мене текел фарес слушать

Мене, текел, фарес — Олеся Николаева

Было время, когда игу­мен Ерм казался нам анге­лом, спу­стив­шимся на землю. Во плоти ангел. Некий херу­вим, что несколько занес нам песен рай­ских… Когда он еще жил в Лавре, на заре сво­его мона­ше­ства, к нему в келью старцы посы­лали моло­дых постри­жен­ни­ков как бы «на экс­кур­сию»: иде­аль­ная келья монаха. Про­стота. Чистота. Нес­тя­жа­тель­ность. Един­ствен­ным ее изли­ше­ством была сереб­ри­стая зме­и­ная кожа, кото­рую пода­рил отцу Ерму мой друг — писа­тель и путе­ше­ствен­ник Ген­на­дий Снегирев.

— Отец Ерм, а зачем вам в келье эта зме­и­ная шкура? — спра­ши­вали моло­дые постри­жен­ники. — Ведь это же — при­над­леж­ность Искусителя?

— Она напо­ми­нает мне о гре­хо­па­де­нии пер­вых людей, — скромно отве­чал отец Ерм. — А кроме того — Сам Хри­стос гово­рил: будьте мудры, как змеи!

Вообще суще­ствует такое мона­ше­ское наблю­де­ние: невоз­можно прийти к Гос­поду, если воочию не уви­дишь в каком-нибудь чело­веке отблеск веч­ной жизни, лик Хри­стов. Так и кра­сота мона­ше­ства откры­ва­ется лишь через Чело­века: вот он — перед тобой — во всей своей немощи, во всей своей про­стоте, покры­той чер­ным шта­пе­лем ли, сук­ном, а через него сияет слава Божия, Цар­ство Небес­ное, незем­ной мир. Мно­гие именно так изби­рали для себя мона­ше­ство. И таким чело­ве­ком был для нас наш игу­мен, наш, между про­чим, тогда еще совсем моло­дой «ста­рец», наш духов­ный отец.

Он тогда очень увле­кался ста­ро­об­ряд­че­ством — это понятно, ведь у них такие иконы: нико­ни­ане нико­гда не смогли под­няться до их умо­зре­ния, — все выхо­дило плос­кенько, аля­по­ва­тенько. А отец Ерм — эстет, аскет, ико­но­пи­сец. Даже по Лавре рас­ха­жи­вал тогда со ста­ро­об­ряд­че­ской лестов­кой вме­сто орто­док­саль­ных четок. Воз­гла­шал по–старинному «во веки веком». Поклоны клал, как поло­жено по ста­рому молит­во­слову. Даже и мне такой пода­рил. И я тоже после каж­дой «Славы» по три зем­ных поклон­чика отма­хи­вала. С непри­вычки так натру­дила коленку, что она вспухла, и я не ходила, а ковы­ляла. В конце кон­цов, обра­ти­лась даже в травмопункт…

— А что вы делали на этой ноге? Может, тяже­сти какие под­пи­рали, может, уда­ряли ее или, может, насе­ко­мое какое вас укусило?

Но я честно сказала:

— Нет, ни тяже­стей не тас­кала, не уда­ряла, и насе­ко­мые не кусали, а про­сто — отби­вала поклончики.

Тогда на меня посмот­рели сочув­ственно, подо­зри­тельно и тре­вожно. Мед­ра­бот­ники все-таки. Поклон­чики она отби­вала! Это при Бре­же­неве-то! 82–ой год на дворе… Ну ладно.

