картина обед с иисусом
Скрытый смысл и загадки самой известной фрески Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иоанн может быть Марией Магдалиной
Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.
Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.
Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.
Леонардо мог создать на росписи нумерологическое сообщение
В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.
Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.
Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.
Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.
Да Винчи, возможно, вложил в свою картину секретное сообщение, разместив апостолов именно так. В Библии Иисус говорит ученикам пить его кровь (вино) и вкушать его плоть (хлеб) в память о нем.
Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».
Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных
Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.
Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Как возник шедевр и как он перевернул эпоху
Приблизительное время чтения: 7 мин.
— Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Великий Четверг – день, когда совершилась Тайная Вечеря. Это событие, которое перевернуло жизнь всех, кто находился за столом вместе со Христом и разделил Его последнюю трапезу, и жизнь всех остальных людей, которые называют себя христианами.
Возможно этим и объясняется тот факт, что к теме Тайной вечери обращались и по сей день обращаются разные мастера. Но самый известный пример – это, конечно, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Фреска, которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Как она появилась? И почему эту работу считают вехой в истории искусства? Об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу историк, богослов Тимофей Китнис. Здравствуйте!
— Сначала несколько слов об авторе хотелось бы услышать. Сам Леонардо да Винчи – кто он был? Гений? Сумасшедший, как думали некоторые современники? Ведь известно, что он не завершил огромное количество работ, которые начал. Что же представлял собой этот человек?
— Леонардо да Винчи родился в 1452 году. Эта личность во всех смыслах выпадает из общепринятых рамок. Бывают люди, с детства отмеченные Господом. Таким человеком он и был. Дитя любви адвоката и крестьянки, воспитанный хорошо и получивший образование…
— Несмотря на то, что он был незаконнорожденным сыном?
— Вы говорите, что он постоянно стремился к совершенству. Сколько лет он работал над фреской «Тайная вечеря»?
— Здесь нужно рассказать предысторию. Он был приглашен герцогом Лодовико Сфорца в Милан в 1482 году. Его уже знали тогда. Причем, что интересно, он был приглашен не в качестве живописца, а в качестве архитектора, гидротехника, инженера… И приглашен в герцогскую инженерную коллегию.
— А он всеми этими навыками тоже владел?
— Да. Надо сказать, что Леонардо далеко не ограничивался рамками живописи. Своему будущему патрону Сфорца он предложил проекты очень легких прочных мостов, пушек, вооружения и даже проекты, которые предвосхитили изобретение танков. Это такой проект повозок, легких, неуязвимых и быстро исчезающих. В Милане Леонардо многие вещи изобрел. К примеру, он считается изобретателем первого кассового аппарата. В каком-то смысле, Леонардо да Винчи – отец бухгалтерии и бухгалтерского учета.
— Вот не зря его называют человеком-универсумом. Микеланджело, да Винчи, наш Ломоносов – все это уникальные люди, которые вмещали в себя огромное количество разнообразных талантов. Но не будем отвлекаться. Что касается заказчика «Тайной вечери», им был герцог Сфорца?
— Нет, заказчиком был монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, который попросил маэстро расписать трапезную. Это был, в принципе, часто встречающийся именно в трапезных монастырей сюжет – Тайная вечеря. Поэтому в этом как раз нет ничего необычного. Необычное началось позже…
— Очевидно, в тот момент, когда Леонардо увидел, на каком фрагменте стены ему придется расположить свою фреску? Места там было мало, насколько я понимаю.
— Да, места было действительно не очень много. И Леонардо впервые опробовал здесь и воплотил идею полной, идеальной глубокой перспективы. Почему эту фреску и назовут вехой в истории ренессанса.
— Что это значит – глубокая перспектива?
— Для того, чтобы увеличить пространство, он таким образом начертил сюжет, что создается полное ощущение глубины. И не просто глубины, а такой глубины, которая выходит за пределы работы. Когда смотришь на нее, нет ощущения, что места не хватает. Это революционное достижение.
— А Вы видели эту фреску своими глазами? Правда ли, что у любого зрителя там возникает ощущение его присутствия за этим самым столом?
Второе: стол так выписан, как будто он выходит из границ своего пространства. И кажется, что та трапеза действительно продолжает осуществляться ежедневно, и все за эту трапезу приглашаются.
— Но богословски это же очень верно, так?
— Думаю, он и писал ее потому так долго, что в процессе написания этой фрески сам Леонардо менялся. Эта работа стала для него чем-то большим, чем просто заказ. К каждому лицу, каждому моменту, каждому фрагменту он относился столь требовательно, что у аббата монастыря в какой-то момент стало возникать ощущение, что эту работу маэстро так же не закончит, как многие другие. И он пошел жаловаться на Леонардо герцогу Лодовико Сфорца. А к этому моменту, в принципе, было написано уже большинство фигур, не хватало только Иуды. Леонардо действительно очень долго искал его лицо. Он даже ходил по очень мрачным кварталам Милана, чтобы увидеть лицо преступника, какого-нибудь мрачного опустившегося человека. И когда аббат на него нажаловался, герцог его вызвал, пожурил, сказал: «Ну что же это такое! Деньги-то тебе уже заплатили, а ты все никак не можешь закончить». Говорят, что в ответ Леонардо вспылил и сказал, что если аббату угодно торопиться, то он может написать Иуду именно с него.
Естественно, аббат перестал досаждать ему такими просьбами.
— Иными словами, Иуда не то чтобы был отъявленный злодей или родившийся с таким роковым предопределением. Это был человек, который сделал свой выбор, и по сути на его месте мог оказаться любой из нас, так?
— Конечно, не надо забывать, что Иуда был избран Христом. Что Иуда так же творил чудеса, как и другие апостолы. Он так же проповедовал, изгонял злых духов… Об этом тоже надо помнить. Но другое дело, что свобода воли до последнего дня жизни остается в руках человека. Мы должны помнить о том, что выбирая зло, мы можем дойти до такого состояния, когда это зло может стать необратимым. С другой стороны, мы можем вспоминать и апостола Петра, который тоже присутствовал на Тайной вечере и который отрекся от Христа. Но он нашел в себе силы изменить себя. И он стал Первоверховным апостолом.
— А расскажите в нескольких словах о судьбе фрески. Насколько я помню, она трагична в том плане, что Леонардо пытался экспериментировать с материалами, из-за чего краска довольно быстро начала портиться.
— Дело в том, что Леонардо написал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это обычно делается. Обычно на влажную штукатурку наносится краска, которая быстро высыхает, и изменить уже ничего нельзя. А Леонардо как раз хотел менять. Видимо, он чувствовал, что писать будет долго. Поэтому он писал темперой по сухой поверхности. То, что это не фреска, поняли достаточно поздно, уже после того, как было предпринято несколько попыток ее восстановить.
Последняя и самая удачная реставрация, с использованием современных средств, продолжалась 21 год. И 28 мая 1999 года роспись была снова открыта для просмотра. Так что теперь посетители могут увидеть вариант, наиболее приближенный к работе Леонардо да Винчи.
Секреты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Месторасположение и история создания:
Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.
Идея произведения:
«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).
Интересные факты:
Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.
Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.
Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.
3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.
Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какие секреты зашифровал Леонардо да Винчи в своей «Тайной вечери»
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца. «Тайная вечеря» Леонардо по сей день находится на своем первоначальном месте — на стене в трапезной монастыря Санта—Мария—делле—Граци.
В 1494 году Леонардо да Винчи начал то, что станет одним из самых влиятельных произведений искусства в истории. «Тайная вечеря» — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть.
Великий Четверг: Тайная Вечеря и установление Таинства
В отличие от подобных работ, Леонардо решил проиллюстрировать тот конкретный момент в евангельском сюжете, когда Иисус говорит своим последователям, что один из них предаст его, уделяя большое внимание индивидуальным выразительным реакциям. Ссылаясь на Евангелие, Леонардо изображает Филиппа, вопрошающего: «Господи, это я?», на что Христос отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня». И зрители видят, что вкупе с Христом одновременно свою руку к блюдцу на столе тянет Иуда.
Спокойное самообладание Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Все они сгруппированы по три человека. Иаков, слева от Христа, сердито размахивает руками, в то время как неверующий Фома, за Иаковом, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это план Бога?». Фома в этот момент пытается прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в воскрешение. Петр с ножом в руке (им он позже отрезал ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса) подходит к Иоанну, который сидит справа от Иисуса. Иуда схватил мешочек, в котором находится его награда за идентификацию Иисуса.
Иуда и разлитая соль
Вместе с тем, Леонардо также таинство Евхаристии ( Христос, благословляющий трапезу — чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа).
Техника исполнения шедевра
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, огромная картина 4,6 х 8,8 метров, была выполнена из темперы и масла на гипсовой заготовке вместо техники. Почему же не была использована популярная в то время техника фрески? Она была не по нраву Леонардо по двум причинам. Во—первых, он хотел добиться большей яркости, чем позволял метод фрески. Во—вторых, быстросохнущая техника фрески требовала быстрой работы и спешки. А Леонардо известен своим тщательным и продолжительным процессом работы.
Картина была выполнена с использованием собственной созданных пигментов непосредственно на сухой штукатурке на стене, и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она не выдержала испытание временем. Еще до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены и Леонардо приходилось его снова корректировать.
Чтобы создать эту уникальную работу, Леонардо создал огромное множество подготовительных набросков.
Предварительные работы Леонардо
Композиция: молоток + гвоздь
Два приспособления — молоток и гвоздь — помогли Леонардо достигнуть нужной перспективы. Что особенно делает «Тайную вечерю» настолько поразительной — это перспектива, которая, кажется, приглашает зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа. Чтобы достичь этой иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо да Винчи вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли в создании перспективы. Эта техника была заново открыта в эпоху Возрождения. Еще одна деталь композиции: двенадцать апостолов сгруппированы в четыре группы по три человека, и есть также три окна. Цифра три часто является ссылкой на Святую Троицу в католическом искусстве. Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса.
Композиция картины
Магдалина или Иоанн?
Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?
Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса. И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины).
Ряд искусствоведов и ученых активно обсуждают значение сосуда с разлитой солью возле локтя Иуды. Пролитая соль может символизировать неудачу, потерю религии или веры в Христа.
Вторая символическая загадка: является ли рыба на столе сельдью или угрем. Это важно, поскольку у каждого свое символическое значение. По—итальянски слово «угорь» — «аринга» означает внушение. На северно—итальянском диалекте слово «сельдь» — «ренга» описывает человека, который отрицает религию (и это соответствовует библейскому предсказанию Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знает его). Таким образом, угорь — символизирует веру в Иисуса, а сельдь, напротив, символизирует неверующего.
«Тайная вечеря» в музыке и математике
По словам итальянского музыканта Джованни Марии Пала, да Винчи включил музыкальные ноты в «Тайную вечерю». В 2007 году Пала создала 40—секундную мелодию из нот, которые якобы были спрятаны на сцене.
Три года спустя исследователь Ватикана Сабрина Сфорца Галиция перевела «математические и астрологические» знаки картины в сообщение Леонардо да Винчи о конце света. Она утверждает, что «Тайная вечеря» предсказывает апокалиптическое наводнение, которое охватит земной шар в период с 21 марта по 1 ноября 4006 года.
«Тайная вечеря» поистине покорила аудиторию своим впечатляющим масштабом, уникальной композицией, таинственным сюжетом, символикой и загадками. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, несомненно, является одним из самых важных произведений искусства всех времен, как за свой инновационный подход, так и за влияние, которое оно оказало на художников всех времен и народов.
Загадка «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, которую не могут разгадать по сей день
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Выяснилось, что Леонардо начал трудиться над фреской во время, которое было абсолютно для этого неподходящим, а именно – буквально за год до того, как Людовик XII, будучи на посту короля Франции, решил воевать с Италией. Для Италии это было смутное время и переломный момент, который начал ужасающую, кровопролитную и тяжелую для обеих сторон войну.
Так да Винчи потерял колоссальные средства из-за военных действий. Именно эта статуя могла бы принести ему не только прибыль, но и безумную славу в тогдашнем художественном мире, славу, о которой он так долго мечтал. В то же время ему поручили задание написать картину, которую мы знаем и по сей день, и которая должна была уберечь его от финансового краха.
Считается, что работу над ней он начал в 1495-1496 году, а само полотно было готово в 1498. На нём изображена знаменитая сцена из Страстного четверга, в которой Иисус и его апостолы разделяют последнюю трапезу перед смертью и воскресением. Во время обеда Иисус сказал, что один из его учеников предаст его и передаст властям для казни (это был Иуда, которого да Винчи изображает просыпающим соль на стол). Эта картина является отражением реакции близких по духу к Иисусу, апостолов, когда он сказал о том, что один из них будет его предателем.
Каждая фигура уникальна и запоминающаяся, вплоть до мельчайших деталей. По словам Росса, никогда прежде художник не создавал такой драматургии в картине, с такими реалистичными фигурами и мельчайшими деталями. Взять хотя бы то, насколько мастерски точно выполнена правая рука Христа, виднеющаяся сквозь прозрачную поверхность бокала для вина. Многие искусствоведы считают подобную детализацию высшей степенью мастерства.
Совсем неудивительно, что за всё время своего существования, это произведение искусства столкнулось с множеством опасностей. Спустя год король Людовик решил, что наступило время завоевания Милана. Тогда же он и увидел эту фреску, которая так сильно ему понравилась, что первоначально он хотел соскоблить её со стены и забрать с собой.
После, ближе к концу XVI века, фреска была существенно повреждена влагой, а также некоторые её части осыпались, отшелушившись, а потому считалось, что она полностью разрушена.
Спустя триста лет, в 1796 году, французы смогли вернуться вновь, в этот раз в качестве Республики. Войска, которые вторглись на территорию Милана, заняли комнату для трапез, в которой как раз и располагалась картина. Считается, будто бы военные с её помощью всячески выражали свою антипатию к церкви, бросая в неё всё, что попадётся под руку, включая камни, а также уродуя глаза апостолов на изображении.
Но всё это лишь мелочи по сравнению с тем, когда власти приняли ошеломляющее решение разместить заключённых внутри здания, сообщает The New York Times, которые, ни в чём себе не отказывая, всячески глумились над произведением искусства.
Ближе к современности, в начале XIX века, люди, которые хотели восстановить этот шедевр и имели только благие намерения, едва не повредили её и не растащили на кусочки.
Пожалуй, наиболее печальным событием можно назвать то, что случилось 15 августа 1943 года, когда союзные войска разбомбили трапезную. «Атлас Обскура» сообщил, что защитное сооружение было установлено заранее. В то время как остальная часть церкви была в значительной степени разрушена, сама картина, к счастью, была спасена.
Многие люди полагают, будто бы да Винчи был невероятным гением, которому всё было по плечу. Однако даже за наиболее талантливыми людьми стоит череда неудач и львиная доля разочарований.
Когда да Винчи исполнилось сорок два, на дворе стоял 1494 год. Тогда же над ним глумились его братья по цеху, художники и просто творческие люди, которые полагали, что этот великий мастер своей эпохи сумел утратить свой потенциал.
По словам Росса, художник не смог выполнить ряд поручений, и в результате многие люди сочли его ненадёжным. Один из поэтов даже смеялся, обвиняя да Винчи в том, что он бездарность, ведь едва ли сумел написать всего одно полотно за целые десять лет. Леонардо отчаянно хотел сотворить то, что он называл «произведением славы» — нечто такое, что сделало бы его знаменитым для потомков. В конце концов он добился своего с помощью «Тайной Вечери».
На протяжении многих лет некоторые утверждали, что фигура справа от Иисуса на самом деле Мария Магдалина, а не святой Иоанн, но Росс опровергает подобное предположение. И если верить его версии, то Святой Иоанн, самый молодой апостол и любимый ученик, всегда изображался рядом с Христом, и именно там Леонардо поместил его.
Ионна также всегда изображали молодым, безбородым и часто андрогинным. Леонардо придерживался этого типа изображения, потому что андрогинный молодой человек был персональным идеалом для него, тем, кого он мог бы назвать венцом творения природы, и чей образ постоянно повторялся в его творчестве.
К тому же, как утверждают искусствоведы, образ Марии также частенько использовался даже за пределами этой картины. Например, один из художников по имени Фра Беато Анджелико создал фреску, которая была размещена в монастыре во Флоренции. Там, на стене Сан-Марко, он демонстрирует, как Мария Магдалена проходит обряд Причастия вместе с апостолами. А значит тот факт, что чуть позже она могла появиться на полотне «Тайной вечери», не является чем-то странным из ряда вон выходящим, противоречивым или подозрительным. Однако там её нет.
Большинство ученых и искусствоведов отвергают теорию о том, что на картинах из эпохи Возрождения могут быть скрыты загадочные послания. Исключением не стала и «Тайная вечеря».
Не единожды поддававшаяся пристальному изучению и вниманию, эта работа и по сей день вызывает неподдельный интерес, порождая уйму различных версий насчёт изображённых на ней людей.
Одно из предположений заключается в том, что на картине есть много вещей, которые спустя пятьсот лет трудно поддаются логике и оценке. Например, жесты рук, сделанные апостолами. Каждый из них может иметь определённый смысл, который, к сожалению, потерян для нас или же трактуется кому как удобно. Тем не менее, важно помнить, что не стоит слишком серьёзно относиться к теориям заговора и романам Дэна Брауна.
Можно не придавать особого смысла символам, которые сокрыты от нашего взора, однако нельзя не упомянуть о том, что картина пестрит весьма интригующими деталями.
Так что во многих отношениях картина, помимо всего прочего, представляет двор Лодовико Сфорца, покровителя этой работы.
Однако художник не остановился на этом и снабдил своих подопечных дополнительной пищей, что для современного человека и любителя покушать может показаться весьма экстравагантной. Речь, конечно же, о сочных ломтиках угря, покрытого гарниром из апельсина.
После взлётов и падений, да Винчи, наконец, достиг славы, которую он хотел в своей собственной жизни с данным произведением искусства, которое и по сей день считается одним из самых противоречивых и загадочных шедевров в мире. И судя по всему, споры, мнения и различного рода догадки и предположения ещё долгие годы будут сопровождать эту удивительную работу.
«Тайная вечеря» – не единственная вещь, о которой бесконечно говорят и спорят на протяжении веков. Язык, на котором говорил Иисус – ещё один предмет жарких споров и притязаний во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: