картина завтрак аристократа фото автор
«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».
Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.
Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.
Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.
Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.
Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.
Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.
Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.
Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина. Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Павел Федотов. Завтрак аристократа
Поначалу картину, известную нам как «Завтрак аристократа», Павел Федотов назвал «Не в пору гость». Сюжет у него родился после прочтения фельетона «Письма столичного друга к провинциальному жениху», опубликованного в 1848 году в журнале «Современник». А название «Завтрак аристократа» появилось уже после смерти художника в 1862 году и долго не приживалось. Интересно, что было ещё третье название — «Ложный стыд», но его сегодня практически никто не знает.
Зрители долго не могли понять, почему персонаж картины именуется аристократом, он ведь только хочет казаться таким. Подобный типаж во времена художника называли «царьком среднего света» и высмеивали во многих литературных и художественных произведениях. Красноречивым подтверждением тому служит фельетон Ивана Гончарова, в котором писатель с иронией отзывался о столичных франтах.
Не понаслышке зная жизнь этого сословия и искренне сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману щёголям, Гончаров насмехается над ними: «Чтобы надеть сегодня привезённые только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами или променять свою цепочку на другую, только что полученную, он согласится два месяца дурно обедать».
Кроме того, автор предлагает приезжать к таким вот личностям внезапно и заставать их врасплох, чтобы увидеть, как они живут в реальности: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?»
Завтрак аристократа
Картину «Завтрак аристократа» Павла Федотова можно смело назвать иллюстрацией к фельетону Гончарова. Первое, что бросается в глаза, — это одетый по последней моде герой, который прикрывает книжкой ломоть чёрного хлеба. Но разобраться, что происходит на самом деле достаточно сложно. По крайней мере нам, современным зрителям.
А вот те, кто видел полотно в XIX веке, сразу понимали, что комната обставлена дорогими предметами. На франте шёлковые красные штаны, турецкие туфли, восточная парчовая шапочка, его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Модным в то время было и курение папирос и в пепельнице на столе, конечно, лежит окурок. Даже мусорную корзину из простой соломы Федотов изображает в виде древнегреческой амфоры.
Молодой человек явно старается казаться частью высшего общества, живёт напоказ. Это стремление выдают многочисленные предметы роскоши — статуэтка на шкафу, бюстик Листа, фигурка собаки с позолотой… На столе у героя валяются театральные афиши, а на стене висят картины. Но очевидно, что всё это — фальшь.
Главный герой
Истинную приземлённость героя выдаёт его небрежный внешний вид, развязанный неаккуратный халатик и, конечно, хлеб, который он прячет под книгой. Такой скудный завтрак указывает на то, что с деньгами у него совсем туго. Для наглядности художник написал на столе открытый пустой красный кошелёк. Кусочек чёрного хлеба — вот, пожалуй, и весь его завтрак, и как знать, может быть заодно и обед с ужином.
А сам «аристократ» очень испуган неожиданным визитом, а вдруг гость расскажет о реальном состоянии дел или того хуже — а если это кредитор? К слову, самого посетителя художник рисовать не стал, видна только его рука… Зато можно определить в какое время суток происходило действо. На это указывает палевый цвет перчаток, который обычно одевали утром и днём, а вот вечером полагалось носить белые перчатки.
Естественно, возникает вопрос: а где деньги? Федотов даёт подсказку — на полу можно увидеть остатки игральных карт. Судя по всему, герой заядлый картёжник и и проиграл своё состояние.
Мастер бытовой живописи
В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Идеи для своих произведений художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. К примеру, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Ивана Андреевича Крылова.
Если же рассматривать «Завтрак аристократа» в контексте творчества Павла Андреевича Федотова, то совершенно очевидно, что картина стала логическим продолжением его серии бытовой живописи, куда входят «Сватовство майора», «Свежий кавалер», и др. работы.
В настоящее время картина «Завтрак аристократа», наряду с другими значимыми работами художника, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. В своё время основателю музея Павлу Третьякову удалось собрать некоторые редкие графические работы раннего периода творчества Федотова. Сегодня они хранятся в фондах галереи, но не выставляются в залах. Живописные полотна, попавшие в собрание уже позже, входят в постоянную экспозицию. Это картина «Завтрак аристократа», ставшая предметом обсуждения в данной статье, а также полотна «Сватовство майора», одна из авторских копий «Вдовушки», «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».
Описание картины Павла Федотова «Завтрак аристократа»
Павел Федотов, 1849-1850, картина “Завтрак аристократа”, Фото:kulturologia.ru
Название | «Завтрак аристократа» |
Страна, художник | Россия, Павел Федотов |
Год | 1849-1850 |
Жанр | бытовой |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Павел Федотов – выдающийся художник XIX века, изображавший, как он сам говорил, «нравственно-критические сцены из современной жизни». Множество его картин известно во всем мире, но именно полотно со вполне обычным названием «Завтрак аристократа» (или «Завтрак на столе») стало знаковым в его творчестве.
Сюжет картины «Завтрак аристократа» не столь очевиден, как кажется на первый взгляд.
Действие происходит в доме молодого человека, чья фигура помещена в центр композиции. Он украдкой оглядывается, прикрывая книгой кусок черного хлеба. Торопится, заметив гостя, о чьем приходе не знал.
Последний отодвигает штору, намереваясь войти. Почему же никто не сообщил о его приходе?
Картина полна деталей, но, несмотря на их обилие, нет ничего лишнего, все продумано и служит одной цели – пусканию пыли в глаза.
Несмотря на то, что главный герой одет по последней моде: шелковые шаровары, синий, небрежно подпоясанный, халат, цветастый головной убор с кисточкой и туфли с загнутыми носками, напоминающие индийские Кхусса, он не является тем, кем хочет казаться.
Современный человек едва ли поймет, что комната обставлена дорогими и модными предметами. Но для аристократии внешняя атрибутика была показателем их благосостояния, к чему и стремится хозяин дома.
Если присмотреться, можно увидеть на полу ковер, дорогой, но потертый, вазу, напоминающую античную, но сделанную из обыкновенной соломы. На столе лежит, впопыхах открытый кошелек, но он пуст. Впрочем, на полу мы видим разбросанную колоду карт, открыто говорящую о причине безденежья.
Свет в картине падает на левый нижний угол, где стоит стол. Этим приемом художник добиваеnся того, что внимание зрителя сосредоточивается на стыдном моменте, запечатленном на картине – о настоящем завтраке «ненастоящего» аристократа. Обедневший молодой человек всячески скрывает свое истинное положение.
П. Федотов в своих работах выразительно и метко высмеивает характеры и образы персонажей. Художник умело подмечает самые неуловимые детали, и теперь его работы украшают стены Государственной Третьяковской Галереи.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |