карта повышенного спроса яндекс еда

«Яндекс.еда» стала открывать зоны отдыха для курьеров

«Яндекс.еда» теперь будет создавать зоны отдыха для курьеров — и первая из них уже заработала на территории Черемушкинского рынка. Эта зона открыта для всех курьеров, а не только тех, кто сотрудничает с сервисом. В такой зоне можно, например, погреться в холодную погоду, зарядить телефон или просто отдохнуть во время ожидания новых заказов для доставки.

«Яндекс.еда» при поддержке Черемушкинского рынка организовала это пространство для отдыха в рамках своей программы заботы о курьерах. Перед этим сервис опросил курьеров, и многие из них высказались за то, чтобы в городе было больше мест для отдыха во время ожидания заказов. У Еды уже есть карта дружественных ресторанов, в которых курьеры могут посидеть и, к примеру, зарядить телефоны. Но даже в таких заведениях нет специально оборудованных пространств для отдыха курьеров.

В зоне ожидания на Черемушкинском рынке курьеры могут отдохнуть на сиденьях с местом внизу для сумок. В зоне есть также розетки, кулер с водой, санитайзер, уборная, а еще карта, которая помогает сориентироваться на территории рынка. В ближайшее время сервис откроет такую зону и в Санкт-Петербурге.

Курьеры могут сотрудничать с «Едой» через курьерские службы или в качестве самозанятых. Последние получают ежедневные выплаты от сервиса. Для всех его партнеров, которые помогают развозить заказы, действует бесплатная юридическая помощь и страховка на сумму до 2 млн руб. от несчастных случаев во время доставки. В марте прошлого года «Яндекс» запустил фонд финансовой поддержки для водителей и курьеров, которые контактировали с зараженными коронавирусом или которые сами заразились им. Компания открыла также пункты бесплатной вакцинации для водителей и курьеров.

У «Еды» есть для них и разные бонусы — например, доплата за большие по весу заказы или за работу во время высокого спроса. Во втором случае сервис временно увеличивает стоимость доставки для пользователей и всю разницу отдает курьерам. У «Еды» действует реферальная программа — для партнеров, которые порекомендуют друзей. В рамках программы заботы о курьерах «Еда» и «Лавка» компенсируют партнерам половину стоимости обедов в популярных сетях, которые сотрудничают с первым сервисом, и в дарксторах второго.

Источник

Как мы сэкономили время курьерам. Логистика в Яндекс.Еде

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

Всем привет! Меня зовут Роман Халкечев, я руковожу отделом аналитики в Яндекс.Еде. Одно из ключевых направлений этого сервиса — логистика. Эффективность алгоритмов логистики во многом и определяет само существование сервисов доставки. Сегодня я расскажу читателям Хабра о нашем новом алгоритме, который помог курьерам сократить время простоя. Вы узнаете, из чего складывается время ожидания доставки заказа и зачем мы считали скорость приготовления килограмма условной еды. Но обо всём по порядку.

Яндекс.Еда представляет собой маркетплейс: на сервисе есть спрос и есть предложение. Спрос — это заказы пользователей. Предложение — курьеры. Разумеется, под предложением мы также понимаем рестораны, но в контексте этого поста остановимся именно на курьерах. Главная задача сервиса — поддерживать баланс: тогда будут счастливы и пользователи (они быстро получат еду), и курьерские службы (заказов хватит всем курьерам). Чтобы сохранять баланс и переживать локальный рост или падение спроса, нам необходимо повышать эффективность доставки. Под эффективностью мы понимаем оборачиваемость — среднее число заказов, которые курьер успевает доставить за час. Чем выше этот показатель, тем эффективнее работает доставка в целом.

Анализируем данные: на что уходит время?

Чтобы понять, как растить оборачиваемость, нужно более глубоко разобраться в том, как работает доставка. В этом нам помогут данные: мы посчитаем среднее время, которое необходимо курьеру для доставки заказа. Эту метрику — время от пользовательского клика до получения заказа — мы называем click to eat. Чем ниже CTE, тем больше заказов в час получится доставлять. Понятно, что при CTE > 30 минут больше двух заказов в час точно не доставить. Разве только если разносить несколько заказов одновременно — но об этом поговорим в следующий раз.

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

В зависимости от региона и времени года средний CTE лежит в промежутке от 30 до 38 минут. Чем больше заказов и чем лучше погода, тем меньше CTE, и наоборот. Давайте разберёмся, на что у курьера уходит это время.

Во время заказа курьеры могут пребывать в нескольких состояниях:
— получил заказ, направляюсь в ресторан;
— прибыл в ресторан, жду, пока еду приготовят;
— получил еду, направляюсь к клиенту;
— прибыл к клиенту, передаю еду.

Чтобы понять, на что курьер тратит больше всего времени, рассмотрим график распределения времени по курьерским статусам. Ниже — пример такого графика для одного из городов присутствия Яндекс.Еды.

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

Как видно, ещё осенью 2019 года около 45% времени — 15–18 минут — курьеры проводили у ресторана в ожидании, пока блюда приготовят (!), хотя могли бы потратить это время на что-то более полезное. А происходило это из-за схемы назначения: мы получали заказ от клиента, сразу же искали курьера (ближайшего к ресторану) и в тот же момент отправляли его в ресторан. В итоге курьеры приходили рано и больше 15 минут ждали, пока заведение приготовит заказ.

Новый алгоритм назначения курьеров

Чтобы улучшить ситуацию и снизить время, которое курьеры проводят в бесполезном ожидании, мы решили разработать и внедрить новый алгоритм назначения. Основная идея: попробовать назначать курьеров не сразу при создании заказа, а позже — так, чтобы курьер прибывал в ресторан и всего через несколько минут забирал готовые блюда. У курьеров появится больше свободного времени, которое можно потратить с пользой: на доставку других заказов. А это позитивно скажется на оборачиваемости, сделает доставку эффективнее, позволит переживать локальные всплески спроса (при эффективной доставке нужно меньше курьеров, чтобы вывезти пик спроса) и обеспечит курьеров большим числом заказов.

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

Звучит классно, но почти сразу стало понятно, что для внедрения нового алгоритма нужно преодолеть много сложностей, продумать много нюансов, а также предусмотреть ряд краевых случаев.

Определение времени приготовления

Чтобы приводить курьеров в ресторан к концу приготовления, нужно понимать, когда ресторан, собственно, заканчивает готовить еду. Для первой версии мы взяли эвристику на основе исторических данных и веса корзины (в килограммах!) и считали, что у каждого ресторана есть своё среднее время приготовления.

После мы обучили модель предсказывать время приготовления каждого конкретного заказа. С учётом его характеристик, ресторана и времени суток. Я думаю, что описание этой модели заслуживает отдельного поста. Здесь же я приведу картинку с распределением ошибок модели и первоначальной эвристики.

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

Видно, что модель справляется с предсказанием лучше эвристики. Мы отнормировали предсказания модели так, чтобы зафиксировать долю опозданий на 10 минут и более в рамках SLA, и выкатили её в продакшен.

Определение времени назначения

Окей, предположим, теперь мы знаем, когда каждый заказ будет готов. Следующий вопрос: в какой момент делать назначение?

Можно воспользоваться какой-нибудь простой стратегией. Например, начинать искать курьера за 10 минут до конца приготовления. Но такой подход довольно рискованный. А вдруг мы не найдём курьера, который успеет добраться в ресторан за 10 минут? А что, если в этом районе вообще нет курьеров? В таком случае мы примем заказ, ресторан его приготовит — а мы не сможем доставить. Причём сообщим об этом клиенту не сразу, а через 15–20 минут, а то и больше, если заказ крупный. Пострадают в итоге все: клиент, ресторан и мы сами.

Чтобы свести к минимуму такие ситуации, мы придумали два критерия. Если они выполняются — начинаем искать курьера. Работает это так: мы принимаем заказ, а дальше каждую минуту запускаем ряд проверок, как бы спрашивая себя, можем ли мы отложить поиск курьера. Если ответ «да» — т. е. проверка пройдена — ничего не происходит, в противном случае мы начинаем поиск и назначаем курьера на заказ.

Сами критерии начала поиска очень простые:
— Либо до конца приготовления мало времени (время меньше порога t).
— Либо в окрестностях ресторана мало курьеров (количество тех, кто успеет к концу приготовления, меньше параметра k).

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

Кроме того, мы смотрим на состояние сервиса при создании заказа и можем заказ не принять. Это происходит, если курьеров резко не хватает либо если успевающих (или хотя бы не сильно опаздывающих) курьеров просто нет.

Внедрение и результат

Внедрение нового алгоритма осложнялось тем, что поиск и назначение курьеров — это фича с сетевым эффектом, а значит, нельзя просто так взять и провести честный А/B-эксперимент. С тех пор мы научились продвинутой технике проведения таких экспериментов, которую называют switch back (и о которой, надеюсь, расскажем в будущем). Но тогда мы просто обложили все части сервиса большим количеством метрик и начали постепенно раскатывать алгоритм с очень аккуратными настройками.

Нам было важно высвободить время курьеров, при этом не понизить качество сервиса: чтобы не выросли доля отмен и опозданий, а также среднее время, через которое мы отменяем заказ.

Классные новости заключаются в том, что это сработало! Осенью мы начали раскатку в одном из городов присутствия — и вот так изменилось распределение среднего времени на заказ:

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

Как видно из графика выше, время в ресторане сократилось — мы высвободили больше 7 минут на заказ (см. зелёную часть — «До назначения»)! Причём и это ещё не предел — сейчас курьеры ожидают приготовления меньше 10 минут. И такой эффект сохранился, когда мы выкатили новый алгоритм на все города.

При этом доля отмен и опозданий осталась прежней, а оборачиваемость выросла. Отмечу, что эти метрики довольно высокоуровневые и на них влияет большое число факторов, поэтому без честного эксперимента оценить реальный эффект от внедрения сложно. Для того чтобы убедиться, что всё в порядке, мы внимательно изучили множество других метрик. Был риск, что так как мы начали назначать курьеров позднее, то в срезе отменённых заказов выросло время до отмены, что плохо повлияло бы на впечатления пользователей. Поэтому мы отдельно рассмотрели график медианы времени с момента заказа до отмены по причине «Не найден курьер».

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

Видно, что после внедрения мы не стали позже отменять заказы, а в этом был основной риск отложенного назначения. График стал выглядеть иначе, потому что раньше мы пытались найти курьера в первые 8 минут после создания заказа, а если не получалось — отменяли заказ. Теперь же у нас работает многоуровневая схема проверок, о которой я писал выше и которая может приводить к отмене заказов, если курьеров не хватает.

Спасибо за внимание! С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Источник

Топ-менеджер «Яндекса» предупредил о нехватке курьеров для доставки

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

Из-за растущего спроса на доставку товаров в будущем компании столкнутся с проблемой нехватки курьеров, считает управляющий директор группы компаний «Яндекса» Тигран Худавердян. Об этом он заявил на инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!». Трансляцию ведет РБК.

«Проблема курьеров — вот рядом со мной сидит Татьяна Бакальчук, руководитель Wildberries, и я думаю, что [она подтвердит], и в мире в целом тоже есть такая проблема — курьеров будет не хватать», — сказал Худавердян. По его словам, нужно искать решения, как удовлетворить растущий во всем мире спрос на логистические услуги «последней мили», то есть доставки непосредственно до потребителя.

По его словам, для того чтобы попытаться решить эту проблему, компания уже запустила проект «Яндекс.Ровер» — это небольшой беспилотный аппарат, который способен развивать скорость до 8 км/ч и доставлять товары потребителям.

Худавердян сообщил, что в Москве уже запустили тестирование «Роверов»: в районе улицы Малая Дмитровка с их помощью осуществляется доставка товаров из «Яндекс.Лавка» до одного из бизнес-центров. «Мы думаем, что за этим будущее», — сказал он.

Гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук в свою очередь отметила, что интернет-магазин оказался не готов к взрывному росту спроса, так как развивал бизнес, опираясь на разветвленную сеть пунктов выдачи, а курьерская доставка была востребована менее чем у 10% покупателей. Из-за пандемии, по ее словам, активно пользоваться доставкой из интернет-магазинов начали новые категории покупателей: жители небольших городов, дачных поселков и люди старше 55 лет.

Для решения этой проблемы компания одномоментно наняла более 3 тыс. человек и перестроила свою работу на доставку в течение трех недель.

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда

В октябре о том, что сервисы доставки еды и продуктов столкнулись с нехваткой курьеров, сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника на рынке. Проблему с набором курьеров подтвердили изданию в сервисах доставки.

При этом, по словам управляющего сервиса igooods Григория Куниса, проблема дефицита курьеров на рынке существует уже несколько месяцев. Если раньше половина всех приглашенных кандидатов приходили на собеседование, то сейчас этот показатель составляет 20%, указал он. Сооснователь сервиса доставки еды «Кухня на районе» Кирилл Родин говорил, что с началом осени конкуренция за курьеров на рынке становится «особенно ощутимой», так как некоторые из них уходят с локальных доставок из-за плохой погоды.

Представитель «Яндекс.Еда» сообщил изданию, что сервису пока хватает курьеров, однако признал, что компания также ощущает давление на рынок из-за пандемии и оттока мигрантов. «Оказывают влияние и сезонные факторы — начало учебного года, призыв», — отметили в компании. В то же время в Delivery Club, напротив, оценили ситуацию на рынке труда как «стандартную».

Источник

«Пришлось нанимать армию курьеров»: как сервисы доставки еды справляются с ажиотажным спросом на карантине

«Отдельные точки выросли в разы»

После ужесточения режима самоизоляции в Москве с 29 марта спрос в «Яндекс.Лавке» увеличился на десятки процентов, а продажи в отдельных точках выросли в разы, рассказала Forbes представитель компании Елена Новикова. Спрос при этом не похож на ситуацию двухнедельной давности, когда пользователи скупали товары длительного хранения про запас: сейчас приобретают овощи, фрукты, готовую еду, хлеб, молочную продукцию, чтобы не выходить на улицу даже в магазин, отметила она.

В «Лавке» срок доставки, по словам Новиковой, вырос на 5-6 минут по сравнению с обычными 15 минутами, есть единичные случаи отмены. «Спрос вырос довольно резко и потребуется некоторое время, чтобы к нему приспособиться, но мы не ожидаем ни дефицита товаров, ни существенного увеличения времени доставки. Мы уже адаптируем наш ассортимент под новые реалии. Например, сегодня в продажу вернулись «Яндекс.Станции» и появился раздел с настольными играми», — рассказала Новикова. В «Яндекс.Еде» спрос находится на уровне популярных праздников – 8 марта и 14 февраля, добавила она.

В последние две недели спрос на услуги доставки у «СберМаркета» был высоким по всем городам, где работает сервис (их более 40), рассказали в пресс-службе сервиса. По ее данным, количество оформленных заказов каждый день было в 2-2,5 раза больше, чем в начале марта. Аудитория внимательно следит за новостями и реагирует на них, например, в день новости о введении карантина спрос на доставку увеличился на 40%, отметили в «СберМаркете».

В Delivery Club сообщили Forbes о заметном влиянии эпидемиологической ситуации на бизнес. «Как показывает опыт зарубежных стран, сначала во время коронавируса начинает ускоряться спрос на доставку продуктов питания, затем – на доставку из ресторанов. Ситуация в России развивается по аналогичному сценарию», — говорит представитель Delivery Club Алексей Белоусов. Впервые в компании увидели нетипичный рост спроса на доставку в выходные 14-15 марта — на 20% к предыдущим выходным. По итогам недели с 16 по 22 марта спрос вырос на 32% по сравнению с предыдущей неделей, по итогам недели с 23 по 30 марта рост составил 45% к предыдущей неделе, отметил Белоусов. На прошлой неделе основной спрос на доставку Москве, Санкт-Петербурге и в городах-миллионниках перешел из офисов в спальные районы, заметили в Delivery Club.

С точки зрения объемов для рынка доставки готовой еды показательна будет текущая неделя, когда большая часть жителей осталась дома, а рестораны закрылись для посещения, считает Белоусов. Он отметил, что в последние выходные увеличилось число заказов от новых клиентов и число скачиваний приложения.

У сервиса экспресс-доставки продуктов «Самокат», представленного в Санкт-Петербурге и Москве, за последнюю неделю число заказов выросло на 30%: сейчас компания обрабатывает более 30 000 заказов в день, рассказал основатель «Самоката» Вячеслав Бочаров. «Сейчас не более 20% заказов в «Самокате» доставляются с опозданием на 20-30 минут при стандарте доставки за 15-30 минут», — отметил он. Задержки чаще связаны с тем, что пользователи перешли от небольших покупок к основательной закупке впрок: такую доставку выполняют 3-4 курьера одновременно, добавил Бочаров. При этом у «Самоката» нет дефицита товаров, добавил он.

У сервиса доставки готовой еды «Кухня на районе» за последнее время не было роста заказов, рассказал директор по маркетингу компании Кирилл Родин. «Изменилось поведение клиентов — людей меньше, но они заказывают больше еды», — говорит он. По словам Родина, кризис заставляет людей запасаться продуктами впрок и экономить. «Многие уже сидят без работы и денег. Мы сделали попытку помочь людям в кризисной ситуации, когда многим уже не до изысков, и за неделю разработали социальное меню», — отметил Родин. Он добавил, что сейчас у большинства стоит задача просто прокормить себя и свою семью, и социальное меню должно в этом помочь. За 492 рубля пользователь получает рацион на весь день на 2500-3000 калорий. В понедельник первые 1600 наборов «разлетелась за несколько часов», отметил представитель сервиса.

«Курьеры начали брать дополнительные смены»

Из-за повышенного спроса на доставку продуктов и еды из ресторанов сервисы готовы привлекать больше курьеров, и в эту профессию все чаще хотят прийти люди, оставшиеся без работы, рассказали представители компаний, опрошенные Forbes.

У службы доставки товаров за один день KazanExpress, которая работает в 20 городах Урала и Поволжья, за две недели объем заказов в категории продуктов питания вырос на 418%, рассказал сооснователь компании Линар Хуснуллин. «Наша модель была ориентирована на более выгодные в экономическом плане пункты выдачи заказов, куда приходилось 95,5% заказов. Сейчас картина кардинально поменялась и срочно пришлось нанимать дополнительную армию курьеров. Еще до введения режима самоизоляции показатель курьерских заказов дошел до 37% и с учетом последних событий, видимо, сильно перевалит за 50%», — отметил он.

Среди новых курьеров больше всего работавших ранее неофициально, констатирует Хуснуллин из KazanExpress. «Они лишились работы в первой волне этого нового кризиса, так как не имели юридических и социальных гарантий от работодателей. Также много бывших таксистов, у которых упало количество заказов», — добавил он.

Количество заявок от курьеров на сотрудничество со «СберМаркетом» за последние недели увеличилось более чем в пять раз, рассказали в компании. Это вызвано многими факторами, в том числе всеобщим высоким интересом к сервисам доставки из-за текущей новостной повестки, отметили в пресс-службе. Сейчас «СберМаркет» расширяет команду сборщиков и курьеров: на прошлой неделе к сервису присоединились более 300 человек, по данным компании.

Партнеры Delivery Club также продолжают нанимать курьеров: в марте число желающих на эту вакансию выросло на 40% по сравнению с февралем 2020 года, говорит представитель агрегатора.

Курьерские службы — партнеры «Яндекса» также заметили рост спроса на работу по доставке еды – в Москве у них примерно на 30% больше кандидатов, в том числе из отраслей, которые практически полностью остановились с началом кризиса — рестораны, стройки и т.д., рассуждает Елена Новикова. «Меняется и отношение пользователей к курьерам: за последнюю неделю резко выросла доля заказов с чаевыми, сейчас их оставляют примерно за каждый десятый заказ. В отдельных городах их доля достигает 15%», — рассказала Новикова.

«Самокат» привлекает новых курьеров, но увеличивает нагрузку на действующих исполнителей заказов, рассказал Вячеслав Бочаров. «Многие наши курьеры начали брать дополнительные смены и часы работы. Возможно, это связано с их переходом на удаленный формат работы по основному месту», — рассуждает Бочаров. Сервис нанимает курьеров через рекрутинговые сайты и промо-кампании в местах открытия дарксторов, а также по рекомендациям действующих сотрудников. В конце прошлой недели «Самокат» также выступил с предложением к владельцам торговых центров, развлекательных учреждений и кафе в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы они не увольняли массово людей, а предложили им перейти в «Самокат» на работу курьерами. По его словам, это предложение вызвало интерес.

Источник

«Яндекс» съедает всю прибыль, работаем в ноль»: накормит ли доставка казанские рестораны?

«Пока это не тот товарооборот, который хотелось бы», — характеризуют казанские рестораторы размер выручки, которую собирают с доставки еды. Теперь это единственный ручеек доходов, который не перекрыл коронавирус, но и он не радует: «Татарская усадьба» получает 10% заявок на доставку от привычного оборота, кофейня «Ранняя пташка» — 25–30%. Тем временем для помощи казанским рестораторам уже в конце этой недели будет протестирован новый агрегатор «Вкус Татарстана».

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс едаВ сервисе «Яндекс.Еда» нам сообщили, что наблюдается повышенный спрос. В среднем количество заказов в Казани сейчас сопоставимо с показателем в праздничные дни Фото: «БИЗНЕС Online»

КАНДИДАТОВ В КУРЬЕРЫ стало НА 25% больше, 40% заказов из «МАКДОНАЛДСА»

На фоне закрытия всех кафе и ресторанов страны и ввода в Татарстане режима всеобщей самоизоляции битва за клиента начинается на рынке доставки готовой еды. Газета «БИЗНЕС Online» пообщалась со всеми сторонами данного процесса, чтобы понять, что изменилось в этом сегменте рынка за последние несколько недель.

В сервисе «Яндекс.Еда» нам сообщили, что наблюдается повышенный спрос. В среднем количество заказов в Казани сейчас сопоставимо с показателем в праздничные дни. Средний чек выше обычных дней примерно на 100 рублей. Также в «Яндексе» отмечают перераспределение спроса в сторону спальных районов — клиенты теперь сидят дома. Среднее время доставки удерживается на уровне 33 минут. При этом топ самых популярных блюд не изменился.

«Помимо роста спроса со стороны клиентов, за последние дни в 6 раз увеличилось количество заявок на подключение к сервису от ресторанов. Мы запустили ускоренную процедуру обработки таких заявок, а также приняли целый пакет мер по поддержке локальных ресторанов. Заведения, подключившиеся к платформе с 15 марта, смогут получать заказы от пользователей сервиса с нулевой комиссией при доставке собственными силами ресторана, а также получить 100 доставок курьерами „Яндекс.Еды“ за счет сервиса. Поддержкой смогут воспользоваться независимые рестораторы и сети, у которых не более трех ресторанов», — уточнили в пресс-службе сервиса.

Мы поинтересовались в сервисе, стало ли в последние дни больше желающих работать курьерами по доставке еды. У «Яндекс.Еды» нет собственного штата курьеров, а за их трудоустройство и обучение отвечают партнерские курьерские службы. «Они, в свою очередь, отмечают увеличение количества новых кандидатов примерно на 25 процентов: люди приходят в том числе из отраслей, которые практически полностью остановились с началом кризиса. Поэтому недостатка в курьерах мы не наблюдаем и операционно готовы к дальнейшему повышению спроса», — рассказали нам.

Что касается разрешения на работу в условиях режима самоизоляции, то у «Яндекса» подробностей нет, как и у других игроков рынка. В компании лишь уточнили, что находятся в контакте с властями всех уровней и будут выполнять все законные предписания. Сейчас курьеры с активными сменами перемещаются свободно.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попробовал сделать заказ через сервис «Яндекс.Еда». Заказ нам доставили через 45 минут после оформления. По словам курьера, в минувшие выходные заказов было столько же, как обычно, а в понедельник-вторник их число, напротив, сократилось на 20%. «Боятся делать заказы, мне кажется», — выдвинул свое предположение молодой человек.

«Я притока новых ресторанов не заметил. 40 процентов заказов идет из „Макдоналдсов“, популярны также блюда из „Бургер Кинга“ и „Шоколадницы“, больше я ниоткуда за два дня заказов не увозил», — признался курьер. По его словам, за одну доставку он получает 100 рублей и в день в среднем зарабатывает 1 800 рублей.

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда«Я притока новых ресторанов не заметил. 40 процентов заказов идет из «Макдоналдсов», популярны также блюда из «Бургер Кинга» и «Шоколадницы», больше я ниоткуда за два дня заказов не увозил» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СИТУАЦИЯ СЛОЖНАЯ, НО ВЫЖИВАЕМ»

Для кафе и ресторанов доставка в эти дни становится единственным способом выжить. Некоторые предпочитают полностью закрыться на неопределенное время, как, например, заведение «Утка в котелке». «Я посчитал, что работать будет нерентабельно. Мы закрылись. Я решил отправить персонал домой», — объяснил нашему корреспонденту директор ресторана Артем Акчурин.

Управляющий ресторана Cheeseria Роман Бутузов в беседе с «БИЗНЕС Online» рассказал, что доставка у заведения работала с момента запуска. Ресторан также не первый месяц подключен к сервисам «Яндекс» и Delivery. «Доставку мы всегда развивали как дополнительное направление. Основной акцент на этом не делали. Работали и с „Яндексом“, и с Delivery — заказы и раньше шли, и сейчас идут. Не могу сказать, что из этих сервисов за последние дни стало гораздо больше заказов», — рассуждает собеседник издания. По его словам, сейчас его заведению активно помогают собственные силы развоза еды. Но от сервисов отключаться он не планирует — «это тоже какие-то деньги».

Так как доставку в заведении уже практиковали, серьезных трудностей в переключении процессов не возникло. «Мы оперативно сейчас перестроились. Максимально стараемся учитывать и пожелания гостей, и соблюдать режим доставки, — говорит Бутузов. — Основная доставка — наша собственная. Кроме того, наш шеф-повар лично развозит доставку! Мы также активно продвигаем лавку. Производство не останавливали, иначе весь продукт и вся концепция просто остановятся. Ситуация сложная, но выживаем.

В лавке при ресторане по более низким ценам продаются разные виды пасты, сыры собственного производства, артишоки, оливки и т. д. Сейчас 70 процентов заказов поступает на меню из ресторана, 30 процентов — на лавку. Цены в магазине у нас ниже, чем в лавке. Весь ассортимент лавки доступен для заказа».

Бутузов отмечает, что после окончания режима самоизоляции и возобновления работы рынок будет в очень большом упадке. Поэтому уже сейчас в компании продумывают будущие перспективные направления. Это и продолжение работы на доставку, и серьезное развитие направления кулинарии. «У нас есть собственная производственная фабрика, на которой будут выпускаться полуфабрикаты, люди их смогут готовить дома, салаты для быстрого ужина, котлеты, десерты. Через день-два это запустим», — пообещал ресторатор.

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс еда«Доставку мы всегда развивали как дополнительное направление. Основной акцент на этом не делали. Работали и с «Яндексом», и с Delivery — заказы и раньше шли, и сейчас идут» Фото: «БИЗНЕС Online»

Он заметил, что в последнюю неделю падение выручки составило порядка 70–80%. При этом гости тогда еще хотя бы ходили в заведения. «Доставка — не панацея. Пока это не тот товарооборот, который бы хотелось», — говорит он. Что касается структуры заказов по доставке, активнее всего в Cheeseria заказывают пиццу, пасту, десерты и все, что связано с бурратой.

Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» владелица кофейни «Ранняя пташка» (бывший «Жаворонок») Алена Лефлер, они перешли на доставку и на вынос от окошка. Выручка сейчас — это 25–30% от обычной. «Надо еще учитывать, что сейчас хорошая погода. По опыту прошлого года можем сказать, что начало апреля, май — это пики выручки, когда люди еще не уехали на дачи на шашлыки, но уже после зимы начинают гулять, заходить в заведения. Весна — всегда подъем выручки, обычно на 30–40 процентов, бывает, и на 50 процентов. Зима для кофейни не прибыльна, для безалкогольных заведений зима — это время переждать, мы ее переждали, и тут у нас карантин», — объяснила Лефлер.

По ее словам, и до коронавируса «Ранняя пташка» пользовалась доставкой «Яндекс.Еды» и Delivery, но вторую неделю кофейня занимается собственной доставкой. «Сейчас наш сотрудник работает курьером, и мой муж развозит заказы», — уточнила предприниматель. Заказать можно все, что есть в меню, даже кофе. «Довезти до клиента кофе горячим сложно, поэтому его возим только по центру. Мы сами находимся на Астрономической, и, если ехать 5–10 минут, это терпимо. Сейчас подумываем возить кофе в термосе и наливать его непосредственно перед тем, как отдать гостям», — поделилась Лефлер.

Самим доставлять заказы выгоднее, потому что комиссия «Яндекса» и Delivery — 35%. Владельцы «Ранней пташки» написали письма в обе компании с просьбой на время кризиса сделать скидку. Delivery обещают снизить комиссию до 30%, а «Яндекс» на уступки не идет. «Если посчитать, „Яндекс“ съедает всю прибыль, получается, что мы работаем в ноль. Мы подключились к „Яндексу“ больше для продвижения, чтобы люди знали, что у нас можно заказать еду на доставку», — сказала девушка.

Что касается загрузки, то сейчас в кофейне работают один повар и один бариста. Раньше в смене работали два повара, пекарь и 2–3 бариста. «Мы сократили время работы, и сотрудники выходят по очереди», — рассказала Лефлер.

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс едаАлена Лефлер: «Если посчитать, «Яндекс» съедает всю прибыль, получается, что мы работаем в ноль. Мы подключились к „Яндексу» больше для продвижения, чтобы люди знали, что у нас можно заказать еду на доставку» Фото: «БИЗНЕС Online»

«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ДАТЬ ЛЮДЯМ ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ»

Напомним, на днях председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Зуфар Гаязов предложил создать в Татарстане свой агрегатор доставки. «Мы хотели бы попросить исполнительную власть города помочь, имея научный потенциал, который есть в КФУ и Иннополисе, создать интернет-портал, связанный с доставкой еды. Он мог бы предложить те же услуги с более доступной ценой и помог бы улучшить рентабельность наших предприятий», — сказал он. Что касается его ресторанов, падение их не миновало. «До того как в мире началась эпидемия коронавируса, мы собирали очень хорошую выручку, — вспоминает он. — Сейчас та же „Татарская усадьба“ получает всего около 10 процентов заявок от того оборота, который был в обычные дни. Чтобы выжить, нужно стремиться хотя бы к 30 процентам».

«Нужно звонить своим постоянным клиентам, мобилизоваться как никогда. Самое главное — дать людям доступные цены (мы сделали скидки в 10 процентов на все меню) и качественную кухню, соблюдая все правила, установленные Роспотребнадзором», — считает он. К слову, почти все рестораны, перешедшие на доставку, предлагают серьезные скидки на свои меню.

Мы попросили исполнительного директора ассоциации рестораторов и отельеров Казани Галину Шарафутдинову рассказать о деталях будущего агрегатора. Его рабочее название — «Вкус Татарстана». «Мы планируем запустить ресурс, который позволит на местном уровне осуществлять доставку готовой еды и полуфабрикатов из кафе и ресторанов Татарстана. Кому принадлежит, пока говорить не буду. Это антикризисный ресурс, потому что комиссия Delivery Club и „Яндекс.Еды“ для предприятий общественного питания составляет 28–35 процентов и 90 процентов заявок все предприятия получают с этих агрегаторов. Они наиболее эффективно работают, потому что это проекты „Яндекса“ и Mail.ru и конкурировать с ними очень сложно, — говорит собеседница. — У нас уже существовал свой ресурс, но в связи с тем, что было сложно конкурировать с федеральными сервисами доставки, его временно заморозили. Сейчас мы реанимируем его с при поддержке правительства Татарстана».

карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть фото карта повышенного спроса яндекс еда. Смотреть картинку карта повышенного спроса яндекс еда. Картинка про карта повышенного спроса яндекс еда. Фото карта повышенного спроса яндекс едаК слову, почти все рестораны, перешедшие на доставку, предлагают серьезные скидки на свои меню Фото: «БИЗНЕС Online»

Сейчас ассоциации необходима информационная поддержка и IT-технологии от правительства республики, чтобы запустить работу платформы. «И мы сегодня получаем эту поддержку, — рассказала Шарафутдинова. — В Татарстане около 5 тысяч предприятий общественного питания, на сегодняшний день подключено к доставке не более 10 процентов. Ниша в этом направлении свободна. Сколько продлится карантин, не знаем. Сегодня мы видим потребность населения в доставке еды из любимых кафе и ресторанов, а для предприятий — возможность выжить в сегодняшних реалиях. Но мы смотрим и дальше, понимая, что даже в период стабильной работы, вне кризиса, — это дополнительный источник дохода для предпринимателя. Ежегодный прирост по доставке в России составляет 25 процентов. Пандемия закончится, мы вернемся к обычной жизни, но доставка будет наращивать свои обороты».

Директор ассоциации рестораторов и отельеров Казани говорит, что сегодня важен каждый сэкономленный рубль. Ожидается, что при запуске агрегатора «Вкус Татарстана» для всех предприятий общественного питания комиссия на ближайшие 6 месяцев на этом ресурсе будет 0%. «Предприниматель не будет ничего платить агрегатору, ни рубля. Это такая антикризисная мера. После 6 месяцев, когда все восстановится, мы определили, что для членов ассоциации рестораторов и отельеров РТ комиссия составит 5 процентов, а для всех остальных — 10 процентов. Это без курьеров, вопрос курьерской службы прорабатывается. Всегда есть риск, что завтра федеральные структуры „Яндекс.Еды“ и Delivery Club смогут поднять комиссию», — перечислила собеседница довольно привлекательные условия работы.

Она приводит пример. Допустим, пицца стоит 500 рублей и 30% — 150 рублей — предприниматель отдает агрегатору, Delivery Club или «Яндекс.Еде». «При этом потребитель покупает ее за эти 500 рублей. Мы сейчас предлагаем предпринимателю разместить эту пиццу не за 500 рублей, а пусть за 450, со скидкой 10 процентов, но при этом он не платит ни копейки за комиссию», — сообщила Шарафутдинова. Она отмечает, что сервис не только поддерживает предпринимателей, но и заботится о конечном потребителе.

По предварительным данным, около 500 кафе и ресторанов в республике готовы подключиться к новому сервису. «Наша задача — довести базу предприятий до 30 процентов. Есть предприятия, формат которых не подразумевает доставку, где технология не позволяет, где блюда „живут“ небольшое количество времени, — объяснила собеседница цифру. — Мы надеемся, что до конца недели новый ресурс протестируют и уже в понедельник начнем подключать кафе и рестораны. Конечно, хотим как можно быстрее дать возможность населению воспользоваться новой услугой. И в то же время понимаем, что мы должны „докрутить“ платформу, чтобы сделать ее технологичной и предоставить возможность сделать заказ в один-два клика».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *