казаки что сделали для россии
«Никогда не видел, чтобы казаки что-то делали»
В ноябре прошлого года мне довелось побывать на большом круге Всевеликого войска Донского (крупнейшая казачья организация Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и Республики Калмыкии). Делегаты заслушивали отчет старого атамана, выбирали нового.
Конечно, много было и этнического колорита: ораторы целовали икону, истово крестились, подходили за благословением к священнику и к «старикам» – группе пожилых мужчин, с важными лицами сидевших на сцене в стороне от президиума и вполоборота к залу. Звучали диалоги: «Почему у вас женщина голосует?» «Она не женщина, она – казачка!» Зал восклицал «Любо!» или «Не любо!». Вновь выбранного атамана ритуально отхлестали нагайкой, а он провозгласил: «Я с сегодняшнего дня ваш отец, вы, казаки, мои дети». Непривычно, но скорее вызывает интерес.
В то же время большинство жителей «казачьих регионов» к сегодняшним казакам относится весьма скептически. В последние годы я провел ряд исследований в Ставропольском крае и Ростовской области. В числе прочего спрашивал о казаках. Без комментариев приведу типичные высказывания респондентов: «Я даже не знаю, приветствую я казачье движение или нет. Само по себе это хорошая вещь, но мне не нравится клоунада»; «Я сам по происхождению казак. Но это бутафорство мне надоело. Вы спрашиваете, как я отношусь к их деятельности? А я никогда не видел, чтобы они что-то делали»; «Казачество у нас совсем незаметно. Хорошо, конечно, чтобы они за порядком следили. Сейчас только по праздникам в форме выйдут, походят, посмотрят и все».
В южнорусских регионах сегодня осталось не так много потомственных казаков. После революции советская власть провела массовую депортацию и замену казаков на более лояльное население. Но все без исключения жители юга России – и коренные жители, и приехавшие из других регионов – с глубоким уважением относятся к истории казачества. Пожалуй, ни один российский народ, точнее, сословие не имеет столь богатой и противоречивой истории: покорение Сибири и Кавказа; бунты под предводительством Пугачева, Разина, Болотникова; участие во всех военных кампаниях (по одной из версий, слово «бистро» обязано своим появлением казакам, занявшим в 1814 г. Париж). Не выглядят преувеличением слова, сказанные Львом Толстым: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».
История казачества – это не только победы, завоевания и восстания, но и трагедия расказачивания. Корень этой трагедии видится в тесной связи казаков с императорским домом: атаманом всех казачьих войск был наследник престола, казаки служили в личной охране царя, активно участвовали в подавлении революционных выступлений.
Но рано или поздно любая политическая система рушится и под обломками гибнут ее верные слуги. Казаки разделили трагедию дома Романовых: тысячи были репрессированы и выселены из регионов исторического проживания, верхушка казачества эмигрировала или была физически уничтожена. Во время Второй мировой войны значительная часть казаков встала на сторону Германии. В оккупированном Новочеркасске действовал штаб Войска Донского. Казачьи формирования воевали в составе вермахта. После поражения Германии казаки вновь подверглись жесточайшим репрессиям. Многие народы исчезли, не выдержав и половины испытаний, выпавших на долю казаков. Казачество сохранилось. Но сегодняшние казаки и казаки времен покорения Сибири имеют между собой столько же общего, как уставший от жизни старик и вождь краснокожих из одноименного рассказа О’Генри. Казаки прошлого – среди них беглые крепостные, воры и разбойники – уходили в неизведанные земли, грабили, убивали и умирали сами. Не случайно Карамзин называл участников войска атамана Ермака «малочисленной шайкой бродяг». Но они, вне всяких сомнений, обладали тем, что Гумилев называл пассионарностью. Есть ли она у сегодняшних казаков? Сомневаюсь.
Кстати, на большом круге Всевеликого войска Донского я перестал воспринимать происходящее как шоу с этническим компонентом, когда понял, что национальный колорит лишь обрамление для жесткой борьбы за контроль над организацией с почти 1,5-миллиардным (и не слишком прозрачным) годовым бюджетом. Сегодня казачество – это серьезный, руководимый крупными чиновниками окологосударственный бизнес на стыке патриотического воспитания и хозяйственной деятельности. Похоже, для казачества героическая эпоха закончилась и началась эпоха освоения бюджетов.
sergey_s_dona
sergey_s_dona
Народ, создавший Россию
Часто слышу обвинения в адрес казачьего народа, что мы, мол, отреклись от русскости своей, стали называть себя самобытным народом, а не ветвью русского народа, а значить вы, как писал один «поцреотический руSSкий блогер», вырусь, а значит предатели России. Что я могу сказать таким? Что я думаю по поводу этого обвинения?
Ложь. Мы не можем предать Россию, потому что именно мы её и создали. Началось это когда казаки во главе с Сусаром Фёдоровым помогли Иоанну IV взять в 1552 году Казань и уничтожить Казанское ханство, совершавшее набеги на Русь. Но несомненно систематичность в деле создания России сыграл Ермак Тимофеевич и его казаки, покорившие Сибирское ханство в 1581—1584 годах. Казаки во главе с Семёном Дежневым, а затем с сибирским казаком Владимиром Атласовым растянули границы России до Камчатки. Казак-енисеец Иван Камчатый тоже на камчатском направлении отметился. Казак Иван Ребров исследовал северную часть Якутии.
Я не хочу сказать, что в «шествии на восток» не прилагали руку русские люди. Наоборот. Например, Иван Ерастов открыл для России Чукотку и «открыл» чукчей. На чукотском направлении отметился и русский офицер Д. Павлуцкий. Только тот же Ерастов действовал параллельно с С. Дежнёвым, а до этого был в составе отряда атамана Постника Губаря, активно исследовавшего территорию Якутии. Разумеется, имена Дежнёва, да и Атласова тоже, более известны широкому кругу обывателей, чем имя Ерастова, продолжившего дело Губаря. То же и Павлуцкого касается.
Восточное направление и защита «южного фланга» была вверена казакам и они не подвели Россию. От тёплого Приазовья через горные вершины Терека и пустыни Семиречья до далёкого Забайкалья и широких Уссури и Амура ни пяди российской земли не было утрачено. Шло прирастание. Небыстрое, но уверенное. «Граница Российской империи проходит по луке казачьего седла, вместе с ним она все дальше отодвигалась от центра», писал Л. Н. Толстой. Не по границе, где говорят на русском языке. Или где развевается флаг Российской Империи. Или где соха русского мужика взрыхляет чернозём. Нет, только там, где сын казачьего народа приостанавливал своего коня и вытирал с клинка вражью кровь. Там и ищи демаркационную линию Российского государства.
Посмотрите на западную границу Московского Царства в 15-16 веках.
Теперь на карту Российской Империи 19 века.
Некоторые казаки фантазируют о независимых свободных Казакиях и всяких а ля «прощай, немытая Россия». Скажите, нормально ли когда мать отказывается от своего ребёнка, сдавая его в детдом, потому что он её не любит и не слушается её? Вопрос риторический.
Донской казак и казачий поэт Н. Туроверов пишет «Без России и вне России у казачества не было, нет и не может быть дорог!». Ему вторит и атаман Дутов «Казак был и есть верный сын Родины и любит ее больше жизни своей».
Да, сейчас нас российские власти не любят, не признают казачий народ, создав всякие «российские казачества» и превратив земли Присуда в мужицкие губернии. Это правда. Но все власти, кроме власти Царства Христова, временны. Различайте Россию и шоблу разжиревших чинуш.
Ах да, отличайте восстановление власти Присуда на казачьих землях с восстановлением их территориальной целостности (хоть под названием «Донская область»!) от отчленения от России. Я сторонник первого, но противник второго.
Русское казачество: прошлое и настоящее
Победа над наполеоновской армией явилась одним из знаковых для России событием. За государственную независимость с иноземными завоевателями сражался весь народ: от крестьянина до представителей знатных российских родов.
Душной июньской ночью 1812 года французское войско переправилось через Неман. Первыми с ними в бой вступили 107 казаков черноморской сотни, которых повели в бой 5 офицеров и 14 есаулов. Остановить французов не удалось, но отряд нанес им ощутимый урон. Казаки показали зарвавшейся наполеоновской гвардии, что есть сила, способная их победить.
Благодаря казачьим частям российская армия одержала убедительную победу в Галицийской битве. В ней участвовала, пожалуй, самая крупная группировка казачьих войск. Успешные действия казачьих дивизий спасли от разгрома три русских армейских корпуса. Донские части умело воевали на острие русских армий, прокладывая им путь для наступлений.
Легендой стало неравное сражение четырех казаков во главе с ефрейтором Кузьмой Крючковым с 27 немецкими драгунами. В итоге убито 22 немца, двое взяты в плен, а трое «очень спешно» покинули поле сражения, а вот казаки, получив только легкие ранения, вскоре вернулись в строй.
Казачество верой и правдой служили царю-батюшке. Уже к началу 19 века они составляли отдельное сословие. Казаки сторожили государственные рубежи и внутренние этнические границы, были личным конвоем государя. За верную службу их наделяли значительными плодородными землями, разрешали не платить налоги, позволяли иметь социальную автономию.
Служба безопасности при Николае II была очень хорошо организована. При подавлении внутренних беспорядков на помощь полицейским частям часто вызывали конную жандармерию и казаков.
Во время Гражданской войны казачьи области в большей своей поддерживали белое движение. И хотя немало казаков воевали на стороне большевиков, казачьи поселения подверглись гонениям и репрессиям со стороны новой российской власти.
Трагической датой в жизни казачества стало 27 марта 1920 года. По приказу комиссара С. Орджоникидзе 35 тыс. жителей казачьих станиц погнали за несколько десятков километров к разъезду Далаково. Конвойные жестоко обращались с арестованными: слабых, больных, стариков убивали. Мужчины из колоны пытались защитить своих близких, но были уничтожены. При погрузке в вагоны, тех, кто не поместился, расстреляли.
Советская власть не смогла (а может быть и не хотела) найти общего языка с казаками. Казаки всегда на поле брани защищали Россию, но репрессии, которым было подвергнуто казачество, привели к тому, что в годы Второй мировой войны много из них стали на сторону гитлеровцев. Казаки испытывали ностальгию по временам, когда они были обласканы царской властью, а также испытывали желание отомстить за уничтожения казачьего сословия советской властью.
Казаки, хоть и встретили немцев, как освободителей, не поддерживали фашистов, потому что те не пресекали аморальное поведение своих военнослужащих, пользовались услугами предателей.
В тоже время есть и информация, которая свидетельствует, что казаки также вступали и в открытые схватки с гитлеровскими пособниками на территории Югославии. В 1944 году они спасли от смерти 200 сербов, которых хотели уничтожить хорваты. В результате этой операции казаки потеряли тридцать своих бойцов, а плененных хорватов отстегали нагайками и отпустили. В дальнейшем они были выданы англичанами советской стороне.
После войны советская власть осуществила меры по ассимиляции казаков. В их поселения активно стали переселять жителей других регионов. Был введен запрет на казачью атрибутику.
Во время хрущевского правления казачество практически не выделялось среди населения страны.
Распад СССР привел к возрождению казачества. Донские казаки находясь на границе с кавказским регионом, в котором не утихали военные конфликты, взяли на себя обязанность защиты российских земель от набегов банд и охране порядка. Например, в Ростовской области находятся 9 округов Войска Донского.
