какой с меня отличник я в школе песня
Илья и Елена Челноковы
Илья и Елена Челноковы — Школьный рэп
На данной странице вы можете слушать и скачать песню «Школьный рэп» Илья и Елена Челноковы, а также найти слова песни, чтобы петь её вместе с друзьями. Голосуйте за песню в нашем хит-параде детских песен.
Поделиться
Текст песни
Зачем мы ходим в школу? Да каждый за своим.
Вот Димка для прикола, а Васька вслед за ним.
А Рита для того чтоб наряды показать.
А Оля для того чтоб все новости узнать.
Припев:
А ты, а я. Скажи, зачем ты ходишь в школу?
А вы скажите мне друзья для вас, что значит школа?
Сережа вот, к примеру, не учится совсем,
Зато он в школе первый задира и спортсмен.
А Валя по предметам по всем имеет пять,
Зато из-за оценок ей некогда гулять.
Мне Таня говорила, что школа просто класс!
Особенно когда не спрашивают нас!
С уроками морока, но в этом весь прикол!
Ведь если нет уроков, то и не будет школ!
Припев:
А ты, а я. Скажи, зачем ты ходишь в школу?
А вы скажите мне друзья для вас, что значит школа?
А я, а я, хожу я в школу, чтоб учиться!
И знаю я, и знаю я мне это в жизни пригодится!
Про неудачников в школе и кем они стали
Давно заметила тенденцию, что те, кто являлся отличником в школе совсем не становятся лучшими из лучших в жизни. Это не аксиома, всего лишь наблюдение. В то время как многие троечники, наоборот преуспевают в жизни. Конечно же, те, кто совсем ни черта не делает и не пытается, спивались или влачили существование от зарплаты, до зарплаты. Но сегодня речь не о них.
Сергей. Мелкий, но шустрый. кое-как закончил школу. Но уже тогда работал в ларьке. Там-то и открыл в себе математика и великого комбинатора. Часть товара продавал по установленной цене, часть по увеличенной и разницу забирал себе. Его хозяин ларька на этом поймал, но не прибил, а открыл второй ларек и там Сергея поставил главным.. Не скажу, что он теперь крутой предприниматель, но живёт он в Италии и является представителем какой-то торговой компании.
Что интересно, отличники из моего потока ничего не добились. Ни одного успешного не знаю. Так и с одноклассницами. Вышли замуж и всё. Ничего особенного не могу рассказать о них. Есть две холостячки, вот у них интересно жизнь сложилась. Одна в Москве экономист в какой-то энергетической компании. Вторая стюардесса международных рейсов, но сказала, что скоро осядет в Европе. Оканчивает университет заморский. Её будущую специальность не знаю.
Дети, которых я запомнила и нашла в соц сетях через несколько лет после преподавания
Вова. На него обратила внимание, потому что на переменах он стоял у стены и методично бил кулаками стену. Мои коллеги на это мне сказали: «Не обращайте внимания, он придурок.» Подобная фраза для меня как вызов! Я ненавижу до сих пор, если на человека плюют потому что он не вписывается в какие-то общепринятые рамки. Ты не знаешь какая у него ситуация, почему он такой, а уже принижаешь.
Как я узнала уже от Юры, он жил с матерью. Отца не знал. Мама вставала рано и уходила на работу, он ей помогал по дому и старался не волновать. Но учиться не хотелось. Не интересно. Колошматил он стену, чтобы набить мозоли на костяшках. Ему нравился бокс. но денег на тренировки не было. Он просто после школы или вместо школы ходил в спорткомплекс и смотрел как тренируются. Ещё он читал!! Зайка, моя!- подумала, Моя библиотека в твоём распоряжении))) И приносила ему книги. Это была фантастика, разные словари! ДА. Ему было это интересно.
Как узнала позже, Вова собрал в своём дворе ровесников и ребят помладше и стали они все вместе заниматься на турниках, учились на скейтах кататься. Сейчас он тренер в фитнесс-клубе и тренер в детском спортивном клубе.
Юра. Его мои коллеги причислили к идиотам и шутам. А почему? Этот чертяка был очень разговорчивый!! Он не затыкался))) И он был умный. Но не в рамках школьной программы. Я ему помогла однажды отстоять его мнение и честь, после этого он стал ко мне уважительно относится и на моих уроках сидел спокойно.
Юра ушёл в шоу-биззззз))) Сначала ведущий всяких мероприятий, теперь владелец своего агентства аниматоров-организаторов праздника
Лёша. он учился в 8 классе, когда я преподавала. Лёша был очень страшный мальчик. Не красивые черты лица и кошмарное количество прыщей на 1 см кожи. Он вечно ходил с капюшоном на голове. Даже когда знал ответ, предпочитал не высовываться. Проверяя тетради, я узрела его офигительные рисунки! И привлекла к общественно полезной деятельности. Он стал оформителем всего, что я могла найти. И разрекламировала его талант среди учителей и его одноклассников. Сначала все смеялись. Но стали время от времени просить его нарисовать что-нибудь. А я нашла при художественной академии бесплатные мастер-классы и дала ему адрес. Сейчас Лёша работает реставратором и выставляет и свои работы.
Таких учеников было достаточно. Но мои коллеги не обращали на них внимания. Почему? Они троечники. В глазах учителя они заведомо неудачники. Вот Тооот мальчик-умничка! Он прекрасно решает тождества и задачки по физике. У него хорошая дисциплина и опрятный вид. Вот его мы будем любить и поощрять. А Тот одет в старьё, наверно и семья алкоголики, чего с ним время тратить??
Так вот, я нашла в соц сетях и отличников-любимчиков. И нет в них ничего выше среднестатистического, скажем так. Директоров не увидела. Менеджеры среднего звена, рабочие.
Я не спорю, может у них высоко духовная жизнь или они писатели, а я не знаю об этом. Или они миллионеры, но что-то не слышно и не видно их.
Почему так бывает? ИМХО
Как-то так. Всего лишь наблюдение.
Саша. Плохо учился в школе. Был очень страшный мальчик. Сначала все смеялись. Но прошло время, и он так и остался очень страшным. И все перестали обращать на него внимание. Ой, вы же про удачные примеры пишите.
Не вижу в списке действительно «удачных». Обычная серость, коих миллионы.
И по ним делать какие-то выводы? Смешно.
А от фразы «многие как под капирку» в исполнении учителя только у меня пломбы покрошились?
вот именно из за подобных любителей заглянуть в чужую жизнь мои давно уже как бывшие одноклассники через пару лет пропали с радара окончательно.
и никто из них не знает где я, что со мной. и не узнает никогда.
Черт, очень надеюсь, что вы не учитель русского языка) Но, исходя из вашей же логики, в школе были отличницей.
А вот у меня иначе. Тихони и отличники все пошли в гору после универа. А вот первые такие в классе крутые перцы кто от наркоты сдох, кто в ментовку. Никто кароче
У меня в классе нормально устроились только отличники-хорошисты, потому что поступили в вузы и остались в городе. Остальные все работяги в нашем кукуево и перспектив оттуда вылезти у них никакие, многие уже с детьми.
Только один медалист потерял себя, поступил в мажорный вуз на бюджетку, вроде доволен был, хвастался даже. Закончил хорошо, отслужил и после армии так и не устроился. Знаю год точно не работал, а потом вообще с горризонта пропал
Это фигня. Гораздо интереснее сравнить, как сложилась жизнь альфачей и омег. Я с ужасом вспоминаю свою школьную жизнь, но сейчас всё более-менее неплохо.
Вот именно: за хорошо выполненную работу награды нет.
жаль я был троечником но не стал миллионером, я все думал что будучи неучем мне хорошая жизнь заказана
Давно известно что школьная система кует серую массу, а не индивидуальности и яркие личности.
Много зависит от самого человека и от его окружения. У нас в универе большинство золотых медалистов не доучились, а если и доучились то получили обычный синий диплом. В универе у нас не спрашивали теорию, спрашивали только понимание, в большинстве случаев можно было пользоваться всем чем пожелаешь, но как правило это не помогало если сам принцип тебе не понятен.
Но было пару человек которые реально отрабатывали свои золотые медали, они реально могли усвоить тему лишь один раз прочитав материал, а иногда просто делая логические выводы исходя из чего-то. Они к одному из первых занятий приносили пачку готовых лабораторных работ и успешно защищали их. И темы их дипломных работы можно сравнить с проектом который можно уже продать за 10к+ евро, после небольшой доработки.
Возможно это не везде так, специальность IT.
Я тоже был в школе изгоем, ну а хуль, отслужил, выучился, стал сначала полицейским, только работа мне эта не катит, сейчас есть шанс за бугром, за баранкой работать, большегруз водить.
Автор, ты бы хотел, чтобы тебя лечили троечники или отличники?
Была лахудрой в школе, только с одной девочкой из класса до сих пор общаемся, которая меня больше всего и пиздила.