Все тогда при­вле­кало отца Ерма в ста­ро­об­ряд­че­стве — весь бого­слу­жеб­ный чин, зна­мен­ное цер­ков­ное пение по крю­кам, эсте­ти­зи­ро­ван­ный цер­ков­ный быт, и он глу­боко и вос­тор­женно пере­жи­вал это как худож­ник, как ико­но­пи­сец. Даже ста­ро­об­ряд­че­ский кло­бук наде­вал у себя в келье: не этот, похо­жий на коте­лок без полей, обтя­ну­тый чер­ным, нис­па­да­ю­щим вниз муа­ром — про­то­поп Авва­кум гово­рил о тако­вых с пре­зре­нием «клабуки–те рога­тые ставцами–теми носят», — а тот, ста­рин­ный, напо­ми­на­ю­щий длин­но­ухую шапку, — кстати, он очень был ему к лицу. Мне даже уда­лось его так сфо­то­гра­фи­ро­вать: вот он стоит, «при­сло­нясь к двер­ному косяку», арти­стич­ные пальцы у под­бо­родка, и смот­рит так чудно, так вдох­но­венно. Порт­рет этот до сих пор висит у меня над сто­лом в каби­нете. Лицо отца Ерма на нем столь пре­красно, что все, кто при­хо­дят ко мне, спра­ши­вают изум­ленно: «А это кто?» И зами­рают, любу­ясь… Но я им не отве­чаю. Потому что — нач­нутся даль­ней­шие рас­спросы — а что он? А где? А как? Ну и необя­за­тельно всем так уж об этом знать…

В ту пору игу­мен Ерм ввел ста­ро­об­ряд­че­ство даже в своем мона­ше­ском быту — варил сби­тень, питался про­рос­шей пше­нич­кой и наци­о­наль­ной репой, отвер­гая замор­скую ека­те­ри­нин­скую (нико­ни­ан­скую) кар­тошку, ходил по келье в лап­тях, кото­рые сам и плел, не при­зна­вал элек­три­че­ства, но читал и рабо­тал при све­чах, а краски для икон гото­вил из нату­раль­ных веществ — рас­ти­рал полу­дра­го­цен­ные камни, добав­лял жел­ток — какие-то были у него ста­рин­ные рецепты.

И вообще вокруг него царила такая восторженно–эсхатологическая атмо­сфера — гото­вился вели­кий исход из этого гре­хов­ного мира, из этой «не усто­яв­шей перед тремя иску­ше­ни­ями сатаны Церкви». Да, как бы именно так. И в то же время не вполне — ибо отец Ерм вовсе и не соби­рался поры­вать с Цер­ко­вью и пере­хо­дить в ста­ро­об­ряд­че­ство, он про­сто счи­тал, что мона­ше­ство в миру обмирщ­вля­ется и надо дистан­ци­ро­ваться, укрыв­шись оте­че­скими заве­тами. Уйти из мира, забрав Корм­чую Книгу, по ней и жить. А для нас, нео­фи­тов, его окру­жав­ших, что могло быть более празд­нич­ным и желан­ным, чем это новое житие, испол­нен­ное подви­гов и чудес.

Отец Ерм одна­жды прямо так и ска­зал сво­ему люби­мому уче­нику — моло­день­кому монаху Дионисию–иконописцу:

— Я решил стать преподобным!

И Дио­ни­сий, конечно, не смог это удер­жать в себе, выдал мне под боль­шим сек­ре­том, огром­ные, широко рас­став­лен­ные глаза его были широко рас­пах­нуты, из груди вырывалось:

— Нет, ты пред­став­ля­ешь… Это же насто­я­щий ста­рец! Вот я, напри­мер, хочу себе купить чер­ные джинсы под под­ряс­ник, ты, пред­по­ло­жим, хочешь выпить чашку кофе, а он — стать святым!

…Зем­лей обе­то­ван­ной была избрана Мезень. Спа­се­ние воз­можно только там. Пять меся­цев в году судо­ход­ство, потом все покры­ва­ется суро­выми льдами — ни рыба не доплы­вет, ни птица не доле­тит. Мы с Дио­ни­сием ездили на место гря­ду­щего пере­се­ле­ния на раз­ведку, летом. Пока плыли на утлой лод­чонке, на Дио­ни­сия напала огром­ная чайка и стала кле­вать его скуфью…

— Ишь, не хочет пус­кать! —отма­хи­вался от нее он.

