меню первого макдональдса в мире
Как создавалась фастфуд империя Макдональдс
Фаст-фуд империи Макдональдс создавалась в 1954 годах на легендарном шоссе 66. Теперь это кафе музей, доступное туристам во время экскурсий. Начиналась история с небольшого заведения для автомобилистов. Белые буквы McDonald’s сегодня гордо украшают 36 000 ресторанов по всему миру.
С чего все начиналось?
История берет начало с города в Сан-Бернардино, штат Калифорния, куда в 40-х годах переехали братья Макдональд – Ричард и Морис (Дик и Мак).
У них имелся небольшой запас денег, который заработали в Голливуде при монтировании декораций. Вначале они попробовали открыть небольшой кинотеатр. Но публика не радовала частыми визитами. Поняв, что финансового успеха в этой сфере им не достигнуть, на оставшиеся деньги соорудили у дороги, закусочную для автомобилистов. Такой вид заведений общественного питания пользовался популярностью у американцев. Уже несколько десятков лет на тот момент существовали и гамбургеры, названные так в честь немецких переселенцев, привнесших этот рецепт в американскую кухню.
Основатели макдональдс братья Макдональды — изобретатели концепции быстрого питания
Так как бургеры существовали и до братьев МакДональдс, то в чём тогда их достижение?
Дело в том, что они в течение нескольких месяцев проектировали кухню по индивидуальному заказу и разработали метод производства: систему обслуживания конвейер. Именно в увеличение скорости обслуживания видели они большие перспективы, ведь это было нужно для автомобилистов. Им достаточно быстро приготовить и продать недорого гамбургеры, картофель фри и молочные коктейли в самом первом настоящем Макдоналдсе. Скорость приготовления еды позволяла делать её дешевле и обслуживать больше людей, что и приводило в итоге к коммерческому успеху.
История названия и логотипа Макдональдс
Самый первый логотип был весьма замысловат, но оставался визитной карточкой заведения 8 лет. Его цель состояла в том, чтобы клиенты могли быстро определить, что заведение предлагает гамбургеры и особенно фаст-фуд. Эта причина, почему они разработают слегка загруженный логотип, показывающий название ресторана, его фирменное блюдо (гамбургеры), а также мигающий шеф-повар, напоминающий знаком, что его цель — быстро обслужить клиента. Цена на блюдо указана 15 центов.
В 1952 году успех их ресторана побудил братьев Макдональдс мыслить масштабнее. По их мнению, яркое и оригинальное в архитектурном отношении здание — отличный способ выделиться на фоне конкурентов.
Очень быстро они останавливаются на своем желании: ресторан оформлен в виде стойки для бургеров с арочными полукругами по бокам. Но найти архитектора, готового реализовать этот проект, очень сложно, братьям Макдональдс приходилось сталкиваться с несколькими отказами.
Наконец, архитектор Стэнли Кларк Местон согласился и спроектировал символ одной из крупнейших мировых компаний. Так родились «золотые арки». Для привлечения внимания они установили на крыше золотые арки, подсвеченные неоном – это стало, впоследствии, самым узнаваемым коммерческим символом.
Важно! Золотые арки могли исчезнуть. После продажи братьями бренда, Рей Крок — новый владелец, задумывался изменить название на свое имя. Консультант по дизайну Луи Ческин предложил оставить логотип, ведь потребители его хорошо знали.
Изменения все же были:
Появление Рэя Крока
С 1953 года братья Макдональды задумались о франчайзинге своего бизнеса, и именно тогда они познакомились с Рэем Кроком., их поставщик миксеров, который станет их франчайзи: он открыл свой McDonald’s в 1955 году. Воодушевленный полученным доходом, он купил всю сеть McDonald’s у братьев-основателей в 1960 году за 2, 7 млн долларов.
Внимание! Франшиза – форма договора, заключаемого между двумя сторонами бизнеса. Первая сторона владеет торговой маркой – это франчайзер. Вторая сторона желает использовать готовую наработанную концепцию в своих коммерческих целях — это называется франчайзи. Франчайзинг – способ развития бизнеса, при котором одна компания передает право на работу под своим брендом другой компании.
Рей Крок – продавец мульти миксеров. Его карьера складывалась не очень хорошо. Однажды ему пришла идея создать собственный бизнес. С образцом своей продукции он навещал лавки, занимающиеся продажей коктейлей. Но покупать товар владельцы ларьков не спешили.
Крок путешествовал по всей стране, в итоге его бизнес привел к долгу в 100 000 долларов, ему пришлось заложить дом. Неожиданно поступил заказ на большую партию миксеров от ресторана в городе Сан-Бернардино. Это был «Макдональдс».
Поняв, что кому-то удалось наладить бизнес и получать неплохую прибыль, Крок решает перенять опыт и направляется к основателям Макдональдс братьям из Сен-Бернардино. Подъехав к заведению быстрого питания, он с удивлением обнаружил быстро передвигающуюся очередь клиентов, которые в самое короткое время, практически без ожидания получали свой заказ.
Познакомившись с основателями лично, он заверил, что в его силах расширить бизнес и построить сеть ресторанов. Так был подписан договор франшизы. За лицензию Крок заплатил 15000 долларов. Это был большой риск, ведь больше кредитов ему никто не давал, а имущество было заложено.
Под руководством Рэя Крока McDonald’s, ныне известная как McDonald’s Corporation, открывает рестораны и расширяет свою франчайзинговую сеть во все большем количестве штатов. Компания стала международной в 1965 году, а первый Макдональдс за границей открылся в Канаде в 1967 году
Макдональдс в России был открыт 31 января 1990года. На тот период этот ресторан был самым большим в мире и находился он в Москве. За первый день работы было обслужено 30 тыс. человек. По состоянию на декабрь 2019 года открыто 693 ресторана.
Успех Сэнфорда Агате
Новая идея Крока состояла в том, чтобы уже самому продавать франшизы. Любой человек мог открыть ресторан под его брендом, но соблюдать уже установленные правила и отчислять, заранее оговоренный процент от прибыли, владельцу, то есть Кроку. Но еесмотря на успешность самого ресторана, за первый год купили только 18 договоров. Это были богатые люди, но вкладывать силы в ресторан они не хотели. В заведениях царило самоуправление, менялось меню, цены повышались, персонал выглядел неподобающе, игнорировали униформу.
Однажды журналист из Чикаго, выразил желание начать свое дело. Его звали Сэнфорд Агате и у него из накоплений было 25 тысяч долларов. Он выкупил франшизу. На арендованной земле построил ресторан и … разбогател. Его ежемесячная прибыль составляла 30 тыс. долларов. Все о чем он мечтал – теперь его: дом, машина, прибыльный бизнес.
И этот случай помог Кроку. Вдохновленные успехом журналиста люди начали скупать франшизы. Люди не могли поверить своему успеху. Деньги лились рекой, новые миллионеры появлялись каждый день. Сеть расширялась, строилась настоящая империя.
Продажа бренда McDonald’s Рею Кроку
В 1961 году братья Макдональды согласились полностью продать свой бизнес Кроку за 2,7 млн долларов. У него таких денег не было. На помощь пришел финансовый директор ресторана Макдональдс Гарри Зоннеборн. Он уговорил университеты, одним из них был Принстонский, вложить деньги в их рестораны. На то время уже работало 228 заведений со стабильной прибылью. Оценив риски университеты дали такой кредит. Они получили прибыль процентами и вернули долг. Так Крок получил свои 2,7 млн и полные права на владение имуществом.
Интересный факт: в Америке университеты и профессора имеют капитал и часто вкладывают его в успешные по их мнению бизнес идеи своих студентов, таким образом используя смелось и амбициозность молодых дарований для общей пользы. За каждым юным стартапером начинает складываться свой собственный «рейтинг доверия», ведь он мог стараться, но не построить выгодный бизнес, тогда он не так теряет уважение, а другие, кто прокутил первые деньги – больше не получают дотаций и грантов.
За столом переговоров Кроку удается добиться уступки всех прав, связанных с названием «Макдональдс», позволяя братьям оставить открытым их первый исторический магазин (но с которым он будет конкурировать, открыв свой собственный ресторан по соседству).
Его цель — стать эксклюзивным владельцем всего, что связано с сетью быстрого питания.
Когда он умер в 1984 году в возрасте 81 года, он был владельцем 7500 McDonald’s в 31 стране, а также бейсбольной команды San Diego Padres. В 2016 году о нем сняли фильм «Основатель» с Майклом Китоном в главной роли.
Mc Donald’s по сей день остается самой развитой сетью быстрого питания в мире.
История компании Макдональдс под управлением Рэя Крока
Родившийся в 1902 году в семье чехословацких иммигрантов, Рэй Крок прошел путь от скромного начала, включая работу продавцом бумажных стаканчиков и джазовым музыкантом, до того, чтобы стать одним из «Самых важных людей века», построив McDonald’s. Познакомившись с братьями Макдональдами и купив у них франшизу, Крок открыл свой первый ресторан в 1955 году в Де-Плейнс, штат Иллинойс, с оглушительным успехом, и организация стала корпорацией McDonald’s.
Шесть лет спустя Крок выкупил братьев-основателей за 2,7 миллиона долларов. К 1965 году в Соединенных Штатах насчитывалось более 700 сайтов, следуя инновационной модели франчайзинга Kroc, предоставляющей франчайзи право только на одно местоположение магазина за раз, тем самым сохраняя возможность осуществлять контроль над франшизами и поддерживать единообразие обслуживания и качества.
Крок установил строго стандартизированные операции для всех франшиз McDonald’s, которые включали размеры порций и приготовление пищи, упаковку и ингредиенты. Стандарты обслуживания клиентов также были высокими, хотя франчайзи имели право решать, как продавать свой бизнес.
Вскоре McDonald’s завоевал популярность в других странах, Корпорация владеет более чем 31 000 сайтов в 119 странах по всему миру. Каждый день обслуживалось около 47 миллионов человек, а объем продаж составлял 17 миллиардов долларов.
Макдональдс сейчас
Всемирно известный ресторан побил множество рекордов по скорости роста и распространения по миру. Имея почти 40 000 точек по всему миру, всемирно признанный бренд и миллиардный доход, McDonald’s является не просто королем фастфуда — это одна из самых успешных компаний в мире.
МакКиоск, что вы видите на фото выше — это ещё один формат торговых точек Макдональдс, позволяющий разместиться на небольшом пространстве, зато в самых проходимых местах торговых центров. В России МакКиоск можно увидеть в ТЦ «Мега Дыбенко» в Санкт-Петербурге. Здесь вам не продадут бургеры, зато вы можете взять блюда не требующие поваров для готовки: вафельный рожок, кофе, пирожки и подобные. Цены в МакКиоске не отличаются от обычных цен Макдоналдс.
История меню Макдоналдс
Меню в разных странах адаптировано по вкусам жителей. Имеются меню с алкогольными напитками, на территории России ресторан остается безалкогольным.
История McDonald`s
У одного из самых узнаваемых ресторанов мира под названием Макдональдс история создания долго оставалась неизвестной. Со временем завеса тайны приоткрылась, и история Макдональдса кратко будет описана в этой статье. Сегодня я бы хотела рассказать вам, с чего все начиналось, остановиться на значимых для компании датах и необычных фактах.
На мировом финансовом рынке акции ресторанной сети ценятся очень высоко. Несмотря на то, что история Макдональс знает и взлеты, и падения, в течение последних 10 лет их стоимость стабильно растет. Ведь если россияне заглядывают в рестораны фастфуда только иногда, то, например, в Америке многие вообще не готовят дома. Вместо этого люди предпочитают заглянуть в McDonald`s и купить пару любимых с детства гамбургеров.
Зарабатывать на акциях Макдональдс может любое физическое лицо, достаточно зарегистрироваться на сайте робота для торговли на бирже.
