мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки
Медведь
Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда!
Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью а, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика.
Однажды на севере мне указали место, где много медведей. Это место было в верховьях реки Коды, впадающей в Пинегу, Убивать медведя мне вовсе не хотелось, и охотиться за ним было не время: охотятся зимой, я же пришёл на Коду ранней весной, когда медведи уже вышли из берлог.
Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл. А как раз против места, где я сел в лодку, на том берегу, очень крутом и высоком, в маленькой избушке жил один промысловый охотник. Через какой-нибудь час или два этот охотник поехал на своей лодке вниз по Коде, нагнал меня и застал в той избушке на полпути, где все останавливаются.
Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз против того места, откуда я вышел к своей лодке. Тут-то вот я и вспомнил, как при полном безветрии закачались впереди меня еловые лапки.
Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя. Но охотник мне ещё рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но ещё и надо мной посмеялся. Он, оказывается, очень недалеко от меня отбежал, спрятался за выворотень и оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. А после, когда я для него закрылся, влез на дерево и долго следил за мной, как я спускаюсь по Коде.
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК!
15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1.Мне хотелось застать медведя за едой или рыбной ловлей на берегу реки.
2.Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
3.Рябина прекрасна и по весне и осенью.
4.Ни на воде ни на земле ни в воздухе он не чувствовал себя растерянным.
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Здесь столько снега, что он (1) кажется (2) никогда не растает. Ель (3) кажется (4) великаншей, голова которой покрыта снеговой пушистой шапкой.
1)1,2 2)3,4 3)2,4 4)1,2,3,4
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старик (1) видевший всё своими глазами (2) не мог говорить (3) без слёз.
1)1,2 2)1 3)1,2,3 4)2,3
18. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Однако жабе лезть было трудно: её плоское тело могло свободно ползать и прыгать только по ровному месту.
1.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части предложения.
2.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3.Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопос¬тавлена по содержанию второй части.
1.Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.
2.Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопос¬тавлена по содержанию первой части.
3.Вторая часть сложного предложения заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части.
4.Вторая часть сложного бессоюзного предложения содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перебравшись через топь (1) мы увидели небольшую тропинку (2)протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса.
1)2,4 2)1,3 3)1,23,4 4)1,2,4
21. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причаст¬ным оборотом?
1.Русло реки Конго местами образует котловины, ширина которых в поперечнике достигает двадцати километров.
2.Когда тёплый воздух резко охлаждается, тёплый пар, который находится в нём, собирается в облака.
3.Стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием «дубовый мох».
4.Каменный уголь, который образовался из древних деревьев, и
поныне является одним из лучших видов топлива.
22. В каком предложении придаточную часть можно заменить причаст¬ным оборотом?
1.Доклад, с которым выступил студент, имел большой успех.
2.Углекислый газ играет важную роль в процессах, которые происходят в биосфере.
3.Троянского коня, с помощью которого грекам после десятилетней
осады удалось захватить Трою, придумал Одиссей.
1.Лес, над которым сверкали молнии, угрюмо молчал.
23. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?
1.Кое-где по мху и лопухам БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.
2.Горы сменялись трясинами, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.
1.В оврагах и сырых, БОЛОТНЫХ местах острая осока ранит ноги.
2.Капитан Зернов бодро вышагивал в новой военной форме БОЛОТНОГО цвета.
Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
3) Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного, сказанного и несказанного.
3) Царило безмолвие, и солнце погружалось в пепел туч.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
Одна запятая необходима:
во втором предложении, парные однородные члены;
в 3-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.
Правильный ответ указан под номером 2 и 3.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
ОЧ — однородные члены.
ССП — сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения — это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры:
Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Пример 1: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не только не, а, скорее. чем и другие.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок — это не однородные члены.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Теперь более сложный пример 1: На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина. В предложении два обстоятельства, у каждого простого— своё. Именно поэтому запятая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК!
15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1.Мне хотелось застать медведя за едой или рыбной ловлей на берегу реки.
2.Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
3.Рябина прекрасна и по весне и осенью.
4.Ни на воде ни на земле ни в воздухе он не чувствовал себя растерянным.
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Здесь столько снега, что он (1) кажется (2) никогда не растает. Ель (3) кажется (4) великаншей, голова которой покрыта снеговой пушистой шапкой.
1)1,2 2)3,4 3)2,4 4)1,2,3,4
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старик (1) видевший всё своими глазами (2) не мог говорить (3) без слёз.
1)1,2 2)1 3)1,2,3 4)2,3
18. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Однако жабе лезть было трудно: её плоское тело могло свободно ползать и прыгать только по ровному месту.
1.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части предложения.
2.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3.Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопос¬тавлена по содержанию второй части.
1.Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.
2.Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопос¬тавлена по содержанию первой части.
3.Вторая часть сложного предложения заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части.
4.Вторая часть сложного бессоюзного предложения содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перебравшись через топь (1) мы увидели небольшую тропинку (2)протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса.
1)2,4 2)1,3 3)1,23,4 4)1,2,4
21. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причаст¬ным оборотом?
1.Русло реки Конго местами образует котловины, ширина которых в поперечнике достигает двадцати километров.
2.Когда тёплый воздух резко охлаждается, тёплый пар, который находится в нём, собирается в облака.
3.Стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием «дубовый мох».
4.Каменный уголь, который образовался из древних деревьев, и
поныне является одним из лучших видов топлива.
22. В каком предложении придаточную часть можно заменить причаст¬ным оборотом?
1.Доклад, с которым выступил студент, имел большой успех.
2.Углекислый газ играет важную роль в процессах, которые происходят в биосфере.
3.Троянского коня, с помощью которого грекам после десятилетней
осады удалось захватить Трою, придумал Одиссей.
1.Лес, над которым сверкали молнии, угрюмо молчал.
23. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?
1.Кое-где по мху и лопухам БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.
2.Горы сменялись трясинами, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.
1.В оврагах и сырых, БОЛОТНЫХ местах острая осока ранит ноги.
2.Капитан Зернов бодро вышагивал в новой военной форме БОЛОТНОГО цвета.
15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
3.Рябина прекрасна и по весне, и осенью.
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Здесь столько снега, что он, (1) кажется, (2) никогда не растает. Ель кажется великаншей, голова которой покрыта снеговой пушистой шапкой.
1)1,2
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старик, (1) видевший всё своими глазами, (2) не мог говорить без слёз.
1)1,2
18. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Однако жабе лезть было трудно: её плоское тело могло свободно ползать и прыгать только по ровному месту.
2.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
1.Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.
21. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?
3.Стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием «дубовый мох».
22. В каком предложении придаточную часть можно заменить причастным оборотом?
2.Углекислый газ играет важную роль в процессах, которые происходят в биосфере.
23. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?
1.В оврагах и сырых, БОЛОТНЫХ (БОЛОТИСТЫХ) местах острая осока ранит ноги.
ЕГЭ. Русский язык. Как выполнить задание № 16? РЕКОМЕНДАЦИИ.
ЕГЭ. Русский язык.
Как выполнить задание № 16? РЕКОМЕНДАЦИИ.
Если предложение простое:
Сравните два предложения.
Осенью дни стали короче и заметно похолодало.
Дни стали короче, и заметно похолодало.
Пояснение.
Оба предложения ССП, в них по две грамматические основы. Но в первом есть общий второстепенный член – осенью, поэтому в нём нет запятой.
Будьте внимательны!
Если перед вами ССП, не пропустите запятую между однородными членам, не соединёнными союзами.
Пример.
Жизнь для равнодушного, эгоистичного человека быстро теряет краски, и он остаётся один со своим благополучием.
(Это ССП, две основы, запятая перед союзом и, НО не просмотрите запятую между однородными определениями).
Разберём пример задания № 16.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
3) Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
ПОЯСНЕНИЕ.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. (Это простое предложение. Основа: дети и взрослые – однородные подлежащие, собирались и читали – однородные сказуемые. Союз и между однородными членами употреблён один раз. В предложении нет запятых).
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного, сказанного и несказанного. (Одна запятая между группами однородных членов, соединённых союзом и).
3) Царило безмолвие, и солнце погружалось в пепел туч. (ССП, между простыми ставится запятая.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый. (Простое предложение, союз да = и, нет запятой между однородными определениями).
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки. (Простое предложение, одиночный разделительный союз или между однородными обстоятельствами, нет запятой).
Ответ: 23
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ материал к заданию № 16 ЗДЕСЬ.