мечты и реальность военного детства в рассказе в п астафьева фотография на которой меня нет
Урок литературы в 8 классе «В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
Урок литературы в 8 классе
Тема: В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. Краткий рассказ о писателе. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей
деревни. Автобиографический характер рассказа. Развитие представлений о герое-повествователе.
Цель: 1. Углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева.
2. Выявить художественную идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции.
3.Формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.
4.Развивать нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.
Оборудование: компьютер, презентация, наглядный материал: фотографии, портрет писателя, кластеры, карточки, листы самооценки
Домашнее задание: 1.Прочитать рассказ, принести фотографии
Самоопределение к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
— Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, кто любит литературу.
— Ребята, я просила вас принести фотографии. Скажите, что они для вас значат? А какие ассоциации вызывает у вас слово «фотография»? (память, воспоминание и др.)
Как прекрасно устроен человек!
– Эти слова принадлежат замечательному писателю ХХ века В.П.Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых. Начинал же он как детский писатель. Давайте вспомним его рассказы.
Кто быстрее догадается, о каком произведении идет речь, назвать героя и главное событие:
2) «Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.
— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник». («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)
Урок по рассказу В.Астафьева «Фотография, на кооторой меня нет»
Разделы: Литература
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация.
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
Слайд 1. Портрет В. Астафьева.
Слайд 2. Обложка книги “Последний поклон”.
Учитель. Да, вся повесть “Последний поклон” рассказывает, как мальчик познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть и о старших, о людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.
Слайд 4. Заголовок “Фотография, на которой меня нет”.
Учитель. Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.
Слайд 5. Старый фотоаппарат.
Слайд 6. Фото ученика 30–50-х гг. “Мне вспомнились детства далёкие годы…”
Слайд 7. Мальчишки, мальчишки.
Учитель. В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит ноги мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
Слайд 8. Бабушка. “Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.
Слайд 9. Диалекты, народные обороты, приметы, присловья.
— окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;
Слайд 10. С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу “Фотография…”
— лечение: натирала, поила, парила в бане;
— цветы в доме, стр. 228 от “После того как загорались…” до конца абзаца;
— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).
Слайд 11. И. Пчёлко. Иллюстрация к рассказу.
Хочу познакомить вас со словами литературоведа В. Курбатова.
Слайд 12. Учителя и ученики.
Уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
Слайд 14. Я вспоминаю первого учителя:
Вот он стоит, диктуя у доски.
И буквы неуверенно, мучительно
Выводят малыши ученики.
Был Архимедом он и был Гомером,
Он всё умел на свете, добрый маг.
Слайд 15. Большое наше село, длинное.
Учитель. Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.
Слайд 16. “И каждый человек пусть доживёт…”
Учитель. Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими личностями, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
Слайд 17. “Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!”
— о человеческой памяти,
— способности сохранить благодарность прошлому, людям,
— о ВОВ, о которой Астафьев не говорит, но она присутствует незримо.
Слайд 18. “Каждый свою книгу…” (Память).
2. Каков герой Астафьева?
Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, история народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”
Слайд 19. Портрет В. Астафьева.
1. Г.А. Голикова. Урок по рассказу В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Литература в школе, 2005, 5.
Отражение военного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Действия в рассказе происходят глухой зимой примерно в середине 1930-х годов в Сибири. Из рассказа мы узнаем о трудной, полной лишений жизни деревни, и о нравах ее жителей, и о народных приметах, и о «таинстве расцветания» деревьев и цветов.
Люди в деревне были небогаты, жили скудно, питаясь дарами леса и продуктами своего хозяйства. Благосостояние и уклад жизни каждой семьи можно было изучить по окнам, «еще не заходя в дом».
Приезд фотографа в деревню – уже событие, «неслыханно важное», ради него даже прервали занятия в школе. Отношение к учителю и его жене в деревне тоже особое. Его уважают за образованность, за то, что всегда готов помочь, за вежливость. Учитель поговорил с пьяницей дядей Левонтием – и тот «исправился», понимая его к себе отношение. Учитель многое сделал для школы: выхлопотал учебники, в обмен на утиль получил для учеников карандаши, тетради, краски, мужики сделали для детей столы и скамейки, не взяв с учителя платы. Все стараются отплатить семье учителя добром
Деревенские будни школы благодаря рассказу В.П. Астафьева представляются очень отличающимися по форме, но похожими по содержательному наполнению. Как ни бедна была школа в сибирской деревне, но всё-таки и там были такие же уроки, ребята также сидели за партами и баловались; что-то у них получалось на уроках, что-то нет, кому-то было более интересно, кому-то — менее. Конечно, это была только начальная школа, но здорово, что учитель был там такой терпеливый и никогда не унывал, а находил возможность заниматься в самых сложных условиях.
В рассказе, как кажется изначально, темы войны нет вообще. Здесь все – не о войне, но и все – о ней. Недаром память автора рассказа ненавязчиво обращается к главной художественной детали – фотографии, на которой запечатлены довоенные лица. В последнем абзаце Астафьев, используя отчасти язык публицистики, очерка, обращается к этому образу, за которым стоит другой – трагический – образу фотографии. Трогательным звучанием наполнены последние абзацы рассказа. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах, погибших на войне. Сколько грусти, тоски и печали в словах героя. Ему трудно представить, что эта нехитрая жизнь деревни в одночасье может быть уничтожена.
Деревенские фотографии становятся отражением истории деревни и в целом народа. Перечисляя эти фотографии, помимо той, главной, которой и посвящено произведение, автор сначала говорит именно о военных карточках, а потом о мирных, смешных. И эта фотография его класса, где нет героя, тоже кажется сначала смешной. Но автор не смеется. Через лица одноклассников он видит из далекого прошлого грядущую трагедию народа – Великую Отечественную войну.
Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд». Как вы понимаете слова: «скорбный труд», «высокое стремленье», «свободный глас»?
Это стихотворение адресовано сосланным в Сибирь декабристами, многие из которых были друзьями А.Пушкина. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает, что не пропадет их скорбный труд и дум высокое стремленье. Скорбный труд − это борьба декабристов за свободу, в которой они потерпели поражение, потому труд и скорбный. Автор верит, что идеи декабристов (высокие стремленья) в будущем все же воплотятся в жизнь. Надежду стремиться подарить узникам свободный глас Пушкина, потому что поэт всегда волен говорить то, что хочет, и его голос всегда свободен.
БИЛЕТ №29
1. Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…»).
Предание − жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях, отражающий восприятие их современниками. Само название говорит о том, что предание передавалось из уст в уста, из поколения к поколению, это источник важных сведений для потомков. Возникали предания часто из рассказа очевидца. В центре предания одно важное событие. Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны, поэтому на местах сражений находятся большие кости. Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность – царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани, о покорении Ермаком Сибири. Главные герои преданий чаще всего цари (Иван Грозный, Петр Первый), народные вожди (Ермак, Разин, Пугачев).
Предание «О Пугачеве» напоминает обычный бытовой рассказ, он включает в себя диалоги, реалистические детали сочетаются с полусказочными образами (оборотни казаки). Лексика предания приземленная (скинул, набегался, народился, выпивка). Для придания характерны обороты разговорной речи, разговорные частицы: «Пугачев-то был-то был», «в конце-то концов», «ну вот», «мол». Достоверность придания прямо подчеркивается: «Это все точно было». Но это не означает, что все происходящее в предании полностью достоверно. Отход от фактической первоосновы и появление в сюжете предания вымышленных событий сближает этот жанр со сказкой и легендой. Прошлое в преданиях приукрашивается. Пугачев представляется народу как простой человек, жертва дворцового переворота. Предание может представлять собой набор отрывочных, часто противоречащих друг другу сведений (Пугачев сошелся не то с княгиней, не с итальянской барышней). Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.
В предании «О покорении Сибири Ермаком» главный герой представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению. Основная задача предания – рассказать об истории освоения сибирских земель. Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода – освоение Сибири, для Ермака – получение свободы. В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина – дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.
Тема: Мечты и реальность военного детства в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Тема: Мечты и реальность в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Цели: углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;
формирование навыков анализа текста;
развитие навыков выразительного чтения;
воспитание гражданской позиции через литературное произведение.
Оборудование: компьютер, презентация
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
И близких всех душа не позабудет…
3.Сообщение ученицы об авторе (презентация)
Беседа по содержанию рассказа.
