можно ли есть еду с кладбища
Не берите ничего с кладбища
Человек часто так устроен, что пытается сэкономить на чем угодно, а на кладбищах можно найти и конфеты и цветы и даже разную посуду. Некоторые доходят до того, что привозят с территории кладбища песок или гравий для ремонта.
При этом есть старое суеверие, что никакие вещи с кладбища брать нельзя, даже те, которые выглядят случайно утерянными.
В чем суть такого суеверия? Кто-то объясняет все тем, что «покойники ничего просто так не отдают и будут мстить за украденное», кто-то пытается объяснить плохой (мертвой) энергетикой кладбища, которую можно «занести в дом» и навлечь этим самым беды и болезни на членов семьи, в основном же говорят просто «нельзя и все тут».
Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни от близких слышал историю, которая заставила, если не поверить, то хотя бы задуматься: а действительно ли так опасно брать вещи с кладбища? Ниже несколько историй о том, что случалось с людьми, которые брали с кладбища разные вещи.
Мамина жалоба
Моя мама, жившая в Иркутске, решила однажды собрать всех детей к себе поближе. Сестра с братом быстро перебрались к ней, а я все тянула, никак не получалось. В итоге мама так и не дождалась меня. Переехала я уже после ее смерти.
Первым делом после переезда я решила сходить на кладбище к родителям. В выходной мы с мужем собрались, зашли на рынок. Я купила большой букет астр. Из дома взяла вазочку под цветы. Она была сделана в виде распустившейся лилии. Правда, при переезде в Иркутск один лепесток у нее отломался.
Приехали, подмели в оградке, я вырыла ямку в могильном холмике, закопала в нее вазочку по самое горлышко, поставила цветы. Посидели мы с мужем, помянули усопших и домой поехали.
Прошло дня три, снится мне сон. Мама пришла и говорит:
Проснулась я сама не своя. День хожу, два, не идет из головы сон. Не выдержала, рассказала мужу, говорю:
— Поедем на кладбище. Плохо маме.
Отмахнулся муж от меня:
— Глупость твоя это все, не может такого быть.
Два дня я ему надоедала, наконец, в субботу он согласился съездить. Приехали на кладбище. Только я дверцу в оградке открыла, вижу: букет астр брошен между могилками, и ямка пустая. Подняла я букет, повернулась к мужу:
— Ну вот видишь, что я тебе говорила, мама не станет просто так тревожить!
А он стоит, в березку вцепился, и сам белый:
— Знаешь, если бы не видел это своими глазами, в жизни бы не поверил!
Я закопала ямку, цветы разложила по всей могилке, а под памятник в землю вкопала красивую фарфоровую чашечку. Уж на сей раз не выкопают. Мамина будет. Больше я ее во сне не видела.
Что касается украденной вазы. Разве люди не знают, что нельзя ничего брать с кладбища, худо им будет за это? Меня этому учили с детства. Мне вот 60 лет уже минуло, а я до сих пор помню такой случай.
Наталия Федоровна ПАВЛОВА, г. Байкалъск Иркутской обл.
Голубые хризантемы
Моя сестра Люба выходила замуж по любви. А будущей свекрови она очень не нравилась. Та отговаривала сына от свадьбы. Да разве что-то может помешать, если люди любят друг друга? Они просто расписались, и все. Любиному мужу сразу дали однокомнатную квартиру от завода.
— Да что вы, мама, зачем нам расходиться? Мы любим друг друга. У нас семья.
Прошло какое-то время, про похороны все забыли. И вот наступило 8 Марта.
Я была у сестры, когда к ней пришла свекровь. Она принесла ей в подарок завернутый в газету букет искусственных голубых хризантем. Немного посидела и ушла. А к вечеру Любе стало плохо. У нее разболелась голова, ее тошнило. И с каждым днем ей становилось все хуже. Поход к врачам ничего не дал. Анализы были хорошие, а сестра буквально умирала.
И вот сидим мы с мамой у кровати Любы, и мама взглянула на стол, где в вазе стояли подаренные свекровью хризантемы, и говорит:
— Какие цветы голубые!
— Я такие же видела, их на могилку к родственнице приносили.
Мама как услышала это, взяла цветы и ушла. Потом она рассказала, что вышла на перекресток четырех дорог, сломала все цветы и разбросала в разные стороны, повторяя: «С какой стороны зло пришло, туда и иди». После этого сестра поправилась, а ее свекровь вскоре умерла.
Люба с мужем ухаживали за ее могилкой. Мы жили в Узбекистане, там и зимой тепло. На могилках сажали многолетники. А вот на могиле свекрови, кроме бурьяна, ничего не росло, да и земля была как каменная.
Людмила Дмитриевна ЧАЗОВА, г. Ульяновск
Старенькое покрывало
Правильно говорят старые люди: с кладбища ничего нельзя забирать домой. Я убедилась в этом на собственном опыте.
Я свернула покрывало, положила в пакет, подумала: пригодится на даче.
Мы убрали могилу, обновили венки. Затем сели, помянули и пошли с кладбища.
Но я вдруг почувствовала себя плохо: у меня разболелась голова, стало подташнивать. По мере того, как мы удалялись от кладбища, мне становилось все хуже и хуже. Даже пришлось присесть на лавочку у ближайшего дома, а потом и вызвать скорую помощь.
Я мысленно стала просить прощения за свою оплошность у покойного отчима и других умерших родственников. И почувствовала, как мне стало легче. А то злосчастное покрывало, не занося домой, я отнесла на помойку. Не знаю, что это было: совпадение или действительно покойники решили меня наказать.
Таисия ЕГОРОВА, г. Димитровград Ульяновской обл.
Герань с кладбища
Мама наша тем временем изменилась. Сильно тосковала по отцу, плакала, все учила нас с сестрой, как жить после ее смерти. Летом я пересадила цветок на грядку. Буквально за неделю он ожил. Зато мама слегла. Вскоре она умерла. Когда соседки во дворе с ней прощались, одна из них сказала:
— Какая герань красивая! Сорви, положи матери на могилку.
Позже, став мудрее, я поняла, что соседку надо благодарить. Цветок, принесенный с кладбища, мог забрать жизнь не только мамы, но и мою, и сестры. А так герань вернулась туда, откуда я ее привезла, и больше никому не причинила вреда.
Лидия Борисовна МИХАЙЛОВА, г. Оренбург
Еда на кладбище
Посещение места поминовения усопших – важнейшее действие тех, кто помнит своих уже умерших близких, чтит их и любит. Поминальные походы на погост проводятся несколько раз в году. Каждое посещение могилы сопровождается большим и не очень застольем здесь же. Но далеко не все знают, можно ли есть на кладбище принесенную еду и выпивать спиртные напитки. Именно об этом и пойдет речь далее.
Кладбище и еда – описание и история традиции
Первые упоминания о принесении пищи на место поминовения умершего относится к эпохе язычества. Известны они благодаря Повести временных лет (Х век). Тогда продукты питания использовались для задабривания богов и прошения у них более милостивого отношения к покойному. Называлась процедура тризной. Проводилась она при непосредственных похоронах человека. Предки считали, что чем богаче поминальный стол, тем более щадяще боги отнесутся к усопшему.
С появлением христианства на Руси тризна практически полностью истребилась. Сохранились лишь некоторые отголоски язычества, которые действуют и поныне. Православная Церковь считала еду на могилах недопустимой, хотя к поминанию усопших молитвой призывала. Тогда кладбище посещали лишь для оплакивания покойного.
Исключением считалась лишь поездка на христианский погост после церковной службы. Так получалось, что крестьяне приезжали поминать близких к вечеру. Обусловлено это было долгой и опасной дорогой к месту захоронения. В такой ситуации приносить еду на кладбище (освященные куличи и яйца) и есть ее там было более чем нормально.
Именно эта традиция и сохранилась в наши дни. То есть приносится еда на кладбище не для поминовения души покойника, а для утоления собственного голода живых людей. Приносят на место захоронения не всегда освященные продукты питания. Чаще всего в ход идут приготовленные дома или купленные в магазине блюда.
Можно ли класть на кладбище еду?
Вопрос о том, можно ли брать еду на кладбище по сей день спорный. Одни родственники умерших веруют, что продукты следует оставлять на могиле для удовлетворения физических потребностей покойного, другие – что пищу заберут приближенные в Богу нищие и помолятся за умершего, третьи же не приносят еду на могилы вовсе.
Чтобы разобраться в данном вопросе, надо вновь обратиться к традициям наших предков. Священники утверждают, что нести пищу на поминальное место следует только в том случае, если здесь планируется проведение большого периода времени (затяжная уборка). В такой ситуации еда может понадобиться для перекуса. Поминать же продуктами питания умерших не следует, но и не возбраняется. Главное, если еда на погост и была принесена, – следует раздать ее малоимущим или знакомым. Следует попросить человека употребить пищу самостоятельно и помолиться за усопшего Богу.
Не менее спорным является вопрос о том, можно ли пить на кладбище спиртные напитки. С одной стороны, священнослужители разрешают выпивать глоток красного вина (ведь это наставление Иисуса). С другой же, брать на место захоронения алкоголь нельзя вовсе.
Традиция обязательного поминовения с помощью алкогольных напитков уходит корнями в период Великой Отечественной войны. Именно таким образом сослуживцы поминали погибших друзей на месте их упокоения. Раннее обычая пить спиртное не было вовсе. Однако, придерживаться его или нет – решение каждого. Главное – вспоминать близкого человека в сопровождении с молитвой. Физическое окружение поминовения (пища, алкоголь) не так важны. Необходимо лишь помнить о соблюдении меры и не брать на душу грех.
Зачем усопшим физическая пища?
Беря на место поминовения усопшего продукты питания, вы должны помнить, для чего приносят и оставляют еду на могилах умерших. Кладут пищу на место захоронения не для того, чтобы покойник «ел» любимые им при жизни блюда. Нет. Делается это для того, чтобы после прочтения молитвы преподнести пищу в качестве милостыни малоимущем. Такие люди приближены к Богу сильнее, а значит, что их молитва будет услышана раньше. Священники рекомендуют отдавать бедным людям не деньги, а еду. Денежные средства они могут использовать для покупки алкоголя. А пищу они забирают и едят с удовольствием, радостью.
Помните, зачем на кладбище оставляют еду. Делается это не для удовлетворения физических потребностей покойника и для того, чтобы его душа «поела», а для пожертвования в его честь. Однако, прибегать к такому способу милостыни не рекомендуется. Прежде чем положить и оставить принесенную пищу на могиле вспомните о бедных, не имеющих пропитания людях. Гораздо правильнее будет отдать продукты питания им в руки. Так вы точно будете уверены в том, что человек поест, и, соответственно, благое дело выполнено.
Что можно носить на место поминовения усопших?
Если вы твердо решили брать на поминки так называемые подати, то вы должны знать, что носят на кладбище из продуктов. В принципе, для предоставления в качестве милостыни подойдут практически любые продукты. Однако, предпочтение следует отдавать следующему перечню:
Включить в подати можно и иные нескоропортящиеся продукты. Помните, что употреблять их в пищу будут малоимущие, поэтому уделяйте внимание сытным изделиям.
Продукты, которые приносить на погост запрещено
Первое, что точно не стоит нести на кладбище – это водка. Батюшки призывают православных вовсе отказаться от алкогольных напитков на месте поминовения усопших. Но если данная традиция слишком близка вам, следует хотя бы заменить крепкие напитки красным вином. Пить же его следует в небольших количествах. Помните, что Иисус призывал нас не упиться! Класть стакан с алкоголем на могилу или нет – выбор прихожан. Церковь категорически против такого обряда, считая его языческим и даже магическим.
Отказаться следует и от скоропортящихся продуктов. Каким бы не было кладбище, здесь наблюдается антисанитария (особенно у земли). Поэтому мясные и молочные блюда могут очень быстро портиться, становясь потенциальной угрозой для здоровья людей, которые решат покушать таким образом.
Почему нельзя есть на кладбище?
Принося еду на место упокоения умершего, вы должны понимать, что продукты следует отдать малоимущим или просто знакомым (которые и будут кушать пищу). Есть их самостоятельно нельзя. Церковь настоятельно рекомендует отказаться от данной привычки в пользу чтения молитвы. Ведь умирает человек, а не его душа. Последняя особо нуждается в поддержке и спасении со стороны ныне живых родственников.
Люди, которые едят на кладбище, не совершают страшный грех. Но этим они и не помогают душе умершего избавиться от тягостных мук, выпавших на ее долю. Не следует есть принесенную вами еду. Отдайте ее лучше в качестве милостыни или накормите ею животных. Таким образом вы совершите благое дело, посвященное умершему человеку. Следовательно, поминовение будет иметь смысл.
Можно ли забирать еду домой и почему?
Православные все еще едят на погосте и никак не перестанут спорить на счет того, можно ли брать еду с кладбища домой. Единой верной позиции нет. С одной стороны, если вы оставили пищу на могиле, то ее может забрать малоимущий, который съест подать и прочтет молитву за покойника. С другой же – продукты могут просто испортиться, что окажется знаком неуважения в сторону умершего. Но ни в одном из случаев забирать еду домой не стоит. Намного правильнее будет передать ее в руки нуждающимся лично. Они и пищу скушают с удовольствием, и умершего помянут добрым словом.
Согласно еще одной версии, на кладбище своя энергетика. Это место полностью принадлежит мертвым, мир которых не изучен нами вовсе. Забирать с места захоронения воду и продукты – значит забирать с собой плохую энергетику. Допускается такое поведение только для тех людей, которые не имеют что есть и не подразумевают под данными действиями злые помыслы.
Наличие еды на кладбище – очень спорный и неоднозначный вопрос. Священники в один голос твердят о том, что носить продукты питания и алкогольные напитки на место захоронения нельзя. Главное – сопроводить поминовение соответствующей молитвой за умершего. Однако, количество прихожан с большими пакетами еды и податей, предназначенных для поминального застолья на кладбище, не сокращается из года в год. Брать с собой блюда и выпивку или нет – решать лишь вам. Только помните, зачем вы приходите на погост, и не забывайте помянуть усопшего молитвой и добрым словом.
Еда с могил. Можно ли её брать?
«Бабушка разрешала нам, детям, брать конфеты с чужих могил. Говорила, что их для помина и кладут. Только надо сказать: «Царствие Небесное», — и назвать имя с памятника. Всё съедобное, что кладут, — это для поминания. Если кто-то взял — это нормально. Бабушки ещё и незнакомым раздают. Называют «милостынькой».
Ситуация выглядит довольно двусмысленно, но, может быть, это на первый взгляд. Давайте попробуем разобраться.
Что отсюда следует? В первом варианте — еда тут как кусочек жизни, энергия для умерших от живых в виде помина.
Во втором варианте — живой человек, опять же, эту еду забирает. По идее, еда для умершего, а её забрали…
С другой стороны, ему она вроде как всё равно не нужна. Тогда, может быть, всё правильно?
Кладбище — как условное место «свиданий». Приносится жертва от живого, которому умерший был важен. Отсюда, подсвечивается как-то совместная карма одного и другого.
Еда тут — нечто переходящее от одного к другому. Но еда связана с Землёй и физическим миром. Отсюда, её тонкоплановая энергетическая составляющая изымается и как бы двигается наверх.
Ангелы обозначают что-то из серии: к тебе пришли…
В эту тему вмешивается кто-то третий — встроился, забрал, но произнёс имя и усилил поминовение. Задействовал имя Бога, вложил свой посыл.
Следовательно, можно ли? Если соблюдено всё озвученное, то вполне себе…
А там уж, решайте сами.
Вот ещё одна интересная ситуация.
«Когда я похоронила свою маму, то очень долго переживала и скорбела о ней. Часто плакала. Даже не плакала, а выла, как волчица. Так мне её не хватало. И вот однажды, не прошло ещё 40 дней с её смерти, я иду в магазин. Все мои мысли только о маме.
Подхожу к магазину и вижу: лежит свежайшая красная роза — там, где я всегда сижу и курю. Оглядываюсь в обе стороны — никого.
Я каким-то шестым чувством ощутила и поняла, что эта роза дарована мне моей мамой в утешение. Плакать после этого я перестала».
Давайте попробуем понять состояние моей подписчицы и суть тех изменений, которые с ней произошли.
Сознание женщины ищет успокоения, но не находит его, потому как жизнь из неё ушла, и в ней больше смерти нежели жизни.
Умершая мать — как бы находится в состоянии призрака, но пока ещё в пространстве земных планов. Она видит или чувствует эмоции дочери и по-своему переживает.
Прослеживается, что эта роза принадлежала мужчине, что-то заставило его оставить розу в этом месте, какой-то неосознаваемый внутренний посыл.
Бывает так: хочу это сделать — беру и делаю, а почему — и сам понять не могу.
Итак, роза, умершая мать и дочь. Идея такая: ты сейчас живая, а ведёшь себя как мёртвая. Ты не в жизни, а в смерти, такое ощущение, как будто ты умерла.
И мать, имея влияние на сознание дочери, изменяет ход её мыслей, идёт префиксация женщины на розу и то, что она символизирует.
Вероятно, тут есть ещё какая-то история из детства (женщина может даже её не помнить), но мать помнит. И она будет завязана за дочь, мать и розу.
Можно ли брать печенье и конфеты, оставленные у могилы?
Наверняка многие в поминальные дни приходят к могилам своих близких и оставляют подношения – печенье, конфеты, а кто и стакан со спиртным. Само собой, что в следующий визит этого угощения вы на месте погребения не увидите. Сладости и алкоголь естественным образом забирают другие посетители кладбища, работники или, на худой конец, бродячие животные. В отдельных регионах даже есть традиция посылать детей под вечер на погост в Родительские субботы – набрать гостинцев к чаю. Бытует и другое мнение, что принесённое ни в коем случае нельзя забирать с захоронений, а следует дать ему естественным образом разложиться. Можно или нельзя брать печенье и конфеты, оставленные на кладбищенских участках, и что за этим кроется, будет рассказано далее в статье.
Для чего приносят на кладбище конфеты и спиртное?
На вроде бы простой вопрос «Для чего приносят на кладбище конфеты и спиртное?» люди отвечают заученной фразой «На помин души покойного». Когда же начинаешь далее развивать тему – что будет делать умерший с едой? Зачем загрязняете территорию некрополя? Кто потом будет есть принесённое? – ответов, как правило, вы не дождётесь. Дело в том, что в нашем народе продолжают бытовать языческие традиции, но вот объяснения им чаще всего забыты.
Начнём с того, что, пересекая врата кладбища, живые по сути вторгаются в Царство Мёртвых, у язычников это Навь. Следовательно, заступая на чужую территорию, следует принести гостинец, задобрить Хозяина кладбища. Закуп, задабривание или подношение оставляют у самого входа. Обычно это мелкие монетки, печенье, конфеты или глоток алкоголя, выплеснутый на землю. К слову, именно водка или самогонка с ложкой мёда наиболее предпочтительнее для Хозяина погоста. Выливать или оставлять в пластиковом стакане? В качестве приносимой жертвы за вход лучше выливать.
Далее посетители пришли на могилу и теперь стараются расстелить скатерть, разложить яства и помянуть… Опять же языческий обычай поминать ближнего, называемый Тризна. Вот только совершался он единожды в год, когда сходили снега и всех замёрзших и скончавшихся зимой хоронили всем селом. От того и поминовения совершались общие, тут же возле могил, и каждый на пир приходил со своим добром. Говоря откровенно, кушать что-либо на кладбище совсем не стоит – лучше собраться тесным кругом дома или в кафе на поминальную трапезу.
Третий момент – остатки еды или, если люди осознанно не стали пиршествовать у могилы, специально принесённые сладости оставляются в пакете у надгробия. Да-да, если уж хотите что-то оставить, то завяжите в пакет, чтобы угощение не присыпало пылью. Вот именно это и называется «оставляем на помин души». Ранее для тех же целей у места погребения высаживали землянику или ягодный куст – чтобы прохожий мог сорвать плод и помянуть умершего. Если вы принесли хлеб, семечки, печенье – раскрошите их. Таким образом вы привлечёте птиц, небесных тварей, в которых, по языческим поверьям, оборачиваются умершие.
Следует ли брать печенье и прочие угощения с могил?
Ответ на этот вопрос вытекает из выше приведённых объяснений.
Алкоголь: всё спиртное принесено Хозяину погоста, а он ой как не любит, когда на его подношения кто-то зарится. Не жалейте – вылейте со стакана всю жидкость. И у вас здоровья прибавится.
Печенье и конфеты: двоякий момент. Если сладости завёрнуты в пакет, то брать можно – и это даже желательно. Не забудьте только вслух помянуть упокоенного (или нескольких), с чьей могилы взяли подношения. Вполне достаточно сказать: «Царствие Небесное Иван Иванычу» или «Покойся с миром Александра Александровна». Если яства разбросаны по могильной земле, то брать их не стоит – оставьте собакам, которые тоже твари божьи.
Важно!
Разбросанная по могиле еда также может быть «откупом» – оставленной платой покойнику или бесам за совершение тех или иных эзотерических действий.
Собрав подношения и решив попить с ними чаю в семейном кругу не забудьте ещё раз вспомнить об умерших. Например, прочитав за них молитву или просто произнеся слова «Светлая память всем упокоенным с погоста +375 (29) 114-33-33».
Важно!
Вот уж чего точно делать нельзя – выбрасывать взятую с могил еду. Такие действия однозначно оборачиваются бедой для поступившего таким образом.
Православная церковь об угощениях с могил
Заметим, что православные священнослужители в принципе относятся негативно к принесению какой-либо еды или алкоголя на кладбище. Они считают это языческим пережитком, что, в принципе, так и есть. Поскольку переделать менталитет всего белорусского народа, а также населения соседствующих стран достаточно сложно, батюшки допускают такие действия, но настаивают, что кагор и еду лучше принести в Церковь. Далее сладости будут розданы нуждающимся и те обязательно в молитвах помянут души ваших умерших родственников. В принципе, если какой-либо Храм находится неподалёку от некрополя, где погребены ваши близкие, вы вполне можете осуществить эти пожелания.
Что касается «можно ли брать с могил печенье и конфеты?», то священники не порицают данные действия. Если человек переживает трудные обстоятельства или ребёнку захотелось конфеты, то нет ничего зазорного взять вкусности с кладбищенского участка. Как таковая еда покойному не нужна – ему нужны молитвы. Потому просто попросите у Всевышнего прощения для того, кто лежит под могильным камнем, и пусть Господь проявит к нему свою милость. А потом со спокойной душой можете съесть эту булочку или шоколадку. Конечно, если она не побывала в грязи и находилась в обёртке.
Почему нельзя есть конфеты с кладбища
После крупных праздников и дней поминовения усопших (например, Радоницы) на кладбищах остаются кучи бесхозных сладостей, конфет и другой еды. Можно ли брать их, не опасаясь гнева живых или мёртвых? Всё зависит от точки зрения.
Почему не стоит брать конфеты с могилок
Есть множество причин, которые заставят вас как следует подумать, прежде чем брать конфету с могилы.
Приметы и суеверия
Ещё одна примета граничит с объективными причинами. Обычно еду с кладбища берут люди, которые не в состоянии купить свою. А значит, таким образом вы навлекаете на себя бедность или продлеваете её, если ваши финансовые возможности и сейчас невысоки.
Вполне справедливо мнение, что подношениями мёртвым питаются в основном бомжи или нищие
Объективные причины
Помимо туманных суеверий, есть и более объективные причины отказаться от трапезы на кладбище. Начнём с банальной гигиены. Надеемся, что для вас очевидно, что есть непокрытые конфеты и печенье с могил уж точно не стоит — на них вполне вероятно уже могли посидеть и мухи, и птицы, и другие переносчики инфекций. Но даже завёрнутые в обёртку конфеты трогать не стоит. Ведь — кто знает? — родственники покойного вполне могли случайно уронить её в грязь и уже после этого положить на могилу. А от жидкой грязи обёртка защищает не так уж и надёжно.
Местная живность наверняка уже успела заинтересоваться едой на могилах и оставить на ней свои следы
Ещё одна причина не трогать конфеты — реакция родственников покойного. Если они случайно окажутся рядом, то беды не миновать — будет сложно и стыдно объяснить своё поведение. Но даже если вас не увидят, то отсутствие еды на могиле может быть растолковано двояко. Человек может посчитать, что мертвец шлёт ему какой-либо знак, и поменять своё поведение в соответствии с верой в это. Если же родственник не склонен к таким суевериям, то он может просто расстроиться, что еда, которая должна была стать подношением покойному, досталась кому-то другому.
Не будем забывать и об уважении к чужой собственности. Да, эти конфеты лежат здесь, причём никто из их владельцев не планирует их съесть. Но это не значит, что посторонним людям дозволено их трогать. Вы ведь не станете брать чужой велосипед на улице только потому, что он не прикован к забору?
Мнение церкви
Российская православная церковь не порицает своих прихожан за то, что они берут с могил еду, в том числе конфеты. Вообще мнение православных священников касательно съедобных подношений однозначно негативное. Церковь утверждает, что еда покойнику не нужна, и подобные «дары» умершему — не более, чем пережиток языческой культуры. А значит, их можно брать без страха навлечь на себя гнев покойника.
Православие говорит, что покойник сильнее нуждается в памяти живущих и молитве. А потому, взяв конфетку с могилы, стоит помянуть её «владельца». Прочитайте молитву за упокой его души или просто от всего сердца попросите Бога о прощении грехов этому человеку.
Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются — ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви.
Александр Моисеенков, протоиерей
https://foma.ru/pominki-nuzhna-li-pokojniku-eda.html
Несмотря на то, что церковь не высказывает явного недовольства таким кладбищенским рационом, всё же не стоит искушать судьбу и брать конфеты с могил. Если хочется сладкого — лучше сходить в магазин и купить что-нибудь на свой вкус, нежели брать у мёртвых.