какое яйцо снесла курочка ряба
В чём смысл сказки Курочка Ряба?
Вопрос далеко не простой
Есть произведения, которые входят в жизнь человека с раннего детства. Яркие книжки с картинками становятся окном в мир литературы. И одно из первых мест занимает сказка «Курочка Ряба».
Самым популярным стал вариант Константина Дмитриевича Ушинского. Именно этот текст издаётся чаще всего и становится той сказкой, которую дети, едва выучив буквы, читают самостоятельно. Ушинский был выдающимся педагогом и многие тексты создавал в расчете на восприятие маленьких детей:
«Жили себе дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое – золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Вроде бы незамысловатый текст. Однако даже у совсем юных читателей могут возникнуть вопросы. Например, почему дед и баба старались разбить яйцо, а когда мышка это сделала – плачут? И почему простое яйцо лучше золотого?
Тут имеют место разные смысловые пласты. Ушинский обработал народную сказку и создал ёмкий, лаконичный, ритмичный текст. Однако глубинный смысл остался спрятанным между строк.
Сказка о курочке Рябе имеет немало вариантов. И различия порой очень существенные. В сборнике Александра Николаевича Афанасьева можно найти версию под названием «Курочка». Завязка сюжета проста. Была у старика и старушки курочка, снесла яичко «пёстро, востро, костяно, мудрено». Положили его на полку. Но тут мышка пробегала, махнула хвостом, яйцо и разбилось.
Заканчивается сказка очередной странной реакцией. «Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал».
Тут и сказке конец. Сюжет оборван. Открытый финал? А дальше могла быть продолжена череда неадекватных реакций. Однако сказано, что яйцо «мудрено».
Интересен вариант Алексея Николаевича Толстого. Начало знакомое: «Жили-были дед да баба. У них была курочка Ряба». Далее всё предсказуемо – снесла курочка яичко: «пёстро, востро, костяно, мудрено». Мышка хвостиком «вернула», и результат понятен. И началась настоящая фантасмагория. Дед и баба начали рыдать, ворота скрипеть, куры летать… Но заканчивается сказка утешением: Ряба пообещала снести другое яйцо, не простое, а золотое.
Перевёртыш привычного сюжета. Разбилось простое яйцо, а курица взамен пообещала золотое. То есть нечто более ценное.
Тайны за семью печатями
Яйцо – глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо – символ зарождения чего-то нового.
В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца – весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.
В греческой мифологии яйцо – весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная – будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.
В литературе разбивание яйца – процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.
Трактовок сказки о курочке Рябе может быть очень много. Порой – взаимоисключающих. Даже в том, что курочка – именно Ряба (бело-чёрная), тоже есть смысл. Белый цвет – день, чёрный – ночь. А тут двухцветие. Рябая курица – среднее между днём и ночью. А более глобально – между жизнью и смертью. И золотое яйцо – нечто неживое. А простое – продолжение жизни.
Золото добывают под землёй. Поэтому оно ассоциировалось со смертью. И деду с бабой пришла весть о скором уходе. Единственный выход отсрочить это – разбить яйцо. Но золото не бьётся. Сделала это мышка – посредница между земным и подземным мирами. И дед с бабой плачут – они не смогли обойти судьбу. Курочка Ряба обещает им другое яйцо – простое. То есть шанс продлить жизнь.
Но можно трактовать и в весьма бытовом ключе. Золотое яйцо – шанс улучшить жизнь. Кстати, на подобные мысли наталкивает вариант Алексея Толстого, где взамен разбитого простого Ряба обещает золотое. Но в версии Ушинского дед и баба не поняли его ценности. Им нужна яичница здесь и сейчас. Мечта сбылась. Но это слишком простое толкование.
Яйцо может быть и символом возрождения и обновления жизни. Мифологическая птица Феникс сама себя сжигала и возрождалась. По одной из версий, на месте самосожжения появлялось яйцо, из которого и появлялся на свет молодой, обновлённый Феникс, ещё более прекрасный. А песня его обладала магическими свойствами. Очень вероятно, что жар-птица из русских сказок – тоже некий вариант Феникса. Жар от самосожжения, а затем – возрождение. Это могло быть как раз через новое яйцо – очень вероятно, что золотое.
…Незамысловатая на первый взгляд сказка содержит в себе много смысла. Она подобна зерну, которое прорастает постепенно в сознании читателя, А ещё – пища для размышлений. У каждого своя цепочка ассоциаций. Вероятно, сказка ещё не до конца разгадана. И сделать это предстоит новым читателям.
********************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру»
Курочка Ряба
Вариант 1
Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
Вариант 2
Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!
Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:
— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.
Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.
— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!
На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.
Пришел поп с книгою.
— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!
Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.
Психоанализ сказки Курочка Ряба
Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
– Не плачь, Дед, не плачь, Баба,
– снесу вам яичко не золотое, а простое.
Кто-то хоть раз задумался о нелогичности этой деревенской истории? Очевидно ведь, что есть какой-то тайный смысл в Курочке Рябе – сказке, которую детям чуть-ли не первой читают или рассказывают. Но как-то непонятно и по меньшей мере, странно ведут себя Дед и Баба. Зачем-то пытаются разбить яйцо, которое в принципе разбивать незачем, оно золотое.
А когда откуда не возьмись, появилась мышка и, махнув хвостиком, расколотила эту красоту, они дружно начинают рыдать. Ну почему, скажите на милость? Ведь вы только-что хотели сами это сделать. Но успокаиваются Дед с Бабой только после того, как курочка обещает снести им яичко простое, не золотое.
Попробуем разобраться в тайном смысле этого народного шедевра. Общеизвестно, что сказка – метафора, некая модель Жизни, Космоса, Мироздания.
В сказках, в метафорической форме всегда содержатся знания об устройстве мира и о том как себя в нем вести.
А персонажи сказок всегда несут в себе символический смысл. Что мы имеем здесь?
Дед и Баба – пожилая деревенская пара, которая дружно доживает свою жизнь в своём уютном хозяйстве.
Курочка Ряба – символ Высшего разума, она потому и черно-белая, что сочетает в себе и добро, и зло.
Мышь в мифологии – посредник между миром живых и мёртвых. Она может жить и на земле и под землёй, и потому служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь – двулика, может сотворить и добро, и зло. В сказках мышь часто – символ Случая, Судьбы, Руки Бога.
И наконец, простое яйцо это символ жизни, в христианстве – символ воскрешения.
И вот теперь все становится на свои места и появляется смысл.
Наша сладкая парочка в ужасе. Пожить ещё хочется, но теперь уже надежды нет. Дед плачет, Баба плачет. Спасает ситуацию Курочка Ряба. Она принесла несчастье, но ей по силам и Добро сотворить. Добро-то в сказках всегда побеждает Зло. Должно побеждать и в жизни!
И Рябушка успокаивает своих хозяев. Кудахчет и обещает, что подарит им Жизнь. Для Высшего разума это легко. Просто снесёт им простое яйцо. Поживите ещё.
Старички рады! Они спасены!
Тут и сказочке конец! А кто слушал – молодец!
«Курочка Ряба» — самая загадочная русская сказка о конце света
Это одна из самых сложных сказок для понимания. Она с большим секретом.
фото zen.yandex.com.am
Подписывайтесь на НР в
Что-то тут не сходится…
Привычный текст знает практически каждый: жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба: я снесу вам яичко, не золотое, а простое!»
Чаще всего мы читаем это на автомате. Но если задуматься, то полный абсурд! Сами били-били яичко, старались, а вот на мышку обиделись, что она так легко его расколола. А потом легко утешились обещанием простого яйца. Что-то не сходится. Стоит разгадать тайну этой загадочной курочки.
Афанасьев нам в помощь
У главного собирателя русских народных сказок есть два варианта знакомой нам Рябы.
Первый:
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут?
Старики начали пересказывать:
— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
Второй вариант:
Как у нашей бабушки в задворенке
Посадила курочка яичушко,
В осиновое дупелко,
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Посадила курочка яичушко,
В осиновое дупелко,
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь…
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!
Ну, как вам сказка про курочку Рябу? Еще сложнее? Вообще, становится непонятно, почему весь мир сошел с ума после «смерти» яичка.
Интересен вариант и Алексея Толстого. У него встречается утешение от лица курочки, мол, не плачьте, я снесу вам не простое, а золотое яичко. И все же понятнее она не стала. Давайте разбираться!
Яйцо – устройство мира
И после этого понятна реакция всех людей на известие о разбитом яйце: происходит крах Вселенной! То есть это сказка о том, как Вселенная была создана и как разрушена. И вспоминаем библейское: что из праха создан и в прах превратится. Печально?
Есть ли надежда?
Получается, что сказка про апокалипсис? Да, так и есть. Интерпретаций этой сказки очень много, но в целом они схожи. Но есть ли шанс после крушения мира?
Посмотрите, как поп — а в более древнем варианте – волхв – себя ведет: он разрывает книги с истиной, в некоторых вариантах сказки он разбивает себе голову, в которой содержатся тайные знания о мире.
Но! Некоторые исследователи обращают внимание на то, что вереи (столбы для ворот) хохочут. Зная, что у славян было принято смеяться на похоронах, ведь смех – это жизнь, магическая сила возрождения, становится понятно: у Вселенной есть шанс переродиться. А столб ко всему прочему – ось земли.
Да и дом готов разрушиться от порывов ветра (крыша шатается, дом весь выгнулся), но ветер – символ зарождения. Вспомните фразу про беременных: «ветром надуло».
Некоторые исследователи считают, что в курочке Рябе четко показано современное время, когда народ проходит путь сильнейшей деградации. И крах этого строя неминуем, люди сами себя уничтожат (разрушат, порвут, разобьют). Но после начнется возрождение, появление нового мира и новых людей. Появится «золотое яйцо» как образ объединения людей с божественным началом.
Удивляет больше всего то, как наши предки славяне могли так точно и так четко знать, что произойдет с потомками спустя несколько веков.
Сказка «Курочка Ряба»
Народную сказку «Курочка Рябу» читают всем малышам, потому что она по-настоящему нравится маленьким деткам. Простая сказка научит их запоминать подобные истории и даже пересказывать их. Что заложено в эту легко запоминающуюся сказку, пожалуй, не знают даже родители. Почему, к примеру, разбитое мышкой золотое яйцо так огорчило деда с бабой, ведь они сами пытались сделать это не один раз? Оказывается, они плачут потому, что оно пустое. Яйцо издревле относят к прообразу всего живого на Земном шаре, поэтому пустое яйцо нехороший знак. Однако обещание курочки Рябы снести вместо золотого простое яйца вселяет надежду на продолжение жизни.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Курочка Ряба
Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.