Лодку кач­нуло, в воду упал пакет с бутер­бро­дами и бутыл­кой воды. Но на берегу было много ягод, про­зрач­ный ручей, и Дио­ни­сий ска­зал, погро­зив неви­ди­мому супостату:

— Да пода­вись ты этими бутер­бро­дами, ста­рый козел, а нам и так хорошо!

Нако­нец, мы нашли бед­ное селе­нье с зако­ло­чен­ными домами, вокруг — никого: бли­жай­ший мага­зин, где дают хлеб, кара­мельки и водку, кото­рую мест­ные назы­вают «серень­кой», в пяти кило­мет­рах. Отме­тили все кре­сти­ками на карте и отпра­ви­лись обратно к отцу Ерму с докладом.

Ну Дио­ни­сий — понятно: монах, ико­но­пи­сец, а я? Я‑то на что рас­счи­ты­вала с этой Мезе­нью: у меня муж, малень­кие деточки. Ах, думала, отец Ерм помо­лится, все как-нибудь обра­зу­ется: будем жить там при ико­но­пис­ном ските, еще и дру­зей своих туда позо­вем. Мой друг дет­ский писа­тель и путе­ше­ствен­ник Сне­ги­рев тоже уже туда соби­рался, там, гово­рил, зна­ешь какие белые ночи? Какая мистика света? Какая бли­зость небес?

При­шли мы с Дио­ни­сием к нашему игу­мену, раз­ло­жили перед ним карту, все при­шлось ему по душе. Отец Ерм приговаривал:

— Здесь Гос­подь испы­ты­вает чело­века вла­стью, сла­вой, богат­ством… Тот, кто их жаж­дет, на самом деле про­сит послать себе жесто­чай­шие иску­ше­ния. А там, вда­леке от мира, только и можно обре­сти истин­ную цар­ствен­ную свободу!

Источник

Мене текел фарес слушать

мене текел фарес слушать. Смотреть фото мене текел фарес слушать. Смотреть картинку мене текел фарес слушать. Картинка про мене текел фарес слушать. Фото мене текел фарес слушатьВ 2003 году в издательстве «Эксмо» вышла книга прозы Олеси Николаевой «Мене, текел, фарес». Роман, давший название сборнику, повесть «Инвалид детства» и рассказы объединяет «необычная» тематика: жизнь современной Православной Церкви. Но прежде, чем начать разговор о романе «Мене, текел, фарес», стоит рассказать о самом авторе.

Родилась Олеся Александровна 6 июня 1955 года. Первый период творческой биографии, а соответственно и большая часть жизни, стал для нее «испытанием на прочность», как и для многих современных писателей, на долю которых выпала смена исторических эпох. Олеся Николаева прошла этот этап дважды: как яркая поэтесса, не вписывающаяся в рамки официального литературного канона, и как человек, исповедующий Православие. Прошла, разделив со своим мужем, в прошлом журналистом, а ныне священником Владимиром Вигилянским, и тяготы жизни «неблагонадежных» литераторов, и радости духовного труда.

Сегодня Олесю Николаеву нельзя назвать только поэтом или писателем. То, чем она занимается, правильнее охарактеризовать деятельностью и литературной, и церковной, и общественной. С 1989 года она преподает на кафедре литературного мастерства в Литинституте, являясь руководителем творческого семинара поэзии. В 1989-1990 годах читала курс лекций «История русской религиозной мысли». В 1990-1994 годах ездила по приглашению Нью-Йоркского, Женевского университетов и Сорбонны выступать со стихами и лекциями в Нью-Йорке, Женеве и Париже, преподавала древнегреческий язык монахам-иконописцам Псково-Печерского монастыря, в 1995 работала шофером игуменьи Серафимы (Черной) в Новодевичьем монастыре. В 1998 году была приглашена в Богословский университет святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова читать курс «Православие и творчество» и заведовать кафедрой журналистики.