— а че вы такую маленькую однушку взяли? а че мебель никак не купите? а че так зарабатываете с мужем мало что не хватает на детей (у нас их нет)? А че в Турцию/Египет не ездите.
— Свет, не путай свою двушку в Зажопинске с однушкой почти в центре Питера. Деньги мы зарабатываем, но откладываем на дальнейшее. И работаем что в отпуск выбраться не можем, так как думаем о будущем.
— а дети. ты уже стара. (мне 31 будет).
А что вы преподавали?
твою мать, бабы следят за нами
Тоже наблюдаю ту же фигню. Странно это. Для меня необъяснимо! Вроде люди всё правильно делают (отличники), а в жизни нет фарта. Троечники наоборот, не стараются или не получается, а в жизни устраиваются как сыр в масле. Что за магия?
В первую очередь надо винить систему образования, которая направлена на зазубривание как каких-то тем, так и способов решения задач (взять то же ЕГЭ), а не формулирование самих задач и обучение поиску их решения. Ну и, в конце концов, объяснять ну хоть что-то. Особенно взаимосвязь различных предметов в реальной жизни или наук.
От себя добавлю, что надо ликвидировать однобокие термины «гуманитарий» и «технарь» или как минимум обозначить все-все-все рамки и границы применимости термина.
Как рейтинг в образовании убивает образование
Пикабушники Казахстана, а может быть и России тоже, хочу поделиться видением следующей проблемы. Меня это касается непосредственно, как работника образования.
Ответ на пост «Как отбить у ребёнка желание учиться»
Ответ на пост «Школьный трындец»
По зарплате меня, мягко говоря, не обидели. Директор где-то изыскал средства, и мне платили по репетиторской ставке. Атас! Дали 6 уроков в неделю.
Этим ребятам крутой класс не доверили и даже зеленую доску, которую никакой мел не брал, нашли. Но, благо, проектор есть. Из трех ламп над доской работает одна. Пофиг, работаем.
Класс отфутболивают по разным учителям как раз где-то с 8 класса. За все это время сменилось 6 учителей.
Где-то на этом этапе я понял, что я могу сшить из кожи австралийского бизона самый красивый в мире бубен и плясать перед учениками с ним сутками, но если класс привык не учиться и списывать, то я уже мало что могу изменить. Пришлось немножко прикрутить доброту мою, и воздействием оценками(ставил все честно, без подстав и перегибов), классруком и родителями еле-еле заставил половину класса работать. Пофиг, работаем.
Таким образом, к лету я едва-едва вытянул ребят с неуда на уровень 60-70 баллов по ЕГЭ. Максимум треть из класса, не более. Не горжусь и не тревожусь по этому поводу. Дотянул эту телегу и поскакал галопом подальше в поля. Иначе говоря, твердо отказал директору на предложение продолжить работу.
А где-то уже и видимость делать сил нет.
Ну, и опять же, для крутой техники нужны крутые преподаватели. А тут я был одним из первых, кто включил интерактивную доску и начал ее использовать. Потом меня просили показать, что там и как. Какой смысл в этой современности, если она красиво пылится?
И для крутых программ тоже нужны крутые преподы, которые все же будут учить ребят наукам, а не заниматься непрерывным выставлением оценок и прочей туфтой. Во время удаленки я был одним из немногих преподов, ведущих полноценные занятия. Вел с графическим планшетом и записью занятия, чтобы можно было пересмотреть. Тем, кто хотел учиться, понравилось. Понравилось бы.
И я бы очень хотел давать ребятам ту же математику с физикой хоть с нуля, хоть с середины, весь бы выложился, но у меня нет сил, которые я мог бы тратить еще и на постоянное бумажкописание, поддержание дисциплины в классе и прочие радости. Как-то так.
Как я закончил школу с 5-й по инязу
И вот переехал, сменил школу и там продолжилось все то же самое. Как так-то? Может старая школа переправили со мной мою хар-ку по всем предметам?! XD По сути новая училка придиралась к моему произношению. И, как я помню, исключительно из-за произношения у меня была бы 4-ка под конец 11-го класса если бы не районная (а может муждугородняя, не разбираюсь) олимпиада.
И вот, Марья Николаевна объявила в классе новость, сказала что отличники точно поедут, но может и еще кто-то. Никто не захотел кроме меня. Так что меня взяли без вопросов.
Из мелкого городишка приехали в соседний город, началась олимпиада. Она включала несколько этапов: тест, прослушивание аудиозаписи и ответы на вопросы по аудиозаписи. Может еще что-то, не помню, но как-то так.
