меня назначили директором школы с чего начать
Думала что работа директора школы это сидеть в кабинете: рассказываю как устроилась в 30 лет и чем занимаюсь целыми днями, если отпуск у меня только на бумаге
Я никогда не стремилась быть начальником. Просто очень люблю работать в школе, среди детей, создавать для них лучшие условия, наблюдать за развитием своих учеников.
Однако выяснилось, что я вполне способна держать в голове список дел длиной «отсюда и до обеда», строить педагогов, годящихся мне в матери, и лихо орудовать мастерком.
Историю прислала подписчица блога Екатерина.
Как я попала в профессию
С детства я была лидером везде: заводилой в садике, старостой класса в школе, главой студсовета в колледже.
Когда начала работать учителем начальных классов в соседнем селе, параллельно училась в университете на историческом факультете.
Высшее образование — необходимость, если хочешь повышать квалификацию и категорию. А я, конечно же, хотела!
Вышла замуж, вернулась в родной поселок, начала искать новую работу. Первым местом, куда я обратилась, была родная школа, которую я закончила 15 лет тому назад.
Большинство учителей помнили меня еще ученицей и были наслышаны о моих профессиональных успехах в соседней школе.
Директор школы в тот момент как раз ушел на пенсию, и мне сразу предложили занять его место. Конечно, я согласилась!
Родная школа, поселок, где я всех знаю, знакомые педагоги — вот это поле для реализации своих педагогических идей и творческого потенциала! Так думала я, становясь руководителем.
Типичный рабочий день
Но, вступив в должность, я столкнулась сразу с несколькими трудностями:
На последнем пункте стоит остановиться более подробно. Многим кажется, что работа директора школы — это сидеть в своем кабинете и руководить, изредка проводя или посещая уроки и издавая приказы.
Эх, если бы в действительности было так! На самом же деле у директора школы масса обязанностей:
Сейчас, когда в мире бушует вирус, школа должна соответствовать строгим санитарным нормам: регулярно проветриваются помещения, контроль температуры входящих, санитайзеры, где только можно…
А уж какой головной болью стала работа с расписанием — сдвиг занятий по времени, чтобы ученики меньше пересекались в коридорах!
Рабочий день любого нормального директора, который думает о своей школе, начинается на полчаса раньше остальных (у меня — в 8.00), и совсем не с чашечки кофе.
Осмотр территории, важные утренние звонки о температурном режиме (зимой), состоянии дорог в поселке, количестве учеников (в периоды сезонных болезней). Летний отпуск у директора школы может быть только на бумаге.
Просто потому, что как бы ты ни старался пораньше закончить ремонт в школе, — возникают обстоятельства, когда нужно срочно принять новую мебель, поменять окно (подаренное спонсором), перезарядить огнетушители или выкосить стадион.
Понятно, это все делает не лично директор школы. Но стоит ему исчезнуть с радаров, как работа тут же встанет, проверено неоднократно.
По выходным и праздникам всякое бывает, но расслабляться не стоит. У меня был случай, когда я поехала с друзьями в горы на Новый год и прямо оттуда через смартфон отправляла данные о расходе воды за первый семестр в школе, просто потому что завуч попала в больницу.
Если в школе размещают избирательный участок (в поселке это именно у нас делают), директор обязательно присутствует во время выборов.
То же происходит и в случаях различных массовых гуляний и концертов, проводимых на нашем стадионе. Я отвечаю за материальные ценности, поэтому важно все проконтролировать лично.
Почему я продолжаю работать
Сейчас, находясь в декрете, я могу только со стороны наблюдать за всем тем, что происходит на работе, иногда с жалостью, иногда — со злостью или слезами на глазах.
Всемирная эпидемия подкосила работу наших и без того слабо укомплектованных образовательных учреждений.
При этом я уверена, что вернусь после декрета на свое рабочее место, потому что все описанные трудности и нагрузки не сравнить с радостью общения с детьми, возможностью делать для них и вместе с ними что-то новое, раскрывать таланты и исполнять мечты!
Спортивные соревнования между педагогами и учителями в нашей школе.
Ежегодно мы видим выпускников своей школы, которые росли у нас на глазах. С каждым днем в нашем образовательном учреждение появляется что-то новое: подходы и методики, техника, мебель, наглядные материалы, люди, в конце концов.
Правильная работа всего этого сложного механизма напрямую зависит от руководителя.
Есть ли льготы и другие бенефиты
Ни для кого не секрет, что педагоги в нашей стране получают копейки. Это же касается и директоров школ. У нас нет регулярных премий, тринадцатых зарплат или каких-то весомых поощрений.
Максимум — иногда районное руководство может компенсировать учителям стоимость поездок на работу или наградить ко Дню учителя, но и это происходит со страшным скрипом и не каждый год.
Вы не поверите, но бывают случаи, когда я, как и другие коллеги, втайне от мужа за свои кровные покупаю на работу обогреватель или оплачиваю ремонт принтера, заправляю бензокосу для выкоса стадиона или трактор для вывоза мусора.
О канцелярских принадлежностях даже говорить не приходится.
Но мне нравится работа в коллективе людей, где почти каждый — фанат своего дела. Просто за такие деньги работать в этих условиях остаются лишь преданные поклонники профессии.
Зарплата и перспективы карьерного роста
Когда я только стала руководителем в 2016 году, то моя зарплата составляла около 26 000 рублей. Сейчас я получаю 30 241 рубль в месяц.
Довольно неплохие деньги для сельской местности, если учитывать, что уроки я провожу только два дня в неделю и почти каждый день прихожу домой в 16.00.
Конечно, это выше средней зарплаты учителей по Ростовской области в этом году, которая составляет 27 681 рубль. Сегодня можно найти работу директора школы во всех регионах России, проанализировав вакансии в интернете.
В каждом регионе и учреждении предлагают разную зарплату, но в общем она будет зависеть от множества факторов:
В плане карьерного роста нельзя сказать, что это слишком перспективная работа. Ее главный плюс — ты постоянно расширяешь свой круг общения.
Умный директор знает всех и, если грамотно подходит к своей деятельности, со временем может обзавестись полезными друзьями во всех жизненно важных направлениях.
Да и не назвала бы я карьерным ростом переход из педагогической деятельности в работу чиновника.
Но если вы чувствуете в себе потенциал и желание работать, попробовать стоит, не так ли?
«В нашей школе на детей не кричат». Как директору управлять школой на основе ценностей
Объединить педагогов, детей и их родителей на основе ценностей — реальная задача или утопия? Вообще что такое ценности на деле, а не на бумаге?
Самый сложный вопрос для директора — чем его школа отличается от соседней. Так считает научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» в Высшей школе экономики Анатолий Каспржак. В ходе дискуссии «Директор и педколлектив: взаимодействие на основе ценностей» на онлайн-конференции «ММСО.Директор Школы» он и руководители трёх разных школ обсудили, могут ли различия базироваться на системах ценностей.
Речь не об абстрактной декларации о гуманизме и патриотизме, разумном, добром и вечном. Ценности — это основа, на которой в школе строятся взаимоотношения взрослых с детьми, директора с педагогами, другими сотрудниками и родителями. Ярко выраженные ценности — это то, что привлекает родителей в выборе той или иной школы для ребёнка.
Как показала дискуссия, настоящая (реальная, а не в декларации) ценностная основа в разных школах своя. Где-то это высокие образовательные достижения (места в рейтингах, победы в олимпиадах), где-то — уникальные педагогические подходы, а где-то — демократичная или очень самобытная атмосфера. Кстати, даже просто установка «Не кричать на детей», если она правда соблюдается, тоже может быть ценностью.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Как школа определяет свои ценности
С тем, что директор и педагоги должны осознавать ценности школы и разделять их, согласились все участники дискуссии. Директор пермской гимназии №3 Татьяна Новикова считает, что такая необходимость отчасти вызвана глобальными переменами:
«Если мы хотим понять свою миссию в новом историческом цикле, когда фрагментируется мир, то надо не просто отвечать на вызовы времени, а рефлексировать, расти вглубь. И, конечно же, действовать. Ценности помогают нам определить свои мотивы и сделать профессиональный и управленческий выбор».
А вот о том, откуда берутся и как заявляются в школе эти общие ценности, прозвучали разные мнения. Профессор Института образования Высшей школы экономики научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак изложил позицию, которую можно назвать сознательным выбором директора и коллектива:
«На самом деле мы в школе почти никогда не говорим о том, каков наш согласованный взгляд педагогического коллектива на миссию, задачи образования. Если мы говорим, что наша миссия, например, успешность каждого ученика, то ценности — это то, какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы это было основной задачей школы. Ценности — это цена, то, чем мы готовы пожертвовать, что мы готовы вложить, чтобы каждый ученик был успешным».
Как отметил модератор дискуссии учитель информатики в «Новой школе» Владимир Погодин, из этого следует, что у разных школ могут быть разные ценности. Все занимаются одним делом — учат детей, готовят их к жизни после школы — но фокусируются на разных миссиях.
С точки зрения директора московской школы №45 им. Л. И. Мильграма Михаила Шнейдера, выбор собственных ценностей школы всё-таки ограничен. Образование, подчеркнул он, — общественный институт, который должен транслировать базовые ценности, ориентируясь, например, на то, как они записаны в первой главе Конституции РФ:
«Иначе школа превращается в некий кооператив по продаже знаний. Если рассматривать образование только как некую услугу, то всё классно: мы собрали топовых учителей, отобрали учеников, победили во всех олимпиадах, у нас заоблачный рейтинг. Будет ли это школой, построенной на ценностях? Большой вопрос».
Для самого Шнейдера ключевые — ценности гражданского общества: свобода, собственность, социальная солидарность и доверие. А миссию практически любой школы в мире, как он считает, можно определить так:
«Обеспечить доступ любого ребёнка к качественному образованию и создать систему педагогической поддержки, чтобы ребёнок мог в конечном итоге самоопределиться… Для нас в 45-й школе это прежде всего школа самоопределения, формирования субъектности».
Позже другие участники дискуссии напомнили, что как раз декларация общих для государства или всего человечества ценностей часто не совпадает с тем, как школа работает на самом деле.
«Уверена, что есть энное количество директоров — и их гораздо больше, чем нас, — которые тоже процитируют Конституцию, но при этом там очень развита, например, Юнармия… Мы в эту сторону не работаем, потому что кажется, что ходить строем — не лучший способ развить свою субъектность», — привела пример Елена Моисеева. На момент дискуссии она возглавляла школу №24 Нижнего Новгорода, а в июне неожиданно была уволена.
Что значит управлять на основе ценностей
Как ценности воплощаются в повседневной работе школы, директора рассказали на собственных примерах.
Обсуждать, что ценно для школы, с учениками, родителями и учителями
Нижегородская школа №24, по словам директора Елены Моисеевой, выбрала для себя неформальное название «Школа диалога». Это демократичная школа без отбора детей, внутри которой существует максимальная вариативность, что позволяет работать с разными учениками.
Демократические принципы требуют отказаться от некоторых распространённых практик — таких как рейтинг классов и учеников. Результативность в формальных показателях, например, по победам на олимпиадах, скорее всего, будет ниже, чем в других школах. И хорошо бы, чтобы все участники образовательного процесса понимали эти ограничения на входе в организацию.
Это значит, что необходимо правильное позиционирование школы и её ценностей перед учениками, их родителями и учителями. Особенно сложно приходится, как рассказала Моисеева, с набором педагогов. Нестоличные школы находятся «на безрыбье», у них нет возможности придирчиво выбирать учителя с идеальным совпадением ценностей. Но по крайней мере, отметила Елена Моисеева, нужно озвучивать свои ожидания:
«Когда ты говоришь: „А вы готовы сотрудничать? Готовы давать совместные уроки? Когда вы в последний раз учились чему-то новому? Какую профессиональную книгу вы сейчас читаете?“, это как раз цепляет. Лучше договариваться на берегу, что у нас важно, что непринципиально, что неприемлемо… Всё это звучит иногда как лозунги, когда же мы говорим, какие поведенческие индикаторы соответствуют какой компетенции, мы можем кейсы обсудить с учителями, какую-то ситуацию разобрать».
Опираться на проработанную педагогическую теорию
Директор гимназии №3 Перми Татьяна Новикова вспомнила классиков педагогической науки. Главная ценность в её школе — развитие человека через совместную деятельность, и её формирование базируется на системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова.
Коллектив школы, рассказала Новикова, ориентирован на то, чтобы научить детей мыслить и делать осознанный выбор через развивающее обучение. Исходя из этой цели строится и организационная структура гимназии с распределённым управлением. Ценности развивающего обучения отражены в уставе организации, программе её развития, рабочей программе воспитания, коллективном договоре с сотрудниками. На образовательную практику они влияют, например, через использование метода по формированию сопричастности:
«Это помогает нам объединить и выстроить всю образовательную деятельность. Ещё один инструмент — формирование детско-взрослой общности. Он помогает нам не просто на словах взращивать ценности, а и в реальной деятельности проживать и сопереживать, когда формируется та или иная ценность… Взрослые — это не только учителя, но и родители, и интересные люди, которые приходят и общаются с детьми. Это могут быть формальные и неформальные объединения, но именно детско-взрослые, не только детские сообщества очень эффективны по формированию ценностей».
Ориентироваться на идеал ученика
Михаил Шнейдер в своём ответе заметил, что способы внедрения ценностей бывают разными, и вполне нормально, если они будут отличаться в разных школах и для разных педагогов. Он привёл пример с любимой детьми и успешной учительницей, которая на своём 80-летии призналась со сцены: «До сих пор не понимаю, что такое педагогика». Сам Шнейдер верит в педагогическую интуицию:
«По большому счёту мне всё равно, читал ли учитель Эльконина с Давыдовым… Многие необходимые учителю качества предопределены природой. Я согласен, что надо учиться, у нас тоже есть внутренняя система повышения квалификации. Но есть те, кто полностью отражает поговорку „Умного учить — только портить“».
Что учитель читает и какие технологии применяет на уроках, считает Шнейдер, можно обсуждать. Что обсуждению не подлежит — это уважение к правам ребёнка, отношение к нему как к человеку, независимо от возраста. На повседневном уровне это проявляется в том, что на детей никто не кричит. На уровне ценностей — в стремлении к эталонному образу обучающегося:
«Это тот идеал, к которому стоит стремиться. В сфере „человек — человек“ без формулирования идеала сложно работать, это абсолютно идеалистическая сфера деятельности, поэтому управленческие технологии в ней ограниченно действуют… Есть некие качества, которые мы хотели бы видеть у обучающихся, но это не значит, что мы их будем методами социальной инженерии формировать сами. Мы должны создать условия, чтобы эти качества формировались. А их не так много: мы хотели бы, чтобы все, кто населяет нашу школу, были любознательными, чтобы стремились к знаниям, были думающими, принципиальными, неравнодушными, хорошими коммуникаторами, сбалансированными и, таким образом, неагрессивными. Конечно, непредвзятыми и рефлексирующими, само собой».
В управлении школой №45 им. Л. И. Мильграма, по словам Шнейдера, ценности реализуются через формирование тайным голосованием управляющего совета и его реальную роль в принятии решений. В совет входят ученики, родители, представители коллектива.
Измеримы ли ценности
Остроты в дискуссию добавил Анатолий Каспржак. Он заявил, что директора описали неизмеримые явления, вокруг которых нельзя выстроить систему. Как понять, что школа помогает или не помогает в самоопределении, и повлиять на это? В какой момент складывается детско-взрослая общность и какие конкретно действия к этому приводят? Каспржак предложил начинать с простых договорённостей:
«Почему не поставить гораздо более простые вопросы: давайте договоримся, что в нашей школе на детей не кричат, и учителя не кричат друг на друга; что в нашей школе ко всем, включая первоклассников, обращаются на „Вы“. И начинает формироваться определённая система ценностей, которая на самом деле ведёт к главному вопросу образования — его гуманизации… Ребёнок в 17 лет оканчивает школу, из них 11 лет он пребывает в школе, и ему всё время говорят, что он пока не живёт. Он пока заготовка, а мы — „папа Карло“».
Таким образом, по словам Каспржака, абстрактное управление через формирование ценностей можно заменить на управление через согласованное отношение коллектива к образованию, общее понимание его сути и задач школы. Такое управление образованием (в отличие от более привычного управления организацией образования), считает Каспржак, меняет ситуацию в конкретных учебных классах, влияет на то, как в школе учат и учатся.
Директора школ в ответ рассказали, как они измеряют и фиксируют работу учреждения на основе ценностей. По словам Елены Моисеевой, в школе №24
Нижнего Новгорода за 15 лет её работы директором сформировалась общая культура, в которой принято не кричать на детей, а договариваться на основе аргументов. Сейчас эти общие установки формализуются через модель компетенций педагога. Каждая компетенция отражается в поведенческих индикаторах, чек-листах по урокам и внеурочным занятиям.
Директор пермской гимназии №3 Татьяна Новикова подчеркнула, что взаимодействие коллектива школы с учениками выстраивается по тем же принципам, что взаимодействие директора со всеми сотрудниками. Если в коллективе отношения строятся уважительно, то же будет и в классах. На уровне управленческих инструментов Новикова использует единую повестку для школьных собраний с общим шаблоном, но вариативным содержанием — тут педагог может обсудить с родителями или классом то, что важно ему. А все системы управления, сбора данных, отчётности и должностные инструкции обсуждаются с точки зрения того, как их использование помогает ученикам.
Михаил Шнейдер из школы №45 им. Л. И. Мильграма напомнил, что измерить можно (и нужно) далеко не всё, показав в камеру книгу « Тирания показателей » Джерри Мюллера. В его школе ценности проявляются в уважении прав человека, в соблюдении на практике, а не на бумаге, всех прописанных в законах и локальных нормативных актах прав:
«Это имеет много издержек. У нас, к сожалению, чем директор злее, тем быстрее решаются некоторые вопросы, например, по вакцинации трудящихся. Мы на одном из последних мест в Москве».
Такую «ценностную ткань» не всегда можно измерить количественно.
В заключение Анатолий Каспржак признался, что атаковал директоров намеренно, в качестве методического приёма для оживления дискуссии. Безусловно, в разных школах должны практиковаться свои способы внедрения ценностей, и сами ценности могут отличаться. Но важно не отказываться от них совсем. Каспржак напомнил участникам дискуссии «формулу хорошего образования» от известного британского педагога и управленца Майкла Барбера:
Результаты образования = (знания + умения + лидерские качества) × этические нормы
Если доверять этой формуле, получается, что несформированные этические основания могут обнулить любой образовательный результат. Но единообразного ответа на вопрос, как над ними работать, в мировой практике нет. Государство в России в последние годы обращает всё больше внимания на воспитательную работу в школах: даже вводится соответствующая должность советника директора. Дискуссия на конференции «ММСО.Директор Школы» ведёт к мысли, что, независимо от таких мер на федеральном уровне, формирование и ежедневное воплощение общих ценностей — задача директора и коллектива, тема для рефлексии и открытых обсуждений.
обложка:Катя Павловская для Skillbox
Право быть первым. Несколько советов начинающим школьным директорам
Сколько людей, столько характеров
Конечно, добиться одинакового отношения ко всем невозможно, тем более зная, что есть несколько групп учителей: добросовестные и не очень. Инициативные и те, кто только и ждет указаний, желающие прийти к тебе на помощь в любую минуту и наблюдающие со стороны с ухмылкой. А есть просто «плохие», от которых надо бы избавиться, да это не очень легко.
Короче, сколько людей, столько характеров и отношений. А ты один, и ты должен уметь находить общий язык со всеми. Каким бы ни был учитель, ты не имеешь права забывать, что должен относиться к нему как к человеку. Такое, разумеется, непросто, но если не получится, значит, надо задуматься: а способен ли ты быть руководителем?
К анализу уроков надо подготовиться так, чтобы все учителя, и хорошие и слабые, уходили от тебя с легким сердцем. Если на первых порах не получается, бери с собой наиболее опытного учителя, посоветуйся с ним, и только затем берись за анализ. Учитель такой же живой человек, со своими достоинствами и слабостями, которые надо понимать и щадить. Директор просто обязан знать как можно больше об учителе, постоянно общаться с ним. Уверяю, это очень поможет вам в работе. Конечно, директор тоже обычный человек, он поставлен руководить коллективом, преимущественно женским. Я опять возвращаюсь к мысли о том, что в коллективе есть разные люди: приятные и не очень приятные. Вот как быть с последними? Как строить отношения с ними? Исходя из своих ошибок, я бы хотел дать некоторые советы:
1. Будь с ними уравновешен.
2. Никогда не давай повода подозревать тебя в предвзятом отношении к кому-либо.
3. Не показывай своим видом, поведением, что тот или иной человек тебе неприятен.
4. Будь тактичен со всеми.
5. Не отвечай на провокационные действия и выходки, будь трезв и хладнокровен.
6. Не вызывай неприятного тебе человека на откровенную беседу о ваших взаимоотношениях, постарайся узнать, почему он недоволен ими, задумайся, а нет ли в этом и твоей вины.
7. Не стремись обязательно выставить на всеобщее обсуждение в коллективе твои взаимоотношения с кем-то. Иди на такой шаг только тогда, когда все другие меры исчерпаны, не дают эффекта и ты абсолютно уверен в своей правоте.
8. Если поведение учителя отрицательно сказывается на учениках, ты обязан проявить принципиальность и убедить учителя в том, что он не прав.
9. Не работай в одиночку. У тебя есть завуч, хорошие учителя, профком.
10. К крайним мерам прибегай только в тяжелых, неисправимых случаях.
Директор не должен выглядеть развязано, быть неопрятно одетым. Хорошо, если природа наградила его чувством юмора, но ни в коем случае не старайся возместить его отсутствие плоскими шуточками. И вообще не нужно стараться показывать себя более умным, всезнающим, чем ты есть на самом деле. Будь скромен во всем, умей слушать, прислушиваться, анализировать и делать выводы из услышанного.
Одним из решающих факторов становления взаимоотношений руководителя и коллектива является его умение сдержать свое слово. Человек, однажды не выполнивший обещанное, порождает сомнение в его обязательности, дважды повторивший это, уже не внушает доверия. Директор должен дорожить доверием коллектива в целом и каждого в отдельности. Тут нет места мелочам. Если не уверен в выполнении своего обещания, не нужно воображать из себя всесильного, всезнающего (а это случается с некоторыми), честно признайся, что не сможешь, но уж если ты что-либо обещал, то обязан выполнить. Например, ты договорился с учителем, что придешь к нему на урок, и вдруг звонок, вызов куда-то. Извинись и обязательно приди на урок к учителю. Это важнее всех вызовов, встреч.
Знать детей, уметь разговаривать с родителями
По роду своей деятельности директору не очень много приходится общаться непосредственно с учащимися, кроме некоторых классов, где он ведет уроки. Но знать учащихся, конечно, необходимо. В небольших школах это не проблема, знать в более крупных сложнее. Прежде всего надо знать детей из группы риска, из неблагополучных семей. И знать достаточно близко, ибо в основном директору приходится заниматься этими учащимися. Он должен разбираться в психологии таких детей, тогда много сумеет сделать для них, сумеет оградить их от вступления на путь правонарушений. Такая работа должна носить регулярный характер, но без навязчивого надзора. Если директор сумеет поставить себя в глазах такого ученика в положение равной собеседника, умного советчика, доброжелательного старшего товарища, уверен, детей с преступным будущим будет меньше.
Не секрет, что часто учителя используют тебя как пугал