можно ли есть сырое мясо в исламе
Что значит мясо халяль? Какое мясо халяль?
🥩 Что на самом деле означает мясо халяль?
Мясо халяль — это мясо животных, забитых с упоминанием имени Аллаха. Мусульманин, забивающий животное должен произнести слово «Бисмиллях» или «Аллаху Акбар». Конечно, встает вопрос, должен ли быть человек, забивающий животное мусульманином. Да, он должен быть мусульманином. Но также разрешается употреблять в пищу мясо у христиан и иудеев.
✅ Мясо каких животных разрешено по Исламу? 🐂 🐑 🐔
По Исламу мясо халяль это говядина, баранина, включая всех животных, схожих с ними (буйволы, олени, козы, косули и др.), можно также по Исламу есть мясо домашних птиц, таких как куры, утки, гуси, перепелки, индейки и им подобных птиц, в том числе и диких, добытых охотой.
Можно есть морепродукты, речную рыбу, ракообразных, кроме тех рыб, которые питаются исключительно мертвечиной. Из насекомых пророк ﷺ разрешил есть только саранчу. Из пресмыкающихся разрешено есть ящеров, таких как Вараны.
❌ Каких животных нельзя есть в Исламе? 🐷 🐻
Согласно Исламу запрещено мясо хищных (волки, тигры, львы) и всеядных животных. Это такие животные, как свиньи, медведи и подобные им животные. Также нельзя употреблять в пищу хищных птиц, таких, как ворон, всех видов орлов, ястребов, сов, соколов и всех остальных из этого семейства. Нельзя употреблять в пищу насекомых за исключением саранчи.
Почему мусульмане не едят свинину?
Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.
Коран, Аль-Анам (Скот), 145-й
✝️✡️ Можно ли есть мясо у Христиан и иудеев?
Употребление в пищу еды иудеев и христиан (кошерного или скоромного) носит исключающий характер, например при отсутствии мяса халяль, либо является дозволенным или запретным в любых случаях?
Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон.
Священный Коран, Аль-Маида (Трапеза), 5-й аят
Подробно послушайте в аудиоответе:
И это носит не исключающий характер, когда мусульмане едят мясо иудеев и христиан только тогда, когда нет мясо мусульман, а общий характер. То есть, мясо мусульман, христиан и иудеев, все является Халяль, при условии, что животное забито с помощью ножа.
Если животное было убито например, электричеством, то такое мясо в любом случае — Харам, так как это уже мертвечина. Кровь остается в теле животного. Так же мертвечиной является животное, которое умерло само. В этом случае, даже если потом его зарезали, такое мясо также Харам.
☪️ Должен ли Христианин или Иудей говорить «Бисмиллях»?
При этом нет дополнительных условий для Христиан и Иудеев, чтобы они говорили Бисмиллях или с Богом. Ни Аллах, ни пророк таких условий не ставили. Сказано: «Мясо, зарезанное христианами и иудеями вам дозволено». В Шариате Христиан и Иудеев не было условий говорить Бисмиллях или с Именем Бога. Они просто его резали. Об этом ясно сказано в Коране.
Учитывая, что огромное количество разногласий и сомнений возникают только из-за незнания в вопросах фикха, призываю братьев и сестер в Исламе более усердно изучать свою религию. Это обезопасит нас от многих споров и смут. Ассаляму алейкум!
Оставьте комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Шейх Ибн Баз: Можно ли кушать сырое или непрожаренное мясо?
Фетва №1
Вопрос: “Дозволено ли есть печень или какие-либо другие части мяса без предварительного приготовления?”
Ответ: “Мне не известно ничего о порицаемости этого. Однако, лучше приготовить мясо, ибо приготовленное мясо лучше, полезнее и безопаснее для здоровья. В то же время мне не известен запрет на то, чтобы человек кушал что-либо из дозволенного Аллахом, будь то печень или какие-либо другие части мяса в сыром виде. Я не знаю, чтобы в этом были какие-то проблемы”.
Фетва №2
Вопрос: “Можно ли кушать сырые почки овцы с кровью?”
Ответ: “Запретной считается льющаяся при закалывании кровь из горла туши. Что же касается крови в почках или в мясе, то нет вреда в том, чтобы съесть их сырыми без предварительного приготовления. Однако, предпочтительнее все же сварить или прожарить их.
Тем не менее, если даже съесть их сырыми при условии, что это не приведет к вреду для здоровья, то нет в этом запретного. Но если специалисты и медики скажут, что вредно кушать какую-либо часть животного сырой, то в таком случае следует сторониться этого из-за вреда.
Если же кушать это сырым не вредно, будь то печень, почки или что-то другое, то это не запрещено, т.к. они дозволены. Разве что сваренное и жаренное мясо больше вызывает аппетит и его вкуснее кушать. Но все же, если съесть его сырым, без жарки и без вреда для здоровья, то нет в этом запрета”.
Вопрос: “Мясо остальных животных тоже относится к этому?”
Ответ: “Это касается любого дозволенного мяса, как, например, верблюжьего, коровьего, овечьего мяса или мяса добычи после охоты. Нет проблем в том, чтобы кушать их сырыми, однако лучше и безопаснее подвергнуть их варке или жарке. Тем не менее, если кто-то все же поел что-либо из этого в сыром виде и если врачи установили, что нет в этом вреда для здоровья, то это дозволено”.
Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да хранит его Аллах)
[titled_color_box title=”Оригинал фетвы на арабском”]
الفتوى الأولى : يسألان سماحتكم عن أكل الكبد أو بعض أجزاء اللحم دون طبخ، هل هو جائز أو لا؟
لا أعلم فيها بأساً، لكن الطبخ أحسن، الطبخ أحسن وأنفع وأسلم من المرض، وإلا فلا أعلم بذلك شيئاً إذا أكل شيئاً مما أباح الله من الكبد أو غيرها نيئاً لا أعلم به حرجاً
الفتوى الثانية : ما حكم أكل كلى الأغنام بدمها من غير طبخ أو شيء؟
الدم المحرم هو المسفوح الذي يصب من حلق الذبيحة عند ذبحها، أما الدماء التي تكون في الكلى أو داخل اللحم فلا يضر أكلها، نيأة ولا مستوية، لكن كونها مطبوخة ومشوية أفضل، ولو أكل منها شيئاً نيئاً ولا يترتب عليه مضرة فلا بأس، أما إن قال أهل الخبرة والطب أنه يضره إذا أكل شيئاً منها نيئاً فإنه يجتنبه للمضرة
أما إذا كان أكله نيئاً لا يضر، سواء كبد أو كلية أو غير ذلك، فلا حرج في ذلك؛ لأنها مباحة، وإنما طبخها وشيها يشهيها ويحسن أكلها، فإذا كانت بلا شَي لو أكله نيئاً لم يضره فلا حرج في ذلك. – بقية اللحم مثلاً؟ – كل اللحم، كل اللحم لا بأس أن يأكل من الإبل أو البقر أو الغنم أو صيد، لأن كونه يعني قد طبخ أو حصل له الشوي يكون أكمل وأفضل وأسلم من التبعة، لكن لو قدر أن بعض الناس أكل شيئاً نيئاً وليس فيه مضرة عند أهل الخبرة فلا حرج
Употребление мяса в немусульманских странах
Всемогущий Аллах по Своей бесконечной милости назначил определенные животные дозволенными (халяль) для мусульманской общины. Нам нужно выражать благодарность Ему через следование требованиям Корана и Сунны, включая упоминание Его имени во время забоя животного. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
1) Каждой общине Мы определили ритуал жертвоприношения, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он их наделил. (Коран, 22:34)
2) Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха. Это – преступление. Шайтаны внушают своим друзьям вносить раскол среди вас. Если станете повиноваться им, окажетесь многобожниками. (Коран, 6:121)
4) … и скот, над которым они не произносят имени Аллаха, возводя ложь на Него. (Коран, 6:138)
5) Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не ради Аллаха, а также задушенное, забитое, упавшее, забоданное, задранное хищником, если только не успеете должным образом зарезать его… (Коран, 5:3)
Из данных аятов видно следующее:
1) В отличие от обычной пищи, мясо имеет свои особенные правила.
2) Самое важное условие – тасмия (упоминание имени Аллаха) во время забоя. Аяты четко говорят о недозволенности употребления тех животных, перед забоем которых не было тасмии.
3) Не дозволено употребление животных, чья жизнь окончилась не из-за забоя, выполненного по исламским нормам (среди которых – тасмия), а по иным причинам. Такие животные – мертвечина и явно запрещены.
4) Забой, произведенный неверующими и многобожниками, не является дозволенным. Однако из их числа исключаются те Люди Писания, что тоже придерживаются убеждений в отношении тасмии во время забоя.
5) Второй из приведенных аятов называет употребление мяса животного, заколотого без тасмии, термином «фиск», то есть преступлением, ослушанием. Далее аят говорит, что называть употребление такого мяса дозволенным (халяль) – не более чем дьявольское учение для внесения раскола в умму. Аят также предупреждает, что послушание шайтану в этом отношении сродни ширку (приписыванию Аллаху напарников).
В том же ключе второй из приведенных аятов представлял имам Бухари в разделе «Умышленный пропуск тасмии при забое» своего сборника. Об этом писал известный комментатор его труда Ибн Хаджар, отмечая, что цитированием данного аята имам Бухари желает продемонстрировать порицание его использования в качестве оправдания пропуска тасмии посредством выдумывания беспочвенных интерпретаций аята и понимания, противоречащего ясному смыслу. (Аскалани. Фатх Бари. – Изд. Кадими. – Том 9, стр. 778)
Умышленный пропуск тасмии (из беспечности или пренебрежительного отношения)
Правоведы единогласно сошлись на том, что нельзя (харам) употреблять мясо животного, забой которого произведен мусульманином с умышленным пропуском тасмии или пренебрежительным к ней отношением. Имам Шафии придерживался того же мнения. (Джавахир-уль-фикх. – Том 2, стр. 388; на основе: Китаб-уль-умм, Тафсир Мазхари)
Имам Абу Юсуф писал:
Норма в отношении животного, над которым пропущена тасмия, не вопрос иджтихада. Если судья издаст вердикт о дозволенности его продажи, такое решение не будет иметь силы из-за противоречия консенсусу. (Там же. – Стр. 390; Хидоя)
Здесь важно отметить, что приведенный выше разбор в отношении недозволенности касается забойщика-мусульманина. Что уж говорить, если забойщик – немусульманин.
Если мусульманин пропустит тасмию по забывчивости, животное будет дозволено к употреблению в соответствии с мнением всех четырех мазхабов на основании хадиса пророка ﷺ:
Верующий всегда закалывает с именем Аллаха, произносит он его или нет (забывает произнести). (Фатх Бари. – Том 9, стр. 793)
Животные, заколотые современными иудеями и христианами
Еда Людей Писания дозволена вам, а ваша еда дозволена им. (Коран, 5:5)
В отношении слова «еда» Ибн Аббас, Ибн Умама, Муджахид и др. (да будет доволен ими Аллах) говорили, что подразумевается животные, прошедшие забой. В отношении дозволенности данных животных имеется консенсус всех алимов. Ведь у Людей Писания тоже имелось убеждение о запретности забоя не во имя Аллаха, и они тоже называли лишь имя Всевышнего при забое своих животных. (Джавахир-уль-фикх. – Том 2; на основе Ибн Касира)
Причина дозволенности была хорошо разъяснена шейхом Ибн Касиром: поскольку у мусульман и иудеев с христианами того конкретного времени было единообразное убеждение в отношении забоя Аллах позволил употреблять продукт их забоя. Именно на этом основывали вердикты алимы в свое время.
Когда же имелись сомнения в таком единообразии убеждения, многие великие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) говорили о запрете.
Если забойщик из числа Людей Писания пропустит тасмию и упомянут иное имя, мясо тогда не подлежит употреблению. Таков вердикт Абу Дарды, Убады ибн Самита и многих сподвижников (да будет доволен ими Аллах). (Джавахир-уль-фикх. – Том 2, стр. 407; на основе Бахр-уль-мухит)
В отношении христианского племени Бану Таглиб приводилось следующее решение господина Али (да будет доволен им Аллах):
Хафиз Ибн Джаузи (милость ему Аллаха) цитировал со своей цепочкой рассказчиков сообщение от Али (да будет доволен им Аллах):
– Не употребляйте животных, забитых христианами из Бану Таглиб, ведь из своей религии они придерживаются лишь распития вина. (Там же. – Стр. 460; на основе: Тафсир Мазхари)
Известно, что большинство нынешних христиан и иудеев более не придерживаются указанного убеждения в отношении забоя. Теперь они спокойно употребляют даже мясо животных, забитых язычниками, многобожниками и атеистами. Они придерживаются христианства в еще меньшей степени, чем Бану Таглиб. Большинство из них лишь формально относятся к христианам и иудеям, а по убеждениям и поступкам атеистичны. На их скотобойнях всюду, где можно, используют машинный забой, нанимают язычников и многобожников из Китая, Кореи и пр. для его совершения.
Основываясь на приведенных правовых фактах, судья Саниулла (милость ему Аллаха), известный правовед своего времени, постановил следующее:
Согласно нашему мнению, верным и приемлемым является первая точка зрения, по которой забой Людьми Писания с умышленным пропуском тасмии и забой каким-то иным именем (не Аллаха) приводят к недозволенности мяса, если указанный факт установлен с достоверностью, или таковой является преобладающая практика среди них. Отсюда легко можно понять запрет (сподвижников) на употребление мяса, забитого христианами-арабами, а также вердикт Али (да будет доволен им Аллах), который, видимо, установил пропуск тасмии ими или упоминание иного имени при забое. Аналогичный вердикт был вынесен и по неарабам-христианам: если они обычно производят забой без тасмии, мясо не подлежит употреблению. Что касается современных христиан, не вызывает сомнений несоответствие их методов требованиям шариатского забоя. Обычно они умерщвляют животных иными методами (машинным забоем и др.). Соответственно, их забой недозволен. (Джавахир-уль-фикх. – Том 2, стр. 411; на основе: Тафсир Мазхари)
Верное понимание хадиса Бухари
Обратимся теперь к хадису из сборника Бухари, который часто цитируют для заявления об отсутствии потребности в тасмии:
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что к пророку ﷺ как-то обратились со словами:
– Люди приносят нам мясо, и мы не знаем, произносится ли имя Аллаха или нет.
– Скажите «бисмиллях» и ешьте, – ответил пророк ﷺ.
Как поясняла Аиша (да будет доволен ею Аллах), подразумевались люди, недавно принявшие ислам. (Бухари. Сахих. – Изд. Деобанд. – Том 2, стр. 828)
Очевидно, что забойщики были мусульманами, а не неверующими. Кроме того, в повествовании имама Малика (милость ему Аллаха) в отношении того же хадиса есть добавление: «Это было на заре ислама». (Фатх Бари. – Изд. Кадими. – Том 9, стр. 792)
Считать, что забойщики были немусульманами, равноценно обвинению благородных сподвижников пророка ﷺ в чудовищном грехе употребления мяса животных, забитых многобожниками, что явно запрещено Кораном:
Вам запрещены мертвечина… и то, что заколото не ради Аллаха… (Коран, 5:3)
Настоящий же смысл хадиса, как следует из схожих повествований, состоит в том, что не следует испытывать безосновательных сомнений о мусульманине в отношении пренебрежения им упоминания имени Аллаха при забое.
Это следует из контекста хадиса, ведь ответ пророка ﷺ на вопрос имел вид: «Скажите «бисмиллях» и ешьте», – то есть словно говорится: «Вы должны беспокоиться не об этом, а о том, чтобы употребить (подобающе по Сунне) с произнесением «бисмиллях» перед приемом пищи». (Фатх Бари. – Изд. Кадими. – Том 9, стр. 793)
Хафиз Ибн Абдуль-Барр (милость ему Аллаха) явно подчеркивал данный момент:
Так же и забой мусульман-бедуинов будет дозволенным, поскольку им обычно известно о тасмии… Из данного хадиса видно, что забой мусульманина подлежит употреблению, и его полагают в качестве произнесшего тасмию при забое (даже если человек не знает об этом достоверно), ведь в отношении мусульманина следует испытывать лишь хорошие мысли, если только не будет конкретного доказательства обратному. (Фатх Бари. – Изд. Кадими. – Том 9, стр. 793)
Этот смысл исходит из других сообщений того же самого хадиса:
а) В повествовании Ибн Уяйны, одного из хафизов хадисов, имеется добавление: «…примите их клятвы и ешьте», – то есть поверьте им на слово, что тасмия была указана при забое (и примитесь за пищу без сомнений). (Там же. – Стр. 793)
б) В сообщении Абу Сагида, записанном имамом Табарани, с некоторым различием в формулировках говорится: «…примите их слово, что они произвели действительный забой (и употребляйте без сомнений)». (Там же)
в) В повествовании имам Тахави говорится, что группа сподвижников спросила пророка ﷺ:
– Некоторые бедуины приносят нам мясо, сыр и жир, а мы не знаем, каков их ислам (то есть они – мусульмане, но неизвестно, насколько соблюдают все).
– Проверьте то, что запрещено Аллахом, и воздержитесь от этого. О чем Аллах не сказал, то допущено для вас. Ваш Господь не забывает. Скажите же «бисмиллях» (и ешьте). (Там же)
Шейх Ибн Тин комментировал данный хадис так: если говорить о тасмие при забое, выполняемом другими, о которых им неизвестно, обязанностей на них в данном отношении нет. Забой будет сочтен неверным лишь при наличии доказательства на то. Ни одного мусульманина Аллах не обязал знать о тасмие при забое другим мусульманином, поскольку забой другого мусульманина всегда считается верным (сопровожденным тасмией), если только нет доказательства обратному. (Там же. – Стр. 794)
Этого должно быть достаточно для развеивания сомнений в отношении значения хадиса Бухари.
Важность мусульманского единства в отношении халяль-мяса
Дьявол всегда готов внести раскол, ведь тот неминуемо приведет к крушению мусульманской общины. В своих неустанных попытках он не упустил ни одну сторону жизни. Это коснулось и питания.
Всевышний Аллах предупредил нас о набегах Сатаны в этом отношении, о чем уже говорилось выше. Сатана умен и прекрасно понимает, что, если мусульмане не смогут взаимодействовать друг с другом из-за подозрений в отношении халяля и харама, это внесет долгожданный раскол во всемирное исламское общество. Чтобы противостоять этому, мусульманам нужно набраться мужества и объединиться для решения данной проблемы независимо от цвета кожи и национальности, ведь веления Аллаха универсальны. Благодаря такой солидарности мусульмане ЮАР, хотя и являются меньшинством, составляя всего 3-4 %, значительно продвинулись в разрешении этой проблемы. Пожертвовав немного сил и средств, они смогли установить собственные скотобойни в различных частях страны.
Если мусульмане других стран, которые, хвала Аллаху, становятся объемным сообществом, показали бы такое единство и объединились, можно было бы с уверенностью заявить, что проблема решилась бы с незначительными трудностями. В завершение давайте задумаемся над словами пророка ﷺ:
Дозволенное ясно, и запретное ясно. А между ними – сомнительное. О нем многие несведущи. Кто впадет в него, впадет в запретное подобно тому, как пастух, занимающийся выпасом у границы заповедника, вскоре нарушит ее. Остерегитесь! У каждого царя есть заповедник. А заповедник Аллаха – Его запреты. Обратите внимание! В теле есть кусочек плоти, при исправленности которого исправляется все тело, а при порче портится все тело. Это – сердце. (Навави. Арбаин)
Употребление в пищу мяса в Исламе: чем меньше, тем лучше
Употребление в пищу мяса в Исламе: чем меньше, тем лучше
Коран напоминает нам о том, что животные и птицы являются «сообществами, подобными вам». Так почему же так много мусульман при разговении употребляют мясо?
У большинства из миллиарда мусульман, которые каждый вечер разговляются в месяц Рамазан, меню обязательно содержит мясо. Причём в большом количестве. Но насколько соответствует исламу употребление в пищу мяса?
По мнению шейха Хамзы Юсуфа, употребление мяса не совсем соответствует нормам ислама, поскольку исторически мусульмане ели мясо в небольших количествах и имели почти вегетарианское меню. «Согласно шариату, мясо не является необходимостью, и в прежние времена большинство зажиточных мусульман (по-нашему – средний класс) если мясо один раз в неделю по пятницам. Бедные же мусульмане употребляли мясо лишь по большим праздникам», — отметил он.
В настоящее время наблюдается рост употребления мяса мусульманами, которое стало неотъемлемой частью их ежедневного рациона. Буквально на днях один египетский журналист рассказывал мне о том, как он присутствовал на обеде в одной из организаций в Каире. Как только люди пришли на обед, сразу начались вопросы: «Где мясо? На всех тут не хватает».
Согласно недавнему исследованию, проведенному Центром информационной поддержки при правительстве Египта, 89% египтян едят более 2 кг мяса в месяц. Этот показатель прямо пропорционален социальному классу. Исследование показало, что богатые египтяне зачастую потребляют более 8 кг мяса в месяц.
Пророк Мухаммед не был сторонником ежедневного употребления мяса.
Напротив, он предостерегал своих последователей от злоупотребления мясом, которое может привести к «привыканию». Похоже, что полторы тысячи лет спустя его предупреждения игнорируются.
Исламские лидеры и ученые ранней исламской эпохи неоднократно подчеркивали необходимость гуманного отношения к животным, однако сегодня многие мусульмане считают, что животные находятся в полном подчинении у людей. Один шейх из министерства вакуфов Египта заявил мне: «Животные находятся в подчинении у человека и должны служить ему. Они были созданы для того, чтобы мы могли употреблять их в пищу, поэтому все разговоры о вегетарианстве противоречат Исламу».
«Данное утверждение чиновника из министерства полностью противоречит позиции пророка (мир ему)», — считает известный исламский учёный Гамаль аль-Банна, который в последние годы подвергается критике за свою «либеральную» точку зрения. Аль-Банна сказал мне, что, вегетарианство в Исламе не является запрещённым и не нарушает никакие нормы и традиции.
«Человек становится вегетарианцем из-за целого ряда причин: сострадание, окружающая среда и состояние здоровья», — начал он. «Как мусульманин, я верю в то, что пророк хотел, чтобы его последователи были здоровыми, проявляющими сострадание и заботящимися об окружающей среде. И если кто-то считает, что отказываясь от мяса, он поступает именно таким образом, в этом нет ничего предосудительного. Наоборот, это может быть правильным решением». На вопрос о жертвоприношении в Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения) (которое многие считают обязательным), Аль-Банна заявил, что любой мусульманин, являющийся вегетарианцем, не обязан забивать жертвенное животное. «В современном мире, идеи и религии меняются, и в этом отношении ислам не является исключением. Мы не должны оставаться жесткими в нашем понимании веры и слепо принимать всё как данное, включая и забивание животных. Последнее не является обязательным».
Имеются и противники данной позиции, полагающие, что употребление мяса в пищу является частью исламской традиции и, воспринимая, таким образом, вегетарианство как чуждое явление для Ближнего Востока. Мусульмане, которые едят мясо на каждом ифтаре (разговении) в месяц Рамазан, уверены, что поступают правильно. С другой стороны, идея о том, что животные являются рабами человека не только противно для защитников прав животных, но, похоже, вступает в противоречие с учением Пророка.
Некоторые утверждают, что молитва, произнесенная перед забоем животного по канонам ислама, является проявлением человечества в Исламе. Это может быть правильным с исторической позиции, однако в сегодняшних «халяльных» скотобойнях часто звучат предварительно записанные молитвы, а животные забиваются автоматически. И это является жалкой и неудачной попыткой показать «гуманность» забивания скота в Исламе. В конечном счете, ответ на рассматриваемый вопрос очень прост. В Коране говорится о том, что все животные являются живыми существами, такими же, как и люди:
«Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам». (Коран, 6:38)
Что нельзя есть мусульманам?
Особенности культуры питания в исламе, а также обряды, связанные с пищей, пищевые предписания и догматы сформировались на протяжении жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Остальные столетия религиозные предписания относительно еды добавлялись с приходом в ислам новых народов основываясь на первоначальном источнике: Коране и сунне.
Разрешенные продукты халяль, харам и макрух
Продукты, которые запрещены к использованию в питании, подпадают под понятие «харам», что в переводе с арабского означает «запретное».
Макрух – это переходная зона между поступками запрещенными и дозволенными, как ее определяет исламская этика. Это понятие существует и в вопросах питания: те продукты питания, которые относятся к категории макрух, Кораном или Сунной не запрещены, поэтому, если мусульманин будет употреблять их в пищу, он не совершит грех и не нарушит пищевые мусульманские предписания, но добровольно эту пищу ему есть нежелательно, поскольку так он может вызвать гнев Аллаха.
Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?
Исламская мораль в питании
Если мусульманин или мусульманка стремится к правильному духовному развитию, то они должны понимать, что этот процесс основан на том, чтобы очистить свой разум и свое тело. Убийство животного ради чрезмерного пропитания не поощряется в исламе. Не только на физическое состояние человека оказывает благотворное влияние умеренное употребление мяса, но и на его психическое здоровье, воспитание этики и морали в его личности.
Мусульмане не едят много пищи, в Исламе принято кушать пищу для того, чтобы удовлетворить потребности организма, и не поощряется чрезмерное потребление еды, вызывающее ожирение или излишний вес. Наоборот, сокращение и ограничение в питании является нормой и исходит из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, помимо обязательного месячного поста в месяц Рамадан мусульманам, по сунне Посланника Аллаха ﷺ, рекомендуется поститься 2 раза в неделю (по понедельникам и четвергам), а также 3 дня в середине лунного месяца. Существуют также дополнительные посты на протяжении года, такие как 6 дней поста в месяц Шавваль после Рамадана, 10 дней поста в месяц Зуль-Хиджа.
Запрещенные продукты питания в исламе
Что нельзя есть мусульманам? Ответ: перечень запрещенных продуктов питания в исламе включает в себя следующие продукты:
Какое мясо едят мусульмане
Поскольку стрежнем веры ислама является сострадание и милость, то в основе всех предписаний мусульманской религии лежит стремление к благому деянию по отношению ко всем верующим, и не всегда ограниченный способностями и возможностями разум мусульманина способен на то, чтобы осознать причину и конечную цель каждого исламского религиозного предписания.
По шариату, установлена разница между животными мертвыми и живыми, и мертвечина, то есть мясо мертвого животного, была объявлена исламским законом запретным, то есть харам. Мусульманину не дозволяется есть мертвечину, то есть мясо тех животных, которые умерли естественной смертью либо были убиты без соблюдения мусульманской традиции: животное, которое было убито без упоминания имени Бога, которое убили посредством удушения, либо его убило другое животное, либо его гибель произошла в результате несчастного случая.
В Священной Книге Коран сказано определенно, что свинья – животное, чье мясо употреблять в пищу мусульманину нельзя категорически, и никакие компоненты туши свиньи есть нельзя и использовать в мясомолочном производстве тоже запрещено.
Также ряд животных установлены шариатом как вредные для мусульманина, и шариат запрещает есть их мясо. Мусульмане не едят собак, свиней, кошек, ослов, жаб, змей и рептилий, а также хищников: тигров, волков, львов, хищных птиц типа орла, ястреба, сокола запрещено есть по исламу.
Данные запреты распространяются как на само мясо, так и на жир, а также на вспомогательное сырье и на материалы для изготовления продукции вроде натуральных колбасных оболочек или желатиновых загустителей.
Традиция забоя животного
Для того, чтобы мясо животного стало дозволенным для приема в пищу, необходимо, чтобы человек, который закалывает животное, произносил во время этого процесса слова «бисмиллях, Аллаху акбар», перерезая основные шейные артерии животного. Этот человек должен быть мусульманином, но совершать перерезание он должен за один раз, не допуская перерывов и промедлений, и разделывать тушу только после того, как вытекла основная часть крови.
Почему мусульмане не едят свинину?
Также одной из причин является тот факт, что у свиньи структура организма такова, что очень напоминает человеческую – более похожи лишь структура тела обезьяны.
Одной из причин также является то, каким образом происходит питание свиньи: по мусульманским положениям, можно питаться мясом тех животных, которые жуют свой корм – свинья же свой корм не жует, а в пищу потребляет помои и нечистоты.
Но также в Священной Книге Коран приведены условия, при которых можно не соблюдать запрет на употребление свинины: если мусульманин находится в состоянии крайней нужды, то он может нарушать запрет есть свинину.
Также запрет на употребление в пищу свинины мусульманами имеет объяснение и с медицинской точки зрения. Тот факт, что организм свиньи схож по своей клеточной структуре, а также по составу крови с человеческими, означает, что заболевания свиней могут приживаться в человеческом организме, а это означает, что, употребляя в пищу свиное мясо, человек допускает риск заражения при недостаточной тепловой обработке. Также причиной такого запрета является нечистоплотность свиньи как животного, поэтому есть опасность содержания личинок паразитов в ее мясе. Свинина – жирное мясо, а употребление жирной пищи также влечет за собой множество заболеваний человека, сказывается негативным образом на почках и печени человека.
Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
У каждого мусульманского мазхаба или правовой школы сформулированы свои принципы питания, в основе которых лежат Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, и в этих принципах отражено, какое именно мясо запрещается принимать в пищу по этому мазхабу, а какое – дозволяется. Мнения различных мусульманских правовых школ относительно дозволенности мяса некоторых животных различаются. Более наглядно будет представить отличия в положениях разных религиозно-правовых школ в сравнении.
Ханафитский мазхаб
По ханафитскому мазхабу, те животные, о которых сказано в Священной Книге Коран и Сунне как о запретных, являются харамом, и это обстоятельство сомнению не подлежит. Запретным по ханафитскому мазхабу считают мясо акулы, белки, волка, вороны, гиены, ежа, змеи, коршуна, крота, крокодила, лисы, а также медвежье, мясо лягушки, собаки, осла, хищной птицы орел и мясо рака. Мясо лошади относится к категории карахат танзих.
Карахат в исламской религии определяет то, ислам и шариат порицают. И если совершение того, что относится к категории «карахат тахрим», будут считать грехом и является запретным, то совершение того, что подпадает под категорию «карахат танзих», не является грехом, но если человек откажется от совершения этого, то заслужит вознаграждение Всевышнего Аллаха.
Шафиитский мазхаб
Ученые, представляющие шафиитский мазхаб, взяли за основу для формулирования положений относительно запретов и дозволенности в питании аят 159 суры «Араф» Священной Книги Коран, в котором сказано: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть». По положениям этого мазхаба, к употреблению допускаются животные, которые обитают в море и без воды долгое время жить не могут, а также те животные, которые живут на суше, если они не запрещены Шариатом и не имеют клыков и когтей, которые они применяют на охоте.
Представители шафиитского мазхаба придерживаются несколько иной системы запретов и дозволенных к потреблению продуктов: мясо акулы является дозволенным, то есть халяль: также халяльными являются такие, запрещенные в ханафитском мазхабе, продукты: мясо гиены и ежа, а вот мясо жирафа, которое разрешено к употреблению ханафитами, шафииты как раз читают запретным. Также в шафиитском мазхабе запретным является мясо ласточки, что отличается от мнения ханафитов, но разрешено мясо лисы, которое в ханафитском мазхабе запрещено. Шафииты едят конину и считают ее дозволенной к употреблению, в отличии от ханафитов.
Маликитский мазхаб
Маликиты имеет отличающуюся систему запретов на мясные продукты: мясо белки и акулы разрешено, а мясо волка подпадает под категорию «макрух», то есть тех действий, которые шариат признает нежелательными для мусульманина. Но маликитский мазхаб считает дозволенным для мусульман есть мясо гиены и ежа, а также мясо жирафа, а мясо змеи есть можно, если речь идет об употреблении в пищу части туши за исключением головы и части хвоста.
Также по маликитскому мазхабу разрешено употреблять в пищу мясо крокодила, которое в других мазхабах считают запретным, а мясо ласточки есть запрещено, как и во всех мазхабах, кроме ханафитского. Еще одно отличие системы употребления мясных продуктов у маликитов – в том, что мясо лисы подпадает под категорию «мубах», то есть, действие, которое не запрещено, но и не предписывается, а также в том, что по маликитскому мазхабу запрещено употреблять в пищу конину и разрешено кушать мясо рака.
Ханбалитский мазхаб
Ханбалитский мазхаб предписывает следующие правила того, какое мясо разрешено употреблять в пищу мусульманину, а какое есть категорически запрещено. Относительно употребления в пищу мусульманина мяса змеи ханбалиты солидарны с маликитами, поскольку по положениям данной правовой школы мусульманину разрешено употреблять мясо змеи, кроме головы и определенной части хвоста.
Но относительно крокодилового мяса представители ханбалитского мазхаба солидарны с шафиитами и ханафитами: мясо крокодила по положениям этой правовой школы мусульманину есть не разрешено. Также категоричны ханбалиты в своей солидарности с ханафитами относительно употребления в пищу мяса лисы: это харам. А вот насчет употребления в пищу конины ханбалиты поддерживают шафиитов и считают, что мусульманину есть в пищу мясо лошади – это халяль. По ханбалитсткому мазхабу мясо рака есть можно.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)