А если есть спрос – будет и стабильная прибыль. Доходность акций Макдональдс является более высокой, чем в среднем по отрасли, а потенциал их роста превышает 25%. Так что на ценных бумагах знаменитой компании можно неплохо заработать.
Предыстория: с чего все начиналось
Но пора перейти к рассказу о компании Макдональдс, история создания которой началась в 30-е годы XX века. В это время в США появились первые закусочные быстрого питания. Принадлежали они известной сети White Castle. Гамбургеры, которые красовались в ресторанном меню, были настоящей экзотикой.
Через четыре года братья продали кинотеатр и открыли ресторанчик для автомобилистов. Заведение располагалось на перекрестке двух улиц Голливуда и называлось «Поросячья стоянка». В меню были только сэндвичи со свининой, но людей подкупала возможность сделать заказ и получить еду, не выходя из машины.
Открытие первого ресторана McDonald`s
Открытием небольшой точки фастфуда братья не ограничились. Они решили, закрыть маленький ресторан в Голливуде, чтобы открыть новый в Сан-Бернардино, и сосредоточить все усилия на нём. В 1940 году история Макдональдс продолжилась основанием первого ресторана сети в Сан-Бернардино. Конструкция представляла собой здание восьмиугольной формы. Через большие окна люди могли видеть процесс приготовления еды. Для того времени это было необычно, и такой формат привлекал внимание клиентов.
Братья Макдональдс решили максимально оптимизировать свой новый ресторан. Чтобы обслуживать гостей еще быстрее, меню сократили до минимума. Было подсчитано, что 87% прибыли ресторану приносит всего 3 позиции в меню, гамбургер, картофель фри и кока кола. Вместо 25 позиций в нем оставили только девять наименований. Это была еда и напитки, которые пользовались особой популярностью: гамбургеры, чизбургеры, картофель-фри, чипсы, хрустящие пирожки, кофе, молочные коктейли и обожаемая американцами кока-кола. Пицца, рыбные блюда и жареные ребрышки были безжалостно вычеркнуты из меню.
Благодаря такому простому меню Макдональдам удалось сократить количество работников на кухне, работа которых стоила недешево. Вместо металлической посуды появилась бумажная. Позже была введена и система самообслуживания, необходимость в официантах отпала. Поскольку пропускная способность резко увеличилась, цена на фирменные гамбургеры была снижена в два раза и стала составлять 15 центов.
Несмотря на то, что ресторан братьев Макдональдс был относительно небольшим и не мог тягаться с развитыми сетями других ресторанов, к 1945 году поток посетителей увеличился в несколько раз. Посещаемость заведения выросла до 300 человек в день. Помогло месторасположение, место было очень популярным, количество людей большим. Годовой оборот заведения стал доходить до 200 000 долларов: по тем временам это была солидная сумма.
Интересно, что первые схемы внутреннего пространства своего ресторана, братья Макдональдс рисовали мелом на теннисном корте. Потом они звали работников, и заставляли их бегать по всему пространству, имитируя работу, чтобы понять, насколько удобно будет работать на импровизированной кухне.
Ресторан братьев Макдональдс продолжал набирать популярность. Со временем люди получили возможность покупать еду, не выходя из автомобиля. Для братьев формат Drive-in тоже оказался выгодным, содержать такой ресторан было недорого.
Обновленный ресторан, открытый в 1948 году, имел колоссальный успех. Очередь к прилавку с гамбургерами в часы пик достигала 100 человек. Уже через два года братья смогли удвоить прибыль. Ричард и Морис стали обеспеченными и уважаемыми людьми. Их начали приглашать на обеды, ужины и другие мероприятия с участием местной знати.
Франчайзинг в те времена только начинал развиваться, Макдональдсы решили зарабатывать в этом направлении. Они придумали архитектуру новых ресторанов, единый стиль. Идея золотых арок, на здании ресторана принадлежала братьям. В будущем знаменитые золотые арки превратились в один из самых успешных коммерческих символов в мире.
Братья пробовали продавать франшизы своего ресторана, но новые рестораны не имели такого успеха. Владельцы франшиз меняли меню в своих ресторанах, нарушали технологический процесс, а часто даже не поддерживали чистоту на кухне и возле ресторана. Само собой такое положение дел не устраивало перфекционистов Дика и Мака, поэтому они прекратили развивать это направление.
Рэй Крок и его роль в истории компании
Краткая история Макдональдса, описать которую довольно трудно, была бы невозможной без одного человека. Его звали Рэй Крок, и именно с его появлением стала развиваться известная сеть.
Реймонда Крока и Макдональдов судьба свела в 1954 году. На тот момент коммивояжер, уже немолодой мужчина, торговал миксерами для коктейлей. Однажды он получил крупный заказ на свои миксеры и заинтересовался своими покупателями.
Рэй приехал в городок Сан-Бернардино, посетил ресторан и познакомился с братьями. К его удивлению, прославленное заведение оказалось небольшим придорожным кафе. Маленькое меню и одноразовая посуда показались ему необычным решением и очень впечатлили. Но больше всего Крока поразили цены: они были вдвое ниже, чем у конкурентов. После знакомства с хозяевами этого заведения, братьями Диком и Маком, торговец миксерами Рэй загорелся идеей создать сеть этих ресторанов по всей Америке. В тот момент эта идея казалась фантастической. Больших денег у Рэя не было, только его настойчивость и решительность!
Рэй Крок добился того, чтобы братья предоставили ему право продавать франшизы. Новые владельцы ресторанов должны были платить 950 долларов за лицензию, а также по 1,9% с оборота каждого заведения. Из этих средств Макдональдам доставалось только 0,5%. Остальные 1,5% продавец миксеров брал себе. Может показаться, что условия сотрудничества были достаточно скромными. Но Рэй сразу оценил перспективы проекта и был уверен в успехе
Позже эти 1,5% и жесткие рамки братьев Макдональдс окажутся сдерживающими факторами, для развития бизнеса. Предприимчивый Рэй Крок будет искать выход из сложившейся ситуации.
Для информации: сегодня франшиза прославленной сети MacDonalds стоит миллион долларов.
Официально история Макдональдс началась в 1955 году. В это время Рэй Крок зарегистрировал компанию, которая получила название McDonald`s System Inc. Через пять лет ее решили переименовать, и фирма стала называться McDonald`s Corporation.
Франчайзинговая сеть стала стремительно расширяться. Через 4 года в нее входило уже 228 ресторанов. О них заговорили по всей Америке. Бизнесмены, привлеченные успехом компании, все чаще обращались к Кроку с просьбой о продаже франшизы.
Создание продовольственной империи
Продолжается история Макдональдса в 1961 году. В это время Рэй Крок решил выкупить у братьев права на бренд и стать единоличным владельцем. Братья Макдональдс назвали цену в 2,7 млн. долларов и 1% от прибыли компании ежемесячно. Чтобы осилить сумму в 2,7 млн. долларов, предприимчивому энтузиасту пришлось взять большой кредит, обслуживание которого обошлось в 14 млн. долларов. А условие в 1% от прибыли было заключено не на бумаге, а рукопожатием.
Крока расстраивало только то, что в стоимость сделки не входило оригинальное заведение в Сан-Бернардино. Мечтающий заполучить его Рэй открыл рядом другой ресторан и постепенно выдавил Макдональдов из бизнеса.
Вскоре после этих событий Морис Макдональд умер. Что касается Ричарда, он так и не смог простить бывшему партнеру такого предательства. Ричард был возмущен и тем, что Крока, который был наемным работником, во всех исторических справках начали объявлять основателем компании.
Несмотря на противоречия между партнерами Макдональдс, история создания все-таки больше знает Рэя Крока. Именно он начал строить империю фастфуда, а решение о выкупе бренда оказалось судьбоносным. В середине 60-х годов в активе корпорации были сотни заведений быстрого питания.
Кстати, за неимением возможности доказать, что в сделке по передаче прав на бренд, было условие в 1% от прибыли, братья Макдональдс так и не получили свой гонорар. На сегодняшний момент эта сумма равнялась бы 100 млн. долларов ежегодно.
Крок разработал и воплотил в жизнь технологию, позволяющую тиражировать рестораны с единым уровнем обслуживания. Гамбургеры, которые продавались в США, ничем не отличались от аналогов в любой другой стране мира.
В 1967 году бизнес компании McDonald`s вышел на пределы Штатов и начал завоевывать иностранные рынки. Рестораны франчайзинговой сети появились в Пуэрто-Рико и Канаде, а еще через 4 года продукцию Макдональдс попробовали европейцы.
Умер Рэй Крок в 1984 году. К тому моменту бывшему продавцу миксеров исполнился 81 год, а его состояние оценивалось в 500 млн. долларов.
Интересные факты о Макдональдс
Такая философия легко приживалась в странах с разными национальными и кулинарными традициями. На ее основе была издана подробная инструкция для персонала ресторанов. На 750 страницах подробно рассматривались ситуации, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам. Особое внимание в книге уделялось анализу должностных полномочий, тонкостях приготовления еды, корпоративной культуре и, конечно, взаимоотношениям с клиентами.
Интерес вызывают и взгляды Крока на взаимоотношения полов. По мнению талантливого торговца, внутри корпорации их быть не может. Поэтому на старте развития сети на вакансии официантов принимали только мужчин. Руководство считало, что с девушками-официантками слишком часто заигрывают клиенты, а это тормозит рабочий процесс.
Кроме того, рестораны Макдональдс планировали сделать семейными заведениями. Ведь взрослые люди с детьми оставляют в ресторанах солидные суммы денег, а что взять с клиентов-подростков? Поэтому для малышей начали оборудовать игровые площадки, а встречать маленьких гостей должен был веселый клоун Рональд Макдональд.
Империя оставалась бесполой до тех пор, пока в дело не вмешались американские феминистки. Компания была обвинена в сексизме, и Кроку пришлось уступить. Девушек начали принимать на работу, но принцип «бесполости» от этого не пострадал. В Макдональдсе ввели специальную униформу. Как мужская, так и женская часть персонала должна была носить рубашки, брюки и кепки с длинными козырьками. Оставаться сексуально привлекательным в таких условиях было почти невозможно.
«Вызывающая внешность» сотрудниц компании попала под строгий запрет. Девушки не могли приходить на работу с распущенными волосами, длинными или накрашенными ногтями, носить бижутерию, пользоваться яркой косметикой и духами с сильным запахом. Провинившиеся получали предупреждения. Если их набиралось четыре – сотрудница оказывалась за воротами.
В компании уделялось большое внимание развитию потребительского спроса. Посетителям регулярно предлагались новые блюда, и Крок принимал самое активное участие в разработке рецептов. Правда, особого успеха корпорации они не принесли. Зато настоящим кулинарным хитом McDonald`s стал «Биг Мак» – изобретение Джима Деллигатти.
Этот мужчина никогда не был профессиональным поваром. Во время войны он служил в американской армии, а после ее окончания начал путешествовать по стране, подрабатывая в закусочных. Со временем Джиму удалось накопить денег, купить франшизу Макдональдс и открыть ресторанчик в Питтсбурге.
Деллигатти не сомневался в том, что многие посетители предпочитают большие бутерброды. Такой он и создал: сочный двухэтажный сэндвич с фирменным соусом. Энтузиаст Джим в течение нескольких лет продвигал свою идею руководству компании, получал отказы, но настойчивость победила.
Таким образом, популярнейший сэндвич, который начали продавать в штате Пенсильвания, постепенно завоевал весь мир. После того, как в 1968 году «Биг Мак» появился в меню всех ресторанов страны, оборот компании вырос на 12%.
Есть еще один интересный факт, который может шокировать сторонников здорового питания. Родные Джима говорили, что он очень любил свои сэндвичи и съедал не меньше одного-двух «Биг Маков» в день. Однако прожил создатель «Биг Мака» целых 98 лет!
Настоящим триумфом корпорации стало открытие первого Макдональдса в СССР, которое состоялось в 1990 году. Люди так хотели попробовать диковинную заморскую еду, что были готовы часами стоять в очередях. Так, только в первый день работы ресторан напоил и накормил больше 30 000 гостей.
Расширение производственной корпорации
К 1965 году компания была представлена почти во всех штатах страны. На благо потребителей работало 731 предприятие, и ежегодно открывалось больше сотни новых ресторанов.
История Макдональдс продолжается уходом со своего поста Рэя Крока. Руководитель корпорации доверил высокий пост своему ученику. Фредерик Тернер, который пришел в команду официантом и дослужился до такой должности, был его любимцем и правой рукой. Иногда Крок даже называл Фреда сыном.
В 1967 году Тернер занял пост исполнительного президента. На следующий год он уже был президентом, а в 1977 году стал председателем корпорации McDonald`s.
Фред сразу установил строгие стандарты работы ресторанов сети. Например, на одном гриле запрещалось одновременно жарить больше 24 котлет. Уточнялись и нормы расхода продуктов. Так, для изготовления 10 котлет нужно было взять ровно 1 фунт говядины. Толщина картофеля-фри должна была составлять 7,1 мм.
Особое внимание было уделено разработке проектов новых ресторанов. Золотые арки с крыш исчезли, вместо цветной плитки стали использовать кирпич. Наклонные крыши заменили более современные аналоги – мансардные. Помещения заведений стало значительно просторнее.
Заслугой Фреда Тернера стало и открытие ресторанов МакАвто, которое состоялось в 1975 году. У клиентов появилась возможность получать заказы в течение 50 секунд, причем можно было даже не выходить из машины.
В таких заведениях было три окна. Первое предназначалось для принятия заказа, второе – для оплаты покупки. В третьем окошке выдавались пакеты с едой. В результате люди обслуживались максимально быстро, к тому же руководство смогло решить проблему нехватки парковочных мест.
Во время правления Тернера в эксплуатацию постоянно вводились новые объекты. Только в 1974 году открылось 515 точек общепита. Общая численность предприятий сети достигала нескольких тысяч. Благодаря Тернеру, рестораны Макдональдс появились более чем в 100 странах мира.
История появления этого бутерброда тоже не совсем обычна. Придумал его предприниматель из штата Огайо, который столкнулся с резким снижением прибыли в своем ресторане. Причина выяснилась быстро: заведение находилось в католическом квартале, а католики не едят мясо по пятницам. Когда в меню появился рыбный сэндвич, финансовые дела пошли на поправку.
Чтобы повысить уровень продаж, Фредерик Тернер ввел в меню жареную курицу. Это произошло в 1983 году, когда спрос на говядину несколько упал. Для привлечения маленьких посетителей придумали «Хэппи Мил» с игрушкой, а «МакМаффин с яйцом» стал лидером среди вкусных и сытных завтраков.
Конечно, финансовые проблемы не обошли стороной даже такую успешную компанию. В 60-е годы ее постиг настоящий кризис. Торговые точки открывались одна за другой, но многие из них перестали окупаться. Возможно, это было связано с неудачным месторасположением. Нередко точки общепита открывались в небольших провинциальных городках. Уровень доходов местного населения был невысоким, и тратиться на походы в рестораны люди не хотели.
1984 году стал печальным для корпорации. Из жизни ушел Рэй Крок – человек, фактически создавший империю. К тому времени ее масштабы стали огромными: 8 000 заведений, работавших в 36 странах мира. До самой смерти Крок объезжал свои владения в самых удаленных уголках страны, следил за тем, чтобы стандарты обслуживания Макдональдс четко соблюдались.
Успехи Макдональдс за рубежом
Мировая экспансия корпорации началась в 1967 году, с открытием ресторана в Канаде. После этого последовали презентации в Латинской Америки (кстати, здесь фастфуд любят больше всего), в Японии и других странах Азии, в Австралии, Африке, Европе, а потом и в СССР.