Прослушали, ответили, вернулись.
Позже пришли результаты: отличники набрали около 160-200 баллов, я под 800 из 1000.
В итоге я все же получил 5-ку от удивленной училки, да и она как-то смотрела после этого на меня странно. Типа как же так?!
Нежданчик в школьном киоске
Давным давно, в далёкой галактике далёком 2001 году, уже 40 минут я ждал автобуса в свой райцентр. На улице была осень, моросило, а напротив остановки стоял киоск по продаже школьных принадлежностей. От нечего делать я принялся изучать содержимое витрины, и тут среди тетрадей, пеналов и карандашей с ручками, мой взгляд зацепился за не вписывающуюся в тематику 😉 обложку:
Вот что нужно изучать в России с малых лет! Естественно, я купил эту брошюру на 43 страницы, и по дороге домой успел изучить 😉
Было принято решение опробовать на практике самый быстрый первый рецепт из текста:
Сутки мы ждали окончания процесса, при этом употребив уже заводского варианта напитка ).
Когда же резиновая перчатка сдулась, пол-общаги пришло посмотреть на результат. И результат не дожил до конечного продукта 😉 Следующий день из дегустаторов мало кто помнил, благо был выходной :). Но впоследствии мы уже соблюдали технологию и конечный продукт получался весьма неплохим.
P.S. Буквально вчера я обнаружил сие творение И.С. Степанова в обители ситхов своем подвале).
Ответ Hempua в «Порфирий Иванов и его секта»
Правда, не совсем понятно было, как быть с физиологическими потребностями дефекации и мочеиспускания, нам так и не объяснили.
Видимо, слишком малы были для таких знаний. Во втором или третьем классе то.
Ответ на пост «Как учить стихи»
Как учить стихи
Описанный прием помогал мне в школе быстро учить стихи, буквально за перемену (10 минут).
Взять стих, например:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
1-2 раза прочитать. Переписать на маленький лист бумаги или на ладонь(далее можно использовать как шпаргалку), но не полностью слова, а лишь первые их буквы:
А дальше просто пытаться пересказать стих, глядя на шпаргалку. Если не получается вспомнить значение той или иной буквы, подсмотреть в оригинал текста. Пройти несколько раз по шпаргалке, до момента, когда уже не требуется подсматривать в оригинальный текст. Еще несколько раз пройтись по шпаргалке, и все. Можно идти рассказывать.
Ответ на пост «Не Моргенштерном единым живет молодежь»
Недавно около моего дома отгрохали сквер, с лавочками и прочими ништяками, естественно там начал тусоваться весь местный молодняк, слушая на портативных колонках всякие помои, от которых кровь из ушей идет. Через этот сквер я постоянно езжу на велике, и да бы уберечь свой слух стараюсь проезжать по быстрее.
Но как то возвращаясь с работы я не поверил своим ушам, на одной из лавок сидит компания ребятишек лет 16-17 и слушает Агату Кристи, я аж сбавил скорость. Дальше больше. Где то через неделю, проезжая, заприметил другую компанию, примерно такого же возраста. Ребята были без колонки, но с гитарой, а собственно сам гитарист исполнял, причем очень даже зачетно, хиты группы КИНО. Я просто не мог проехать мимо, уселся на соседнюю лавочку, достал купленное домой пиво и просто кайфовал. Вера в молодое поколение восстановлена!
Не Моргенштерном единым живет молодежь
Было это зимой, в прошлом учебном году. В 6 классе вела урок русского языка. Ученикам лет 12-13. Писали диктант. Дохожу до второго абзаца, начинаю диктовать: «Белый снег. «, и тут половина класса, не сговариваясь, продолжает, подпевая: «Серый лёд. «
Тепло стало на душе)
Шкoльныe туpиcты, 50-e гг
Ответ на пост «Разблокировано воспоминание»
У нашего класса в старшей школе классным руководителем была учительница математики. Лауреат всяких там премий, призер всяких подозрительных конкурсов.
В общем через 45 минут вместо положенных 3-х часов весь класс в стройном порядке покинул кабинет. Параллельный нам класс писал экзамен все 3 часа.
Ответ GdeMoiTapochki в «Разблокировано воспоминание»
Была похожая ситуация. Никогда особо не любил химию, поэтому частенько получал тройки, да двойки. Как-то раз, учитель сказала, что на следующий урок будет самостоятельная по таким-то темам. Когда я возвращался домой, то думал, что уж теперь-то я подготовлюсь и удивлю тебя, Анна Сергеевна!
На следующий урок химии я шёл уверенным в себе на 100 процентов. Я выучил абсолютно все темы. Она посадила меня на первую парту, поставила рядом стульчик и сидела рядом весь урок, изредка отвлекаясь на какую-то книжку.
Конец урока, мы сдаём свои работы и уходим на другой урок.
С нетерпением жду следующего урока. Настал этот день. Она начинает оглашать результаты. Когда доходит до меня: Соколов, написал на 4, но я тебе её не поставлю. Уверена, что ты списал. Будешь переписывать.
Вот так во мне убили остатки интереса к химии
Как создавался первый учебник истории в СССР
После битвы при Садовой, кардинально повлиявшей на исход Австро-прусской войны 1866 года, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель изрек фразу, которой было суждено стать крылатой:
«Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». (считают что это сказал Бисмарк)
В конце октября 1931 года Сталин отправляет в редакцию журнала «Пролетарская Революция» (письмо) статью «О некоторых вопросах истории большевизма». Из данной статьи можно сделать вывод, что руководство ВКП(б) понимает, что революция становится историей и необходимо разъяснять некоторые аспекты.
Необходимо отметить, что в это время в средней школе СССР отсутствовал курс истории, а в университетах страны не было исторических факультетов.
5 марта 1934 года по инициативе Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривает вопрос о постановке преподавания гражданской истории в школах. Разработку конкретных предложений Политбюро поручает наркому просвещения РСФСР Андрею Сергеевичу Бубнову, которого Сталин хорошо знал лично.
14 марта 1934 года нарком направляет на имя генсека проект соответствующего постановления, в котором предлагается, начиная с будущего 1934/35 учебного года, «ввести в качестве самостоятельных курсов курсы всеобщей истории и истории России и СССР». На изучение всеобщей истории предусматривается существенное увеличение числа учебных часов за счет соответствующего (на 180 часов!) уменьшения числа уроков обществоведения и труда.
К составлению материалов для чтения по истории наркому он предлагает привлечь писателей Юрия Тынянова, Алексея Толстого, Константина Паустовского.
Ознакомившись с предложениями Бубнова, Политбюро четырежды (20 марта, 29 марта, 15 апреля и 15 мая 1934 г. анализирует сложившуюся ситуацию и в конечном итоге утверждает проект совместного постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории во всех средних школах.
7 июля 1934 года Сталин получает от Бубнова конспект будущего учебника «История СССР», внимательно читает его с карандашом в руках и делает принципиально важное замечание:
«1) нет истории народов
2) учебник д[олжен] б[ыть] смертным приговором царизму, как поработителю народов».
Вероятно Сталин также предвидел возможность появления коллаборантов, готовых сотрудничать с врагами своей родины под знаменем национального возрождения и бороться линией партии.
8 августа 1934 года Сталин, Жданов и Киров так сформулируют главную претензию к авторам концепции будущего учебника:
«В конспекте не даны условия и истоки национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России, и, таким образом, Октябрьская революция как революция, освободившая эти народы от национального гнета, остается немотивированной, равно как немотивированным остается создание Союза ССР».
Это и другие принципиальные сталинские замечания будут 14 августа 1934 года рассмотрены на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и одобрены специальным Постановлением № П 12/99, имевшим гриф «Строго секретно». Пройдет полтора года, и 27 января 1936 года «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР» будут напечатаны в «Правде».
Также авторы учебника не в полной мере смогли доходчиво обосновать некоторые вопросы. И тогда Сталин, получив 29 марта 1937 года проект постановления жюри конкурса на лучший учебник по истории СССР для начальной школы, лично редактирует один из пунктов, добиваясь предельной прозрачности мысли:
Постановление было опубликовано в газете «Правда» 22 августа 1937 года.
Писатель Михаил Михайлович Пришвин, осознает глубину сталинского замысла и воспримет публикацию «Правды» как важную веху в судьбе страны и в своей собственной биографии, о чем оставит запись в дневнике:
А в начале декабря 1936 года Пришвин, чутко уловивший изменение вектора сталинской политики, обращенной в прошлое, сделает вывод:
«В агитационном отношении теперь нужен сценарий, поднимающий великорусское национальное самосознание».
Писатель оказался провидцем. 1 декабря 1938 года выйдет на экраны и заслужит всенародную любовь фильм режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
Победа профессора Шестакова
27 августа 1937 года Политбюро примет решение N П51/806, подводящее итоги конкурса на написание лучшего учебника истории. Пальму первенства получит профессор А.В.Шестаков.
Андрей Васильевич Шестаков (1877-1941)
«Ввиду отсутствия какого бы то ни было учебника по истории СССР, составленного в духе марксизма, признать целесообразным преподавание краткого курса истории СССР Шестакова не только в 3-м и 4-м, но и в 5, 6 и 7-м классах, впредь до появления другого более пространного учебника по истории СССР».
За несколько лет до начала мировой войны школы получили учебник, который не только приучал гордиться прошлым, но и «объяснял» школьникам настоящее, в том числе причины уже начавшегося в стране арестов.
И далее призыв к детям: «Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми».
Учебник истории СССР А.В. Шестакова (1877-1941) с пометками И.В. Сталина.
Ответ на пост «Довели учителя»
Тема физического насилия в педагогике отчасти табуирована, хотя в художественной литературе можно встретить описание того, как наши предки обучали молодое поколение. Вот, например, из «Отважных мореплавателей» Киплинга:
Сразу стоит сделать оговорку: Макаренко был не просто учителем, а воспитателем. Заведующим колонии малолетних преступников. Двадцатые годы, беспризорщина, голод и холод. Это «слегка» отличается от современных реалий обучения, не так ли? Впрочем, несмотря на сто лет, прошедшие с момента описываемых событий, состояние дел в педагогической науке описано в книге как нельзя более точно:
Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были еще и месяцами поисков истины. Я за всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года.
.
У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие.
.
Меня возмущали безобразно организованная педагогическая техника и мое техническое бессилие. И я с отвращением и злостью думал о педагогической науке:
«Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство».
Насколько я помню педагогику, основы педагогического мастерства и иные предметы моего именно педагогического (к сожалению) образования, этих инструментов нет до сих пор. Судя по учебникам и материалам конференций, педагогические теории – это, в большинстве своем, набор простых и незамысловатых истин, построенных по алгоритму «быть хорошим – хорошо». А чтобы их доказать, надо просто повторить само условие, только другими словами. Впрочем, Макаренко пишет и об этом:
На небесах и поближе к ним, на вершинах педагогического «Олимпа», всякая педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью.
На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать.
.
Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян, но это никого не смущало — для небожителей были дороги принципы и идеи.
Если кого-то смущает словосочетание «коммунистическая личность», можете заменить его словами «достойный гражданин» или чем-то подобным. Крайне советую прочесть главу «У подошвы Олимпа» полностью, так как именно в ней делается основной разбор педагогического «вероучения». Основная идея, пожалуй, вот:
А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.
Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим портачам:
— У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебока и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья.
Впрочем, по высоким теоретикам Макаренко тоже прошёлся:
«Кому ума недоставало» решать любые воспитательные вопросы? Стоит человеку залезть за письменный стол, и он уже вещает, связывает и развязывает. Какой книжкой можно его обуздать? Зачем книжка, раз у него у самого есть ребенок? А в это время профессор педагогики, специалист по вопросам воспитания, пишет записку в ГПУ или НКВД:
«Мой мальчик несколько раз меня обкрадывал, дома не ночует, обращаюсь к вам с горячей просьбой…»
Спрашивается: почему чекисты должны быть более высокими педагогическими техниками, чем профессора педагогики?
Если кто-то полагает, что в нынешнее время ситуация кардинально изменилась, то вынужден огорчить. И это бессилие, пожалуй, одна из причин, которые приводят к подобным конфликтам, каковые описаны в изначальном посте. Нет некоего рабочего отлаженного механизма для их предотвращения и разрешения. Материальный вопрос оплаты труда учителя, который затрагивается в публичном разборе подобного рода конфликтов, конечно же, имеет место быть (пожалуй, стоит коснуться этого вопроса в отдельном посте), однако это не единственная причина.
И из всего богатства поднятых Антоном Семёновичем вопросов обыватель помнит лишь о избитом воспитаннике! Это крайне иронично Иронично потому, что за фактом удара оный обыватель не видит сути вопроса. Впрочем, обратимся к первоисточнику:
И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно веселый ответ:
— Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
— Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!
И вышел из спальни.
Вот такой эпизод. В разговорах с иными сотрудниками колонии Макаренко поясняет этот эпизод так:
Саму же «Педагогическую поэму» крайне советую к прочтению. Идеи Макаренко ничуть не устарели, и проблемы, поднятые им всё ещё актуальны.