какую рыбу нельзя кушать мусульманам
Какую рыбу нельзя кушать мусульманам
Можно ли есть рыбу и морепродукты?
Все, что рождается и живет в воде, не дозволено, кроме рыбы.
ولا يؤكل من حيوان الماء إلا السمك, ويكره اكل الطافي منها ولابأس باكل الجريث
(القدوري، ص497، مؤسسةالريان)
(وَلَا) يَحِلُّ (حَيَوَانٌ مَائِيٌّ إلَّا السَّمَكُ) الَّذِي مَاتَ بِآفَةٍ وَلَوْ مُتَوَلِّدًا فِي مَاءٍ نَجِسٍ
(الدرالمختار، ص642، دارالكتبالعلمية)
انواع السمكوالجراد حلال ولايشترط فيه الذكاة
(الفتاوىالسراجية، ص376، زمزم)
وَالْمُسْتَوْحَشُ نَوْعَانِ: مِنْهَا صَيْدُ الْبَحْرِ لَا يَحِلُّ تَنَاوُلُ شَيْءٍ مِنْهَا سِوَى السَّمَكِ
(المبسوط، ج11، ص220، دار المعرفة)
ثُمَّ جَمِيعُ أَنْوَاعِ السَّمَكِ حَلَالٌ الْجِرِّيثُ وَالْمَارِهِيجُ وَغَيْرُهُ فِي ذَلِكَ سَوَاءٌ، وَلَا يُؤْكَلُ مِنْ سِوَى السَّمَكِ مِنْ حَيَوَانَاتِ الْمَاءِ عِنْدَنَا
(المبسوط، ج11، ص248، دار المعرفة)
Таким образом, не разрешается есть крабов, гребешки, мидии, устриц, осьминогов и так далее, поскольку все эти животные не считаются рыбами и живут в воде.
وقال شيخ الإسلام خواهر زاده: ويكره أكل ما سوى السمك من دواب البحر عندنا كالسرطان، والسلحفاة، والضفدع
البناية، ج11،ص604، دار الكتب العلمية)
Отдельно отметим, что крабовые палочки — это имитация крабового мяса, делают их, как правило, не из крабов. Основа этого продукта — особым образом измельченный рыбный фарш (сурими). Сурими делают из белой рыбы, по технологии — свежевыловленной: из трески, хека, минтая, ставриды и других видов белой рыбы. Тем не менее, на российском рынке крабовые палочки часто изготовлены с использованием кармина, который употреблять в пищу не дозволено.
Рыбу не требуется закалывать в отличие от наземных дозволенных животных. Рыба становится запретной только в том случае, если умирает естественной смертью и всплывает на поверхность.
ولا يؤكل من حيوان الماء إلا السمك، ويكره أكل الطافي منه ولا بأس بأكل الجريث والمار ما هي
(القدوري، ص497، مؤسسةالريان)
Если она умирает не естественным образом: от жары, или от холода, или в сетях рыбаков, или ее заклевывает птица, или ее выносит на берег, — ее можно употреблять в пищу.
لأصل عندنا في إباحة السمك؛ أن ما مات بآفة يؤكل، وما مات منه بغير آفة لا يؤكل، وإن قتلها شيء من طير الماء أكل؛ لأنها ماتت بآفة، وإن القاها في حب ماء، وماتت؛ فكذلك لأن ضيق المكان آفة، وكذلك إذا جمعها في حظيرة لا يستطيع الخروج منها، وهو يقدر على أخذها بغير صيد فمتن كلهن فلا بأس بأكلهن؛ لأنهن متن لضيق المكان
) المحيط البرهاني، ج6، ص70، دار الكتب العلمية)
Можно есть всех рыб: треску, тунца, лосося (семгу), угря, морского черта (рыбу отряда удильщикообразных), морскую щуку, сома, скумбрию, форель и прочих. Подчеркнем, что сом и угорь тоже дозволены: они считаются рыбами, хотя внешне и отличаются от большинства рыб.
Какие морепродукты дозволены, а какие запрещены для мусульманина?
Кого из морских животных можно употреблять в пищу, кроме рыбы?
Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите» (ан-Нахль 16/14).
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (аль-Маида 5/96).
В этих аятах говорится о том, что моря являются кладезем божественной милости, из которой люди извлекают пользу. Также в этих аятах говорится о том, что все животные, живущие в море, являются дозволенными к употреблению в пищу.
Как известно, животные делятся на два вида: те, которые живут в воде, и те, которые живут на суше. В книгах по фикху подробно разъясняется, какие из сухопутных животных дозволены к употреблению в пищу, а какие запрещены.
Если мы взглянем в книги по фикху, то увидим, что среди мазхабов существуют разногласия по поводу того, какие из животных, живущих в воде, дозволены к употреблению в пищу, а какие нет.
Исходя из вышеприведенных аятов, алимы шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов пришли к выводу, что абсолютно все животные, живущие только в воде, дозволены для употребления в пищу, будь то рыба или иное животное. Точно так же, по мнению этих мазхабов, все эти животные, живущие в воде, дозволены к употреблению в пищу вне зависимости от того, пойманы они живыми или мертвыми, а также вне зависимости от того, кто их поймал, мусульманин или немусульманин.
Что же касается ханафитского мазхаба, то, по его мнению, употребление в пищу мидий, креветок, крабов, устриц и других морских животных, не похожих на рыб, считается макрухом.
Какую рыбу нельзя кушать мусульманам
Вопрос: если не обращаться к хадисам и решениям мазхабов, то можно ли из Корана узнать, что рыбу можно употреблять в пищу?
Ответ: это невозможно, если обращаться только к Священному Корану. В переводе 14-го аята суры Нахль говорится: «Он подчинил вам море, для того, чтобы вы питались из него свежим мясом и доставали бы из него украшения, которые вы надеваете».
По мазхабу Ханафи, под »свежим мясом» подразумевается только рыба и то, что относится к рыбе.
«Вам запрещаются: мертвое животное, кровь, свиное мясо, все, что убито во имя кого-либо другого кроме Бога, животные, задушенные, убитые ударом, убитые падением, ударом рога, умерщвленные диким зверем». (Маида 3)
В следующем аяте говорится о необходимости упоминания имени Аллаха, т.е. о необходимости произнести: «Бисмилля».
Животные дохлые, убитые удушением, зарезанные не по канонам Ислама, считаются мертвечиной. Если животное убито другим животным, то его не едят, потому что забито не по канонам Ислама. В аяте говорится, что рыба тоже должна быть зарезана. Но никто не режет рыбу. Можно выловить даже без произнесения «Бисмилля». Если следовать аяту, то рыбу нельзя есть без забивания по мусульманскому обычаю и без «Бисмилля». Но наш пророк разъяснил «резать рыбу не нужно», и даже «не нужно произносить Бисмилля».
Также можно есть рыбу, которую оглушили динамитом. Даже можно есть рыбу, вышедшую из брюха другой рыбы. Но оленя, растерзанного львом есть нельзя. Если нет разъяснения пророка, то из Корана понять это невозможно.
В аяте также говорится о запрете крови. Селезенка тоже относится к крови. Были невежды, которые сказали, что запрещено есть селезенку. Пророк сообщил о двух видах крови, которые разрешены. Одна из них это, селезенка, вторая, печень.
Наш пророк сообщил «Морская вода чистая, мертвое (убитое по какой-либо причине) в нем дозволено» и «Не ешь рыбу, которая подохла и плавает на поверхности, ешь рыбу, которая погибла, оставшись на суше после того как ушла вода! Также ешь то, что погибло таким образом в море!»
Не едят рыбу, которая погибла в воде и плавает вверх брюхом. Но можно есть рыбу, которая погибла в сетях, неводе, от каких-то лекарств, от удара молнии, взрыва динамита или от попадания каких-либо веществ. Можно есть рыбу, которая погибла в результате высыхания воды, сильной жары или холода, убитую птицами, погибшей в садке, погибшую зажатой между льдами. Можно есть рыбу, погибшую еще будучи в воде, убитую в воде ударами колотушками, или если отрезали в воде голову. Можно есть рыбу с грязного водоема предварительно помыв. Если с брюха пойманной рыбы вышла целая, еще не переварившаяся рыба, то ее тоже можно есть.
Вопрос: можно ли есть рыбу, пойманную без «Бисмилля»?
Ответ: произнесение «Бисмилля» при ловле рыбы не обязательно, а тот, кто ловит рыбу не обязательно должен быть мусульманином.
Вопрос: рыбу вялят, не почистив внутренности, также в рассоле солят сардины. Можно ли есть такую рыбу?
Ответ: перед употреблением нужно почистить внутренности (Тахтави)
Вопрос: можно ли есть погибшую в воде рыбу?
Ответ: если рыба подохла сама, то считается умершей от болезни и есть ее нельзя. Но если умерла, попав в тесное место или притертой льдинами, или от электрического разряда, есть можно.
Вопрос: можно ли ловить рыбу на удочку?
Ответ: ловить на удочку можно. Можно убивать рыбу динамитом. Можно есть, если рыба убита ножом. Зарезать барана ножом не является для него мучением.
Вопрос: если консервированная рыба изготовлена не почищенной, то можно ли почистить и съесть?
Ответ: да есть можно. Нельзя есть рыбу, которую приготовили на огне без предварительной чистки. Но соленую рыбу нужно есть, предварительно почистив.
Вопрос: можно ли начинать чистить рыбу, отрезав голову, пока она еще живая?
Ответ: пока рыба не умерла, нельзя начинать чистить. Но если и будет отрезана голова еще живой рыбы, есть ее можно.
Вопрос: можно ли есть рыбу, погибшую от лекарств?
Ответ: можно есть, если не нанесет вреда человеку.
Вопрос: можно есть икру рыбы?
Какие морепродукты дозволены, а какие нет? Можно ли курить кальян?
Вопрос: Здравствуйте, уважаемый алим! 1) Скажите, пожалуйста: дозволено ли по Исламу кушать креветок, кальмаров, морепродукты, рыбу без костей (сом, язык и т. д.)?
2) Можно ли курить кальян, а точнее табак, никотин? Заранее Вас благодарю. (Алматы, Казахстан)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Разрешается употреблять морепродукты, относящиеся к категории «рыба». Аллах говорит в Коране:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил в отношении морепродуктов:
Данные творения названы мертвечиной, поскольку, в отличие от овец, коз, куриц, скота, забой данных животных затруднителен и не требуется исламом. Поэтому, хотя забой рыбы не производится, она исключается из запрета вследствие приведенного хадиса. Поэтому специалисты исламского права постановили, что все животные, являющиеся рыбами, разрешены к употреблению, если были пойманы живьем (то есть не умерли до того, как их вырвали из моря). Значит, разрешается употреблять рыбу с костями и без костей, а также креветок. (Маусуа. – Том 5, стр. 128)
Что касается морепродуктов, которые не являются рыбами, то есть крабов, кальмаров и т. д., то, согласно ханафитскому праву, есть их нельзя, поскольку в категорию «рыба», о которой говорится в хадисе, они не входят. Другие мазхабы (маликитский, шафиитский и ханбалитский) считают дозволенным употребление в пищу морских крабов и кальмаров из-за общего разрешения на морепродукты, которое дается в ранее приведенном аяте Корана (Маусуа. – Том 5, стр. 128).
2) Курение кальяна, табака и сигарет с никотином строго порицается из-за вреда, наносимого здоровью. Аллах велит употреблять чистые блага (то есть то, что не вредно для здоровья).
Аллах говорит в Коране:
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q553)
Можно ли есть рыбу, у которой нет чешуи?
Вопрос: Салам алейкум. Хотел у вас уточнить насколько известно мне морские продукты разрешены и водой можно совершать вуду. Есть разногласие насчёт амфибий но я бы хотел узнать о хукме о рыбе у которой нет чешуи. Так как в местности в которой я живу бытует мнение что такую рыбу нельзя есть что она не зашишена от укусов и попадания туда нечистот и т.д хотелбы у вас получить развёрнутый ответ и аргументы чтобы знать самому и на который бы я мог опираясь давать ответ если вновь попаду в такую ситуацию. Джазакаллаху хайран.
Ответ: Ва алейкум ассалям.⠀⠀⠀
На самом деле, (согласно нашему мазхабу) из морских обитателей дозволена только рыба. Мы постараемся провести наиболее объективное исследование, дабы разъяснить нашу позицию. ⠀⠀⠀
Что касается первого вопроса, то считающие иначе, в качестве аргумента, приводят слова Аллаха:
أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ (المائدة/٩٦)
Вам разрешена (морская охота) рыбалка (Аль-Маида: 96)
«охота» охватывает всех обитателей моря, а не только рыбу, что, в свою очередь, указывает на дозволенность всего.
«سئل عن البحر فقال: هو الطهور ماؤه والحل ميتته»⠀⠀⠀
Таким образом, Пророк ﷺ охарактеризовал мертвечину обитателей моря, как нечто дозволенное без проведения разделительной грани между рыбой и остальными существами.
Доказательством ханафитского мазхаба является аят:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ المَيْتَةُ وَالدَّمُ وَ لَحْمُ الخِنْزِيرِ (المائدة/٣)
Вам запрещены мертвечина (мясо животного, не забитого по Шариату), кровь (которая вытекает, когда происходит забой). (Аль-Маида:3). Без проведения разделительной грани между сухопутными и морскими животными.
А также слова Всевышнего Аллаха:
. وَ يُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الخَبَائِثَ (الأعراف/١٥٧)⠀⠀⠀
А лягушки, раки (крабы), змеи и другие (водные и земноводные) относятся к категории «мерзкое», упомянутое в аяте. От посланника Аллаха ﷺ передаётся: ⠀⠀⠀
سُئِلَ عَنْ ضِفْدَعٍ يجعل شحمُهُ في الدَّواء فنَهى عليه الصلاة و السلام عن ْ قَتْلِ الضَّفَا دِعَ
⠀⠀⠀что его спросили о лягушках, а именно: можно ли использовать жир лягушек в лечебных целях (для принятия внутрь). А Пророк ﷺ запретил убивать их. Запрет же на убийство, в свою очередь, означает и запрет на употребление в пищу. А когда Пророка ﷺ спросили о причине этого, он ответил: ⠀⠀⠀
خَبِيثَةٌ مِن الخَبائث⠀⠀⠀
Это относится к «мерзкому». ⠀
Что касается аята, который они (не принимающие мнения ханафитов) приводят в качестве аргумента, в действительности не является аргументом в их пользу, поскольку под словом:⠀⠀⠀
«охота», упомянутом в аяте подразумевается процесс и/или действие добычи или охоты, а не предмет охоты. (То есть аят дозволяет действие. Те же, кто считает, что из аята проистекает значение дозволенности предмета охоты, ошибается), поскольку это то, в отношении чего производится действие. Давать общий смысл этому слову (то есть, чтобы слово одновременно означало и название действия и предмет, в отношении которого производится действие) является аллегорическим толкованием (отказом от истинного значения) слова, что не приемлемо, в случае если для этого нет оснований (то есть ханафитский усуль не приемлет использование переносного смысла той или иной фразы, если необходимость этого не подтверждена категоричными доказательствами). ⠀⠀⠀
Ведь впоследствии пойманное животное в сущности будет считаться мясом, а не дичью, по причине утраты значений «дикое животное» и «недосегаемое животное». ⠀⠀⠀
Это подтверждается и тем, что в продолжении аята Всевышний Аллах говорит: ⠀⠀⠀
وَ حُرِّمَ عَلَيْكُمْ صَيْدُ الْبَرِّ مَا دُمْتُمْ حُرُماً (المائدة/٩٦)
Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме. (Аль-Маида:96). Очевидно, что запрет для человека в состоянии ихрама, в данном случае, касается того действия, которое мы называем охотой, а не поедание мяса животного, которое было поймано в процессе охоты. Поскольку известно, что поедание такого мяса для человека в состоянии ихрама дозволено, если, конечно, он не сам охотился или охота не была произведена по его указанию. Таким образом подтверждается факт того, что аят определенно не указывает на дозволенность еды, поскольку был ниспослан для разделения (выделения/ обозначения) морской охоты (рыбалки) и охоты на суше в состоянии ихрама. ⠀⠀⠀
А Пророк ﷺ, когда говорил: ⠀⠀
أحلَّت لنا ميتتانِ و دمَان: الميتتان السمك و الجراد و الدمان الكبد و الطحال.
«А мертвечина моря дозволена» указывает только на рыбу. Данный факт уточняется аятами, и хадисами, которые мы привели.⠀⠀⠀ ⠀⠀