картина старуха жарящая яйца
Диего Веласкес «Старая кухарка»
Автор: Диего Веласкес (Diego Velazquez)
Название: «Старая кухарка»
Год написания: 1618 год
Место: Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Направление: Барокко
Веласкес изображает кухарку, которая готовит яичницу. В руках ее яйцо и ложка. Рядом стоит слуга. В одной его руке – графин вина, а в другой – дыня. Но эти предметы ничего не могут сказать о сущности этих героев.
Мы чувствуем, что они не просто невозмутимы и далеки от суеты. Они полностью погружены в бедный быт, который неизящен и очень труден. Но они величаво торжественны. Именно поэтому на ум приходят лишь настоящие эпические герои. Старуха, словно какая-то пифия, выполняет священнодействия над огнем. Юнец совершенно сосредоточен, как будто он Ромул, которому предстоит основание Рима. Но почему они так величественны среди обычных припасов и горшков на кухне?
Веласкес изображает, насколько величавой может быть беднота. Руки мальчика и старухи застывают над огнем. Они не соприкасаются, но при этом герои ощущают присутствие другого. Если не брать во внимание характерные для грубого быта принадлежности, можно подумать, что живописец изобразил некое таинство (энергия передается от мудрой старости юности).
Сковорода из глины и ступка невероятно объемны. На заднем плане темнота максимально сгущена. Кажется, что живописец о чем-то таинственно умалчивает. Именно это – основной атрибут царственного начала. Веласкес изобразил кухарку по-настоящему торжественной. Почти царственной. Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. Все предметы похожи на отлитые из металла. Простолюдин стал памятником самому себе. При этом натура не исправляется. Академическая идеальность отсутствует. Быт совершенно не похож на быт.
Смысл узнаваем и открыт. Но не ООН здесь главный. Многое так и остается загадкой. Зритель так и не понимает, где же происходит действие этой картины. Также неясны и другие детали. Не можем мы понять, как связаны старуха и мальчик. Здесь все это не столь важно, так как смысл полотна намного глубже и значительнее. Картина обретает обобщенное значение. Веласкес осмысляет современность и передает свое отношение к бедности.
10 картин Веласкеса, которые нужно знать
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599-1660) родился в Севилье, Испания, и остается одним из величайших художников, которых когда-либо видел этот мир. Рисовавший в основном портреты, Веласкес запечатлел реальность с завораживающей эстетикой. Мы представляем картины Веласкеса, которые обязательно нужно увидеть.
1. Севильский водонос
Эта картина относится к раннему творчеству Веласкеса, он написал ее в возрасте около 20 лет еще в Севлиье. Это период, когда Веласкес рисовал бытовые зарисовки в трактирах и харчевнях, его герои — посетители этих заведений, простые люди. Глядя на виртуозную передачу цвета и фактур, трудно поверить что картина, полная тайных нумерологических и религиозных посланий, нарисована столь юным художником. Теперь это полотно хранится в лондонском Эпсли-хаусе.
2. Старуха, жарящая яйца
Еще одна работа Веласкеса — бодегон (от исп. «бодега» — «таверна» или «винный погреб») «Старуха, жарящая яйца» так же о жизни простонародья: мы видим пожилую женщину на кухне, готовящую пару яиц. Она сидит в профиль с неглубокой кастрюлей; кухонные принадлежности украшают пространство, давая зрителям возможность представить, какой была жизнь в то время. Контраст света на переднем плане и тьмы заднего фона придает полотну мрачность. Эту работу можно увидеть в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.
3. Ужин в Эммаусе
«Ужин в Эммаусе» — одна из картин Веласкеса на религиозную тему, написанная между 1622-1623. На полотне изображен момент, когда два ученика понимают, что человек с ними — это воскресший Христос. Мы видим влияние Караваджо в использовании света и реализма на фигурах. Сегодня картину можно увидеть в Нью-Йорке в Метрополитен-музее искусств.
4. Триумф Бахуса
В 1620-х годах Веласкес занимал должность придворного художника короля Филиппа IV, в это время он обращается к мифологическим сюжетам. Первая такая картина написана по заказу короля — «Триумф Бахуса» или «Праздник Бахуса» (или «Пьяницы»), нарисованная в конце 1620-х годов и считающаяся вершиной раннего периода творчества Веласкеса. Мы видим Бахуса, который сидит почти в центре картины, он выделен цветом, ярко освещен, в то время как группы мужчин слева и справа от него окрашены в более приглушенные тона. Этот шедевр расположен в музее дель Прадо в Мадриде.
5. Конный портрет графа-герцога Оливареса
На картине, которая считается лучшим конным портретом Диего Веласкеса, «Конный портрет графа-герцога Оливареса», изображен премьер-министр Филиппа IV, могущественный государственный деятель. Мы видим, что военачальник по званию (на деле не принимавший участия ни в одном сражении) указывает на бой впереди, конь его несется на поле сражения. Однако, беспристрастный художник не потрудился придать герою хоть толику благородства, показав его как есть — напыщенным министром, играющим в героизм. Как и предыдущая, картина находится в музее Прадо, Мадрид.
6. Венера с зеркалом (Венера Рокби)
Навеянный венецианской живописью эпохи Ренессанса сюжет, представляет нашему внимаю Венеру, смотрящуюся в зеркало, которое держит Амур. Это единственная работа Веласкеса, где присутствует обнаженный женский образ. А так же работа, объединившая два популярных, но не встречавшихся ранее сюжета: Венера с зеркалом и полулежащая Венера.
7. Портрет Хуана де Пареха
Этот портрет часто называют одним из лучших портретов Веласкеса. Действительно, даже 17-м веке люди были весьма впечатлены картиной — легко понять почему: ведь это настоящее изображение, ни в коей мере не идеализированное и не приукрашенное.
8. Портрет папы Иннокентия X
В 1650-м году, во время пребывания Веласкеса в Риме папа Иннокентий X заказал ему свой портрет. Известный своей продажностью и жадностью, с этого портрета папа смотрит на зрителей жестким, напряженным взглядом. «Слишком правдиво» — сказал папа, когда увидел портрет. Однако, это не помешало ему щедро наградить художника.
9. Менины
«Менины», или » Семья Филиппа IV » — без сомнения, самая известная картина Веласкеса, которую многие считают его лучшей. Это произведение искусства, написанное в 1656 году примечательно — как по размеру (318 x 276 сантиметров), так и по содержанию — представляет собой чрезвычайно реалистичный групповой портрет. От инфанты Маргариты до карликов, Мари Барболы и Николасито Пертусато, до самого Веласкеса, рисующего эту картину и уже присутствующего на ней, — всех в картине легко опознать. Невозможно указать на все аспекты этого произведения, ставшего символом иллюзорности искусства, поэтому, лучше лично посмотреть его в мадридском Прадо.
10. Портрет инфанты Маргариты в синем платье
Одной из последних работ, созданных Веласкесом — он умер в 1660 году, — была «Инфанта Маргарита в синем платье». Инфанте на этой картине, которая в настоящее время хранится в Художественно-историческом музее в Вене, восемь лет, хоть в это и трудно поверить, глядя на девочку, одетую в богато украшенное платье из блестящей синей ткани и украшенную драгоценными камнями. Это один из многих портретов, которые Веласкес написал с маленькой принцессы в разные годы.
Старуха, жарящая яйца
Диего Веласкес
Старуха, жарящая яйца
Диего Веласкес
Заказать
репродукцию
«Старуха, жарящая яйца» — жанровая картина Диего Веласкеса, написанная около 1618 года, в севильский период художника. В настоящее время хранится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.
На ранних картинах Веласкес нередко изображал жизнь простонародья, зачастую используя членов своей семьи в качестве моделей. Женщина, изображённая на данной картине, появляется в другой работе мастера того же периода — «Христос в доме Марфы и Марии» (1618). Единой точки зрения на то, какой именно процесс приготовления яиц показан на картине — жарка или варка — не существует, поэтому она имеет альтернативное название «Старуха, варящая яйца».
Картина считается одной из лучших ранних работ Веласкеса и демонстрирует его мастерское владение светотенью. Источник освещения слева ярко заливает светом профиль старухи, её утварь, готовящиеся яйца и мальчика слева от неё, оставляя фон в глубокой тени. Использованная мастером светотень крайне интенсивна, так что стена на заднем плане не видна, в отличие от висящей на ней корзины. Веласкес сочетает мрачную темноту с высококонтрастным светом, используя тонкие оттенки и палитру с преобладанием охровой и коричневой краски. Композиция картины имеет овальную форму с центральными персонажами на переднем плане, что максимально приближает зрителя к пространству картины. Веласкес с фотографичным реализмом изображает кухонную утварь, удивительно точно передавая игру света на поверхности посуды и дыне в руках мальчика. Особенно удачно исполнены кастрюля с яйцами и руки персонажей.
Картина впервые упоминается среди прочих бодегонов Веласкеса в 1698 г. в описи имущества фламандского купца Николаса де Омазура, друга Мурильо. В 1813 г. продана лондонским «Кристис» и с тех пор не покидала Великобритании. Впервые атрибутирована как работа Веласкеса в каталоге работ Веласкеса и Мурильо, составленном Ч. Кёртисом в 1883 г. В эдинбургский музей поступила в 1955 году. Во время реставрации 1957 года в правом нижнем углу обнаружена дата написания, позволившая связать «Старуху,…» с «Христом в доме Марфы и Марии[en]» и отождествить модель на обеих картинах.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Какой была на вкус еда семнадцатого века?
Диего Веласкес, «Старуха жарит яйца», 1618 г
В качестве официального портретиста испанских монархов на пике своей славы, Диего Веласкес писал королев, императоров и богов. Но одна из наиболее знаменитых его картин приоткрывает окно в более скромный мир. Женщина жарит яйца в горячем масле и готовиться вынуть их при помощи простой деревянной ложки. За ней слуга, несущий наполовину наполненную бутыль вина и дыню, обвязанную бечёвкой.
Такие картины особенно любят историки. Чрезвычайно талантливый художник со склонностью к реализму, выбравший один из тех нормальных эпизодов жизни, что редко сохраняются (так и сегодня — сколько современных художников решают нарисовать лавки с шаурмой или булочные? Историки подозревают, что в качестве моделей для ранних картин Веласкесу могли служить члены его семьи. Возможно, что эта женщина тоже его родственница, поскольку она появляется позже в том же году на одной из религиозных картин.
Диего Веласкес, «Христос в доме Марфы и Марии», 1618
Но статья не про Веласкеса. И даже не про историю искусства. Она про еду.
Что мы можем узнать о том, как люди ели в XVII веке? И даже если мы сможем собрать исторические рецепты, получится ли у нас узнать, какой на самом деле была их еда на вкус?
По сравнению с этим вкус еды вроде бы и не так важен. Жареные яйца не меняют ход истории.
Но вкус на самом деле меняет историю. Один случайный пример: мексиканские перцы чили, скрывающиеся в одном из углов обеих картин:
Семейство перцев из рода капсикум происходит из Америк, и во времена Веласкеса это было довольно новое веяние для кухонь Азии, Африки и Европы. Поскольку он не был от рождения знатным человеком, то, можно догадаться, что дедушки и бабушки человека, родившегося в 1599 году, не были знакомы со вкусом перцев, а его родители всё ещё считали их экзотическим заморским растением. Даже само название, применяемое им и нами, имеет иностранное происхождение: слово «чили» происходит из группы ацтекских языков науатль [ в переводе — «красный» / прим. перев. ]. То же касается авокадо (ahuacatl), томата (tomatl) и шоколада (chocolatl).
Вкус этой еды был важным фактором в последовательности глобальных экологических перемещений между Старым и Новым Светом, называемой историками » колумбовым обменом «.
Кто-то должен заняться изготовлением хорошей карты колумбова обмена. Лучшая карта, что я нашёл, взята из общественного ресурса для учителей из Технологического университета в Остине, но она и близко не описывает реальные масштабы обмена.
Но мы с вами также едим и современную еду. Я не говорю, что для неё не существует старых соответствий — они, конечно, есть. Но еда однозначно поменялась с раннего Нового времени [ XV — XIX в.в. / прим. перев. ]. Глобализация съедобных зерновых преобразовала вкусы региональных рецептов. Тем временем промышленное фермерство привело к гомогенизации доступных нам сортов, в то же самое время создав огромное разнообразие новых подвидов и гибридов.
Женщина с Brassica oleracea на картине «Эпизод на рынке», Питер Артсен, 1569
Один пример заметных изменений, вызванных искусственным отбором древних фермеров пару лет назад даже попал в новости. В 2015 году прошла волна сообщений об арбузах раннего Нового времени. Арбузы происходят из Африки, и сильно разнятся по цвету и вкусу. Натюрморты XVII века показывают сильно отличающуюся фазу искусственного отбора арбузов по направлению к ярко-красному бессемянному типу, знакомому посетителям западных продуктовых магазинов.
Джованни Станки, «Арбузы и другие фрукты в пейзаже», 1645
Но не стоит ошибаться, концентрируясь только на необычных разновидностях и экзотическом импорте. Большая часть людей раннего Нового времени — не только в Европе, но и везде — была неграмотными фермерами и пастухами, с гиперминималистской по современным стандартам диетой.
Но это не значит, что их еда обязательно была невкусной. Но она явно была очень простой и крахмалистой. От Китая до Европы и до Африки в предместьях Сахары каши и похлёбки из главных местных зерновых или бобовых были ежедневной пищей. Итальянские фермеры не ели баклажан с пармезаном или спагетти с фрикадельками. Они обычно ели варёные бобы или зерновые, день за днём, каждый день.
«Поедатель бобов», Аннибале Карраччи, 1580-90
Острый глаз Питера Брейгеля-старшего подметил один пример универсальной еды раннего Нового времени. На его картине «Жнецы» команда крестьян делает перерыв на обед, состоящий, судя по всему, целиком из хлеба и мисок, как я думаю, с пшеничной кашей. А в их кувшинах, из которых они пьют, скорее всего, содержится слабоалкогольное пиво.
Питер Брейгель-старший, «Жнецы» (фрагмент), 1525-1530
Но есть и множество других, которые мне в ближайшее время готовить не хочется. Один из сразу вспоминающихся примеров — рецепт улиточной воды из английского манускрипта примерно 1700 года, хранящегося в Пенсильванском университете.
Дабы приготовить улиточную воду для употребления или любого недомогания молодого или старого человека, а также и для рахита:
возьмите кварту улиток, помойте их дважды в выдохшемся пиве, и хорошо высушите их на тряпочке, затем удалите с них раковины и всё прочее, добавьте к ним три кварты красного, четыре унции коровьего молока, листьев красной розы, розмарина, сладкого майорана, стружки слоновой кости — всего по горсти, отожмите всё вместе, и подсластите вашу воду сиропом из фиалок, лакричных конфет, а также на шесть пенни натурального бальзама, и выпивайте по четверти пинты полученного каждый вечер и каждое утро.
Улитки, выдохшееся пиво и стружка слоновой кости кажутся мне довольно спорной комбинацией вкусов, несмотря на добавки из ароматных трав и сахара. Но это лекарство, а не еда, и оно не должно было быть вкусным. Ещё один манускрипт раннего Нового времени из Пенсильванского университета (этот рецепт датирован 1655 годом и больше склоняется к рецептам еды, чем лекарств) содержит более понятное блюдо:
Дабы приготовить фрикасе из курицы или кролика.
Возьмите курицу и ошпарьте её или снимите кожу, и поместите на сковородку с полупинтой густого бульона или масла с небольшим количеством целого перца и мэйса [mace — приправа, изготавливаемая из красной оболочки мускатного ореха / прим. перев.], и варите её на огне до тех пор, пока она не станет мягкой, затем добавьте [неразборчиво] и порезанных персиков и желтки двух яиц и немного масла, и помешивайте всё это в сковороде, пока не загустеет, а затем посыпьте небольшим количеством нарезанной петрушки.
Даже в таком относительно простом рецепте жареной курицы есть свои сюрпризы. Например, добавление такой малоизвестной приправы, как мэйс, изготовляемой из того же растения, что и мускатный орех (орех — это само семя, а мэйс — это его оболочка). Это очень сильная специя, вызывающая онемение вкусовых сосочков и добавляющая сильный аромат еде. И тут она сочетается с варёными персиками и желтками — насколько мне известно, такая комбинация вкусов до современной кухни не дожила.
Догадаться о реальном вкусе этих ингредиентов — вкусе курицы того времени, или мэйса, перевозимого в трюме корабля из Индонезии в Европу, или масла, взбитого вручную — в каком-то смысле невозможно. Мы, конечно, можем высказать обоснованные предположения. В случае с готовкой конца средневековья один историк отслеживал изменения рецептов, пересекавших культурные зоны (например, средневековую арабскую сладкую кашу под названием ма’муния, превратившуюся в англо-норманскую момини [maumenee]), и пришёл к выводу, что «со временем блюда становятся более сладкими, сложными, и в них применяют больше специй». Но между миром прошлого и настоящего в выращивании, готовке и хранении, а также в общих понятиях о том, что вкусно и что нет, поменялось очень много всего. Я иногда думаю о том, что сказал бы житель XIII или XVII столетия, к примеру, про батончик «Сникерс». Я подозреваю, что он нашёл бы его отвратительно сладким. Хотя, возможно, и нет.
Размышления об исторических вкусах напоминают мне французское выражение, обозначающее слова, которые кажутся одинаковыми в двух языках, но на самом деле обозначающим в двух языках совершенно разные вещи — faux-ami, или «ложные друзья переводчика» [подборка примеров таких английских слов, которые хочется перевести на русский неправильно / прим. перев.]. Англоговорящие люди в испаноязычных странах часто пытаются сказать, что смущены [embarrassed], используя слово embarazada — хотя на самом деле оно означает «беременная».
Эта еда раннего Нового времени — ложные друзья кулинаров. Они кажутся очень похожими на знакомые нам блюда, но мы не можем быть уверены, что они были такими же на вкус. Как и многие вещи в истории, они находятся близко, но всё же недостижимы.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Парень из Шотландии показал девушке картину из галереи, которая моментально разделила ее жизнь на до и после, ведь она не смогла сказать «нет»
39-летний Хосе и 40-летняя София познакомились несколько лет назад в Tinder. Их объединяла любовь к искусству. Они часто ходили в галереи и наслаждались всемирными шедеврами живописи.
Чтобы сделать своей подруге предложение руки и сердца, Хосе выбрал Шотландскую национальную галерею. Это место было особенным для пары.
Замысел заключался в том, чтобы заменить описание картины, предложением выйти замуж. Парень попросил помощи у сотрудников галереи, которые охотно согласились помочь.
Выбор пал на картину Диего Веласкеса «Старуха, жарящая яйца».
Картина Диего Веласкеса «Старуха, жарящая яйца».
© wikipedia.org
Когда Пара пришла в галерею, девушка сразу обратила внимание на эту картину. Надпись на ней явно отличалась от всех здешних экспонатов.
«Подойдя к картине Диего Веласкеса, я сразу обратила внимание на описание, оно сильно отличалось от всех, что были в галереи. Я даже не сразу поняла, что именно читаю».
В описании шла речь о том, что картина является самым любимым произведением Хосе Кава.
В ней он видит отражение своего детства и тот уют, который был в его семье. Подобные ощущения Хосе чувствует рядом с Софией Харрисон. Именно с ней, он мечтает связать свою жизнь.
Дочитав описание картины, девушка обернулась к Хосе, который стоял на колене, приготовив обручальное кольцо. София улыбнулась и сказала «да».
Работники галереи поддержали пару аплодисментами и пожелали долгой и счастливой совместной жизни.