картина толстой у меня в гостях у
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Петр Кончаловский и картина с А.Толстым
А. Н. Толстой в гостях у художника
О портрете Алексея Толстого в гостях у Петра Кончаловского энциклопедии и искусствоведческие сайты единодушно и справедливо сообщают нам: реализм. Да что там, практически парадный портрет.
А что второе дно в картине открывается, так это с первого взгляда и не уловишь.
Толстой гостил в деревенском доме художника. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство и друзья. Алексей Толстой изображен за щедро накрытым столом.
За спиной у писателя крепкая, сбитая из бревен стена, в руках рюмка, на столе еще две – для разных напитков. Зеленый бокал кажется старинным, явно дорогая посуда. Да и фляга под стать.
Сочный окорок, тончайшие лепестки красной рыбы, запеченный то ли цыпленок, то ли куропатка, ярко-желтый сочный лимон, хрустящие огурчики, алые помидоры.
Чувствуете диссонанс с советской действительностью? Впрочем, известно, что Алексею Толстому особо голодать не приходилось.
Картина могла бы быть гимном гедонизму. Жаль, сам Толстой немного «не так» одет: слишком при параде, слишком подтянут, слишком официален. Даже верхняя пуговица рубашки не расстегнута, галстук не ослаблен.
Да и на лице его сложно отыскать тень эпикурейства – оно умное, вдумчивое, и, пожалуй, напряженное.
С позиции потомков, зная противоречивую жизнь «красного графа» – он был любимцем власти, человеком большого таланта, творил вместе с этой властью подлости и в то же время, используя свою приближенность к «верхушке», мог помогать опальным – мы можем увидеть в этом бытовом портрете не столь очевидные стороны.
Перед ним стол с яствами, за ним – стена. Если отвлечься от деталей и сконцентрироваться на общем впечатлении, то можно ощутить, что Толстой словно зажат в этом узком пространстве. Перед ним – все блага жизни, за ним – выхода нет. Свернуть ему тоже некуда.
Этот портрет сопоставим с написанным Кончаловским портретом Всеволода Мейерхольда. На обеих картинах взгляд в первую очередь выхватывает щедрую, яркую, об удовольствиях жизненных сообщающую обстановку.
И лишь отвлекшись от нее, замечаем самого героя, который ощутимо контрастирует с этой обстановкой…
А. Н. Толстой в гостях у художника
Описание картины «А. Н. Толстой в гостях у художника»
О портрете Алексея Толстого в гостях у Петра Кончаловского энциклопедии и искусствоведческие сайты единодушно и справедливо сообщают нам: реализм. Да что там, практически парадный портрет. А что второе дно в картине открывается, так это с первого взгляда и не уловишь.
Картина могла бы быть гимном гедонизму. Жаль, сам Толстой немного «не так» одет: слишком при параде, слишком подтянут, слишком официален. Даже верхняя пуговица рубашки не расстегнута, галстук не ослаблен. Да и на лице его сложно отыскать тень эпикурейства – оно умное, вдумчивое, и, пожалуй, напряженное.
С позиции потомков, зная противоречивую жизнь «красного графа» – он был любимцем власти, человеком большого таланта, творил вместе с этой властью подлости и в то же время, используя свою приближенность к «верхушке», мог помогать опальным – мы можем увидеть в этом бытовом портрете не столь очевидные стороны. Перед ним стол с яствами, за ним – стена. Если отвлечься от деталей и сконцентрироваться на общем впечатлении, то можно ощутить, что Толстой словно зажат в этом узком пространстве. Перед ним – все блага жизни, за ним – выхода нет. Свернуть ему тоже некуда.
Этот портрет сопоставим с написанным Кончаловским портретом Всеволода Мейерхольда. На обеих картинах взгляд в первую очередь выхватывает щедрую, яркую, об удовольствиях жизненных сообщающую обстановку. И лишь отвлекшись от нее, замечаем самого героя, который ощутимо контрастирует с этой обстановкой…
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Петр Петрович Кончаловский
А. Н. Толстой в гостях у художника
О портрете Алексея Толстого в гостях у Петра Кончаловского энциклопедии и искусствоведческие сайты единодушно и справедливо сообщают нам: реализм. Да что там, практически парадный портрет.
А что второе дно в картине открывается, так это с первого взгляда и не уловишь.
Толстой гостил в деревенском доме художника. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство и друзья. Алексей Толстой изображен за щедро накрытым столом.
За спиной у писателя крепкая, сбитая из бревен стена, в руках рюмка, на столе еще две – для разных напитков. Зеленый бокал кажется старинным, явно дорогая посуда. Да и фляга под стать.
Сочный окорок, тончайшие лепестки красной рыбы, запеченный то ли цыпленок, то ли куропатка, ярко-желтый сочный лимон, хрустящие огурчики, алые помидоры.
Чувствуете диссонанс с советской действительностью? Впрочем, известно, что Алексею Толстому особо голодать не приходилось.
Картина могла бы быть гимном гедонизму. Жаль, сам Толстой немного «не так» одет: слишком при параде, слишком подтянут, слишком официален. Даже верхняя пуговица рубашки не расстегнута, галстук не ослаблен.
Да и на лице его сложно отыскать тень эпикурейства – оно умное, вдумчивое, и, пожалуй, напряженное.
С позиции потомков, зная противоречивую жизнь «красного графа» – он был любимцем власти, человеком большого таланта, творил вместе с этой властью подлости и в то же время, используя свою приближенность к «верхушке», мог помогать опальным – мы можем увидеть в этом бытовом портрете не столь очевидные стороны.
Перед ним стол с яствами, за ним – стена. Если отвлечься от деталей и сконцентрироваться на общем впечатлении, то можно ощутить, что Толстой словно зажат в этом узком пространстве. Перед ним – все блага жизни, за ним – выхода нет. Свернуть ему тоже некуда.
Этот портрет сопоставим с написанным Кончаловским портретом Всеволода Мейерхольда. На обеих картинах взгляд в первую очередь выхватывает щедрую, яркую, об удовольствиях жизненных сообщающую обстановку.
И лишь отвлекшись от нее, замечаем самого героя, который ощутимо контрастирует с этой обстановкой…
Автор: Алена Эсаулова
Рубрики: | Культура, искусство, история |
Метки: Петр Петрович Кончаловский А. Н. Толстой в гостях у художника
Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям
Картина с Алексеем Толстым, вызвавшая недоумение, раздражение и зависть
писал Владимир Солоухин в своих «Камешках на ладони».
Откуда сказочный стол?
Вот как вспоминает о написании картины дочь Петра Кончаловского, Наталья в своей книге «Волшебство и трудолюбие»:
«На портрете Алексей Николаевич Толстой сидит один за праздничным столом. Перед ним на свежей скатерти поразительной красоты натюрморт, очень смело, но тщательно написанный. Окорок ветчины на блюде, кусок целой рыбины семги, курица зажаренная, помидоры, огурцы, ломти черного хлеба на тарелке, зеленый штоф с пробкой, на которой стоит фигурка русского мужичка, возле прибора изумрудная рюмка лампадного стекла и хрустальный бокал, наполовину наполненный густым красным вином.
И как написана серебряная вилка, вонзенная в отогнутую кожу окорока! Как лежат на серебристой чешуе рыбы розовые ломти колечками! Матовая свежесть огурцов привлекает глаз, горят два спелых помидора на пучке зеленой петрушки, и уже начали подсыхать ломтики лимона возле рыбины. Все это мастерски написано, и хочется разглядывать и разглядывать детали натюрморта.
Алексей Николаевич, с заткнутой за жилет салфеткой, поднял серебряную чарку для застольного слова. Он еще молод, красив, свеж и угадан в своих пропорциях так, что зритель может представить себе, какого был бы он роста, если б встал из-за стола.
А был он приземистым, широкоплечим, с брюшком — и все же легким на подъем, и походка у него была стремительная. На портрете он сидит в раздумье, и лицо у него вдохновенное, даже какое-то взволнованное, и в глазах — прозорливость. Смотрит он куда-то мимо натюрморта, мимо зрителя, словно видит что-то одному ему доступное. И мысль, скрытая за этим выпуклым, прекрасно написанным лбом, где-то далеко. (Он писал в это время своего Петра Первого и не разлучался с мыслью о нем весь этот период.) Рот Толстого, с волевой нижней губой твердого рисунка и необычайно мягкой и доброй верхней губой, на портрете хранит ту темпераментность и выразительность, которой обладают лишь избранные люди».
Далее Наталья Петровна сообщает, что портрет Толстого был закончен за два месяца до Великой Отечественной войны:
«И сколько было нареканий от первых увидевших его: зачем-де было изображать такого крупного писателя не за рабочим столом, с пером в руке, а за обеденным — с рюмкой? И что это-де чуть ли и не кощунство приписывать Толстому такую плотоядность… Но у самого Толстого никогда не было ощущения, что и в портрете он не тот, каким ему подобает быть. Ему нравился как раз натюрморт, он так понимал и чувствовал форму и цвет, что он его не шокировал, а только радовал сердце и веселил глаз. Толстой любил рассматривать портрет и говорил:
— Как все это здорово выписано! Какое богатство цветов и разнообразие ощущений! Ветчина-то — как розовый мрамор с прожилками… А огурцы нежинские словно только с огорода, какой-то на них сизый налет. И ведь как каждый цвет необходим для общего решения… Вот попробуй заслони красный цвет помидоров, и сразу погаснет натюрморт, а ведь пестроты-то нет никакой, все в меру…».
Работал Петр Петрович Кончаловский над портретом и в мастерской на Большой Садовой, но перед тем как начать его, он сделал множество рисунков и набросков с Алексея Николаевича карандашом и углем. Он рисовал его на даче, в Барвихе, на квартире на Спиридоновке и так изучил характерные черты лица Толстого, что мог рисовать его уже наизусть. Поэтому он компоновал портрет без Толстого, и когда Алексей Николаевич впервые пришел позировать на Большую Садовую, портрет был уже в угле, а снедь частично написана.
Толстой-гурман
Говорят, что «красный граф» не просто любил поесть, а был настоящим гурманом. Почти все житейские и творческие проблемы Толстой предпочитал решать именно за столом. Так, встречая в Москве знаменитого фантаста Герберта Уэллса, он прежде всего озаботился меню:
«Стерлядь, большущая, не стерлядь, а невинная девушка в 17 лет, и кругом ещё раками обложена. Потом рябчики в сметане, икра, разумеется, балык, тёшка из белорыбицы, гурьевская каша с гребешками из пенок. ».
Порой это вызывало раздражение. Например, Анна Ахматова писала об Алексее Николаевиче:
«Приехал Толстой. Рассказывал, как питался во время писательской поездки по Волге. Ежедневно — икра, копчёная рыба, чудесные сливки, фрукты и какие-то особенные огурцы. А ведь в стране голод».
«В эмиграции, говоря о нем, часто наминали его то пренебрежительно, Алешкой, то снисходительно и ласково, Алешей, и почти все набавлялись им: он был веселый, интересный собеседник, отличный рассказчик, прекрасный чтец своих произведений, восхитительный в своей откровенности циник; был наделен немалым и очень зорким умом, хотя любил прикидываться дураковатым и беспечным шалопаем, был ловкий рвач, но и щедрый мот, владел богатым русским языком, все русское знал и чувствовал, как очень немногие… Вел он себя в эмиграции нередко и впрямь «Алешкой», хулиганом, был частым гостем у богатых людей, которых за глаза называл сволочью, и все знали это и все-таки прощали ему: что ж, мол, взять с Алешки!»,
— читаем у Ивана Бунина.
«В среду он назвал их палачами,
А в четверг, прельстившись их харчами,
Сапоги им чистил в «Накануне».
Служба эта не осталась втуне:
Граф, помещик и буржуй в квадрате —
Нынче издаётся в «Госиздате»,
— а это Саша Черный, «Хождение по гонорарам»
Нестыковочка
Разное видение картины
Некоторые обращают внимание на то, что Толстой на картине «не так» одет: слишком при параде, слишком официален. Даже верхняя пуговица рубашки не расстегнута, галстук не ослаблен. Лицо слишком напряженное. Толстой словно зажат в узком пространстве. Перед ним – все блага жизни, за ним – выхода нет, стена.
По одной из версий обстоятельств написания портрета, Петр Кончаловский допустил вольность. Натюрморт был написан и вставлен в полотно заочно, без ведома Толстого.
Вот свидетельство литератора Николая Никитина:
«Этот портрет как будто опрокидывал все традиции русского писательского портрета. Казалось, в нём нет ничего от литературы».
Реакция Толстого показательна и поучительна:
«Он посмотрел на Кончаловского как на злоумышленника. Провёл ладонью по лицу, точно умываясь (свойственный ему жест), и вдруг фыркнул и хлопнул Кончаловского по плечу: «Это здорово! Это чёрт знает что, Пётр! — Он прищёлкивал пальцами, подыскивая определение: — Это, это. Поедем обедать!».
Отчасти Наталья Кончаловская подтверждает эту версию, говоря о том, что «когда Алексей Николаевич впервые пришел позировать на Большую Садовую, портрет был уже в угле, а снедь частично написана».
Кончаловский петр «а.н. толстой в гостях у художника» описание картины, анализ, сочинение
Петр Кончаловский «Автопортрет (в желтой рубашке)», 1943
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.
ru запустило новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.
Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.
В феврале исполняется 140 лет со дня рождения и 70 лет со дня смерти художника Петра Кончаловского. Русский последователь французских импрессионистов, поклонник Поля Сезанна, Ван Гога и Гогена, Петр Кончаловский сумел вобрать в свою живописную манеру влияние всех крупнейших мастеров рубежа XIX-XX веков.
Петр Кончаловский «Портрет художника Г.Б.Якулова», 1910
Петр Кончаловский «Портрет художника Г.Б.Якулова», 1910
Петр Кончаловский родился 21 января 1876 года в городе Славянск Харьковской области. Живописи он начал учиться в Харьковской рисовальной школе, затем на вечерних курсах в Строгановском художественно-промышленном училище и в академии Р.
Жюлиана в Париже (1897-98), где познакомился с крупнейшими художниками эпохи, и, наконец, в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1898-1905).
Хотя своим духовным отцом Петр Кончаловский всегда считал Сурикова, французская школа проявилась в его творчестве во всех своих стилистических особенностях.
В 1910-е годы это привело к увлечению искусством примитива, в работах мастера появляется плоскостная композиция, предметы теряют объем и окрашиваются в яркие локальные цвета. Некоторые из них, в том числе и портрет художника Георгия Якулова, по всему композиционному строю и живописному решению напоминают ярмарочные фотографии начала ХХ века.
Петр Кончаловский «Бой быков», 1910
Петр Кончаловский «Бой быков», 1910
Во время путешествия по Испании Кончаловский сделал с натуры множество этюдов на тему корриды, набрасывая различные сцены то акварелью, то маслом. В таких беглых работах почти всегда присутствует трибуна со зрителями и арена.
Тема быков часто встречается в творчестве Пабло Пикассо, и зачастую работы художников оказываются очень созвучными. Живописец отмечал, что ему хотелось сделать быка не таким, как его все видят, а похожим на примитив, на игрушку.
Вместе с Кончаловским увлечения искусством примитива пережили многие художники творческого объединения «Бубновый валет».
Петр Кончаловский «Семейный портрет (сиенский)», 1912
Петр Кончаловский «Семейный портрет (сиенский)», 1912
На портрете изображена семья Кончаловских: сам художник, его жена Ольга Васильевна, дочь русского живописца В.И. Сурикова, и дети – Наташа и Миша. Портрет был написан во время пребывания Кончаловских в Италии, поэтому и получил название сиенский. Этим масштабным произведением Кончаловский подводит итоги своим поискам конца 1900-х – начала 1910-х годов.
Помимо характерного интереса к примитиву, которым окрашено все творчество мастера данного периода, в сиенском портрете просматривается влияние фресковой живописи раннего итальянского Возрождения с типичной для этой эпохи композицией.
Кроме того, здесь очевидно понимание роли цвета, близкое к фовизму, направлению во французской живописи конца XIX – начала XX века, для которого характерны яркие, кричащие, цвета.
Петр Кончаловский «Хлебы на зеленом», 1913
Петр Кончаловский «Хлебы на зеленом», 1913
Для натюрмортов Кончаловского важным было стремление освободить живопись от литературности, желание вернуть ей способность пользоваться только собственными средствами воздействия на зрителя – цветом и пластикой.
Художника интересовало не единство предметов и пространства, не создание реалистичной композиции, а сами предметы, их материальная убедительность, форма и фактура.
Перед зрителем предстает не вид накрытого для трапезы стола и не букет цветов на фоне окна, а изобильное, как на уличной вывеске, нагромождение однообразных продуктов – буханок, караваев и калачей.
Петр Кончаловский «Натурщица у печки», 1917
Петр Кончаловский «Натурщица у печки», 1917
В картине «Натурщица у печки» к натюрморту добавляется фигура обнаженной женщины. Живописная плоскость дробится и осыпается, в чем проявляется влияние живописи Пабло Пикассо и кубизма в целом.
Сложные цветовые переходы прерываются черными линиями и отдельными штрихами, дробящими форму на отдельные плоскости. При этом формы укрупняются, огрубляются, становятся более плотными и крепкими, физически осязаемыми.
Цвет здесь передает не столько поверхностную раскраску, сколько саму форму и массу, материальную плоть вещей.
Петр Кончаловский «Автопортрет с женой», 1923
Петр Кончаловский Автопортрет с женой», 1923
В работах 1920-х годов исчезает «бубнововалетский» схематизм формы и цвета, живопись Кончаловского обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов.
При этом он начинает пробовать сложные импрессионистические живописные техники, создавая формы из отдельных мазков и цветовых пятен, не смешивая краски, а накладывая их на холст рядом друг с другом.
Художник обращается к истории искусства, находя подходящие для своих работ композиции в творчестве Рубенса или Рембрандта («Портрет с Саскией на коленях», 1635 год).
Петр Кончаловский «Сирень в корзине», 1933
Петр Кончаловский «Сирень в корзине», 1933
«В этом букете все живет, цветет и радуется», ‒ говорил Кончаловский о своей картине «Сирень в корзине». Признанный мастер натюрморта, он очень любил цветы. Среди его цветочных натюрмортов есть «Букет цветов в белой вазе» (1907), «Гладиолусы» (1912) и многие другие.
Художник оставил огромное живописное наследие, которое насчитывает более 1500 работ. Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны.
Если она говорила: «Не то», то участь холста была предрешена и он шел «под нож», или Петр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу.
Петр Кончаловский «Портрет В.Э. Мейерхольда», 1938
Петр Кончаловский «Портрет В.Э. Мейерхольда», 1938
Портрет был создан Кончаловским в период массовых репрессий, незадолго до ареста и гибели Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера-реформатора.
С целью показать конфликт личности с окружающей действительностью – в это время Мейерхольд был уже отстранен от работы – художник избирает сложное решение в построении композиции.
Фон, которым является ковер с пестрым орнаментом, решен как декоративная орнаментальная плоскость, а фигура написана объемно и выдержана в монохромной тональной гамме.
Столкновение плоскости и объема, контраст цветовых пятен, дробные формы орнамента и фигура модели – все это создает особое эмоциональное напряжение, раскрывающее содержание образа. Вот как описывает картину Всеволод Иванов: «На тахте лежит человек. Казалось бы, отдыхает. К этому располагают и нарядный ковер, и мирный пес. Но его творческая мысль не прекращается ни на минуту, она так же напряжена и беспокойна, как узор ковра…».
Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941
Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941
Петр Кончаловский дружил со многими представителями интеллигенции своего времени. Многие писатели и художники часто бывали у него в гостях.
Однажды в мастерскую Кончаловского пришел Владимир Маяковский в экстравагантной желтой блузе, с красно-оранжевой морковкой, торчавшей вместо платка из кармана.
Но так как «бубнововалетчики» к тому времени уже разошлись в своих творческих поисках с «футуристами», Кончаловский сказал: «Футуристам здесь делать нечего», – и захлопнул дверь перед носом поэта.
Петр Кончаловский «Полотер», 1946
Петр Кончаловский «Полотер», 1946
Кончаловский старался сохранять нейтралитет по отношению к советской власти и отказался писать портрет Сталина, сославшись на то, что он реалист и не может делать портреты по фотографии. Хотя, конечно, это был знак протеста против расстрела Мейерхольда и опалы многих друзей художника.
При этом, в 1942 году получил Сталинскую премию I степени «За многолетнюю творческую деятельность», и смог организовать несколько персональных выставок в 1940-х и 1950-х годах, а в 1947 году был избран действительным членом Академии художеств СССР.
Петр Кончаловский скончался 2 февраля 1956 года и был похоронен на Новодеичьем кладбище в Москве.
Кончаловский Петр Петрович ( 1876 — 1956 )
Кончаловский Петр Петрович
Знаменитый русский художник Кончаловский Петр Петрович родился на Украине, в городе Славянске. Его отец был активным революционером, был арестован за революционную деятельность и сослан в Архангельскую губернию. Когда мальчику пришло время идти в школу, семья переехала в Харьков. Петя учился в школе и параллельно занимался в частной художественной школе Раевской.
В начале 90-х вместе с семьей Кончаловский переехал в Москву для продолжения художественного образования. Он стал учиться в Строгановском художественном училище и одновременно в Московском университете. К тому времени вернулся из ссылки отец и занялся издательской деятельностью. Он издавал сочинения Пушкина, Лермонтова с иллюстрациями лучших художников.
Таким образом, Кончаловский смог общаться с Суриковым, Коровиным, Врубелем и другими. В 1897 году Кончаловский поехал в Париж, где две зимы учился в частной художественной Академии Жюльена. Эти занятия утвердили желание Кончаловского стать художником. После возвращения в Россию он поступил в Петербургскую Академию художеств, которую закончил в 1907 году.
К сожалению, многие работы тех лет художник сам уничтожил, будучи недовольным ими. По предложению отца, Кончаловский создал серию иллюстраций к поэмам и стихам Пушкина — «Цыганы», «Полтава», «Каменный гость», «Жених», «К Языкову». Благодаря им Кончаловский стал известным как иллюстратор. В 1907 году Кончаловский выступил на конкурсе и получил звание действительного Академика художеств.
С 1909 года он постоянно участвует в художественных выставках Москвы и Петербурга. Кончаловский был тесно связан с «Миром искусства», благодаря чему он заинтересовался импрессионизмом. С огромным наслаждением он воссоздает в красках свое видение мира, предавая как физические свойства предметов, тк и все оттенки цвета.
Кончаловский жадно учится у разных художественных школ, работает в Париже, Италии, Испании.Исследователи отмечают в его творчестве связь с манерой В. Борисова-Мусатова, В. Ван Гога, Сезанна. В 1910 году Кончаловский вместе со своим тестем Суриковым он совершил путешествие по Италии и Испании.
Он создает «испанский цикл» «Любитель быков», в котором его не интересует физическое сходство, здесь он выступает как примитивист. Он не заботится о перспективе, свободно размещает по пространству фигуры и предметы. В 1910 году Кончаловский — один из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». В своем творчестве он обратился в основном к натюрморту.
В них мы видим буйство красок фовистов, четкость линий Сезанна. Например, «Агава» (1916) Кончаловский пережил первую Мировую войну. До 1917 года был на фронте, получил тяжелое ранение. Его часто упрекали в аполитичности, приверженности к «чистому искусству». В послеоктябрьские годы создает удивительные по силе художественной выразительностипейзажи и портреты.
Это оценили даже советские критики. В 1922 году Третьяковская галерея устраивает первую персональную выставку Кончаловского. участвовал в других выставках. Много лет Кончаловский уделяет педагогической деятельности. Был профессором живописи. Был награжден советским государством. Был членом Академии художеств СССР.
Натюрморт с капустой (1937)
Пионы и дельфиниум (1953)
Розы у окна (1953)
Яблоки в решете (1955)
Автопортрет (1912)
Дети в парке (1910)
Кладовая.
Летом (1939)
Портрет В.Э.Мейерхольда
Сорренто. Сад.
А. Н. Толстой в гостях у художника (1941)
Зеленая рюмка
Пётр Кончаловский: жизнь и творчество художника
Пётр Петрович Кончаловский (9 [21] февраля 1876 года, Славянск — 2 февраля 1956, Москва) — русский, советский художник. Народный художник РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Петр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали.
Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников — Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля…
В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра.
И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана.
По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.
Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна.
Творчество Кончаловского
Расцвет творчества Кончаловского пришелся на начало двадцатого века, когда художественные традиции стремительно менялись и пересматривались.
Кончаловский стал одним из основателей общества «Бубновый валет» и его председателем впоследствии. Это объединение стремилось к воплощению живых, натуральных, осязаемых форм на холсте. Эти художники обращались к непрофессиональной и народной живописи.
Кончаловский в раннем своем творчестве стремится сделать каждую вещь как бы крепкой и плотной. Его натюрморты часто посвящены рыночному подносу, который неизменно отличается яркими красками («Красный поднос»).
При этом цвет призван подать саму вещь, придать ей массу и форму. Ранние натюрморты выполнены в духе фовизма и кубизма. То же относится и к изображению человека.
Он показан мощно и цельно («Потрет матадора», «Семейный портрет», «Портрет художника Г.Б. Якулова»).
Мировоззрение, а следовательно, и творческую манеру художника значительно скорректировала революция. После этого события Кончаловский все больше пишет реалистичные образы.
В его живописи прочно утверждается мотив любви к жизни. В 20-е годы в его работах появляется тонкость цветовых переходов, контрастов («Зеленая рюмка», «Миша, пойди за пивом»).
Поездка на Кавказ, предпринятая художником в 1927 году, вдохновила его на создание нескольких полотен, посвященных творчеству Лермонтова («Пятигорск. Дом Лермонтова», «Казбек», «С развалин Мцыри», «Мцыри. Гроза»).
Работу над картинами Кончаловский сочетал с работой в театральном оформлении и иллюстрации. Он принимал участие в оформлении оперы «Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна.
Также художник активно занимался преподаванием. С 1918 года он работал в «Свободных художественных мастерских» в Москве, а с 1926 года стал преподавателем во ВХУТИНе. В 1946 году Кончаловский получил звание народного художника РСФСР, а годом позже стал действительным членом Академии художеств СССР.
Работы художника
Зима. Мельница на Кегострове.
Автопортрет с женой.
А. Н. Толстой в гостях у художника.
Библиография
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-spb.
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Пётр Кончаловский: картины художника
Пётр Кончаловский — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Пётр Кончаловский: жизнь и творчество художника
3.8 (75.07%) 69 голос(ов)
Кто автор? Как картина называется?
Петр Петрович Кончаловский «А.Н.Толстой у меня в гостях».
Кончаловского, как портретиста, никогда особенно не занимали психологические задачи, портреты-биографии, «рассказанные» в картинах жизненные истории; он даже противопоставлял психологический и «художественный» подход к портрету, сравнивая емкие, экспрессивные образы Репина, Серова, Цорна с «художественными по преимуществу» портретами Рафаэля и Тициана. Но его дар видеть человека, воспринимать его в единстве внешнего облика и внутреннего состояния, художественная интуиция помогли Кончаловскому создать блестящее живописное произведение, ПОРТРЕТ ВСЕВОЛОДА МЕЙЕРХОЛЬДА.
Полная противоположность — портрет одного из самых прославленных советских писателей — Алексея Николаевича Толстого. На первый взгляд, он построен по тому же принципу: здесь вновь большую роль играет обстановка. Деревенский дом Кончаловского изображен на многих его полотнах, но особую атмосферу он создает в этом портрете, не случайно названном «А.Н.Толстой у меня в гостях».
Выбранная Кончаловским портретная «ситуация» кажется необычной, даже смелой. Перед гостем — пиршественный стол, уставленный невиданными в обычном советском быту яствами и старинной посудой, вызывающими в памяти век Петра и Екатерины, воспетых Толстым. За спиной модели — струганые доски просторного и уютного дома. Здесь, вдали от современной цивилизации, в обстановке доверия и приязни, протекает дружеское застолье, встреча писателя и художника. Мы видим лишь одного из них, но мысленно представляем и второго, внимательно слушающего тост, который сочиняет Толстой. Оба немолоды, дородны, благополучны; прожили большую и трудную жизнь, но ценят простые радости и удовольствия, прочный и красивый быт в старинном вкусе. Этот бытовой пласт в портрете играет не меньшую роль, чем лицо модели. Краски окорока и вина, зеленой рюмки и розовой рыбы чудесно играют на фоне белизны скатерти, оттененные теплым цветом фона. Портрет казался бы апофеозом гедонистического отношения к жизни, если бы предметной роскоши первого плана соответствовал облик Толстого. Но его лицо трактовано более сложно: в нем акцентированы не плотское начало или бездумная радость жизни, а тонкость черт, ум, спокойная благожелательность. И все же портрет Толстого рождает более сложные чувства, чем, может быть, предполагал его автор. Зная историю жизни «красного графа» — писателя яркого таланта, избранника верховной власти, прикрывавшего своим исключительным авторитетом ее самые черные дела, трудно отрешиться от мысли, что образ зажатого в узком пространстве крупного человека с тонким умным лицом, как будто искушаемого всеми благами жизни, с почти символической точностью выражает его человеческую суть. ====================================================== Весьма интересны трактовки сути этого портрета, экскурсоводами (искусствоведами), Третьяковки)
Из рассказа посетителя (прочла в одном из блогов ):
— Этот портрет очень понравился Алексею Толстому, который не отличался утонченным вкусом, а потому не сумел распознать незлобную, но беспощадную иронию художника. Взгляните, как сидит этот бывший красавец за столом, столь издевательски выглядящим в голодное время! Петр Кончаловский был мастером композиции, ему не составило бы труда при помощи трех блюд создать впечатление того, что стол ломится от яств. Но здесь среди многочисленных тарелок зияют пустоты, как и во внутреннем мире героя портрета. Вся еда производит впечатление второй свежести. Художник пощадил только окорок, так как он умел и любил коптить свинину, и всегда делал это собственноручно. Вся эта убогость при внешней пышности указывает на мизерность таланта Толстого, его фальшивость. И вправду, ну какой это Толстой? Ни к одной из двух основных ветвей родового древа Толстых он не относится. Писатель — самозванец, и выглядит за столом совсем не по-дворянски. Посмотрите — внизу штофа можно различить год — 1799. Тем самым художник, конечно же, намекает на Пушкина, и от такого сопоставления сразу становится понятно, насколько ничтожен «красный граф» перед лицом вечности. Группа, покивав, уходит к следующей картине, ее сменяет другая. Пожилая экскурсоводша в круглых очечках, встав у портрета, изрекает: — Взгляните на этот замечательный портрет. На нем изображен Алексей Толстой, один из самых талантливых советских прозаиков. Он сидит за роскошным столом, намекающим на общеизвестную приближенность писателя к власти. Но стоит нам увидеть его глаза, как все сразу становится на свои места. Это глаза мудреца, взирающего поверх суетных угощений. Не еда приковывает к себе его внимание, не она по-настоящему волнует творца. Он смотрит вперед, с проницательной грустью и благородной прямотой, и видно, что занимают его важные и вечные темы.
Георгий Росов. Натюрморт с писателем
Пётр Кончаловский. А. Н. Толстой в гостях у художника
Я расскажу об интересном портрете кисти Кончаловского. Не буду обсуждать талант художника, он общепризнанный мастер, но остановлю внимание на деталях портрета.
Сочные краски, мастерская лепка фигуры, настроение… Но есть одна деталь в этой работе, которая смущает и заставляет посмотреть пристальнее на некоторые исторические моменты.
А подбираться к этой детали буду постепенно, рассказывая истории блокадного города на Неве.
Был у меня приятель из семьи художников. И пришлось его родным пережить страшную блокаду. Конечно, первый вопрос мой был о том, как выжили? И он, ухмыльнувшись, рассказал о том, как сильно повезло семье.
— Всю блокаду практически пировали.
— Не понял. Как это? – удивился я.
— Повезло. Соседи по площадке были какие-то партработники. Выставляли нам под дверь мусорное ведро. А там картофельные очистки, кости, апельсиновые шкурки. Изобилие, одним словом.
Мы еще долго вспоминали прочитанные и рассказанные истории о войне, блокаде, голоде.
Приятель пересказал историю художника-коллекционера, умершего от голода, но сохранившего редкую коллекцию пряников, калачей. А я вспомнил, как мужественные ученые-селекционеры сохранили ценные сорта картофеля, спасая семенной фонд от крыс, холода и обезумевших от голода людей. Страшное было время.
А правый край стола аппетитно тяжелит сочный окорок, на зависть Ф. Хальсу. И, конечно, водочка и бокал красного вина. Как же без этого! Что за обед без вина?! Писатель выглядит так же сочно, как и окорок, даже цвета перекликаются.
Одним словом — жизнь хороша и жить хорошо! Возможно, в советское время критик нашел бы грустинку во взгляде писателя и расшифровал бы её как печаль о голодающих, возможно, он бы поведал о тяжких внутренних переживаниях за судьбы защитников отечества, но уж слишком мощно написан злосчастный окорок, слишком ярко краснеют помидоры, и розовые щеки Толстого мешают поверить этому. Тем более, год написания картины – 1941-й. А прочитав роман А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», мы узнаем, что портрет написан вообще в 1944-м. Где истина? И нет ли тут корректировки дат во избежание ненужных мыслей у зрителей? А мысли… куда от них деться? Хоть ты выбрось из головы воспоминания А. Ахматовой, подмечавшей гастрономическую связь А. Толстого и Лукулла: «Приехал Толстой. Рассказывал, как он питался во время писательской поездки по Волге. Ежедневно — икра, копченая рыба, чудесные сливки, фрукты и какие-то особенные огурцы… А ведь в стране голод». 1923 год.
Вот такой он, портрет А. Толстого. Вот такой портрет свободы и братства, где все равны, но некоторые равнее.
Кончаловский пётр петрович
Кончаловский пётр петрович — российский живописец, график, сценограф.
Дед А.С. Кончаловского и Н.С. Михалкова, брат М.П. Кончаловского.
Учился в Рисовальной школе М.Д. Раевской-Ивановой в Харькове (1885 год), Строгановском училище в Москве (1889 год) у В.Д. Суханова, в академии Р. Жюлиана в Париже (1896-1898 годы) у Ж.Ж. Бенжамен-Констана и Ж.П. Лоранса, в петербергской АХ (1898-1907 годы) у Г.Р. Залемана, П.О. Ковалевского, В.Е. Савинского.
В 1904 году посетил Францию, Испанию, Германию, Великобританию, Италию (куда приезжал периодически в 1907-1914 годы); в 1924 году — Италию и Францию. В 1914-1917 годы находился на военной службе. На формирование творчества П.П.
Кончаловского большое влияние оказали руссийская реалистическая живопись (был дружен с В.И. Суриковым, на дочери которого был женат) и новейшее французское искусство. Один из основателей объединения «Бубновый валет» (1910 год).
В ранних произведениях П.П. Кончаловский формальные поиски в духе творчества П. Сезанна и начальных этапов кубизма сочетаются со стихийной праздничностью красок, с оптимистич.
восприятием мира: «Бой быков», портрет Г.Б.
Якулова (оба 1910 год), «Семейный портрет» («Сиенский портрет», 1912 год), «Сухие краски» (1912-1913 годы; все — в ГТГ), виды Сиены, Юга Франции, Судака; также натюрморты.
После 1917 году П.П. Кончаловский стал одним из ведущих мастеров советской живописи; был членом общества «Бытие» (1921-1930 годы). В творчестве П.П. Кончаловского 1920-х годов ощутимо влияние искусства старых мастеров («Автопортрет с женой», 1923 год, ГТГ; «Геркулес и Омфала», 1928 год, собрание семьи художника, Москва).
Вплоть до 1950-х годов много путешествовал по стране, работал в Новгороде, Крыму, на Кавказе, в Мурманске и Апатитах (писал новостройки первых пятилеток).
Чувственная красота мира, богатство его красок воплощены в натюрмортах П.П.
Кончаловского («Сирень», 1933 год; «Хлеб, ветчина и вино», 1948 год, оба — в ГТГ), пейзажах и жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926 год, ГРМ; «Купание Красной конницы», 1928 год, Центральный музей Вооруженных Сил РФ; «Полотёр», 1946 год, ГТГ). Его портреты жизнерадостны (жена, О.В.
Кончаловская, 1925 год; пианист В.В. Софроницкий за роялем, 1932 год; композитор С.С. Прокофьев, 1934 год; все — в ГТГ; «А.Н. Толстой в гостях у художника», 1941 год, ГРМ), иногда отмечены драматизмом (В.Э. Мейерхольд, 1938 год, ГТГ).
Как сценограф работал в Москве с 1904 года («Ураган» А. Брюно, московская Частная русская опера С.И. Мамонтова); оформлял спектакли Оперного театра С.И. Зимина («Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна, 1912 год, и др.), позднее — МХАТа («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, 1933 год), ГАБТа («Кармен» Ж. Бизе, 1945 год).
Театральным работам П.П. Кончаловского присущи яркая живописность и звучность цвета, реалистическая трактовка среды (места действия). Оставил также значительное графическое наследие (пейзажи, портреты). Преподавал в ГСХМ (1918-1921 годы) и Вхутеине (1926-1929 годы; проф.) в Москве.
Кончаловский П.П. Художественное наследие. М., 1964.
Литература
Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда
Выставка в Третьяковской галерее организована в преддверии знаменательной даты – столетия первой выставки «Бубновый валет» (декабрь 1910) и создания одноименного общества (1911), председателем которого стал П.Кончаловский. А вообще, други мои, торопитесь — эта дивная выставка будет в Москве до середины ноября, а в Питере — она была летом. Так что если вдруг кто-то из наших питерских друзей вдруг промазал мимо этой роскошнейшей выставки — вэлкам!
На выставке представлены лучшие картины художника из собрания музеев-организаторов события, а также наиболее известные работы из частных коллекций. Впервые экспонированы картины из коллекции семьи художника и редчайшие архивные материалы, документы и личные вещи художника. Все это, по замыслу организаторов, создает уникальную атмосферу, в которой не только создавались картины Петра Кончаловского, но также формировались и трансформировались целые направления в российской живописи первой половины ХХ века.
Государственная Третьяковская галерея, Москва (15.09.2010 – 15.11.2010) Билеты для половозрелых и дееспособных россиян – 160 рублей Для студентов и инвалидов – в два раза дешевле
В общем, идите и смотрите! Удовольствие гарантирую
Петр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Широко образованный художник, «русский европеец», П.Кончаловский был проводником открытий новой французской живописи в России.
Он подолгу жил в Париже, занимался в парижских академиях, участвовал в Салоне Независимых, был знатоком творчества импрессионистов и постимпрессионистов, дружил с фовистами.
В 1912 году он перевел и издал книгу о Поле Сезанне, ставшую для многих русских художников источником важнейших сведений об «отце нового искусства». Живопись П.Кончаловского в критике получила наименование русского сезаннизма.
Живопись Кончаловского отличается особой плотностью. Некоторые говорят, что его краски замешаны не на масле, а на глине. В 1910-1912 годах в работах Кончаловского вдруг появилась так называемая «подносно-черная» основа, которая присутствует не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах, давая возможность еще полнее ощутить звучность красок. В это время были написаны натюрморт «Пиво и вобла» и натюрморты с цветами. По-новому написаны итальянские пейзажи 1912 года — «Сиена», «Сан-Джиминиано». Здесь уже ощущается внутреннее движение, жизнь.
Площадь в Сиенне (чудо как хороши зеленые окошки)
Портрет очень знойной испанкиКончаловский — фигура в искусстве противоречивая. Его упрекают в том, что он всегда отставал от современных тенденций, критики 1920-1930-х годов писали о «несоответствии требованиям эпохи». Критикам, конечно виднее, но мне кажется, Кончаловский, как настоящий мастер, выбирал именно свой путьШирокому зрителю как раз интересен Кончаловский разный. С явным влиянием Ван Гога, как в картинах «Франция. Немур», 1908 год, или «Ирисы», 1911 год, или идущий вслед за Гогеном — «Наташа на стуле», 1910 год. Кончаловский — страстный и яростный, вдохновленный испанской корридой — «Матадор», 1910 год, «Бой быков в Севилье», 1910 год.
Кончаловский потрясающе умел при помощи цвета передавать то, что называется «радостью, счастьем жизни». Огромное полотно с чудесным названием «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1940-41. масло сражает наповал натурализмом (в хорошем смысле этого слова:))), чудесным юмором и какой-то особой притягательностью
Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Еще бы! Супруга — дочь великого живописца Сурикова. Если она говорила: «Не то», то участь холста была предрешена — «под нож», или Пётр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу. Петр Кончаловский, говорят, всегда считал своим духовным отцом Сурикова. В конце 20-х годов ему пришлось подолгу жить и работать в Новгороде, и художник вдруг с особой остротой ощутил необходимость воплощения национального начала, которое так полнозвучно звучало в творчестве его духовного наставника.
В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана.
По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна.
В 1907 году Петр Кончаловский поехал в Париж и посетил там выставку Ван Гога, которая потрясла его.
Наконец-то я устроился в Париже и начал работать.
Не знаю, возможно ли где-нибудь найти такие удобные условия для работы, как здесь… Пока был только в Лувре, Люксембурге и у Дюран-Руэля… Но самого главного еще не видел – это галерея Fayer, где, говорят, изумительная коллекция Сезанна, Гогена, Ван Гога и других… Я подавлен впечатлениями – все так свежо, так необыкновенно серьезно. Все действует так, что хочется работать, хочется самому так же глубоко высказаться, как эти люди. Из письма П. Кончаловского И. Машкову из Парижа
Дед вполне мог бы не возвращаться в Россию. В 1924 году у него в Париже была очень успешная выставка, начали продаваться картины, он мог бы и работать, и зарабатывать, и выставляться.
Но он вернулся, поехал в Новгород писать тамошних обитателей, потом какое-то время путешествовал, Россию больше уже никогда не покинул, хотя всегда тосковал по Европе. Почему он вернулся? Не знаю. Может, по наивности… Может, потому, что чувствовал: должен быть здесь.
Короче, дед был европеец, которому жить было нужно в России. Из книги Андрея Кончаловского “Низкие истины”
С внешним миром Петр Кончаловский старался не конфликтовать, свои суждения высказывал обычно с большой долей иронии. Персональная выставка в СССР состоялась только после смерти Сталина.За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен. В зрелом возрасте Пётр Петрович перешёл к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи.
Умер Петр Кончаловский 2 февраля 1956 года.Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Больше информации о Петре Кончаловском, его семье и творчестве, если захотите, найдете тут: Фонд Кончаловского — http://www.pkonchalovsky.com/
П.П. Кончаловский. Из книги Л. Мочалина «Неповторимость таланта», страница 5 :: Артпоиск — русские художники
В результате этих особенностей своего дарования и вытекающего из них творческого метода Кончаловский — при всей искреннейшей любви и к Пушкину, и к Лермонтову — потерпел поражение в создании их образов.
Над обеими картинами художник работал мучительно, переписывая их по нескольку раз в течение ряда лет. Пушкин создавался с начала 1930 года в течение 8 лет. Лермонтов — с начала 1940-х годов по 1949 год.
Уже одно это необычно для Кончаловского, писавшего, как правило, очень быстро, на одном дыхании.
Казалось бы, изображая поэта, сидящего в ночной рубашке на диване и сочиняющего стихи, художник смело нарушает традицию. Но фактически, его картина оказывается хрестоматийно иллюстративной. Причем иллюстрирует она очень частный момент в биографии Пушкина.
Вообще, изображение поэта, «сочиняющего стихи» и в творческом вдохновении кусающего перо, — уже само по себе сомнительно.
Думается, это тот прием, где наивность граничит с банальностью, которую не спасает даже показ голых ног великого человека (вариант 1932 года).
Но достоверность предметов не в состоянии подменить художественной достоверности образа в целом. Впоследствии живописец отказался от многих историографических деталей, переписав картину. Однако основа ее осталась прежней.
Натура не могла дать Кончаловскому живого Пушкина, а живописец не мог с присущим ему талантом воссоздать то, что выходило за пределы натуры.
С «Лермонтовым» произошла аналогичная история. Картина эта так же иллюстративна, как и предыдущая. В образе Лермонтова нет и отзвука трагической патетики его поэзии.
Лицо поэта теряется в обстановочном натюрморте; тут и неприятно красный диван станционного помещения, и меховая бурка, и особенно раздражающие своим мелочным правдоподобием эполеты, шашка, газыри.
Становится ясно, что, передавая все эти обстановочные детали, необходимые для прочтения сюжета, Кончаловский чувствует себя скованным. Лучшие качества его могучего живописного дарования в картине не реализованы, а в решении психологической задачи художник трогательно беспомощен и наивен.
Совсем иной результат получается тогда, когда он не берется за сложные сюжетно-композиционные построения и в создании своего образа идет непосредственно от натуры.
Насколько полнокровнее, горячее и темпераментнее по живописи и вместе с тем жизненно убедительнее и серьезнее по замыслу картин, посвященных Пушкину и Лермонтову, портрет А.Н.Толстого (1941). Живописец остается самим собой.
Он опять исходит от конкретного, почти случайного, изображая писателя сугубо неофициально, как своего гостя,— за столом с простыми, но аппетитными закусками, написанными свежо и со смаком.
Стоит вспомнить исполненный всего лишь годом ранее коринский портрет писателя, чтобы почувствовать самобытность образа, созданного Кончаловским. У Корина Толстой предстает именно писателем во всеоружии своего опыта и эрудиции.
Это крупный общественный деятель, человек, жесткость черт которого словно бы отчеканена эпохой. Он несет бремя раздумий и память о «сожженных кораблях» прошлого.
Но воля словно бы собирает в кулак все чувства и помыслы писателя, определяя его целеустремленность.
Портрет Кончаловского передает домашний облик писателя. Да, знаменитый писатель — ест. Да, выдающийся литератор — пьет. И в его осанке, в том, как он заткнул салфетку за борт пиджака, чувствуется повадка человека, понимающего толк в еде и питье и умеющего поесть и выпить. Образ Толстого далеко не идеален.
Но при всем этом он остается человеком. Он поднимает тост по-русски прочувствованно и серьезно. И в его жесте, в выражении лица есть что-то строгое, почти возвышенное. Возвышенность простого, как мне кажется, и является главной эмоциональной темой портрета. Вот почему, несмотря на свою неофициальность, он торжествен.
Праздничен натюрморт, расположенный на столе. Красочно дополняют друг друга розовый срез окорока и свежие огурцы, желтый лимон и лиловое вино, темно-зеленая петрушка и ярко горящие алые помидоры. Все крепко, вкусно и во всем — торжество жизни. Собрание яств — не просто еда, оно как бы представительствует от имени земли, от имени природы.
И сам писатель, вырастающий над этим — с упоением написанным — богаством, тоже словно бы воплощает естественное и непринужденное могущество природы. Он, интеллигент, человек в городском костюме и при галстуке, изображен на фоне типичной для крестьянского дома золотистой бревенчатой стены.
В самом ее живописно-композиционном строе ощущается добротная надежность. И такой фон отлично завершает образ портрета в целом.
Художник исходит не от заданной идеи, а от живой натуры. За него говорит сама правда жизни, воспринятая открытым сердцем, горячо и мастерски выраженная языком живописи.
При всем отличии живописно-композиционного строя таков же в своей основе и «Портрет В.Э.Мейерхольда» (1938). Портрет датирован 1941 годом. На столе перед писателем изображен летний натюрморт.
Сопоставляя эти два факта, казалось бы, можно заключить, что портрет исполнен в первые месяцы или недели Великой Отечественной войны. Однако такой ход рассуждения ошибочен. Он способен привести к неверному истолкованию данной работы.
В действительности портрет был задуман и начат еще осенью 1939 года, а закончен зимой 1941 года, когда, по словам сына художника, Кончаловского, «о войне никто и не думал».
Здесь художник ничего не выдумывает. Не старается «приподнять» или идеализировать образ портретируемого. Он изображает режиссера в домашней обстановке. В его ногах примостился трогательный пес. Мейерхольд кажется очень усталым, даже сумрачным. Раздумывая, с трубкой в руке, он отдыхает на кушетке.
Со стены свисает занимающий большую часть холста огромный красочный ковер. И его ветвящийся, «разрастающийся» вверх яркий орнамент невольно и совсем ненавязчиво ассоциируется у нас с внутренним состоянием портретируемого, с причудливой игрой его воображения.
Этот «расцветающий» орнамент как бы отражение той фантазии, стихия которой владеет режиссером и которая, кажется, сильнее его самого.
Нестеров, для того чтобы раскрыть собственное понимание личности модели, обычно «ставил» свой портрет, как бы реализуя в натуре собственный замысел; Петров-Водкин, стремясь достичь монументального обобщения, поправлял и очищал натуру от случайного; Кончаловский, бесконечно доверяя натуре, умеет вместе с тем услышать ее «подсказку», помогающую осмыслить зримый образ портретируемого человека.
Кончаловский пленен натурой — и во вторичном и в первичном значении этого слова, то есть и очарован ею, и взят в плен.
Метод Кончаловского блестяще оправдывает себя в решении определенных задач, связанных с непосредственным восприятием локальных явлений жизни, позволяя художнику развернуть свое огромное дарование живописца. Но тот же метод предательски обманывает мастера, когда он пытается разрешать сложные тематические и психологические задачи.
В этом органическая двойственность таланта Кончаловского, слабость которого является лишь обратной стороной его силы.