каждый человек чему то учит
Каждый человек, которого мы встречаем на жизненном пути, становится нашим учителем
В жизни каждого из нас наступает момент, когда мы чувствуем себя обиженными, оскорбленными или изолированными. Думаем, что жизнь обращается с нами совершенно нечестно и несправедливо.
Когда мы попадаем в какие-то сложные ситуации, чаще всего примеряем на себя роль жертвы, и начинаем себя жалеть почем зря. Мы просто сдаемся и опускаем руки вместо того, чтобы хотя бы попытаться понять: то, что с нами случилось, дает нам отличную возможность сделать себя лучше, усвоить какой-то важный жизненный урок. А потом, вооружившись полученными знаниями и умениями, начать, наконец, двигаться дальше.
Представьте себя этаким человеком-магнитом, привлекающих к себе проблемных людей и неловкие ситуации потому, что наша душа чувствует — мы можем многому научиться у этих людей, а эти ситуации помогут стать лучше и нашему разуму, и нашей душе.
Любой человек, встретившийся нам на нашем жизненном пути, может стать нашим учителем. Любой — даже тот, которого мы сперва можем посчитать злодеем.
Есть одна притча о душе, которая, паря в пустоте между мирами, решила выбрать, чему полезному ей научиться для следующего воплощения. И в конечном итоге она решила, что полезнее всего ей будет научиться прощению. Душа отправилась к другим душам, которые вместе с ней готовились к следующему воплощению, и попросила их помочь ей усвоить уроки, нужные для того, чтобы научиться прощать.
Одна из душ, согласившись помочь, решила сыграть роль ее мужа, который время от времени становился буйным и грубым, ранил ее чувства, чтобы душа научилась его прощать. Еще одна душа приняла на себя роль ее матери, совершенно не понимающей своей дочери, не обращающей на нее внимания, унижающей ее, чтобы она научилась прощать и ее. Следующая душа примерила на себя роль ее лучшей подруги, отвернувшейся от нее, когда ей было очень плохо — чтобы, опять-таки, душа научилась прощать своих друзей…
Точно так же, как и та душа, мы приходим на Землю для того, чтобы научиться прощению, терпению, принятию, любви и еще многому другому. И жизнь помогает нам в этих стремлениях, направляя в нашу сторону самых разных людей и жизненные ситуации, способных нам в этом помочь.
К сожалению, рождаясь, мы не помним о том, какие уроки наша душа решила выучить в том пространстве между мирами, и поэтому мы видим людей, ставящих нас в неловкое положение и причиняющих нам боль, как своих заклятых врагов, когда на самом деле они являются нашими помощниками и учителями.
Попробуйте слегка изменить ваш взгляд на этот мир — каждый раз, когда вы будете чувствовать себя жертвой определенных людей или обстоятельств, постарайтесь вспомнить о том, что эти люди вошли в вашу жизнь далеко не просто так.
Судьба поместила вас именно в эти жизненные обстоятельства с какой-то целью — так почему бы вам не воспользоваться случившимся для того, чтобы научиться чему-то новому? Обидевшие вас люди в большинстве случаев вовсе не являются вашими непримиримыми врагами, они просто играют свои роли — точно так же, как и вы играете свою роль в жизни кого-то еще.
И поэтому советую вам прямо сейчас составить список всех людей, которые как-либо вас обижали, причиняли боль и наполняли вашу жизнь страданиями. Взгляните на них с новой точки зрения. Подумайте о том, почему судьба свела вас именно с ними? Чему они вас научили? Какой жизненный урок, пригодившийся в дальнейшем, вы вынесли из общения с ними? А если вы все еще не усвоили этот жизненный урок… Что ж, самое время сделать это.
Пройдитесь по каждому человеку в этом списке и мысленно поклонитесь ему. Примите их с сердцем, полным любви. Простите их за то, что они сделали с вами, и отпустите их с миром и чувством глубокой благодарности.
Первым делом скажите «спасибо» вашим родителям, которые были первыми учителями в вашей жизни, потом — братьям и сестрам, женам и мужьям, детям, друзьям, начальству, соседям и так далее…
Продолжайте говорить «спасибо», пока чувства принятия и благодарности за все те уроки, которые преподали люди в вашей жизни, не заполнят вашу душу полностью, освободив ее от всего негативного.
И поверьте, когда вы начинаете воспринимать каждого нового человека в вашей жизни, как учителя, жизнь становится намного проще, потому что… Ну это же глупо — злиться на вашего учителя в школе лишь потому, что он поставил вам плохую оценку. Ведь не он виноват в том, что вы не выучили урок. Разве не так?
Новое видео:
Люди появляются в нашей жизни не случайно: одни становятся благословением, другие – уроком
Каждый человек, появляющийся в нашей жизни, приходит с какой-то миссией. Все взаимосвязано, верно? Ваша жизнь сейчас была бы совершенно другой, если бы один из этих людей не появился в вашей судьбе или с вами бы не приключилась одна из этих ситуаций.
То, кем вы являетесь сегодня, стало результатом всего, через что вам пришлось пройти.
Трудно принять тот факт, что люди, принесшие в вашу жизнь зло и причинившие ужасную боль, являются важной частью вашего путешествия, но это правда. Наши встречи с людьми совсем не случайны. Каждый, кто пересекает наш путь, имеет свою собственную миссию.
Вот 5 космических причин, по которым люди приходят в нашу жизнь:
1. Чтобы подарить нам безоговорочную любовь.
Некоторые люди появляются в нашей жизни спонтанно. Они не замечают наших недостатков, принимают несовершенства и боготворят нас такими, какие мы есть на самом деле.
Иногда они приходят к нам навсегда, иногда появляются в нашей жизни как вспышка, которая быстро исчезает, а иногда они остаются рядом с нами ровно столько, чтобы помочь нам выучить наши уроки.
Независимо от того, как долго они находятся вместе с нами, их любовь всегда бывает чистой и настоящей.
2. Чтобы ускорить наш личностный рост.
Некоторые люди приходят в нашу жизнь, чтобы помочь нам достигнуть целей. Они остаются рядом достаточно долго, чтобы убедиться, что мы стали настолько сильными, что способны самостоятельно продолжить наше путешествие.
Они учат нас никогда не сдаваться, как бы тяжело нам не было. Они напоминают нам о том, что всегда нужно сохранять свою подлинность, независимо от того, насколько странной личностью нас считают другие люди. Самое главное, они дают нам силы, чтобы начать работать над собой.
3. Чтобы разбудить и изменить нас.
Некоторые люди, с которыми мы встречаемся, бывают посланы, чтобы дать необходимый толчок в жизни, помочь осознать свое текущее положение и выйти из своей зоны комфорта.
Бывают такие моменты в жизни, когда мы попадаем в режим автопилота. Чувствуем себя несчастными, но при этом испытываем слишком большой страх перед переменами. В этот момент Вселенная посылает тех людей, которые помогают совершить этот первый шаг и изменить жизнь к лучшему.
4. Чтобы напомнить нам о некоторых важных вещах.
Иногда некоторые люди приходят к нам только для того, чтобы напомнить о вещах, которые мы каким-то образом забыли. Они появляются в нашей жизни и позволяют вспомнить, почему мы выбрали этот жизненный путь и о чем мечтали тогда.
Эти люди похожи на наших ангелов-хранителей: они следят за каждым нашим шагом и всегда держат нас за руки.
5. Чтобы остаться с нами навсегда.
Наконец, некоторые из людей, которых мы встречаем, появляются рядом с нами, чтобы остаться с нами до самого конца. Эти души становятся частью нашей судьбы в том момент, когда мы меньше всего этого ожидаем.
Они полностью меняют нашу жизнь. Они оказывают большое влияние на нас и наше жизненное путешествие. Кем бы то ни был этот человек – лучшим другом, партнером, коллегой, членом семьи – в ту минуту, когда он входит в наш мир, мы всем сердцем чувствуем, что ему суждено было отыскать нас и стать важной частью нашей жизни. И поэтому он остается. Он остается, чтобы любить нас, вдохновлять, учить и направлять.
Новое видео:
14. «Каждый человек – это наш учитель»
14. «Каждый человек – это наш учитель»
Никто тебе не враг, никто тебе не друг, но каждый человек тебе учитель.
Для мудрых весь мир – учитель, а для дураков вся Вселенная… полна врагов.
Мудрецы говорят, что в нашей жизни не бывает случайных людей. Каждый человек послан нам для того, чтобы научить нас чему-то, показать и помочь постичь то, чего мы ещё не понимаем, выработать те качества характера, которых нам не хватает. Именно поэтому в некоторых духовных братствах и мистических орденах учили приветствовать каждого встреченного на пути человека словами: «Приветствую вас, о Учитель»!
В современном мире такое поведение может быть неправильно понято и вызвать нездоровую реакцию. Однако нельзя отменить тот факт, что к каждому человеку, с которым нас сталкивает жизнь, следует относиться с гораздо большей степенью осознанности, чем это делает среднестатистический человек.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«Дружба или жизнь»: каждый человек нуждается в дружбе
«Дружба или жизнь»: каждый человек нуждается в дружбе Философ Мартин Бубер говорил, что в юности ему казалось, что общение с книгами в сто раз прекрасней любой дружбы. Если бы его спросили, готов ли он предпочесть огромную библиотеку всем своим знакомым, ответ был бы
Беседа девятнадцатая Фихте и Шеллинг, каждый по-своему, корректируют Канта
Беседа девятнадцатая Фихте и Шеллинг, каждый по-своему, корректируют Канта Отдельный человек, даже необыкновенно одарённый, никогда не бывает в строгом смысле этого слова создателем какой-либо науки – в лучшем случае он достоин звания её основателя. Уж на что гениальным
Перерывы каждый час
Перерывы каждый час Итак, каждый день – Лягушка, Зачистка, Подвиг. Включаем в свою жизнь, делаем естественной привычкой.Следующая важная привычка, которая поможет вам наладить выполнение всех ваших планов на день, это привычка делать маленькие перерывы каждый
Три пути: пройти каждый
Три пути: пройти каждый Когда вы наладили учет времени и стали жить так, как хотите, а не как просто складывается, вы можете уже реально улучшать свою жизнь. Раньше вы могли об этом то мечтать, то вздыхать, а теперь можно свою жизнь проектировать и делать: такой, какой вы ее
Расслабление каждый день
Расслабление каждый день Как учит йога, человеком движет жизненная сила, или энергия, называемая в Индии праной. Если она поступает в мышцы, те напряжены и, наоборот, расслаблены, если праны в них мало.Мы часто устаем к концу дня не оттого, что много работали, а оттого, что
И ТАК КАЖДЫЙ РАЗ История от Энтони де Мелло
И ТАК КАЖДЫЙ РАЗ История от Энтони де Мелло Деревенский почтальон пересекал луг на велосипеде. На полпути его заметил бык и погнался за ним. Бедняга еле успел добраться до забора и скрылся за калиткой.– Еще немного, и он догнал бы тебя, – сказал старый монах, наблюдавший
КАЖДЫЙ ДАЕТ ТО, ЧТО ИМЕЕТ В СВОЕМ КОШЕЛЬКЕ
КАЖДЫЙ ДАЕТ ТО, ЧТО ИМЕЕТ В СВОЕМ КОШЕЛЬКЕ Однажды Иисус Христос проходил через одно селение. Собралась большая толпа недовольных людей, которые, окружив, начали ругать и оскорблять его. Но Иисус стоял и улыбался.Человек, случайно оказавшийся рядом и наблюдавший за
Великий учитель
Великий учитель С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью Демокрит изучал эллинскую философию. Если его естественнонаучные воззрения формировались под влиянием ионийцев, то первое же произведение в списке его «моральных» сочинений носит
II. КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК ЗНАЕТ…
II. КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК ЗНАЕТ… Воспитание обычно направляет нас по ложному пути; Мы верим в то, что нам было внушено. Священник продолжает то, что начала нянька, И так взрослый оказывается под влиянием ребенка. Джон Драйден, Лань и пантера Наука, подобно искусству, религии,
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ Учительству присущ ряд особых свойств. Это довольно сложный вопрос, хотя, по сути, и простой. Я имею в виду, что можно потратить сотни тысяч слов и только слегка коснуться его, а можно понять и без слов, — все зависит от подхода.Давайте обратим внимание на такой
Глава II КАЖДЫЙ ВЕЛИК НА СВОЕМ МЕСТЕ
Глава II КАЖДЫЙ ВЕЛИК НА СВОЕМ МЕСТЕ В соответствии с философией санкхья[22] природа есть взаимодействие трех сил, которые на санскрите называются саттва, раджас и тамас. Их проявления в физическом мире можно назвать равновесием, действием и инертностью. Тамас — темнота и
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ КАПЛЯ В ПОТОКЕ
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ КАПЛЯ В ПОТОКЕ В ДЕНЬ, КОГДА БЕСПРИЧИННО ЗАНОЕТ ДУША О самоубийстве я до сей поры думал дважды. Впервые это было во втором классе средней школы,[1] а в следующий раз — после того как уже начал писать.Оба раза я подошёл к этому очень серьёзно, всё продумал
КАЖДЫЙ ИЗ ЗУБОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИСТАНИЩЕМ ДУШИ
КАЖДЫЙ ИЗ ЗУБОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИСТАНИЩЕМ ДУШИ Возьмём, к примеру, зубной налёт — к этому мы весьма и весьма чувствительны. В телевизионной рекламе и различной медицинской литературе всё время говорится о том, как легко скапливается налёт на зубах человека и как, затвердевая,
Каждый человек чему то учит
Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад.
Клайв Стейплз Льюис
Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад.
Клайв Стейплз Льюис
Каждый человек по-своему не понимает своего счастья.
Каждый человек носит в глубине своего «я» маленькое кладбище, где погребены те, кого он любил.
Каждый человек носит в глубине своего «я» маленькое кладбище, где погребены те, кого он любил.
Каждый человек носит в глубине своего «я» маленькое кладбище, где погребены те, кого он любил.
Каждый человек по-своему не понимает своего счастья.
Эльчин Сафарли «Я вернусь»
Каждый человек, появляющийся в твоей жизни, все события, которые с тобой происходят — все это случается с тобой потому, что это мы притянули их сюда и то, что сделаешь со всем этим дальше, ты выбираешь сам.
Каждый человек, появляющийся в твоей жизни, все события, которые с тобой происходят — все это случается с тобой потому, что это мы притянули их сюда и то, что сделаешь со всем этим дальше, ты выбираешь сам.
Неужели надо обязательно отдалиться от человека, чтобы осознать, какое место он занимает в твоей жизни?
Марк Леви «Каждый хочет любить. «
Мы становимся слепыми к тому, что видим каждый день. Но каждый день разный, и каждый день является чудом. Вопрос только в том, чтобы обратить внимание на это чудо.
Я каждый раз говорил ей, что дружбы между мужчиной и женщиной не существует. Она каждый раз меня спрашивала: «А как же мы с тобой?». Я каждый раз опускал глаза и смущенно бурчал: «А, ну да, точно».
Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего
Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас
Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.
Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.
Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.
Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней
Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
Что почитать по этой теме:
Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.
Как научиться учиться всю жизнь?
Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.
Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:
Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.
Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.
Что почитать по этой теме:
Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.
Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.
Как может выглядеть образование будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.
При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.
Наиболее важные из них:
Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.
Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.
Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.
Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.
Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.
Чему еще нужно учить человека?
Искать и развивать новые увлечения;
Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;
Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;
Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;
Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
Не забывать об этике и морали;
Творчески мыслить и импровизировать;
Понимать принципы предпринимательства и продаж;
Познавать новые языки.
Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.
Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?
По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.
Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.
Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.
Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.