Примером сотрудничества казаков и власти может стать опыт Ставропольского края. В этот регион идет массовый приток жителей из таких кризисных районов, как Чечня и Дагестан и отток русского населения. По согласованию с властями на территории края были созданы во всех населенных пунктах казачьи общины, которые поддерживают общественный порядок, ведут сельскохозяйственную деятельность, осуществляют просветительскую и организационную работу.
То, что Правительство России сейчас достаточно серьезно относятся к деятельности казачьих обществ, подтверждает наличие Управления при Президенте по вопросам казачества.
Надо признать, что обществом нынешнее казачество воспринимается как ряженые, навесившие на себя побрякушки и поющие старинные песни.
Дело в том, что в царские времена казачество имело четко сформулированные функции (за что и получало привилегии, блага, льготы), а в настоящее время их у казаков нет.
Возможно ли найти функцию казачеству в современной России?
Жизнь показала, что население обращается к местным казакам за защитой от бандитов, мошенников и авантюристов чаще, чем в государственные силовые структуры.
Вот и определилась первая функция: охрана правопорядка, патриотическое воспитание молодежи, активизация спортивного движения, образование, организация отдыха, военная подготовка.
Следует рассмотреть возможность передать казакам охранную функцию, например, на территории Северного Кавказа и Калининграда.
Казаки смогут осуществлять колонизаторско-охранную функцию на Дальнем Востоке. Для этого им нужно дать привилегии и средства.
Казаки могут проходить службу в регулярных воинских частях, казачьи подразделения могут быть задействованы в охране государственных границ, а также быть резервом.
Только в этом случае казачество станет частью государства, кадровым ресурсом для государственных силовых структур, а также боеспособной силой, способной защитить интересы страны.
История казачества в России
26 мая в Омске проходит заседание совета при президенте РФ по делам казачества.
Казачество – военное сословие в России в XVIII – начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнета. По берегам Дона, Волги, Днепра, Терека, Яика (Урала) возникали вольные казачьи общины, которые за короткий срок освоили огромные пространства вплоть до Черного и Каспийского морей, Кавказских гор. Казаки также активно участвовали в продвижении русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток.
В XIV-XVII веках вольные люди – городовые и сторожевые казаки – несли службу на российских границах. В XV- начале XVI вв. на Днепре, Дону, Волге, Тереке, Яике возникли самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян). Это были общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В первой половине XVI в. возникает Запорожская Сечь, во второй половине XVI в. – общины терских казаков и служилое сибирское казачество. В середине XVII в. на территории восточной части Украины, отошедшей к России, образовалось Слободское казачество.
Основу хозяйственной жизни казаков вначале составляли промыслы – охота, рыболовство, скотоводство; со второй половины XVII в. стало распространяться земледелие.
В XVI-XVII вв. основными источниками существования казаков были военная добыча и жалование от государства.
К XVIII в. казачество превратилось в особое привилегированное военное сословие.
За службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам.
В начале XX в. в России существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 г. Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел.
Все казачьи войска и области, населенные казаками, были в военном и административном отношении подчинены Главному управлению казачьих войск, а с 1910 г. – Казачьему отделу Главного штаба Военного министерства во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник престола.
Во главе каждого войска стоял «наказный» (назначенный) атаман, а при нем войсковой штаб, который управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или окружных атаманов (в Донском и Амурском войсках). Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (рада, круг), на решения которого рядовая масса оказывала некоторое влияние. Высшим проявлением демократии были и остаются решения казаков в области внутреннего строительства казачьих обществ, выборность своих руководителей (атаманов) с безусловным подчинением решениям большинства. То, что решил Большой казачий круг, подлежит неукоснительному исполнению всеми членами казачьего общества.
Мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет.
