меня недооценивают на работе
Советы сотрудникам, которых не ценят на работе
Недавно мой клиент, руководитель департамента крупной компании, человек харизматичный, командный и увлеченный, поделился печальной историей. В ежегодный опросник по вовлеченности сотрудников он попросил для работников своего департамента добавить простой вопрос: чувствуете ли вы, что руководитель признает ваши заслуги, успехи, результаты? Этот руководитель много занимался своими сотрудниками, обсуждал с ними текущие вопросы, регулярно давал обратную связь и старался хвалить тех, кто вовремя и успешно справился с очередным проектом или внес интересное предложение. Но неожиданно для начальника департамента большинство сотрудников ответили на этот вопрос отрицательно. Получилось, что, несмотря на его менеджерские усилия, люди все равно чувствуют себя недостаточно признанными. Признания никогда не бывает достаточно. Окружающий мир относится к нам равнодушнее, чем мы того достойны. Мои клиенты после знакомства с результатами собственной оценки «360 градусов» нередко разочаровываются до слез – в коллегах, компании и в общем мироустройстве. Все считали себя лучше, эффективнее и популярнее, чем оказалось в итоге. И даже один из самых уважаемых на рынке менеджеров тоже жаловался на безразличие окружающих: «Меня в коллективе признают, пока я рядом и приношу пользу, но стоило мне заболеть, как обо мне тут же забыли. Нет, не ценят меня по-настоящему».
Однако надо разделять служебную и частную жизнь. Во время болезней нас поддерживают семья и друзья, но отнюдь не всегда – сотрудники. При сложностях на работе можно рассчитывать на свою команду, но вряд ли на дружеский круг.
Я спрашивала разных сотрудников: почему они считают, что их недооценивают? Ответы были двух типов. Одни люди во всем винят окружающих: «Я столько сделал, но меня не хвалят, не повышают зарплату, не дают новую должность, не поручают серьезные проекты, оставляют только рутину, отдавая самое интересное другим, не учитывают мое мнение. » – и т. п. Другие винят самих себя: «Я не сумел показать свои таланты, не смог выстроить отношения так, чтобы мои результаты были заметны, мне элементарно не хватило времени, чтобы достичь поставленных целей».
Но действительно ли нас недооценили или просто мы сами переоцениваем свои таланты и успехи? На самом деле происходит и то и другое. И корни уходят в раннее детство: ведь именно в дошкольный период формируются главные черты нашего характера, закладываются основы личности. Некоторые родители очень скупы на похвалу. Что бы ребенок ни делал правильного и хорошего, этого было недостаточно, чтобы заслужить одобрение старших. Неудовлетворенная потребность в признании так и продолжает сопровождать человека во взрослой жизни. Ощущение непризнанности, недооцененности становится частью характера. И, даже получая похвалу, наш герой продолжает мучительно хотеть новой порции поощрений. Или совершенно другой сценарий. «Ты у меня лучше всех, ты достоин большего», – звучит мощный родительский посыл. Неадекватно завышенная самооценка заставляет беднягу потом всю жизнь страдать от вечной нехватки восхищения, которым в изобилии его пичкали в младенчестве.
Но надо оставить эмоции и попробовать действовать конструктивно. Когда нас, как нам кажется, недооценивают, следует спокойно разобраться, в чем именно и почему. Худшее, что можно сделать, – это затаить обиду, разозлиться, опустить руки, меньше вкладываться в работу, перестать доверять окружающим. А лучший способ справиться с негативными чувствами – это понять и принять истинную природу своих переживаний, продолжать эффективно работать, не пренебрегать разумными возможностями показать себя, открыто поговорить с руководством и уточнить ожидания. И однажды все может кардинально измениться.
Автор – партнер компании «Экопси консалтинг»
Как выйти из тени, если вы хорошо работаете, но вас не ценят
На важную конференцию отправляют не вас, а вашего коллегу, который работает в компании не так давно, как вы, и результаты у него вроде бы не лучше ваших. Или вы случайно узнаете, что коллеге, который работает не лучше вас, предложили повышение, а про вас и не вспомнили.
Не будем рассматривать ситуацию, когда причина в том, что в компании процветает кумовство, — тогда преодолеть проблему можно только через смену работы. Поговорим о нормальных условиях. Иногда корень проблемы кроется не в результатах работы, а в неумении правильно коммуницировать с руководителем и коллегами. То, что сейчас для успешной карьеры стали очень важны так называемые софт скилc (soft skills — гибкие навыки), не пустой звук и не просто хайп. Это реальность. А под гибкими навыками понимается прежде всего умение правильно преподнести себя и выстроить правильные отношения с коллегами.
По словам бизнес-тренера Алены Шимчук, нужно различать две ситуации:
Ситуация «Мне кажется, я ни на что не влияю»
В первом случае Алена советует для начала подумать и записать:
В результате можно разобраться в том, что именно вас останавливает от того, чтобы проявить себя на работе заметнее, чем сейчас. Обычно это какие-то страхи.
Дальше Алена рекомендует проанализировать, чем вы важны для компании, в которой работаете. «Можно сделать это самостоятельно, а можно попросить обратную связь у коллег: «Что для вас ценно в работе со мной? Что вы хотели бы улучшить в нашем взаимодействии?». Да, такой разговор, вероятно, возможен не со всеми коллегами. Важно выбрать тех, с кем у вас относительно комфортные отношения — это уже хорошее начало».
Если в компании есть процедуры оценки 360, или так называемого перфоманс ревью (оценка производительности), то вы и так получаете на них ответы на подобные вопросы. Но если вы чувствуете, что в вашей компании это простая формальность, никто не дает развернутых ответов, то попросите тех, кому доверяете, дать вам неформально честную и подробную оценку.
Ответы коллег дадут вам основания почувствовать себя увереннее: вы увидите, что у вас нет причин держаться в тени. Затем Алена советует подумать над такими вопросами:
Как правило, страх выделиться, проявить себя иррационален — вы убедитесь, что никакими страшными последствиями вам это не грозит.
Ситуация «Я не знаю, как сделать так, чтобы меня заметили»
Второй случай — когда у вас нет сомнений в своей значимости для компании, но вы чувствуете проблему в коммуникации. Как обратить на себя внимание, чтобы к вам прислушались, готовы были с вашей подачи вносить изменения в какие-то рабочие решения, доверяли нашей интуиции и опыту — словом, ценили бы ваш профессионализм?
Во-первых, не стесняйтесь высказываться и проявлять инициативу. Молчунов не замечают, это очевидно. Так что, если у вас есть проблема стеснительности, придется ее преодолеть. Во-вторых, высказываться нужно правильно: по делу, а не лишь бы что-то сказать, и в корректной для других форме. Плохо быть молчуном, но и пустым болтуном или резким критиканом — не лучше.
Есть три принципа эффективной коммуникации:
Еще несколько советов
1. Вызовите вашего руководителя на откровенный разговор
Вы узнаете, замечает ли он ваши успехи (а если нет — как раз будет повод их подчеркнуть), видит ли какие-то существенные недостатки в вашей работе.
2. Выбирайте рабочие задачи осознанно
Инициатива — это хорошо, но не надо хвататься за всё подряд, чтобы показать свою инициативность, и не стоит пытаться угодить всем коллегам вокруг. Одно дело — получить задачу, которая поможет вам развиваться, и совсем другое — работать «за себя и того парня», всё больше и больше раздражаясь на коллег, компанию, себя и ситуацию, которая так сложилась.
Подсказка: прежде чем взять в работу задачу сверх своих основных функций, проанализируйте, насколько она сейчас важна для компании и чем она полезна вам. Она поможет вам выйти на новый профессиональный уровень? Результатом можно будет похвастаться (в хорошем смысле) как профессиональным достижением? Или это рутина, которую просто хочется на кого-то скинуть?
3. Ведите счет своим профессиональным победам
Например, записывайте в ежедневник благодарности клиентов и коллег, фиксируете завершения проектов и их итоги в цифрах (какую конкретно пользу каждый из них принес компании). В сложный момент ежедневник выручит вас, напомнив о той ценности, которую вы уже создали. И всегда пригодится для обновления резюме.
Подсказка: не ждите удобного момента, начинайте вести счет успехов прямо сейчас.
4. Презентуйте свои победы
Это непростая задача для человека, которого с детства приучали не хвастаться и «не высовываться». В результате копятся обиды — «Я пашу, а никто не замечает, не ценит».
Правда в том, что даже ваш непосредственный руководитель не видит или не понимает всего объема вашей работы, и это нормально — у него множество абсолютно разных задач, и он может просто не быть специалистом конкретно в вашей сфере, чтобы оценить, насколько сложную работу вы выполняете. Что уж говорить про лидеров компании, у которых совершенно другие масштабы! Расскажите про свои результаты и победы сами, а если начальник не в погружен в детали, сделайте это с краткими пояснениями, почему тот или иной результат — крутой.
Подсказка: используйте подход западных компаний, в которых каждый месяц сотрудник и руководитель встречаются один на один для обсуждения результатов. Проявите инициативу: попросите о такой встрече и расскажите о своих успехах.
5. Не молчите на общих собраниях
Самый простой шаг к тому, чтобы перестать быть «невидимкой», — активно участвовать в общих встречах. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы, высказывать свое мнение, делиться идеями и выступать с предложениями. Конечно, исключительно по делу и без «воды», а не так, чтобы задерживать собрание из-за любви поговорить. И помните про три принципа эффективной коммуникации, о которых сказано выше.
Чем вы заметнее и чем дельнее ваши реплики на собраниях, тем больше «политического» веса вы получаете среди коллег и тем больше перспектив открываете для себя в компании.
Подсказка: перед встречей изучите повестку, проанализируйте ситуацию и сформулируйте свои предложения.
6. Предложите себя как спикера для мероприятий
Чем переживать из-за того, что на престижную профессиональную конференцию от компании снова отправляют не вас, а условного Петрова, смело предложите себя в качестве спикера. Может быть, для начала в более простых мероприятиях — чтобы показать, что у вас получается. Потом нарастите масштаб. Скажите, что у вас есть тема. Очень может быть, Петров в свое время сделал так же.
И тем более не прячьтесь за спинами коллег, если PR-менеджер сам умоляет кого-нибудь «сходить выступить на мероприятии». Это шанс стать лицом компании, «амбассадором бренда», как сейчас называют таких сотрудников. Их всегда ценят.
Если вы работаете в крупной компании, узнайте о ее планах по участию в профессиональных конференциях, митапах и выставках. Если вы давно в профессии, вам наверняка есть что сказать о продукте, технологиях, бизнес-процессах или клиентском опыте — словом, поделиться своей экспертизой. Пообщайтесь с PR-отделом на эту тему уже сейчас или сразу после праздников, чтобы вас внесли в список возможных спикеров на год. Публичные выступления — отличная возможность поднять свой авторитет среди коллег и заодно заявить о себе в профессиональном сообществе.
Подсказка: хорошее выступление требует подготовки, поэтому заранее потренируйтесь сами или запишитесь на курсы по ведению презентаций.
7. Получите подтверждение своей ценности на рынке труда
Откликаться на вакансии и ходить периодически на собеседования — хорошая привычка, даже если вас пока всё устраивает на нынешнем месте. Вы получаете объективную оценку, насколько вы ценный специалист, понимаете, каких навыков и компетенций ждет рынок от таких профессионалов, как вы (и можете пойти учиться, если увидите, что отстаете от отрасли), на какие предложения вы можете рассчитывать (какое-то из них может быстро поднять вас сразу на несколько ступеней по карьерной лестнице, чего не текущем месте не происходит). А заодно вы тренируете свои презентационные навыки.
Подсказка: обновление резюме и собеседования — лучший способ измерить рыночную стоимость своего профессионализма. Может оказаться, что вы можете рассчитывать на более высокую зарплату, чем на нынешнем месте, или, наоборот, что у вас здесь условия лучше, чем в среднем по рынку.
Что делать, если работодатель вас не ценит?
Ситуация, когда вкладываешь всего себя в работу, но никто этого не замечает, лишает всякого вдохновения на труд. Такое поведение начальства распространено на российском рынке труда. Даже если ты на практике ценный сотрудник, но не заявляешь во всеуслышание о своей ценности, мало кто оценит тебя по достоинству. Многие, впрочем, вообще предпочитают не озвучивать свои достижения при коллегах и начальстве – мол, так делают только хвастливые выскочки. Как и кому рассказать о себе, чтоб вас начали по-настоящему ценить? А, возможно, уже пора менять место трудоустройства, если ничего не меняется?! Карьерист.ру изучил практику экспертов Harvard Business Review и теперь делится ей со своими читателями.
«Главное – это самопиар»
Писательница и преподавательница Пенсильванского университета Annie McKee, в своей книге «Как быть счастливым на работе» утверждает, что нет ничего хуже, чем когда вы остаетесь незаметным на работе. Все мы хотим, чтоб нас замечали и ценили, поэтому если для коллег достижения остаются незамеченными, сотрудник наверняка теряет командный дух, он фактически перестает чувствовать себя частью команды. Параллельно с этим появляется тревога за свое будущее, за свою карьеру. Очевидно, что человек в таких условиях теряет уверенность в своих силах, уверенность в своей собственной потребности и перспективах.
Впрочем, как считает писатель и эксперт HBR Karen Dillon, любому человеку под силу все изменить. В ее практике было немало ситуаций, когда удавалось добиться от людей «обратного отклика», они начинали видеть и понимать ценность того, что делала Karen. По ее мнению, самое главное – этой найти корректный вариант самопиара, когда ты хвалишь себя так, что никто не воспринимает тебя хвастуном. Вот несколько рекомендаций от экспертов.
Здраво оценивайте потенциал
Прежде чем что-либо предпринимать, дайте адекватную оценку реалистичности своих ожиданий. Насколько вообще реально, что ваше начальство, коллеги и прочие сотрудники готовы признать ваши достижения. Как говорит Annie McKee, тотальная занятость в офисе – явление повседневное, поэтому обратный отклик от коллег может быть не столь существенным, как вы можете себе ожидать. Даже при отличном отношении и прекрасных корпоративных настроях окружающие могут не замечать вашего труда, воспринимая его как данность.
Учитывая это, если у вас вдруг возникло чувство, что ваш труд оказался недооцененным, для начала попробуйте самостоятельно оценить свои последние достижения, важно, чтоб это было объективно. Ответьте себе: чем ваш труд и его результаты был более ценным, чем труд и результаты ваших коллег? Дав действительно объективную оценку, ответьте себе еще на один вопрос: насколько адекватной будет просьба повысить зарплату или повысить в должности за те достижения, которые стали результатом вашего труда? Если уверенности в ответах нет, посоветуйтесь с уважаемыми вами коллегами.
Зайдите к начальству
Если старания не приносят вообще никакого результата, Karen Dillon советует попробовать пообщаться с руководителем. Конечно, на нашей практике бывали хорошие и чувственные начальники, однако это скорее исключение из правил. Куда чаще менеджеры вообще не считаются с потребностями персонала, относясь к ним исключительно как к профессиональной трудовой единице. К таким людям нужен особый подход: не стоит начинать ваш разговор со слов о том, что вам нужно признание. По мнению McKee, нужно попросить у начальника совета, попросив разобраться, что за последнее время в вашей работе было положительным, а над чем еще нужно продолжать усердно работать.
Конечно, приходить на такую беседу нужно подготовленным. Можно даже написать перечень ваших последних достижений, что позволит не только не забыть о них, но и подчеркнуть всю вашу важность для компании/отдела/службы. Начальники любят видеть результаты работы наглядно, поэтому список достижений станет как нельзя кстати. Если, конечно, они реальные.
Будьте заметной командой
Если вы – командный игрок, по мнению Dillon, вам нужно делать все, чтоб выделить вашу команду в коллективе – коллеги должны понимать, чем вы занимаетесь и почему это так важно. Кроме того, расскажите об этом и начальству: руководитель должен знать, чем занята команда, какие у нее промежуточные успехи и какие усилия вы дружно прикладываете, чтоб эти успехи стали постоянными. Возможно, оповестить начальство стоит посредством подробного отчета или даже небольшой презентации на совещании или оперативке. McKee, в свою очередь, обращает внимание, что такой отчет должен содержать фамилии всех участников команды или проекта. Возможно, стоит их даже указать на каждой странице.
Главная цель – ваша деятельность должна быть на виду не только у начальства (что, конечно же, наиболее важно), но и у коллег. При этом если похвалу получили только вы, старайтесь распределять ее меж всех участников, но одновременно не преуменьшая и свою роль в достижении цели. Нельзя забывать упоминать себя в общем успехе, излишняя скромность в данном случае ни к чему.
Хвалите других
Как ни парадоксально, но по мнению McKee, лучший способ сделать свою работу заметной – усердно хвалить работу всех других сотрудников офиса. Будучи наиболее активным коллегой и замечая положительные изменения в работе офиса, вы рискуете стать настоящим «проводником перемен». Будьте уверены, в подавляющем большинстве случаев ваши коллеги ответят вам взаимной хвальбой, по достоинству оценив и ваш труд. Если у вашего руководителя нет привычки хвалить сотрудников – не проблема, создавайте атмосферу оптимизма самостоятельно, единолично поддерживая коллег.
Дело в том, что наш мир настолько динамичен, что все, что мы производим сегодня, завтра может уже устареть. Поэтому, как отмечает McKee, важно не только добиваться собственного признания, но и поддерживать коллег в их хоть и мелких, но все же достижениях. Возможно, завтра оно будет уже не актуальным. Правда, злоупотреблять хвалебными отзывами тоже не стоит – это вскоре может существенно уменьшить их ценность.
Мотивируйте себя изнутри
Похвала и положительные оценки со стороны коллег, это, безусловно, здорово. Но чтоб поддерживать собственную мотивацию, всего этого мало – заинтересованность в собственном труде строится не только на признании и привселюдной благодарности. Как утверждает Dillon, настоящий профессионал должен найти для себя внутренние мотиваторы, смысл в собственном труде. По мере взросления внешние стимулы и хвальбы окружающих будут терять свою значимость, поэтому удовлетворенность в результатах собственного труда должна исходить изнутри.
Во-первых, оценивайте собственный труд самостоятельно – никто иной кроме вас не сможет обнаружить все прелести хорошо сделанной работы. Во-вторых, начните, наконец, хвалить себя самостоятельно. Для этого уделяйте время для «творческих размышлений»: что на этой неделе зашло хорошо, с чем были проблемы, над чем нужно еще поработать. При этом акцентируйте внимание на положительных результатах – соберите коллекцию собственных побед.
Двигайтесь дальше
Если, несмотря на все свои потуги, чувство собственной недооценки не улетучилось – вероятно, это признак того, что вам пора менять работу. Наша практика подтверждает это – крайне много людей продолжает оставаться на работе, которая в той или иной мере неидеальна для конкретного работника. На это есть объективные причины: одни стараются набраться больше опыта, другие бояться перемен и недооценивают собственный потенциал, а третьи уверены, что все наладится «с понедельника» или «после отпуска», важно еще немного потерпеть. Однако если вы действительно сделали все, что от вас зависело, но работа так и не стала приносить удовлетворения или желаемого признания, вероятно, пришло время искать нового работодателя.
Резюмируя все вышесказанное, обратим внимание, что, если вас недооценивают, вам нужно:
Что делать, если вас не ценят на работе
Грустно, когда отдаешься работе до конца, а этого никто не замечает. Как сообщать о своих достижениях, но при этом не выглядеть хвастуном? С кем можно поговорить о том, что вас недооценивают? Если ситуация не меняется, как долго стоит оставаться на такой работе?
Что говорят эксперты
Энни МакКи, автор книги «How to Be Happy at Work», утверждает: «Нет ничего хуже ощущения, что вас не слышат и не видят на работе. Всем нам хочется, чтобы наш труд ценили, поэтому, когда коллеги не обращают внимания на ваш вклад в общее дело, вы перестаете чувствовать себя частью команды». Естественно, в такой ситуации вы еще и начинаете волноваться о своей карьере. «Вы теряете уверенность в себе и думаете: “Если никто не замечает того, что я делаю, какие у меня перспективы?”» — объясняет эксперт. Впрочем, убеждена Карен Диллон, автор книги «HBR Guide to Office Politics», вам по силам изменить ситуацию: «Существует множество способов добиться того, чтобы люди понимали и видели, что вы делаете». Самое главное, говорит она, — найти «дипломатичный способ хвалить самого себя». Вот несколько советов.
Поговорите с начальником
Если все ваши старания не приносят результата, МакКи рекомендует поговорить с начальником. С некоторыми менеджерами вести такой разговор легче, чем с другими, но обычно, замечает эксперт, «начальники не обращают внимания на человеческие потребности». И если ваш руководитель относится к их числу, помните: «Вы не можете изменить человека, однако можете дать ему понять, что вам нужно больше обратной связи по результатам выполняемой работы». Конечно, необходим особый подход. «Не начинайте разговор с фразы: “Я хочу большего признания”». МакКи рекомендует сказать что-то вроде «Я хочу поговорить о последних трех месяцах своей работы и понять, что у меня получается хорошо, а над чем еще стоит поработать». Диллон добавляет: приходить на такую встречу стоит с заранее подготовленным списком всех ваших недавних достижений, чтобы подчеркнуть ценность вашей работы. «Большинству менеджеров нравится иметь такой список перед глазами», — уверена она.
Сделайте работу своей команды более заметной
Диллон утверждает, что, если вы считаете себя частью команды, вам также нужно найти способ объяснить другим, что эта команда делает и почему ее работа важна: «В суматохе ваш босс и коллеги могут не обращать внимания на детали того, что вы делаете». Эксперт советует попросить менеджера уделить вам минуту, чтобы вы объяснили, чем именно занята команда, какие у нее цели и как вы стараетесь улучшить результаты работы. МакКи рекомендует более тонкий подход: не отправляйте ваши презентации или отчеты без указания их авторов. «Убедитесь, что на каждом документе указаны имена всех, кто участвовал в проекте», — советует она. Главная цель в том, чтобы ваша работа была видна не только руководству, но и всем остальным. Распределяйте заслуженную похвалу между всеми членами команды, а не присваивайте ее себе. При этом не стесняйтесь подчеркивать свою роль в управлении проектом. «Иногда, — поясняет Диллон, — пытаясь упомянуть вклад каждого члена команды в полученный результат, мы, боясь показаться самодовольными, излишне скромничаем». Женщины, по ее мнению, поступают так чаще мужчин. Вполне нормально, считает эксперт, «использовать местоимение “я”, когда говоришь: “Я достигла того-то и того-то и благодарна коллегам за поддержку”».
Признавайте вклад других
Как это ни парадоксально, верный способ сделать так, чтобы вашу работу заметили, — «хвалить и признавать вклад других», считает МакКи. «Когда вы сами замечаете хорошо сделанную работу, вы становитесь проводником перемен внутри компании, — говорит она. — Чаще всего, люди вам ответят тем же». Если ваш начальник не часто хвалит сотрудников, обсудите со своей командой, как вы сами можете поддерживать друг друга и создавать атмосферу оптимизма. «Современные компании очень динамичны, то, что мы производим, часто или незаметно, или быстро устаревает», — отмечает МакКи. Она предлагает взять за правило: когда кто-то в команде делает что-то значимое или заканчивает какой-то проект, «все должны остановиться ненадолго и поздравить коллегу». Однако Диллон предупреждает, что этим не стоит злоупотреблять: «Если постоянно говорить “спасибо”, это может сильно уменьшить значимость благодарности. Подумайте и спросите себя, кого на самом деле нужно отметить за дополнительные усилия?»
Оценивайте себя сами
Несмотря на то, что оценка и похвала других — это здорово, Диллон замечает, что для поддержания мотивации нужно еще кое-что: «Мотивация не может строиться лишь на признании, наградах и публично выраженных благодарностях». Внутренние мотиваторы намного сильнее. «Вам надо стараться найти смысл в самой работе, — соглашается МакКи. — В конечном счете, с течением карьеры вам нужно начинать обходиться без внешних стимулов. Настоящее чувство удовлетворения приходит изнутри». Она предлагает просто постараться чаще хвалить себя: «Попробуйте каждую неделю уделять время на размышления о том, что пошло хорошо, а что не очень. Старайтесь не скатываться в негатив, когда вы фокусируетесь на том, что пошло не так. Коллекционируйте победы».
Думайте о том, как двигаться дальше
Если вы продолжаете чувствовать себя недооцененным в компании, это может быть признаком того, что пришло время с ней расстаться. «Многие причины вынуждают нас держаться за место, которое для нас неидеально», — говорит МакКи. Кому-то нужно набраться опыта, кто-то не может переехать из-за необходимости быть рядом со своим партнером. Но если вы сделали все от вас зависящее, а работа по-прежнему не приносит удовлетворения, то, может быть, пришло время искать новое место.
Запомните эти принципы
Интересуйтесь мнением других о том, насколько реалистичны ваши ожидания признания со стороны ваших коллег. Помните: люди заняты своими делами.
Хвалите других и признавайте их вклад в общее дело. Обращая внимание на хорошо сделанную работу, вы создаете более позитивную культуру.
Ищите способы сделать вашу работу заметной.
Не забывайте о самооценке. В конце недели находите время подумать о том, что у вас получилось.
Не присваивайте себе похвалу за достижения команды. Подчеркните вклад каждого сотрудника.
Не оставайтесь в компании, где вас не ценят, дольше, чем это необходимо.
Пример №1: помогите изменить культуру вашей организации, хваля других
Салли Срок хорошо помнит времена, когда ее недооценивали на работе. Она была главой гостиничного департамента в Francis Ford Coppola Winery. Ее прежний менеджер недавно уволился, и Салли с командой перешли под начало нового руководителя. К тому же фирма только что объединила несколько офисов, переместив штаб-квартиру в новое место.
«Из-за этого многие начали работать из дома, и корпоративная культура оказалась раздробленной», — вспоминает она.
Салли нравился ее начальник, она считала его «сильным, заботливым» лидером. В том, что она чувствовала себя недооцененной, не было с его стороны «ничего личного», обращенного непосредственно к ней. «Скорее, это было связано с тем, что компания менялась. И у него в приоритете оказались другие департаменты», — вспоминает она. И все же Салли чувствовала, как ее моральный дух угасал, и понимала, что должна что-то предпринять. «Я напомнила себе, что занимаю руководящую должность и должна поддерживать других. Если я сама чувствовала себя недооцененной, что уж говорить о сотрудниках», — объясняет Салли.
Она решила, что может повлиять на ситуацию, если будет обращать внимание на вклад членов команды в общее дело и публично благодарить коллег, когда их работа превосходила ожидания. «Я раздавала благодарности во время наших утренних собраний, и это повлияло на атмосферу среди сотрудников гостиничного департамента», — вспоминает Салли.
Однако за его пределами ничего не изменилось. Коллеги Салли в других отделах по-прежнему чувствовали, что они недооценены и что их работа воспринимается как должное. Салли вспоминает: «Я поняла, что эта проблема системная. И подумала: что мы можем сделать, чтобы нам стало легче благодарить друг друга на работе?»
Салли поговорила со своим начальником, они устроили мозговой штурм и в результате придумали карточки «Grazie». Сотрудникам компании предложили передавать эти карточки друг другу, когда хотелось кого-то поблагодарить. «Люди были очень рады и раздавать, и получать их, — говорит Салли. — Когда я перестала думать о себе, а вместо этого сконцентрировалась на изменении общей корпоративной культуры, благодарность и признательность стали частью нашей ежедневной реальности».
Сегодня Салли — директор Inner Compass Consulting, и она продолжает подчеркивать, как важно благодарить других за хорошо выполненную работу.
Пример №2: найдите необычный способ повысить свою репутацию, демонстрируя результаты своей работы и достижения коллег
Анна Броквей начала свою карьеру в крупном рекламном агентстве в Сан-Франциско с позиции младшего исполнительного директора. Она была усердной, любила свою работу и своего главного клиента — Levi Strauss. Но выделиться среди коллег было трудно, и она часто чувствовала, что ее работа остается незамеченной: «Я проводила все время за созданием новых программ и идей для моего клиента, но эта работа терялась среди множества других проектов. Я не понимала, как сделать ее более заметной, чтобы меня больше ценили».
Размышляя об этом, Анна поняла, что многие молодые сотрудницы часто ждут, когда их признают, ничего для этого не предпринимая. «Я думаю, нас явно или неявно учат вести себя скромно, — говорит она. — Но демонстрировать свою работу — это как проводить внутрикорпоративную PR-кампанию. С одной стороны, не стоит хвастаться, но с другой, вам важно не оставаться незаметным».
Однажды Анна увидела, как ее коллега готовит презентацию новой идеи для клиента, и поняла, что прозрачность — это как раз то, чего не хватает. «Дело не в том, что клиенту все равно, — объясняет она. — Он просто не знал, что именно я придумала!»
Анна составила простое 15-минутное описание всей работы, которую она выполнила, чтобы новейшие модели джинсов были представлены в магазинах наилучшим образом. Это подчеркнуло не только ее вклад, но и вклад дизайнеров Levi Strauss, которые недавно поменяли отделку и фурнитуру джинсов и тоже «искали способ прорекламировать свою работу». Анна вспоминает, как глава отдела продаж сказал ей, какой честью для него было увидеть свое имя в презентации и получить благодарность за сделанную работу.
Два года спустя Levi Strauss пригласила Анну на работу, позднее она возглавила глобальную маркетинговую группу компании.
Сегодня Анна — сооснователь и директор по маркетингу в Chairish, онлайн-магазине винтажного декора, мебели и картин. Каждый понедельник в два часа дня она пишет «старую добрую» благодарность одному из членов команды. «Я верю, что люди чувствуют себя наиболее оцененными, когда их усилия замечают, — поясняет Анна. — Деньги, карьерный рост и прочее, конечно, тоже важны, но самое главное — знать, что тебя ценят».
Об авторе. Ребекка Найт — независимый журналист из Бостона, читает лекции в Уэслианском университете, пишет для The New York Times, USA Today и The Financial Times.