Под этими терминами скрывается пища, которая разрешена для употребления в иудаизме или исламе. Рассмотрим более подробно, что собой представляют эти диеты.
Халяль
В переводе с арабского языка al-halal означает «разрешенное». Это понятие у мусульман в основном относится к мясу. Согласно исламу, в пищу нельзя употреблять мясо свинины, мясо с кровью, а также мясо животных, задушенных или умерших своей смертью. Также не разрешается включать в ежедневный рацион мясо наземных хищников, таких как тигр или волк. Запрещено есть мясо с некоторых частей тел животных: гениталии, желчный пузырь и эндокринные железы.
Кошерная пища
Кошер – это еда в иудаизме, которая соответствует системе ритуальных правил и заповедям Торы. Согласно им, в пищу можно употреблять мясо травоядных животных, которые являются парнокопытными: овец, коз, коров. Нельзя включать в пищу мясо верблюда, зайца и свиньи. Что касается птицы, то иудеям можно кушать мясо уток, кур, индеек, гусей и голубей. При этом забой птиц и скота должен производиться по особым правилам. Мясо должно быть обескровленным, поскольку, согласно иудейским традициям, кровь запрещено употреблять в пищу.
Есть свои требования у иудеев и к рыбе. Она считается кошерной, если у нее есть плавники и чешуя. Некоторые виды рыб, например, акула, угорь, осетр, сом, не относятся к кошерным. Любые моллюски и ракообразные тоже не пригодны для употребления в пищу, поскольку у них отсутствуют плавники и чешуя. Нельзя также кушать пресмыкающихся, земноводных и насекомых. Они, согласно Торе, считаются нечистью.
Где найти подходящие продукты и что думают священнослужители о такой пище
В современных магазинах сегодня можно встретить в продаже продукты с пометками «халяль» или «кошер». Купить их можно также и в специализированных торговых точках. Многим православным верующим интересно, что собой представляет такая еда, и можно ли ее им попробовать. У служителей церкви мнение относительно употребления таких продуктов христианами можно встретить очень разные. Например, иерей Иоанн Севастьянов считает, что поскольку при приготовлении кошерной и халяльной пищи использовались иудейские и исламские ритуалы, враждебные к христианству, истинный христианин не должен употреблять ее. Эти продукты могут считаться для христианина идоложертвенными, а на это в православной церкви действует прямой запрет. Однако если христианин не знает, что над продуктами были совершены какие-то обряды и ритуалы, то он не вкладывает в их употребление какого-то смысла, тогда такая еда вполне допустима. Православие даже говорит: все, продаваемое на торгу, ешьте!
Иермонах Иов говорит, что все предписания о кошерной еде основаны на ветхозаветных обрядах. Новый завет отменил их, поэтому подобных требований к пище в христианской религии не существует. Христианам запрещается кушать только удавленину и кровь. Протодиакон Дмитрий Цыплаков придерживается несколько иных взглядов. По его мнению, халяль и кошер не являются идоложертвенными, поэтому никакого запрета на вкушение подобной пищи нет. Но есть другая опасность. Считается, что халяльные и кошерные продукты более качественные, чем обычные. Это может навести верующих людей на мысль о том, что другая религия лучше, чем христианство.
Заключение
В целом большинство священников считает, что православный христианин может вкушать кошерную и халяльную еду только в том случае, если нет возможности приобрести другие продукты. Также не стоит покупать подобные ингредиенты в синагоге или мечети.
Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?
отвечает протодиакон Дмитрий Половников
Здравствуйте! Мой вопрос к вопросу «Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?». При производстве этих продуктов производится молитвенное возношение духовного представителя этой организации, не только единожды, возможно и каждый день.
Христос воскресе, Ирина. Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан был создан в 2005 году для осуществления контроля производства и реализации халяльной продукции. В этот же год Комитетом были разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной «халяль». В этом документе определены требования как к сырью, используемому при производстве продуктов «Халяль», так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам Ислама.
21 сентября 2009 года Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии России зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама — Система Халяль (Halal)» (номер регистрации: РОСС RU.K587.04 ИХ01) и знак соответствия, которые разработали Комитет по стандарту «Халяль».
В этом стандарте ничего не говориться об молитвенном возношении духовного представителя организации ни единожды, ни, тем более, каждый день.
Моментом, который может вызвать спор, является момент забоя животного, который должен совершаться с произнесением слов: «Бисмиллях, Аллаху акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!»). Но, при этом, халяльное мясо идоложертвенным в библейском понимании не является. Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.
Убой животных для производства халяльного мяса должен совершаться совершеннолетним, в здравом уме, как правило, мусульманином, независимо от национальности. Но допускается забивание животного и представителями других вероисповеданий, при условии, что они веруют в Единого Бога — т.е. иудеями и христианами.
Человек, осуществляющий забой животного или руководящий процессом забоя, одновременно с перерезанием основных шейных артерий должен произнести фразу: «Бисмиллях, Аллаху акбар» или более короткий вариант: «Бисмиллях», либо просто произнести по-русски: («С Богом!»). Каких-то молитвенных возношений не требуется.
На кондитерских изделиях пометка «халяль» означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.
Чтобы совесть Ваша была чиста, лучше вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или если вы находитесь в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети). И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи). В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду.
Можно ли христианину есть кошерную и халяльную пищу?
В Евангелиях нет ни одной заповеди о том, что же запрещено вкушать ученикам Христа, а что разрешается. И это выглядит […]
В Евангелиях нет ни одной заповеди о том, что же запрещено вкушать ученикам Христа, а что разрешается. И это выглядит для знающих Писание очень странным, потому что, скажем, 11 глава книги Левит целиком посвящена тому, что можно было употреблять в пишу ветхозаветному народу, а чего нельзя. Почему же Евангелие молчит о такой, казалось бы, важнейшей для человека теме?
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды? ( Матф. 6, 25 )
Ведь каждому человеку нужно вкушать какую-то пищу, мы все это делаем каждый день, даже по нескольку раз за день. Это вынудило немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха в письме Я. Молешотту бросить яркую фразу «Человек есть то, что он ест»! Правда некоторые приписывают ее Пифагору, но древний мыслитель был настолько таинственной фигурой, что фраз от него осталось много, но достоверность их вызывает сомнения.
Однако сильно сказано: «Человек есть то, что он ест»! Впрочем, и Я. Молешотт не остался в долгу и бросил, как говорят, другое хлесткое выражение «Мозг выделяет мысль, как печень желчь», — а может, это был его соратник по вульгарному материализму Карл Фохт. Это не меняет дела, но отражает материалистическое отношение к человеку как к животному. Пусть и умному. А у животного нет сознательных пищевых запретов: оно ест инстинктивно, удовлетворяя потребность организма в питательных веществах. Человек же непрестанно в своей культуре старается преодолеть в себе животное начало. Вся религия и вся культура своими обычаями как мы вопиет: «Я не зверь, я не жру — я вкушаю пишу, трапезничаю! Я не животное, я не справляю нужду под ближайшим кустиком или деревом, я устраиваю культурные отхожие места! Я не животина какая-нибудь, покрытая шерстью, я одеваюсь, облачаюсь одеждой, украшаю ей себя, отражая тем самым своё отличие, свою культуру!»
А потому религиозные пищевые запреты — одни из древнейших запретов, известных нам в историческую эпоху. Запрещая себе вкушать какую-либо пищу, человек тем самым утверждал, что он способен преодолеть в себе животное начало ради какой-то высокой идеи: как правило — религиозной. Пищевые запреты существовали у жрецов в Древнем Египте, у пифагорейцев в Древней Греции, у аскетов Древней Индии, у персидских зороастрийцев.
Строгое разделение животных на чистых (мясо которых разрешено было употреблять в пищу) и нечистых (запрещенных к вкушению) существовало и в Ветхом Завете: «вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле… ». И далее следуют признаки данных животных. Далее перечисляются животные, запрещенные к вкушению, и говорится: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» ( Лев. 11; 2, 8 ). По какой причине Бог в Ветхом Завете установил пищевые ограничения?
Святитель Иоанн Златоуст прямо указывал, что Бог не сотворил ничего злого или нечистого, но сама природа человека способствовала такому разделению. Святитель Фотий Константинопольский указывает на то, что это различение носило исторический характер и было дано для пресечения идолопоклонства. Святой Константин (Кирилл), просветитель славян, считал, что такой запрет имел целью прежде всего воздержание от утучняющей пищи. «О том, как вредно для вас объедение, – говорит святой Кирилл, – об этом написано: «и утучнел Израиль… и оставил он Бога» ( Втор. 32, 15 ). Святые отцы указывают, что в самой природе нет чего-то нечистого, но это разделение для Ветхого Завета имело дидактически-нравственное значение. Вообще ветхозаветный закон, по апостолу Павлу, был детоводителем ко Христу ( Гал. 3, 24 ). Поскольку многие ветхозаветные установления подчинялись этой педагогической цели, то с исполнением древних пророчеств и прообразов в Завете Новом возник вопрос: а следует ли новокрещенным христианам соблюдать прообразовательные и дидактические постановления, когда во Христе воссияла Сама Истина.
А потому апостолы на своем Первом соборе, одним из главных вопросов на котором было соблюдение закона и в том числе ветхозаветных пищевых запретов, постановили, что для новообращенных из язычников нет необходимости в соблюдении строгих ограничений. Апостол Иаков, брат Господень, сам строгий исполнитель Моисеева закона, утвердил это решение своим словом: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» ( Деян. 15, 19-20 ).
«Пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия»
Итак, раз наша вера состоит в том, что благой и человеколюбивый Бог сотворил всё мироздание, и, по слову Библии о животном и растительном мире, «увидел Бог, что это хорошо» ( Быт. 1, 12 ), то значит, и пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия. Поэтому неправильно ставить вопрос так: чего нельзя есть православным? Апостол Павел ведь не в шутку сказал Коринфским христианам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» ( 1 Кор. 6, 12-14 ). Поэтому в православии нет пищевых запретов, есть добровольно исполняемые христианами ограничения в пище, определяемые Уставом (Типиконом). Если христианин считает себя членом Церкви Христовой, он вместе с Церковью и соблюдает воздержание в пище: не ест скоромное (мясную и молочную пищу) в среды и пятницы всего года, а также в четыре многодневных поста, особенно же в Великий Пост, который есть путь к Пасхе Христовой спасительной. Ограничивая себя в пище, мы вспоминаем о бренности своей земной природы, смиряемся, испытывая голод. Но цель поста не диетическая, а литургическая.
Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Человек — существо алчущее. Но алчет он Бога. Всякое «алкание», всякая жажда, суть алкание и жажда Бога. Разумеется, в этом мире алчет не только человек. Все существующее, вся тварь, живет «питанием» и зависимостью от него. Но единственность человека во Вселенной в том, что ему одному дано благодарить и благословлять Бога за дарованные Им пищу и жизнь. Только человек способен и призван на Божие благословление ответить своим благословлением, и в этом — царское достоинство человека, призвание и назначение быть царем Божьего творения…» («За жизнь мира»). А потому высшая точка в человеческом поиске Бога — Литургия, Евхаристия (Благодарение). Хлеб и вино приносятся Богу и, приняв благословение Божие, становятся для нас не пищей земной, но Хлебом, сшедшим с Небес, Телом и Кровью Христовой ( Ин. 6, 51 ). Вот почему Церковью установлен евхаристический пост перед Причастием: не потому, что тут нужна медицинская диета, но потому, что величие Таинства побуждает нас к тому, чтобы Святое Причастие было первым вкушением пищи в этот день.
Если мы осознаем литургический смысл поста, т.е. пост как дар грешному человеку для исправления, для усовершенствования в молитве (ведь не случайно говорят, что «сытое брюхо к молитве глухо»), то мы избежим двух крайностей: отношения к посту как к ритуальному ограничению, подобно ветхозаветной заповеди о «нечистом», и, с другой стороны, легковесного попустительства, когда по малодушию мы «выпрашиваем» у священника разрешение на всяческие постовые послабления, а то и сами себе разрешаем скоромное в пост.
В первом случае мы рискуем впасть в наиглупейшее осуждение ближних: мол «мы чистые и светленькие, так как постимся, а эти грешники оскверняют себя, вкушая непостное». Забываем мы в таком случае наставление апостола Павла, читаемое нам перед Великим Постом «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1 Кор. 8, 8 ). То есть пост – это пахота: пахотой не получишь урожая. Надо еще посеять семена духовной жизни. А вот осуждая ближних, мы много вредим и прежде всего вредим своей душе.
Во-втором же случае, не заботясь о посте как «необязательном обычае», мы сеем на каменистую, непаханную почву. Много ли плодов духовных получим мы в таком случае? Будет ли нам Пасха в радость духовную, если мы перед тем не потрудились над собой в меру наших сил?
Прошу извинить меня за такое длинное введение, но оно необходимо, чтобы понять простую вещь: в православии не может быть ритуальной «чистой» пищи, подобно описанной в 11 главе книги Левит, или предписаний, подобных предписаниям нехристианских религий: иудейского «кашрута», исламского «халяля», кришнаитского «прасада». Не может быть и соответствующих запрещений «нечистой» пищи, кроме определенных Апостольским собором.
Это, однако, не означает, что православным можно вкушать любую вредную для здоровья пищу. Да, святые, покрываемые особой защитой Божией, вкушали и ядовитую пищу и оставались живы. Но это были чудесные случаи, посылаемые Богом в помощь пламенным проповедникам Христа, для уверения неверующих. Нет необходимости есть пищу испорченную, приобретать некачественные продукты, когда существуют возможность выбора. Для этого нам и дан разум: для различения полезного и неполезного.
И тут въедливые знатоки могут заметить: ведь дозволенная иудеям «кошерная» пища, а также мусульманский «халяль» (что по сути очень похоже) отличается нередко отменным качеством. Так, за забоем кошерного скота следит иудейских раввин, отбирая только качественных животных, следя за тем, чтобы животное было быстро забито и т.д. Поэтому, кстати, в кошерных магазинах продукты стоят заметно выше, чем в обычных. Так же и халяльная пища для мусульман подвергается особому отбору. Может, ее стоит покупать и есть: она ведь полезнее? Возникает и другой вопрос: а можно ли вкушать православным пищу, приготовленную по иудейским или мусульманским ритуалам?
Здесь я выскажу уже сугубо личное мнение. Еврейский «кашрут» и исламский «халяль» не является идоложертвенной пищей. Это просто заплутавшие во времени, потерявшие изначальный смысл древние пищевые разрешения и ограничения. Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение (я сейчас не имею в виду специальную ритуальную пищу еврейского Песаха – мацу или ритуально забитого барана на Курбан-байрам: здесь вопрос сложнее, и я не готов его прокомментировать). Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность незаметно склониться к тому, что мол «а не стоит ли присмотреться к религии, у которой такая полезная пища». Правда проблемка эта для нас скорее носит умозрительный характер: ну нет вокруг нас массы специализированных еврейских или исламских магазинов, чтобы об этом сильно беспокоиться. Но всё же для того, чтобы и православно идентифицирующие себя наши граждане могли покупать качественные продукты, можно было бы организовать продажу товаров монастырских подворий. Не надо только придавать этому какое-то религиозное значение. Акции по продаже монастырских товаров на рынке по сути мало чем будут отличаться от недавних акций по продаже товаров из союзной Белоруссии: немного дороже, зато качественней. Да и преграду крупных ритейлеров на пути подсобных хозяйств к рынку преодолевать надо. Но покупать в магазине можно любой продукт. Более того… скажу страшную вещь: даже в Макдональдс ходить можно (но, на мой взгляд не нужно).
А вот с кришнаитской вегетарианской едой «прасадом» ситуация сложнее. Ее есть не надо: насколько я себе представляю, это – идоложервенное, потому что кришнаитскую пищу «предлагают» Кришне – богу индуистского пантеона. Только после этого она подается адептам этого неоиндуистского культа. Потому я бы не советовал православным ходить в вегетарианские столовые, если они организованы индуистами. Нет ничего плохого в вегетарианстве как диете, но если оно носит ритуальных характер, то мы себя низводим с высочайшего духовного уровня, заданного литургической Жертвой, на уровень ветхозаветного закона или предветхозаветного язычества. А этого делать не следует.
Не следует и самим православным восстанавливать законодательно-ритуальные пищевые запреты, маркируя продукцию «православный продукт». Если мы стоим в магазине по полчаса, читая мелким шрифтом состав на пачке печенья: «а нет ли там молочного?», — чтобы взять печенье на пост, то в этом есть что-то несуразное. Если печенье жирное и вкусное — то вряд ли оно соответствует цели православного поста. Если же это сухие галеты, то большая ли беда, что в них добавлена молочная сыворотка? Таково моё мнение. Поэтому я в магазине под лупой состав не читаю. Впрочем, и в образчики для усердно постящихся я не гожусь. Главное не забывать, что пищевой пост в православии — всего лишь часть общего богослужебного устава и в отрыве от него имеет мало духовного смысла сам по себе. И не надо забывать, что нет какой-то особой «православной» пищи. «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» ( Рим. 14, 23 ).
Можно ли православным употреблять халяльную пищу?