– Каков сюжет рассказа?
– Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).
– Объясните смысл этой фразы.
– В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя)
– Рассказы, вошедшие в первую книгу «Последнего поклона», автор назвал «страницами детства». Главный герой здесь ребёнок, Витька Потылицын. Он открыт всему миру, оглядывается вокруг себя. И мир поворачивается к нему только доброй своей стороной.
– Какие ещё рассказы из книги «Последний поклон» вы читали ранее?
– Что их объединяет? Астафьев пишет о главном – о душе человеческой.
– Итак, в центре рассказа мальчик Витька. В чём ещё особенность композиции рассказа ?
– В параллелях с каким героями мы можем рассмотреть образ мальчика Витьки? (слайд)
– Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время?
– Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
1) всем хотелось угодить;
2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
– Почему Витька и Санька ведут себя плохо?
— Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.
– В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
– Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
– А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню?
Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.
Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
Как ее характеризует:
в) украшение зимних окон;
г) приход учителя в дом.
3. Почему писатель говорит о чувстве вины?
1) стр. 223 от “Так я и знала. ” до “Посинели, будто на лёде…”;
2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”
– Что особенного в речи бабушки?
(Диалекты, народные обороты, приметы, присловья)
– Каково отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).
– Хорошая бабушка у Витьки?
– А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).
1) стр. 223 от “Так я и знала. ” до “Посинели, будто на лёде…”;
2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”
– Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).
– Кто был инициатором этого события? (Учителя).
– Ребята, дайте определение слову «учитель» ( после ответов – слайд)
– Как вы понимаете слова писателя «…важно, чтобы осталось слово учитель…» В каком значении употреблено это слово?
– Какое из определений больше соответствует образу учителя из рассказа?
– Расскажите об учителях Виктора.
– За что жители деревни уважают учителей
– Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? Чтение отрывков.
Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
– Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор?
– С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя). Чтение отрывка
– Почему Витьке запомнился эпизод со змеёй
Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.
Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.
– Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
– Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
– Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).
– Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни?
Цель автора : показать формирование характера героя . Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.
– Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
– Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).
Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”
– Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.
– Как понимаете эти слова? «История заслуживает внимания и уважения».
– А наш герой научился быть внимательным и уважительным?
1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
– О том, как быть добрым,
– О человеческой памяти,
– О способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,
– О Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,
– О любви к родной земле.
2. Каков герой Астафьева?
6. Домашнее задание: Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.
Сочинение на тему: Мечты и реальность военного детства, в произведении „Фотография на которой меня нет»
В рассказе, как кажется изначально, темы войны нет вообще. Здесь все – не о войне, но и все – о ней. Недаром память автора рассказа ненавязчиво обращается к главной художественной детали – фотографии, на которой запечатлены довоенные лица. В последнем абзаце Астафьев, используя отчасти язык публицистики, очерка, обращается к этому образу, за которым стоит другой – трагический – образу фотографии. Трогательным звучанием наполнены последние абзацы рассказа. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах, погибших на войне. Сколько грусти, тоски и печали в словах героя. Ему трудно представить, что эта нехитрая жизнь деревни в одночасье может быть уничтожена.
Деревенские фотографии становятся отражением истории деревни и в целом народа. Перечисляя эти фотографии, помимо той, главной, которой и посвящено произведение, автор сначала говорит именно о военных карточках, а потом о мирных, смешных. И эта фотография его класса, где нет героя, тоже кажется сначала смешной. Но автор не смеется. Через лица одноклассников он видит из далекого прошлого грядущую трагедию народа – Великую Отечественную войну
Владимир Ленский стал бы помещиком, каким был Дмитрий Ларин или дядя Онегина. Причина этого в том, что в обществе, в котором он жил, его считали чудаком.
О поместном дворянстве Пушкин пишет с большей симпатией, чем о петербургском. Поместные дворяне были ближе к народу. Это проявляется в том, что они соблюдали русские обычаи и традиции:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
Прекрасно описал Пушкин быт простого народа. Поэт видел будущую Россию без рабства, без крепостничества. На протяжении всего романа чувствуется боль за русский народ. Пушкин показал в “Евгении Онегине” страдания простых людей.