Мало кто знает, что переговоры по открытию первого ресторана в Москве велись в течение 14 лет. Как раньше, так и сейчас это заведение является самым большим в Европе.
Несмотря на то, что ассортимент является единым и утверждается в штаб квартире компании, меню в разных странах разрабатывается с учетом национальных особенностей. Так, в итальянских ресторанах посетителям подается пицца. В заведениях Индии не готовят сэндвичи с говядиной, а в мусульманских странах – со свининой.
Поскольку Макдональдс руководствуется стратегией поддержки своих производителей, вся продукция для ресторанов закупается на местах. Исключением являются только соусы, которые привозят из США.
Макдональдс сегодня
Макдональдс сегодня – это тысячи успешно работающих предприятий по всему миру. Общее количество заведений сети превышает 37 000 ресторанов, а география охватывает больше сотни стран. Всего в сфере обслуживания McDonald`s занято около 2 млн. человек. Годовая прибыль каждого заведения в среднем составляет 1,5 млн. долларов. Еще больше впечатляет размер чистой прибыли корпорации – больше 3 млрд. долларов.
Доля рынка в основном поддерживается за счет франчайзинга: 80% ресторанов сети функционирует по схеме франшизы. Прибыль от нее поступает в виде роялти – процента от дохода, который получает непосредственный владелец. Эти деньги перечисляются за маркетинг и использование бренда.
Большую часть доходов компании приносит европейский рынок. В общей структуре выручки доля Европы составляет примерно 40%. Вторым по значимости является американский рынок, на который приходится примерно 32% выручки. Наконец, 23% прибыли корпорации обеспечивает Азиатско-Тихоокеанский регион.
Штаб-квартира корпорации расположена в Чикаго. Ее руководство периодически собирается и утверждает планы корректировок. Например, когда американцы забили тревогу насчет ожирения нации, специалисты сети подготовили линейки продуктов с минимальным количеством калорий. Кроме того, была разработана дорогостоящая маркетинговая компания, которая призывала граждан заниматься спортом и ограничивать себя в еде.
В рекламных акциях Макдональдс поучаствовали даже сестры Уильямс. Знаменитые теннисистки выпустили ролик, убеждающий американцев налегать на фрукты и орехи вместо плюшек и пончиков.
Компания никогда не остается в стороне от общественных проблем. Она принимает активное участие в благотворительных мероприятиях, способствует улучшению жизни людей. Можно сказать, что самая большая мечта Рэя Крока – создать компанию, которая заботится о потребителях – сбылась, и такой компанией является Макдональдс.
Значимые даты в истории Макдональдс
Приобретение компании у братьев Макдональд. Покупателем стал Рэй Крок, стоимость сделки составила 2,7 млн. долларов.
На территории США работает 700 ресторанов Макдональдс.
Акции McDonald`s начинают пользоваться повышенным спросом на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Открытие ресторана в Канаде и выход корпорации на мировой рынок.
К этому моменту точки общепита открылись в Японии, Австралии, Великобритании, Германии, Франции. Рестораны, открытые в перечисленных уголках мира, начинают приносить до 80% прибыли.
Январь этого года ознаменовался открытием Макдональдса в Москве. Общее количество посетителей в первый день превысило 30 000 человек.
Ресторан известной сети открывается в Тель-Авиве (Израиль). В соответствии с законодательством и религиозными особенностями этой страны состав популярного фастфуда пересматривается.
Общее количество ресторанов, которые работают в 108 странах, достигает 11 000 заведений.
В этот раз рекорд поставила Россия. Ресторан, открытый в Москве, возглавил рейтинг посещаемости среди 30 000 точек общепита. Специалисты подсчитали, что в год в нем обедает 2,8 млн. человек.
Капитализация Макдональдс достигла показателя в 64,2 млрд. долларов. К началу года сеть насчитывала 33 000 заведений, открытых в 118 странах.
Рыночная стоимость корпорации достигла 136,93 млрд. долларов. При этом большая часть акций Макдональдс находится в свободном обращении.