Олеся Николаева выпустила шесть поэтических сборников, две книги прозы. Она автор двух книг религиозной эссеистики, многочисленных литературно-критических эссе, публицистических статей, посвященных проблемам культуры. Ее творчество переводилось на английский, французский, немецкий, итальянский, японский, китайский и другие языки. Последний роман, «Мене, текел, фарес», о котором и пойдет речь, получил премию журнала «Знамя» за 2003 год.

Стиль и юмор в романе оказываются ланд-шафтом для серьезного разговора о жизни Церкви. Главный герой произведения, игумен Ерм, иконописец и богослов, и в том, и в другом, талантлив и непостоянен. В поисках своего «собственного» пути он впадает то в старообрядчесто, то в реформаторство, то в католицизм. Каждый раз он доводит свое увлечение до абсурда, не замечая, как страдают от этого его духовные чада, как форма становится самоцелью, а на место любви приходит гордыня. Следуя траектории метаний игумена Ерма, Олеся Николаева с доброй иронией пишет летопись ошибок и цитатник расхожих заблуждений: кто-то привык быть в оппозиции и не может не устраивать бунт на корабле, даже если это ковчег Завета, кто-то устал думать и впадает в прекраснодушие.

мене текел фарес слушать. Смотреть фото мене текел фарес слушать. Смотреть картинку мене текел фарес слушать. Картинка про мене текел фарес слушать. Фото мене текел фарес слушать

Нам удалось спросить о том, как видит свой роман сама Олеся Александровна.

— Олеся Александровна, чем обусловлено появление этого столь нестандартного, единственного в своем роде романа? Согласитесь, что тема его по меньшей мере необычна…

— Написала я этот роман по той причине, что не могла его не написать: он требовал, чтобы я просиживала ночами и вытаскивала его из небытия на свет Божий. Порой я сама удивлялась тому, что у меня возникало на бумаге. В какой-то момент вдруг смутилась: можно ли так вольно писать о монастыре и монахах? Даже потревожила ради этого прекрасного и уважаемого старца архимандрита Кирилла (Павлова), и он ответил мне самым поразительным для меня образом: «Пишите так, как Вам подсказывает вдохновение». После такого благословения роман мой, который как-то «заваливался» и «не выстраивался», вдруг, по мере моей работы, стал обретать такую структуру, которая позволила мне и в дальнейшем его дописывать.

— Можно ли называть Ваш роман хроникой церковной жизни последних лет, или это роман о трудности покаяния и обретения любви?

— Я думаю, что это роман о любви к нашему Творцу и Промыслителю, к нашему Господу, Который в чине Крещения именуется «Изряднохудожником», почему и выстраивает каждую человеческую жизнь по неким художественным законам.

— Почему Вы взяли за сюжетную основу романа известные события, известных в среде верующих деятелей, персонажей, людей? Не проще ли было сосредоточиться на жизни отдельно взятого монастыря, иконописного скита, например?

Но если говорить вообще о прототипах в литературе, то без них не обойдется ни один стоящий роман, главным условием которого (в отличие от рассказа) является обнаружение новых характеров, создание новых героев. Даже за вымышленным героем романа стоят тени реальных людей. Просто есть прототипы «в чистом» виде и узнаваемые, как, скажем, Кармазинов (Тургенев), Фома Фомич Опискин (Гоголь), старец Семен Яковлевич (известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша) у Достоевского, а есть прототипы прикровенные. Я сейчас пишу роман о крахе умного, талантливого, обаятельного, но совершенно беспочвенного неверующего человека, и хотя герой мой выдуманный, чувствую, как на него у меня «слетаются» словечки, повадки, привычки, поступки, идеи вполне реальных моих знакомцев.

— Конечно, слушаю и читаю с большим вниманием. К сожалению, сейчас критика сводится к краткому пересказу содержания, разгадыванию прототипов и полемике вокруг идей романа. Мне было бы гораздо интереснее прочитать умную аналитическую статью, пусть даже очень резкую и ругательную, чем упреки какого-нибудь доморощенного критика в том, что я, скажем, не люблю католиков. Хотя почему это я их не люблю? Я даже очень их люблю во Франции, особенно в Соединенных Штатах. Я люблю их в Африке, в Азии. Люблю их в Мексике, где на них были гонения во время мексиканской революции, когда монахов выгоняли из монастырей, опустошали храмы. В общем, идеологическую критику мне читать неинтересно, хотя и забавно.

— В чем, по-Вашему, смысл творчества? Могли бы Вы писать в стол, или настоящему художнику обязательно нужен читатель?

Источник

Мене мене текел фарес

Смотреть что такое «Мене мене текел фарес» в других словарях:

Мене, мене, текел, фарес — (Meneh, meneh, tekel, upharsin). По библейскому рассказу (Дан., V, 25 28), во время пиршества царя вавилонского Валтасара и поругания его над священными сосудами, принесенными из иерусалимского храма, появилась кисть человеческой руки, которая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мене-Текел-Фарес — (взвешено, сочтено, разделено) таинственные слова, по библейскому преданию, начертанные невидимой рукой на стене во время пира у вавилонского царя Валтасара, пророчившие ему гибель.Употребляется для выражения предзнаменования гибели … Популярный политический словарь

Мене, мене, текел, упарсин — Картина Рембрандта с изображением пира Валтасара Мене, мене, текел, упарсин (ивр. מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎, по арамейски означает букв … Википедия

Мене — Мене, мене, текел, упарсин Картина Рембрандта с изображением пира Валтасара Мене, мене, текел, упарсин (ивр. מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎, по арамейски означает буквально «мина, мина, шекель и полмины» (это меры веса), в церковнославянск … Википедия

Песнь торжествующего плебея — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Короткая проза — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Разбиватель сердец — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Забытая погремушка — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Ножик Серёжи Довлатова — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Источник

Мене текел фарес слушать

Олеся Александровна Николаева

Было время, когда игумен Ерм казался нам ангелом, спустившимся на землю. Во плоти ангел. Некий херувим, что несколько занес нам песен райских… Когда он еще жил в Лавре, на заре своего монашества, к нему в келью старцы посылали молодых постриженников как бы «на экскурсию»: идеальная келья монаха. Простота. Чистота. Нестяжательность. Единственным ее излишеством была серебристая змеиная кожа, которую подарил отцу Ерму мой друг — писатель и путешественник Геннадий Снегирев.

— Отец Ерм, а зачем вам в келье эта змеиная шкура? — спрашивали молодые постриженники. — Ведь это же — принадлежность Искусителя?

— Она напоминает мне о грехопадении первых людей, — скромно отвечал отец Ерм. — А кроме того — Сам Христос говорил: будьте мудры, как змеи!

Вообще существует такое монашеское наблюдение: невозможно прийти к Господу, если воочию не увидишь в каком-нибудь человеке отблеск вечной жизни, лик Христов. Так и красота монашества открывается лишь через Человека: вот он — перед тобой — во всей своей немощи, во всей своей простоте, покрытой черным штапелем ли, сукном, а через него сияет слава Божия, Царство Небесное, неземной мир. Многие именно так избирали для себя монашество. И таким человеком был для нас наш игумен, наш, между прочим, тогда еще совсем молодой «старец», наш духовный отец.

Он тогда очень увлекался старообрядчеством — это понятно, ведь у них такие иконы: никониане никогда не смогли подняться до их умозрения, — все выходило плоскенько, аляповатенько. А отец Ерм — эстет, аскет, иконописец. Даже по Лавре расхаживал тогда со старообрядческой лестовкой вместо ортодоксальных четок. Возглашал по-старинному «во веки веком». Поклоны клал, как положено по старому молитвослову. Даже и мне такой подарил. И я тоже после каждой «Славы» по три земных поклончика отмахивала. С непривычки так натрудила коленку, что она вспухла, и я не ходила, а ковыляла. В конце концов, обратилась даже в травмопункт…

— А что вы делали на этой ноге? Может, тяжести какие подпирали, может, ударяли ее или, может, насекомое какое вас укусило?

Но я честно сказала:

— Нет, ни тяжестей не таскала, не ударяла, и насекомые не кусали, а просто — отбивала поклончики.

Тогда на меня посмотрели сочувственно, подозрительно и тревожно. Медработники все-таки. Поклончики она отбивала! Это при Бреженеве-то! 82-ой год на дворе… Ну ладно.

Все тогда привлекало отца Ерма в старообрядчестве — весь богослужебный чин, знаменное церковное пение по крюкам, эстетизированный церковный быт, и он глубоко и восторженно переживал это как художник, как иконописец. Даже старообрядческий клобук надевал у себя в келье: не этот, похожий на котелок без полей, обтянутый черным, ниспадающим вниз муаром — протопоп Аввакум говорил о таковых с презрением «клабуки-те рогатые ставцами-теми носят», — а тот, старинный, напоминающий длинноухую шапку, — кстати, он очень был ему к лицу. Мне даже удалось его так сфотографировать: вот он стоит, «прислонясь к дверному косяку», артистичные пальцы у подбородка, и смотрит так чудно, так вдохновенно. Портрет этот до сих пор висит у меня над столом в кабинете. Лицо отца Ерма на нем столь прекрасно, что все, кто приходят ко мне, спрашивают изумленно: «А это кто?» И замирают, любуясь… Но я им не отвечаю. Потому что — начнутся дальнейшие расспросы — а что он? А где? А как? Ну и необязательно всем так уж об этом знать…

В ту пору игумен Ерм ввел старообрядчество даже в своем монашеском быту — варил сбитень, питался проросшей пшеничкой и национальной репой, отвергая заморскую екатерининскую (никонианскую) картошку, ходил по келье в лаптях, которые сам и плел, не признавал электричества, но читал и работал при свечах, а краски для икон готовил из натуральных веществ — растирал полудрагоценные камни, добавлял желток — какие-то были у него старинные рецепты.

И вообще вокруг него царила такая восторженно-эсхатологическая атмосфера — готовился великий исход из этого греховного мира, из этой «не устоявшей перед тремя искушениями сатаны Церкви». Да, как бы именно так. И в то же время не вполне — ибо отец Ерм вовсе и не собирался порывать с Церковью и переходить в старообрядчество, он просто считал, что монашество в миру обмирщвляется и надо дистанцироваться, укрывшись отеческими заветами. Уйти из мира, забрав Кормчую Книгу, по ней и жить. А для нас, неофитов, его окружавших, что могло быть более праздничным и желанным, чем это новое житие, исполненное подвигов и чудес.

Отец Ерм однажды прямо так и сказал своему любимому ученику — молоденькому монаху Дионисию-иконописцу:

— Я решил стать преподобным!

И Дионисий, конечно, не смог это удержать в себе, выдал мне под большим секретом, огромные, широко расставленные глаза его были широко распахнуты, из груди вырывалось:

— Нет, ты представляешь… Это же настоящий старец! Вот я, например, хочу себе купить черные джинсы под подрясник, ты, предположим, хочешь выпить чашку кофе, а он — стать святым!

…Землей обетованной была избрана Мезень. Спасение возможно только там. Пять месяцев в году судоходство, потом все покрывается суровыми льдами — ни рыба не доплывет, ни птица не долетит. Мы с Дионисием ездили на место грядущего переселения на разведку, летом. Пока плыли на утлой лодчонке, на Дионисия напала огромная чайка и стала клевать его скуфью…

— Ишь, не хочет пускать! —отмахивался от нее он.

Лодку качнуло, в воду упал пакет с бутербродами и бутылкой воды. Но на берегу было много ягод, прозрачный ручей, и Дионисий сказал, погрозив невидимому супостату:

— Да подавись ты этими бутербродами, старый козел, а нам и так хорошо!

Наконец, мы нашли бедное селенье с заколоченными домами, вокруг — никого: ближайший магазин, где дают хлеб, карамельки и водку, которую местные называют «серенькой», в пяти километрах. Отметили все крестиками на карте и отправились обратно к отцу Ерму с докладом.

Ну Дионисий — понятно: монах, иконописец, а я? Я-то на что рассчитывала с этой Мезенью: у меня муж, маленькие деточки. Ах, думала, отец Ерм помолится, все как-нибудь образуется: будем жить там при иконописном ските, еще и друзей своих туда позовем. Мой друг детский писатель и путешественник Снегирев тоже уже туда собирался, там, говорил, знаешь какие белые ночи? Какая мистика света? Какая близость небес?

Пришли мы с Дионисием к нашему игумену, разложили перед ним карту, все пришлось ему по душе. Отец Ерм приговаривал:

— Здесь Господь испытывает человека властью, славой, богатством… Тот, кто их жаждет, на самом деле просит послать себе жесточайшие искушения. А там, вдалеке от мира, только и можно обрести истинную царственную свободу!

Мезень уже вовсю дышала нам в лицо своим вожделенным холодом, целовала ледяными губами в горячий лоб, бередила чувства своей богоизбранной заброшенностью, роскошью своей нищеты.

И все-таки отец Ерм решил разок-другой сходить в старообрядческий храм, помолиться там, приглядеться. Отпросился у наместника на день из Лавры, ни свет ни заря приехал на Рогожское кладбище — к началу литургии, а ему на пороге храма суровые бородатые мужики:

— Куды! У нас щепоточники в притворе молятся, в храм велено их не пущать!

И у нашего игумена после этого как-то все стало стремительно меняться, словно путешествовал он на Рогожское не один день, а семь долгих лет.

— Все! Старообрядчество выдохлось. Мертвечина. Музей. Дух Святой от них отошел. Я был у них на богослужении. Иерархия у них безблагодатная. Белокриницкая иерархия — сплошной подлог. Таинства — недействительные. Откуда я знаю, глядя на их духовенство, что это не ряженые мужики? Надели на себя епитрахиль, поручи, а кто их рукополагал, спрашивается, а?

Источник

Мене, мене, текел, упарсин

мене текел фарес слушать. Смотреть фото мене текел фарес слушать. Смотреть картинку мене текел фарес слушать. Картинка про мене текел фарес слушать. Фото мене текел фарес слушать

мене текел фарес слушать. Смотреть фото мене текел фарес слушать. Смотреть картинку мене текел фарес слушать. Картинка про мене текел фарес слушать. Фото мене текел фарес слушать

Мене, мене, текел, упарсин (ивр. מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין ‎, по-арамейски означает буквально «мина, мина, шекель и полмины» (меры веса), в церковнославянских текстах «мене, текел, фарес») — согласно библейскому преданию — слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона от рук Дария Мидийского. Объяснение этого знамения вызвало затруднения у вавилонских мудрецов, однако их смог пояснить пророк Даниил:

мене текел фарес слушать. Смотреть фото мене текел фарес слушать. Смотреть картинку мене текел фарес слушать. Картинка про мене текел фарес слушать. Фото мене текел фарес слушатьВот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

В ту же ночь Валтасар был убит, и Вавилон перешёл под власть персов. Вероятно, библейский рассказ основывается на реальных событиях, сопровождавших вступление персидской армии в Вавилон в ночь на 12 октября 539 до н. э. (по крайней мере, отголоски истории пира Валтасара можно обнаружить в других ближневосточных и античных источниках). Впрочем, в Книге пророка Даниила ошибочно указано имя завоевателя Нововавилонского царства (Дарий Мидийский вместо Кира Мидийского), а также его этническая принадлежность (учитывая, что в Писании существует тенденция к изображению Персидской империи Ахеменидов как мидийско-персидской [источник не указан 806 дней] ).