Казаки всегда верой и правдой служили своему Отечеству, видя в этом главный смысл своего существования. В силу ряда исторических и политических причин Отечество ими воспринималось, прежде всего, как служение царю: казаки поступали на службу именно царю, а не государству вообще.
В 1916 г. в Российской империи казачество насчитывало 4 млн 434 тысячи человек, из них служилого состава около 480 тысяч. Национальный состав казачества был неоднородным: кроме русских, составлявших его основу, в него входили украинцы, татары, башкиры, калмыки, народы Кавказа, казахи, буряты, якуты и многие другие народы России.
В гражданскую войну казачество в основном выступало на стороне белого движения, но были казачьи части и соединения, сражавшиеся на стороне Советской власти.
В Советской России казачьи формирования были упразднены в 1917 г. В 1920 г. казачество было упразднено как сословие, одновременно проводилась политика «расказачивания», сопровождавшаяся репрессиями.
В 1936 г. были сформированы донские кавалерийские казачьи части и соединения, которые в составе Советской Армии сражались в годы Великой Отечественной войны.
Упраздненное в 1920 г., казачество сохранило свои традиции, обычаи и самобытную культуру предков.
Хранителями казачьих обычаев и традиций выступали старики, поэтому почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старикам расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.
Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами. Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.
Младшие по возрасту никогда не обращались к старикам без предварительного разрешения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, а молодежь вообще не имела права садиться в их присутствии. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы – сняв шапки. Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только на «Вы». Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
В казачьих семьях за столом право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Были случаи, когда пожилой старик мог наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу.
Сход утверждал решение учить непокорных сыновей поркой розгами по числу прожитых годов виновника. «Ученый» вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.
Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.
Нарушителей этой традиции наказывали, вплоть до изгнания из казачьих общин и предания анафеме (при этом публичная порка провинившегося являлась легчайшим из наказаний). В традициях казаков порка назначается всего за три провинности: изнасилование, дезертирство и воровство.
От предков достались и другие методы воздействия, например, многократно описанная «холодная» (что-то вроде изолятора временного содержания), куда сажали буянов и пьяниц. Провинившегося также приговаривали к штрафу – общественным работам на виду у всей станицы.
Казаки бережно хранят свои традиционные песни, фольклор. Музыкальность, хоровая культура были естественной, отличительной чертой казачьих семей. Традиции казачьего песнопения живы до сих пор.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
«. Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак?»
эти слова произносит Тарас Бульба из одноименного произведения
Николая Васильевича Гоголя.
Вся история России подтверждает правоту великого писателя. Ведь казаки вписали в эту историю столько славных страниц именно благодаря своему героизму и воинским умениям.
Даже нынешними своими границами Россия обязана казакам-первопроходцам, покорявшим новые земли и в самых тяжелых условиях сумевшим отстоять рубежи русского государства.
Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?
В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.
Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.
Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.
Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.
Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.
Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.
Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.
По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.
Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.
Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.
Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).
В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.
Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.
Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»
И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.
В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.
Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.
К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.
Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.
В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.
Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».
То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.
Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».
Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.
Но есть и другая точка зрения
Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.
Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями.
Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил:
«… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».
Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло.
Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:
«Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект «независимой Казакии» – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России».
Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки?
Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие?
На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык.
Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.
Еще раз вспомним историю.
На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.
К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:
Донское казачье войско,
Оренбургское казачье войско,
Терское казачье войско,
Сибирское казачье войско,
Уральское казачье войско,
Забайкальское казачье войско,
Кубанское казачье войско,
Астраханское казачье войско,
Семиреченское казачье войско,
Амурское казачье войско,
Уссурийское казачье войско;
Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.
Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.
Во время гражданской войны также были провозглашены
Кубанская Народная Республика
Всевеликое Войско Донское
Терская Казачья Республика
Уральская Казачья Республика
Оренбургский Казачий Круг
Сибирско-Семиреченская Казачья Республика
Забайкальская Казачья Республика.
Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.
Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества.
Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.
Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.
В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.
Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.
Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!