картина завтрак аристократа федотов фото
«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».
Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.
Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.
Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.
Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.
Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.
Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.
Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.
Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина. Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Картина «Завтрак аристократа» Павла Федотова — комичная сценка из жизни столичного франта
«Завтрак аристократа» — картина, на которой Павел Андреевич Федотов (Pavel Andreevich Fedotov) в сатирическом ключе изобразил молодого щеголя, готового на все ради демонстрации внешнего благополучия. Автор выстроил композицию таким образом, что при взгляде на холст зритель становится невольным свидетелем разворачивающегося действия. Модно и вроде бы дорого обставленная комната: персидский ковер на полу, резная мебель, статуэтка на шкафу, изображения танцовщиц на стенах. Главный герой произведения также создает впечатление успешного молодого человека, имеющего возможность позволить себе роскошную по тем временам домашнюю одежду: широкие штаны, причудливые туфли, шелковый халат, парчовый головной убор на восточный манер. Однако, если присмотреться, становится понятно, что первое впечатление обманчиво. На столе лежит скудная трапеза — кусок черного хлеба, который художник намеренно выделил пятном света, рядом — вывернутый наизнанку пустой кошелек. На полу валяется небрежно разорванная упаковка из-под игральных карт, рядом стоит соломенная мусорная корзина в виде греческой амфоры. А пресловутый ковер изрядно потерт. Аристократ, захваченный в стремительном движении, выглядит нелепо и комично. Пытаясь прожевать кусок, он привстал со стула, испуганно обернулся в сторону двери и одновременно прикрывает хлеб книгой. Рядом с креслом стоит пудель с модной стрижкой под льва и насторожено смотрит на дверь. Что же встревожило обитателей этой комнаты? Незваный гость, перчатка которого видна из-за занавески. Он явился совсем не вовремя и может своим появлением разрушить столь тщательно создаваемый аристократом образ благополучного франта.
Павел Андреевич Федотов — выдающийся русский живописец первой половины XIX века, ставший основоположником критического реализма. В своих произведениях он часто иронизировал на острые для общества темы. Исключением не стала и картина «Завтрак аристократа». Существует мнение, что на написание этого шедевра, Федотова вдохновил фельетон Ивана Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному жениху», в котором автор высмеивает стремление молодых людей демонстрировать мнимое благополучие, когда за душой нет ни гроша.
С тонкой насмешкой мастер изобразил типичного франта-хвастуна и каждой деталью выразительно подчеркнул несоответствие его внешнего образа и внутреннего содержания. Листок с надписью «УСТРИЦЫ» рядом со скудным завтраком демонстрирует, что деликатесы доступны аристократу только на бумаге. На столе стоит колокольчик для вызова слуги, но лакея у молодого человека нет. Главный герой произведения, как та мусорная корзина, маскирующаяся под античную вазу, всеми силами старается казаться чем-то значительным и интересным, хотя на самом деле весьма приземлен и прозаичен.
Сам Федотов назвал картину «Не в пору гость», также работа известна под названием «Ложный стыд», а свое нынешнее наименование она получила уже после смерти живописца в 1862 году.
Картина «Завтрак аристократа» Павла Андреевича Федотова — поучительное произведение о том, как часто внешний образ разительно отличается от внутреннего содержания. Автор выразительно и иронично обыграл тему пускания пыли в глаза, которая не потеряла актуальности и по сей день.
«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова
В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.
П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847
Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их
врасплох?».
П. Федотов. Автопортрет, 1848
Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.
П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850
Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.
На картине Федотова важна каждая деталь
Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.
П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент
Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.
На картине Федотова важна каждая деталь
Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.
П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент
Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.
П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент
Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.
Даже собачка пострижена по последней моде
Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина. Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Название | «Завтрак аристократа» |
Страна, художник | Россия, Павел Федотов |
Год | 1849-1850 |
Жанр | бытовой |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Павел Федотов – выдающийся художник XIX века, изображавший, как он сам говорил, «нравственно-критические сцены из современной жизни». Множество его картин известно во всем мире, но именно полотно со вполне обычным названием «Завтрак аристократа» (или «Завтрак на столе») стало знаковым в его творчестве.
Сюжет картины «Завтрак аристократа» не столь очевиден, как кажется на первый взгляд.
Действие происходит в доме молодого человека, чья фигура помещена в центр композиции. Он украдкой оглядывается, прикрывая книгой кусок черного хлеба. Торопится, заметив гостя, о чьем приходе не знал.
Последний отодвигает штору, намереваясь войти. Почему же никто не сообщил о его приходе?
Картина полна деталей, но, несмотря на их обилие, нет ничего лишнего, все продумано и служит одной цели – пусканию пыли в глаза.
Несмотря на то, что главный герой одет по последней моде: шелковые шаровары, синий, небрежно подпоясанный, халат, цветастый головной убор с кисточкой и туфли с загнутыми носками, напоминающие индийские Кхусса, он не является тем, кем хочет казаться.
Современный человек едва ли поймет, что комната обставлена дорогими и модными предметами. Но для аристократии внешняя атрибутика была показателем их благосостояния, к чему и стремится хозяин дома.
Если присмотреться, можно увидеть на полу ковер, дорогой, но потертый, вазу, напоминающую античную, но сделанную из обыкновенной соломы. На столе лежит, впопыхах открытый кошелек, но он пуст. Впрочем, на полу мы видим разбросанную колоду карт, открыто говорящую о причине безденежья.
Свет в картине падает на левый нижний угол, где стоит стол. Этим приемом художник добиваеnся того, что внимание зрителя сосредоточивается на стыдном моменте, запечатленном на картине – о настоящем завтраке «ненастоящего» аристократа. Обедневший молодой человек всячески скрывает свое истинное положение.
П. Федотов в своих работах выразительно и метко высмеивает характеры и образы персонажей. Художник умело подмечает самые неуловимые детали, и теперь его работы украшают стены Государственной Третьяковской Галереи.
- картина завтрак аристократа в третьяковской галерее
- картина завтрак аристократа фото автор