можно ли буддистам есть свинину
Питание в буддизме
В каждой религии питание — это неотъемлемая часть духовной практики. Относительно него существуют разного рода предписания, запреты, рекомендации и так далее. Предписания касаются как пищи, рекомендуемой к употреблению, так и самого процесса принятия пищи. В отличие от большинства религий, буддизм не является догматичным, поэтому питание каждого буддиста — это большей частью его собственный выбор. Буддизм вообще достаточно толерантная религия, поэтому каких-то чётких правил в ней не существует.
Будда, уходя из этого мира, оставил своим ученикам последнее наставление — никому не верить (в том числе ему) и всё проверять на личном опыте. А также «быть самому себе светильником», то есть не возводить в культ каких-либо учителей или писания. Кстати, авторитетность ведических писаний Будда и вовсе отрицал. По каким причинам — вопрос сложный, и существует множество версий. Но это ещё раз говорит о том, что Будда не был сторонником каких-то догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. То есть все знания должны быть проверены на личном опыте. Тогда они становятся ценными. В вопросе питания это тоже актуально.
Вопрос питания, как и многие другие вопросы в буддизме, рассматривается лишь с точки зрения рекомендаций, но ни в коем случае не в виде заповедей или запретов. Для буддистов-мирян действуют пять заповедей, которым рекомендуется следовать всем последователям Учения. Это нужно не потому, что Будда или ещё кто-то так сказал, а потому, что эти заповеди позволяют жить в гармонии с собой и окружающим миром, а самое главное не накапливать негативной кармы, которая может очень пагубно сказаться на продвижении в духовной практике.
Итак, пять заповедей в буддизме следующие:
В контексте вопросов питания последователей Учения Будды нас интересуют такие пункты, как первый и последний. Именно исходя из этих рекомендаций можно сделать вывод о том, что употреблять и от чего воздерживаться буддистам.
Что едят буддисты
Итак, буддистам-мирянам рекомендуется воздерживаться от причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Что подразумевать под данными концепциями, каждый для себя решает сам. Для кого-то отказ от причинения вреда живым существам — это отказ от охоты, рыбалки и эксплуатации животных в цирке. Кто-то понимает это ограничение более серьёзно и отказывается от мясной пищи. А если поинтересоваться, в каких жестоких условиях сегодня эксплуатируют коров, то и употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда живым существам и нарушение принципа отказа от насилия.
Еда в буддизме никак строго не регламентируется, и питание — это личное дело каждого человека в силу его уровня развития, взгляда на мир и принципов взаимодействия с этим миром. Пищевые запреты в буддизме как таковые отсутствуют. Что касается наставлений самого Будды относительно питания, то однозначного мнения также нет. Некоторые последователи Учения считают, что Будда категорически осуждал мясоедение и считал несовместимым развитие в себе сострадания и поедание мяса. Другие последователи Учения, напротив, придерживаются мнения, что Будда никаких конкретных наставлений относительно мяса не давал и оставил этот вопрос на личное усмотрение каждого. Есть также мнение, что Будда предупреждал своих учеников, что в будущем придут лжеучителя, которые будут говорить, что он якобы оправдывал мясоедение, но на самом деле употребление мяса он считал недопустимым.
Поэтому говорить о каких-либо ограничениях в буддизме относительно питания сложно, поскольку разные школы буддизма могут придерживаться разных версий. К примеру, есть последователи Учения, которые считают мясоедение вполне допустимым, и даже более того, утверждают, что это — форма служения живым существам, так как, поедая животных, а потом совершая различные религиозные обряды, ритуалы и практики, буддисты позволяют животным достойно перевоплотиться. Довольно странная позиция, однако, нельзя сказать, что эти люди совсем неправы. Если практикующий буддист ест мясо, то по закону кармы убитое животное должно в одной из будущих жизней родиться человеком и тоже начать практиковать. Но сторонники данной концепции упускают один незначительный момент: куда потом перевоплотится тот практикующий, который съел мясо животного? Правильно: он поменяется с этим животным местами. Об этом сторонники данной концепции предпочитают не думать.
Питание в буддизме
Как уже написано выше, питание в буддизме практически никак не регламентируется. Особенно что касается буддистов-мирян. Разумеется, сложно представить, как можно взращивать в себе «бодхичитту» и «метту» и при этом употреблять мясо. Разве что полностью абстрагируясь от того факта, что мясо — это мертвая плоть и результат страданий живых существ.
Что касается частоты приёма пищи, то есть мнение, что в монашеской общине Будды практиковалось двухразовое питание. Также есть такая поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — три раза в день». Показательно, что современная медицина продвигает четырёх- и даже пятиразовое питание. Комментарии тут излишни: современное общество ориентирует нас на постоянную зацикленность на еде, частые, обильные приёмы пищи, перекусы и так далее.
Стоит помнить, что Будда проповедовал так называемый Срединный Путь — отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма — и однажды даже высказал замечание в адрес своего ученика, который решил наложить на себя дополнительную аскезу и питаться один раз в сутки. Поэтому Будда в вопросах питания завещал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя чрезмерно практиками голодания и малоедения.
Питание буддийских монахов
Питание буддийских монахов в основном состоит из злаков, овощей и молока, приготовленных в различных сочетаниях.
Что касается мяса, то часть монастырей придерживается концепции, что Будда запрещал есть мясо, только когда животное было специально убито в пищу монаху (монах это видел, знает об этом или может это предположить). Во всех остальных случаях брать подаяние в виде мясной пищи не возбраняется.
Таким образом, особенности питания в буддизме могут различаться в зависимости от школы или «колесницы» Учения. Так, тибетский буддизм более лоялен к питанию и не так категоричен в вопросах употребления мяса. Что касается индийского буддизма, то там, в силу территориальных и культурных особенностей, к употреблению мяса относятся большей частью негативно. Буддийское питание в основном составляется таким образом, чтобы не препятствовать успешной духовной практике, а для этого необходимо исключить в первую очередь опьяняющие вещества и стимулирующие психику и тело продукты, такие как лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи и так далее. Кухня буддизма представлена простой пищей, которая не требует больших затрат финансов и времени для приготовления, но вместе с тем удовлетворяет потребности организма. Одним словом, всё согласно заветам Будды: Срединный путь актуален даже в вопросах питания.
wladislavk
wladislavk
И меня, и многих других открытых буддистов часто спрашивают при походе в гости или в кафе, едим ли мы мясо. Причины вполне ясны: ведь буддизм же из Индии, а индусы, особенно религиозные, обычно вегетарианцы. Кроме того, многие не могут отличить буддизм от джайнизма и кришнаизма, а самые образованные вспомнят, что и в Китае монахи не едят мясо. Так или иначе, идея того, что все или по крайней мере многие буддисты увлекаются вегетарианством, у нас и на Западе вполне распространена. Более того, некоторые западные учёные и исследователи Канона, в том числе буддийские монахи, сами являясь вегетарианцами, приписывают вегетарианство по крайней мере самому Будде и его первым ученикам, которые стали такими же просветлёнными, как и он сам. Сейчас мы попробуем выяснить, как на самом деле классический буддизм относится к мясоедству.
Диспут про «сукара-маддаву»
Рано утром оделся Блаженный и, взяв чашу, отправился с монахами в жилище кузнеца Чунды. Придя туда, он сел на приготовленное для него место. И присевши, он обратился к кузнецу Чунде и сказал: «Ты приготовил сукара-маддаву – мне поднеси его, Чунда, а сладким рисом и печеньем угости монахов». – «Да будет так, Господин», – отвечал Чунда Блаженному. И поднес сукара-маддаву Блаженному, а сладкий рис и печенье монахам.
Так Канон описывает последнюю трапезу Будды. По одной из версий, именно отравление сукара-маддавой и стало причиной смерти. Мы специально приводим это слово без перевода, так как перевод оказался одной из самых сложных проблем, над которой буддисты ломают копья уже очень давно – настолько давно, что в образованных кругах считается дурным тоном даже как-то высказываться по этому вопросу, а слово просто оставляют без перевода.
«Сукара» – это свинья, а «маддава» – что-то мягкое или нежное. Суть спора в том, что одни буддисты (в том числе автор традиционного комментария Буддагхоса) переводят слово напрямую: «нежная свинина», тогда как поборники вегетарианства, считающие, что Будда вовсе не ел мясо, предпочитают переводить паллиативно – «что-то мягкое или нежное, что любят свиньи». Например, трюфеля.
Хотя в языке пали нет никаких прямых грамматических аргументов в пользу той или другой позиции, на вопрос о сукара-маддаве можно ответить вполне определённо в контексте других палийских сутр и винаи. Мысль о трюфелях была придумана людьми, слабо знакомыми с каноническими текстами. Многие просто не представляют, насколько много до нас дошло ясных высказываний Будды по поводу вегетарианства.
Отношение Будды к вегетарианству
Во времена Будды в Индии было гораздо меньше вегетарианцев, чем сейчас. Даже говядину ели более-менее свободно. «Нечистым» мясом считалось только собачье; также считалось неправильным есть таких редких и дорогих животных, как лошади и слоны. Но многочисленные отшельники обычно склонялись к вегетарианству, так как, согласно их философии, люди и животные взаимно переселяются друг в друга, и мясоедство не отличается от каннибализма. Более того, в древних земледельческих культурах мясо всегда было деликатесом, простые крестьяне ели его только по праздникам, и мясоедство считалось сортом роскоши. И при всём этом, в условиях прессинга со стороны нескольких вегетарианских сект, а также раскольников внутри собственного ордена, Будда так и не ввёл вегетарианство в качестве обязательной монашеской практики. Вместо этого он ограничился тремя правилами: монах не может есть мясо, если: 1) он сам видел, что животное режут для того, чтобы накормить монахов; 2) ему сказали, что это так; 3) у него почему-либо возникло подозрение в том, что это так. Есть ещё 10 правил, запрещающие потребление отдельных видов мяса, которые можно назвать экзотическими: человечину, конину, слонину, собачатину, мясо змей и хищных зверей.
Известно как минимум два случая недовольства отсутствием вегетарианства в буддийском ордене. В Чулавагге описано, как Девадатта, бывший ученик Будды, ушедший в раскол, установил новое правило – не есть мясо и рыбу. В ответ на предложение ввести аналогичное правило у себя Будда всего лишь повторил три уже известных вышеизложенных правила. Второй случай описан в Суттанипате, в тексте, известном как Амаганда-сутта.
— Убивать, избивать, резать, связывать, воровать, лгать, обманывать, заниматься шарлатанством и адюльтером – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди не ограничивают себя в чувственных удовольствиях, жадны в своих вкусах, совершают нечистые поступки, являются нигилистами или мракобесами – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди жёстки и грубы, огрызаются, предают, не чувствуют сострадания, невежливы и ничего никому не дают – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Гнев, гордость, соперничество, лицемерие, зависть, горделивость во мнениях, общение с людьми неправедными – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди аморальны, отказываются платить по долгам, обманывают в делах, притворяются, когда самые злобные из людей совершают самые мерзкие дела – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
Впрочем, полностью Будда не отрицал вегетарианство. Кроме упомянутых трёх правил, он осуждал даже для мирян профессию мясника. Но и к растительной жизни Будда относился осторожно. Растения тоже живые, поэтому монахи не могут вырывать их с корнем, приказывать другим вырвать растение или есть живой фрукт, содержащий косточку. Всё это вполне ложится в стержневую для буддизма идею «срединного пути»: человек должен уничтожать живое для собственного пропитания, но следует по возможности сторониться самых грубых форм уничтожения.
Это для монахов. Что касается мирян, то в их отношении Будда вообще очень неохотно давал запреты. Миряне – источник ежедневной еды для монахов и самого Будды, их главная опора. Будда не считал для себя возможным командовать мирянами, как-то радикально менять их жизнь, а в поучениях руководствовался самыми базовыми принципами вроде «не убий (человека)» и «не укради».
По этой же причине – ради заботы о мирянах – не запрещается мясо. Тот, кто подаёт монаху мясо (деликатесный продукт), считает, что он оказывает большое благодеяние, и монах должен есть, что дают, не капризничая и не разочаровывая подателя. Если так получилось, что на ужин вчера было мясо, то податель не должен специально ради монаха напрягаться и готовить не мясное.
В Тхерагате сохранился замечательный стих Маха-Кассапы, одного из главных учеников Будды, который прославился своим аскетизмом.
Однажды я спустился с гор
И пошёл по улицам города собирать подаяние
Там я увидел, как прокажённый ест
И я остановился рядом с ним
Он своей больной прокажённой рукой
Положил кусок еды в мою чашу
И в это время его палец отвалился и упал в мою еду.
Поблизости у стены я съел свою долю
Ни разу не почувствовав отвращение…
Вот как должен себя вести настоящий буддийский аскет. А вы говорите – мясо.
Отношение к вегетарианству в современном буддизме
По мере усиления вегетарианства в Индии стала намечаться тенденция по отказу от мяса среди монахов. Более поздние сутры махаяны уже периодически запрещают мясо устами Будды. По иронии судьбы, прямой запрет на мясо содержится в Махапаринирвана-сутре – махаянской «напарнице» той самой палийской DN 16, где упомянута сукара-маддава. Как результат, китайские монахи, а также особо благочестивые миряне, не едят мясо. В Тибете мясо едят из-за недостатка в растительной пище, едят мясо и в Японии, где настоящее монашество вымерло.
В странах тхеравады более-менее сохраняется первоначальное отношение к мясу. Его едят все – и монахи, и миряне.
И только западные буддисты, которые пришли к вегетарианству раньше, чем к буддизму, продолжают настойчиво гнуть свою линию: сукара-маддава – это трюфеля, и сам Будда был вегетарианцем. Только почему-то стеснялся об этом сказать.
Едят ли мясо буддисты?
Едят ли мясо буддисты? — вопрос, волнующий многих сторонников “Буддхадхарма” (учение Будды). Чтобы на него ответить, следует обратиться к истокам учения Сиддхартхи Гаутамы, более известного как Будда Шакьямуни, так как за две с половиной тысячи лет возникло огромное количество ответвлений буддизма, а также различных духовных практик внутри самого учения.
Тем не менее, буддисты относились к мясу с осторожностью: допускалось употреблять его в пищу, только если оно было принято в качестве подаяния. Догмат, закрепленный в Палийском каноне (собрание священных буддийских текстов) гласит:
“Дживака, я говорю, что есть три случая, когда мясо не может быть употреблено в пищу (монахом): когда он видел, слышал, или предполагает, что животное было убито специально ради него”
Когда монах получает мясо в качестве подаяния, то он должен обязательно его принять, чтобы не обидеть и не разочаровать подателя. Также, в буддизме под строгим запретом находятся определенные виды мяса. Из текстов различных учений следует, что нельзя употреблять в пищу мясо человека, собаки, змеи, слона и лошади, а также мясо некоторых хищников.
Рацион Будды
Многим последователям буддизма интересно, ел ли Будда мясо. В различных суттах встречается, что Будда мог употреблять мясо в период жизни во дворце. Однако, в текстах, повествующих уже о периоде, когда Будда достиг просветления, нет ни единого упоминания, где говорится, что он ел мясо. Также, согласно одной из версий, возможной причиной смерти Будды являлось отравление “сукара-маддавой”. В переводе с языка пали (древнеиндийский язык) “сукара” – это свинья, а “маддава” – что-то мягкое или нежное. По сей день, буддисты всего мира ведут споры о правильности перевода. Одни переводят напрямую «нежная свинина», а другие утверждают, что Будда, согласно священным писаниям, был вегетарианцем, и переводят как “свиные грибы”, то есть трюфеля.
Что касается буддистов-мирян, разрешается ли им есть мясо, то каких-либо жестких рамок Будда не устанавливал, разве что осуждал профессию мясника. Миряне для монахов представляли основной источник ежедневного подаяния, поэтому Будда не ограничивал мирян в рационе, тем самым заботясь о них, призывая придерживаться срединного пути (концепция в буддизме, которая предполагает соблюдение баланса между аскетизмом и наслаждениями).
Буддизм и здоровье
Предусмотрен ли в буддизме отказ от вегетарианства, если есть противопоказания по здоровью? Изменение рациона из-за проблем со здоровьем в буддизме не возбраняется. Например, тибетский лидер Далай-лама XIV, известный сторонник вегетарианства, неоднократно выступал с призывами гуманно относиться к животным. Также, он ввел вегетарианскую диету для монахов во всех тибетских монастырях на юге Индии. Однако после того, как в 1965 году Святейший стал вегетарианцем и соблюдал диету в течение 20 месяцев, у Далай-ламы был обнаружен гепатит. По настоятельной рекомендации врачей, вернувшись к привычному рациону, Далай-лама употребляет мясо в пищу 1-2 раза в неделю.
География и климат
Кроме того, рацион буддиста меняется в зависимости от климатических условий, поэтому можно утвердительно ответить на вопрос: “Едят ли мясо буддисты?”. Например, тибетским монахам было трудно поддерживать вегетарианство из-за специфики местоположения их проживания, поэтому приходилось употреблять в пищу животное мясо. Когда буддизм дошёл до рыбацких деревень Японии, то не помешал рыболовному промыслу, поэтому рыба осталась в привычном рационе местных жителей.
На западе дела обстоят иначе. Большая часть буддистов придерживается вегетарианства, и тем самым продвигает догматы неупотребления мяса в рацион. Так как, есть убеждение, что мясо пробуждает страсти в человеке и мешает духовному прогрессу.
Вывод:
Одно из главных заблуждений состоит в том, что практикующий буддизм человек обязательно должен стать вегетарианцем, но это не так. Сторонники учения стараются не впадать в крайности в столь деликатном вопросе, придерживаясь концепции срединного пути, так как считают, что это мешает духовному просвещению. Однако, следовать вегетарианской диете или нет, является личным выбором каждого буддиста.
Буддийская кухня и здоровое питание
Многие из людей, попробовавших еду в буддийских храмах, удивляются, как можно приготовить такие вкусные блюда, соблюдая при этом весьма строгие ограничения. Так, например, в пищу нельзя употреблять чеснок и зеленый лук, поскольку они воспламеняют разум, нельзя есть убитых живых существ.
Для пробуждения сознания и тела буддийская кухня старается полностью раскрыть вкусовые качества тех ингредиентов, которые позволены к употреблению. С учетом широкого распространения в современном мире пищевой аллергии, все большего использования синтетических пищевых добавок, чрезмерного употребления мяса и нерегулярного питания буддийская кухня может стать прекрасной альтернативой. Корейская газета Chosun Ilbo предлагает следующую формулу успеха:
1. Натуральные специи.
Один из секретов простого и одновременно уникального вкуса буддийской еды кроется в натуральных специях. Для приготовления пищи используются более 30 видов натуральных специй от грибного порошка до морских водорослей, порошка бобовых, корицы и др.
2. Клетчатка.
3. Пониженное содержание соли.
4. Низкокалорийные продукты.
У буддистов низкокалорийная диета. Она включает в себя горячую овсяную кашу на завтрак, полноценный обед и рис на ужин. Энергетическая ценность такой диеты составляет в среднем 1600 ккал в день, или 82% от ежедневного потребления взрослого человека. Именно поэтому такая диета прекрасно подходит тем, кто стремится сбросить лишний вес.
5. Орехи и бобовые.
Поскольку мясо исключено из рациона в буддийской кухне его заменяют кедровыми орехами, арахисом и другими орехами, а также бобами, тофу и другими соевыми продуктами в качестве источников протеина. Исследования показали, что люди, которые регулярно едят орехи, на 35-50% менее подвержены риску сердечных заболеваний, а бобовые известны своим противораковым действием.
6. Ешьте небольшими порциями.
7. Еда как лекарство.
Здоровое питание. Часть 7. Золотая середина
Далай-лама XIV
Автор одной из современных «методик похудения», когда говорит о еде «до 12-и» и «после 6-и», делает отсылки. на буддийских монахов.Мол, они не едят после 12 дня, но у них нет проблем с пищеварением, сном, они «имеют отменное здоровье». Правда, продолжает она дальше, они занимаются духовными практиками, а на их здоровье влияют многие факторы. И резюмирует: «поэтому до крайности доходить не стоит». С последним выводом я согласна, но дело в том, что подобные «авторские рекомендации» попадают в поле зрения не только тех, кто собирается худеть. И точно так же, особенно с помощью интернета, начинают трансформироваться, вызывать много кривотолков и сталкивать лбами приверженцев разных теорий. И сейчас некоторые люди не только интересуются друг у друга, можно ли есть после 6 вечера, но ещё и спрашивают: «А правда ли, что нельзя есть после 12 дня?»
Думаю, что с общими принципами построения режима дня «по будильнику» мы уже разобрались (см.Ч.6). С вопросом, можно или нет принимать пищу после 18-и вечера, тоже сложностей нет (см. «Здоровое питание. Ч.5. Есть или не есть после 6 часов вечера»). Я согласна, что не корректно сравнивать тех, кто худеет, с теми, чья земная жизнь имеет совсем другие цели, но режим дня и питания буддистов тоже поможет нам кое-что прояснить.
Буддизм — древнейшая мировая религия, которая так же, как и Аюрведа, родилась в Индии. В наше время большинство буддийских монастырей находится в азиатских странах, где солнце тоже всходит и заходит в своё время (в Индии, на Шри-Ланке, Корее, Китае и т.д.).
Фото из Интернета
В одних буддийских монастырях существует трёхразовое питание (пробуждение в 3.30 или в 4 утра, завтрак в 6 утра, обед около 12 дня, ужин в 17-18 часов). В других обителях в вечернее время могут пить лишь овощные соки или травяные чаи, а кое-где монахи питаются и один раз в день. В последнем случае завтрак может приходиться на более позднее время после пробуждения: например, на 8-9 часов утра. В некоторых монастырях соответствующие напитки употребляют в перерывах между приёмами пищи или незадолго до отхода ко сну. Спать ложатся не позже 22.00.
Некоторые монахи могут есть один раз в день или пропускать вечернюю трапезу,чтобы она не отвлекала от медитации. Таким образом, получается кратковременное голодание, в результате которого тело имеет возможность определённым образом очиститься, восстановить некоторые свои функции и сохранить энергию, которое оно потратило бы на переваривание пищи.
Что касается хорошего здоровья, то оно является одним из обязательных условий для кандидатов в монахи, но если у них впоследствии появятся какие-то проблемы, то не только еда и голодание могут стать лекарством. В нужную минуту придёт на помощь традиционная медицина (в зависимости от региона, где проживают монахи). Я знаю не понаслышке, что если потребуется, то приверженцы различных духовных учений не отказываются и от помощи современной медицины, в т.ч. западной. Об этом также можно прочитать и в других интервью Далай-ламы. Кстати, ему скоро исполнится 81 год, а в начале 2016 года он обратился за помощью к американским врачам.
Буддизм проповедует ненасилие, поэтому не приветствует употребление мяса, но, как рассказывают очевидцы, если в тарелку монаха, который просит подаяние, вдруг упадёт кусок мяса, он ничего не скажет в ответ. Буддийская философия учит с благодарностью принимать то, что дают, и не искать удовольствия в еде. В этом учении есть понятие «Срединного пути» (он также называется «Восьмеричный путь» или «Благородный восьмеричный путь»).Это «золотая середина» между мирскими удовольствиями и аскетизмом. Следовать «срединному пути» могут как монахи, так и миряне.
Главный вывод из всего вышесказанного прост: до крайности действительно доходить не нужно, но и фанатизм в любом деле не нужен тоже.
М.В. Нестеров. Портрет академика Павлова
Любой человек может подобрать для себя комфортный режим дня и питания, который будет способствовать поддержанию здоровья. Если это не возможно сделать самостоятельно, то разумнее будет обратиться к соответствующим врачам и диетологам, чем следовать рекомендациям непонятных «диет и систем», которые не говорят даже об элементарных принципах процесса пищеварения, а уж тем более не дают никаких гарантий того, что в ближайшей перспективе здоровье не ухудшится.
Фото из Интернета
Существуют простые, но важные рекомендации, знакомые всем с детства, однако, повзрослев, мы почему-то о них забываем. Например, «когда я ем, я глух и нем». В идеале каждый приём пищи должен проходить в спокойной обстановке, еда должна тщательно пережёвываться. Не нужно отвлекаться, разговаривать и даже слушать музыку, а уж тем более смотреть телевизор или сидеть за монитором компьютера.
Полноценное выделение желудочного сока, а также последующая качественная обработка пищи происходят в том случае, если желудок растягивается и наполняется до определённых размеров. Не случайно ещё древние говорили, что количество еды в каждый приём не должно превышать двух сложенных ладоней. Во время еды желудок должен быть заполнен на 1/3 твёрдой пищей, на 1/3 жидкой и на 1/3 должен оставаться свободным.
«Слизистая оболочка пустого желудка собрана в складки, которые расправляются при наполнении его пищевой массой. Пища, поступившая в желудок, под воздействием желудочного сока впервые подвергается значительным химическим превращениям. В зависимости от качества пища находится в желудке в течение нескольких часов; здесь она тщательно перемешивается, пропитывается желудочным соком; её составные части подвергаются расщеплению, после чего желудочное содержимое постепенно эвакуируется через привратник в двенадцатиперстную кишку».
Фото из Интернета
Следующий приём пищи должен быть тогда, когда прошлая еда уже переварилась (если, опять же подчёркиваю, нет врачебных рекомендаций для конкретного человека). Загружая работой пищеварительную систему, мы не даём ей отдыхать. Это может привести не только к проблемам со здоровьем, но и к быстрому старению всего организма, который вынужден постоянно тратить свои силы.
Выделение пищеварительных соков, их сила, а также полноценное переваривание пищи, усвоение питательных веществ, зависят от многих причин, в том числе от вида и качества пищи, а также от индивидуальных особенностей конкретно взятого организма. Чтобы человек был здоров,он должен поддерживать в порядке свой желудочно-кишечный тракт, следовать режиму дня и питания, знать свойства тех продуктов, которыми питается, а также иметь представление о физиологии пищеварения.
То, что много столетий назад нашло отражение в трудах великих учёных древности, то, что у разных народов передавалось по цепи ученической, семейной и врачебной преемственности — всё это нашло, находит и продолжает находить подтверждение в современной науке.
Наше здоровье и здоровье наших близких в наших руках, и еда действительно может стать нашим лекарством, если мы серьёзно и грамотно подойдём к изучению вопросов питания. Иногда на это может уйти больше времени, чем мы предполагаем, но награда за наши труды будет бесценной!