Увидев на прилавке продукт со пометкой “Халяль” (Halal, Халал), несведущий человек вряд ли придаст этому значение, приняв эту надпись за простой знак фирмы. На самом деле стоило бы задуматься, т.к. это слово (от арабского al-halal — разрешенное) означает, что сей продукт не нарушает исламских запретов (“харам”). Постараемся разобраться что это за запреты, и можно ли нам, православным, вкушать халяльную еду.
Что такое халяльная пища?
В исламе “халяль” чаще всего означает разрешенную к употреблению пищу. В основном это относится к мясу.
У мусульман запрещены в пищу:
Есть ещё некоторые особенности: например, нельзя, чтобы животные были задушены, нельзя употреблять некоторые части животных (гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь и пр.), нельзя употреблять в пищу плотоядных наземных животных (тигр, волк и др.).
Эксперты Комитета приготовления мяса по стандарту “Халяль” рассказывают об алгоритме производства:
Магазины с халяльной едой
Впервые законно халяльная пища появилась в столице нашей Родины в 80‑х годах прошлого века в киоске при Соборной мечети. Сегодня же открываются всё новые торговые точки с халяльной продукцией в каждом районе Москвы. Халяльное мясо весьма популярно среди потребителей, т.к. считается одним из наиболее безопасных продуктов. Изначально предполагается, что животное должно быть выращено на экологически чистом корме без применения гормонов и др. вредных добавок.
Мы можем встретить пометку “халяль” и на кондитерских изделиях. В данном случае она означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.
Надо сказать, что халяльная еда стоит дороже обычной. С этим связаны случаи подделок халяль-продуктов, когда, например, в т.н. халяльных пельменях была найдена свинина. Поэтому теперь, чтобы на продукте была пометка “халяль”, необходимо получить специальный сертификат.
В Польше запрещено убивать скот халяльным путём
С 2013 года Правительство Польши запретило ритуальный забой скота — мусульманский халяль и иудейский кашрут. Это вызвало недовольство тех стран, которым Польша поставляла мясо, соответствующее ритуальным правилам забоя для иудеев и мусульман, а также еврейских и мусульманских организаций внутри самой страны.
Обоснование запрета — противоречие такого способа умерщвления животных конституции Польши. Ритуальный забой скота без оглушения животных считается жестоким, защитники прав животных категорически против этого. Заметим, что для стандартов халяль и кашрут животное, как было сказано выше, при забое должно быть в сознании и чувствовать боль.
Польша до 2013 года — один из крупнейших стран-экспортеров халяльного и кошерного мяса. Запрет производства такой продукции предвещал миллионы долларов убытка для этой европейской страны. Однако этот факт не заставил Польшу изменить взгляды и отменить данное постановление Конституционного Суда.
Фредерик Фред, глава одного из французских обществ защиты животных, рассказал в одном из интервью о процессе ритуального забоя скота: «Это связано с бОльшим страданием. Я регулярно бываю на бойнях и могу сказать, что, когда видишь быка, которому перерезают горло, становишься свидетелем агонии животного. Шокирует в первую очередь не сам акт перерезания горла, но агония животного в результате этого, которая может длиться до 14 минут».
Можно ли употреблять в пищу “халяль” православным христианам?
Теперь, когда у нас есть достаточно информации о халяльной пище, переходим к ответу на главный вопрос: можно есть халяль православным или нет? Для этого сначала разберёмся, является ли халяльная еда идоложертвенной?
Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.
Таким образом, халяльное мясо идоложертвенным не считается в библейском понимании (в отличие от ритуально забитого барана на празднике Курбан-байрам).
И всё же, необходимо обратить внимание на то, что и при заклании животного для жертвы, и при производстве мяса “халяль” во время перерезания горла животному произносятся одни и те же слова: “Бисмиллях, Аллаху акбар” («С именем Аллаха, Аллах велик!»).
Вряд ли религиозные чувства православного христианина останутся спокойными при употреблении таких продуктов. Однако как быть в тех случаях, если православный в гостях у мусульманина? Не будет ли проявлением нелюбви к ближнему отказ от трапезы в подобной ситуации?
Бывает, что православный христианин живёт в стране, где невозможно купить другие продукты, кроме халяльных. Как быть?
Поэтому можем дать следующую рекомендацию: православный христианин может вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или православный в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети).
И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи).
В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду. Если же есть возможность купить обычный продукт без надписи “халяль”, православному христианину следует предпочесть его.