В светской культуре

А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая!

«К этому моменту мною овладело новое состояние. Оставив фон Эрнена полусидеть в углу (всё время транспортировки я тщательно следил, чтобы его лицо не показалось из-за серой ткани пальто), я сел за рояль. Поразительно, подумал я, товарищ Фанерный и рядом, и нет. Кто знает, какие превращения претерпевает сейчас его душа? Мне вспомнилось его стихотворение, года три назад напечатанное в „Новом Сатириконе“, — там как бы пересказывалась газетная статья о разгоне очередной Думы, а акростихом выходило „мене текел фарес“. Ведь жил, думал, прикидывал. Как странно.»

«Неужели так трудно отворить человеку дверь и впустить его на три минуты погреться? Я этого не понимаю… Они, серьёзные, это понимают, а я, легковесный, никогда не пойму… Мене, текел, фарес — то есть „ты взвешен на весах и найден легковесным“, то есть „текел“… Ну и пусть, пусть…
Но есть ли там весы или нет — всё равно — на тех весах вздох и слеза перевесят расчёт и умысел».

Где-то танцевали, где-то воевали, где-то толковали надпись на стене:
МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.

…При свете золотых лампад, с пророчеством во взгляде,
Он прочёл слова, а утро сделало их явью.
«Твоя могила готова, царство закончено,
Ты потеряешь трон и жизнь этой ночью.
Твоя душа темна, образ туманен,
Парадным ложем для тебя станет могильный камень…»

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Мене, мене, текел, упарсин» в других словарях:

Мене, мене, текел, упарсин — Эти арам. слова (Дан 5:25 28) означают: мина, мина, шекель (т.е. сикль) и полмины (см. Меры длины, площади, объема и веса), в то время как слова исчислено, исчислено, взвешено, разделено (Дан 5:26 28) звучат по арам. как ме не, мене, текел, пере … Библейская энциклопедия Брокгауза

Мене, мене, текел, упарсин — Мене, мене, текел, упарсин. Ср. Ма̀ни значитъ: Монархъ, Кончилъ царствовать ты! Градъ у Персовъ въ рукахъ Смыслъ середней черты; Фа̀ресъ третья гласитъ Нынѣ будешь убитъ. А. И. Полежаевъ. Видѣніе Валтасара (изъ Байрона.) Ср. Бога ты не прославилъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Мене, мене, текел, упарсин — слова, которые написала на стене появившаяся из воздуха рука во время пиршества царя Вавилонского Валтасара. Призванный к царю Даниил объяснил смысл этих слов следующим образом: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты … Православная энциклопедия

Мене, мене, текел, упарсин, — т.е. исчислен, исчислен, взвешен, разделен те слова, которые были написаны огненной рукою на стене в палате Валтасара, и которых не могли прочесть его мудрецы; их прочел Даниил; эти халдейские слова обозначали, что царь был взвешен на весах и… … Словарь библейских имен

Мене, текел, перес; мене, текел, упарсин — Из Библии. В Ветхом Завете, в Книге пророка Даниила повествуется о том, как вавилонский царь Валтасар увидел возникшую в воздухе кисть руки, написавшую на стене таинственные огненные знаки. Это случилось, когда царь был на пиру вместе со своими… … Словарь крылатых слов и выражений

Мене, текел, перес (мене, текел, упарсин) — Из Библии. В Ветхом Завете, в Книге пророка Даниила повествуется о том, как вавилонский царь Валтасар увидел возникшую в воздухе кисть руки, написавшую на стене таинственные огненные знаки. Это случилось, когда царь был на пиру вместе со своими… … Словарь крылатых слов и выражений

Мене — Мене, мене, текел, упарсин Картина Рембрандта с изображением пира Валтасара Мене, мене, текел, упарсин (ивр. מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎, по арамейски означает буквально «мина, мина, шекель и полмины» (это меры веса), в церковнославянск … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *